УДК 378 ББК 74.489.85
Д 79
Дубцова Марина Михайловна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой географии, теории и методики обучения географии факультета естественных наук, математики и технологий Забайкальского государственного университета, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (рецензирована)
В статье рассмотрены вопросы организационно-методического обеспечение самостоятельной работы студентов на примере подготовки учителей географии в разрезе учебной дисциплины «Биогеография». Значимость самостоятельной работы студентов в рамках формирования компетенций как основных результатов образования непрерывно возрастает, поэтому проблемы поиска эффективных способов ее организации и методического обеспечения приобретают особую актуальность.
Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, самостоятельная работа студентов, организационно-методическое обеспечение, образовательный процесс.
Dubtsova Marina Michailovna, Candidate of Pedagogics, head of the Department of Geography, Theory and Methodology of Teaching Geography of the Faculty of Science, Mathematics and Technology Trans-Baikal State University, e-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS - FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS AS A FACTOR OF PROFESSIONAL
COMPETENCE FORMATION
(Reviewed)
The article deals with issues of organizational and methodological support for independent work of students on an example of training Geography teachers in the context of the discipline "Biogeography ".
The importance of independent work of students in the framework offormation of competencies as basic education results is continuously increasing, so the problem of finding effective ways of its organization and methodical support is of particular relevance.
Keywords: competence, professional competence, students' independent work, organizational and methodological support, educational process.
Целью современного вузовского образования сегодня является формирование личности профессионально и социально компетентной. Приобретенные в ходе освоения основной образовательной программы компетенции - основные результаты образовательной деятельности, которые в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) описаны на языке общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Компетенция - наличие у человека знаний, умений, способов и опыта деятельности, определенных качеств личности и др., необходимых ему для продуктивной профессиональной деятельности. Компетентность как комплекс компетенций формируется по мере накопления опыта в соответствующей профессиональной деятельности и представляет собой динамическое качество специалиста, движущееся от уровня, который закладывается в период обучения в вузе, к мастерству как высшей форме компетентности. [1]
В профессиональном образовании на сегодняшний день все еще имеет место противоречие между необходимостью формирования субъектной позиции студента, подразумевающей его готовность принимать самостоятельные и взвешенные решения в будущей профессиональной деятельности и доминирующей ролью преподавателя, обрекающего его на роль пассивного объекта педагогического воздействия. [2] В этой связи значимость самостоятельной работы студентов (СРС)
в процессе обучения возрастает, а проблемы поиска эффективных способов ее организации, методического обеспечения и оценивания становятся особенно актуальными. Согласно ФГОС ВО доля самостоятельной работы как фактора, сопутствующего введению кредитной системы, в подготовке студентов является весьма значительной, что оказывает существенное влияние на их профессиональное становление и развитие. [3] Вместе с тем, проектирование, организационные формы, методическое обеспечение, система контроля и оценивания результатов СРС - одно из проблемных мест в системе ВО, что предполагает смещение акцента на методическую составляющую преподавательской деятельности.
СРС нами понимается как активная познавательная деятельность, связанная с поиском, осмыслением, закреплением и систематизацией знаний, формированием и дальнейшим развитием приобретенных умений и навыков, в результате которой должно происходить последовательное формирование компетенций. Таким образом, одной из задач, которые призвана решить СРС как неотъемлемая часть образовательного процесса, является формирование профессиональных компетенций обучающихся.
В.П. Шишкин выделяет такие виды СРС, как самостоятельная работа на аудиторных занятиях; СРС под контролем преподавателя во время консультаций; внеаудиторная самостоятельная работа, осуществляемая при выполнении домашних заданий, которые могут носить как учебный, так и творческий характер. [4] Г.Н. Диниц к основным требованиям к организации СРС относит: необходимость ее организации во всех звеньях учебного процесса; выполнение самостоятельной работы должно способствовать активизации мыслительной деятельности студентов и мотивации учебной деятельности; необходимость сочетания репродуктивной и продуктивной самостоятельной учебной деятельности. [5]
Эффективность организации СРС зависит от соблюдения таких педагогических условий, как ее предварительное проектирование, определение целей и задач, содержания, места в структуре образовательного процесса, контроль, оценивание. Четкое планирование СРС - залог успешной реализации поставленных перед ней целей. При организации СРС важно перераспределить объем и обеспечить оптимальное содержание изучаемой дисциплины между аудиторной и внеаудиторной СРС. Необходим тщательный подбор и разработка различных видов учебных заданий, определение их трудоемкости, обеспечение методического сопровождения, включающего алгоритмы выполнения заданий, конкретные рекомендации. Учебные задания для СРС должны быть понятными и реально выполнимыми для студента, но в то же время содержать элементы новизны и требовать нового алгоритма выполнения. Во всех случаях они должны быть профессионально ориентированными. Немаловажно правильно организовать систему контроля выполнения и оценивания результатов СРС. В этой связи разработка контрольно-измерительных материалов, своевременный анализ выполнения самостоятельной работы студентов с целью определения ее результативности, доведение до них результатов оценивания также является важнейшей задачей преподавателя. В процессе обучения на основании данных, полученных в ходе контрольно-оценочной деятельности, может быть выработана корректирующая программа СРС индивидуально-ориентированного характера, учитывающая образовательные потребности обучающихся. В целом СРС постепенно должна превращаться в творческий и максимально приближенный к условиям будущей профессиональной деятельности процесс. Для реализации сказанного необходимо соответствующее организационно-методическое обеспечение, которое включает комплекс мероприятий по планированию, организации и оцениванию результатов СРС, свободный доступ обучающихся ко всем видам образовательных ресурсов.
С целью организации СРС в Забайкальском государственном университете (ЗабГУ) определены требования к текущей аттестации, разработано Положение о самостоятельной работе студентов [6], регламентирующие их работу в течение семестра. На основании общей схемы, рекомендованной по вузу, кафедры самостоятельно определяют оцениваемые виды самостоятельной работы с учетом специфики преподаваемых дисциплин и занимаются разработкой организационно-методического обеспечения данного вида деятельности.
К задачам учебного вузовского курса «Биогеография», изучаемого студентами - будущими учителями географии, относятся формирование знаний о биотическом компоненте географической оболочки, географическом распространении живых организмов, освещение географической точки зрения на процессы эволюции органического мира Земли. Рассматриваемый курс тесно связан со школьным курсом географии, где биогеографические данные используются при изучении разделов, включающих сведения об органическом мире территорий. Это неотъемлемое звено дисциплин географического цикла, занимающее важное место в общей системе подготовки бакалавров -будущих учителей географии. Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций: способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) [7]. Результатом изучения дисциплины являются и специальные компетенции: владение навыками анализа текстовых и картографических материалов, приемами составления характеристик (СК-1); способность устанавливать причинно-следственные связи между природными факторами и распространением организмов (СК-2); способность выявлять индивидуальные особенности биомов (СК-3); готовность опираться на теоретические знания при решении практических задач (обучение школьников географии) (СК-4). При изучении дисциплины предполагается существенный объем СРС. Это изучение теоретических вопросов, не вошедших в лекционный курс; конспектирование; выполнение обязательных практических заданий практикума и заданий по выбору студента; подготовка докладов и сообщений; реферативная работа (по выбору студента); подготовка презентаций; подготовка к семинарским занятиям и всем видам контрольных испытаний (устному собеседованию, коллоквиуму, контрольным работам, тестовому тематическому контролю и др.).
Планирование СРС по дисциплине осуществляется перед началом ее изучения. Виды самостоятельной работы и сроки отчетности отражены в плане-графике, который доводится до сведения студентов на первом в семестре занятии. Учебно-методическое обеспечение курса «Биогеография» направлено на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, достижение результатов, связанных не только с усвоением информации, но и со способностью действовать в различных педагогических, дидактических и других ситуациях, адекватно используя полученные профессиональные знания и умения. Оно включает учебно-методический комплекс дисциплины, печатные издания, картографические источники, интерактивные пособия, используемые для выполнения заданий для СРС. Названные учебные ресурсы содержатся в библиотечном фонде вуза и непосредственно в кабинетах кафедры географии, теории и методики обучения географии. Фонд кафедры включает также электронные лекции, учебные фильмы.
Не смотря на требования ФГОС ВО относительно обеспеченности обучающихся различными видами учебных ресурсов, сложившаяся ситуация в высшей школе не всегда позволяет реализовать эти требования на практике, что связано со многими причинами. В таких условиях наряду с широким использованием электронных образовательных ресурсов актуальна разработка и издание собственных учебных ресурсов (практикумов и учебных пособий по дисциплине и др.). Для организации и методического обеспечения СРС по дисциплине автором опубликован и внедрен в учебный процесс практикум «Биогеография» (2013 г.), являющийся недостающим звеном ее учебно-методического обеспечения. Цель его создания - совершенствование системы учебно-методического обеспечения дисциплины. Выполнение включенных в практикум заданий, на наш взгляд, должно помочь студентам разобраться в сложных процессах и закономерностях географического распространения живых организмов, закреплении теоретических знаний, приобретении компетенций, необходимых будущему учителю географии. При разработке заданий практикума автор руководствовался следующими критериями: задания практикума отражают все содержание изучаемой дисциплины; задания не являются однотипными; задания относятся к различным содержательным аспектам; задания имеют уровневую дифференциацию для предоставления студентам возможности выбора своего уровня подготовки; задания касаются вопросов, изучаемых как во время аудиторных занятий, так и внеаудиторно; объем заданий оптимальный, чтобы
исключить перегруженность студентов и предоставить им возможность выполнить и защитить их в ограниченное время; задания носят профессионально ориентированный характер, их выполнение призвано способствовать формированию необходимых для будущего учителя компетенций. При выполнении заданий практикума студенты анализируют те или иные явления (например, проводят сопряженный анализ тематических географических карт с целью выявления каких-либо закономерностей); составляют характеристики (биомов и др.); сравнивают (биомы разных регионов, материков и др.). Подобные задания направлены на формирование таких компетенций, как способность использовать естественнонаучные знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); владение навыками анализа текстовых и картографических материалов, приемами составления характеристик (СК-1); способность устанавливать причинно-следственные связи и закономерности между природными факторами и распространением организмов (СК-2); способность выявлять индивидуальные особенности биомов (СК-3) Осуществление студентами поиска информации для подготовки докладов, презентаций, сообщений, выступлений на семинарах, конспектирование направлено на формирование таких компетенций, как способность использовать естественнонаучные знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); владение навыками анализа текстовых и картографических материалов, приемами составления характеристик (СК-1). Защита выполненных заданий, выступления на семинарах, индивидуальное собеседование (по вопросам практикума) способствуют формированию компетенций - владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); готовность опираться на теоретические знания при решении практических задач (обучение школьников географии) (СК-4).
Ко всем темам, содержащимся в практикуме, разработаны вопросы для самостоятельной подготовки к устному собеседованию, представлены списки основной и дополнительной литературы. Практикум содержит образцы тестовых зданий, которые могут быть использованы для самоконтроля и самооценки результатов собственной самостоятельной деятельности.
Выполнение значительной части заданий для самостоятельной работы, содержащихся в практикуме, связано с обращением к учебным пособиям. Поэтому с целью дальнейшего совершенствования организационно-методического обеспечения СРС по дисциплине издано учебное пособие в двух частях («Биогеография. Часть 1. Общая биогеография» (2015 г.) и «Биогеография. Часть 2. География биомов» (2016 г.)). Потребность в его издании возникла одновременно и в связи обновлением подходов, методов, накоплением новых данных в науке, а также необходимостью издания учебного пособия, адаптированного для будущих учителей географии, поскольку ранее изданные пособия и учебники ориентированы, главным образом, на студентов, обучающихся по биологическому и экологическому профилям. При разработке и практикума, и учебного пособия автором учтено уже имеющееся учебно-методическое обеспечение дисциплины, а также содержание школьного курса географии.
Результаты выполнения СРС оцениваются во время, отведенное для еженедельных консультации в соответствии с требованиями Положения о модульно-рейтинговой системе обучения в ЗабГУ. [8] Данная система обеспечивает последовательно-контролируемый и корректируемый характер СРС. Формы отчетности формализованы, что дает возможность соотнести результаты работы с рейтинговой шкалой и достаточно быстро оценить работу каждого студента. Итоговый балл формируется как сумма баллов, заработанных обучающимися за различные виды учебной деятельности по дисциплине в семестре с учетом самостоятельной работы. Фонд оценочных средств включает банки тестовых заданий, контрольные работы по итогам изучения модуля и др.
Таким образом, ориентация образовательного процесса в вузе на формирование профессиональной компетентности студентов - будущих учителей повышает значимость их самостоятельной образовательной деятельности. Это означает принципиальный пересмотр организации названного процесса, который должен быть построен таким образом, чтобы формировать у студентов способность к самообразованию, саморазвитию, самоконтролю, творческому применению полученных знаний, адаптировать их к будущей профессиональной
деятельности. В этой связи создание соответствующего организационно-методического обеспечения и сопровождения рассматриваемого вида деятельности студентов является необходимым звеном системы формирования профессиональной компетентности будущих выпускников.
Литература:
1. Дугарова Д.Ц., Дубцова М.М., Калинина Л.И. Модернизация государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования: учебное пособие. Чита: ЗабГУ, 2015. 111с.
2. Индивидуализация образовательного процесса в вузе: монография / под. ред. Л.В. Безбородовой. Ярославль: ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. 134 с.
3. Рыбак Е.В. Самостоятельная работа в условиях перехода на многоуровневую систему образования // Ученые записки РГСУ. 2007. №4. С. 80-90.
4. Шишкин В.П. Планирование, организация и контроль внутриаудиторной самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru/RUS/NEWS/t1_d25. htm
5. Диниц Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 176 с.
6. Положение о самостоятельной работе студентов в ЗабГУ. П 7.5.06-03-2014. Чита, 2014.12 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.05.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 91) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.khspu.ru/attachments/article/80/pedobraz-2.doc.
8. Положение о модульно-рейтинговой системе обучения в ЗабГУ.П 8.2.01-02-2014. Чита, 2014. 14 с.