Проблемы преподавания
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Копышева Е.Н., кандидат медицинских наук,
Мишина И.Е., доктор медицинских наук
Учебно-методическое управление ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, Иваново, просп. Ф. Энгельса, д. 8
РЕЗЮМЕ Обосновывается необходимость перехода от «знаниевой» (предметно-ориентированной) модели построения образовательного процесса к “компетентностной”, в которой решающее значение имеет самостоятельная работа студентов, регламентируемая новыми стандартами. Обосновывается необходимость создания комплекса педагогических и дидактико-методических условий, обеспечивающих успешную самостоятельную деятельность студентов. Рассматриваются виды самостоятельных работ; раскрываются функции кафедр в организации самостоятельной работы; описываются компоненты методического, дидактического, диагностического обеспечения; предлагается структура управления процессом, подходы к мониторингу процесса и результата, формы и методы контроля самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, компетенции, компетентностная модель дисциплины, социально важные и профессионально важные качества личности.
* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: [email protected]
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ГОС ВПО III) предъявляют новые, существенно измененные требования к результатам образовательной деятельности. В отличие от действующих стандартов, в ГОС ВПО III конечный результат обучения оценивается по уровню сформированности общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК) специалиста, наличие которых должно позволить выпускникам вуза решать профессиональные задачи любой сложности.
В педагогической практике под компетенцией понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, позна-
вательного и социального опыта, необходимых для качественной, продуктивной деятельности. Профессиональная компетентность определяется как способность и готовность специалистов к применению компетенций в реальных условиях профессиональной деятельности.
В ГОС ВПО III по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» выделено 8 общекультурных компетенций, которые отражают сформиро-ванность основных социально важных качеств личности выпускника, таких как способность и готовность к самосовершенствованию, логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии, сотрудничеству и разрешению конфликтов, толерантности, принятию
Kopysheva E.N., Mishina I.E.
SELF-DEPENDENT WORK AS A DEVELOPMENTAL MEAN OF STUDENTS OCCUPATIONAL COMPETENCE
ABSTRACT Authors substantiate the necessity of the transition from «knowledge» (with orientation to disciplines) model of educational process formation to «competence» model where self-dependent students work has the determinant significance, the latter one is regulated by the new standards. Also the necessity to develop the complex of didactic-and-methodical conditions is grounded and these conditions are to provide the successful self-dependent students work. Types of self-dependent works are scrutinized; chairs functions in self-dependent students work are detected; components of methodical, didactic and diagnostic provision are described; process management structure, approaches to the process & result monitoring, control of forms and methods of selfdependent students work are suggested.
Kev words: self-dependent students work, competence, discipline competence model, socially important and occupationally important personal qualities.
ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции и т. д.
Наряду с общими компетенциями в ГОС ВПО III выделены 32 профессиональные компетенции, которые сгруппированы по основным направлениям деятельности врача-специалиста: диагностические, лечебные, профилактические, реабилитационные, психолого-педагогические, организационно-управленческие, научно-иссле-довательские.
Анализ заложенных в ГОС ВПО III компетенций и уровней их освоения показывает, что обучение в вузе приобретает выраженную практическую направленность. По окончании академии студент должен не только продемонстрировать определенный объем знаний по дисциплинам, но и на должном уровне выполнить стандартный набор практических манипуляций. Поэтому модернизация системы обучения в вузе заключается в переходе от «знаниевой» модели к «компетентност-ной», построенной на деятельностной основе.
В связи с этим компетентностная модель дисциплины может рассматриваться как набор компетенций, который определяется ГОС ВПО, а уровень сформированности компетенций («знаю», «умею», «владею») служит ориентиром для отбора предметного содержания отдельных модулей и тем.
Важным направлением деятельности по реализации компетентностного подхода является увеличение эффективности самостоятельной работы студентов (СРС), которая регламентируется ГОС ВПО и приказом Министерства образования РФ № 14-55-996 ин/15 от 27.11.2002 г. «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».
СРС, в соответствии с ГОС ВПО, должна занимать не менее 30% времени, предусмотренного для выполнения основной образовательной программы. Такое соотношение обусловлено огромным развивающим потенциалом этого вида учебной деятельности. Однако эффективность СРС будет повышаться только при создании системы организационно-педагогических условий ее осуществления и оптимальном управлении этим видом учебной деятельности со стороны преподавателей.
Самостоятельная работа - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, задачами которого становятся ее организация, координация и консультирование. Основная цель, которая ставится в таком случае перед студентами, заключается в последовательной выработке навыков эффективной самостоятельной профессиональной
(практической и научно-теоретической) деятельности как основы социальной и профессиональной адаптации.
Рассматривая этапы СРС, можно проследить механизм формирования профессионально- и социально-важных качеств учащихся (как компонентов ОК и ПК) (табл.).
Функции кафедр при организации СРС состоят в:
- подготовке документов, регламентирующих самостоятельную работу студентов;
-управлении самостоятельной работой студентов;
- мониторинге процесса и результата самостоятельной работы студентов.
Подготовка документов, регламентирующих СРС, включает: разработку графика внеаудиторной СРС, ее плана, средств методического сопровождения и контрольно-измерительных материалов, позволяющих оценить полученные результаты.
Планирование СРС внутри практического занятия осуществляется с учетом ориентировочных норм времени на выполнение различных ее видов в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Методическое сопровождение СРС предполагает создание педагогического инструментария: учебных и методических пособий, алгоритмов, рекомендаций, руководств, критериев оценки результатов деятельности.
Методическое сопровождение состоит в создании заданий, обеспечивающих активное включение студентов в работу в зависимости от их предпочтений и уровня их познавательной деятельности.
Условием успешности СРС является эффективное управление ею, которое включает следующие этапы:
• постановка целей и задач;
• формирование мотивации;
• инструктажи консультирование;
• предъявление педагогического инструментария (алгоритмы, рекомендации, руководства, критерии оценивания);
• контроль,учет, коррекция, оценка.
В процессе обучения студентов выделяют несколько уровней их познавательной деятельности: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый).
Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу. Познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.
Реконструктивные самостоятельные работы осуществляются самостоятельно или с использо-
Таблица. Элементы самостоятельной работы как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций
Этапы самостоятельной работы Элементы формируемых компетенций*
Уяснение поставленной учебной задачи и ее принятие Способен и готов к анализу социально- и личностно-значимых проблем, к самосовершенствованию (ОК2) (как элемент самоконтроля, самоорганизации)
Планирование предстоящей деятельности Способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации с опорой на всеобъемлющие принципы доказательной медицины в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК 3)
Поиск необходимой информации (учебной, научной, методической) Способен и готов изучать научно-медицинскую и параме-дицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт, накопленный по теме исследования (ПК 31)
Выполнение работы по плану на основе теоретических и практических знаний, личного опыта Способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК 32)
Самопроверка и анализ конечного результата. Осмысление образовательных достижений, обоснование и защита принятых решений Способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК 4)
* Описание ОК и ПК даются в редакции ГОС ВПО III
ванием ориентировочных основ действий. В ходе таких работ происходит преобразование алгоритмов в развернутые ориентировочные основы действий. Цель такого рода работ - освоение способов деятельности на межпредметном уровне, что свидетельствует об обобщенности и системности знаний. В качестве примера можно привести комплексные задания для последовательного анализа клинических ситуаций, включающие элементы патогенеза, клиники и лечения на примере одной нозологической формы. При решении этих задач актуализируются опорные знания по изученным ранее теоретическим дисциплинам (патанатомии, патофизиологии, биохимии, пропедевтике внутренних болезней, фармакологии), формируются операциональные межпредметные связи.
Творческая самостоятельная работа подразумевает проведение анализа проблемной ситуации, поиск новой информации для решения задач проблемного характера, самостоятельный выбор средств и методов их решения.
Приветствуется постепенное нарастание сложности заданий в ходе СРС: первоначально студенту предлагают задания первого уровня познавательной деятельности, успешно освоив которые он переходит к заданиям второго и затем третьего уровней.
Для каждого вида СРС разрабатываются формы представления ее результатов:
- тексты выполненных контрольных работ;
- конспекты материалов, изученных самостоятельно;
-отчеты о выполнении лабораторных, практических работ;
-учебные истории болезни, дневники психологических наблюдений с анализом и комментариями;
- статьи, тезисы выступлений;
- учебно-исследовательские и творческие работы.
В качестве форм контроля могут использоваться:
- компьютерное тестирование;
- анкетирование (и другие методы письменного опроса);
- защита учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ,
- студенческие «портфолио» (почетные грамоты, дипломы участника конференций и других научных мероприятий).
Обязательным условием эффективности СРС является ее правильно организованный мониторинг. Сущность мониторинга состоит, с одной стороны, в отслеживании процесса, промежуточных и конечных результатов выполнения всех видов
самостоятельной работы, а с другой - в своевременном выявлении возникающих в ходе работы затруднений и оперативном принятии педагогических и управленческих решений, направленных на совершенствование организации СРС.
Для проведения мониторинга СРС требуется создание фонда оценочных средств текущего, рубежного и итогового контроля. В процессе мониторинга отслеживаются не только профессиональные характеристики обучающихся (знания, умения, навыки), но и качество планирования самостоятельной работы студентов, качество методической документации и психологические характеристики студентов (социально-важные и профессионально-важные качества).
Мониторинг СРС - это динамичный процесс. Планирование конкретного занятия и его методическое сопровождение может меняться в зависимости от объективных условий (характеристики студенческой группы, индивидуальных особенностей учащихся). При возникновении педагогических затруднений важно провести своевременную коррекцию планирующей и методической документации.
При правильной организации СРС студенты могут приобрести следующие профессионально-значи-мые и социально-значимые навыки:
• к накоплению опыта познавательной деятельности;
• к накоплению профессиональных знаний и умений,
• к приобретению опыта самоорганизации, саморегуляции;
• к развитию социально-важных и профессио-нально-важных качеств личности,
• к развитию способности работать в команде;
• к развитию рефлексивных способностей (к самоанализу, самокоррекции, самооценке),
• к объективному оцениванию процесса и результата собственной деятельности, а также деятельности коллег.
СРС выходит за рамки отдельного предмета, имеет междисциплинарный характер, в связи с чем основную стратегию ее организации должны вырабатывать выпускающие кафедры при активном использовании педагогического потенциала всех преподавателей вуза.
Вопросы коррекции организации и методического сопровождения СРС на междисциплинарном уровне должны обсуждаться на методических комиссиях (предметных, факультетских) как в течение учебного года, так и в конце его по результатам итоговой государственной аттестации выпускников.
Поступила 12.09.2010 г.