ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ СО ЩИТОМ И ПАЛКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ
ORGANIZATIONAL-METHODICAL BASES OF TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA FOR ACTION WITH A SHIELD AND A SPECIAL STICK AT THE INITIAL STAGE OF LEARNING
УДК 378.6:796
А.А. ТАРАСЕНКО,
кандидат педагогических наук (Управление федеральной службы исполнения наказания по Белгородской области) [email protected]
П.Н. ВОЙНОВ,
кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
А.А. ПОЙДУНОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
A.A.TARASENKO,
candidate of pedagogical sciences (Office of the Federal Penitentiary Service in the Belgorod region)
P.N. VOYNOV,
candidate of sociological sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
A.A. POYDUNOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации и методики проведения практических занятий при изучении действий с палкой специальной и щитом на этапе первоначального обучения двигательным действиям.
Ключевые слова: обучение, двигательное действие, метод обучения, двигательная задача, технические действия, вариативность.
Abstract: this article examines the features of organization and methods of conducting of practical lessons in the study of acts with a special stick and a shield during initial learning of motor actions.
Keywords: learning, motor activity, learning method, motor task, techniques, variability.
Под обучением в педагогике принято понимать организованный, управляемый процесс взаимодействия учителя и ученика, ориентированный на передачу и усвоение системы специальных знаний и навыков, направленных на формирование мировоззрения, физическое и психическое совершенствование человека. Обучение дви-
гательным действиям - тот же самый педагогический процесс, но с более узкими задачами, направленный на «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ним знаний» [4].
2016'2
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Изучаемые курсантами на занятиях по тактико-специальной подготовке технические (защитные и атакующие) действия с палкой специальной и противоударным щитом есть не что иное, как двигательные действия, необходимые для решения специальных двигательных задач при исполнении служебных обязанностей по поддержанию общественного порядка. Следовательно, к процессу обучения курсантов действиям с палкой специальной и щитом при пресечении массовых беспорядков применимы те же педагогические принципы и методы, что и при обучении любому двигательному действию.
В педагогической литературе двигательное действие «рассматривается как способ решения двигательных задач, формируемых в сознании личности» [2]. Другими словами, двигательное действие - это целенаправленный двигательный акт, осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи.
При обучении двигательным действиям следует различать задачу-описание и подлинную задачу. Преподаватель описывает проблемную ситуацию: правонарушитель атакует сотрудника палкой по туловищу на среднем уровне и просит курсанта подумать и словесно описать способ защиты от удара с использованием щита. Это будет задача-описание. Когда преподаватель предлагает одному курсанту наносить удар палкой, а второму проводить от него защиту - это подлинная задача.
Процесс обучения двигательному действию можно разделить на три этапа: первоначальное разучивание (ознакомление), углубленное разучивание и тренировка.
На первом этапе происходит начальное разучивание двигательного действия, у занимающихся формируется целостное представление как о самом действии, так и наиболее рациональных способах его выполнения.
Этап углубленного разучивания направлен на освоение техники выполнения двигательного действия (приема). На этом этапе создается умение выполнять его относительно совершенно, в объеме установленных технических требований. Внимание обучающихся сосредоточивается на контроле и анализе отдельных деталей техники при выполнении действия в целом, его пространственных, временных и динамических характеристик.
На третьем этапе обеспечивается дальнейшее совершенствование техники выполнения приема (технического действия), создается навык и формируется способность применять действие в изменяющихся объективных и субъективных условиях. Таким образом, достигается необходимая прочность навыка и вариативность его применения.
В своей работе нам бы хотелось более подробно остановиться на оганизационно-методи-ческих аспектах проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке при обучении техническим действиям со щитом и палкой специальной именно на этапе начального разучивания приема.
Как уже говорилось ранее, обучение - это процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого, который в основном происходит в рамках учебного занятия. В связи с этим к организации и проведению занятий по обучению двигательным действиям, в том числе и практических занятий по тактико-специальной подготовке, предъявляются определенные требования.
Организационная сторона определяется прежде всего четкостью постановки целей и задач занятия. На каждом практическом занятии помимо учебных решаются еще и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности преподаватель обеспечивает не только овладение теми или иными техническими действиями, освоение обязательного минимума знаний по данной теме, но развивает личностные качества обучающихся (смелость, настойчивость, коллективизм, ответственность и т.д.). Оптимальное количество задач, решаемых на одном практическом занятии по освоению технических действий со щитом и палкой специальной, на этапе первоначального разучивания не более трех.
Также успешность обучения двигательным действиям зависит от четкой формулировки в процессе занятия двигательной задачи, поставленной перед обучаемыми. В основе двигательной задачи находится проблемная ситуация, требующая разрешения. В нашем случае проблемная ситуация может быть разрешена только выполнением определенных двигательных действий. Например, противник наносит по сотруднику прямой удар ногой (проблемная ситуация), защита (двигательная задача) может быть произведена сбивом ноги палкой специальной внутрь (двигательное действие).
Следующим важным моментом при обучении техническим действиям со щитом и резиновой палкой на этапе первоначального разучивания является использование ранее полученных знаний, двигательных умений и навыков для облегчения освоения новых технических действий. Так, например, для облегчения освоения техники ударов палкой специальной структуру удара можно сравнивать с ударами рукой, которые были освоены на занятиях по физической подготовке. То же можно применить при разучивании различных способов передвижения со щитом и палкой специальной как в составе группы боевого порядка, так и индивидуально.
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2016'2
К важным организационным аспектам проведения занятий с курсантами по освоению технических действий со щитом и палкой специальной можно отнести и обеспечение травмобезопасности в ходе освоения учебного материала. Это особенно важно на этапе первоначального разучивания двигательных действий как в составе группы боевого применения, так и в процессе освоения индивидуальных приемов с палкой специальной и щитом. Повышенная травмоопасность на занятиях по тактико-специальной подготовке при освоении двигательных действий с противоударным щитом и палкой специальной обусловлена тем, что специфическим содержанием занятия является разнообразная двигательная деятельность с использованием средств индивидуальной защиты и активной обороны (удары, защиты, различные перестроения и т.д.), которая практически не используется в обычной жизни обучающихся. Хорошо продуманная организация занятия, четкий и доходчивый инструктаж, особое внимание при выполнении учебных заданий в ограниченный и полный контакт позволят исключить или свести к минимуму травматизм при прохождении данной темы.
На этапе первоначального разучивания любого двигательного действия, в том числе и действий со щитом и палкой специальной, ставятся следующие задачи: ознакомить обучающихся с новыми для них двигательными действиями, создать целостное представление о технике выполнения приема в целом и разучить его до овладения им в общих чертах, без грубых ошибок.
Для оптимизации учебного процесса на этом этапе преподавателю необходимо обеспечить всестороннее восприятие двигательной задачи, оказать всестороннее воздействие на все основные анализаторы - зрительный, слуховой, двигательный, активизировать сознание занимающихся для создания логического проекта (смысловой основы) технического действия.
Помимо этого преподаватель перед началом занятия должен определить наиболее целесообразный подбор средств и методов обучения в каждом конкретном случае.
Отличительной особенностью методики обучения на этом этапе является ее направленность на овладение занимающимися основой техники действий со щитом и палкой специальной. Обучение начинается с создания общего первоначального представления о двигательном действии. Для этого преподавателю «необходимо: назвать прием; образцово показать его в быстром темпе (натуральный показ); объяснить назначение приема и когда его следует применять;
повторно показать прием в медленном темпе (по разделениям) с кратким объяснением техники выполнения (адаптивный показ); указать на главные элементы приема и на что следует обратить внимание в момент его выполнения» [1].
Основными методами обучения на этапе разучивания технических действий с палкой специальной и противоударным щитом, а также боевых построений и передвижений являются:
- метод разучивания движения в целом;
- метод разучивания движения по частям.
Если действие сравнительно несложное по
своей структуре, (удары палкой специальной, подставка щита под удар и т.п.), то его лучше осваивать сразу в целом. При использовании такого метода ошибки техники выполнения двигательного действия устраняются поочередно - от главных к второстепенным. При изучении технически сложных, многофазных или групповых технических действий целесообразно применять метод разучивания по частям. Например при разучивании принятия положения «к бою» возможно обучающемуся первоначально разъяснить и закрепить на практике положение ног, туловища, головы и рук, а затем уже со щитом и палкой специальной. Это же положение необходимо принимать, обращая особое внимание на правильность удержания щита, его точки опоры, правильность удержания в боевом положении палкой специальной. Применяемые методические приемы должны обеспечивать образование временных связей в коре головного мозга и способствовать сознательному запоминанию сотрудником всех элементов разучиваемого действия, объединению их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения.
На этапе первоначального разучивания нежелательно давать много заданий и требовать большого их повторения, т.к. при наступлении утомления контроль над техникой заметно снижается и появляется опасность возникновения ошибок. Тем не менее занятия по обучению новому техническому действию должны быть по возможности частыми. Длительные перерывы будут вызывать угасание еще нестойких двигательных рефлексов.
Таким образом, мы видим, что эффективность процесса обучения техническим действиям со щитом и палкой специальной во многом зависит от организационно-методической подготовки занятия. Особенно роль организационно-методического аспекта при формировании двигательного умения в применении противоударного щита и палки специальной важна на этапе первоначального разучивания двигательного действия.
2016'2
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Литература
1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
2. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека // Теория и практика физической культуры. 1999. № 9. С. 2-6.
3. Кряжев В.Д. Двигательные возможности человека: определение основных понятий и проблемы измерений // Вестник спортивной науки. 2003. № 1.
4. МатвеевЛ.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
References
1. Bogen M.M. Teaching motor actions. - M.: Physical culture and sport, 1986.
2. Donskoj D.D., Dmitriev S.V. Psychosemantic mechanisms of motor control human action // Theory and practice of physical culture. 1999. № 9. P. 2-6.
3. Kryazhev V.D. Locomotor human capabilities: definition of the main concepts and measurement problems // Sports science Bulletin. 2003. № 1.
4. Matveev L.P. Theory and methodology of physical culture: textbook for institutes of physical culture. - M.: Physical culture and sport, 1991.
5. Kholodov Zh.K. Theory and methods of physical education and sport: textbook for students of higher educational institutions. - M.: Publishing center «Academy», 2001.
(статья сдана в редакцию 24.05.2016)