УДК 343.8
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВЛЯЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Реферат: обращается внимание на необходимость развития собственной активности осужденных в исправительном процессе как важнейшего фактора его результативности и резерва организационного совершенствования. Отмечено психолого-педагогическое значение этой активности в позитивном изменении личности, когда осужденный играет в большей мере роль субъекта исправления в отличие от пассивного объекта внешних влияний сотрудников, не испытывая заинтересованность их усваивать. Обосновывается, что такая активность наиболее целесообразна при вовлечении осужденных в прохождение исправительных программ и курсов социального обучения для подготовки к правопослушному образу жизни. При этом основная нагрузка в прохождении таких исправительных программ и обучающих курсов переносится на самих осужденных, что выражается в самостоятельном изучении соответствующих материалов и выполнении заданий с последующей сдачей зачетов. Этот процесс представляет собой исправляющее самообучение осужденных. Сотрудники-воспитатели и психологи должны осуществлять его организационно-методическое обеспечение и консультационное сопровождение. Вовлечение осужденных в такую работу над собой целесообразно строить исключительно на основе позитивного стимули-
© Пастушеня А. Н., 2017
А. Н. Пастушеня
рования в виде применения институтов прогрессивной системы отбывания наказания с учетом результативности освоения указанных программ и курсов. Необходимость прохождения исправительных программ и обучающих курсов каждому осужденному определяется компетентной комиссией исправительного учреждения, исходя из криминогенных дефектов и адаптационных дефицитов личности. Должна осуществляться также комиссионная оценка результативности усвоения таких программ и курсов. Предлагаются содержание исправительных программ и обучающих курсов, организация их прохождения, требуемая методическая база, порядок индивидуальной оценки результативности и правовые основания ее учета при применении замены наказания более мягким или условно-досрочного освобождения. В качестве направления развития полезной активности осужденных в исправительном процессе рассматривается их участие в интеллектуально-творческих, ис-правительно-коррекционных, культурных и спортивных мероприятиях, требующих личной активности осужденных (в отличие от пассивного присутствия), а также в организационной работе, содействующей самообразованию и культурному саморазвитию осужденных в учреждении. Содержатся конкретные предложения и рекомендации, выработанные на основе организационной и психолого-педагогической оптимизации при обсуждении с экспертами.
Ключевые слова: исправление осужденных, самообучение и самоисправление осужденных, исправительные программы, курсы социального обучения осужденных, воспитательные мероприятия, стимулирование полезной активности осужденных.
Повышение результативности исправительного процесса является одной из приоритетных задач в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Конечный результат ее решения оценивается по уровню рецидива преступлений, который дает о себе знать через 2-3 года. Для его снижения необходимо обеспечить качественную и систематическую воспитательную и психокоррекционную работу с каждым осужденным, включение его в обучение, трудовую и иную полезную деятельность.
Классическая модель исправления личности аналогична процессу лечения. Она предусматривает изучение осужденного с выявлением криминогенных и иных дефектов его личности и оказание исправительных влияний по их устранению и формированию готовности к правопослушному образу жизни как системы убеждений, ценностей и норм поведения, антикриминальных установок, трудовых и социальных умений. Комплекс возможных исправительных влияний включает в себя общеобразовательное и профессиональное обучение;обучение по подготовке к самостоятельному жизнеобеспечению и социальному взаимодействию; воспитательные влияния в индивидуальных и групповых формах; психокоррекци-онные мероприятия; наркологическое лечение и профилактику; включение осужденных в трудовую, образовательную, социокультурную и иную полезную
деятельность; поддержание полезных социальных связей и оказание помощи в подготовке к социальной адаптации после освобождения. В этом процессе определяющая роль отводится влияниям на осужденных работников исправительных учреждений. Сотрудники учат, убеждают, вовлекают, оценивают, стимулируют, принуждают осужденных, а они сами в большей мере выступают пассивными субъектами, воспринимающими эти влияния. Их роль в исправительном процессе выражается в посещении воспитательных мероприятий, которые оставляют свой след в зависимости от качества проведения, причем посещение таких мероприятий часто воспринимается осужденными как принудительное и необходимое администрации, а не им самим, что снижет их воспитательный эффект, а иногда вызывает противоположное влияние.
При таком подходе, когда осужденные выступают в роли пассивных вос-питуемых, повысить результативность исправления можно только путем увеличения кадрового состава воспитателей и психологов исправительного учреждения (далее - ИУ), чтобы стало возможным охватить каждого осужденного полноценным изучением и систематическим качественным исправительным воздействием. Однако этот подход весьма затратный и для его успешной реализации определяющее значение имеет уровень квалификации сотрудников-воспитателей и психологов.
Как же повысить эффективность исправительного процесса? Одним из вариантов может выступить развитие личной активности осужденных в исправительном процессе на основе четкой системы ее организации и стимулирования, сопряженной с оценкой личных результатов. В этом случае
осужденный становится субъектом исправления, который работает над собой и заинтересован освоить необходимые для правопослушной жизни умения и нормы поведения, получить профессию, избавиться от зависимостей, обрести навыки правильного общения, обогатить взгляды на жизнь и способности принимать разумные решения, контролировать свои агрессивные импульсы и негативные влечения. При таком подходе изменяется парадигма исправительного процесса и функции сотрудников, обеспечивающих его реализацию, возрастает роль научно-методического обеспечения.
В исправительной (пенитенциарной) педагогике отмечалась необходимость развития собственной активности осужденных в исправительном процессе. В связи с этим речь шла об их самообразовании и самовоспитании (Г П. Байдаков [1], С. А. Ветошкин [2], Э. В. Зауторова [3], В. М. Литвишков [4],
A. В. Пищелко [7], М. П. Стурова [6],
B. Г. Стуканов [9], Н. А. Тюгаева [6]. Специальное монографическое исследование Г. В. Строевой посвящено проблеме самоисправления осужденных [8]. Однако наряду с изложением теоретико-методологических оснований развития самостоятельной активности осужденных в исправительном процессе, представленных указанными авторами, для практики необходима конкретизация организационно-методической модели реализации этого процесса с описанием его содержания, организации и психолого-педагогической технологии. В связи с этим обратимся к рассмотрению такой модели.
Развитие активности осужденных в исправительном процессе возможно в трех направлениях: 1) вовлечение их в самообучение, которое должно нести исправительный эффект; 2) расшире-
ние участия осужденных в общих обучающих, воспитательных, наркопрофилактических, культурно развивающих мероприятиях, предусматривающих высокую личную активность (в отличие от пассивного присутствия); 3) вовлечение их в организацию и проведение таких мероприятий.
Реализация первого направления предусматривает вовлечение осужденных в процесс самообучения и личностного саморазвития, исходя из индивидуальных криминогенных дефектов и адаптационных дефицитов личности. Каждому должно рекомендоваться пройти определенные исправительные программы и обучающие курсы, а лицам, не имеющим специальности, также профессиональное обучение (с присвоением квалификационного разряда). Количество и содержание программ, которые рекомендуется пройти осужденному, определяется с учетом срока наказания, как правило, до наступления возможного применения к нему замены неотбытой части наказания более мягким наказанием. Исправительные программы должны быть ориентированы на избавление от криминогенных дефектов личности, в том числе от алкогольной и наркотической зависимости, а также на развитие личного потенциала для социальной адаптации после освобождения. Обучающие курсы имеют цель формирования умений для самообеспечения, правомерного социального взаимодействия и реализации прав и законных интересов.
Представляется целесообразным установить, что успешное прохождение исправительных программ выступает обязательным условием (основанием) для применения замены наказания более мягким и условно-досрочного освобождения. В качестве исправительных программ могут выступать:
1) базовая исправительная программа (общая для всех осужденных), предусматривающая формирование правильного отношения к наказанию и своему прошлому, понимания своей воли и ответственности в поведении и жизни, необходимости соблюдения режимных требований, работы над собой, усвоения правил культуры в общении и поведении и других свойств сознания, значимых для правомерной нормализации жизни;
2) специальные исправительные программы, которые должны рекомендоваться осужденным в зависимости от совершенных ими преступлений и имеющихся у них криминальных наклонностей. Такие программы целесообразно организовать для лиц:
- совершивших корыстные преступления (формирование негативного отношения к корыстным преступлениям, укрепление антикриминальных ожиданий и барьеров, а также развитие положительных представлений о законном обеспечении своего материального достатка);
- совершивших насильственные преступления (формирование негативного отношения к насильственным действиям, умений самообладания и погашения гнева, личных правил благоразумного взаимодействия и поведения в конфликте);
- уклоняющихся от содержания детей (формирование негативного отношения к родительской безответственности, добропорядочного отношения к детям и мотивации выполнения родительских обязанностей, а также знаний по налаживанию детско-родительских отношений и уходу за детьми);
- нуждающихся в избавлении от алкогольной либо наркотической зависимости или ее профилактики (формирование ценностно-смысловой ос-
новы отказа от алкоголя и наркотиков, развития способности самоконтроля и мотивации трезвой жизни).
Каждому осужденному может рекомендоваться прохождение базовой исправительной программы и при необходимости также специальной исправительной программы и/или наркопрофилактической программы. Лицам, отбывающим длительные сроки наказаний, целесообразно повторно проходить исправительные программы в измененной модификации, предусматривающей в большей мере участие в дискуссионных и саморазвивающих мероприятиях.
Наряду с исправительными программами целесообразно организовывать обучающие курсы по подготовке осужденных к самообеспечению и реализации законных интересов, выбираемые ими по рекомендации сотрудника и собственному желанию. В качестве таких курсов можно предложить следующие: «Планирование личного бюджета и самообеспечение», «Ремонт и благоустройство жилья», «Индивидуальный труд и дополнительный заработок», «Приготовление пищи и рациональное питание», «Культура и психология успешного общения», «Создание благополучия в семейной жизни», «Управление эмоциональным состоянием и обретение душевного равновесия», «Работа с компьютером».
Важное значение имеет рациональная организация прохождения осужденными в ИУ исправительных программ и обучающих курсов. Их реализация в форме групповых занятий, проводимых сотрудниками, практически нереальна, учитывая большое количество осужденных, которых необходимо вовлечь в их прохождение, недостаточность педагогических кадров и помещений для проведения занятий, а также не-
возможность обеспечить регулярное посещение осужденными этих занятий. В связи с этим прохождение исправительных программ и обучающих курсов осужденными должно осуществляться преимущественно при самостоятельной работе по специально подготовленным учебным пособиям и видеоматериалам наряду с периодическим проведением сотрудниками общих занятий в форме тематических лекций, бесед, диспутов. Полезным было бы также внедрение аудиовизуальной методики психорегуляции и коррекции, применение которой представляет собой прослушивание аудиозаписей с визуальной стимуляцией, несущих целевое коррекционное воздействие на фоне релаксации. Опыт использования подобной методики в работе с осужденными был апробирован еще в 80-е годы прошлого столетия А. С. Новоселовой в ИУ Пермской области [5]. Целями ее применения могут быть: снижение нервного напряжения, агрессивности, депрессивно-суицидальных предпосылок, алкогольной и наркотической зависимостей, формирование позитивного Я-образа и мотивации позитивных достижений и др. Осужденные могли бы по рекомендации психолога посещать такие психокоррекционные сеансы, которые возможно проводить в одном помещении с несколькими осужденными и одновременно индивидуально.
Определяющее значение в организации самообучения осужденных должна иметь его итоговая оценка усвоения компетенций в форме комиссионного собеседования-зачета. При этом было бы целесообразно осуществлять видеозапись такого зачета, что позволит в последующем более глубоко анализировать личность осужденного, осуществлять контроль качества проведения этого мероприятия, а также раз-
решать вопросы оспаривания выводов. Осужденные могут проходить собеседование-зачет по мере подготовленности в дни работы комиссии, а также повторно при отсутствии положительного результата. Для добросовестного отношения осужденных к прохождению исправительных программ и обучающих курсов необходимо применение достаточно сильного стимулирования. Так, при переводе на улучшенные условия содержания, применении замены наказания более мягким и условно-досрочного освобождения необходимо учитывать успешность прохождения исправительных и обучающих программ, рекомендованных осужденному. Основываясь на этой идее, целесообразно внести соответствующие дополнения в уголовно-исполнительное законодательство, а также закрепить базовую норму, определяющую организационную основу процесса исправления осужденных, которая может быть сформулирована в следующем виде: «Исправление осужденных должно осуществляться на основе периодической оценки степени их готовности к право-послушному образу жизни с определением задач по ее формированию. Исходя из этой оценки, осужденному рекомендуется профессиональное обучение, прохождение исправительных программ, а также обучающих курсов в целях подготовки к самообеспечению и правомерной реализации законных интересов. Для прохождения осужденными исправительных программ и обучающих курсов осужденные обеспечиваются необходимой литературой, им разрешается пользоваться электронными источниками информации, содержащими литературу, аудио- и видеоматериалы. Порядок использования осужденными электронных источников информации устанавливается Прави-
лами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Внедрение исправительных программ и обучающих курсов требует методического обеспечения. К нему относятся: 1) тематические планы исправительных программ и учебные пособия (брошюры) для самостоятельного изучения осужденными, прошедшие научно-методическую аккредитацию, а также планы обучающих курсов; 2) методические разработки и опорные видеоматериалы для проведения занятий (лекции, семинары, диспуты, тренинги); 3) видеозаписи лекций, бесед, сюжетов и фильмов для организованного или самостоятельного просмотра. В этом комплексе методического обеспечения занятий с осужденными новым видом являются опорные видеоматериалы для проведения тренингов, семинаров и диспутов. Они включают в себя информационные блоки (объяснения в форме видеолекции) и задания на осмысление и обсуждение осужденными определенных вопросов, на принятие правильных решений или выполнение ролевых упражнений. Такие видеоматериалы должны создаваться централизованно научно-методическими коллективами по определенным темам и тиражироваться для повсеместного использования сотрудниками исправительных учреждений, что будет способствовать качественному проведению занятий.
Второе направление развития полезной активности осужденных в исправительном процессе заключается в их заинтересованном вовлечении в воспитательные мероприятия, предусматривающие высокую личную активность. Основная доля таких мероприятий должна проводиться в отрядном звене, поскольку это наиболее удобно организационно.
Формами таких мероприятий могут быть:
1) диспуты, которые могут проводиться в нескольких организационных вариантах:
- в обсуждении поставленного вопроса участвуют все желающие, по результатам которого сотрудником делается обобщение и отмечаются участники, которым начисляются поощрительные баллы (по количеству зачтенных выступлений, их разумности и убедительности);
- определяются основные дискутанты из представителей бригад или из самостоятельно образующихся команд (10-15 человек), и дискуссия проходит с состязанием на убедительность и активность. Остальные присутствующие осужденные могут также высказываться или задавать вопросы. Итоги подводятся по количеству зачтенных выступлений индивидуально и командно;
2) интеллектуальные конкурсы, которые могут проводиться в отрядах, а также в масштабе группы отрядов или учреждения в целом. По истечении сроков подачи материалов на конкурс жюри, в котором должны участвовать и осужденные, предварительно отбирает подходящие для рассмотрения, затем в клубе учреждения проводится мероприятие по их представлению авторами. Окончательные итоги подводятся жюри по завершении этого мероприятия, а также зрительским голосованием или голосованием представителей отрядов в равном количестве. Лучшие материалы конкурсов могут помещаться в печатный или электронный сборник. Интеллектуальные конкурсы могут организовываться по различным номинациям, например:
- конкурс правильного разрешения проблемных жизненных ситуаций («Поступая умно»). Осужденным зара-
нее представляется описание проблемной ситуации, связанной, как правило, с жизнью после освобождения, и предлагается продумать, как можно наиболее правильно поступить, изложив свой вариант действий и общения (или несколько вариантов) с аргументацией;
- конкурс эссе о благополучии в будущем («Счастливым может быть обычный день в жизни»). Он способствует формированию позитивного видения будущего и укрепляет мотивацию стремления к нему;
- конкурс идей и вариантов законного дополнительного заработка и повышения материального достатка;
- конкурс обращения к человеку с убеждением беречь свою свободу, не совершать в жизни ошибок («Послушай, приятель...»). Осужденные, участвующие в конкурсе, готовят обращения, которые они оглашают при проведении заключительного конкурсного мероприятия (или просят огласить ведущего). Участие в нем несет взаимное воздействие, формирующее отрицательное отношение к совершению преступлений;
- конкурс личных принципов (правил, взглядов), которыми следует руководствоваться в основных сферах жизни («Личный устав жизни»). Они должны быть сформулированы так, чтобы оставляли яркое впечатление и побуждали к выполнению (количество таких правил в личном «уставе» можно ограничить, например, до 20);
- конкурс анализа причин совершения людьми (необязательно самим осужденным) преступлений с выводами о том, как избежать этого («Глядя в сущность беды»);
3) конференции по темам, приближенным к тематике исправительных программ. Их целесообразно проводить с участием нескольких отрядов.
Осужденные выступают с собственным видением проблемного вопроса (до 10 минут). Для упорядочения содержания выступлений целесообразно предложить их структуру;
4) культурно-творческие, развлекательные и спортивные мероприятия:
- юморины - осужденные рассказывают юмористические монологи, анекдоты, исполняют ролевые миниатюры, частушки, содержание которых не должно унижать моральные ценности, а высмеивать пороки;
- концерты с номерами различных художественных жанров;
- тематические концерты, посвященные, например, семье, родителям, детям, любви, труду, счастью;
- состязания команд КВН (с воспитательно полезным тематическим содержанием);
- театральные постановки;
- развлекательные командные эстафеты, состязания, игры, соревнования по командным и индивидуальным игровым видам спорта (за исключением силовых видов и единоборств);
5) социально-культурные мероприятия:
- ритуалы досрочного освобождения;
- информационные встречи с представителями государственных органов и учреждений (имеющими отношение к социальной реадаптации), общественных и религиозных организаций, рабочих профессий и других сфер деятельности, бывшими осужденными, наладившими правопослушную жизнь и добившимися благополучия;
- чествование осужденных, признаваемых лучшими рабочими предприятия ИУ.
Третье направление развития полезной активности осужденных в исправительном процессе - участие их в организации и проведении обучающих и саморазвивающих мероприятий. Такое участие можно строить в рамках
работы самодеятельных организаций осужденных или в порядке личных инициатив. В связи с этим целесообразно в отрядах создавать группы (секции, кружки, команды) содействия обучению и саморазвитию, а также организации культурных и спортивных мероприятий.
Группы содействия обучению и саморазвитию могут выполнять следующие виды деятельности:
- участвовать в вовлечении осужденных в образовательные и саморазвивающие программы и мероприятия;
- оказывать помощь осужденным, которым рекомендовано прохождение исправительных программ;
- участвовать в составлении конкурсных заданий, сборе представленных на конкурсы работ, набирать на компьютере рукописные тексты победителей интеллектуальных конкурсов для сборника;
- благоустраивать комнаты самостоятельной учебной работы осужденных и заведовать ими;
- обслуживать электронную библиотеку и видеотеку;
- участвовать в конкурсных жюри;
- ассистировать сотрудникам при проведении обучающих и воспитательных мероприятий.
Осужденные в группах культурной и спортивной работы могут участвовать: в организации культурно-массовых и спортивных мероприятий; создании и организации работы творческих коллективов и спортивных команд; разработке программ и сценариев культурно-массовых мероприятий; ремонте и обслуживании материальной базы и инвентаря культурно-массовой и спортивной работы.
Важное значение для развития активности осужденных в исправительном процессе имеет оперативное стимулирование их участия в интеллектуальных, творческих, культурных и спортивных ме-
роприятиях. Такое стимулирование целесообразно осуществлять путем начисления поощрительных баллов за проявление полезной активности, при наборе определенной суммы которых к осужденному применяется определенная мера поощрения. При наличии материальных возможностей (за счет средств производства или пожертвований организаций) можно вручать призы победителям интеллектуальных конкурсов и других состязательных мероприятий, например, из продуктового ассортимента или предметов первой необходимости. При проведении интеллектуальных мероприятий целесообразно использовать коллективную состязательность между командами бригад отряда (при проведении мероприятия в масштабе отряда) и между командами отрядов.
Список литературы
1. Байдаков Г. П. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных : учеб. пособие. М. : ВНИИ МВД СССР, 1991. 71 с.
2. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике : монография. М. : МГСУ «Союз», 2001. 240 с.
3. Зауторова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2009. 440 с.
4. Литвишков В. М., Митькина А. В. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. М., 2004. 399 с.
5. Новоселова А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. М. : Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2001. 224 с.
6. Стурова М. П., Тюгаева Н. А. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. Рязань : Академия ФСИН России, 2010. 424 с.
7. Пищелко А. В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных : учеб. пособие. М. : Российское право, 1992. 279 с.
8. Строева Г. В. Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных. М. : Наука, 2014. 536 с.
9. Стуканов В. Г. Исправительная педагогика. Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2013. 395 с.