Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ Humanitarian aspects of the housing and utilities
умениями и навыками, соответственно, должна быть создана система повышения качества кадрового состава работников управляющих организаций.
На пятом этапе необходимо создание системы взаимосвязи целей организации и целей персонала для того, чтобы персонал управляющих организаций понимал, каких целей ему необходимо достичь, чтобы в итоге организация смогла достичь своих целей в области управления качеством жилищно-коммунальных услуг.
На шестом этапе необходима разработка и внедрение системы мотивации персонала, которая будет побуждать персонал достигать поставленных перед ним целей на основе разработанных ключевых показателей эффективности.
Для ликвидации третьего разрыва необходимо построение грамотной информационной политики в отношении потребителей ЖКУ.
Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать устранению разрывов, а значит,
reform
и повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Список литературы:
1. Управление качеством / А.Д. Никифоров, А.Г. Схиртладзе. - М.: Студент, 2011. - 717 с.
2. Руденко Л.Л. Сервисная деятельность. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 208 с.
3. Тебекин А.В. Управление качеством. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 371 с.
List of literature:
1. Quality Management / A.D. Nikiforov, A.G. Skhirtladze. - M.: Student 2011. - 717 p.
2. Rudenko L.L. Service activities. - M.: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K», 22012. -208 p.
3. Tebekin A.V. Quality management. - M.: Publishing Yurait, 2013. - 371 p.
Шафиков Т.Г.
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК 332.85
ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
В представленной статье изложены некоторые проблемы жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан на примере города Уфы. Реформирование ЖКХ возможно на пути инновационного развития. Это инновационное развитие в системе ЖКХ возможно в современных условиях второго десятилетия двадцать первого века на основе передачи решения основных проблем жизнедеятельности самим квартиросъемщикам за счет управления жилищным фондом квартировладельцами. Это обеспечивается принятым федеральным законодательством.
Ноиэшс AND COMMUNAL SERVICES' PROBLEMS OF THE BASHKORTOSTAN REPUBLIC
Общество в современных условиях развития России отличается нацеленностью на постоянное обновление сфер производства, обращения и потребления. XXI век за основу такого обновления избрал постоянное инновационное развитие экономики. Республика Башкортостан как часть общества испытывает те же проблемы. Региональные проблемы инновационного развития носят всеобщий характер, проявляясь на разных уровнях экономики по-разному. Характер современного развития эконо-
мики Башкортостана отражается на существовании предприятий, объединений и других образований. Коль скоро успех в социально-экономическом развитии организаций в современных условиях зависит от их способности к инновационному развитию, то, следовательно, эти условия диктуют им необходимость освоить организационные методы непрерывного освоения подобной деятельности с тем, чтобы постоянно создавать конкурентоспособную продукцию, отвечающую потребностям все более разбор-
108'
Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (7), 2014
чивого современного потребителя.
В данной статье уделено внимание лишь одному аспекту обозначенной проблемы, а именно совершенствованию инновационной деятельности жилищно-коммунального хозяйства в субъекте федерации на примере города Уфы.
Действующая система управления жилищным фондом доказала свою неэффективность, что подтверждается как убыточной деятельностью муниципальных предприятий, обслуживающих жилищный фонд, так и неудовлетворительным состоянием самого жилищного фонда. Следует менять сложившуюся систему, и на это направлено действие нового Жилищного кодекса, в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирном доме должны выбрать один из трех, предлагаемых законодателем, способов управления домом: 1) управлять самим; 2) создать товарищество собственников жилья (ТСЖ); 3) передать функции управления домом управляющей компании.
Необходимо отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство в 2013 году в Республике Башкортостан оказало платные услуги населению в сумме около 52,6 млрд. рублей. В этой сфере по республике работает около 100 тысяч человек. Ежегодно эту сферу покидает около 25% рабочей силы по возрасту и другим причинам, в том числе и работники с высшим образованием. Что создает проблемы обеспечения качественными кадрами этой важнейшей сферы обслуживания населения.
В настоящее время институт эффективного собственника жилья не сформирован до сих пор, хотя усилия со стороны государства в последние годы в сфере ЖКХ предпринимаются. Однако надеяться на то, что в ближайшее время появится эффективный собственник, не стоит, так как для этого необходимо изменить отношение граждан к своему жилью, повысить ответственность и грамотность в управлении им, устранить разобщенность собственников и их интересов, что практически сделать немедленно невозможно.
Уфа и другие города Республики Башкортостан испытывают те же проблемы в области эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства, как и все регионы страны.
Главным условием совершенствования жилищно-коммунального хозяйства города является создание реального собственника объектов этого хозяйства, который научится эффективно управлять своей собственностью. С чего же владельцы жилья в своем собственном доме могут сегодня начать внедрять в свою деятельность методологию эффективного управления имуществом многоквартирного дома?
Управление многоквартирным домом - это
Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ itarian aspects of the housing and utilities reform
обязанность собственников помещений, которые привлекают для обеспечения качественного обслуживания дома профессиональные организации и специалистов. При этом роль собственника в управлении общим имуществом заключается в формировании состава общего имущества, определении целей управления домом, принятии решений о том, каким способом, за счет каких средств и чьими силами будут осуществляться функции по контролю выполняемых работ следующего содержания:
1. Ремонт многоквартирного дома.
2. Предоставление коммунальных услуг.
3. Составление бюджета и распределение расходов на цели управления и содержания многоквартирного дома.
4. Формирование заказа на услуги и работы.
5. Заключение договоров.
6. Контроль работы исполнителей, включая вопросы ответственности за текущее состояние многоквартирного дома.
Любой дом в любом городе в процессе его эксплуатации обслуживается большим количеством организаций: организации, обеспечивающие горячее водоснабжение; отопление жилищ; аварийное техническое обслуживание; лифтовое хозяйство; организации, вывозящие твердые бытовые отходы; организации, обеспечивающие функционирование вентиляционных каналов и дымоходов; санэпидстанции, проводящие дератизацию и дезинсекцию; организации, начисляющие и собирающие всевозможные платежи с квартиросъемщиков.
Владельцы помещений в многоквартирном доме являются, прежде всего, собственниками. Собственник - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Многоквартирный дом - это индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения квартиропользователями бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартира - это обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Общее имущество многоквартирного дома - это помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одно-
Bulletin USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 1 (7), 2014
109
Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ Humanitarian aspects of the housing and utilities
го помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и другие, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на земельном участке. Коммунальные услуги - это услуги за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Обслуживающие организации - организации, оказывающие собственникам помещений в многоквартирном доме услуги и выполняющие работы по ремонту общего имущества в таком доме. Ресурсосберегающие организации - организации, предоставляющие коммунальные ресурсы собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями собственника. Услуги по содержанию общего имущества - услуги, предоставляемые управляющей или обслуживающей организацией.
К основным коммунальным услугам в современных условиях относятся: 1) осмотр, текущий и капитальный ремонт; 2) подготовка к сезонной эксплуатации и содержанию элементов общего имущества в многоквартирном доме; 3) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 4) управление управляющей организацией.
Выбор способа управления зависит от того, сколько квартир в доме, насколько платежеспособны и дисциплинированны жители, какие управляющие организации есть на рынке жилищно-коммунальных услуг, какие отношения сложились с ресурсоснаб-жающими организациями, установлены ли общедомовые и поквартирные приборы учета и так далее.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений инновационные технологии связаны с формированием новых типов договоров оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества с лицами, выполняющими виды деятельности, за-
reform
ключаются договоры на основании решения общего собрания собственников. При этом большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Для эффективного реформирования жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации, в лице Республики Башкортостан, нужны профессионалы, системно мыслящие работники, обладающие широким спектром познаний в различных областях жизнедеятельности. При этом роль самих собственников жилья весьма велика. Их активность в управлении общим имуществом в многоквартирном доме зависит от уверенности в том, что они имеют реальную возможность влиять на характер принимаемых решений. Следовательно, жильцы должны быть уверены, что их усилия и финансовые затраты ведут к улучшению состояния многоквартирного дома. Последние изменения в Жилищном кодексе РФ (№ 123-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») дают реальную возможность реализовать процесс проверки деятельности управляющих компаний самими жильцами.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года № 102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».
2. СимоновЮ.Ф., ТкачеваН.А., Ясько В.Л. ЖКХ. Справочник для работников муниципальных образований. - ИКЦ «МарТ», 2007.
3. Атаманенко С.А., Горобец С.П. Управляющая организация в сфере ЖКХ: справочник. - М., 2012.
4. Барщевский М.Ю. Все о проблемах ЖКХ и личных документах. - М., 2011.
5. ВасильевМ.В. Правила оказания услуг ЖКХ. - М., 2011.
6. Гусев А.Я. Я - собственник жилья! ТСЖ, ЖКХ, самоуправление. - Ростов-на-Дону, 2011.
7. Кушнаренко Т.В. Ценообразование и бухучет в ЖКХ. - Ростов-на-Дону, 2007.
8. Масамрех О.В. Как сэкономить на ЖКХ. -М., 2011.
9. Нуриджанов А.Э., Паренко А.А., Федорен-ко О.В. Методические рекомендации по созданию и деятельности совета многоквартирного дома. ЧОУ ВПО «Республиканская академия предпринимательства и дополнительного образования». - Уфа, 2011.
110
Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (7), 2014