ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
ФИЛИН М.А.,
соискатель, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, 400002, Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26
Предложена модель формирования организационно-экономического механизма устойчивого развития сельского хозяйства, интегрирующая четыре взаимосвязанных блока: аграрную политику государства, комплекс элементов формирования базиса устойчивого функционирования аграрного производства, формы государственной поддержки, внутрихозяйственный экономический механизм. Представлены меры антикризисного регулирования в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: аграрная политика; сельское хозяйство; государственная поддержка; организационно-экономический механизм; антикризисное регулирование.
We propose a model of organizational-economic mechanism for sustainable agriculture that integrates four interrelated parts: the agrarian policy of the state, a set of elements forming the basis for sustainable functioning of agricultural production, forms of state support, intra economic mechanism. Presents measures of crisis management in agriculture.
Keywords: agricultural policy; agriculture; government support; organizational-economic mechanism; crisis management.
Коды классификатора JEL: Q01, Q18.
В условиях кризиса в сельском хозяйстве особое значение имеет формирование механизмов, обеспечивающих его восстановление и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Только в этом случае государственная поддержка и предпринимаемые меры антикризисного регулирования обеспечат создание необходимого базиса для эффективного преодоления последствий аграрных кризисов постсоветского периода. Предлагаемая модель формирования организационно-экономического механизма устойчивого развития сельского хозяйства интегрирует четыре взаимосвязанных блока:
• аграрную политику государства (стратегические цели и тактические задачи), задающую вектор развития аграрного производства на краткосрочную и долгосрочную перспективу;
• комплекс элементов, формирующих базис устойчивого функционирования аграрного производства (организационно-управленческий, экономический, финансовый, технико-технологический, научно-инновационный, социальный, мотивационный, экологический, правовой);
• формы государственной поддержки агропромышленного комплекса (прямые, косвенные, опосредованные), создающие дополнительные экономические стимулы, активизирующие развитие приоритетных направлений агропромышленного комплекса;
• внутрихозяйственный экономический механизм сельхозтоваропроизводителей различных организационно-правовых форм, определяющий степень восприимчивости к формируемым стимулам и возможным инновациям.
Каждый из блоков механизма состоит из своих элементов и компонентов, что в совокупности образует интегрированный модуль, который служит для приведения в гармоничное соответствие целого (механизма) и его частей (составляющих). То есть предлагаемый механизм может рассматриваться в виде модульной структуры. Предлагаемый механизм устойчивого развития сельского хозяйства представляет собой открытую систему, в которой сбои в одном из элементов снижают эффективность всей системы.
Все разнообразие факторов, влияющих на устойчивое развитие сельского хозяйства, можно разделить на регулируемые и не поддающиеся регулированию. С точки зрения целенаправленного воздействия на преодоление кризисного состояния и устойчивое развитие сельского хозяйства представляют интерес прежде всего управляемые (регулируемые) факторы. К ним можно отнести, во-первых, совершенствование организационно-экономического механизма развития сельхозпроизводства; во-вторых, обеспечение
© М.А. Филин, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
120
М.А. ФИЛИН
инновационного характера его развития; в-третьих, укрепление материально-технической базы отрасли; в-четвертых, улучшение обеспеченности квалифицированными кадрами. Таким образом, регулируемые факторы формируют комплекс элементов, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие аграрного производства, что создает возможность практической реализации предлагаемой модели.
Формирование механизма устойчивого развития сельского хозяйства предполагает, в первую очередь, оптимизацию его организационно-управленческого элемента, поскольку рациональная организация и управление определяют эффективность практической реализации всех прочих элементов. В совершенствовании нуждается система образования и повышения квалификации управленческих и рабочих кадров. Особое внимание следует уделить совершенствованию аппарата управления отраслью, направления которого частично отражены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» [1]. Однако остаются проблемы формирования вертикали управления, взаимоотношения министерств, повышения роли и возможностей местных органов самоуправления, взаимодействия с союзами и ассоциациями и др.
Для совершенствования федеральных и региональных органов управления АПК необходимо также обновление методов и технологий управления за счет применения новейших способов анализа, экономико-математического программирования, формирования новой системы индикативного планирования и прогнозирования, разработки балансов.
На устойчивости развития сельского хозяйства может положительно сказаться улучшение общих организационных условий, таких как формирование системы государственного информационного обеспечения АПК ресурсами, которой могут пользоваться на бесплатной основе сельхозтоваропроизводители, а также активизация участия союзов и ассоциаций сельхозтоваропроизводителей в формировании и реализации аграрной политики.
Экономическая составляющая механизма устойчивого развития сельского хозяйства может быть реализована через оптимизацию экономических отношений, складывающихся в АПК страны, поскольку ограниченность и неэффективность используемых сегодня экономических рычагов усиливает негативные факторы, лежащие в основе аграрного кризиса.
Наиболее сложной, комплексной проблемой сельскохозяйственного производства является его низкая доходность, обусловленная разноплановыми факторами, в том числе ценовым диспаритетом и состоянием сбытоснабженческой инфраструктуры, в которой сохраняется многозвенность, недобросовестная конкуренция, ограниченность деятельности организующих структур. На наш взгляд, необходимым условием достижения долгосрочной устойчивости развития аграрного производства и обеспечения его доходности должна стать структурная перестройка системы торговли и товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Цель реализации экономического элемента механизма устойчивого развития — формирование таких условий функционирования, когда большая часть сельхозтоваропроизводителей при среднем уровне хозяйствования могла бы получать доходы, достаточные для использования возможностей кредитной системы и других экономических инструментов, устойчиво вести производство, приближаться к среднему по экономике размеру заработной платы. Существенную экономию используемых ресурсов и рост доходности производства способны обеспечить экономические стимулы, содействующие более рациональному размещению и специализации сельскохозяйственного производства по территории страны, его концентрации и интеграции.
Ключевой финансовой проблемой является хронический недостаток финансово-кредитных ресурсов, их недоступность из-за низкой привлекательности и убыточности значительной части сельскохозяйственных предприятий. Прямые бюджетные вливания в отрасль через ОАО «Россельхозбанк» и субсидирование государством процентных ставок по банковским кредитам в силу различных причин также не полностью решает задачу кредитования сельского хозяйства и в первую очередь потому, что значительная часть сельхозорганизаций не соответствует стандартам кредитоспособности. Глобальный финансовый кризис и его последствия требуют адаптации к складывающимся условиям ряда элементов финансовокредитного механизма в аграрном секторе, в первую очередь таких, как методы финансирования и методы кредитования (например, развитие земельной ипотеки). Требуют совершенствования действующие схемы лизинга и льготного налогообложения, особенно в целях стимулирования инвестиций в аграрный сектор, а также система агрострахования.
Устойчивое развитие сельского хозяйства непосредственно зависит от уровня фондообеспеченности и технической оснащенности. Роль государства в развитии технологического потенциала отрасли может заключаться: в предоставлении грантов на финансирование соответствующих научных разработок; субсидировании сельхозтоваропроизводителей, использующих инновационные технологии; разработке и реализации федеральной целевой программы по восстановлению отечественного сельхозмашиностроения.
Переход на инновационную модель развития является необходимым и обязательным условием выхода из перманентного кризисного состояния и устойчивого функционирования российского агропромышленного комплекса, что невозможно без активизации научных исследований.
Рассмотренные элементы формируют основу механизма устойчивого развития сельского хозяйства. Однако их реализация по многим направлениям в отечественном аграрном производстве зачастую
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО.
121
остается достаточно низкой, сохраняется множество негативных сдерживающих факторов. Ключевыми являются внутренние факторы, связанные с последствиями кризисного состояния отечественного АПК после 1992 года и выражающиеся в ограниченности финансовых, технических, кадровых и иных возможностей для реализации инновационной модели развития. Среди внешних факторов наиболее значимым, на наш взгляд, является недостаточность формируемых экономических стимулов и используемых организационно-экономических механизмов, что определяет необходимость активизации государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. №264-ФЗ // АПК: экономика и управление. 2007. № 2. С. 42-46.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2