Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм устойчивого развития АПК в условиях кризиса'

Организационно-экономический механизм устойчивого развития АПК в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1481
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / AGRICULTURAL POLICY / AGRICULTURE / GOVERNMENT SUPPORT / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филин М. А.

Предложена модель формирования организационно-экономического механизма устойчивого развития сельского хозяйства, интегрирующая четыре взаимосвязанных блока: аграрную политику государства, комплекс элементов формирования базиса устойчивого функционирования аграрного производства, формы государственной поддержки, внутрихозяйственный экономический механизм. Представлены меры антикризисного регулирования в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic sustainable development mechanisms AIC in crisis

We propose a model of organizational-economic mechanism for sustainable agriculture that integrates four interrelated parts: the agrarian policy of the state, a set of elements forming the basis for sustainable functioning of agricultural production, forms of state support, intra economic mechanism. Presents measures of crisis management in agriculture.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм устойчивого развития АПК в условиях кризиса»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

ФИЛИН М.А.,

соискатель, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, 400002, Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26

Предложена модель формирования организационно-экономического механизма устойчивого развития сельского хозяйства, интегрирующая четыре взаимосвязанных блока: аграрную политику государства, комплекс элементов формирования базиса устойчивого функционирования аграрного производства, формы государственной поддержки, внутрихозяйственный экономический механизм. Представлены меры антикризисного регулирования в сельском хозяйстве.

Ключевые слова: аграрная политика; сельское хозяйство; государственная поддержка; организационно-экономический механизм; антикризисное регулирование.

We propose a model of organizational-economic mechanism for sustainable agriculture that integrates four interrelated parts: the agrarian policy of the state, a set of elements forming the basis for sustainable functioning of agricultural production, forms of state support, intra economic mechanism. Presents measures of crisis management in agriculture.

Keywords: agricultural policy; agriculture; government support; organizational-economic mechanism; crisis management.

Коды классификатора JEL: Q01, Q18.

В условиях кризиса в сельском хозяйстве особое значение имеет формирование механизмов, обеспечивающих его восстановление и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Только в этом случае государственная поддержка и предпринимаемые меры антикризисного регулирования обеспечат создание необходимого базиса для эффективного преодоления последствий аграрных кризисов постсоветского периода. Предлагаемая модель формирования организационно-экономического механизма устойчивого развития сельского хозяйства интегрирует четыре взаимосвязанных блока:

• аграрную политику государства (стратегические цели и тактические задачи), задающую вектор развития аграрного производства на краткосрочную и долгосрочную перспективу;

• комплекс элементов, формирующих базис устойчивого функционирования аграрного производства (организационно-управленческий, экономический, финансовый, технико-технологический, научно-инновационный, социальный, мотивационный, экологический, правовой);

• формы государственной поддержки агропромышленного комплекса (прямые, косвенные, опосредованные), создающие дополнительные экономические стимулы, активизирующие развитие приоритетных направлений агропромышленного комплекса;

• внутрихозяйственный экономический механизм сельхозтоваропроизводителей различных организационно-правовых форм, определяющий степень восприимчивости к формируемым стимулам и возможным инновациям.

Каждый из блоков механизма состоит из своих элементов и компонентов, что в совокупности образует интегрированный модуль, который служит для приведения в гармоничное соответствие целого (механизма) и его частей (составляющих). То есть предлагаемый механизм может рассматриваться в виде модульной структуры. Предлагаемый механизм устойчивого развития сельского хозяйства представляет собой открытую систему, в которой сбои в одном из элементов снижают эффективность всей системы.

Все разнообразие факторов, влияющих на устойчивое развитие сельского хозяйства, можно разделить на регулируемые и не поддающиеся регулированию. С точки зрения целенаправленного воздействия на преодоление кризисного состояния и устойчивое развитие сельского хозяйства представляют интерес прежде всего управляемые (регулируемые) факторы. К ним можно отнести, во-первых, совершенствование организационно-экономического механизма развития сельхозпроизводства; во-вторых, обеспечение

© М.А. Филин, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

120

М.А. ФИЛИН

инновационного характера его развития; в-третьих, укрепление материально-технической базы отрасли; в-четвертых, улучшение обеспеченности квалифицированными кадрами. Таким образом, регулируемые факторы формируют комплекс элементов, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие аграрного производства, что создает возможность практической реализации предлагаемой модели.

Формирование механизма устойчивого развития сельского хозяйства предполагает, в первую очередь, оптимизацию его организационно-управленческого элемента, поскольку рациональная организация и управление определяют эффективность практической реализации всех прочих элементов. В совершенствовании нуждается система образования и повышения квалификации управленческих и рабочих кадров. Особое внимание следует уделить совершенствованию аппарата управления отраслью, направления которого частично отражены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» [1]. Однако остаются проблемы формирования вертикали управления, взаимоотношения министерств, повышения роли и возможностей местных органов самоуправления, взаимодействия с союзами и ассоциациями и др.

Для совершенствования федеральных и региональных органов управления АПК необходимо также обновление методов и технологий управления за счет применения новейших способов анализа, экономико-математического программирования, формирования новой системы индикативного планирования и прогнозирования, разработки балансов.

На устойчивости развития сельского хозяйства может положительно сказаться улучшение общих организационных условий, таких как формирование системы государственного информационного обеспечения АПК ресурсами, которой могут пользоваться на бесплатной основе сельхозтоваропроизводители, а также активизация участия союзов и ассоциаций сельхозтоваропроизводителей в формировании и реализации аграрной политики.

Экономическая составляющая механизма устойчивого развития сельского хозяйства может быть реализована через оптимизацию экономических отношений, складывающихся в АПК страны, поскольку ограниченность и неэффективность используемых сегодня экономических рычагов усиливает негативные факторы, лежащие в основе аграрного кризиса.

Наиболее сложной, комплексной проблемой сельскохозяйственного производства является его низкая доходность, обусловленная разноплановыми факторами, в том числе ценовым диспаритетом и состоянием сбытоснабженческой инфраструктуры, в которой сохраняется многозвенность, недобросовестная конкуренция, ограниченность деятельности организующих структур. На наш взгляд, необходимым условием достижения долгосрочной устойчивости развития аграрного производства и обеспечения его доходности должна стать структурная перестройка системы торговли и товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Цель реализации экономического элемента механизма устойчивого развития — формирование таких условий функционирования, когда большая часть сельхозтоваропроизводителей при среднем уровне хозяйствования могла бы получать доходы, достаточные для использования возможностей кредитной системы и других экономических инструментов, устойчиво вести производство, приближаться к среднему по экономике размеру заработной платы. Существенную экономию используемых ресурсов и рост доходности производства способны обеспечить экономические стимулы, содействующие более рациональному размещению и специализации сельскохозяйственного производства по территории страны, его концентрации и интеграции.

Ключевой финансовой проблемой является хронический недостаток финансово-кредитных ресурсов, их недоступность из-за низкой привлекательности и убыточности значительной части сельскохозяйственных предприятий. Прямые бюджетные вливания в отрасль через ОАО «Россельхозбанк» и субсидирование государством процентных ставок по банковским кредитам в силу различных причин также не полностью решает задачу кредитования сельского хозяйства и в первую очередь потому, что значительная часть сельхозорганизаций не соответствует стандартам кредитоспособности. Глобальный финансовый кризис и его последствия требуют адаптации к складывающимся условиям ряда элементов финансовокредитного механизма в аграрном секторе, в первую очередь таких, как методы финансирования и методы кредитования (например, развитие земельной ипотеки). Требуют совершенствования действующие схемы лизинга и льготного налогообложения, особенно в целях стимулирования инвестиций в аграрный сектор, а также система агрострахования.

Устойчивое развитие сельского хозяйства непосредственно зависит от уровня фондообеспеченности и технической оснащенности. Роль государства в развитии технологического потенциала отрасли может заключаться: в предоставлении грантов на финансирование соответствующих научных разработок; субсидировании сельхозтоваропроизводителей, использующих инновационные технологии; разработке и реализации федеральной целевой программы по восстановлению отечественного сельхозмашиностроения.

Переход на инновационную модель развития является необходимым и обязательным условием выхода из перманентного кризисного состояния и устойчивого функционирования российского агропромышленного комплекса, что невозможно без активизации научных исследований.

Рассмотренные элементы формируют основу механизма устойчивого развития сельского хозяйства. Однако их реализация по многим направлениям в отечественном аграрном производстве зачастую

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО.

121

остается достаточно низкой, сохраняется множество негативных сдерживающих факторов. Ключевыми являются внутренние факторы, связанные с последствиями кризисного состояния отечественного АПК после 1992 года и выражающиеся в ограниченности финансовых, технических, кадровых и иных возможностей для реализации инновационной модели развития. Среди внешних факторов наиболее значимым, на наш взгляд, является недостаточность формируемых экономических стимулов и используемых организационно-экономических механизмов, что определяет необходимость активизации государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. №264-ФЗ // АПК: экономика и управление. 2007. № 2. С. 42-46.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.