Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе'

Организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / BUSINESS ACTIVITY / MANAGEMENT OF BUSINESS ACTIVITY / COOPERATION BETWEEN THE BODIES OF GOVERNMENT AND BUSINESS STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войнова Светлана Игоревна

Статья посвящена проблемам управления предпринимательской активностью в регионе. Определены понятия «предпринимательская активность» и «организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе»; выявлены условия заинтересованности государства в развитии предпринимательства; рассмотрен алгоритм управления предпринимательской активностью в регионе, представляющий собой совокупность элементов социальноэкономической подсистемы предпринимательства по трем группам характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic mechanism of business activity management in the region

The article is devoted to the problems of business activity management in the region. The author defines the notions of business activity and organizational and economic mechanism of business activity management in the region; reveals the interest of the government in business development. The article considers the algorithms of business activity management in the region, which is a set of elements of social and economic subsystem of business by three groups of characteristics.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе»

Краткие сообщения

УДК 658.1 (470) + 338.22 ББК У9(2)09

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ

С.И. Войнова

Статья посвящена проблемам управления предпринимательской активностью в регионе. Определены понятия «предпринимательская активность» и «организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе»; выявлены условия заинтересованности государства в развитии предпринимательства; рассмотрен алгоритм управления предпринимательской активностью в регионе, представляющий собой совокупность элементов социальноэкономической подсистемы предпринимательства по трем группам характеристик.

Ключевые слова: предпринимательская активность, управление предпринимательской активностью, взаимодействие государственных и предпринимательских структур.

Развитие предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, ее регионов и муниципальных образований, а также важнейшим источником роста объемов производства и повышения уровня жизни населения. С усилением роли предпринимательства в экономической системе современной России возникает проблема оценки уровня предпринимательской деятельности на определенной территории или в рамках определенного временного периода, а также сопоставления полученных результатов исследования с целью выявления закономерностей и тенденций развития системы предпринимательства и целенаправленного государственного воздействия для повышения этого уровня в перспективе [1, 3, 8].

Для оценки предпринимательской деятельности предлагается применить некоторый экономический критерий, получивший название «предпринимательская активность», который бы отражал результат оценки уровня предпринимательской деятельности. В рамках определенного региона можно говорить о предпринимательской активности региона, которая является объектом государственного (и регионального) управления, представляющего собой некий организационно-экономический механизм.

Определим понятие организационно-экономического механизма управления предпринимательской активностью в регионе.

Организационно-экономический механизм

управления предпринимательской активностью в регионе представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных, экономических и административно-правовых методов воздействия на предпринимательскую активность региона путем выработки целей и задач регулирования пред-

принимательского сектора, выбора системы показателей, необходимых для оценки результативности предпринимательской деятельности, прогнозирования возможных изменений системы предпринимательства в перспективе и корректировки целей и задач в зависимости от действия факторов внутренней и внешней среды, а также путем использования мер правового регулирования и законодательной поддержки предпринимательской деятельности в регионе [2, 7].

Однако при рассмотрении категории «организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе» особое внимание необходимо уделить условиям выполнения неравенства:

сі

с

(і)

С1 + С2 С2

где С1 - оборот предпринимательских организаций; С2 - оборот государственных организаций; С3к - оборот государственного сектора с дефицитом бюджета, при котором государство заинтересовано в развитии предпринимательского сектора и повышении предпринимательской активности в регионе (при невыполнении условий неравенства государство прекращает политику поддержки предпринимательства для обеспечения безопасности и недопущения подрыва авторитета власти). В соответствии с этим определяется модель частногосударственного взаимодействия, на основании которой определяется, существует ли необходимость государственного регулирования предпринимательского сектора [4].

Таким образом, при условии наличия необходимости государственного регулирования предпринимательства, учитывая тенденции его развития и

Войнова С.И.

Организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе

Начало

Предпринимательская активность региона

Условия выполнения неравенства

с/

с

к

Есть необходимость во вмешательстве государства в механи

изм разв: предпринимательства

Модель частногосударственного взаимодействия

Нет необходимости во вмешательстве государства в механизм развития предпринимательства

Среда развития предприъимательства в регионе

Нормы, требования, законы

Це

лостность экономической системы

Уровень взаимодействия участников предпринимательской деятельности

Движущая сила предпринимательской активности в регионе

Подготовленность Стимулирование и мотивация Наличие

потенциальных участников предпринимательской природных

предпринимателей деятельности ресурсов

Этапы развития предпринимательской деятельности

Зарожде- Обоснова- Изобрете- Коммерциализа- Переосмысле-

ние —► ние —► ние —► ция —► ние

Социально- Финансово- Организационно-

культурные экономические управленческие

Технико-

технологические

Предпринимательская Наличие природных

активность региона факторов производст-

ва

Наличие программ государственной поддержки предпринимательства

Новое состояние системы

г~

Конец

Алгоритм управления предпринимательской активностью региона

принимая во внимание особенности регионального регулирования предпринимательства с учетом потребностей заинтересованных в предпринимательстве сторон, а также предпринимательской актив-

ности региона, целесообразно сделать выводы и представить их в виде схемы. Она представляет собой совокупность элементов социально-экономической подсистемы предпринимательства,

2013, т. 7, № 1

177

Краткие сообщения

включающую их взаимосвязи и взаимозависимости, по трем группам характеристик [5, 9].

Первоначально возникает задающий контур -среда для развития предпринимательства в регионе - это набор политических, экономических, социальных и технологических сил, которые находятся главным образом вне зоны контроля и влияния предпринимателя, и могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на предпринимательство в целом. То есть она определяется как внешняя среда, в которой предприятие ведет хозяйственную деятельность, и где им может быть реализована возможность получения прибыли.

Взаимодействуя в предпринимательской среде, предприятие определяет стратегическую зону хозяйствования, т. е. то пространство, в котором оно ведет хозяйственную деятельность, реализует экономические интересы и получает прибыль. Для поддержания позитивной экономической динамики предприятие стремится расширить свою стратегическую зону хозяйствования в предпринимательской среде.

Второй контур отражает движущие силы (причины возникновения) предпринимательства (экономические, социально-культурные, организационно-управленческие и др. факторы).

Третий контур - этапы жизненного цикла предпринимательской деятельности (зарождение, обоснование, изобретение, коммерциализация, переосмысление) [6].

Организационно-экономический механизм

управления предпринимательской активностью региона представлен в виде алгоритма (см. рисунок).

Таким образом, в статье рассмотрена категория «организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе», определены его основные элементы и взаимосвязи, а также объект управления, выраженный в виде трехуровневой схемы, отражающей предпринимательскую среду в регионе, основные причины возникновения предпринимательства и этапы жизненного цикла предпринимательской деятельности.

Литература

1. Войнова, С.И. Особенности организации и развития предпринимательства: взаимодействия, структуры, активность / С.И. Войнова, В.В. Мокеев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2012. - Вып. 21. - № 9(268). - С. 163-166.

2. Гаджибек, В.П. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятий хлебопекарной промышленности // В.П. Гаджибек // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 3(23). - http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId= 1587.

3. Дмитриевских, М.В. Инновационная инфраструктура региона: сущность, состав и тенденции развития / М.В. Дмитриевских, А.А. Татьянкина, Т.А. Шиндина //Вестник СибГАУ. - 2010. -№ 2(28). - С. 143-146.

4. Захарченко, А.А. Формирование и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.А. Захарченко. - Ставрополь, 2011. - http://www.web.stgau.ru/science/dis/avtore-ferat/Zaharchenko.pdf

5. Лясковская, Е.А. Оценка предпринимательской активности региона / Е.А. Лясковская, С. И. Войнова // Вестник Инжэкона. Серия: Экономика. - 2012. - № 1. - С. 456-459.

6. Сазонов, Д.В. Региональные потребности как основа регулирования развития предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д.В. Сазонов. - Екатеринбург, 2012.

7. Цахилова, В.Ф. Развитие организационноэкономического механизма хозяйствования промышленных предприятий: автореф. дис. . канд. экон. наук / В.Ф. Цахилова. - Москва, 2010. -http://www.mosgu. ru/nauchnaya/publications/2010/ab stracts/Tsakhilova_VF. pdf

8. Шиндина, Т. А. Влияние финансового кризиса на рынок рекламы и предпринимательство / Т.А. Шиндина, И. С. Карабанова // Вестник Университета. - 2010. - № 8.- С. 79-81.

9. Шиндина, Т.А. Методы оценки предпринимательской активности региона / Т.А. Шиндина, С.И. Войнова // Вестник Университета. - 2011. -№ 7. - С. 35-38.

Поступила в редакцию 31 января 2013 г.

Войнова Светлана Игоревна. Ассистент кафедры финансового менеджмента, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - управление предпринимательской активностью, взаимодействие государственных и предпринимательских структур. Контактный телефон: 8-963-472-18-17, e-mail: voynova.si@gmail.com.

Svetlana Igorevna Voynova. An assistant of Financial Management Department, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: management of business activity, cooperation between the bodies of government and business structures. Contact phone number: 8-963-472-18-17, e-mail: voynova.si@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.