Краткие сообщения
УДК 658.1 (470) + 338.22 ББК У9(2)09
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
С.И. Войнова
Статья посвящена проблемам управления предпринимательской активностью в регионе. Определены понятия «предпринимательская активность» и «организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе»; выявлены условия заинтересованности государства в развитии предпринимательства; рассмотрен алгоритм управления предпринимательской активностью в регионе, представляющий собой совокупность элементов социальноэкономической подсистемы предпринимательства по трем группам характеристик.
Ключевые слова: предпринимательская активность, управление предпринимательской активностью, взаимодействие государственных и предпринимательских структур.
Развитие предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, ее регионов и муниципальных образований, а также важнейшим источником роста объемов производства и повышения уровня жизни населения. С усилением роли предпринимательства в экономической системе современной России возникает проблема оценки уровня предпринимательской деятельности на определенной территории или в рамках определенного временного периода, а также сопоставления полученных результатов исследования с целью выявления закономерностей и тенденций развития системы предпринимательства и целенаправленного государственного воздействия для повышения этого уровня в перспективе [1, 3, 8].
Для оценки предпринимательской деятельности предлагается применить некоторый экономический критерий, получивший название «предпринимательская активность», который бы отражал результат оценки уровня предпринимательской деятельности. В рамках определенного региона можно говорить о предпринимательской активности региона, которая является объектом государственного (и регионального) управления, представляющего собой некий организационно-экономический механизм.
Определим понятие организационно-экономического механизма управления предпринимательской активностью в регионе.
Организационно-экономический механизм
управления предпринимательской активностью в регионе представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных, экономических и административно-правовых методов воздействия на предпринимательскую активность региона путем выработки целей и задач регулирования пред-
принимательского сектора, выбора системы показателей, необходимых для оценки результативности предпринимательской деятельности, прогнозирования возможных изменений системы предпринимательства в перспективе и корректировки целей и задач в зависимости от действия факторов внутренней и внешней среды, а также путем использования мер правового регулирования и законодательной поддержки предпринимательской деятельности в регионе [2, 7].
Однако при рассмотрении категории «организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе» особое внимание необходимо уделить условиям выполнения неравенства:
сі
с
(і)
С1 + С2 С2
где С1 - оборот предпринимательских организаций; С2 - оборот государственных организаций; С3к - оборот государственного сектора с дефицитом бюджета, при котором государство заинтересовано в развитии предпринимательского сектора и повышении предпринимательской активности в регионе (при невыполнении условий неравенства государство прекращает политику поддержки предпринимательства для обеспечения безопасности и недопущения подрыва авторитета власти). В соответствии с этим определяется модель частногосударственного взаимодействия, на основании которой определяется, существует ли необходимость государственного регулирования предпринимательского сектора [4].
Таким образом, при условии наличия необходимости государственного регулирования предпринимательства, учитывая тенденции его развития и
Войнова С.И.
Организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе
Начало
Предпринимательская активность региона
Условия выполнения неравенства
с/
с
к
Есть необходимость во вмешательстве государства в механи
изм разв: предпринимательства
Модель частногосударственного взаимодействия
Нет необходимости во вмешательстве государства в механизм развития предпринимательства
Среда развития предприъимательства в регионе
Нормы, требования, законы
Це
лостность экономической системы
Уровень взаимодействия участников предпринимательской деятельности
Движущая сила предпринимательской активности в регионе
Подготовленность Стимулирование и мотивация Наличие
потенциальных участников предпринимательской природных
предпринимателей деятельности ресурсов
Этапы развития предпринимательской деятельности
Зарожде- Обоснова- Изобрете- Коммерциализа- Переосмысле-
ние —► ние —► ние —► ция —► ние
:і
Социально- Финансово- Организационно-
культурные экономические управленческие
Технико-
технологические
Предпринимательская Наличие природных
активность региона факторов производст-
ва
Наличие программ государственной поддержки предпринимательства
Новое состояние системы
г~
Конец
Алгоритм управления предпринимательской активностью региона
принимая во внимание особенности регионального регулирования предпринимательства с учетом потребностей заинтересованных в предпринимательстве сторон, а также предпринимательской актив-
ности региона, целесообразно сделать выводы и представить их в виде схемы. Она представляет собой совокупность элементов социально-экономической подсистемы предпринимательства,
2013, т. 7, № 1
177
Краткие сообщения
включающую их взаимосвязи и взаимозависимости, по трем группам характеристик [5, 9].
Первоначально возникает задающий контур -среда для развития предпринимательства в регионе - это набор политических, экономических, социальных и технологических сил, которые находятся главным образом вне зоны контроля и влияния предпринимателя, и могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на предпринимательство в целом. То есть она определяется как внешняя среда, в которой предприятие ведет хозяйственную деятельность, и где им может быть реализована возможность получения прибыли.
Взаимодействуя в предпринимательской среде, предприятие определяет стратегическую зону хозяйствования, т. е. то пространство, в котором оно ведет хозяйственную деятельность, реализует экономические интересы и получает прибыль. Для поддержания позитивной экономической динамики предприятие стремится расширить свою стратегическую зону хозяйствования в предпринимательской среде.
Второй контур отражает движущие силы (причины возникновения) предпринимательства (экономические, социально-культурные, организационно-управленческие и др. факторы).
Третий контур - этапы жизненного цикла предпринимательской деятельности (зарождение, обоснование, изобретение, коммерциализация, переосмысление) [6].
Организационно-экономический механизм
управления предпринимательской активностью региона представлен в виде алгоритма (см. рисунок).
Таким образом, в статье рассмотрена категория «организационно-экономический механизм управления предпринимательской активностью в регионе», определены его основные элементы и взаимосвязи, а также объект управления, выраженный в виде трехуровневой схемы, отражающей предпринимательскую среду в регионе, основные причины возникновения предпринимательства и этапы жизненного цикла предпринимательской деятельности.
Литература
1. Войнова, С.И. Особенности организации и развития предпринимательства: взаимодействия, структуры, активность / С.И. Войнова, В.В. Мокеев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2012. - Вып. 21. - № 9(268). - С. 163-166.
2. Гаджибек, В.П. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятий хлебопекарной промышленности // В.П. Гаджибек // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 3(23). - http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId= 1587.
3. Дмитриевских, М.В. Инновационная инфраструктура региона: сущность, состав и тенденции развития / М.В. Дмитриевских, А.А. Татьянкина, Т.А. Шиндина //Вестник СибГАУ. - 2010. -№ 2(28). - С. 143-146.
4. Захарченко, А.А. Формирование и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.А. Захарченко. - Ставрополь, 2011. - http://www.web.stgau.ru/science/dis/avtore-ferat/Zaharchenko.pdf
5. Лясковская, Е.А. Оценка предпринимательской активности региона / Е.А. Лясковская, С. И. Войнова // Вестник Инжэкона. Серия: Экономика. - 2012. - № 1. - С. 456-459.
6. Сазонов, Д.В. Региональные потребности как основа регулирования развития предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д.В. Сазонов. - Екатеринбург, 2012.
7. Цахилова, В.Ф. Развитие организационноэкономического механизма хозяйствования промышленных предприятий: автореф. дис. . канд. экон. наук / В.Ф. Цахилова. - Москва, 2010. -http://www.mosgu. ru/nauchnaya/publications/2010/ab stracts/Tsakhilova_VF. pdf
8. Шиндина, Т. А. Влияние финансового кризиса на рынок рекламы и предпринимательство / Т.А. Шиндина, И. С. Карабанова // Вестник Университета. - 2010. - № 8.- С. 79-81.
9. Шиндина, Т.А. Методы оценки предпринимательской активности региона / Т.А. Шиндина, С.И. Войнова // Вестник Университета. - 2011. -№ 7. - С. 35-38.
Поступила в редакцию 31 января 2013 г.
Войнова Светлана Игоревна. Ассистент кафедры финансового менеджмента, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - управление предпринимательской активностью, взаимодействие государственных и предпринимательских структур. Контактный телефон: 8-963-472-18-17, e-mail: voynova.si@gmail.com.
Svetlana Igorevna Voynova. An assistant of Financial Management Department, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: management of business activity, cooperation between the bodies of government and business structures. Contact phone number: 8-963-472-18-17, e-mail: voynova.si@gmail.com.