УДК: 338:37
Дьяков Иван Иванович
Магистрант, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет (филиал),
г. Уссурийск
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
Статья посвящена теоретическому осмыслению понятия предпринимательской активности образовательных организаций. Раскрыта значимость предпринимательской активности образовательных организаций для социально-экономического развития региона. Показана необходимость оценки предпринимательской активности на рынке образовательных услуг региона. Рассмотрены различные терминологические подходы к определению предпринимательской активности. Дано авторское определение предпринимательской активности образовательных организаций. Выделены направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: образовательная организация, образовательная услуга, региональный рынок, экономика региона, предпринимательская активность; предпринимательская деятельность.
JEL classification codes: M 130, M 200
Для цитирования:
Дьяков И. И. Предпринимательская активность образовательных организаций: сущность и содержание понятия// Крымский научный вестник. № 2-3(14-15). С. 74-82.
Ivan Dyakov
Graduate student, School of Education, Far Eastern Federal University (branch),
Ussuriysk
ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT
The article is devoted to a theoretical interpretation of the concept of entrepreneurial activity of educational organizations. The importance of entrepreneurial activity of educational organizations for social and economic development of the region is revealed. The need to evaluate entrepreneurial activity in the market of educational services in the region is shown. Various terminological approaches to the definition of entrepreneurial activity are considered. The author's definition of entrepreneurial activity of educational organizations is given. Highlighted destinations for further research.
Keywords: educational organization; educational service; market; region; entrepreneurial activity; valuation; criterion.
Современная экономика характеризуется ориентированностью на инновационный тип развития. В данных условиях все большее значение приобретает активизация предпринимательской деятельности субъектов экономики в рамках развития региональных систем [2; 3].
Так, например, Т. А. Шиндина и С. И. Войнова раскрывают особую значимость предпринимательского сектора в условиях ускорения перехода к инновационной экономике, а также показывают необходимость более полного использования предпринимательства как одного из стратегических ресурсов и источников развития экономики российских регионов и, как следствие, страны в целом [10].
Однако инновационное развитие экономики российских регионов невозможно представить без соответствующих изменений в сфере образования. Именно в развитии и повышении эффективности рынка образовательных услуг многие ученые видят потенциал трудового, технологического, экономического, культурного и социального развития регионов [5]. Рынок образовательных услуг удовлетворяет не только производственные, но и социальные и духовные
потребности, как отдельных граждан, так и общества в целом.
75
Как отмечает О. М. Шевченко, «оставаясь важнейшей социальной отраслью, обеспечивающей потребности человека в получении знаний, образование всё в большей степени ориентируется на потребности рынка, а учреждения образования сами становятся его экономическими субъектами» [9, с. 149].
«Образование на сегодняшний день — это одна из наиболее динамичных и перспективно развивающихся отраслей экономики, — отмечает В. И. Градинович, — а рынок образовательных услуг — один из наиболее высоких по темпам развития и роста» [3, с. 195].
В то же время, исследования автора позволяют сделать вывод, что «решение современных задач, стоящих перед системой образования, невозможно без использования рыночных механизмов повышения её эффективности, в том числе за счет усиления роли предпринимательской составляющей образовательной деятельности» [4, с. 47].
Образовательные организации являются источником инноваций, они готовят специалистов в различных областях науки, бизнеса, государственного управления для завтрашнего успешного развития страны и её регионов. Предпринимательская активность образовательных организаций и, в особенности, высших учебных заведений является обязательным условием социально-экономического развития тех регионов, которые хотят двигаться в направлении создания инновационных, высокотехнологичных производств, развития социальной и экономической инфраструктур, повышения уровня жизни населения и, как следствие, инвестиционной привлекательности региона. В связи с этим, предпринимательская активность образовательных организаций на рынке образовательных услуг в настоящее время должна стать объектом пристального внимания как ученых, так и региональных властей.
Таким образом, изучение предпринимательской активности субъектов рынка образовательных услуг, разработка мер её активизации и государственной поддержки является актуальной проблемой на современном этапе социально-экономического развития российских регионов.
Проблемам предпринимательства и его роли в развитии регионов посвящено значительное количество научных трудов. Сущность понятия «предпринимательская активность» исследовалась в работах С. И. Войновой, Е. В. Корневой, А. В. Корень и др.
Значительное внимание проблемам развития предпринимательской деятельности в сфере образования уделяется в работах А. П. Панкрухина, Ю. Б. Рубина, И. Б. Романовой, Э. О. Цатуряна, Г. А. Резник, О. Г. Гисиной и др.
Анализ источников [6-8] показывает, что существует множество интерпретаций и терминологических подходов к определению понятия «предпринимательская активность». В то же время практически отсутствуют исследования сущности данного понятия в сфере образования. Нет и единого мнения о его соотношении со смежными понятиями, такими как «предпринимательство» и «предпринимательская деятельность». Недостаточно разработаны теоретические и методологические аспекты оценки предпринимательской активности на рынке образовательных услуг. Более того, предпринимательская активность организаций сферы образования не становилась объектом исследования, так же как не изучалось её влияние на экономическую составляющую деятельности и конкурентоспособность как на микро-, так и на мезоуровне.
Обобщив различные походы к определению понятия предпринимательская активность, Е. В. Корнева и А. В. Корень пришли к выводу, что понятие предпринимательской активности в современной экономической литературе рассматривается с двух отличных позиций: как деятельность (процесс) и как интенсивность деятельности (результат) [6]. Предпринимательская активность как процесс представляет собой: - на микроуровне — осуществление субъектом предпринимательства своей хозяйственной деятельности и является, в сущности, синонимом предпринимательской деятельности;
- на мезоуровне — экономическую характеристику региона, которая генерируется всей совокупностью предпринимательских структур на его территории.
Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет определение предпринимательской активности как интенсивности или результата деятельности. В данной трактовке предпринимательская активность выступает критерием уровня развития предпринимательской деятельности, интенсивности протекания этого процесса как на микро-, так и на мезоуровне.
Как пишет С. В. Беликова, «показатель предпринимательской активности в регионе представляет собой обособленный условный индикатор, позволяющий диагностировать сложившуюся предпринимательскую инициативу в заданных экономических, социальных и институционально-правовых условиях» [1, с. 161].
С. И. Войнова и И. П. Савельева полагают, что предпринимательская активность — это экономический критерий, отражающий интегральный результат оценки предпринимательской деятельности как процесса. «Предпринимательская активность региона представляет собой некий условный показатель, позволяющий диагностировать ситуацию» [2, с. 244].
Рынок образовательных услуг подвержен тем же основным законам, которые действуют на любом другом рынке товаров или услуг. При этом его специфика заключается в том, что именно рынок образовательных услуг сочетает в себе как рыночные, так и нерыночные механизмы функционирования [3]. Значительная роль, которую образование играет в социально-экономическом развитии страны, обуславливает необходимость государственного регулирования рынка образовательных услуг, формирования условий для активизации предпринимательской деятельности, повышения её социально-экономической эффективности. Решение данных задач невозможно без анализа рыночных процессов в сфере образования. Особая роль при этом уделяется изучению предпринимательской активности основных субъектов данного рынка — образовательных организаций.
Развитие современной теории образовательного предпринимательства, необходимость анализа предпринимательской активности в сфере образования настоятельно требуют формирования категориально-понятийного аппарата и определения содержания основных понятий.
Изучение особенностей предпринимательства в образовательных организациях, анализ терминологических подходов и нормативных положений позволили автору дать следующее определение: «предпринимательская деятельность образовательной организации — это ограниченно самостоятельная, не запрещенная законодательством, закрепленная в уставе деятельность, инициируемая и осуществляемая систематически на свой страх и риск с целью получения дохода для обеспечения образовательного процесса» [4, с. 48].
Учитывая специфические особенности образовательного предпринимательства и рассмотренные подходы к определению предпринимательской активности, можно сформулировать следующие дефиниции, определяющие сущность предпринимательской активности образовательной организации:
- как процесс, предпринимательская активность образовательной организации — это действия, направленные на инициирование, развитие, активизацию предпринимательской деятельности образовательной организации для повышения эффективности её деятельности и конкурентоспособности;
- как результат, предпринимательская активность образовательной организации — это комплексный критерий, характеризующий уровень развития (долю) и интенсивность предпринимательской составляющей деятельности, а также отражающий степень её влияния на эффективность достижения основных целей и конкурентоспособность образовательной организации.
В заключение следует отметить, что затронутая в статье проблема мало изучена и можно выделить следующие, на наш взгляд, наиболее важные направления дальнейших исследований:
- развитие и научное обоснование теоретических положений, определяющих сущность предпринимательской активности в сфере образования;
- разработка теоретико-методологических основ оценки предпринимательской активности образовательных организаций как на микро-, так и на мезоуровне;
- оценка предпринимательской активности в сфере образования и её влияния на уровень социально-экономического развития на региональном уровне;
- разработка рекомендаций по активизации и повышению эффективности предпринимательской составляющей деятельности образовательных организаций региона.
Кроме того, необходимо не просто оценивать предпринимательскую активность организаций сферы образования, необходимо разработать соответствующий механизм оценки, как существующего состояния, так и потенциала, а также разработать инструментарий, позволяющий оценить влияние данного фактора на систему предпринимательства и уровень социально -экономического развития региона.
Литература
1. Беликова С. В. Предпринимательская активность в Ростовской области: оценка и факторы активизации [Электронный ресурс] // Науковедение. 2013. № 3 (16). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/61ergsu313.pdf (дата обращения: 11.04.2017).
2. Войнова С. И., Савельева И. П. Оценка предпринимательской активности: сущность и виды экономической деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=5613 (дата обращения: 12.04.2017).
3. Градинович В. И. Конкуренция на рынке образовательных услуг // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 6 (36). С. 195-196.
4. Дьяков И. И. Особенности предпринимательской деятельности организаций высшего образования: теоретический аспект // Альманах современной науки и образования. 2016. № 12 (114). С. 46-49.
5. Жуплей И. В., Третьяк Н. А. и др. Экономика Дальневосточного региона: перспективы развития и территориально-отраслевые особенности: монография. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2013. 166 с.
6. Корнева Е. В., Корень А. В. Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности [Электронный ресурс] // Науковедение. 2013. № 6 (19). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/123EVN613.pdf (дата обращения: 11.04.2017).
7. Матузова И. В. Принципы анализа предпринимательской активности // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2016. №2 36. С. 101-107.
8. Платонова Е. Д. Предпринимательская активность в системе категорий теории предпринимательства // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. № 22-1. С. 102-106.
9. Шевченко О. М. Мониторинг развития системы высшего образования региона // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 20. С. 149-153.
10. Шиндина Т. А., Войнова С. И. Методика социально-экономической оценки предпринимательской активности в регионе // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 12. С. 30-34.
References
1. Belikova S. V. Predprinimatel'skaja aktivnost' v Rostovskoj oblasti: ocenka i faktory aktivizacii [Jelektronnyj resurs] // Naukovedenie. 2013. № 3 (16). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/61ergsu313.pdf (in Russian)
2. Vojnova S. I., Savel'eva I. P. Ocenka predprinimatel'skoj aktivnosti: sushhnost' i vidy jekonomicheskoj dejatel'nosti [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5613 (in Russian)
3. Gradinovich V. I. Konkurencija na rynke obrazovatel'nyh uslug // Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija. 2015. № 6 (36). p. 195-196. (in Russian)
4. D'jakov I. I. Osobennosti predprinimatel'skoj dejatel'nosti organizacij vysshego obrazovanija: teoreticheskij aspekt // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. 2016. № 12 (114). p. 46-49. (in Russian)
5. Zhuplej I. V., Tret'jak N. A. i dr. Jekonomika Dal'nevostochnogo regiona: perspektivy razvitija i territorial'no-otraslevye osobennosti: monografija. Vladivostok: Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, 2013. 166 p. (in Russian)
6. Korneva E. V., Koren' A. V. Analiz sushhestvujushhih podhodov k opredeleniju predprinimatel'skoj aktivnosti [Jelektronnyj resurs] // Naukovedenie. 2013. № 6 (19). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/123EVN613.pdf (in Russian)
7. Matuzova I. V. Principy analiza predprinimatel'skoj aktivnosti // Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2016. № 36. p. 101-107. (in Russian)
8. Platonova E. D. Predprinimatel'skaja aktivnost' v sisteme kategorij teorii predprinimatel'stva // Aktual'nye voprosy jekonomicheskih nauk. 2011. № 22-1. p. 102-106. (in Russian)
9. Shevchenko O. M. Monitoring razvitija sistemy vysshego obrazovanija regiona // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 2015. № 20. p. 149-153. (in Russian)
10. Shindina T. A., Vojnova S. I. Metodika social'no-jekonomicheskoj ocenki predprinimatel'skoj aktivnosti v regione // Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014. № 12. p. 30-34. (in Russian)