74
УДК 339.727.22 (470.26)
О. В. Прохорова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Рассмотрены аспекты иностранного инвестирования в регионе на основе исследования динамики поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ), их роли в экономике региона. Предложена модель концепции регионального развития на основе привлечения ПИИ.
This article considers the aspects of foreign investment in the region on the basis of a study into the dynamics of foreign direct investment (FDI) and their role in regional economy. The author proposes a model of regional development concept based on FDI attraction.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, механизм привлечения ПИИ, инвестиционный климат.
Key words: foreign direct investment, mechanism for FDI attraction, investment climate.
Вопрос привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), активизации инвестиционной деятельности региона стал одним из центральных и актуальных моментов в развитии Калининградской области на ближайшие годы, поскольку ПИИ являются катализатором развития, не только способствуют технологическому обновлению, но и несут в себе значительный потенциал экономических выгод в виде роста занятости населения, более высокой заработной платы, повышения производительности, развития инновационной составляющей региона. Со стратегических позиций иностранный капитал — один из наиболее эффективных способов интеграции национальной экономики в мировое хозяйство. В связи с этим привлечение иностранных инвестиций (ИИ) и их рациональное использование во многом предопределяет качество и устойчивость регионального развития Калининградской области.
На конец 2010 г. в регионе накоплено 724,2 млн долл. ИИ, что на 6,7 % меньше, чем на конец 2009 г., из них на ПИИ приходилось 410,7 млн долл. в 2010 г. (рост за год — 14,9%, или 53,4 млн долл.), что составляет 56,7 % удельного веса всех ИИ в регионе. Динамика поступления ИИ в Калининградскую область за последние 11 лет представлена на рисунке.
Как видно из рисунка, развитие рынка ИИ/ПИИ в Калининградской области носит ярко выраженный цикличный характер, что обусловлено как мировыми особенностями развития экономики, так и российскими и региональными. Именно цикличное развитие и изменчивость инвестиционного рынка обусловливают необходимость постоянного изучения текущей конъюнктуры, выявления основных тенденций ее развития и прогнозирования на будущее.
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 74 — 80.
400 000 350 000 300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0
375 956
206 516
76^36
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Объем ИИ, тыс. долл.
•Объем ПИИ, тыс. долл.
75
Рис. Динамика поступления ИИ и ПИИ в Калининградскую область за 2000 — 2010 гг.
Для рынка ПИИ Калининградской области характерны также значительные конъюнктурные колебания, которые повторяют динамику ИИ в целом. Конъюнктурный бум ПИИ приходится на 2002—2003 гг., когда темп прироста в процентном выражении по отношению к предыдущему году составил 83 и 136 % соответственно. Однако уже в 2005 г. наблюдается снижение объемов ПИИ на 16 % по отношению к 2004-му. В 2007 г. отмечен резкий рост ПИИ — в 3,7 раза; в 2008-м рост составил только 26 %, а в 2009-м произошло уменьшение поступления ПИИ на 68 % по сравнению с 2008 г., что связано с кризисными явлениями в мировой экономике.
Удельный вес ПИИ в ИИ также носит цикличный характер, и их доля ежегодно колеблется: от 12 % в 2002 г. (минимальная доля ПИИ в ИИ) до 53% в 2009-м, однако за последние 11 лет их роль в экономике региона существенно увеличилась (по сравнению с 2000 г. объем ПИИ вырос в 11,5 раза), что подтверждается отраслевой структурой самих ПИИ.
Подобная динамика свидетельствует о крайне осторожном отношении иностранных инвесторов к Калининградской области, их постоянном поиске новых объектов для вложения и ожидании новых условий инвестирования в экономику эксклавного региона. Несмотря на резкие колебания, доля ПИИ увеличивается, что позволяет сделать вывод о стремлении иностранных инвесторов финансировать реальные производственные проекты в регионе.
Исследование структуры ПИИ в Калининградской области за последние 11 лет показало, что наиболее привлекательны для иностранных инвесторов обрабатывающая промышленность (в среднем за последние 5 лет ее доля в общем объеме ИИ составляет 53,9%, которые приходятся на производство пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, производство транспортных средств и оборудования), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий (16,7 %), финансовая деятельность (15,1 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (7,8 %), а также транспорт и связь (5,1 %).
76
Сложившееся в России распределение ИИ по отраслям экономики не отвечает потребностям страны в ее модернизации и подчеркивает необходимость разработки национальной промышленной политики и соответствующей ей стратегии в сфере привлечения иностранного капитала.
Распределение ИИ по отраслям промышленности во многом обусловливается краткосрочными интересами зарубежных инвесторов. Они охотно вкладывают средства в отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала и окупаемостью, обеспечивающие гарантированный доход: пищевую промышленность (пивоваренную, табачную, кондитерскую), торговлю, общественное питание. В то же время ИИ практически не участвуют в создании в России современных высокотехнологических производств и услуг, которые могли бы коренным образом изменить сложившуюся внешнеэкономическую специализацию страны.
Среди основных стран-инвесторов в экономику Калининградской области наибольшая доля накопленных ИИ на конец 2010 г. приходилась на Кипр (32,6 % от общего объема накопленных на конец 2010 г. ИИ), Данию (14,9 %), США (10,7%), Литву (10,6 %) и Польшу (8,0 %).
В 2010 г. из 10 регионов СЗФО наибольшие объемы ПИИ поступили в Санкт-Петербург, Архангельскую и Ленинградскую области — их доля в общем объеме прямых инвестиций округа составила 67,1 %. На Калининградскую область приходится 3,8 % прямых инвестиций СЗФО, что на 1,8 % больше уровня 2009 г.
Между тем имеющийся потенциал региона не использован в полной мере, существует множество «шероховатостей» и угроз для нормальной инвестиционной деятельности и факторов, препятствующих росту ПИИ.
В Калининградской области объем ИИ, несмотря на их скачкообразный рост за последние 5 лет, в общероссийских масштабах остается небольшим. Приход иностранных инвесторов в регион сдерживается нестабильностью правовой и экономической сферы, институциональными барьерами, неготовностью хозяйственного комплекса региона, особенно объектов инфраструктуры, к принятию иностранных инвестиций.
По оценке инвестиционной привлекательности Калининградская область с 2002 по 2006 г. находится в группе регионов с пониженным потенциалом и умеренным риском (3В1), в 2006—2007 г. рейтинг области повышен до уровня 3А — низкий потенциал, минимальный риск, в основном за счет наименьшего показателя интегрального риска Калининградской области (3-е место). Однако послекризисный период значительно увеличил риски, проблемы в экономической сфере повлекли за собой ухудшение финансового состояния и социального климата, а рейтинг региона был понижен до группы 3С1 — пониженный потенциал, высокий риск. Сейчас область находится в одной группе с такими субъектами РФ, как Республика Дагестан, Забайкальский и Хабаровский края, Сахалинская область. Понижение рейтинга в 2009 — 2010 гг. связано с резким ухудшением показателя риска (на 43 пункта), особенно социального.
Ухудшение инвестиционного климата Калининградской области в 2008—2009 гг. сказалось и на предпочтениях и поведении иностранных инвесторов: резкое уменьшение объема поступления ПИИ в экономику региона — практически в 3 раза. Хотя в целом подобная тенденция связана с мировым структурным кризисом, но сказываются и слабость в ре-
гиональном управлении, недостаточная конкурентоспособность региона, финансовая неустойчивость. Поэтому реализуемые в Калининградской области меры должны быть направлены на усиление позитивных сторон и ослабление недостатков сложившегося здесь инвестиционного климата.
Оценка инвестиционного климата — важный элемент информационно-аналитической базы, позволяющей органам исполнительной власти различных уровней совершенствовать организационно-экономический механизм создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения ПИИ.
Исследование факторов, способствующих и препятствующих формированию благоприятного инвестиционного климата и условий привлечения иностранного капитала, необходимо для формирования четкой и грамотной политики привлечения ИИ, разработки соответствующей стратегии и использования современных адекватных инструментов и механизмов привлечения ИИ в регион и формирования инвестиционной привлекательности. Стратегия привлечения иностранного капитала должна опираться на возможности использования внутреннего и внешнего потенциалов для реализации поставленной цели и нейтрализации и устранения слабостей и угроз.
Обеспечить привлечение ПИИ в региональную экономику в масштабах и структуре, соответствующих растущим потребностям и интересам страны и региона, а также национальным и региональным приоритетным целям, невозможно без совершенствования организационно-экономического механизма их регулирования и привлечения, включающего законодательно-правовую базу, а также административные структуры, методы их деятельности и используемый ими инструментарий привлечения ПИИ.
Механизм регулирования и привлечения ПИИ следует рассматривать как совокупность мер и инструментов, направленных не только на стимулирование притока ПИИ в страну, но и на оптимизацию данного процесса — упорядочение структуры, форм и направленности иностранных инвестиций в соответствии с потребностями и стратегическими интересами региона.
Формирование концепции программы регионального развитии на основе привлечения ПИИ требует:
— четкого целеполагания с учетом целей долгосрочного экономического и социального развития региона;
— создания алгоритма мониторинга конъюнктуры рынка иностранного капитала региона;
— выявления и ранжирования факторов, способствующих и препятствующих привлечению ПИИ;
— совершенствования механизмов и инструментов регулирования и привлечения ПИИ, а также оценки эффективности их использования в системе устойчивого развития региона.
Среди принципов разработки механизма привлечения ПИИ в Калининградской области в статье рассматриваются следующие.
• Стратегическая ориентация, которая выражается в разработке и реализации стратегий и программ развития области, инвестиционной деятельности, мероприятий по улучшению инвестиционного климата и при-
77
78
влечению ПИИ. Основными системообразующими элементами управления инвестиционным развитием региона в сфере ПИИ выступают долгосрочная стратегия его развития, федеральное, региональное и местное инвестиционное законодательство, региональные программы государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также инвестиционный потенциал территории. Центральное место в схеме взаимосвязи этих элементов занимает программа государственной поддержки деятельности иностранных инвесторов в регионе, которая формируется под воздействием региональной стратегии и инвестиционного законодательства и, в свою очередь, прямо воздействует на инвестиционный потенциал региона. Стратегия общеэкономического и инвестиционного развития Калининградской области зафиксирована в официальных документах:
— «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу» (в частности, «Стратегия развития Калининградской области до 2031 г.») — постановление Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 г. № 95;
— «Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007—2016 годы» — закон Калининградской области от 28 декабря 2006 г. № 115;
— «Федерально-целевая программа развития Калининградской области до 2014 года» — постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866, дополнена и продлена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 г. № 335;
— «О целевой программе Калининградской области «Развитие инвестиционной деятельности» на 2011 — 2015 годы» — постановление Правительства Калининградской области от 12 июля 2011 г. №530;
— ряд целевых программ во всех сферах жизнедеятельности, которые в целом направлены на развитие региона, например Целевая программа Калининградской области «Областная инвестиционная программа на 2009—2014 годы».
В рамках данных документов предложен комплекс организационно-правовых мер, создающих условия для нормального функционирования и развития региона и стимулирующих инвестиционную и предпринимательскую активность в развитие инфраструктуры, а также формирующих благоприятную правовую и инвестиционную среду за счет решения системных проблем.
• Постепенность и выборочность преобразований в политике регулирования ПИИ.
• Управляемость, выражающаяся в целенаправленных действиях органов власти и специальных институтов регулирования и привлечения ПИИ в регионе. Функции управления инвестиционной деятельностью в Калининградской области осуществляет Министерство экономики Правительства Калининградской области, в частности Департамент инвестиционной политики, который включает в себя отдел инвестиций, отдел инновационной деятельности и отдел координации программ.
• Дифференцированность (как в отраслевом аспекте привлечения ПИИ — в отношении отдельных видов деятельности, отдельных компаний и инвестиционных проектов, так и в приоритетах регионального развития, страновых приоритетах привлечения ПИИ в область). На
региональном уровне это стимулирование экспорта и импорта новых технологий, привлечения ПИИ в отрасли, имеющие особо важное значении для роста экономики на перспективу: высокотехнологичные отрасли, энергетика, дорожное строительство, портовое хозяйство, энергетическая инфраструктура, машино- и судостроение, нефтяная промышленность, туристско-рекреационный комплекс.
• Гибкость и прогнозируемость, сохранение сбалансированной структуры.
• Безопасность — защита интересов иностранных инвесторов при соблюдении национальных и региональных интересов.
В модели механизма регионального развития на основе привлечения ПИИ модели можно выделить три блока. Первый — блок формирования концепции регионального развития на основе привлечения ПИИ на базе информации, полученной в результате мониторинга и исследования рынка ПИИ, инвестиционного климата и факторов инвестиционной привлекательности, а также разработки дерева целей. Формирование данной концепции строится на основе федеральной и региональной стратегии и программ как развития всего региона, так его инвестиционной деятельности. Второй блок предполагает формирование условий и мотивационного механизма, обеспечивающих и стимулирующих приток ПИИ за счет совершенствования подсистем привлечения этих инвестиций:
— законодательная и нормативно-правовая составляющая процесса иностранного инвестирования;
— мероприятия по улучшению инвестиционного климата;
— разработка мотивационного механизма привлечения ПИИ (страхование, гарантии, льготы и т. д.);
— институциональное развитие;
— развитие инфраструктуры;
— информационное обеспечение процесса привлечения ПИИ;
— сбалансированное отраслевое развитие;
— развитие инновационной деятельности в регионе.
На основе двух первых блоков формируются конкретные инструменты и механизмы привлечения ПИИ. Третий блок модели непосредственно связан с оценкой эффективности привлеченных ПИИ и результативности их использования, что рассматривается с точки зрения влияния данных инвестиций на развитие экономики принимающего региона, что может проявляться напрямую (так как ПИИ являются источником дополнительного капитала для отраслей и секторов экономики) или косвенно, за счет присущих ПИИ эффектов. Косвенные эффекты ПИИ могут быть представлены международным перемещением знаний и технологий в отрасли и сектора региона, а также за счет стимулирующего влияния конкуренции.
Исследование рынка ИИ, в том числе и рынка ПИИ, показало, что иностранный капитал играет огромную роль в развитии региональной экономики, а иностранные инвесторы заинтересованы в развитии отношений с российским эксклавом и готовы вкладывать свои средства, о чем свидетельствует положительная динамика вложений ИИ/ПИИ. В период восстановления после мирового финансового кризиса и по-
79
80
следующего посткризисного развития разворачивается напряженная конкурентная борьба за инвестиционные ресурсы. Поэтому основной задачей становится создание максимально благоприятных условий для привлечения и продвижения ИИ в регион, а также поиск новых факторов, стимулирующих развитие национальной экономики, благодаря которым регион сможет конкурировать на рынке внешних инвестиций. А совершенствование организационно-экономического механизма привлечения ПИИ позволит выработать как стратегические, так и тактические подходы к проблеме увеличения притока и использования зарубежных средств в экономике региона.
Список литературы
1. Официальный сайт Правительства Калининградской области. URL: http://www.gov.kaliningrad.ru.
2. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. URL: http://kaliningrad.gks.ru
3. Хазанович Э. С. Иностранные инвестиции: учебное пособие. М., 2009.
Об авторе
Ольга Владимировна Прохорова — ассист., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
E-mail: [email protected]
About author
Olga V. Prokhorova — Lecturer, Department of Management, Immanuel Kant Baltic Federal University.
E-mail: [email protected]