Инвестиционный потенциал
Удк 339.727.22
мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций в условиях глобализации экономики
В статье выявлены отличительные особенности и тенденции регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на международном и национальном уровнях. Выделены преимущества и недостатки зарубежных моделей стимулирования иностранных инвестиций («американская», «японская», «тайваньская»). На основе обобщения и анализа детерминант ПИИ, специфики использования современных методов и инструментов государственного стимулирования и привлечения прямых иностранных инвестиций в зарубежных странах на современном этапе экономической интеграции, краткого анализа проблем государственного регулировании ППИ в РФ разработаны направления и меры совершенствования российской модели их стимулирования и привлечения.
Ключевые слова: глобализация, прямые иностранные инвестиции, государственное регулирование, стимулирование, зарубежный опыт.
Самоочевидной тенденцией в настоящее время является глобализация всех жизненно важных процессов.
Национальная экономика в условиях глобализации выступает одним из субъектов глобального рынка. Интеграция национальной экономики в экономику мировую происходит на основе различных форм внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По мнению экономиста Ш. -А. Мишале, такая ин-
А. В. кочемасова,
кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры менеджмента Е-mail: kochemasova. anna@mail. ru Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск
теграция осуществляется на многосторонней основе и различных уровнях: экспорт-импорт товаров, движение долгосрочных капиталов, технологии [11]. Международное движение и переплетение капиталов, расширяющие трансграничное сотрудничество и на сферу производства и структуру собственности, являются основой современной глобализации наряду с торговлей.
Развитие современной мировой экономики определяется повышением инновационной и инвестиционной активности на развивающихся рынках и относительно слабым экономическим ростом в развитых странах в условиях продолжения процессов глобализации в сочетании с усилением процессов региональной интеграции [7]. Последние в аспекте данного исследования можно рассматривать в двух плоскостях:
- набор торгово-политических обязательств, взаимных по либерализации рынков капиталов;
- создание более однородной инвестиционной среды через гармонизацию законодательства.
Всегда проще «интегрироваться» посредством гармонизации законодательства ввиду сопряженности интеграции по второму типу с политическими и экономическими рисками. Также очевидно, что система глобального регулирования инвестиционных процессов (равно как и ее механизмы) будет объективно развиваться независимо от степени
вовлеченности в нее той или иной страны. И это факт, на который невозможно повлиять.
Таким образом, возможности воздействовать на систему начнут расширяться для страны только при условии активного включения в нее. В процессе нивелирования административных, правовых, экономических и технических препятствий большинство государств мира «притягивается» центростремительными силами, которые действуют в глобальном хозяйстве, образуя в конечном итоге единое экономическое целое. Соответственно за счет накопления количественных изменений в движении долгосрочного капитала на международном уровне произойдет переход мировой экономики в новое качество глобальной экономической системы.
Задача инновационной трансформации экономики и закрепления геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня, предполагает активизацию участия России в глобальных и региональных процессах на многосторонней основе и различных уровнях, в том числе и таких, как движение долгосрочных капиталов.
Придерживаясь данной логики, можно заключить, что развитие всех форм ВЭД, в том числе и международного движения капитала, в современных условиях приобретает особую значимость для России и ее регионов, обеспечивает интеграцию национальной и глобальной экономик.
В классификации международного движения капитала выделяют несколько основных форм [21]. В их числе и прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - долгосрочные вложения капитала, которые обеспечивают контроль инвестора над объектом размещения капитала. Таким образом, ПИИ - это капитал (денежный или основной), предоставляемый инвестором - юридическим лицом -иностранной компанией, над которым фактически устанавливается контроль инвестора на долгосрочную перспективу.
Выявление специфики мирового опыта привлечения ПИИ, имманентно присущих ему особенностей, а также целесообразности его адаптации приобретает большую значимость в условиях необходимости построения современной национальной модели стимулирования и привлечения инвестиций.
Следует отметить, что в 2007-2010 гг. процесс международной миграции капитала осуществлялся в условиях мирового финансово-экономического
кризиса, который привел к сокращению объема ПИИ в мире на 21 % (по сравнению с 2007 г.) - до 1,7 трлн долл. Завершился период бурного роста ПИИ (в 2004-2007 гг. он составлял порядка 35 %) [5]. Объемы прямых иностранных инвестиций по итогам 2009 г. в мире сократились на 39 %, составив порядка 1 трлн долл. Приток прямых иностранных инвестиций в развитые страны в 2009 г. сократился на 41 % - до 565 млрд долл. ПИИ, полученные развивающимися странами, в свою очередь снизились на 35 % и составили 406 млрд долл. В 2010 г. приток прямых иностранных инвестиций лишь незначительно увеличился (на 5 %) и достиг 1,24 трлн долл. В 2011 г. рост объема инвестиций составил 1,4-1,6 трлн долл. [26].
Наибольший спад пришелся на инвестиции, ищущие рынки, особенно ориентированные на рынки развитых стран. В то же время интерес к возникающим рынкам и развитым странам у инвесторов остался. Динамика ПИИ по основным направлениям и регионам в 2010-2011 гг. отражена в табл. 1. Основные страны - реципиенты инвестиций в 2009-2011 гг. представлены на рисунке.
В настоящее время представляется аксиомой тот факт, что ПИИ как источник капитала, управленческих навыков и технических знаний являются необходимым фактором обеспечения экономического роста [23]. Причем влияние это значительно возрастает в условиях либеральной глобализации, выступающей внешним фактором эскалации данного процесса, как показал мировой финансовый кризис в 2008-2011 гг. Соответственно характер этого влияния прямо пропорционален:
- объемам ввоза и/или вывоза капитала;
Таблица 1
динамика Пии по основным направлениям
и регионам в 2010-2011 гг., млрд долл.
регион Приток
2010 2011 рост, %
В мире 1 289,7 1 508,6 17
Развитые страны 635,6 753,2 19
ЕС 314,1 414,4 32
США 228,2 210,7 -8
Развивающиеся страны 583,9 663,7 14
Африка 54,7 54,4 -1
Латинская Америка 160,8 216,4 35
и Карибы
Азия и Океания 368,4 392,9 7
Юго-Восточная Европа 70,2 91,7 31
и страны СНГ
Россия 41,2 50,8 23
-120 113
36 зо
т Я 25 23 20 13 18 17
11111 ГШщ ш пт п п дп^п
1
еа
i &
&
Основные страны - реципиенты инвестиций в 2009-2011 гг., млрд долл.
- уровню диверсификации вложений (видовому, региональному и др.);
- результативности методов и инструментов регулирования этого процесса.
Поиск универсального ответа на вопрос о характере влияния ПИИ на эффективность принимающей экономики в современных условиях является сложной задачей. Слишком многое зависит от состояния принимающей экономики, вида деятельности предприятия, отдельных характеристик ПИИ.
Однако ключевым моментом, определяющим возможность последующего экономического роста, становится решение проблем по стимулированию и активизации инвестиционной деятельности экономических субъектов. Меры регулирования ПИИ на национальном уровне оказывают существенное влияние на объемы и направления потоков капиталовложений [20]. В то время как в 1990-е гг. национальные правительства «сопротивлялись» ПИИ (табл. 2), большинство стран сейчас стремится к привлечению инвестиций, осознавая необходимость иметь адекватную политику стимулирования, прежде всего направленную на максимизацию выгод от ПИИ.
Две трети мер государственного регулирования инвестиционной деятельности и иностранных инвестиций в 2010-2011 гг. непосредственно касались либерализации и поощрения прямых иностранных инвестиций. В частности, подобные меры были приняты в странах Азии и Африки. В качестве цели их реализации определены:
- облегчение условий доступа ПИИ на национальные рынки;
- усиление потоков ПИИ.
Средством реализации были избраны:
- стандартизация процедур привлечения;
- открытие новых особых экономических зон.
Главной формой регулирования ПИИ на международном уровне являются международные инвестиционные соглашения между соответствующими странами, в которых закреплены основные положения, регулирующие ПИИ.
Данные соглашения носят двусторонний характер, если их заключают правительства двух государств (ДИС - двустороннее инвестиционное соглашение), и многосторонний характер, если в них могут участвовать любые заинтересованные страны с возможностью неограниченного состава участ-
Таблица 2
Изменение национального регулирования ПИИ в 1991-2010 гг.
Показатель 1991 1995 2000 2005 2010
Количество стран, которые сообщили об изменении мер государственного регулирования иностранных инвестиций, ед. 35 64 69 102 128
Общее число изменений в регулировании иностранных инвестиций, ед. В том числе: - меры госрегулирования, затрагивающие либерализацию и стимулирование ПИИ - меры госрегулирования, не затрагивающие либерализацию и стимулирование ПИИ 82 112 150 271 290
80 106 147 235 280
2 6 3 36 42
ников (МИС - многостороннее инвестиционное соглашение). МИС входят в число инструментов, без которых невозможно обеспечить эффективную и предсказуемую базу для стимулирования, защиты и текущего регулирования ПИИ. Чем больше стран участвует в обсуждении какого-либо вопроса по МИС, тем больше необходимо усилий по преодолению взаимного непонимания и согласованию специфических требований отдельных участников. Поэтому МИС содержат меры, ограничивающие свободу государств в выборе и проведении соответствующей экономической политики, и воплощают в себе тенденцию к интернационализации внутриэкономической политики. В 2010 г. заключено 178 МИС. К концу 2010 г. общее количество МИС составляло 6 092. Тенденция расширения количества МИС сохранилась и в 2011 г. (в настоящее время проводятся переговоры по заключению более 100 МИС) [5].
Наибольшее практическое значение имеют двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС), к которым относятся:
- соглашения о поощрении и защите иностранных инвестиций, предусматривающие конкретные механизмы защиты капиталовложений (в том числе иностранной собственности) в случае конфликтов на хозяйственной почве, а также возможность реализации прав в судах и арбитражах;
- соглашения об избежании двойного налогообложения, которые устанавливают процедуру разрешения споров между налоговыми органами государств, заключивших такие договоры.
Эти соглашения создают для инвесторов ясную картину налогообложения и возможность более рационально распоряжаться своими доходами.
В современных условиях принимающие страны за счет различных инструментов способствуют активизации потоков ПИИ при условии, что они обеспечат рост добавленной стоимости в экономике и более высокие темпы экономического роста. Ожидается, что в условиях нехватки собственных ресурсов потоки ПИИ будут генерировать необходимые ресурсы для расширения и модернизации капитальной базы экономики [14, 16, 19].
Как правило, страны, которые проводят активную политику привлечения зарубежного капитала и его использования для экономического развития своих государств, создают подробную правовую базу для регулирования иностранных инвестиций. Каждое государство индивидуально определяет
порядок и условия допуска зарубежного капитала в экономику.
«Практика предпочтения» отдельных видов иностранных инвестиций и способов их регулирования во многом зависит от ряда факторов (в иностранных источниках - детерминантов), которые можно классифицировать следующим образом:
1) факторы внешней среды или внешние факторы (географическое положение страны, все виды ресурсов, научная и техническая базы, объемы рынков потребительских и промышленных товаров, инфраструктура). Данные факторы могут быть изменены только в долгосрочной перспективе;
2) внутренние факторы [23], к которым относят создание представлений и управление ими, результативность процессов и др. (заинтересованность правительств, управление ожиданиями инвесторов, эффективность административных процедур, нормативная правовая база, финансовое и налоговое стимулирование [25]. Одни страны применяют лицензирование, когда
инвестору выдается разрешение на осуществление инвестиционной деятельности, другие устанавливают свободный доступ зарубежных капиталов. Преимущество лицензирования инвестиционной деятельности состоит в обеспечении возможности ее контроля. Но вместе с тем ограничительные меры ведут к коррумпированности административного аппарата, который осуществляет выдачу разрешений. При лицензионной системе и при свободном доступе зарубежного капитала государство-реципиент может вводить меры, запрещающие или ограничивающие для иностранных инвесторов осуществление установленных видов деятельности, либо запрет такой деятельности на определенных территориях.
Около одной трети всех новых мер государственного регулирования, принятых в 2010-2011 гг., направлены на ограничение иностранных инвестиций [5, 6].
Особенно часто использовались следующие меры ограничительного характера:
- ограничение привлечения иностранного капитала в наиболее важные отрасли и сферы экономики. Таким образом, законодательно устанавливаются границы максимального допуска иностранного капитала в национальную экономику, чтобы обезопасить ее от влияния зарубежных инвесторов на состояние отдельных отраслей и на экономику республики в целом;
- ограничение доли зарубежных инвесторов в капитале национальных предприятий, включая полный запрет на осуществление контроля иностранными инвесторами национальных предприятий;
- меры по использованию определенной доли прибыли предприятий с иностранным капиталом на внутренние потребности принимающего государства, например ограничения на репатриацию прибыли и т. п.;
- концессионная политика, развитие институтов государственно-частного партнерства.
Режим привилегий в подавляющем большинстве случаев устанавливается для предприятий приоритетных для принимающей страны сфер экономики и требующих крупных объемов капиталовложений (основанные на использовании природных ресурсов и финансовых услуг) [5].
К неформальным ограничениям, которые могут оказать на деятельность иностранных инвесторов столь же негативное влияние, как прямые ограничения, относятся:
- затягивание процедуры лицензирования,
- коррупционность и бюрократизация разрешительных процедур и т. п. [8, 9].
Правовые нормы, регулирующие ПИИ в развивающихся странах, традиционно отличаются большим разнообразием. Это связано со значительными различиями в политике этих государств по отношению к иностранному капиталу и целях проводимой соразмерно национальным интересам инвестиционной политики.
В зависимости от степени регулирования государством инвестиционной деятельности различают пассивный и активный методы. Виды инструментов воздействия разделяют на:
- макроэкономические;
- микроэкономические;
- институциональные [12].
Использование пассивного метода основано на:
- предоставлении участникам хозяйственной деятельности информации, связанной с условиями производственно-сбытовой деятельности, перспективами социально-экономического развития государства [2];
- выявлении приоритетов и разработке индикативного плана подъема экономики.
Активный метод связан с созданием благоприятной среды для бизнеса, осуществлением прямого государственного инвестирования и проведением целевых мероприятий в области налоговой и бюд-
жетной политики, повышающих инвестиционную активность предпринимателей.
К основным макроэкономическим параметрам инвестиций относят:
- ставку банковского процента;
- темпы экономического роста.
Данные параметры определяются мерами бюджетной, налоговой и монетарной политики [3]. Осуществление дефляционной денежно-кредитной политики путем увеличения норм обязательных резервов и учетной ставки процента снижает ликвидность банковской системы и ограничивает кредитные операции, что приводит к сокращению источников финансирования инвестиционных процессов. Снижение учетной ставки процента ведет к удешевлению кредитных ресурсов, а значит и к увеличению возможностей финансирования большего количества инвестиционных проектов.
К микроэкономическим мерам воздействия относятся:
- налоговые ставки;
- правила амортизации;
- гарантии;
- льготные кредиты.
К налоговым мерам, направленным на регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности, относят:
- снижение ставок налогов;
- налоговый кредит;
- налоговые каникулы;
- инвестиционные скидки;
- освобождение от налога части прибыли, которая направляется на финансирование капитальных вложений в производственную и непроизводственную сферы;
- льготы косвенного налогообложения;
- создание свободных экономических зон и др.
Временные освобождения от налогов (предоставление налоговых каникул), часто используемые для привлечения инвестиций в приоритетные для национальной экономики отрасли или в отдельные регионы, являются важным инструментом инвестиционной политики.
Многие государства активно конкурируют за привлечение ПИИ с использованием налоговых льгот и субсидий. В развитых странах (например Великобритании) налоговые каникулы длятся не более двух лет [18]. Однако на государственном уровне в качестве основной цели инвестиционной политики признается построение модели налогооб-
ложения иностранных инвестиций на недискриминационной основе. В ряде регионов Индии и Китая законодательством предусмотрены налоговые каникулы (на срок до 10 лет) и беспошлинный импорт оборудования для предприятий с иностранными инвестициями, действующих в высокотехнологичных отраслях с высокой долей экспорта. Однако для таких сфер, как пищевая и легкая промышленность, подобные льготы отменены [15, 22].
В настоящее время многие развивающиеся страны (в частности Бразилия) предлагают налоговые каникулы для иностранных инвесторов при определенных условиях для крайне важных ППИ на срок до пяти лет.
Однако опыт большинства развивающихся государств, прибегнувших к подобным стимулам (Китай, Индия, Бразилия и др.), показывает, что данная мера не всегда конструктивна, поскольку привлекает капитал с быстрым сроком окупаемости и легко покидающим страну, как только заканчивается период действия стимулов.
Важным микроэкономическим инструментом регулирования инвестиций является амортизационная политика государства, посредством которой регулируются не только размеры собственных средств организаций, идущих на расширение инвестиционной деятельности, но и темпы, а также характер воспроизводства, скорость обновления основных средств. При разработке амортизационной политики необходимо устанавливать правила переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции. Ускоренная амортизация активов должна осуществляться в соответствии с международными стандартами, обеспечивать снижение степени риска долгосрочных вложений и уменьшение потерь, связанных с моральным износом основных средств.
По своей сути амортизационные отчисления означают скидку с налога на доходы или прибыль предприятия. Следовательно, уменьшение суммы уплачиваемых налогов приведет к увеличению инвестиционной базы. Режим ускоренной амортизации, позволяющий возобновить вложенные средства заблаговременно (до того, как оборудование выйдет из строя или морально устареет), является наиболее выгодным для предприятий.
Кредитные стимулы также играют существенную роль в привлечении инвестиций. Использование бюджетного финансирования инвестиционных проектов и выдача инвестиционных кредитов на льготных условиях становятся важным источ-
ником привлечения инвестиционных ресурсов. Взаимодействие государственного и частного инвестирования происходит при направлении бюджетных средств в общественные проекты, которые частный бизнес считает невыгодными (например, социальная сфера, фундаментальная наука, инфраструктура). Государство может прямо участвовать в инвестиционном процессе, финансируя инновационные и другие программы общенационального характера. Использование программно-целевого подхода помогает решить проблемы регулирования любого сектора экономики.
Одним из специальных инструментов стимулирования иностранных инвестиций выступают гарантии, предоставляемые государством банкам и иным финансовым институтам, финансирующим инвестиционные проекты. Для активизации ПИИ при наличии высоких инвестиционных рисков правительство может осуществлять такие гарантии для экспортеров капитала, с осторожностью относящихся к политическому климату в стране.
Выделяются следующие формы государственных гарантий инвесторам:
- защита прав акционеров;
- защита прав кредиторов по отношению к фирмам, которые не платят проценты или не выполняют долговые обязательства;
- право инвесторов на получение информации о результатах деятельности компаний и др.
Следует отметить, что государственные гарантии защиты частных инвестиций от рисков, связанных с изменением налоговой и внешнеторговой политики, законодательных и других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, сами по себе не могут решить проблему формирования благоприятного инвестиционного климата. Это объясняется наличием коммерческих рисков, связанных с непредвиденными изменениями рыночной конъюнктуры, мировых цен на продукцию и т. п., которые государство не сможет изменить или минимизировать. Поэтому предоставление соответствующих гарантий инвесторам может привести к такой ситуации, при которой величина бюджетной задолженности инвесторам окажется неприемлемо большой, и выполнить гарантийные обязательства будет невозможно.
Среди институциональных инструментов стимулирования и привлечения ПИИ особо выделяется создание механизмов координации инвестиционных программ и инвестиционных возможностей
частных и государственных инвесторов. Растущее внимание, уделяемое зарубежными странами привлечению ПИИ, находит свое отражение в создании агентств по поощрению инвестиций (АПИ). Количество АПИ во всем мире значительно возросло с начала 1980-х гг. К 2010 г. было образовано 164 национальных АПИ и более чем 250 межнациональных. Более 21 % АПИ работают с годовым бюджетом свыше 5 млн долл. Некоторые из агентств по поощрению инвестиций являются эффективными в аспекте привлечения ПИИ (Ирландия, Сингапур, Коста-Рика). К основным направлениям деятельности АПИ относятся:
- создание привлекательного инвестиционного «имиджа» страны, резидентом которой они являются;
- выявление и отбор потенциальных иностранных инвесторов и налаживание с ними бизнес-контактов;
- оказание информационной и иной помощи иностранным инвесторам в процессе реализации инвестиционных проектов;
- продвижение бизнес-инициатив, целью которых является улучшение инвестиционного климата и др. (табл. 3).
Важным является наличие необходимой достоверной информации, доступной для потенциальных инвесторов, а также проведение консультаций между правительственными структурами и деловыми кругами. Большую роль играют меры, усиливающие надзор за деятельностью банков и укрепляющие финансовую дисциплину, развивающие рынок страховых услуг, что позволяет защитить от потенциальных рисков долгосрочные капиталовложения в развитие экономики.
Инструментами государственного регулирования инвестиций служат также методы экономического прогнозирования, разработки индикативных планов и кластерных программ, направленных на реализацию поставленных задач в инвестиционной сфере.
Создание и развитие кластеров и технопарков в последние два десятилетия является одним из инструментов инвестиционной политики в сфере привлечения ПИИ. В частности, примером успешного использования кластерного подхода к привлечению ПИИ в такие прорывные сферы, как биотехнологии и нанотехнологии, являются Сингапур и Финляндия [24, 31].
Согласно сложившемуся опыту государственного регулирования иностранных инвестиций в странах с рыночной экономикой можно выделить три модели:
1) «американская»;
2) «японская»;
3) «тайваньская».
В основе этих моделей лежат определенные меры стимулирующего характера [1].
Страны со сложившейся «американской» моделью (США, Испания, Италия) основную стимулирующую роль отводят налоговым стимулам для инвестиций частного сектора в условиях последовательной либеральной макроэкономической политики с использованием механизмов ценообразования и процентных ставок. Главным контрольным механизмом эффективного распределения инвестиций в данной модели является фондовая биржа (соответственно и развитый рынок ценных бумаг). В функции государства входят:
- координация направлений инвестиционных ресурсов (с учетом приоритетных направлений);
Таблица 3
Анализ деятельности некоторых зарубежных АПи, 2010 г.
страна Агентство Годовой бюджет, млн долл. Подчинение
Турция ISPAT Премьер-министр
Швеция Invest Sweden 2,5 Министерство иностранных дел
Словакия Slovak Investment Trade Development Agency 3,5 Министерство экономики
Австрия Austrian Business Agency 6,6 Министерство экономики
Испания Invest in Spain 7,8 Министерство экономики, Испанский институт внешней торговли
Чехия Czechlnvest 14,5 Министерство экономики и торговли
Франция Invest in France Agency 28,6 Министерство экономики, министерство территориального планирования
Германия Germany Trade and Invest 32,5 Наблюдательный совет из представителей министерств и бизнес-ассоциаций
- анализ информации о состоянии и развитии национальной экономики и ее распространение;
- прогнозирование экономической ситуации;
- инвестирование инфраструктуры (в первую очередь - инфраструктуры финансового рынка).
К недостаткам «американской модели» относятся:
- отсутствие факторов, стимулирующих сбережения;
- невозможность быстро увеличить накопления.
«Японская» модель, используемая в Японии,
Великобритании, Канаде, Австрии, связана с финансированием государством частных проектов на основе взаимодействия государственных структур и частного бизнеса. Государство контролирует банковскую сферу и осуществляет мобилизацию сбережений населения, которые предоставляет корпорациям на льготных условиях с учетом взаимовыгодного сотрудничества и неукоснительного соблюдения взятых ими обязательств. Капиталовложения в инфраструктуру координируются созданными государством консультативными советами в соответствии с потребностями конкретной фирмы. Необходимым условием реализации данной модели является наличие сильного частного сектора и эффективного государственного управления. Налоговое стимулирование в данной модели является формой субсидий, посредством которых государство поддерживает предприятия, способные добиться увеличения объемов и повышения качества выпускаемой продукции, а также обеспечить в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в большем объеме, чем размер оказанной государственной помощи. Стимулирование приоритетных отраслей через налоговый механизм характерно для экономик переходного периода. Его использовали такие страны, как Япония, Тайвань, Республика Корея и др.
К преимуществу данной модели относится возможность аккумуляции значительных ресурсов для осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов. К основным недостаткам - политизация процесса планирования инвестиций и вероятность изменения в худшую сторону основных денежно-кредитных параметров [1].
Смешанная «тайваньская» модель, используемая не только в Тайване, но и в Китае, включает инструменты как «американской», так и «японской» моделей. Она основана на разработке и внедрении регулирующих механизмов, направленных на ко-
ординацию частных инвестиционных решений. При этом предполагается, что частный сектор, связанный с экспортом товаров и услуг, располагает информацией об инвестиционном рынке и реализуемых проектах. Задача государства сводится к оказанию таким фирмам активной поддержки путем создания необходимой инфраструктуры, предоставления налоговых льгот, обеспечения доступности участия в процедурах разработки новых продуктов и технологий, а также инвестиционных планов за счет финансирования проектно-конструкторской деятельности, научно-исследовательских лабораторий (R&D) [29].
Рейтинг стран по индексу привлекательности для привлечения ППИ (FDI Attraction Index), который оценивает успешность национальных политик стимулирования и привлечения ПИИ, в 2011 г. имеет существенные изменения (табл. 4).
В «Топ 10» стран-рецепиентов в 2011 г. вошли Ирландия (5-е место, ранее - 13-е), Монголия (8-е место вместо 20-го) и Конго (10-е место вместо 11-го). Сюда также входят Гонконг (30,4 млрд долл), Бельгия (15,9 млрд долл), Сингапур (20,7 млрд долл.), Люксембург (30,0 млрд долл) [27]. Основными факторами, которые оказали непосредственное влияние на объем ПИИ в данные страны, можно считать:
1) привлекательный инвестиционный климат, создание и поддержание которого, в частности, предусматривает необходимость реализации комплекса мер:
- предоставление налоговых льгот для инвесторов (пятилетние налоговые каникулы, ускоренная амортизация оборудования, налоговые вычеты на оборудование, техноло-
Таблица 4 индекс «привлекательности» стран по привлечению Пии в 2000-2011 гг. («топ 10»)
Страна 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011
Бельгия 3 3 1 1 2 2
Чили 9 8 21 13 8 6 6
Конго 46 17 10 7 11 11 10
Гонконг, Китай 1 1 1 2 2 1 1
Ирландия 3 182 181 151 31 13 5
Казахстан 21 18 14 5 5 5 7
Ливан 31 7 11 10 9 10 10
Люксембург 4 29 19 109 3 4
Монголия 130 83 87 58 43 20 8
Сингапур 5 2 2 3 3 4 3
Туркменистан 110 116 106 89 17 9 9
гии, затраты на R&D и обучение персонала и ряд других затрат инвестора) [17];
- пониженные ставки корпоративного налога (не более 35 %);
- беспошлинный ввоз комплектного оборудования и запчастей в инвестиционных целях;
- меры поощрения слияний и поглощений компаний;
- страхование инвестиций;
- отдельная ставка налога (20 %) на дивиденды;
- пониженная ставка налога на доходы физических лиц-нерезидентов (заработная плата иностранных специалистов) и др.;
2) наличие особых условий для ПИИ на оговоренных территориях (районах), которые выступают
в качестве «инвестиционных шлюзов».
В условиях глобального кризиса положительной тенденцией является то, что многие финансовые организации и независимые институты по-прежнему рассматривают Россию как наиболее привлекательную страну для инвестиций. Кроме того, особо подчеркивается, что в РФ по сравнению со странами Восточной и Западной Европы реальные показатели и прогнозы экономической динамики довольно неплохие. В частности, в 2011 г. Россия заняла 9-е месте (вместо 11-го в 2007 г.) в мире по объему ВВП. По оценкам Всемирного банка, в 2012 г. объем выпуска в РФ превысил 2 трлн долл. [6].
Общий объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике в 2010 г. составил 300,1 млрд долл, что на 12 % больше показателя 2009 г. Из этой суммы прямые инвестиции составили 38,7 % [28].
В 2011 г., по информации Банка России, ПИИ в экономику РФ составили 48,5 млрд долл. В настоящее время структура ПИИ России в основном индицирует сферы производства товаров и оказания услуг, которые выделяются иностранными компаниями как перспективные. Стратегия действующих ПИИ свидетельствует о доминировании их ориентации на внутренний российский рынок в целях продвижения товаров и технологий иностранного производства. Можно заключить, что в РФ потенциал иностранного инвестирования используется слабо, особенно в сферах производственной региональной специализации: сельском хозяйстве, транспорте и логистике, торгово-посреднической деятельности.
Особенностью России как принимающей страны можно считать то, что более 1/3 поступающего в страну капитала является реимпортом ранее вывезенных из страны отечественных активов [4] и впоследствии привлекаемых под видом ПИИ. Отток капитала составил 84,2 млрд долл. На фоне трехлетнего сокращения ПИИ чистый отток капитала из РФ в 2012 г. продолжился [30]. Причиной этого явился мировой финансово-экономический кризис и ухудшение инвестиционного климата в стране, о чем свидетельствуют результаты различных рейтингов1, относительное ухудшение качества деловой среды, государственного управления и инвестиционной привлекательности в сравнении с другими странами -лидерами догоняющего развития [26]. К недостаткам делового и инвестиционного климата относят:
- отсутствие внятной политики стимулирования и привлечения ПИИ,
- отсутствие ясной и целенаправленной политики приоритетной направленности ПИИ в сферы, позволяющие использовать влияние мультипликативного эффекта инвестиций в соответствующие
точки роста на развитие соответствующих сфер
" 2
народного хозяйства2.
Итак, можно отметить следующие упущения:
1) недостаточная защищенность иностранных инвестиций, прав собственности;
2) бюрократическое и коррупционное давление;
3) барьеры входа на рынок, в том числе административные и технические (высочайший уровень непроизводственных затрат при реализации инвестиционных проектов, при подключении к электросетям, другой инфраструктуре);
4) предельно жесткий существующий режим
1 Один из главных показателей хорошего инвестиционного климата - благоприятные условия для развития бизнеса. И если в 2007 г. Россия занимала 90-е место, то в настоящее время -120-е место (всего в рейтинге участвуют 183 страны). По такому показателю, как «получение разрешения на строительство» РФ занимает 182-е место! По благоприятности условий для ведения внешней торговли - 162-е место; по коррупционности -146-е место.
2 В исследовании агентства Standart Poors по тенденциям кредитного рейтинга России, в частности, отмечено: «Долгосрочные перспективы развития российской экономики не определены по-прежнему. Если РФ не удастся в достаточной мере восстановить доверие инвесторов, то ее производственная инфраструктура не обеспечит долговременного экономического роста 3 % в год. А медленное продвижение реформ, большая зависимость от рынка нефти и небольшие успехи в борьбе с коррупцией означают лишь полное отсутствие ясности в отношении поступлений прямых иностранных инвестиций в ближайшие 5 лет».
международной торговли (прежде всего - таможенный режим);
5) неразвитость рынка и структур, деятельность которых нацелена на привлечение ПИИ;
6) информационные барьеры;
7) дефицит высококвалифицированных специалистов в инвестиционной сфере и недостаточно высокий уровень подготовки инвестиционных проектов и др.
Все перечисленные факторы относятся к факторам внутренней среды.
Говоря о необходимости активизации инвестиционной деятельности в стране и наращивания объемов иностранных инвестиций, следует подчеркнуть, что по данному вопросу среди ученых и практиков нет единого мнения. Одни специалисты говорят о необходимости восстановления объема ППИ в национальную экономику на уровне 80-90 млрд долл. в год, а другие предвидят ухудшение условий для отечественных производителей при росте прямых иностранных инвестиций уже до уровня 25 млрд долл.
При этом сам факт, что в России (как стране, заинтересованной в привлечении ПИИ) должен быть создан благоприятный инвестиционный климат, сомнений ни у кого не вызывает. Несомненно и то, что регулирование ПИИ в современных условиях также требует учета мотивов, которыми руководствуется иностранный инвестор. Так как он физически (и в соответствии с действующим законодательством) не имеет возможности вывести из оборота созданные с его участием основные фонды в натуральной форме (только в виде денежного эквивалента, если найдет покупателя, готового дать за них соответствующую цену), то ПИИ такого вида и следует рассматривать как предпочтительные перед всеми прочими их формами.
Очевидно, что для российской экономики стратегическая задача инновационного развития может быть решена за счет содействия систематического привлечения иностранных технологий, капитала, «ноу-хау». Это требует оптимизации притока ПИИ. Проведение осмысленной государственной стратегии привлечения ПИИ должно обеспечить взаимодействие прямых иностранных и прямых внутренних инвестиций, которое может носить характер как дополнения, так и замещения.
Подводя итоги исследования, целесообразно обратить внимание на ряд факторов.
1. Анализ особенностей и тенденций регули-
рования ПИИ на международном и национальном уровнях позволил сделать вывод о том, что разработка эффективной модели стимулирования и привлечения ПИИ в условиях экономической интеграции в целом возможна при реализации следующих основных принципов:
- поэтапная централизация инвестиционного процесса;
- усиление роли неинфляционных источников накопления;
- расширение практики государственно-частного партнерства при финансировании стратегических инвестиционных проектов, бюджетного финансирования инвестиционных проектов производственного назначения на конкурентной основе и др.
Однако в связи с тем, что неуправляемый поток ПИИ может создать трудности для российского бизнеса, снизить его деловую активность и конкурентоспособность, приток ПИИ необходимо регулировать, обеспечивая эффективное взаимодействие иностранных инвесторов и отечественных коммерческих структур. Следует также учитывать и то, что наблюдаемый неконтролируемый рост ПИИ диктуется в основном сиюминутными соображениями инвесторов, а также оценкой возможных последствий роста ПИИ лишь в краткосрочной перспективе.
2. Анализ преимуществ и недостатков зарубежных моделей стимулирования иностранных инвестиций показывает, что ограничивать активность государственного и частного капитала в стимулировании и привлечении ПИИ не нужно. В условиях глобализации это в принципе невозможно. Тем не менее необходимо более взвешенно относиться к проблеме привлечения и использования иностранных инвестиций в России, участию страны в международном движении капитала. Здесь должна быть четкая позиция государства, выраженная в следующих положениях:
- предоставление равных прав и возможностей (в том числе в налоговом и таможенном регулировании) как национальным, так и иностранным инвесторам при соблюдении национальных интересов;
- защита стратегических ресурсов (прежде всего природных) России;
- ограничения для зарубежных вложений в «закрытые», стратегические отрасли экономики.
Механический перенос одной (даже развитой и успешно функционирующей) модели стимулирования и привлечения ПИИ в условия другой
страны невозможен. Прежде всего из-за наличия специфических факторов внешней среды, которые не могут быть изменены в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Все рассмотренные модели и их методы и инструменты являются достаточно успешными, но для их эффективной реализации необходимо наличие множества институтов. Поэтому заимствование моделей, не учитывающих детерминанты привлечения ПИИ в России, может привести к полному провалу. Примером служат Филиппины, которые в конце 1970-х гг. построили инвестиционную политику по «японской» модели, однако так и не стали экономическим «драконом» Юго-Восточной Азии.
3. Инвестиционный климат нельзя улучшить резко - он изменяется достаточно медленно. Государственное регулирование трансграничных капи-талопотоков должно включать в себя не единичный инструмент, а комплекс стимулирующих мер, обеспечивающих как необходимую законодательную базу в сфере инвестиционной деятельности, так и гибкую таможенную и фискальную политику.
Прагматический подход к проблеме улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности предполагает меры по законодательной защите конкуренции и изменению мотивации госаппарата, снижение барьеров входа на рынок и т. п.
В целом нужны незначительные изменения действующего законодательства, направленные на улучшение положения инвесторов в конкретных сферах деятельности.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о доминирующей роли государственных институтов в процессе привлечения иностранных инвестиций. Эта роль - в гармонизации национального законодательства с международными правовыми нормами и предоставлении специальных преференций и налоговых льгот, поощряющих инвестиции в производственную, инновационную, научно-исследовательскую деятельность.
Целенаправленные усилия органов власти на федеральном и региональном уровнях целесообразно сосредоточить на смене устоявшегося тренда концентрации иностранного капитала в торгово-посреднической и финансовой сферах. Для стимулирования инвестиций в кластерные отрасли российской экономики следует четко определять конкретные условия, цели и задачи инвестиционных программ и реализуемых инвестиционных проек-
тов, предусматривать налоговые льготы для инвесторов и гарантии, предоставляемые государством.
По мнению автора, необходимо обратить внимание на некоторые особенности государственного регулирования развивающихся стран - лидеров привлечения ПИИ с целью изучения опыта их государственного регулирования и вполне оправданных перспективных заимствований микроэкономических и институциональных мер. К таким мерам можно отнести:
- предоставление налоговых каникул для ПИИ в стратегические сферы экономики до 5-10 лет;
- ускоренную амортизацию оборудования, соответствующую международным стандартам;
- налоговые вычеты (на оборудование, технологии, затраты на R&D и обучение персонала);
- пониженные ставки корпоративного налога (не более 35 %);
- беспошлинный ввоз комплектного оборудования и запчастей в инвестиционных целях;
- наличие особых условий для ПИИ на оговоренных территориях;
- создание в структуре Минэкономразвития России единого специализированного агентства по поощрению инвестиций.
Список литературы
1. Ахметзянова Т. Л. Анализ отече ственного и зарубежного опыта инвестиционной деятельности: модели зарубежной инвестиционной политики // Вестник БИСТ. 2010. № 5.
2. ВасильеваМ. В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально-экономического развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 17.
3. ВасильеваМ. В., МалийН., ПерекрестоваЛ. В. Финансовая политика. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008.
4. Губанов С. Системный выбор России (к итогам 2006 г.) // Экономист. 2007. № 4.
5. Доклад о мировых инвестициях 2011: «Способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале, и развитие ЮН-КТАД». URL: http://www. un. org/ru/development/ surveys/docs/investments2011.pdf.
6. Доклад об экономике России № 27. Апрель, 2012. Поддержка роста и снижение рисков. Всемирный банк в России. URL: http://www. worldbank. org/ content/dam/Worldbank/document/rer-27-march2012-rus. pdf.
7. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия-2020: новая модель роста - новая социальная политика. URL: http://ria. ru/trend/2020_ strategy_13032012/.
8. Касьяненко Т. Г., МаховиковаГ. Л. Инвестиции. М.: ЭКСМО. 2009.
9. Материалы II форума «Инвестиции в России: возможности привлечения капитала» // Российская бизнес-газета. 31.05.2011. № 800.
10. Привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы России. Международный совет по сотрудничеству и инвестициям при РСПП. 2011. URL: http://2020strategy. ru/data/2011/07/14/121471 9068/10.pdf.
11. Современные теории внешнеэкономических отношений / под ред. Л. А. Зубченко. М. 1993.
12. Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М. 2006.
13. Assessing the Impact of the Current financial and Economic Crises on Global FDI Flows, 2009. UNCTAD. Electronic text data. Mode of access: http:// www. unctad. org.
14. Bartels Frank L. FDI Policy Instruments: Advantages and Disadvantages. Strategic Research and Regional Analyses Unit. UNIDO. S.A. de Crombrugghe. Associate Economic Affairs Officer. UNCTAD. Vienna, 2009. Electronic text data. Mode of access: http://www. unido. org/fileadmin/user_media/ Publications/RSF_DPR/WP012009_Ebook. pdf.
15. Chen Y. Impact of Foreign Direct Investment on Regional Innovation Capability: A Case of China // Journal of Data Science. 2007. Vol. 5.
16. De Mello Luiz R. Foreign direct investment in developing countries and growth: A selective survey // Journal of Development Studies. Oct. 1997. Vol.
17. Economic, Trade and Investment Policy of Taiwan. Challenge 2008. Electronic text data. Mode of access: http://www. taiwanembassy. org/public/ Attachment/731918342171.pdf.
18. Foreign Direct Innovation? The effect of FDI on innovation in the UK and what to do about it. NESTA.
2011. Electronic text data. Mode of access: http://www. nesta. org. uk/library/documents/FDI. pdf.
19. Global Investment Promotion Best Practices.
2012. The World Bank Group. Electronic text data. Mode of access: http:// www.wbginvestmentclimate. org.
20. Harding T., Javorcik B. Investment Promotion and FDI Inflows: Quality Matters. September 30. 2011. First draft. Electronic text data. Mode of access: https:// editorialexpress. com/cgi-bin/conference/download. cgi?db_name=CSAE2012&paper_id=597.
21. IMF. Balance of Payments Manual. 6-th ed. Washington DC: IMF, 2009. Electronic text data. Mode of access: http://www. imf. org/external/pubs/ ft/bop/2007/pdf/bpm6.pdf.
22. Rajana R. S., Rongalab S., Ghoshc R. Attracting Foreign Direct Investment (FDI) to India. April 2008. Electronic text data. Mode of access: http://www. freewebs. com/rrajanl/ifdi. pdf.
23. Ratnayake R. Regional mechanisms for attracting FDI and other long-term private investment towards inclusive and sustainable investment in Asia and the Pacific. UNESCAP. Expert Group Meeting on Regional Cooperation on Financing for Development. 15-16 November. 2010. New York. Electronic text data. Mode of access: http://www. un. org/esa/ffd/msc/ regionalcooperation/PPT/Ratnayake. pdf.
24. Vedam H., Liu L., Yixiang D., Brama Y. Singapore Nanotechnology Eco. System. Singapore: Nanoconsulting Pte Ltd. 2009.
25. Willem D. Foreign Direct Investment and Development: An historical perspective. 2006. 30 January. Background paper for World Economic and Social Survey for 2006'. Commissioned by UNCTAD. Electronic text data. Mode of access: www. odi. org. uk/resources/docs/850.pdf.
26. World Investment Report 2008: Transnational Corporations and the Infrastructure Challenge. UNCTAD. Electronic text data. Mode of access: http:// www. unctad. org.
27. World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies. UNCTAD. Electronic text data. Mode of access: http://www. unctad. org/en/ PublicationsLibrary/wir2012_embargoed_en. pdf.
28. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/ business/invest/in_invl. htm.
29. URL: http://www. cepd. gov. tw/encontent/ m1.aspx?sNo=0014259.
30. URL: http://www. investmentclimate. ru.
31. URL: http://www. nanobusiness. fi/uploads/ finnish_nano_final. pdfGateway to Finnish nano expertise www. unctad. org/fdistatistics.