Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 188-192
УДК 338.467
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ
© 2013 г. М.Н. Павленков, П.М. Воронин
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Дзержинский филиал
Поступила в редакцию 08.07.2013
Рассматриваются экономико-организационные проблемы и направления управления сбором, вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов населенных пунктов.
Ключевые слова: твердые бытовые отходы, утилизация, нормы накопления твердых бытовых отходов, рециклирование, управление отходами.
Рост производственного потенциала в XX веке привел к тому, что увеличилось использование сырья и энергоносителей, потребовалось перевозить сырье за тысячи километров, производить массовую продукцию длительного и кратковременного использования, а отходы выбрасывать на мусорные свалки. Рост производства сопровождался ростом городов, что увеличивало потребление продукции домашними хозяйствами, - и вместе с этим увеличивалось количество бытовых отходов.
Из официальных документов - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Программа Фонда глобальной окружающей среды (ФГОС), Программа развития Организации Объединенных наций (ПРООН) - следует, что за период с 1950 г. объемы валового продукта в мире увеличились более чем в 7 раз и составили более 46 трлн дол. США, а население увеличилось более, чем в 2 раза. Личное потребление в мире увеличилось на 68%: 80% приходилось на страны с высоким, а 4% - на страны с низким уровнем дохода [1].
Численность населения Земли ежегодно возрастает на 1.5-2%, а объемы мусорных свалок растут на 6% в год. При этом в развитых странах объемы отходов на душу населения растут быстрее, чем в других странах. Темпы роста отходов определяются не столько приростом населения, сколько изменением его доходов и образом жизни. На количественные характеристики отходов городов и их структуру влияют многие факторы, основные из которых - это объем промышленного производства, численность населения, географическое положение, сезонность и др.
В настоящее время на территории России накоплено более 85 млрд т. твердых промыш-
ленных отходов, количество которых увеличивается ежегодно на 2 млрд т. Под эти промышленные отходы занято свыше 300 тыс. га земель [2].
Длительное время производство основывалось на увеличении использования сырья, так как это было дешевле. На современном этапе промышленность обращается к использованию либо низкосодержащих руд, либо внешних источников концентрированных руд.
Сегодня существуют проблемы утилизации не только промышленных отходов, но и твердых бытовых отходов населения в городах.
Под полигоны и свалки твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.
К твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, которые образуются в жилищном секторе; учреждениях финансов, юстиции и управления; предприятиях торговли и общественного питания; предприятиях коммунально-бытового назначения; социально-культурных учреждениях; зрелищных учреждениях; спортивных сооружениях; комплексных учреждениях; учреждениях просвещения; учреждениях здравоохранения; объектах коммунального хозяйства.
Объемы, структура и тенденции роста свалок ТБО в разных странах и городах различны. Однако следует отметить, что объемы свалок увеличиваются быстрее в 3-4 раза, чем численность населения. Многие города мира сегодня находятся в тяжелом положении, так как существующие свалки уже не могут принимать отходы, а открытие новых затруднено в связи с отсутствием земельных площадей и требовани-
ями экологов о защите окружающей среды. Все чаще значительные объемы отходов попадают не на «цивилизованные» свалки.
Такое состояние с захоронениями отходов требует мобилизации усилий всех стран (делового мира, ученых) на скорейшее решение задач переработки и повторного использования отходов. Другими словами, необходимы новые технологии утилизации отходов, не связанные с их захоронением. Сокращение количества отходов на человека в сутки должно стать важнейшей стратегической задачей муниципалитетов всех городов мира (в середине 90-х годов средний житель городов Европы выбрасывал на свалку более 1 кг отходов в день, житель США до 2 кг, житель Индии - 0.4 кг [3]).
В России свалки занимают более 20 тыс. га. Всего накоплено отходов более 80 млрд т. Твердых бытовых отходов образуется ежегодно около 30 млн т. [4].
Развитие рыночных отношений привело к значительному увеличению объема товаров (главным образом импортных), расширению их ассортимента, преобладанию в торговых организациях продуктов и товаров в упакованном и расфасованном виде. В сочетании с общим снижением качества товаров, доступных для большинства населения, а также с широким использованием одноразовой посуды, невозвратной тары, «вечных» синтетических упаковочных материалов вместо экологически чистых, высокой стоимостью ремонта одежды и обуви, неремонтнопригодностью бытовых приборов и техники и т.д., это внесло значительное изменение в морфологический и фракционный состав твердых бытовых отходов, привело к увеличению объемов образования отходов, уменьшению их плотности и, соответственно, оказало существенное влияние на нормы накопления отходов (особенно объемные).
Как показали исследования [5], фактические нормы накопления ТБО уже в 1996-1998 гг. значительно увеличились. Для городов Череповца, Кирова, Новгорода, Нижнего Новгорода среднегодовая норма накопления ТБО в благоустроенном жилом фонде без учета КГО составляла в то время, соответственно, 1.34, 1.32, 1.39 и 1.60 м3/чел.год. Также увеличение норм было зафиксировано в городах Северо-Восточного региона: для г. Кемерово, например, норма накопления составила 1.74 м3/ чел. год, для г. Новокузнецка - 1.62 м3 /чел.год (без учета дворового смета, опавшей листвы и КГО).
В 2005 г. наблюдалось значительное увеличение накопления ТБО в жилом фонде городов РФ, в результате чего в настоящее время годо-
вая норма накопления даже небольших районных городов превышает (вместе с КГО) 2 м3 /чел.год [4; 5], а для отдельных областных центров превышает 2.15 м3/чел.год (без учета КГО) [6; 7; 8; 9].
Исследования показали, что основная часть твердых бытовых отходов в городах просто выбрасывается на свалки. Это заставляет муниципальные власти искать новые пути решения проблемы, которые снижали бы загрязнение окружающей среды и вовлекали в оборот значительное количество отходов.
В середине XX в. для избавления от отходов были разработаны мусорные дробилки и стали использоваться грузовики и пневматические системы сбора мусора. Однако было очевидно, что открытые свалки и сжигание твердых отходов вызывают проблемы загрязнения окружающей среды и ухудшения здоровья людей. Впоследствии была реализована идея захоронения отходов с целью замены открытых свалок и сокращения объемов сжигаемых отходов. При этом отходы стали разделяться на опасные и неопасные с целью их раздельной утилизации, что минимизировало риск ухудшения состояния здоровья людей и окружающей среды. Новое сжигающее оборудование использовалось для получения тепловой энергии и имело множество устройств по контролю за загрязнением окружающей среды. Сегодня особое значение приобретает практика переработки отходов, а не их сжигание и захоронение.
Растущие издержки на первичные товары и размещение отходов должны изменить отношение к регенерированию (рециклированию). Вторичное использование материалов создает альтернативу первичным ресурсам и уменьшает территории, занимаемые отходами.
Потребители, так же как и производители, влияют на спрос и потребление. Потребители видят, что продукты, производство которых зависит от первичных материалов, дороже, чем те, которые произведены из вторичных материалов. Следовательно, потребители будут переключаться на более дешевые товары, если их качество не хуже.
Налоговая система также может использоваться для расширения рециклирования: налогом облагаются первичные материалы, что стимулирует активность рециклирования. В Европе рециклирование отходов нефти стимулируется высокой стоимостью импортируемой сырой нефти, что привело к рециклированию всех отходов нефти.
Многие страны в настоящее время создают выгоды для частных предприятий или обеспе-
чивают дотации для местных общин для снижения энергетического потребления и обеспечения рециклирования.
Бумажные компании получают кредиты, чтобы увеличить возможности для рециклирования использованных газет и картона в бумажной промышленности. В результате рециклирование газет в Орегоне достигло 65%, что в 2 раза выше среднего по стране.
В Германии используется принцип «взял -верни»: производители принимают на себя ответственность за свою продукцию (включая пакетирование) от начала создания до момента ее окончательного использования. Производители (розничные торговцы и посредники) берут на себя всю упаковку продукции, включая различные ее виды, такие как картонные коробки. Потребители стимулируются с целью возвращения упаковки путем создания разветвленных центров, возвращаемых депозитов на некоторые упаковки, а также высокими издержками размещений упаковочных материалов, которые выбрасываются.
Во многих странах создаются специальные центры, куда жители сдают повторно используемые материалы.
Естественно, что прежде чем материал может быть повторно использован, его необходимо отделить от других от ходов и рассортировать. Основными способами сортировки могут быть:
- сортировка на месте сбора отходов (в домах, предприятиях, магазинах и т.д.): устанавливаются контейнеры «кодового» цвета или с соответствующим обозначением, каждый из которых предназначен для определенного вида отходов (пластмасс, бумаги, стекла, металлов); неотсортированные отходы поступают в специальный бак, предназначенный для смешанных отходов; основная цель раздельного сбора -отделить и утилизировать вторичное сырье, уменьшить количество отходов, которые должны быть сброшены на свалку или сожжены на мусоросжигательном заводе;
- сортировка на заводах по переработке отходов. Опыт показывает , что качество материалов, отобранных из мусора на таких заводах, достаточно низкое. Сегодня наиболее эффективно разделение отходов населением на ограниченное количество категорий (газеты, журналы, металлы, стекло и пластмассы) и прочий мусор, который нельзя повторно использовать.
Во многих странах мира реализуются разнообразные системы сбора и сортировки ТБО: многокамерные контейнеры; специальные
пункты сбора и утилизации вторичного сырья; автоматы для сбора и прессования металлических консервных банок с выплатой покупателю их залоговой стоимости.
Для увеличения объемов переработки и использования вторичного сырья необходимо проведение комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного сырья.
Комплекс организационных мер сводится к следующему:
- организация пунктов сбора и первичной обработки отходов;
- разработка нормативно-законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов в пункты сбора и первичной обработки;
- создание нормативно-законодательной базы, обеспечивающей применение изделий из вторичных материалов в городском хозяйстве.
Необходимо стимулировать систему сбора, переработки и утилизации вторичного сырья: разработать расценки на вывоз отходов на пункты сбора в зависимости от количества отходов, их типа, степени загрязненности механическими примесями и остатками упаковочных веществ.
Федеральные и местные власти во многих странах стимулируют использование и потребление вторичных полимеров: происходит снижение ставок налогов на предприятия, занимающиеся производством изделий из вторичных материалов; обеспечение заказа на изделия из вторичных материалов.
Как видно из анализа, проблемы утилизации отходов носят мировой характер. Сегодня можно констатировать, что в мире определилась тенденция внедрения новых технологий как для более эффективного коммерческого использования отходов, так и для снижения их негативного влияния на окружающую среду.
Сложность положения в области утилизации отходов требует, чтобы параллельно с развитием технологий утилизации совершенствовались существующие финансово-экономические механизмы и проводились организационные мероприятия, направленные на покрытие затрат на санитарную очистку городов за счет внебюджетных источников, что полностью соответствует подходам, отраженным в концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Организация работ по развитию экономических механизмов в системе управления отходами должна проводиться в следующих направлениях:
- усиление федерального, регионального и муниципального контроля за сбором, вывозом и утилизацией отходов;
- разработка новых и совершенствование существующих нормативных документов;
- информационно-методическое обеспечение системы управления отходами.
Эффективность деятельности в области управления отходами может быть достигнута как за счет использования средств, получаемых от потенциальных инвесторов, так и за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, более жесткого контроля за субъектами неконтролируемого загрязнения.
Субъектами загрязнения городских территорий являются предприятия и организации, арендующие участки этих территорий для торговых и складских нужд. Коммерческие доходы, которые они получают, сопровождаются формированием отходов. Поэтому возмещение издержек, связанных с санитарной очисткой, должно осуществляться за счет этих предприятий.
Управление отходами должно быть основано на следующих организационно-экономических принципах.
1. Плата за нормированный объем отходов и превышение лимита, а также дифференциация платежей в зависимости от пригодности отходов для последующей переработки; уровня безопасности (класс опасности отходов); особенности территории; потребности в данном виде вторичных ресурсов; объема размещения.
2. Налоговые кредитные и иные льготы субъектам предпринимательской деятельности в случае использования малоотходных технологий; участия в сборе, заготовке и поставке вторичного сырья.
3. Создание информационной базы отходов, в отношении которых устанавливается специальный режим стимулирования их сбора, переработки и использования.
4. Выполнение экспериментальных и исследовательских работ в сфере обращения с отходами, в том числе разработка и оптимизация процессов утилизации и обезвреживания.
В общем случае экономический механизм управления отходами на муниципальном уровне должен включать: создание городской
службы, ответственной за контроль и управление системой сбора, транспортировки и утилизации отходов; проведение единой тарифной политики; поиск инвесторов для финансирования предприятий, создающих и реализующих продукцию, включающую потенциальные отходы.
Важным аспектом деятельности муниципальных органов власти является создание банков данных по источникам образования отходов; системам их учета; сбора и размещения; по технологиям и оборудованию для переработки; по потребностям территорий во вторичном сырье и продукции, производимой из отходов; по экологическому состоянию территорий и другой информации, которая необходима для принятия управленческих и производственных решений, создания рынка соответствующих услуг.
Список литературы
1. Доронина О.Д., Кузнецов О.Л., Рахмании Ю.А. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации / Под ред. Н.Ф. Измерова. М.: PAEH, 2005. 280 с.
2. КГУП «Хабаровская нормативно-исследовательская станция ЖКХ». Материал по определению норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых зданий и от отдельных объектов. Хабаровск: КГУП-ХНИС ЖКХ, 2005. 75 с.
3. Научно-технический отчет по теме «Определение и расчет норм накопления ТБО и КГМ от объектов жилого фонда всех категорий благоустройства, а также предприятий и организаций социальной сферы и торговли». М.: АКХ им. К.Д. Панфилова, 2012. 40 с.
4. Сапожникова Г.П., Белшевиц С.К. Мусор, который мы производим // Суть да дело. 1999. № 133. С. 2536.
5. ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России». Разработка дифференцируемых норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г. П.-Камчатского: Технический отчет. М.: АКХ им. К.Д. Памфилова, 2005. 44 с.
6. ФГУП «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова». Разработка дифференцированных норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г. Краснодара: Технический отчет. М.: АКХ им. К.Д. Памфилова, 2006. 58 с.
7. ФГУП «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова». Разработка дифференцированных норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г. Тулы: Технический отчет. М.: АКХ им. К.Д. Памфилова, 2006. 55 с.
8. Экономика природопользования: Учебник / Под ред. К.В. Папенова. М.: ТЕИС, ТК Велби, 2012. 928 с.
9. Environmental works: «Solid-waste management». Encyclopedia Britannica, 1994-1998.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROBLEMS AND APPROACHES TO WASTE DISPOSAL
M.N. Pavlenkov, P.M. Voronin
We consider the economic and organizational problems and approaches to the management of collection, transport and disposal of municipal solid waste.
Keywords: municipal solid waste, recycling, rate of solid waste accumulation, recycling, waste management.