Трунова Е.Ю., Ножнин И.Н.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Trunova E. Y.,. Nozhin I.N
PRINCIPLES OF WASTE MANAGEMENT IN SAMARA REGION
Ключевые слова: твердые бытовые отходы, кластер, вторичные ресурсы, рециклирование.
Keywords: solid domestic waste, cluster, recyclable resources,recycling.
Аннотация
В статье рассмотрены принципы управления отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Самарской области.
Abstract
The article deals with the principles of waste management of production and consumption of Samara region.
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года определила основные направления обеспечения экологической устойчивости региона, среди которых утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и размещение отходов производства и потребления, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок, отстойников, хранилищ химического оружия, развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов путем строительства и модернизации заводов по переработке отходов, мусоросортировочных и перегрузочных станций, полигонов отходов на территории Самарской области.
Самарская область является регионом, в котором основная часть населения сосредоточена в крупных градопромышленных агломерациях. Сосредоточение производств и населения в крупных центрах, с одной стороны, приводит к концентрации техногенной нагрузки на окружающую среду и, соответственно, на здоровье населения. Пригородные территории и примыкающие к городским округам природные ландшафты чрезвычайно загрязнены твердыми коммунальными отходами (бутылки из полиэтилентерефталата, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, алюминиевая и стеклянная тара). Крупные объекты несанкционированного размещения отходов жизнедеятельности населения городов располагаются в водоохранных зонах, особо охраняемых территориях, нанося ущерб окружающей среде и ухудшая эстетический облик региона. Положение усугубляется неконтролируемым сжиганием разнообразных накопленных отходов, увеличивающим уровень загрязнения атмосферного воздуха, в том числе высокотоксичными бензопиренами и хлордиоксинами.
С другой стороны, концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой ценные вторичные материальные ресурсы, является положительным фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территорий и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции.
Существующая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами во всех муниципальных образованиях области экономически и технологически неэффективна и не обеспечивает исполнения требований природоохранного законодательства. Более двух третей образующихся на территории области отходов захораниваются на полигонах и
несанкционированных свалках. При этом потери ресурсной составляющей отходов экспертно оцениваются в 3,5 млрд. рублей, а наносимый ущерб от загрязнения окружающей природной среды - в 1,8 млрд. рублей в год. Несанкционированное размещение отходов происходит на территориях всех муниципальных образований. Объекты захоронения, находящиеся практически возле каждого крупного населенного пункта, в основном представляют собой свалки без каких-либо сооружений по защите окружающей среды. Из 21 объекта захоронения отходов, расположенных на территории Самарской области, только 3 созданы в соответствии с проектами, имеющими необходимые согласования, включая должным образом оформленный землеотвод, и не требуют изменения своего функционального назначения и технологических решений. Остальные объекты в своем большинстве не имеют актов о вводе в эксплуатацию, их функционирование осуществляется с грубыми нарушениями установленных законодательством норм.
Общее количество несанкционированных свалок на территории Самарской области, по данным муниципальных образований, составляет около 500. Реально, по экспертным оценкам, их более 2000, а объем накопленных на них отходов (10,6 млн. м3, или 2385 тыс. тонн) сопоставим с объемами наполнения наиболее крупных организованных полигонов. Основными причинами такого положения дел являются необеспеченность городских округов и муниципальных районов достаточным количеством объектов размещения (из 37 муниципальных образований Самарской области лишь в 16 имеются мощности по организованному размещению твёрдых бытовых отходов), а также техническими средствами сбора и транспортировки отходов. Переработка же твердых бытовых отходов осуществляется единственным на территории Самарской области заводом в г. Тольятти, на котором перерабатывается порядка 10% от общего объема образующихся твердых бытовых отходов. В то же время сортировка твердых коммунальных отходов на полигонах осуществляется стихийно (исключение составляет сортировочная станция ООО «Повтор», открывшаяся в Тольятти в мае текущего года), а доля их использования в качестве вторичных ресурсов не превышает 15%. Для сравнения, в развитых европейских странах (Швеции, Дании, Швейцарии, Германии, Бельгии, Норвегии, Австрии и Нидерландах), где отходы рассматриваются в первую очередь как ценный источник вторичного сырья, повторное вовлечение твердых бытовых отходов в технологический цикл производства составляет от 30 до 50% и выше.
Основными проблемами, препятствующими увеличению использования вторичных ресурсов в экономике региона, являются:
1) отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей переработку и потребление вторичных материальных ресурсов (отсутствие в законодательстве Самарской области правовых норм, регламентирующих вопросы сбора и использования вторичных ресурсов, является одним из факторов, препятствующих развитию бизнеса по переработке отходов и, соответственно, увеличению доли их повторного потребления в производственно-технологическом цикле предприятий);
2) отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных способах их переработки;
3) отсутствие системного подхода к организации сбора отходов, направленного на извлечение вторичных ресурсов;
4) несовершенство тарифной политики в сфере сбора и удаления отходов с территории муниципальных образований;
5) неудовлетворительное состояние материально-технической базы муниципалитетов (недостаточное количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров);
6) неразвитость мощностей по первичной сортировке отходов и отсутствие возможности стабильных крупнотоннажных поставок вторсырья на переработку;
7) недостаточное количество производств, использующих вторичное сырье для выпуска готовой продукции.
Управление отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Самарской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами (более 100). Принимаемые администрациями городских округов и муниципальных районов меры носят локальный характер и не позволяют использовать преимущества кооперации в создании межмуниципальной инженерной инфраструктуры, современных технологий обращения с отходами и по этой причине не способны кардинально изменить в ближайшие годы положение к лучшему.
Сложившаяся в Самарской области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. В этой связи на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом. Таким образом, реализуется только одно направление в системе обращения с отходами -захоронение на полигонах и свалках.
Таким образом, на сегодняшний день в Самарской области правовое регулирование обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами развито очень слабо. Сформировавшаяся на муниципальном и региональном уровнях система управления отходами ориентирована главным образом на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами, что дает большие полномочия контролирующим органам, но не содержит стимулов для сокращения объемов их размещения в природной среде.
Сократить поток отходов на объекты их захоронения и сжигания можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением из твердых бытовых отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования. При такой постановке задачи одним из важнейших элементов является селективный сбор и сортировка отдельных компонентов отходов.
В целях уменьшения объемов захоронения отходов в окружающей среде необходимо организовать раздельный сбор отходов, что позволит извлечь из них утильные фракции, уменьшить транспортные расходы, расходы на захоронение, продлить срок эксплуатации полигонов, а также снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду. Дальнейшее использование собранного при раздельном сборе сырья является экологически более безопасным, приемлемым, энерго- и ресурсосберегающим производством.
Введение раздельного сбора отходов преследует три основные цели:
- сокращение объемов отходов, направляемых на размещение в окружающей природной среде;
- экономия природных ресурсов;
- повышение эффективности процессов сортировки, обезвреживания и переработки отходов и качества получаемой продукции (вторичного сырья, компоста).
Отсутствие стратегических подходов к управлению отходами, единого органа, осуществляющего на региональном уровне координацию действий органов власти и участников рынка, вызывает несбалансированность мер государственного регулирования и управления в области обращения с отходами.
Сфера обращения с отходами в большинстве развитых стран представляет собой высокоразвитую, рентабельную и инвестиционно привлекательную отрасль производства. В отличие от этого в отечественных условиях лишь отдельные стадии обращения с отходами экономически выгодны и способны привлечь к участию инвесторов. К таким стадиям относятся сбор и транспортировка отходов от мест накопления. При этом эффективность каждой из перечисленных стадий зависит от конкретных экономических условий, устанавливаемых муниципалитетами.
В Самарской области одной из причин низкой активности частных инвесторов является несовершенство тарифной политики в отношении вывоза и утилизации отходов. Только в 26 муниципальных образованиях Самарской области в составе платы за жилищно-коммунальные услуги, устанавливаемой муниципалитетами для нанимателей жилых помещений, услуги по вывозу и утилизации отходов расшифрованы и выделены отдельной строкой. Учитывая, что тариф на вывоз отходов не является предметом государственного регулирования и устанавливается на основе договорных отношений между спецперевозчиками и управляющими компаниями, обслуживающими жилищный фонд, последние, ориентируясь на муниципальные ставки оплаты жилищных услуг, имеют возможность занижать затраты на обращение с отходами, что ведет к недофинансированию мероприятий по обустройству и содержанию контейнерных площадок, оплате услуг по вывозу и утилизации. В результате имеет место значительный разброс в тарифах на вывоз и утилизацию ТБО по различным муниципальным образованиям: за одну и ту же услугу (по состоянию на начало 2009 года) житель платит от 24,48 руб. за м3 (муниципальный район Шигонский) до 397 руб. за м3 (муниципальный район Приволжский).
В структуре тарифов на захоронение ТБО по всем лицензированным полигонам Самарской области отсутствует инвестиционная составляющая, что сдерживает организацию весового учета поступивших отходов, не позволяет финансировать проекты рекультивации. По состоянию на начало 2009 года муниципалитетами не утверждено ни одной инвестиционной программы, разрабатываемой предприятиями коммунального комплекса, занимающимися захоронением отходов, в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Индустрия рециклинга в Самарской области ещё только формируется и нуждается в серьезной государственной поддержке. Для ускоренного развития этой отрасли наиболее действенным в настоящее время может быть кластерный подход.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-
производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Самарская область является одним из признанных в стране лидеров в развитии кластеров. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке. Главное направление стратегии, реализуемой Правительством Самарской области в сфере промышленного развития, - развитие высокотехнологичных кластеров на базе традиционных и новых отраслей специализации, формирование инновационного профиля экономики области. В таких условиях сверхактуальным является создание кластера использования вторичных
ресурсов Самарской области, разработка новых механизмов, управляющих потоками вторичного сырья, направляющих их на производство технически важной продукции.
Идентификация условий формирования кластера основана как минимум на двух признаках:
1) наличие критической массы предприятий одной отрасли, производящих конкурирующие продукты/услуги;
2) географическая близость предприятий кластера, дополняемая активным деловым
общением.
Высокая концентрация источников образования отходов, наличие производственных мощностей разных отраслей экономики, научных и проектных организаций, консалтинговых и аудиторских фирм, инвестиционных компаний, саморегулируемых организаций создают предпосылки для формирования на территории Самарской области кластера использования вторичных материальных ресурсов, в рамках взаимодействия участников которого будут действовать рыночные механизмы, способствующие вовлечению отходов в хозяйственный оборот и сокращению объемов их размещения в природной среде.
Под кластером вторичных ресурсов понимается территориальная система, обеспечивающая согласованное взаимодействие субъектов обращения с отходами производства и потребления для реализации экономики циклов потоков вторичных материальных ресурсов вне зависимости от наличия или отсутствия общих собственников.
Принципиальным отличием кластера «Вторичные ресурсы» является принадлежность предприятий, связанных с процессами жизненного цикла отходов, к разным отраслям. Объединение партнёров в рамках кластера «Вторичные ресурсы» происходит изначально на межотраслевой основе. Отходы, образующиеся в одной отрасли, могут использоваться в качестве вторичных ресурсов как внутри этой же отрасли, так и в других отраслях. Движение вторичных ресурсов между отраслями способствует межотраслевой интеграции знаний и появлению принципиально новых научно-технических решений. Важной особенностью кластера «Вторичные ресурсы» в отличие от чисто промышленных кластеров является существенное влияние муниципального хозяйства, образующего значительный объем бытовых отходов широкой номенклатуры.
В Самарской области имеются условия для создания кластера использования вторичных ресурсов. По состоянию на 01.02.2009 в регионе зарегистрировано 410 предприятий, имеющих лицензию на деятельность в области обращения с отходами. Существует как минимум девять локальных секторов по видам обращения с отходами. В 2004 году на территории области образована Ассоциация «Обращение с отходами» -некоммерческая организация, объединяющая организации, являющиеся операторами рынка вторичных ресурсов либо каким-то образом задействованные в сфере обращения с отходами на территории региона. По состоянию на 01.01.2009 в Ассоциацию входят 34 организации Самары, Новокуйбышевска, Тольятти и других городов области.
В регионе имеются фундаментальные и прикладные научные структуры, проектные организации, консалтинговые и аудиторские фирмы, инвестиционные компании, общественные и экологические организации, которые также являются потенциальными субъектами кластера использования вторичных ресурсов.
Развитие интеграции субъектов обращения с отходами требует организационного оформления в рамках кластерной стратегии, которая должна реализоваться Правительством Самарской области.
Преимущества кластерных объединений очевидны, и их можно определить как приоритетное направление дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности предприятий индустрии рециклинга:
содействие в создании и функционировании системы использования вторичных ресурсов;
объединение ресурсов на основе региональных механизмов для внедрения современных технологий переработки отходов;
разработка и внедрение информационно-технических систем и их использование в рамках единого информационного пространства;
- совместная подготовка кадров всех уровней - от лицеев до вузов;
- сотрудничество с зарубежными предприятиями по обмену передовым опытом и новейшими достижениями в отрасли и др.
В сложившейся ситуации приоритетным направлением обеспечения реализации целей, определенных стратегическими документами Российской Федерации и Самарской области, может является разработка и реализация кластерного подхода к построению единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, развитие системы очистки муниципальных образований Самарской области от коммунальных и промышленных отходов, которые должны базироваться на стратегическом курсе сокращения полигонного захоронения и создания индустриальной базы переработки отходов, расширения их использования в экономике в качестве вторичного сырья. Организация комплекса производств по переработке утилизируемых фракций твердых коммунальных отходов позволит не только повысить качество окружающей среды, но и создать новую промышленную отрасль в экономике региона.
Исходя из вышеизложенных концептуальных подходов современная технологическая схема обращения с отходами на территории Самарской области должна строиться на основе следующих принципов:
Максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья.
Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.
Укрупнение объектов утилизации отходов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных полигонов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду на стадии утилизации отходов. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов по переработке и обезвреживанию отходов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату жилищных услуг.
Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами. Внедрение современных технологий переработки отходов потребует значительных
инвестиций. Основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов. С целью снижения нагрузки на бюджеты различных уровней развитие системы обращения с отходами должно быть основано на максимальном использовании механизмов государственно-частного партнерства. При этом инвестиции в развитие объектов обращения с отходами производства и потребления со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должны осуществляться либо в коммерчески невыгодные объекты сбора отходов (оборудование площадок накопления и временного хранения, организация экспериментов по раздельному сбору), либо в объекты, которые могут быть в последующем переданы инвесторам на коммерческих (в том числе инвестиционных) условиях.
Применение кластерного подхода к построению системы обращения с отходами и использования вторичных ресурсов. Кластер является перспективной для Самарской области формой поддержки бизнеса. Консолидация усилий взаимозависимых партнеров для решения общих задач становится главным фактором развития региональной интеграции.
Масштабность и сложность задачи, наличие в ней значительного межотраслевого, межмуниципального и межрегионального аспектов, необходимость комплексного подхода и организации взаимодействия органов публичной власти всех уровней, хозяйствующих субъектов и населения обуславливают ее решение программно-целевыми методами. Только такой подход позволяет сконцентрировать для решения этой задачи необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.
Библиографический список.
1. Пятинкин С.Ф. Развитие кластеров. Сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. - Минск: Тесей, 2009
2. Слипенчук М.В. Формирование финансово - промышленных кластеров: региональный фактор глобализации. - М.: Экономика,2009
3. www.promcluster.ru