Общественные и гуманитарные науки
• ••
25
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.014.54
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF PUPILS’ VOCATIONAL GUIDANCE
© 2015 Алиев М. А., Умалатова З. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Aliev М. А., Umalatova Z. М.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена исследованию проблемы взаимосвязи профориентации и профобразования в условиях дефицита квалифицированных рабочих кадров в Республике Дагестан; обоснованы характерные диспропорции в профессиональном образовании республики; анализируется необходимость организации профориентации с точки зрения взаимодействия «школа - профессия - производство»; дополнительное образование и народные художественные промыслы определяются как ресурс развития профориентации; приводятся данные, характеризующие отношение сельских школьников к работе на селе.
Abstract. The article deals with the problem of the relationship between the career guidance and the vocational education in the shortage of skilled workers in the Republic of Dagestan. The authors justify the typical disparities in the professional education in the republic, analyze the necessity of organizing the vocational guidance from the point of view of the “school - profession - production” interaction. The continued education and folk arts and crafts are determined as a resource for the vocational guidance development. The data characterizing the rural pupils’ attitude to the work in rural areas.
Rezjume. Stat’ja posvjashhena issledovaniju problemy vzaimosvjazi proforientacii i profobrazovanija v uslovijah deficita kvalificirovannyh rabochih kadrov v Respublike Dagestan; obosnovany harakternye disproporcii v professional’nom obrazovanii respubliki; analiziruetsja neobhodimost’ organizacii proforientacii s tochki zrenija vzaimodejstvija shkola - professija - proizvodstvo; dopolnitel'noe obrazovanie i narodnye hudozhestvennye promysly opredeljajutsja kak resurs razvitija proforientacii; privodjatsja dannye, harakterizujushhie otnoshenie sel’skih shkol’nikov k rabote na sele.
Ключевые слова: Республика Дагестан, профориентация школьников, профобразование, взаимодействие, дополнительное образование, народные промыслы, респонденты, сельские территории, муниципалитет.
Keywords: the Republic of Dagestan, pupils’ vocational guidance, vocational education, interaction, continued education, handicrafts, respondents, rural areas, municipality.
Kljuchevye slova: Respublika Dagestan, proforientacija shkol’nikov, profobrazovanie, vzaimodejstvie, dopolnitel'noe obrazovanie, narodnye promysly, respondenty, sel’skie territorii, municipalitet.
Развитие и использование человеческого капитала осуществляется в виде совокупности общеобразовательных и профессиональных качеств и компетенций человека, реализуя продуктивное взаимодействие образования и производства. Одним из ведущих и в то же время сегодня не задействованных ресурсов такого взаимодействия является профессиональная ориентация школьников.
Профессиональная ориентация учащихся - это информационная и организационно-педагогическая деятельность семьи, образовательных организаций, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь детям в выборе профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда [2. С. 222].
26
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
Поэтому профориентация учащихся выступает как естественный и надежный кадровый резерв трудовых коллективов, хорошо учитывающий местные условия и вопрос о будущем района (села), перспективы его развития во многом определяются выбором молодежью рода занятий и планов ее жизнеустройства. Следовательно, эффективная профориентация школьников невозможна без учета территориальных особенностей районов или республики, так как режим воспроизводства населения, его возрастно-половая структура, род занятий, квалификация и другие демографические и социально-педагогические факторы различаются в зависимости от особенностей конкретного муниципалитета и сложившейся там отраслевой структуры производства. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения профориентации в органичной взаимосвязи с вопросами территориального воспроизводства трудовых ресурсов - происходит совмещение двух линий: воспроизводство кадров
предъявляет требования к профориентации; профориентацию следует осуществить так, чтобы удовлетворить потребность в кадрах.
К наиболее характерным диспропорциям, которые сегодня выявляются в организации и структуре профориентации и профессионального образования в Республике Дагестан, следует отнести:
1) несоответствие численности подготовки рабочих кадров отраслевым и региональным потребностям;
2) недостаточное развитие в системе профобразования сети образовательных организаций, готовящих кадры для службы быта и жилищно-коммунального хозяйства;
3) существенное отставание материально-технической базы профобразования от требований современного производства;
4) полная утрата взаимосвязи базовой и основной общеобразовательной школы с системой профессионального образования, которая раньше реализовывалась в школах посредством учебно-производственных комбинатов и непосредственно приобщала детей к труду.
Такое положение объясняется тем, что сегодня не налажено взаимодействие «школа - профессия - производство». Школа не знает, в каких направлениях вести профессиональную ориентацию детей; профессиональные образовательные организации не имеют представления о том, какие специалисты и в каких количествах нужны экономике республики; у производственных предприятий нет выбора в удовлетворении своих потребностей в ква-
лифицированных кадрах как по качеству, так и по количеству. Здесь в срочном порядке нужно создать республиканский банк данных по трем направлениям: 1) на какие профессии нужно ориентировать старшеклассников в разрезе городов и сельских муниципалитетов; 2) по каким профессиям (специальностям) и в каких количествах готовятся кадры и по каким специальностям, необходимым для экономики республики, еще предстоит осуществить подготовку; 3) выпускники каких профессиональных образовательных организаций и по каким специальностям не соответствуют требованиям производства и что делать, чтобы исправить такое несоответствие.
Такая информация является необходимой и обязательной для приведения спроса на рынке труда в соответствие с предложением на рынке образовательных услуг. Для практического достижения такого соответствия в условиях нашей республики следует осуществить следующие мероприятия:
- в соответствии с планами социальноэкономического развития муниципальных образований республики в рамках приоритетных проектов необходимо определить, какие предприятия (отрасли) получают опережающее развитие на территории;
- определить для каждого муниципалитета, какие специалисты (кадры), какого уровня образования и сколько требуется;
- подготовку необходимой численности будущих работников по уровню образования следует осуществлять в образовательных организациях высшего, среднего и начального профессионального образования.
Практическая реализация этих мероприятий в области профессионального образования определяет необходимость активизации профориентации учащихся в образовательных организациях базового и среднего общего образования республики. Для этого следует организовать:
а) ступенчатую систему изучения личности детей (самоанализ, анализ профессии и анализ на стадии профориентации);
б) предоставление учащимся широких возможностей в выборе профессии на стадии профессиональных проб;
в) тесное сотрудничество школ (гимна-
зий, лицеев) с предприятиями отраслей народного хозяйства, сферы услуг, предпринимательскими, государственными,
муниципальными структурами, службами по трудоустройству для определения потребности конкретного региона в кадрах и доведения этой информации до учащихся.
Все это сегодня становится особо важным, так как необходимы научно обосно-
Общественные и гуманитарные науки
• ••
27
ванные ориентиры в подготовке учащихся к жизни и выбору профессии, и чтобы учебный труд школьников сочетался с настоящим, востребованным обществом полезным производительным трудом, который обеспечивает высокий уровень профессиональной ориентации.
Существенным ресурсом развития профориентации обучающихся является дополнительное образование, в особенности в старших классах, которому в последнее время в стране придается большое внимание.
Правительством Российской Федерации в сентябре 2014 г. утверждена Концепция дополнительного образования детей, а 24 апреля 2015 года подписано Распоряжение об утверждении Плана мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации [3. С. 5].
Целями Концепции определены обеспечение прав детей на развитие, личностное развитие и самоопределение; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения этих целей необходимо развивать дополнительное образование как ресурс мотивации обучающихся к познанию, творчеству, труду; повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования и профориентации; формирование эффективной межведомственной системы управления профориентацией старшеклассников. Эффективность этой работы зависит от планомерной и целенаправленной деятельности учреждений дополнительного образования с привлечением ресурсных центров по подготовке и переподготовке кадров для экономики республики.
Необходимо, чтобы дополнительное образование детей носило адресный характер, являлось составной частью их профориентации. Этому способствовало бы восстановление эффективной системы организации и управления профориентацией учащихся, существовавшей до 1990-х годов: школьный профориентационный совет; учебно-производственные комбинаты, учебные цеха (участки); городской (районный) межведомственный совет; межведомственные советы субъектов федерации и федеральных министерств и ведомств.
Формирование профессионального интереса, профессионального самоопределения, соответствие профориентации системе условий, обеспечивающих свободный и сознательный выбор профессии, имеют место при успешном сочетании мотивов учения и труда, что так необходимо в процессе подготовки учащихся к труду. Сле-
довательно, основное назначение профориентации - помочь вхождению личности в систему взаимодействия образования и производства с учетом индивидуальных качеств учащегося и территориальных, национальных, экономических особенностей места его проживания [1. С. 12].
В условиях Республики Дагестан можно выделить три основные трудности при выборе профессии учащимся: во-первых, незнание требований, предъявляемых профессией к человеку; во-вторых, незнание своих способностей и психологических особенностей профессии; в-третьих, отсутствие информации о существующих профессиях.
Школа призвана давать эти знания, но она уже совсем отдалилась от профориентационной работы. Выход видится в воссоздании территориальных (муниципальных) и городских центров профориентации, где любой желающий мог бы ближе познакомиться с миром профессий и специальностей, получить квалифицированную консультацию специалиста, узнать о региональной потребности в кадрах, размерах зарплаты, сведения о ссузах, вузах, профучилищах республики и о многом другом.
К сожалению, в нашей республике уходит в прошлое и особый, традиционный вид профориентации, приобретения трудовых навыков и профессионализма в народном творчестве, искусстве, промыслах. Такая форма организации профориентации имеет следующие преимущества.
Во-первых, следует учитывать ведущую роль семьи в профессиональной подготовке на основе народной педагогики, так как в центрах развития народных промыслов почти в каждой семье трудится мастер. Во-вторых, стимулирующим фактором успешности профориентации на народные промыслы является непосредственное взаимодействие школы и местного предприятия народных промыслов, которые учитывают окружающую производственную сферу работы на дому и традиционные трудовые навыки населения. В-третьих, искусство ручного труда в народных промыслах и виды передачи знаний в них не поддаются алгоритмизации в силу особенностей и разнообразия национальных и местных традиций народов. В-четвертых, профессиональная ориентация и виды трудовой деятельности здесь связаны воедино, органически и интересы ребенка, семьи, школы и предприятия народных промыслов взаимосогласованы и непротиворечивы.
Такого уникального опыта профориентационной работы, как в центрах народных художественных Дагестана, нет нигде
28
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
в России. Сегодня необходимо обобщить и использовать этот опыт в сфере профессионального образования в образовательных организациях республики, что позволит существенно улучшить качество подготовки рабочих кадров.
Особое внимание к развитию профориентационной работы со школьниками требуется в сельских муниципальных образованиях республики. На это направлена и утвержденная Правительством РФ Концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.», которая предусматривает использование комплексного подхода к развитию сельских территорий [4. С. 71]. Сюда относятся: обеспеченность сельских поселений необходимым комплексом объектов социальной и инженерной инфраструктуры, наличие перспективных планов по их развитию, рост экономического потенциала сельских территорий, реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. А пока село в глазах сельской молодежи республики сейчас ассоциируется с такими негативными понятиями как глушь (25%), терроризм (23%), разруха (18%), безнадежность (14%) и нищета (11%).
Более трети респондентов (41%) считают работу на селе скорее отталкивающей, чем привлекательной, 17% - непривлека-
тельной и неинтересной. Велика вероятность, что многие из них перейдут в первую группу, если государство и общество не предпримут более активные меры по предотвращению миграционных настроений. Скорее привлекательной, чем отталкивающей считают работу на селе 22%, интересной и привлекательной - 14%. Именно с представителями этих групп следует связывать будущее села, но при внимательном отношении к ним, их потребностям и интересам.
Учитывая многообразие природноклиматических условий, особенностей размещения населения и уклада жизни, состояния экономики и инфраструктуры в сельских поселениях республики необходима такая модель развития профориентации, которая соответствует специфике этих территорий. В этой модели основополагающей должна быть система взаимодействия «экономика - человек - территория», в которой развитие наладится только тогда, когда связь в ней будет многосторонней. Этого можно достичь в условиях, когда муниципальные органы (территории) будут выступать с инициативами решения общих, а не сугубо частных проблем и когда структуры управления образованием будут открыты таким инициативам и начнут чутко относиться к запросам населения.
Литература
1. Алиев М. А., Сабанчиева Л. Н. Организационно-экономический механизм управления взаимодействием образования и науки в вузе. Махачкала: ALEPH, 2014. 2. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 2003. 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2014 г. об утверждении Концепции дополнительного образования детей // Российская газета. 23 сентября 2014 г. 4. Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2012 «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» // СПС «Консультант Онлайн», 2012.
References
1. Aliev M. A., Sabanchieva L. N. Organizational-economic mechanism of the management of the interaction between the education and the science at the University. Makhachkala: ALEPH, 2014. 2. Pedagogical encyclopedic dictionary. M.: Drofa, 2003. 528 p. 3. The decree of the Government of the Russian Federation dated 16.09.2014 on the approval of the Concept of continued education of children // Russian newspaper. 23, September, 2014. 4. The order of the Government of the Russian Federation of 08.11.2012 "On approving the Concept of the Federal target program "Sustainable development of rural territories for 20142017 and for the period till 2020" // SJS "Consultant Online", 2012.
Literatura
1. Aliev M. A., Sabanchieva L. N. Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm upravlenija vzaimodejstviem obrazovanija i nauki v vuze. Mahachkala: ALEPH, 2014. 2. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'. M.: Drofa, 2003. 3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 16.09.2014 g. ob utverzhdenii Koncep-cii dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Rossijskaja gazeta. 23 sentjabrja 2014 g. 4. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 08.11.2012 «Ob utverzhdenii Koncepcii Federal'noj celevoj programmy «Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda» // SPS «Konsul'tant Onlajn», 2012.
Статья поступила в редакцию 29.06.2015