Научная статья на тему 'Организационно-экономические и правовые основы использования земель отгонного животноводства'

Организационно-экономические и правовые основы использования земель отгонного животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЛЯ / СОБСТВЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадиев Р. К., Шогенов Б. А., Гаджиев Н. Г.

В статье раскрыты организационно-экономические и правовые основы использования земель отгонного животноводства в условиях Республики Дагестан. Рассмотрены положения формирования землепользования сельскохозяйственных предприятий, структура и методика использования земли сельскохозяйственного назначения. Проведен анализ использования земель отгонного животноводства и представлены соответствующие выводы и предложения их рационального использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадиев Р. К., Шогенов Б. А., Гаджиев Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические и правовые основы использования земель отгонного животноводства»

Развитие АПК

УДК 336.717

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ОТГОННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА

Р. К. КАДИЕВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики Е-mail: kadievrasul @mail. ru Дагестанский государственный университет

Б. А. ШОГЕНОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и аудита Е-mail: betal01@mail. ru Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. А. Кокова

Н. Г. ГАДЖИЕВ,

доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике и финансам,

заведующий кафедрой экономического анализа и статистики Е-mail: nazirhan55@mail. ru Дагестанский государственный университет

В статье раскрыты организационно-экономические и правовые основы использования земель отгонного животноводства в условиях Республики Дагестан. Рассмотрены положения формирования землепользования сельскохозяйственных предприятий, структура и методика использования земли сельскохозяйственного назначения. Проведен анализ использования земель отгонного животноводства, и представлены соответствующие выводы и предложения их рационального использования.

Ключевые слова: аграрные отношения, земля, собственность, организация, землепользование.

Материальным объектом любых производственных отношений является продукт, создаваемый производственной деятельностью людей. Первоначальным же источником всякого продукта, богатства является земля.

Поскольку земля является всеобщим предметом труда и главным средством производства в сельском хозяйстве, то отношения между людьми по поводу землепользования как объекта собственности образуют фундамент аграрного строя.

Формирование землепользования различных укладов осуществляется при межхозяйственном землеустройстве, которое, как известно, имеет три разновидности:

- образование, упорядочение и совершенствование землепользования сельскохозяйственных предприятий;

- образование и совершенствование землеполь-зований хозяйственных предприятий;

- формирование земельных фондов государственного предназначения (перераспределения земель, охраны окружающей среды и др.). Основным является требование рациональности землепользования сельскохозяйственного предприятия, под которым следует понимать такие размеры и формы отвода участков и размещение средств производства, неразрывно связанных с землей, при которых можно достичь определенных производственных результатов при наименьших затратах труда и средств. Оно предусматривает соответствие размера земельной площади, состава угодий и их качества требованиям наилучшей территориальной организации производства в соответствии с запланированной специализацией хозяйства и объемами производства.

Процесс совершенствования землепользования идет по двум направлениям. Во-первых, изменение размеров и оптимизация территории в связи с развитием производства, во-вторых, упорядочение землепользования посредством устранения территориальных недостатков.

Принципиальную основу формирования землепользования сельскохозяйственных предприятий составляют следующие положения:

- размещение каждого землепользования должно производиться во взаимосвязи с учетом интересов всех землепользователей, расположенных на данной территории;

- рациональные размеры землепользования должны соответствовать зональным условиям специализации;

- должны быть обеспечены целесообразные виды и соотношения угодий, соответствующие специализации хозяйства и позволяющие эффективно использовать землю;

- должны быть обеспечены компактность землепользования, удобная его конфигурация и другие условия;

- должны быть обеспечены правильное размещение внутри землепользования хозяйственных центров и их удобная связь между собой, с угодьями и внешними центрами;

- должна быть обеспечена простота внешних границ и их удобство для внутрихозяйственной организации территории.

Общие принципы формирования землепользования сельскохозяйственного предприятия заключаются в том, чтобы привести в соответствие земельные, трудовые и материально-технические ресурсы хозяйства, а также сложившиеся экологические связи, определяющие функционирование земли как части окружающей природной среды.

Методика образования землепользования сельскохозяйственных предприятий включает следующие составные части и элементы:

- формирование землепользования (определение местоположения и площади землепользования, определение конфигурации, установление состава и соотношения угодий);

- размещение центральной усадьбы (выбор места, определение площади и составление принципиальной схемы зонирования территории);

- составление схемы внутрихозяйственной организации территории (определение размеров и количества хозяйственных подразделений, определение местоположения угодий и производственных центров, обоснование территорий под освоение и мелиорацию, установление площадей угодий, примерное их расположение и конфигурация).

Рациональные размеры сельскохозяйственного предприятия определяются совокупностью природных и экологических факторов. Оптимальный размер сельскохозяйственного предприятия устанавливается исходя из рациональных размеров и сочетания различных производств. При этом должны обеспечиваться наименьшие годовые издержки производства.

Основой для формирования землепользования сельскохозяйственного предприятия является его технико-экономическое обоснование, базирующееся на принятом при акционировании плане развития производства.

Потребность в земле для животноводческих отраслей рассчитывается по специальным нормативам

и зависит от продуктивности животных и качества угодий. Расчет производится в баллогектарах по «нормальной» урожайности. С ростом продуктивности животных в нормативах можно заметить следующие тенденции:

- уменьшение землеобеспеченности на 1 кг продукции (молоко);

- увеличение удельного веса пашни в структуре угодий за счет сокращения удельного веса сенокосов и пастбищ.

Методика образования землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства имеет свои особенности. В соответствии с законодательством РФ, размер земельного участка для этих целей в каждом конкретном случае устанавливается с учетом количества членов крестьянского хозяйства, специализации и предельных норм площади.

В технико-экономическом обосновании учитываются следующие особенности:

- производственное направление хозяйства, его специализация;

- трудовые ресурсы крестьянского хозяйства (количество трудоспособных членов семьи и мера их возможного участия), а также реальные условия использования наемного труда. В практике индивидуального хозяйства существуют различные методы прогнозирования трудовых ресурсов. Для предварительных расчетов применяется метод Чаянова, предполагающий учет коэффициентов трудового участия;

- материально-технические и финансовые ресурсы крестьянского хозяйства. Материально-технические ресурсы определяют возможный уровень механизации производственных процессов, следовательно, и расчетные нормы выработки. Объем производства определяется делением годового трудового ресурса (2 100 ч на одного работника) на нормативные затраты труда по всем видам деятельности;

- качество земельных ресурсов. Расчет земельной площади ведется исходя из потребности в земле всех заявленных видов деятельности. Особенностью определения площади кормопроизводства является учет поголовья по видам и группам скота, рационов кормления и нормы расходов отдельных видов скота. Площадь рассчитывается в баллогектарах,

поэтому фактический размер выделяемого участка зависит от уровня его плодородия. Анализ первых лет образования крестьянских хозяйств показал

многочисленные недостатки и проблемы в их организации и размещении. Работа по реформированию системы землевладения и землепользования, созданию новой системы расселения, формированию новой инфраструктуры ведется без организационного начала, т. е. бессистемно.

Организующим началом должна быть схема землеустройства административного района. В ней наиболее актуальным является определение размещения и перспектив развития групп крестьянских хозяйств. Размещение их по территории должно носить продуманный характер. Массивы должны быть объединены в несколько связанных между собой полос или пятен, приближенных к сетке природных урочищ или искусственных преград и сооружений. Необходимо также предусмотреть возможность расширения площади земельных массивов для создания новых крестьянских хозяйств.

В будущем возможно образование на их базе различного рода кооперативов, поэтому компактность землепользования, соотношение угодий и их связь с инженерной и социальной инфраструктурами должны способствовать решению этой перспективной задачи. Большой риск и непредсказуемость результатов производства наиболее выражены в малых формах предприятий, каковыми являются крестьянские и фермерские хозяйства. Поэтому в настоящее время существует необходимость в разработке экономических принципов их организации. В качестве основы для расчетов вариантов деятельности может служить стартовая модель, характеризующая потенциал хозяйства и его возможное использование при принятой специализации. Она определяет общую хозяйственную программу на длительное время. Первостепенное значение для обеспечения прибыльности производства имеют выбор правильной отраслевой структуры и наиболее эффективное и экономное ведение хозяйства.

Стартовая модель, по сути дела, является основой рационального плана ведения хозяйства, имеющего в период его организации первостепенное значение.

Фермерские хозяйства как организационно-правовая форма наиболее ответственны за результаты труда. Они не могут усиленно концентрировать капитал, эффективно использовать средства производства и рабочую силу, поэтому необходимо их объединение в более крупные ассоциации - это инструмент включения фермеров в рыночную экономику, один из путей создания в агропромыш-

ленном комплексе конкурентоспособного частнопредпринимательского сектора экономики.

Методика образования землепользования несельскохозяйственного назначения включает следующие составные части:

- установление и обоснование площади отводимого участка;

- рациональное размещение участка по территории;

- определение состава и ценности изымаемых земель, выявление последствий изъятий земель и мер по их предупреждению;

- установление размеров потерь сельскохозяйственного производства и способов их размещения;

- определение размеров и видов убытков землепользования и способов их возмещения;

- подготовка предложений (технических условий) для проектирования рекультивации нарушенных земель;

- подготовка предложений (технических условий) по снятию, сохранению и использованию плодородного слоя отводимого участка;

- подготовка предложений по условиям (режимам) пользования землей;

- реорганизация существующих землепользова-ний, размещения производства и расселения. Различаются следующие виды отводов:

• большие по площади участки, отвод которых не нарушает сложившейся организации территории;

• линейные отводы, небольшие по площади, но оказывающие разностороннее воздействие на землепользование (дороги, лесополосы, линии электропередачи, магистральные каналы);

• большие массивы, изъятие которых оказывает существенное влияние на объемы производства и организацию территории окружающих предприятий;

• отводы, связанные с перебазированием ряда хозяйств и их производственных структур (под крупные водохранилища и гидротехнические узлы);

• массивы горных выработок (где необходимы большие площади складирования плодородного слоя, отвалов горных пород и других отходов).

Отводы земель для государственных и общественных нужд имеют обычно четкое правовое обоснование, установленный законодательством

порядок делопроизводства и решаются в соответствии с установленной законом компетенцией властных структур.

В соответствии с принципом приоритета сельского хозяйства в пользовании земель, а также правовым положением земель сельскохозяйственного назначения и особо охраняемых территорий, их изъятие для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории при отсутствии иных возможных вариантов размещения этих объектов. Изъятие особо ценных продуктивных земель и земель заповедного фонда не допускается.

Отвод земель государственных и общественных надобностей включает четыре этапа.

1. Предварительное согласование месторасположения в площади объекта.

2. Рассмотрение ходатайства и принятие решения по отводу земель.

3. Отвод земельного участка на местности.

4. Изготовление и выдача документов, удостоверяющих право на земельный участок. Предварительное согласование не проводится по отводам земель для сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, строительства объектов в городах, а также при передаче земель гражданам.

Для возбуждения ходатайства необходимы:

- обоснованная заявка с указанием целей, задач отвода, примерного расположения и размеров участка;

- документ, подтверждающий реальность финансирования;

- заключение госгеонадзора о наличии (отсутствии) на участке полезных ископаемых. Далее создается комиссия по выбору участка,

и возбуждается землеустроительное дело. Местная администрация информирует население и общественные организации о возможном отводе участка.

Землеустроительное дело осуществляется при наличии всех необходимых документов (обоснованной заявки заказчика, землеустроительного дела по предварительному согласованию, технико-экономического обоснования и утвержденного проекта и документов, подтверждающих возможность финансирования сооружения объекта). Если необходимо, то проводятся дополнительные изыскательские

работы. Проводятся детальные расчеты по возмещению убытков и потерь, компенсационным платежам, проектам рекультивации земель и иным затратам, исходя из сложившейся ситуации.

Таким образом, общие принципы формирования землепользования сельскохозяйственных предприятий заключаются в том, что должны быть приведены в соответствие три основные составляющие:

- земельные ресурсы;

- трудовые ресурсы хозяйства;

- материально-техническое обеспечение.

С введением в действие Федерального закона от 25.10.2001 № 136-Ф3 «Земельный кодекс Российской Федерации» и принятием в соответствии с ним федеральных законов, регулирующих земельные отношения, началась наиболее активная фаза земельной реформы, проводимой в Республике Дагестан с 1991 г.

Однако проводимая земельная реформа не дает должного эффекта, особенно в таких направлениях, как разграничение государственной собственности на землю, переоформление прав пользования земельными участками, упрощение процедуры переоформления и предоставления земель, эффективного использования земель отгонного животноводства.

Продолжается ухудшение качества сельскохозяйственных угодий и их деградация, увеличивается площадь земельных угодий, подверженных негативным процессам ветровой и водной эрозии, засолению, переувлажнению и засорению. В наиболее сильной степени дефляции подвержена зона Черных земель и Кизлярских пастбищ. Серьезную озабоченность вызывает использование пашни не по назначению. Необрабатываемую на протяжении ряда лет пашню, которая по своим агробиологическим свойствам уже перестает являться таковой, земельные службы продолжают отражать как имеющуюся пашню, что существенно искажает реальную ситуацию с использованием земельных ресурсов. Только в одном Ногайском районе более десяти лет заброшены свыше 25 тыс. га пашни. Значительные площади пашни не используются в Буйнакском районе - 12,3 тыс. га, в Карабудахкентском районе -8,5 тыс. га, в Табасаранском районе - 4,2 тыс. га, в Дербентском и Казбековском районах - по 2,5 тыс. га. Причины забрасывания пашни в разных районах различны. В Кизлярском, Бабаюртовском, Хасавюртовском районах в связи с неудовлетворительным

состоянием оросительной сети из оборота выведены большие площади пахотных земель. Вдоль федеральной дороги Ростов - Баку, начиная от Хасавюртовского района, сокращены площади пашни за счет несанкционированного строительства жилья, торговых объектов и других строений. Еще хуже обстоят дела в этих же районах с использованием орошаемых сельскохозяйственных угодий, общая площадь которых составляет 384,7 тыс. га.

Одной из самых актуальных экологических проблем Республики Дагестан является неправильное проведение рекультивационных работ по восстановлению нарушенных земель в результате разработки карьера, вследствие чего остаются пустые котлованы, которые зачастую превращаются в несанкционированные мусорные свалки и тем самым наносят непоправимый ущерб окружающей среде и природно-ресурсному потенциалу. Некоторые из предпринимателей получают повторные лицензии на право пользования недрами, тем самым как бы стимулируют природопользование с нарушениями природоохранных норм и экологической экспертизы.

В соответствии с Земельным кодексом РФ и Законом Республики Дагестан от 29.12.2003 № 45 «О земле» (далее - закон «О земле»), за гражданами закреплено право приобретения в собственность находящийся в их пожизненном наследуемом владении или же в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Администрация городов и муниципальных районов часто под разными предлогами игнорируют законное право граждан и принуждают их переоформить земельные участки в аренду или приобрести в собственность за плату.

Многие муниципальные образования затягивают или не утверждают проектов границ земельных участков для выдачи кадастровых планов, без которых купля-продажа и переоформление прав на земельные участки земельным законодательством запрещены.

Государственная кадастровая оценка земель, проведенная на территории Республики Дагестан, не отражает фактической кадастровой стоимости земельных участков и ставит под сомнение ее результаты. Необъяснима имеющаяся тенденция увеличения или уменьшения ставки земельного налога по отношению к категориям земель и утвержденной кадастровой стоимости земель различных категорий. Так, по сельскохозяйственным землям (пастбищам) налог увеличивается в среднем в четыре - пять

раз, а в отношении других категорий - уменьшился в два раза, особенно по землям охраняемых территорий побережья Каспийского моря.

Таких примеров можно приводить множество по оценочным земельным участкам г. Махачкалы, по оценочным землям рекреационного назначения г. Каспийска и Карабудахкентского района, по оценочным участкам земель поселений Агульского, Дербентского районов, по сравнительной оценке сельскохозяйственных угодий отгонного животноводства Тарумовского и Ногайского районов и многих других.

Вышеуказанные недочеты и недостатки стали возможны вследствие отсутствия инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения и необъективной оценки земельных участков, которые в свою очередь могут отразиться на системе налогообложения и бюджетах муниципальных образований.

Органы местного самоуправления, в чьи полномочия входит разрешение земельных споров, своевременно не решают их, что вынуждает население прибегать к силовым действиям. Часто указанные нарушения происходят из-за фактического слияния интересов глав отдельных местных и муниципальных образований с контролирующими, надзорными, природоохранными, налоговыми органами, с должностными лицами органов исполнительной власти Республики Дагестан. Пока эти интересы сохраняются, решения по регулированию земельных отношений будут носить декларативный характер и не исполняться.

Как известно, земельный кадастр способствует не только проведению внутрихозяйственного землеустройства, но и дает возможность своевременно ликвидировать выявленные недостатки в использовании земель путем корректировки севооборотов. Кроме того, в результате проведения землеустройства обновляются и уточняются земельно-кадастровые данные, которые используются для ведения текущего земельного кадастра в сельскохозяйственном предприятии.

По оценке специалистов, кадастровую стоимость можно использовать как основу для установления цен на земельные участки. В то же время, величина кадастровой стоимости не может служить налогооблагаемой базой. Для того чтобы результаты кадастровой оценки могли послужить основой определения размеров налога, их необходимо приблизить к рыночным условиям, при этом более

полно учесть факторы формирования рыночной стоимости сельскохозяйственных угодий, что является наиболее сложным в методологическом плане.

Особую тревогу вызывает практика использования земель отгонного животноводства. Эти земли имеют исключительное значение для реализации Продовольственной программы и эффективного использования земельных ресурсов, регулирования назревших острых конфликтных ситуаций. Отрицательным явлением является распашка пастбищных земель отгонного животноводства многими сельскохозяйственными кооперативами для возделывания овощных и бахчевых культур, без внесения соответствующего изменения в экспликации и категории сельскохозяйственных земель. Большой урон биоресурсному потенциалу земель отгонного животноводства наносится в связи с нарушением регламентированной пастьбы и сроков содержания поголовья скота, оставлением ежегодно до 500 тыс. голов скота на зимних пастбищах без перегона.

Существенным недостатком является отсутствие достоверного и полного реестра пользователей и арендаторов земель отгонного животноводства, составленного по материалам инвентаризации и кадастрового учета земель, без чего нельзя представить реальной картины эффективности их использования. Имеют место факты, когда лица, за которыми числятся земли отгонного животноводства, не используют их самостоятельно, они зачастую не знают даже, где расположены эти земли, а передают их в субаренду, имея в результате неучтенные доходы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с имеющимися нарушениями и особой конфликтной ситуацией в сфере землепользования по поручению президента Республики Дагестан была создана комиссия из представителей управления территориального развития и местного самоуправления, управления информационной политики, контрольно-финансового управления президента Республики Дагестан и представителя экономического совета при президенте Республики Дагестан А. М. Алклычева. В состав комиссии вошли прибывшие в республику эксперты: О. Б. Глезер (институт географии РАН), Н. И. Миронова (институт экономической политики) и С. Г. Сафронов (географический факультет МГУ).

Комиссией было проведено обследование земель отгонного животноводства в Бабаюртовс-ком (10.08.2012) и Кумторкалинском (23.08.2012) районах республики с участием глав администраций муниципальных районов и представителей

арендаторов земель отгонного животноводства на предмет выявления сельхозугодий, используемых неэффективно и не по целевому назначению, а также рассмотрены вопросы социально-экономического развития данных территорий.

В ходе исполнения данного поручения были выявлены серьезные проблемы.

Общая площадь Бабаюртовского района составляет 326 тыс. га, из них в ведении района находится 123 тыс. га, во временном ведении правительства Республики Дагестан, на котором расположены земли отгонного животноводства, 203 тыс. га. Количество жителей, относящихся к муниципальному образованию района, - 47 тыс. чел. (в отдельные периоды доходит до 55 тыс. чел.), а количество вольнопоселен-цев на территории земель отгонного животноводства на постоянной основе составляет 40 тыс. чел.

Общая площадь Кумторкалинского района -125,5 тыс. га, из них в ведении района находится 26,5 тыс. га, во временном ведении правительства Республики Дагестан, на котором расположены земли отгонного животноводства, - 99,5 тыс. га. Количество жителей, относящихся к муниципальному образованию района, - 27 тыс. чел. (в отдельные периоды доходит до 33 тыс. чел.), а количество вольнопоселенцев на территории земель отгонного животноводства на постоянной основе - около 10 тыс. чел.

На жителя муниципального образования Ба-баюртовского района приходится 0,52 га земли сельскохозяйственного назначения (в отдельных поселениях и того меньше), а на проживающих в районе вольнопоселенцев - арендаторов земель отгонного животноводства - 30 га/чел.

Арендная плата с местных жителей Бабаюр-товского района составляет от 200 до 500 руб. /га, с арендаторов земель отгонного животноводства взимается арендная плата от 9 до 11 руб. /га.

Не лучше ситуация с землепользованием у местного населения и в муниципальном образовании Кумторкалинский район.

В этом районе с местных жителей арендная плата составляет от 400 до 600 руб. /га, а с арендаторов земель отгонного животноводства - в пределах 20 руб. /га.

Земли отгонного животноводства используются не по целевому назначению. Во-первых, земля изымается из сельскохозяйственного оборота и застраивается самовольно капитальными жилыми строениями вольнопоселенцами. Во-вторых, например,

арендаторы земель отгонного животноводства Лакского района имеют на территории Бабаюртовского района 72 тыс. га земли, что составляет почти 25 % всей территории Бабаюртовского района. Эта земля находится полностью в запущенном состоянии, на ней не ведется никакая сельскохозяйственная деятельность. В-третьих, в настоящее время фактически весь мелкий рогатый скот находится в частных руках жителей горных районов. Республика (в т. ч. и за счет жителей Бабаюртовского и Кумторкалинс-кого районов) обслуживает не колхозно-совхозный скот, а скот частных владельцев. Таким образом, нарушается не только цель первоначального создания арендных отношений в Республике Дагестан, а сам смысл эффективного хозяйствования на землях отгонного животноводства, не обеспечивающий в современных условиях соблюдения принципа социальной справедливости. Несколько человек, а порой и только один, образовав сельскохозяйственный производственный кооператив на арендованных пастбищах, вместо бывших колхозов и совхозов, незаконно пользуются тысячами гектаров пастбищ, нарушая права и интересы местных жителей.

Кроме этого земли отгонного животноводства активно распродаются в частные руки. Газеты, телевидение забиты такими объявлениями: «Продам земельный участок в 10 соток на Ругуджинских землях, недалеко от г. Махачкалы, цена - 1 млн руб.». Кем и на какой правовой основе продаются чужие земли, никого не интересует.

Уникальная ситуация сложилась в муниципальном образовании Кизилюртовский район (население - около 80 тыс. жителей, общая площадь -52 401 га, из них около 6 тыс. га отведено под земли отгонного животноводства). В то же время сам Ки-зилюртовский район использует за пределами муниципального образования почти 11,5 тыс. га земли в Бабаюртовском, Кумторкалинском, Кизлярском и Тарумовсом районах.

В этой связи комиссия обстоятельно проанализировала законодательную базу землепользования. В справке, представленной президенту Республики Дагестан, отмечено, что в Земельном кодексе РФ нет не только определения «земли отгонного животноводства», но даже упоминания о такой категории земель (ст. 7 ЗК РФ). Эти земли, таким образом, согласно федеральному законодательству по статусу относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Выходит, что в Республике Дагестан законодательными инициативами (идущими еще с

советских времен), нарушается федеральное законодательство, в частности Земельный кодекс РФ. Мировая и отечественная практика признает аренду земель у муниципальных районов, но не признает передачу этих земель другим муниципальным районам на безвозмездной основе, с осуществлением капитального строительства на чужой территории жителями неместных муниципалитетов. Таким образом, нарушаются Земельный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ в части формирования доходов местных бюджетов, ущемляя их права по ведению хозяйственно-экономической деятельности на своей территории (ст. 60, 61 БК РФ), соответственно, по расходам бюджетов (ст. 67, 69, 70, 75 БК РФ).

В Республике Дагестан помимо льгот, предусмотренных федеральным законодательством по земельному налогу, введены дополнительные льготы для отгонного животноводства по данному виду налога. Муниципальные образования, на территории которых находятся хозяйства отгонного животноводства, фактически не имеют ни поступлений налогов в местные бюджеты, ни арендной платы, ни каких-либо льгот. Такого нет нигде в мире!

Сколько денег теряют местные бюджеты и сколько будут еще терять, если не решится вопрос о передаче земель отгонного животноводства исконным владельцам этих территорий?

Рассматривая Закон Республики Дагестан от 09.10.1996 № 18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» (в ред. от 01.02.2008), необходимо отметить, что большинство его статей и пунктов также грубо нарушаются.

В частности, в преамбуле, открывающей статьи закона, говорится, что настоящий закон регулирует использование земель отгонного животноводства и направлен на:

- целевое и рациональное их использование и охрану;

- сохранение и улучшение кормоемкости естественных кормовых угодий;

- предотвращение эрозионных и деградационных процессов;

- опустынивание кормовых угодий и других отрицательных последствий;

- антропогенное воздействие;

- сохранение и воспроизводство природных ландшафтов;

- сохранение национальных и культурных ценностей административно-территориальных районов.

На практике ни один из перечисленных пунктов не соблюдается или соблюдается лишь частично.

Следовательно, земельные отношения в зонах отгонного животноводства, благодаря этому закону, полностью противоречат не только федеральному законодательству, но и законодательству Республики Дагестан.

Особо надо отметить порядок землепользования граждан, временно проживающих на землях отгонного животноводства.

В законе зафиксировано, что строительство жилья для животноводов, производственных построек капитального характера и закладка многолетних насаждений на указанных землях допускаются с разрешения правительства Республики Дагестан в установленном порядке, т. е. нет даже упоминания о жилищных капитальных строениях.

В ст. 15. закона Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» говорится, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений на землях отгонного животноводства, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Привлечение лица к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Возникает закономерный вопрос: при тех глубоких нарушениях указанного закона наказан ли хоть один нарушитель?

Как итог проделанной работы, в справке, представленной комиссией президенту Республики Дагестан, сформированы следующие выводы:

- во-первых, согласно посланию президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан, восстановить правовые отношения на землях «прикутанных хозяйств», во-вторых, провести инвентаризацию этих земель, основываясь на федеральном законодательстве, в частности, на основе ст. 76, 80 Земельного кодекса РФ;

- необходимо вернуть земли отгонного животноводства местным муниципалитетам в статусе земель сельскохозяйственного назначения;

- учитывая, что на землях отгонного животноводства уже есть капитальные жилые строения, перевести их в статус поселений и оставить в составе администраций горных районов;

- жителям вновь созданных поселений предоставить земли для сельхозпроизводства на условиях аренды на равных правах с местными жителями.

Таким образом, комиссией сделаны аргументированные выводы, безотлагательное их решение будет весомым вкладом в пополнение продовольственного фонда республики и регулирование острых межнациональных отношений.

Список литературы 1. Кадиев Р. К. Аграрные отношения и оценка земли в рыночной экономике. Монография Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

2. Кадиев Р. К. Земля как объект социально-экономических отношений // Вестник ДГУ. Экономика. Философия. Право. Вып. 5. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2009.

3. Кадиев Р. К. Магомедов A.M. Экономическая стратегия образа жизни и природопользования коренных малочисленных народов Дагестана // Проблемы региональной экологии. 2009. № 5.

4. Павлова Г. Стране нужна новая аграрная политика // Экономист. 2004. № 4.

5. Семенова Е., Боруунова Т. Экономико-правовое развитие рынка земли в Российской Федерации // Экономист. 2004. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.