Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты управления конкурентоспособностью предприятий молочнопродуктового подкомплекса (на примере республики Башкортостан)'

Организационно-экономические аспекты управления конкурентоспособностью предприятий молочнопродуктового подкомплекса (на примере республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
331
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНОПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / AGRICULTURE / DAIRY PRODUCT SUBCOMPLEX / COMPETITIVE RECOVERY / COMPETITIVE OPPORTUNITY / CROSS-SECTORAL INTEGRATION / GOVERNMENT SUPPORT / MARKETING STRATEGY

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Харисов В. И., Нургалиев В. С.

В статье рассмотрены ключевые тенденции и перспективы управления конкурентоспособностью региональных предприятий молочнопродуктового подкомплекса. Рассмотрены основные показатели производства молока в ряде регионов Приволжского федерального округа, а также особенности развития ведущих предприятий переработки молочной продукции в Республике Башкортостан. Среди наиболее благоприятных факторов развития конкурентного потенциала предприятий молочнопродуктового подкомплекса в Республике Башкортостан можно выделить достаточное количество земельных угодий (естественных пастбищ и сенокосов для выпаса скота) и благоприятные природно-климатические условия, позволяющие обеспечивать молочными продуктами население субъектов Российской Федерации. При этом прогнозы развития данной отрасли достаточно пессимистичны. Несмотря на реализацию целевых региональных программ, не удается переломить негативную тенденцию в аграрной экономике. По мнению авторов, важнейшим императивом повышения конкурентоспособности предприятий молочнопродуктового подкомплекса могут стать: - создание для отечественных товаропроизводителей молочной продукции необходимых условий и предпосылок, при которых они могут устойчиво и эффективно работать на продовольственном рынке; - создание прочной кормовой базы, применение прогрессивных технологий заготовки, хранения и скармливания кормов; - постоянное совершенствование племенной работы и воспроизводства стада; - развитие материально-технической базы, освоение новых технологий, способствующих повышению качества молока; - маркетинговая стратегия (BTL-акции (дегустация и подарок за покупку в торговых точках), реклама на ТВ и радио, брендирование общественного транспорта и транспорта компании, сайт и каталог продукции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic aspects of managing competitiveness of dairy product sector enterprises (on the example of the Republic of Bashkortostan)

The article investigates key factors and prospects in managing competitiveness of dairy product subcomplex enterprises at the regional level. The main aspects of milk production in some regions of the Volga Federal District are taken into account as well as the peculiarities of development of the leading enterprises dealing with processing of dairy products in the Republic of Bashkortostan. Among the most favourable factors of development of competitive opportunities of dairy product subcomplex enterprises in the Republic of Bashkortostan are enough agriculturally used area (natural pastures and hay harvest for cattle grazing) and fair climatic conditions to provide the population of the RF with dairy products. At the same time the forecast of this industry’s further development is quite disappointing. Despite the implementation of targeted regional programs, negative trends in the development of agricultural economics can’t be reversed. According to the authors, the major imperative to competitive recovery of dairy product subcomplex enterprises can be: arranging necessary conditions for domestic dairy product producers allowing them to work effectively on the food market; creation of solid food supply, the use of advanced technologies in procurement, conservation and feeding the fodder; constant improvement of breeding and reproduction of the herd; development of facilities and new technologies to improve the quality of milk; marketing policy (tasting and the gift for purchase in retail outlets), TV and radio advertising, branding of public transport and company transport, website and product catalogue).

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты управления конкурентоспособностью предприятий молочнопродуктового подкомплекса (на примере республики Башкортостан)»

Харисов В.И. Нургалиев В.С.

кандидат экономических наук, доцент магистрант факультета экономики и управления

кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный экономики и сервиса»,

университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Россия, г. Уфа

УДК 33

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

В статье рассмотрены ключевые тенденции и перспективы управления конкурентоспособностью региональных предприятий молочнопродуктового подкомплекса. Рассмотрены основные показатели производства молока в ряде регионов Приволжского федерального округа, а также особенности развития ведущих предприятий переработки молочной продукции в Республике Башкортостан. Среди наиболее благоприятных факторов развития конкурентного потенциала предприятий молочнопродуктового подкомплекса в Республике Башкортостан можно выделить достаточное количество земельных угодий (естественных пастбищ и сенокосов для выпаса скота) и благоприятные природно-климатические условия, позволяющие обеспечивать молочными продуктами население субъектов Российской Федерации. При этом прогнозы развития данной отрасли достаточно пессимистичны. Несмотря на реализацию целевых региональных программ, не удается переломить негативную тенденцию в аграрной экономике. По мнению авторов, важнейшим императивом повышения конкурентоспособности предприятий молочнопродуктового подкомплекса могут стать:

- создание для отечественных товаропроизводителей молочной продукции необходимых условий и предпосылок, при которых они могут устойчиво и эффективно работать на продовольственном рынке;

- создание прочной кормовой базы, применение прогрессивных технологий заготовки, хранения и скармливания кормов;

- постоянное совершенствование племенной работы и воспроизводства стада;

- развитие материально-технической базы, освоение новых технологий, способствующих повышению качества молока;

- маркетинговая стратегия (BTL-акции (дегустация и подарок за покупку в торговых точках), реклама на ТВ и радио, брендирование общественного транспорта и транспорта компании, сайт и каталог продукции).

Ключевые слова: молочнопродуктовый подкомплекс, повышение конкурентоспособности, конкурентный потенциал, государственная поддержка, маркетинговая стратегия.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF MANAGING COMPETITIVENESS OF DAIRY PRODUCT SECTOR ENTERPRISES (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

The article investigates key factors and prospects in managing competitiveness of dairy product subcomplex enterprises at the regional level.

The main aspects of milk production in some regions of the Volga Federal District are taken into account as well as the peculiarities of development of the leading enterprises dealing with processing of dairy products in the Republic of Bashkortostan. Among the most favourable factors of development of competitive opportunities of dairy product subcomplex enterprises in the Republic of Bashkortostan are enough agriculturally used area (natural pastures and hay harvest for cattle grazing) and fair climatic conditions to provide the population of the RF with dairy products. At the same time the forecast of this industry's further development is quite disappointing. Despite the implementation of targeted regional programs, negative trends in the development of agricultural economics can't be reversed. According to the authors, the major imperative to competitive recovery of dairy product subcomplex enterprises can be:

- arranging necessary conditions for domestic dairy product producers allowing them to work effectively on the food market;

- creation of solid food supply, the use of advanced technologies in procurement, conservation and feeding the fodder;

- constant improvement of breeding and reproduction of the herd;

- development of facilities and new technologies to improve the quality of milk;

- marketing policy (tasting and the gift for purchase in retail outlets), TV and radio advertising, branding of public transport and company transport, website and product catalogue).

Key words: agriculture, dairy product subcomplex, competitive recovery, competitive opportunity, cross-sectoral integration, government support, marketing strategy.

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики государства. От уровня его развития в прямой зависимости находится решение продовольственной проблемы страны. Не является исключением и Россия. От того, как развито сельское хозяйство, зависит жизненный уровень и благополучие населения: величина и рацион питания, заработная плата, социальные условия жиз-

ни, потребление товаров и услуг. Аграрный сектор России всегда выступал донором для других отраслей экономики, источником пополнения национального дохода для решения главных задач страны.

От состояния сельскохозяйственного производства непосредственно зависят возможности сохранения и развития сельских территорий, обеспечения национальной продовольственной безопасности (см. рис.) [1].

Схема влияния аграрного сектора на состояние продовольственной безопасности

и сельских территорий РФ

Анализ производства в сельском хозяйстве за последние двенадцать лет (2000-2012 гг.) показывает наметившуюся устойчивую тенденцию роста производства основных видов сельхозпродукции. В животноводстве - это, конечно же, скот и птица в убойном весе и яйцо (табл. 1). Вместе с тем относительно сложная ситуация остается по молоку, до настоящего

времени по этой продукции не удается добиться стабильного роста, несмотря на устойчивый рост продуктивности. В 2012 году удой на среднегодовую голову коров в хозяйствах всех категорий по сравнению с 2000 годом увеличился на 1 396 кг, или на 155,8 %. Следовательно, основная причина здесь в сокращении численности поголовья коров [1, 2].

Таблица 1

Производство основной сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий Российской Федерации (тыс. т)

Продукция 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. в % к

2011 г. 2000 г.

Скот и птица в убойном весе 4 445,8 4 989,5 7 166,8 7 519,5 8 090,3 107,6 182,0

Молоко 32 259,0 31 069,9 31 847,3 31 645,6 31 830,9 100,6 98,7

Яйца, млн. шт. 34 084,7 37 139,7 40 599,2 41 112,5 42 032,9 102,2 123,3

Зерно в весе после доработки 65 420,0 77 803,0 60 960,0 94 213,0 70 908,0 78,4 108,4

Картофель 29 465,0 28 137,0 21 141,0 32 681,0 29 533,0 75,1 100,2

Овощи 10 822,0 11 348,0 12 126,0 14 696,0 14 626,0 106,9 135,2

На сегодняшний день аграрное производство невозможно анализировать в отрыве от иных сфер, образующих агропромышленный комплекс, связанных с его производственным обслуживанием и транспортировкой сельскохозяйственной продукции к потребителям. В составе АПК обычно принято выделять четыре основные сферы:

1) средства производства для всего АПК;

2) непосредственно сельское хозяйство;

3) промышленная переработка сельскохозяйственной продукции, а также ее заготовка и реализация;

4) производственная и социальная инфраструктура.

По мнению экспертов, эффективность всего агропромышленного комплекса зависит не только от деятельности сельского хозяйства, но и от качества работы звеньев, участвующих в доведении конечной продукции до потребителя. Стоимость конечного продукта АПК (Ск) складывается из массы чистого продукта, созданного в сельском хозяйстве (ЧПс), и части чистого продукта отраслей пищевой (легкой) промышленности (ЧПп), а также отраслей сферы обращения, транспорта и связи (ЧПт) [3]:

Ск = ЧПс + ЧПп + ЧПт.

Результатом межотраслевого интегрирования в агропромышленном комплексе является формирование продуктовых подкомплексов. В продуктовый подкомплекс входят отрасли по производству соответствующей сельскохозяйственной продукции, выпуску техники и других средств производства, разработке технологий, проведению научных исследований, заготовке, хранению, транспортировке, переработке и реализации продукции конкретной отрасли.

В соответствии с продуктовой структурой осуществляется формирование продуктовых подкомплексов, основными из которых являются: зернопро-дуктовый, картофелепродуктовый, плодоовощной, мясопродуктовый, молочнопродуктовый.

Задача одного из них - молочнопродуктового подкомплекса - состоит в обеспечении населения страны молоком и продуктами его переработки, без которых не-

возможно обеспечить высокий уровень питания. В состав молочнопродуктового подкомплекса входят: молочное скотоводство, кормопроизводство, первичная обработка молока, переработка молока в промышленных условиях, транспортировка и реализация продукции.

По своей структуре молочнопродуктовый подкомплекс, как правило, состоит из двух основных взаимосвязанных элементов - животноводческих хозяйств и перерабатывающих предприятий, находящихся в непосредственной зависимости от продовольственного рынка страны (спрос на молочную продукцию и ее предложение). При этом создание прочной кормовой базы, применение прогрессивных технологий заготовки, хранения и скармливания кормов, постоянное совершенствование племенной работы и воспроизводства стада, развитие материально-технической базы, освоение новых технологий, способствующих повышению качества молока, должны стать устойчивой платформой для развития предприятий молочнопродуктового подкомплекса.

Самыми крупными производителями молока в нашей стране были и остаются Южный, Сибирский, Центральный и Приволжский федеральные округа. На их долю приходится 86 % валового производства молока, что объясняет достаточно высокий уровень потребления в них молока на душу населения. Лидером здесь является Приволжский федеральный округ. В самом же округе в последние годы наблюдается непрерывное повышение доли продукции производителей Республики Башкортостан.

Общая ситуация в молочнопродуктовом подкомплексе Приволжского федерального округа позитивная, и хотя за период экономических реформ произошло существенное снижение поголовья КРС и производства молока, в последние годы наметилось значительное увеличение объемов производства и переработки молока и молочной продукции благодаря активным действиям государства по поддержке сельскохозяйственного производства. Очевидно, что на современном этапе со стороны государства требуется усиление реализуемых программ по поддержке сельского хозяйства, а на уровне

предприятий - внедрение современных методов управления, совершенствование технологических процессов и повышение уровня организации производственно-коммерческих взаимоотношений [4, 5].

Для того, чтобы определить основные направления совершенствования механизма взаимодействия, нами были проведены некоторые исследования практической деятельности сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий и анкетирование специалистов АПК Поволжья (работники сельхозпредприятий, преподаватели и студенты аграрного вуза). В результате было выявлено, что эффективность существующего механизма взаимодействия предприятий АПК недостаточно высока и требуются меры по ее усилению, среди которых наибольшее внимание следует уделить уменьшению административных барьеров и усилению государственной поддержки, а главным направлением совершенствования должно стать вхождение предприятий в состав различных интегрированных формирований [6].

Явным лидером рейтинга субъектов РФ по объемам производства молока, который составили анали-

Из данных табл. 2 следует, что за последние три года наблюдается положительная динамика уровня производства молока, несмотря на уменьшение поголовья скота почти в два раза. При этом надой молока на одну корову вырос на 8,9 ц по сравнению с показателями 2002 года.

В отечественной и зарубежной экономической литературе термин «конкурентоспособность» используется применительно к различным объектам исследования. Вполне можно согласиться с точкой зрения тех ученых, которые в зависимости от объекта содержания разграничивают конкурентоспособность по уровням - государство, отдельный регион, от-

тики агентства Top-RF.ru по итогам 2014 года, признан Башкортостан. Согласно данным Росстата, в республике в 2014 году было произведено 1 773,1 тыс. тонн молока. При этом прирост, по сравнению с 2013 годом, составил 3,6 %. В тройке лидеров также находятся Татарстан (1 728,8 тыс. тонн) и Алтайский край (1 414,9 тыс. тонн).

Молочное скотоводство является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства Республики Башкортостан. На его долю приходится более 50 % валового производства сельскохозяйственной продукции. Оно производит практически 100 % молока и 40 % мяса (говядины, телятины). Также скотоводство представляет собой главную отрасль сельского хозяйства, которая превращает отходы растениеводства, а также травянистую массу естественных пастбищ и сенокосов, доля которых составляет более половины площадей сельскохозяйственных угодий республики, в продукты питания.

Состояние молочнопродуктового подкомплекса в Республике Башкортостан отражено в таблице 2 [7].

Таблица 2

расль, предприятие, производство, продукция: «конкурировать между собой могут не только производители товаров (страны, отрасли, фирмы), но и сами товары (продукция, услуги)» [8].

Переработкой молока в Республике Башкортостан занимается несколько предприятий, среди них ведущими являются группа производителей продуктов «ЕДОК», ЗАО «Аллат», ОАО «Уфамолагропром», ЗАО «Давлекановская молочная компания» и др. Имеющихся производственных мощностей вполне хватает для обеспечения населения нашей республики молочными продуктами, а также для осуществления поставок в другие регионы.

Поголовье крупного рогатого скота (коров) по хозяйствам всех категорий в Республике Башкортостан

Годы Производство молока, тыс. тонн Поголовье коров, тыс. голов Надой молока на одну корову, ц

2002 1 881,4 734,5 25,6

2003 2 050,7 729,1 28,1

2004 2 061,9 692,4 29,8

2005 2 083,4 689,1 30,2

2006 2 136,6 648,8 31,0

2007 2 250,1 666,5 33,8

2008 2 298,6 674,6 34,1

2009 2 461,8 675,3 36,4

2010 2 078,1 670,3 31,0

2011 1 654,2 515,3 32,1

2012 1 710,1 496,3 34,5

2013 1 711,0 496,6 34,5

2014 1 773,1 488,1 34,5

В молочной промышленности очень высока конкуренция как между местными изготовителями, так и между предприятиями других регионов. Основными факторами в конкурентной борьбе являются цена, ассортимент, современная упаковка, позволяющая увеличить сроки хранения продукции. Многим нашим молокозаводам требуется техническое перевооружение и модернизация на базе передовых технологий, чтобы они могли конкурировать с лидерами отрасли.

Основа российской молочной индустрии -это национальный молочнопродуктовый под-

комплекс, в составе которого находятся сельскохозяйственные предприятия, домашние хозяйства, предприятия по транспортировке, заготовке и переработке молока, торговля, научные и учебные учреждения. В последние годы он постепенно восстанавливается и развивается, в 2014 году производство молока по сравнению с 2009 годом выросло на 2,1 %. В то же время наблюдается существенное повышение в общем объеме потребляемой молочной продукции доли импорта (табл. 3).

Таблица 3

Импорт основных видов молочной продукции в Российской Федерации, % от общего объeма их потребления

Молочные продукты 2009 г. 2014 г. % от 2014 к 2009 г.

Сливочное масло, тыс. тонн 74,2 125,0 168,5

в % 24,3 35,1 -

Сыры жирные, тыс. тонн 81,0 353,0 435,8

в % 26,9 44,7 -

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что в последнее десятилетие Россия остается одним из крупных импортеров молочной продукции, особенно сыров, сливочного масла, сухого молока. Отсюда следует, что сохранять сегодняшнюю кризисную ситуацию в области производства молочной продукции стратегически невыгодно. Во-первых, достаточно дорогой импорт, что ведет к росту розничных цен и расходов валюты; во-вторых, подрываются основы продовольственной безопасности страны, особенно регионов; в-третьих, такой объем импорта молочной продукции не естественен для российского агропромышленного комплекса, который имеет довольно-таки значительный природно-экономический потенциал и преимущества конкурентоспособности.

Конкурентоспособность складывается из трех основных составляющих [9, 10]. Первая жестко связана с самим изделием и в большей степени сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания, сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает предпочтения потребителей.

Конкурентоспособность предприятия молочно-продуктового подкомплекса обеспечивается постоянным улучшением качества выпускаемой продукции и технологий. Совершенствование выпускаемого продукта и снижение ценовых параметров изделий становится возможным благодаря приобретению более высокопроизводительных технологий, а для этого необходимы инвестиции. Для решения этих вопросов, прежде всего, важно упорядочить систему закупочных цен как на молоко, закупаемое в хозяйствах, так и на другие составляющие во всей системе межотраслевых связей подкомплекса. Она, в свою очередь, остается не только монополизированной, но и недофинансированной, не-

достаточно поддерживаемой государством. Несмотря на реализацию целевых государственных и региональных программ по развитию сельского хозяйства, в том числе молочного скотоводства, правительствам России и Башкортостана не удается переломить негативную тенденцию в аграрном секторе экономики страны. Улучшить положение можно только за счет кардинального изменения государственной аграрной политики и значительного увеличения мер по поддержке.

В рамках мероприятий по поддержке производства в Республике Башкортостан в 2012 году была запущена программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан в 2012-2016 годах» (разработана Мин-сельхозом РБ по поручению Президента Республики Башкортостан Р.З. Хамитова). В апреле 2011 года Правительством Республики Башкортостан и Национальным союзом производителей молока Российской Федерации было подписано Соглашение по реализации мероприятий, направленных на развитие молочной отрасли Республики Башкортостан, главная цель которых - комплексная модернизация не менее 500 ферм во всех 54 муниципальных районах республики.

Неизменным лидером в производстве молочной продукции в Республике Башкортостан является группа производителей продуктов «ЕДОК», выпускающая более 30 наименований продукции. Высокое качество и доступность цен были и остаются главными принципами работы предприятий, обеспечивающими им высокую конкурентоспособность.

ГПП «ЕДОК» начала свою деятельность в городе Бирске в 2003 году с создания цеха по переработке молока, объем перерабатываемого молока в то время

не превышал трех тонн в сутки. В 2007 году цех претерпел технологическую модернизацию, что позволило выпускать более качественную продукцию. По мере роста объема производства расширялся рынок сбыта. С начала 2012 года ежедневно реализуется 40-50 тонн молочных продуктов в городах Бирск и Уфа, а также за пределами республики - на севере России, в Татарстане, Чувашии, Удмуртии, Челябинской, Самарской, Оренбургской, Московской областях и Пермском крае.

На сегодняшний день компания с целью повышения конкурентоспособности предпринимает серьезные шаги в продвижении бренда «Край курая» (новый завод в селе Чекмагуш) - маркетинговая стратегия подразумевает выход продукции не только на региональный, но и на федеральный уровень.

Уже два года все действия компании направлены на ознакомление потребителей с продукцией этой марки, использующей упаковку шведской компании «TETRA-PAK», которая позволяет сохранять качество продукции на длительное время. Для продвижения продукции «Край курая» в Башкортостане и соседних регионах отделом маркетинга ГПП «ЕДОК» используется полный набор рекламных средств: BTL-акции (дегустация и подарок за покупку в торговых точках), реклама на ТВ и радио, брендирование общественного транспорта и транспорта компании, сайт и каталог продукции, POS-материалы - в магазинах крупнейших ри-тейлеров. Все предложенные маркетологами рекламные лозунги - «Благодатный край», «Сама природа любит!», «Нет сильней и краше края, чем великий Край Курая!», «Натуральные молочные продукты из экологически чистых районов Башкортостана» - уже узнаваемы и полностью соответствуют реальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме запуска и раскрутки новой продукции, компания «ЕДОК» занимается и благотворительной деятельностью, оказывает спонсорскую помощь детским спортивным школам, образовательным и дошкольным учреждениям, религиозным и другим организациям.

Список литературы:

1. Черешнев В.А. Россия в ВТО: год после вступления...: Монография / В.А. Черешнев, А.И. Татаркин, М.В. Федоров. - М.: Экономика, 2014. - Т. II. Близкая и такая неразгаданная экономика. - 600 с.

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/.

3. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация (курс лекций): учеб. пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений / А.В. Ткач. - М.: Маркетинг, МУПК, 2002. - 29 с.

4. Кундиус В.А. Экономика АПК: учеб. пособие / В.А. Кундиус. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - 669 с.

5. Кудряшева Е.В. Механизм совершенствования межотраслевых отношений в агропромышленном комплек-

се / Е.В. Кудряшева, И.В. Павленко. - Саратов: Саратовский государственный аграрный университет, 2014.

6. Черняев А.А. Направления стабилизации агропромышленного производства в Поволжье: монография / А.А. Черняев. - Саратов: Саратовский источник, 2010. - 209 с.

7. Аскаров А.А. Устойчивое развитие сельского хозяйства: теория и практика / А.А. Аскаров, А.А. Аска-рова. - Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2012. - 112 с.

8. Корочкова С.И. Методические основы повышения конкурентоспособности предприятий молочной промышленности: Дис. ... канд. экон. наук / С.И. Корочкова. - М., 2005. - 176 с.

9. Печенкин А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. Печенкин, В. Фомин // Маркетинг. - 2002. - № 4. - С. 816.

10.МоисееваН.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.: Внешторгиздат, 1993. - 304 с.

List of literature:

1. Chereshnev V.A. Russia in the WTO: a year after joining.: monograph / V.A. Chereshnev, A.I. Tatarkin, M.V. Fedorov. - Moscow: Economics, 2014. - (Near and such unsolved economy; (II) - 600 p.

2. Federal state statistics service [Electronic resource]. -URL: http://www.gks.ru/.

3. Tkach A.V Agricultural cooperation (course of lectures): textbook for students of higher and secondary cooperative education. - Moscow: Publishing and book-trade center «Marketing», IASC, 2002. - 29 p.

4. Kundius V.A. Economy agriculture: a manual / V.A. Kundius. Barnaul: publishing house of the Altai state agrarian University, 2007. - 669 p.

5. Kudryashyova E.V. A mechanism for improving inter-branch relations in agriculture: article / E.V. Kudryashyova, I.V. Pavlenko. - Saratov: The Saratov state agricultural university, 2014.

6. Chernyaev A.A. Trends of stabilization of agricultural production in the Volga region: monograph / A.A. Chernyaev. - Saratov: Publishing house of Saratov source, 2010. - 209 p.

7. Askarov A.A. Sustainable development of agriculture: theory and practice. Ufa: Bashkir state agrarian university, 2012. - 112 p.

8. Korochkova S.I. Methodological basis for improving the competitiveness of the dairy industry: dis. cand. econ. sciences / S.I. Korochkova. - Moscow, 2005. - 176 p.

9. Pechenkin A. On the evaluation of competitiveness of goods and producers / A. Pechenkin, V. Fomin // Marketing. - 2002. - № 4. - P. 816.

10. Moiseeva N.K. Modern enterprise: competitiveness, marketing, update / N.K. Moiseeva, Y.P. Aniskin. - Moscow, 1993. - 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.