УДК 343 .81 СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА ГОРКИНА,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России), е-таП: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА
Реферат: предмет статьи составляют правовые, организационные и практические проблемы применения наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Цель - предложить нормативные и организационно-методические меры, направленные на защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности тюремного населения.
Рассмотрены принципы формирования и развития системы управления исправительным центром, проанализированы аспекты функционирования в горизонтальном (функциональная структура) и вертикальном (организационная структура) срезе. Проведение мониторинга реализации эксперимента и оценка его результатов позволили определить направления функционирования центров, по которым наблюдались положительные тенденции, в частности: безусловным преимуществом апробированной модели является усиление надзора за поведением осужденных и соблюдением ими требований распорядка дня исправительного учреждения; в области воспитательной работы с осужденными - увеличение количества поощрений и сокращение числа взысканий осужденных; увеличение количества замен неотбытой части наказания более мягким видом наказания, предоставлений к условно-досрочному освобождению, а также числа осужденных, которым условия отбывания наказания были улучшены; в сфере психологической работы с осужденными - улучшение состояния социально-психологической обстановки в исправительном учреждении, минимизация демонстративно-шантажных актов поведения, членовредительства; увеличение количества осужденных, состоящих на профилактическом учете, охваченных психокор-рекционной работой.
Ключевые слова: организационная структура, исправительный центр, функциональная структура, принудительные работы, функциональные обязанности сотрудников.
Рационализация политики в области уголовного правосудия приведет к приросту общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек к 2020 г. за счет применения ограничения свободы и других видов наказания, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.
Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности тюремного населения [1, с. 38]. Эти цели
© Горкина С. А., 2015
должны достигаться путем сочетания репрессивно-контрольных функций и социально-реабилитационных задач.
Исправительный центр - это учреждение уголовно-исполнительной системы, предназначенное для исполнения уголовных наказаний в виде принудительных работ [2, с. 200].
В исправительных центрах отбывают наказание лица, осужденные за преступления небольшой или средней тяжести, а также за совершение тяжкого преступления впервые на срок не более пяти лет, в отношении которых судом принято решение о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами [3, с. 90].
Рассмотрим принципы формирования и развития системы управления исправительным центром.
1. Обусловленность функций управления целями деятельности исправительного центра - формирование организационной и функциональной структуры системы управления исправительным центром не произвольно, а в соответствии с целями и задачами уголовно-исполнительной политики в отношении осужденных.
2. Экономичность - наиболее эффективная и экономичная организация системы управления исправительным центром, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах.
3. Прогрессивность - соответствие системы управления исправительным центром передовым зарубежным и отечественным моделям, построение и совершенствование системы управления на основе расчетов нормативов штатной численности и норм управляемости.
4. Простота. Чем проще система управления исправительным центром, тем лучше она работает. Безусловно, при этом исключается упрощение системы управления в ущерб организации выполнения основных функций исправительного центра.
5. Концентрация. Предполагает два направления: концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления исправительным центром на решение основных задач и концентрация однородных функций в одном подразделении (группе подразделений, подчиненных одному из заместителей начальника исправительного центра), что устраняет дублирование.
6. Сочетание элементов единоначалия и коллегиальности при принятии решений.
Совокупность элементов исправительного центра может быть рассмотрена в двух аспектах: горизонтальном (функциональная структура) и вертикальном (организационная структура).
Функциональная структура - это совокупность и взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри учреждения.
Основными факторами, предопределяющими то или иное структурное построение системы, являются его отраслевая принадлежность и характер выполняемых функций [4, с. 180].
В рамках функциональной структуры подразделения учреждения можно представить тремя группами:
- отраслевые - выполняют основные функции системы в сфере внешнего управления (по отношению к осужденным);
- функциональные - обеспечивают каждую по своей линии деятельность отраслевых и других функциональных служб кадрами, финансами, материально-техническим снабжением и т. д., а также бытовое, медицинское и другое, предусмотренное законом обслуживание осужденных;
- организационно-аналитические подразделения и руководство центра - обеспечивают непрерывное слежение и реагирование на изменения оперативной обстановки и ее прогнозирование, организацию взаимодействия и координацию подразделений в осуществлении общих задач, планирование сложной деятельности, служебно-боевую и мобилизационную готовность, а также организационно-штатное и правовое обеспечение деятельности центра [5, с. 56-57].
Задачи и функции исправительного центра характеризуют его структуру. Формирование организационной структуры исправительного центра, ее штатов определяют функциональные обязанности сотрудников. При этом следует учитывать, что выполнение одной функции может достигаться в ходе деятельности одного или нескольких подразделений исправительного центра. Реализация его целей, задач и функций осушествляется в результате деятельности всех структурных элементов.
Структура и штаты аппарата управления исправительных учреждений закрепляются в специальных нормативных актах - типовых структурах и штатах, утверждаемых центральным органом управления УИС. Структура и штаты конкретных исправительных учреждений утверждаются территориальными органами управления УИС. Они зависят от вида учреждения, его режима, численности осужденных, профиля и объема производства. Для каждого сотрудника разрабатываются функциональные обязанности, или должностные инструкции.
В свою очередь, организационная структура устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников УИС.
Руководством ФСИН России были поставлены задачи, подлежащие решению в ходе разработки модели типовой организационно-штатной структуры исправительного центра ФСИН России. К ним относятся:
- совершенствование законодательства в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширение их перечня;
- усовершенствование структуры управления учреждениями, исполняющими наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества;
- оптимизация стандартов нагрузки на сотрудников, обеспечивающих исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы;
- введение в образовательных учреждениях ФСИН России специализированного курса по подготовке специалистов по работе в учреждениях, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы, в целях подготовки квалифицированных кадров;
- привлечение органов местного самоуправления, общественности, реабилитационных центров
и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных;
- укрепление взаимодействия с органами местного самоуправления и занятости населения, образования и здравоохранения с целью социальной адаптации осужденных, работа с семьями.
На основании анализа полученной информации для проведения эксперимента по организации исполнения наказаний в виде принудительных работ предлагается открыть исправительные центры с лимитом наполнения 200 осужденных в территориальных органах УИС с дислокацией в следующих городах: г. Киров (УФСИН России по Кировской области), г. Кирово-Чепец (УФСИН России по Кировской области), г. Нижний Тагил (ГУФСИН России по Свердловской области), г. Челябинск (ГУФСИН России по Челябинской области), г. Магнитогорск (ГУФСИН России по Челябинской области), г. Вольск (УФСИН России по Саратовской области), г. Красноярск (ГУФСИН России по Красноярскому краю), г. Канск (ГУФСИН России по Красноярскому краю).
Оптимальными для реализации пилотного проекта по созданию исправительных центров являются ГУФСИН России по Республике Коми, Республике Татарстан, УФСИН России по Архангельской, Тамбовской и Ульяновской областям. В этих регионах наибольшая потребность в неквалифицированном труде имеется в следующих специальностях: подсобный рабочий, уборщик производственных и служебных помещений, грузчик, дворник, курьер, младший медицинский персонал, сельскохозяйственный рабочий, фасовщик, сторож, лифтер, а также использование осужденных на объектах социальной сферы, строительства и благоустройства территорий муниципальных образований.
Проведение мониторинга реализации эксперимента и оценка его результатов позволили определить направления функционирования центров ис-
правления, по которым наблюдались положительные тенденции, в частности:
1) безусловным преимуществом апробированной модели является усиление надзора за поведением осужденных и соблюдением ими требований распорядка дня исправительного учреждения;
2) в области воспитательной работы с осужденными -увеличение количества поощрений и сокращение числа взысканий осужденных; увеличение количества замен неотбытой части наказания более мягким видом наказания, предоставлений УДО, а также числа осужденных, которым условия отбывания наказания были улучшены; сокращение количества осужденных, переведенных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ;
3) в сфере психогической работы с осужденными -улучшение состояния социально-психологической обстановки в исправительном учреждении; минимизация демонстративно-шантажных актов поведения, членовредительства; увеличение количества осужденных, состоящих на профилактическом учете, охваченных психокоррекционной работой.
Замена отрядной системы на центры исправления осужденных исправительного учреждения оказывает положительное влияние на адресное воздействие на осужденных, улучшение психологического климата среди осужденных и своевременное разрешение проблем, предложений, заявлений и жалоб, поступающих от осужденных.
Таким образом в настоящее время необходимо глубокое, системное изучение состояния исправительного и воспитательного воздействия на осужденных, выработка на этой основе антикризисных мер в пенитенциарной системе, включая возможности дополнительного финансирования; детальное правовое регулирование средств исправления осужденных, а также уточнение некоторых положений уголовного и уголовно-исполнительного законодательства с целью устранения противоречий и неточностей, касающихся исправления осужденных.
Список литературы
1. Терехин В. И., Чернышов В. В. Принципы и концептуальные основы инструментария оценки эффективности деятельности органов и учреждений УИС // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1. С. 36-39.
2. Варламова Ю. А. К вопросу о принудительных работах // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 197-202.
3. Бутенко Т. П. Некоторые проблемы применения принудительных работ // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1. С. 89-91.
4. Организация управления в уголовно-исполнительной системе : учебник / под общ. ред. Ю. Я. Чайки. Рязань, 2002. Т. 1. 134 с.
5. Основы управления в органах внутренних дел : учебник / под. ред. А. П. Коренева. М., 2001. 396 с.
SVETLANA ALEKSANDROVNA GORKINA,
phd in law, associate professor, deputy chief, management and organization of activity of penal system department
(Academy of FSIN of Russia), e-mail: gorkina [email protected]
ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE CORRECTIVE CENTER IN THE LIGHT OF IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2020
Annotation: the subject of the article is made by legal, organizational and practical problems of application of the punishments, alternative to imprisonment, concerning the persons who committed minor and medium offences. The purpose is to offer the standard and organizational and methodical measures directed on protection of society against a criminal, to decrease the level of criminalization of society, to dissociate criminal community, to decrease in number the prison population.
The principles of formation and development of a control system of the corrective center are considered, the aspects of functioning in horizontal (functional structure) and vertical (organizational structure) cut are analyzed. Carrying out the monitoring of realization of experiment and an assessment of its results allowed defining the directions of functioning of the centers in which positive tendencies were observed:
the absolute advantage of the approved model is strengthening of supervision of the behavior of prisoners and observance of requirements of a daily routine of a correctional facility;
(in the sphere of educational work with prisoners) the increase of encouragement and the reduction of penalties of prisoners; the increase of replacements of the rest part of sentence with a milder type of punishment; the increase of granting to a conditional early release; the increase in quantity of prisoners whose conditions of serving of punishment were improved;
(in the sphere of psychological work with prisoners) the improvement of a social and psychological situation in a correctional facility; the minimization of demonstrative and blackmailing acts of behavior, mutilation; the increase of prisoners, consisting on the preventive account, involved in psycho-correctional work.
Key words: organizational structure, corrective center, functional structure, forced labor, functional duties of employees.
References
1. Terehin V. I., Chernyshov V. V. Principy i konceptual'nye osnovy instrumentarija ocenki jeffektivnosti dejatel'nosti organov i uchrezhdenij UIS [Principles and conceptual bases of tools of an assessment of efficiency of activity of bodies and penal institutions]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 1, pp. 36-39.
2. Varlamova Ju. A. K voprosu o prinuditel'nyh rabotah [To a question of forced labor]. Prikladnaja juridi-cheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2014, no. 4, pp. 197-202.
3. Butenko T. P. Nekotorye problemy primenenija prinuditel'nyh rabot [Some problems of application of forced labor]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 1, pp. 89-91.
4. Organizacija upravlenija v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [The organization of management in penal system]. Under the editorship of Ju. Ja. Chajka. Ryazan, 2002. Vol. 1. 134 р.
5. Osnovy upravlenija v organah vnutrennih del [Bases of management in law-enforcement bodies]. Under the editorship of A. P. Korenev. Moscow, 2001. 396 р.
© Gorkina S. A., 2015