УДК 343.825
ДМИТРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ МЕТЛИН, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, е-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Реферат: воспитательная работа - одно из средств исправления осужденных. Приводится понятие организации воспитательной работы с осужденными, раскрывается организационная структура подразделений воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях в соответствии с действующими законодательными и ведомственными нормативными актами, а также организационно-структурные изменения в системе отрядного звена с переходом к центрам исправления осужденных: положительные моменты и недостатки.
Ключевые слова: организация воспитательной работы, структура, отряд, центр исправления осужденных (Центр), эксперимент, апробация.
DMITRY GENNADYEVICH METLIN, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
EDUCATIONAL WORK WITH PRISONERS IN THE CONDITIONS OF REFORMING PENAL SYSTEM: ORGANIZATIONAL ASPECTS
Abstract: educational work - one of the means of rehabilitatingf criminals. In this regard the author considers a concept of the organization of educational work with prisoners, reveals organizational structure of divisions of educational work with prisoners in correctional facilities according to the existing legislative and departmental regulations. He also speaks about organizational and structural changes in the unit system in the context of transition to the rehabilitation centers of convicts; positive moments and shortcomings.
Keywords: organization of educational work, structure, group, rehabilitation center of convicts (Center), experiment, testing.
__
Известно, что человек, попадая в сферу влияния уголовно-исполнительной системы, временно изолируется от общества и ограничивается в связях. Это значительно ухудшает социальный и правовой статус человека: нет реальной возможности самостоятельно отстаивать свои интересы и достоинство, удовлетворять минимальные потребности на всех этапах изоляции от общества.
Непосредственную помощь осужденным и их сопровождение на протяжении всего периода отбывания наказания оказывают все подразделения исправительных учреждений (ИУ) уголовно-исполнительной системы (УИС), в том числе подразделения воспитательной работы. В соответствии со ст. 9 УИК РФ воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных, направлена на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Значимость данного направления деятельности особенно подчеркивается положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [1].
Достижение цели наказания состоит не только в соблюдении осужденными юридических предписаний, но и в большей степени в нравственном воспитании, где высшими ценностями являются человек, его права и свободы. В связи c этим акцент в воспитательной работе с осужденными делается на нравственном, трудовом и правовом воспитании.
Подтверждением этому является, в частности, определение воспитательной работы с осужденными, содержащееся в Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (2000 г.): воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных
© Метлин Д. Г., 2017 © Metlin D. G., 2017
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 3. С. 230-367
мер, способствующих преодолению их (осужденных) личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, право-послушному поведению и социальной адаптации после освобождения [2]. Из определения следует, что воспитательная работа рассматривается прежде всего как система. Это позволяет говорить о ней с позиции науки управления.
В своих работах С. А. Ветошкин и М. П. Сурова утверждают, что система воспитательной работы -это прежде всего система социальных связей, система воспитательных отношений, возникающих между субъектами (воспитателями) и объектами (осужденными) воспитательного процесса [3]. Необходимо согласиться с мнением ученых, так как общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовного наказания, а именно в сфере воспитательного воздействия на осужденных имеют определенную систему.
При грамотной организации воспитательной работы можно вести речь не только о воспитательном воздействии субъекта на объект (осужденных), но и об их взаимодействии. Воспитательный процесс представляет собой управляемую систему, в которой присутствуют как прямые (объект - субъект), так и обратные (субъект - объект) связи [4].
Воспитательное воздействие на осужденных должно основываться на оптимизации функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества.
На протяжении истории УИС России основные организационные формы воспитательной работы с осужденными реализуются в отряде, входящем в структуру отдела по воспитательной работе с осужденными ИУ. Отдел по воспитательной работе с осужденными является основным организационным звеном, обеспечивающим управление воспитательным процессом и создание оптимальных условий отбывания наказания осужденными. Отряд создается и функционирует в соответствии с Положением об отряде осужденных [5].
Отряд осужденных создается с целью обеспечения управления исправительным процессом, выполнения необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.
Общее руководство и контроль за организацией воспитательного процесса в отрядах осужденных осуществляет начальник ИУ, который обеспечивает комплексный подход к организации и проведению воспитательной работы с осужденными, привлечение к участию в ней сотрудников всех отделов и служб ИУ.
Руководство организацией воспитательной работы в отрядах осуществляет заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе. Непосредственно работу начальников отрядов организует начальник отдела по воспитательной работе с осужденными.
В проведении воспитательной работы с осужденными участвуют и другие работники колонии, а также представители общественных объединений, религиозных организаций, попечительских советов, родительских комитетов в соответствии с действующим законодательством.
Важную роль в выполнении функций субъекта воспитательной работы играют создаваемые на основании действующих нормативно-правовых документов советы воспитателей отрядов, объединяющие в своем составе сотрудников различных служб ИУ, представителей общественности. В заседаниях советов могут также принимать участие родственники осужденных, другие заинтересованные лица. Таким образом, совет является своего рода «коллегиальным» субъектом воспитательной работы с осужденными.
Однако, несмотря на большое количество субъектов, принимающих участие в воспитательном процессе, основной объем проводимых мероприятий воспитательного характера лежит на плечах сотрудников воспитательных подразделений (начальники отрядов).
К сожалению, при значительном количестве отбывающих лишение свободы организовать с ними качественную индивидуальную воспитательную работу не представляется возможным. В основном она нацелена на массовые формы воспитательного воздействия. Отсюда формализм и низкая эффективность проводимой в исправительных учреждениях воспитательной работы с осужденными.
В настоящее время в условиях реформирования УИС осуществляется поиск новых форм и методов воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными. Так, в рамках реализации отдельных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и в соответствии с распоряжением ФСИН России от 30 апреля 2015 г. № 63-р «О проведении экспе-
римента по апробации модели Центра исправления осужденных исправительного учреждения» осуществляется эксперимент по апробации модели Центра исправления осужденных (далее -Центр) [6].
Эксперимент предусматривает создание за счет организационно-структурных изменений отрядного звена оптимальных условий процесса отбывания наказания осужденных и их исправления.
Центр исправления осужденных исправительного учреждения - это внештатное структурное подразделение исправительного учреждения: колонии общего, строгого, особого режимов (кроме учреждений для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы). Центр создается для организации исполнения уголовного наказания путем дифференцированного содержания осужденных, целенаправленного исправительного воздействия на них работниками ИУ, представителями государственной и муниципальной власти, общественных объединений и религиозных организаций с целью формирования у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилами традициям человеческого общения, повышения общеобразовательного и культурного уровня, изменения их поведения в соответствии с установленным порядком отбывания наказания.
Основными целями Центра являются: привитие осужденным навыков законопослушного поведения, снижение уровня преступлений и правонарушений среди осужденных, адресное исправительное воздействие на осужденных, индивидуализация их психологического сопровождения, оказание конкретной помощи в решении вопросов трудового, бытового устройства осужденных после освобождения, создание благоприятных условий для постпенитенциарной реабилитации. Кроме того, модель Центра позволила сформировать новую систему взаимодействия специалистов разных направлений ИУ.
Анализ статистических данных показал, что к концу 2016 г. в 106 ИУ, принимающих участие в эксперименте, было создано 362 Центра со среднесписочной численностью 84 768 осужденных. Например, на территории Рязанской области местом проведения эксперимента было определено ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области, где приказом по ФКУ ИК-2 с лимитом наполнения 1500 осужденных из 15 отрядов были созданы 5 центров.
В каждом Центре введены должности начальника Центра, заместителей начальника Центра по воспитательной работе с осужденными, по режиму и надзору, психолога, специалиста по организации труда осужденных, которые укомплектовываются путем
перераспределения существующих штатных единиц ИУ. Это позволяет сформировать новую систему взаимодействия сотрудников разных направлений ИУ. В результате этого сотрудников Центра, работающих непосредственно с осужденными, становится больше, чем в отряде осужденных.
Результат эксперимента - ряд положительных моментов в деятельности центров. Так, следует отметить повышение эффективности контроля за поведением осужденных в местах их проживания и на рабочих объектах в связи с закреплением большего количества сотрудников за каждым Центром и их постоянным присутствием в расположении Центра; взаимодействие и взаимозаменяемость сотрудников, что дает возможность оперативно решать возникающие у осужденных проблемы, как бытовые, так и социальные. Необходимо также отметить стабилизацию социально-психологической обстановки среди осужденных. В результате проведения воспитательной и психологической работы с осужденными в Центре улучшилась социально-психологическая обстановка в коллективе осужденных, повысилась эффективность управления и контроля за осужденными при нахождении их как в жилой, так и в производственной зоне, положительно изменилась динамика ресоциализации осужденного, его отношения к труду и оплате исковых требований, связанных с правонарушениями осужденных. Это, в свою очередь, стало возможным из-за локализации и увеличения штата сотрудников различных направлений в одном Центре и их постоянного присутствия в расположении Центра.
Данные, полученные в ходе анкетирования начальников центров, их заместителей по воспитательной работе, а также социальных работников, свидетельствуют о том, что большинство респондентов положительно оценивают работу в рамках Центра. Они отмечают, что в целом в условиях эксперимента работать стало проще [7].
Эксперимент по апробации центров выявил ряд проблемных вопросов: распределение должностных обязанностей, регламентирующих деятельность сотрудников Центра и их подчиненности (проблемы двойного подчинения); ведение специальной документации вызвало определенные трудности, не позволяя сотрудникам на должном уровне фиксировать и отслеживать проделанную работу, и др.
Подводя итог, можно отметить организационно-структурные изменения отрядного звена и создание оптимальных условий для проведения воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными.
Библиографический список
1. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы : утв. Минюста России 20 апр. 2000 г. // СПС «КонсультантПлюс».
3. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. М., 2001.
4. Хомлюк В. И., Поздняков В. И., Серов В. И. Организация и методика воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях : учеб. пособие / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань, 2003.
5. Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 30 дек. 2005 г. № 259 (ред. от 15.08.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
6. О проведении эксперимента по апробации модели Центра исправления осужденных исправительного учреждения : распоряжение ФСИН России от 30 апр. 2015 г. № 63-р // СПС «КонсультантПлюс».
7. Давыдова Н. В., Данилин Е. М. Центры исправления осужденных: что показал эксперимент // Novainfo.ru. 2015. Т. 1. № 33. С. 213-217.
Литература
1. Ветошкин, С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике [Текст] / С. А. Ветошкин. - М. : Союз, 2001.
2. Давыдова, Н. В. Центры исправления осужденных: что показал эксперимент [Текст] / Н. В. Давыдова, Е. М. Данилин // Novainfo.ru. - 2015. - Т. 1. - № 33. - С. 213-217.
3. Хомлюк, В. И. Организация и методика воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях [Текст] : учеб. пособие / В. И. Хомлюк, В. И. Поздняков, В. И. Серов ; под общ. ред. Ю. И. Калинина. - Рязань, 2003.
References
1. Vetoshkin S. A. Penitenciarnaja pedagogika v teorii i praktike [Penitentiary pedagogics in the theory and practice]. Moscow, Sojuz Publ., 2001. (In Russ.).
2. Davydova N. V., Danilin E. M. Centry ispravlenija osuzhdennyh: chto pokazal jeksperiment [Centers of correction of convicts: what was shown by an experiment]. Novainfo.ru, 2015, vol. 1, no. 33, pp. 213-217. (In Russ.).
3. Homljuk V. I., Pozdnjakov V. I., Serov V. I. Organizacija i metodika vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdenijah [The organization and technique of educational work with convicts in correctional facilities]. Ed. by Ju. I. Kalinin. Ryazan, 2003. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Метлин Дмитрий Геннадьевич - адъюнкт факуль- Metlin Dmitry Gennadyevich - graduated in a тета подготовки научно-педагогических кадров Ака- military academy of faculty of training of research демии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федера- and educational personnel of the Academy of the ция, е-mail: [email protected]. FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail:
diman-metlin [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Метлин, Д. Г. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы : организационные аспекты / Д. Г. Метлин // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 12(1-4), № 3. -С.290-293.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Metlin D. G. Vospitatel'naja rabota s osuzhdennymi k lisheniju svobody v uslovijah reformirovanija UIS: organizacionnye aspekty [Educational work with prisoners in the conditions of reforming penal system: organizational aspects]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 12(1-4), no. 3, pp. 290-293. (In Russ.).
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 3. С. 230-367