хофизических возможностей ребенка, к более полной и, главное, естественной самореализации детей, построенной на реальном интересе к жизни.
Библиографический список
1. Ении, А, В. «Вредные игры». Основы провокативной педагогики [Текст]: Практическое пособие / А, В. Енин. - Воронеж: Изд. Дом «Китеж», 2006. - 104 с.
2. Енин, А. В. Технология «провокативной педагогики» как условие социальной адаптации подростка [Текст] / А. В. Енин // Известия АПСН. - М., 2008. - № 7. - С. 408-410.
3. Некоторые вопросы психологии и педагогики социальных потребностей [Текст]: Сб. статей / Под ред. Ш. Н. Чхартишвили. - Тбилиси, 1974. - 181 с.
4. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 1994. - 576 с.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: Учеб, для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиенов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000 — 512 с.
6. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра. Практика по гештальттерапии. [Текст] / Ф. Перлз. - СПб., 1995. - 446 с.
7. Социальная психология [Текст]: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.; Под ред.
А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
УДК 37.013.46
Н. Л. Патутина
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Понятие «организационная культура» активно рассматривается в современной научной литературе. Большинство исследований этого феномена представлено в таких научных областях, как психология и менеджмент. Для педагогики изучение организационной культуры представляет интерес в связи с высокой ролью этого явления в процессе социализации человека при вхождении его в различные организации. Вместе с этим, изучение организационной культуры в рамках педагогической науки имеет пока еще не очень давнюю традицию.
Одними из первых к анализу этой категории обратились исследователи сферы управления школой. В этих работах организационная культура изучается с точки зрения педагогического менеджмента. Так. К. М. Ушаков рас-
сматривает организационную культуру как производную от управленческих действий директора школы и инструмент повышения эффективности руководства образовательным учреждением. Вместе с этим управление школьной организацией рассматривается автором в русле управления организационной культурой. За основу берутся следующие положения: чтобы успешно управлять организацией, необходимо определить состояние, в котором пребывают взрослые в школе, каковы их ожидания, представления, ценности; успешное управление организацией предполагает, прежде всего, анализ представлений, ожиданий, ценностей первых лиц в организации, особенностей их личностных позиций; представления руководителя организации о подчиненных достаточно однозначно определяют культуру и структуру организации; успешное управление организацией предполагает управление группами, а не индивидуумами; характер и особенности взаимоотношений между членами педагогического коллектива являются одним из факторов, определяющих тип учебного процесса; ключевой проблемой в современном развитии школьных организаций является недостаточность сотрудничества в педагогическом коллективе; уровень профессионализма человека определяется его способностью организовывать свою работу, уровнем мотивации и профессиональными знаниями, умениями и навыками,
Исходя их этих идей автором рассматриваются типологии организационных культур и инструменты их анализа применительно к школьной организации, система субъективных взглядов руководителя, влияющая на жизнь организации, подходы к решению проблемы выработки видения будущего организации как допланировочной деятельности, вопросы планирования с учетом разного уровня развития организации как команды, проблемы создания команд в школьной организации [5].
В рамках педагогического менеджмента исследователи обращают внимание на роль организационной и корпоративной культуры в управлении современным вузом. Т. Б. Сергеева и О. И. Горбатько отмечают, что современный университет может быть рассмотрен как специфическая форма корпорации. В связи с этим среди основных объектов осмысления корпоративной культуры вуза авторы выделяют два: статус образовательного учреждения как типичной корпорации со всеми соответствующими признаками и статус образовательного учреждения как специфической корпорации, чье целеполагание не может ограничиваться исключительно экономическими соображениями. Исходя из этого, в основе формирования корпоративной культуры университета лежат такие ценности, как академические свободы, инновационная деятельность, организационная устойчивость, экономическая устойчивость. Обозначение этих ценностей в качестве системообразующих опирается, по мнению Т. Б, Сергеевой и О. И. Горбатько, на особенности деятельности образовательных учреждений в современных условиях. Так, организационная устойчивость позволяет самостоятельно
развивать стандарты деятельности и собственную структуру; экономическая - обеспечивает стабильную деятельность в условиях конкурентной среды. Инновационная деятельность, по мнению авторов, поддерживает в вузе интеллектуальный потенциал, способствует организации процесса культурного приращения, а ценность академической свободы позволяет определить траекторию своего развития с опорой на собственные ресурсы. Эти ценности корпоративной культуры современного вуза должны стать основой разработки образовательным учреждением внешней и внутренней стратегии [4].
По мнению А. В. Бритова, Н. П. Макаркина, О. Б. Томилина изменения социально-экономической сферы и реформы в высшем образовании актуализируют проблему повышения эффективности деятельности вузов и приводят высшие учебные заведения к осознанию необходимости диагностики собственной организационной культуры и разработки мероприятий по ее изменению, адекватных изменениям внешней среды. Для выявления реальных и желательных характеристик организационной культуры вуза, а также возможных направлений ее совершенствования, авторами предлагается использовать методику ОСА1, разработанную К. Камероном и Р. Куинном. На основании полученных результатов культуру образовательного учреждения можно проанализировать с точки зрения преобладания в ней черт клановой, адхократической, иерархической или рыночной культуры.
Проведенное авторами исследование показало, что существующей культуре вуза в большей мере присущи иерархические черты, отражающие высокую степень бюрократизации. Предпочтительное же состояние тяготеет к клановой и адхократической культурам, что отражает ориентацию на традиционные академические ценности и новаторство в образовательной и научной деятельности. Эволюция организационной культуры современного вуза, отмечают авторы, должна носить осознанный характер и траектория ее изменений в каждом высшем учебном заведении должна строиться на объективном изучении отношений внутри коллектива [1].
Как показывает анализ, педагогический менеджмент рассматривает организационную культуру как один из факторов повышения эффективности деятельности образовательного учреждения. Для изучения этого явления предлагается использовать те же инструменты, которые применяются при анализе культуры любой социальной организации, но с учетом специфики педагогической сферы.
Другой аспект анализа организационной культуры в педагогике связан с рассмотрением этого феномена в качестве одного из инструментов исследования внутренних процессов, происходящих в педагогическом коллективе и фактора становления личности педагога. Необходимость такого акцента при исследовании феномена организационной культуры образовательного учреждения, по мнению А. Б. Зайцева, связано с тем, что совершенствова-
ние культуры организации в социальной сфере в большей мере оказывает влияние не на ее прибыльность, а на выработку позитивных элементов профессионального менталитета специалистов.
Изучая организационную культуру как фактор формирования профессионального менталитета учителя, А. Б, Зайцев рассматривает ее как одно из свойств педагогического коллектива, отражающее доминирующие в нем ценности, умонастроения, стиль поведения. Автор отмечает, что это понятие достаточно емко отражает состояние коллектива и характер его воздействия на сотрудников. При этом делается акцент на том, что организационная культура описывает не столько спланированные административные действия по повышению профессионального уровня учителей, сколько влияние неформальное, стиль работы и настрой трудового коллектива.
В качестве основы для выявления специфических особенностей организационной культуры конкретного образовательного учреждения автор берет ряд критериев: ориентация преподавателей на профессиональную педагогическую деятельность; отношения между членами педагогического коллектива; уровень индивидуализации учителей; их ориентация в социальном пространстве; антропологические представления большинства педагогов.
Эти характеристики организационной культуры проявляются в неформальном общении педагогов в трудовом коллективе и, по мнению
А. Б. Зайцева, могут служить стимулом к самостоятельному повышению учителями своего профессионального уровня, способствовать передаче профессионального опыта, влиять на формы и качество проведения методических занятий внутри образовательной организации.
Рассматривая процесс формирования и развития организационной культуры педагогического коллектива, автор выделяет две группы факторов - внешние и внутренние.
К внешним, факторам, независящим от педагогического коллектива, относятся государственная политика в области образования, общественные настроения, социальная обстановка в стране, контингент воспитанников.
К внутренним факторам, связанным с жизнью самого педагогического коллектива и подверженным в определенной степени управлению, автор относит общепедагогическую и управленческую культуру руководства, систему поощрений и наказаний для сотрудников (при этом не только формальные меры, но и систему санкций, принятую в самом коллективе), сложившуюся систему разного рода неформальных мероприятий, профессиональное обучение и психологический тренинг преподавателей. Особый акцент в исследовании А. Б. Зайцева сделан на роли социально-психологического тренинга как действенном средстве формирования организационной культуры педагогического коллектива и, как следствие, формирования профессиональной педагогической ментальности [2].
Таким образом, в своем исследовании автор рассматривает организационную культуру как характеристику педагогического коллектива, оказывающую влияние на формирование профессионально значимых качеств учителей и проявляющуюся в большей мере в неформальном общении членов коллектива.
В последнее время организационная культура вызывает интерес у исследователей в сфере социальной педагогики. В этой области педагогической пауки организационная культура рассматривается в качестве одной их характеристик школы как социальной организации и как инструмент реализации принципа культу росообразности социального воспитания в школьном классе.
При анализе школы как социальной организации М. В. Шакурова выделяет среди отдельных ее характеристик, влияющих на решение задач относительно социально контролируемой социализации (философия школы, присущий ей климат, сложившаяся система воспитания), культуру школы. Этот феномен рассматривается автором как совокупность традиций и норм, предрассудков и ожиданий, которые определяют действия членов школьного сообщества в условиях, требующих построения собственного отношения и действия. Отмечается наличие в школе как официальной, так и неофициальной культуры, что определяет противоречивость школьной жизнедеятельности.
В исследовании не делается акцент на взаимосвязи культуры школы с другими названными ее характеристиками, хотя философия школы и ее климат являются неогьемлемыми составляющими культуры школы, а сильная культура может быть рассмотрена и как черта, и как условие эффективности воспитательной системы школы.
Культура школы, по мнению М. В. Шакуровой, формируется под влиянием организационной культуры школы, ценностно-нормативной системы мира и субкультурных влияний. Организационная культура школы аккумулирует культурные образцы, принятые и усвоенные в данной организации и влияющие на различные стороны деятельности ее членов (властные отношения и отношения контроля, отношения к деятельности, технологиям ее выполнения, межличностные отношения внутри групп, межгрупповые отношения, отношения с внешним окружением, мотивация и т. п.). Ценностно-нормативная система мира представляет собой основу транслируемого в рамках педагогического процесса социального опыта. Субкультурные влияния отражают субкультуры учащихся и учителей,
М, В. Шакурова отмечает, что представление о культуре школы можно получить по символам. Этот аспект организационной культуры является важным в связи с тем, что является способом донесения до педагогов, сотрудников, учащихся системы ценностей и моделей поведения, которые они должны принимать во внимание, чтобы максимально эффективно дости-
гать осуществления целей воспитательной организации. К символам, отражающим культуру школы, автор относит историю школы, организационный фольклор, традиционные представления, церемонии и празднования, материальные символы [6].
В. Р. Ясницкая использует понятие «организационная культура» при изучении социального воспитания в классе, который рассматривается как компонент воспитательной организации. С этой точки зрения класс, с одной стороны, «впитывает» и транслирует культуру этой воспитательной организации, а с другой стороны сам является «мини-организацией» со своей культурой. По мнению исследователя, применение названного термина к характеристике класса вполне оправдано, поскольку не только школа как воспитательная организация, но и каждый класс обладает вполне реальной, свойственной только ему культурой, которая определяет его индивидуальность. Для описания этого феномена используется термин «культура класса». Автор определяет культуру класса следующим образом: «это система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе, отражающая принятые и выработанные ими ценности и проявляющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних артефактах» [7, с. 63].
Рассматривая культуру класса как один из способов реализации принципа культуросообразности социального воспитания в школьном классе,
В. Р. Ясницкая отмечает, что в классе должна быть сформирована достаточно богатая и сильная культура, базирующаяся на гуманистических ценностях.
Автор анализирует культуру класса с точки зрения деятельности классного руководителя, направленной на развитие детского коллектива, В этом контексте выделяется три аспекта культуры. Прежде всего, это двойственность культуры класса, которая имеет две составляющих - формализованную и неформальную. Первая, но мнению исследователя, отражает должное, то, что стремится создать педагог, а вторая отражает реальное, т. е. распространенную среди воспитанников субкультуру, существующую независимо от педагогических усилий. Эти две составляющих могут либо противоречить друг другу, либо обогащать и дополнять друг друга. Исходя из этого, педагогу необходимо в процессе формирования культуры класса изучать субкультуру детского коллектива, уметь выявлять противоречия между должным и действительным.
Следующий момент, на который обращает внимание В. Р. Ясницкая - это соотношение между уровнями культуры класса (выделение их производится в соответствии с моделью Э. Шейна). Педагогу следует учитывать, что работать с внешними артефактами проще, чем с глубинными компонентами. Путем формирования гуманных традиций, правил, символов и ритуалов можно добиться определенной коррекции норм, убеждений, ценностей. При
этом происходит интериоризация транслируемых ценностей и идей, т. е. осуществляется социальное воспитание. Это ставит перед педагогом задачу постоянного обогащения культуры класса за счет развития ее внешнего уровня, учитывая ее формализованную и неформальную стороны.
Еще один аспект, о котором необходимо помнить педагогу заключается в том, что культура класса становится фактором развития личности и коллектива в том случае, если в ней создаются условия для успешной социализации воспитанников, т. е. увеличивается ее воспитательный потенциал. Поэтому следующей задачей классного руководителя является целенаправленное и последовательное «взращивание» культурного социального опыта детей, нейтрализующего и вытесняющего отрицательные компоненты субкультуры класса.
Рассматривая влияние культуры класса на становление его как коллектива, В. Р. Ясницкая берет за основу типологию П. Харриса, согласно которой существуют четыре типа организационных культур: ролевая культура, культура «ордена», культура, ориентированная на деятельность, культура индивидуальности. По мнению исследователя, культура класса в определенной степени может быть отнесена к одному из названных типов. Классный руководитель должен знать ее сильные и слабые стороны и способствовать разрешению возникающих в ней противоречий, которые в этом случае становятся движущей силой развития классного коллектива [7],
Таким образом., автор рассматривает культуру класса как главную интегративную его характеристику, играющую особую роль в развитии личности и классного коллектива, одной из задач классного руководителя является создание и управление культурой.
А. В. Мудрик, рассматривая процесс социализации членов организаций, для которых воспитание не является основной функцией, отмечает, что на процесс относительно социально контролируемой социализации сотрудников (который, несомненно, происходит в каждой организации) оказывает влияние созданная организационная культура, предполагающая целенаправленную работу с кадрами. В организациях создаются системы обучения и переподготовки кадров, с помощью системы санкций стимулируется самообразование.
Автор отмечает, что в организациях все чаще уделяется внимание тому, что в социальном воспитании обозначается как организация социального опыта: привлечение членов организации к решению вопросов ее жизни; создание символики, атрибутики, традиций повседневного поведения и совместного проведения досуга; использование различных форм привлечения членов семей к проведению досуга и разнообразным программам. Все больше организаций осуществляют оказание индивидуальной помощи в решении проблем своим членам [3], При этом следует отметить, что изуче-
нию социально-педагогического потенциала организационной культуры в современной педагогике пока не уделяется должного внимания.
Как показывает анализ, организационная культура постепенно входит в круг объектов педагогического исследования. Этот феномен в педагогике изучается с разных позиций - как фактор повышения эффективности управления образовательным учреждением, как условие становления личности педагога, как инструмент повышения эффективности воспитательной системы школы, как фактор развития личности школьника и классного коллектива. Одним из новых направлений социально-педагогического изучения организационной культуры является рассмотрение этого явления как фактора социализации сотрудников компании в связи с тем, что формирование организационной культуры схоже с процессом создания условий для относительно целенаправленного позитивного развития и ценностной ориентации человека в рамках конкретной организации.
Библиографический список
1. Бритов, А. В. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения [Текст] / А. В. Бритов, Н. ГГ. Макаркин, О. Б. Томилин //Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 5-6.
2. Зайцев, А. Б. Организационная культура как фактор формирования профессионального менталитета учителя [Текст] / А. Б. Зайцев. - 1исс, к.п.н. - М., 2000.
3. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / А. В, Мудрик - 2-изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4. Сергеева, Т. Б. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения [Текст] / Т. Б, Сергеева, О. И. Горбатько // Педагогика. - 2006. — № 10.
5. Ушаков, К. М. Управление школьной организацией [Текст]: организационные и человеческие ресурсы / К.М. Ушаков. - М.: Сентябрь, 1995,
6. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова ; под. ред. А. В. Мудрика - М.: Издательский центр «Академия»,2004,
7. Ясынцкая, В. Р. Социальное воспитание в классе [Текст]: Теория и методика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Р. Ясницкая ; под ред. А. В. Мудрика, - М.: Издательский центр «Академия», 2004.