УДК 62
Хамраев Б.,, преподаватель Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Гызылов Ч., преподаватель Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Солтанова О., преподаватель Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Бадырова Дж., преподаватель Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВОПРОСЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ключевые слова:
реализация самостоятельной работы, самостоятельная работа студентов, требования к молодым специалистам, виды учебно-познавательной деятельности.
Современные трудовые отношения значительно повысили требования к уровню подготовки специалистов инженерных специальностей.
Анализируя требования, предъявляемые к молодым специалистам, мы определили наиболее часто из них звучащие:
• целеустремленность;
• предприимчивость;
• деловитость;
• инициативность;
• самостоятельность.
Эти стороны личности специалиста более ценимы в своей совокупности, т.к. формируют конкурентоспособного специалиста.
Таким образом, сразу определяется проблема - научить студентов не только определенному объёму теоретических знаний и практических умений и навыков, но и мотивировать студентов на постоянное пополнение знаний и формирование практических умений. Причем, эту мотивацию необходимо поддерживать постоянно на протяжении всей жизни.
Современный подход к организации образовательного процесса в ВУЗе предусматривает отведение большого объёма учебного времени (примерно 50%) на самостоятельную работу студентов. Анализируя учебные планы по подготовке специалиста инженера-геодезиста, определилась следующая картина. Только так создаются условия для решения основной задачи профессионального образования, предусматривающую подготовку квалифицированного работника. Соответствующий этим требованиям инженер-геодезист должен быть социально и профессионально мобилен. И, хотелось бы еще раз повторить, мотивирован на увеличение уровня профессиональной подготовки. Учитывая то, что самостоятельная работа студентов занимает достаточный объём учебного времени (в среднем 56 %). В связи с этим, этот процесс слабо управляемый. Зачастую он базируется на классических формах и методах обучения. В связи с этим, тормозится личностное формирование студентов, страдает его самостоятельность, уровень саморазвития и самосовершенствования.
Нами выделены следующие направления реализации самостоятельной работы студентов. Среди
них:
• Аудиторное (лекции, лабораторно-практические занятия) в процессе непосредственного общения с преподавателем.
• Внеаудиторные контакты с преподавателем (консультации, творческие контакты в проблемных группах, выполнение индивидуальных заданий).
• Вне учебная деятельность студента за стенами учебного заведения (библиотеки, домашняя работа, общежития, самостоятельная работа над выполнением учебных и творческих задач).
Обучаемый должен осознавать, что не имея серьёзной мотивации на получение качественных знаний, формирования умений и навыков, нельзя получить достойного участника на рынке труда.
Нами видятся следующие направления активизации самостоятельной деятельности студентов геодезических специальностей. Мы считаем, что они могут быть полезны при организации такого вида деятельности специалистов многих направлений.
И так, мы считаем необходимым выделить следующее:
1. Обучаемый (в нашем случае студент) должен четко определиться в значимости и полезности выполняемой работы. И не обязательно на уровне лекционно-практической части образовательного процесса, а и при решении конкретных инженерно-геодезических работ.
2. Направление учебно-познавательной деятельности студентов на творческое решение образовательных задач. Это можно решить через введение в учебный процесс передовых педагогических технологий, решения проблемных образовательных ситуаций, научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы.
3. Введение активных методов обучения в образовательный процесс будет способствовать усилению мотивации на качественно высокую профессиональную подготовку.
4. Специфика геодезической специальности (малое количество ВУЗов готовящих геодезистов, их территориальная России их разбросанность) препятствует использованию такого мотивирующего фактора как участие в конкурсах, олимпиадах. Такая форма организации самостоятельной работы студентов очень слабо используется, но обладает сильной мотивирующей составляющей.
Из вышесказанного вытекает следующий вывод. Самостоятельная работа студентов, будущих инженеров-геодезистов, может быть организована в разных формах и направлениях. Обязательно при условии регулярности, индивидуального подхода, контроля и поощрения. Самостоятельная работа может быть осуществлена в учебное и вне учебное время, сочетая в себе аудиторную и внеаудиторную работу. Такой вид правильно организованной учебной работы обеспечит повышение интеллектуальной инициативы и креативного мышления, сделает процесс подготовки конкурентоспособного специалиста.
Список использованной литературы:
1. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии., 1992.
2. Карпик А.П. Сущность и система базовых понятий геоинформационного обеспечения территорий. 2002.
3. Игнатьев С.Т. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. 1991. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. 1977.
© Хамраев Б., Гызылов Ч., Солтанова О., Бадырова Дж., 2024
УДК 62
Чарыева А., преподаватель Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана
ВНЕДРЕНИЕ ^-ТЕХНОЛОГИЙ В БИЗНЕС: КЛЮЧ К УСПЕХУ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Внедрение информационных технологий в бизнес стало не просто тенденцией, а необходимостью