бова на внедрении в учебный процесс дополнительных программ. Студенты, изучающие немецкий язык, имеют возможность пройти подготовку по программе института им. Гете «Раннее обучение немецкому языку». В ходе занятий, которые проводятся на немецком языке, студенты знакомятся с содержанием немецкой методики раннего обучения, учатся вести дискуссии на профессиональные темы, представляют фрагменты занятий по обучению детей дошкольного возраста немецкому языку. На факультете английского языка внедрена дополнительная программа по подготовке студентов к сдаче международного экзамена «Teaching Knowledge Test». Отдельные студенты немецкого отделения факультета романо-германских языков имеют возможность пройти стажировку в университетах Германии, где они работают с аутентичными научными источниками. Результатами научно-исследовательской работы студентов в стране изучаемого языка являются выпускные квалификационные работы по методике преподавания иностранных языков, выполненные и защищаемые на немецком языке.
В качестве перспектив исследования видится дальнейшая разработка вопросов содержания и организации процесса профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка как организаторов межкуль-турного общения в различных формах.
Библиографический список
1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обуче-
ния иностранным языкам [Текст] : пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2000. - 165 с.
2. Козырева, В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст] / В.А. Козырева,
Н.Ф. Родионова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.
3. Наролина, В.И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста [Электронный ресурс] / В.И. Наролина. - 2010. - Режим доступа : http:// www.psyedu. ru (дата обращения: 01.02.2013).
4. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур [Текст] / Е.И. Пассов. - Липецк : Изд-во ЛГПИ, 1998. - 159 с.
5. Садохин, А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования [Текст] : авто-реф. дис.... д-ра культурол. наук : 24.00.01 / А.П. Садохин.- М., 2009. - 42 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки 035700 лингвистика, 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fgosvpo.ru/up-loadfiles/fgos/3/20111115120152.pdf (дата обращения : 01.02.2013).
7. Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам [Текст] / В.П. Фурманова. -Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 1993. - 124 с.
8. Neuner, G. The Role of Sociocultural Competence in Foreign Language Learning and Teaching [Text] / G. Neuner. - Stratsbourg : Council of Europe, 1997. -Р. 47-122.
УДК 37.072 ББК 74.04
Т.А. Жданко
ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье определена сущность сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных систем (учреждений) на основе системно-деятельностного подхода. Описан опыт работы кафедры управления и развития образования института образовательных технологий (ИОТ) ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» по организации сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных систем посредством организации сетевых проектов, сетевых программ и сетевых событий.
Ключевые слова: сеть; сетевое взаимодействие; системно-деятельностный подход; разноуровневая образовательная система; сетевой проект; сетевая программа; сетевое событие
T.A. Zhdanko
organization of the network interaction of educational systems of different levels on the basis of systemic activity approach
The essense of network interaction of educational systems (institutions) of different levels on the basis of system-activity approach has been defined herewith. The practice of the department of management and development of educational activities in the Institute of educational technologies of Irkutsk State Linguistic University has been surveyed, which is aimed at organizing network interaction of educational systems of different levels through arranging network projects, programs and events.
Key words: network; network interaction; system-activity approach; of educational system of different levels; network project; network program; network event
Сетевое взаимодействие разноуровневых образовательных систем (учреждений) в современных условиях становится высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только продуктивно функционировать в условиях модернизационных процессов, но и динамично развиваться. Отсюда актуализируется необходимость организации эффективного сетевого взаимодействия на основе системно-деятельностного подхода (как подхода, востребованного государственной политикой и предписанного нормативно-правовыми актами и документами Законом «Об образовании в РФ» (2012), ФГОС всех ступеней образования и др.), но не в административном режиме, а совсем другими средствами и способами.
Ряд таких авторов, как А.Н. Ткачев, Г.В. Сучков, А.Н. Иванченко, Д.В. Гринчен-ков, Р.Г. Зайцев, Т.В. Лобова, П.В. Овчинников, М.Ю. Красовский и др., организуя решение проблем по подготовке специалистов в сетевой межвузовской образовательной среде, отмечают недостаточность требований ФГОС и считают важным обеспечение выхода «из сформированного пространства знаний в пространство деятельности и жизненного смысла» [Организация подготовки конкурентоспособных специалистов, 2009, с. 27]. Исследователи видят перспективные возможности в создании прочного взаимодействия вузов и предприятий-партнеров в процессе подготовки специалистов. А.Н. Ткачев, Г.В. Сучков, А.Н. Иванченко и др. описывают шесть этапов «заполнения пространства хозяйствующими субъектами:
- случайные включения (реализуются организациями с дискриминационными в силу отсутствия конкуренции ценами);
- мозаика (если в одном пространстве появляется множество относящихся к одному виду деятельности конкурирующих структур, а также в случае недружественного захвата и передела собственности);
- паркет или стадия «гуртования» (реализуется в случае перехода к локальным договорным отношениям, расхождения по нишам и организации защиты от грубого рейдерства);
- холдинг (реализуется при формировании вертикально выстроенной профильной структуры с сильными пространственными связями);
- кластер (реализуется в случае пространственного объединения разнопрофильных структур);
- сеть (реализуется в виде распространенных однородных профильных структур, осуществляющих постоянное взаимодействие в рамках направлений своей деятельности по независимым каналам обмена информацией и ресурсами в соответствии с едиными нормативными актами и регламентирующими процедурами)» [Организация подготовки конкурентоспособных специалистов, 2009, с. 67].
Для организации взаимодействия разноуровневых образовательных систем на основе системно-деятельностного подхода по вопросам подготовки и повышения квалификации педагогов нами выбрана сеть, как наиболее оптимальный способ взаимодействия между образовательными системами (учреждениями), позволяющий действовать совместно, сохраняя свои интересы и автономность.
Становление системно-деятельностного подхода базируется на исследованиях А.Г. Асмолова (нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности); П.К. Анохина и Н.А. Бернштея (достижение результата при наличии обратной связи) и др.
Категориальный аппарат ситемно-деятель-ностного подхода определяется следующими понятиями: система, образовательная система, деятельность (взаимодеятельность, общение, целеполагание как деятельность, смыслообразующая деятельность, жизнетворче-ство как деятельность), личностная ориентированность (личность, личностный смысл, внутренний потенциал, самоактуализация, самоопределение, смысл жизни, субъект, субъективность), организация и управление (пространство деятельности, образовательное пространство, цель, форма, метод, механизмы, результат, субъектное пространство, управление развитием личности).
Сущность системно-деятельностного подхода заключается в использовании деятельности (взаимодействия) как средства становления и развития всех субъектов и образовательных систем в целом. Рассматривая образование как ведущую социальную деятельность общества, мы предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Следовательно, в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Субъекты образовательных систем выбирают те виды деятельности, которые адекватны их профессиональной деятельности, удовлетворяют их потребности в саморазвитии и самореализации. Посредством деятельности субъекты преобразуют свою профессиональную деятельность и влияют на функционирование образовательной системы.
Определяя сеть как способ совместной деятельности по разрешению определенных проблем (М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная, Т.В. Рычагова и др.), сделаем акцент на заинтересованности субъектов взаимодействия, организующих сеть. При этом безусловной константой остается независимость своей основной деятельности каждого субъекта, поддержание вектора взаимодействия лишь по поводу разрешения данной проблемы, объе-
диняя при необходимости ресурсы для ее разрешения [Кондакова, 2005, с. 56].
Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия разноуровневых образовательных систем (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, учреждения среднего и высшего профессионального образования и др.). Это взаимодействие основано на равном положении разных учреждений в образовательной системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных (неиерархических) связей. Поскольку сетевое взаимодействие направлено на решение проблем связанных с профессионально-педагогической деятельностью, то по своей сути такое взаимодействие будет педагогическим.
Вслед за Л.В. Бендовой под педагогическим взаимодействием мы понимаем «непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса» [Бендова, 2006, с. 125]. Организация сетевого взаимодействия осуществляется нами на основе системно-деятельностного подхода.
Сегодня в управлении образовательными системами мы наблюдаем неоднозначность толкования термина «система»: система - множество объектов, на котором реализуется отношение с фиксированными свойствами (А.И. Уемов); система есть конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделяемое из внешней среды в соответствии с определенной целью, в рамках определенного временного интервала (А.М. Кориков); система - совокупность элементов, взаимосвязанность и упорядоченность которых позволяет рассматривать ее как целостность (В.И. Добренькова, И.В. Слепенкова). Исследователи единодушны во мнении о необходимости выстраивания взаимодействия между элементами (структурными компонентами) системы.
Характеризуя образовательную систему, будем говорить о «совокупности элементов, находящихся в связях и в отношениях друг с
другом», которая обеспечивает возможность осуществления образовательного процесса (организационно-педагогическая, педагогическая, дидактическая система) [Краткая философская энциклопедия, 1994, с. 415]. Разно-уровневость образовательной системы будет определяться типом образовательного учреждения, что было отмечено выше.
Используя системно-деятельностный подход, мы ориентированы на осознанность включения субъектов в сетевое взаимодействие в условиях выстраивания системы (проекта, программы, события) для профессионального решения проблем, которые стоят перед образовательным учреждением.
А.И. Адамский отмечает, что сетевое взаимодействие может осуществляться посредством организации сетевых проектов, сетевых программ и сетевых событий [Адамский, 2004, с. 17].
Сетевые проекты являются одной из наиболее распространенных форм деятельности в сети. Сетевой проект разрабатывается под конкретные задачи и проблемы, которые определяют необходимость организации совместной деятельности с распределением труда для достижения конкретных результатов.
Сетевая программа реализуется на основе образовательного заказа, содержательно и организационно обеспечивает реализацию индивидуального (группового) образовательного маршрута.
Сетевые образовательные события представлены в практике научными школами, академиями, конференциями. Это и есть концентрированная образовательная форма, которая предполагает проведение мероприятия усилиями организации или ряда организаций и позволяет адекватно решить целый комплекс задач.
Реализация сетевого взаимодействия возможна через доступ к ресурсам всех структур сети, быстрое установление многосторонних связей между всеми участникам и готовность их к использованию своего ресурса для достижения общих целей и реализацией собственных задач.
В 2012-2013 уч. г. преподавателями кафедры управления и развития образования в рамках работы экспериментальной площадки Федерального института развития образования «Системно-деятельностный подход в раз-
ноуровневом вариативном образовании» (руководитель А.Г. Асмолов, ответственный исполнитель Л.А. Выговский, координатор экспериментальной работы Т.В. Живокоренце-ва) было организовано сетевое взаимодействие разноуровневых образовательных систем (учреждений) (автор идеи Т.В. Живоко-ренцева).
На основе реализации сетевых проектов в сетевое взаимодействие включены образовательные учреждения г. Иркутска и Иркутской области. Среди них: МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №15 «Росинка» (г. Же-лезногорск-Илимский); МКДОУ Новобирю-синский детский сад «Солнышко»; МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56 (г. Братск); НОУ «Школа-интернат № 23 (ОАО «РЖД» ст. Слюдянка); МОУ СОШ п. Верхне-марково; МБОУ «Еланцынская СОШ»; МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»; ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Иркутск); ОГБОУ СПО «ИТМ им Н.П. Трапезникова» (г. Иркутск).
Планомерная совместная деятельность в сети реализуется в три этапа:
1 этап — 2012—2013 учебный год:
• Заключение договора о сотрудничестве.
• Самоопределение участников сетевого взаимодействия в выборе проблемы и путей ее исследования.
• Разработка программы взаимодействия по разработке проблемы.
2 этап - 2013-2014уч. г:
• Изучение опыта реализации системнодеятельностного подхода в разноуровневом вариативном образовании.
• Разработка образовательных продуктов на основе сетевого взаимодействия: проектов, моделей, программ, планов работы, методических рекомендаций, учебных пособий и др.
3 этап - 2014-2015уч. г.:
• Реализация продуктов сетевого взаимодействия.
• Анализ качества образовательных результатов разноуровнего вариативного образования на основе реализации продуктов сетевого взаимодействия.
• Определение перспективных линий развития сложившегося опыта.
Содержательно и тематически сетевое взаимодействие на основе реализации сетевых
проектов характеризуют следующие направления деятельности:
1. Системная организация повышения квалификации педагогов ДОО на основе формирования ИКТ-компетентности.
2. Создание управляющего совета посредством привлечения общественности к управлению ДОО.
3. Проектирование образовательной среды ДОО, направленное на формирование культуры здоровья дошкольника.
4. Управление процессом реализации ФГОС основе функционирования общественно-активной школы (ОАШ).
5. Управление процессом формирования профессиональной компетентности педагогов и учащихся на основе принципа индифии (интеграции и дифференциации).
6. Создание кластерной модели дистанционного повышения квалификации педагогических работников МБОУ.
7. Управление процессом формирования творческой активности обучающихся в процессе реализации ФГОС.
8. Управление процессом социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
9. Управление процессом гармонизации педагогического дискурса в образовательном учреждении.
Сетевые программы содержательно и организационно обеспечивают реализацию сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений г. Иркутска и Иркутской области в соответствии с образовательным заказом. Например, в МБДОУ «Улыбка» п. Залари разработана программа и методические рекомендации по программе «^а-fi-dance» для организации физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях внедрения ФГТ; в ДОУ «Лучик» (г. Тулун) разработаны методические рекомендации для повышения мотивации к профессиональной деятельности педагогов ДОУ; в МДОУ Детский сад компенсирующего вида № 7 (г. Усо-лье-Сибирское) разработана модель консультативно-практического пункта для неорганизованных детей с нарушением интеллекта; в МКОУ СОШ с. Голуметь разработана и реализуется модель здоровьесберегающей среды; в МБОУ г. Иркутска СОШ №40 разработана и реализуется модель инклюзивного обучения; в МБОУ Боханская СОШ №2 разра-
ботана программа мероприятий по повышению конкурентоспособности образовательного учреждения образовательном пространстве микрорайона.
Сетевые образовательные события в практике работы преподавателей кафедры управления и развития образования ИОТ ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» представлены организацией Областного методического дня для учителей иностранного языка, который традиционно проводится в дни осенних каникул; проведением конкурса «Учитель года по иностранному языку»; организацией и проведением научно-практических и научно-методологических семинаров, круглых столов, лабораторий, дискуссионных площадок, мастер-классов и др. Идея проведения единого методического дня для учителей иностранного языка и конкурса «Учитель года по иностранному языку» принадлежит Л.А. Выговскому.
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает возможности организации сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных систем (учреждений); раскрывает организационно-педагогические условия и механизмы реализации профессионально-педагогической деятельности, адекватные современным приоритетам российского модернизирующегося образования.
Библиографический список
1. Адамский, А.И. Сетевое партнерство в образовании [Текст] / А.И. Адамский. - М. : Эврика, 2004. -144 с.
2. Бендова, Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования [Текст] : дис... канд. пед. наук / Л.В. Бендова. - М., 2006. - 177 с.
3. Кондакова, М.Л. Проектирование учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций [Текст] / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная, Т.В. Рычагова. - М., 2005. - 120 с.
4. Краткая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. - М. : Прогресс-Энциклопедия, 1994. - Режим доступа : http://terme.ru/dictionary/190/word/ sistema (дата обращения: 01.02.2013).
5. Организация подготовки конкурентоспособных специалистов в сетевой межвузовской образовательной среде [Текст] : кол. монография / А.Н. Ткачев, Г.В. Сучков, А.Н. Иванченко [и др.]. - Новочеркасск : Изд-во ЮРГТУ(НПИ), 2009. - 236 с.