АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
НОВЫЕ СЛОВАРИ СЕГОДНЯ
Т. А. Гридина, Н.И. Коновалова
ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ: ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО
В издательстве Уральского государственного педагогического университета вышел новый нормативный авторский словарь под названием «Орфоэпический словарь: границы дозволенного» Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Выход в свет любого нового словаря является особенным событием. Словарь избавляет от необходимости поиска интересующей информации в большом количестве специальной литературы, экономит наше время и фиксирует определенный этап нашего знания. Если у словаря нет предшественников, он является еще и оригинальным. В наше непростое время, когда язык представлен широкой вариантностью новый словарь Гридиной Т. А. и Коноваловой Н.И. является весьма ценным вкладом в отечественную лексикографию.
Любой нормативный словарь, как известно, обозначает «границы дозволенного» литературной нормой. Так, орфоэпический словарь фиксирует нормы литературного произношения и ударения. Данный словарь преследует и другие цели: показать динамику норм произношения и ударения, проявляющуюся в борьбе новых вариантов с уже устоявшейся традицией. Авторам словаря казалось важным подчеркнуть, что выбор того или иного варианта произношения является отражением общей культуры носителей языка. Орфоэпические нормы закреплены в разных формах существования языка: в фольклоре, произведениях художественной литературы разных эпох, в сфере научного, профессионального и других видах общения. Это и учитывалось при составлении данного словаря. По речи узнается уровень образованности человека, его языковой «вкус».
Цитатный фонд, представленный в словаре как иллюстративный материал, выявляет особенности орфоэпической нормы в соответствующей сфере ее функционирования, расширяет кругозор читателя и одновременно выступает в качестве мнемонической техники (приема запоминания) нормы. Узнаваемый текст не только поможет легче усвоить произносительное правило, но, надеемся, будет полезным и
Татьяна Александровна Гридина - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего языкознания и русского языка Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).
Надежда Ильинична Коновалова - доктор филологических наук, профессор, директор института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).
для расширения кругозора любознательного читателя.
Предлагаемый словарь включает, кроме начальной формы слова, и другие его грамматические формы (как книжные, в том числе устаревшие, так и разговорные) - те, которые чаще всего вызывают затруднения (например, причастия, деепричастия, формы повелительного наклонения глаголов, ударение в кратких формах прилагательных, формы косвенных падежей существительных и т.п.). Пометы доп., не рек., неправ., грубо неправ. выражают взгляд составителей словаря (подкрепленный авторитетными лексикографическими источниками и собственными наблюдениями авторов) над изменениями произношения слов в современном обществе.
Основной состав словника включает в себя:
• частотную общеупотребительную лексику современного русского языка;
• терминологические и специальные номинации, встречающиеся в школьной практике преподавания дисциплин естественно-научного, математического, гуманитарного и социально-экономического циклов;
• лексику, расширяющую информационное поле и общекультурную компетенцию школьника (новые, в том числе заимствованные слова, архаизмы и историзмы, встречающиеся в художественной литературе, фольклоре, публицистике, профессиональной речи и т.п.);
Структура словарной статьи имеет емкий и важный для современного прочтения слова материал. Она содержит:
1. Заголовочное слово в начальной форме с ударением.
2. Орфоэпическая характеристика (в квадратных скобках в упрощенной транскрипции приводится фрагмент слова, произношение которого не совпадает с написанием и/или имеет варианты). Каждый из вариантов слова сопровождается пометами, регламентирующими его употребление. При этом первым приводится предпочтительный вариант.
3. Формы слова, указывающие на постоянство или разноместность ударения и вариантность словоизменения (для каждой части речи свои):
• для существительного - формы именительного и родительного падежей ед. и мн.ч.; факультативно - формы других косвенных падежей, содержащих орфоэпемы (произносительные особенности). Например: адрес, адреса, мн. адреса, адресов; агент, агента ... об агенте [ньт];
• для глагола - начальная форма (инфинитив), формы 1-го и 3-го лица ед. и мн.ч.; формы прошедшего времени (для глаголов с постоянным ударением на основе даются только формы м.р. и ж.р. ед.ч., для глаголов с ударными окончаниями или разноместным ударением даются все четыре родо-числовые формы); формы повелительного наклонения; формы причастий (без указания на их разряд; в ряде случаев наиболее частотные страдательные причастия прош. времени с краткими формами выносятся в отдельную статью); деепричастия. Например: разнять, разниму ... разнимет ... разнимут; прош. разнял, разняла, разняло, разняли; пов. разними(те); прич. разнявший, разнятый; кр.ф. разнят, разнята, разнято, разняты; деепр. разняв ! неправ. розняты, разнята, рознял;
• для прилагательного - начальная форма (им.п., ед.ч, м.р.), краткие формы и форма сравнительной степени (при наличии таковых). Например: бледный; кр.ф. бледен, бледна, бледно, бледны и бледны; ср.ст. бледнее [дьн], грамматической пометой прил. сопровождаются прилагательные, которые необходимо отличать от причастий, имеющих в ряде форм иное произношение и/или ударение. Например: изумлённый (прил.); кр.ф. (малоуп.) изумлён, изумлённа, изумлённо, изумлённы; ср.ст. изумлённее [ньн]. Выражающий изумление. Ср.: изумлённый (прич. от изумить); кр.ф. изумлён, изумлена, изумлено, изумлены. Испытывающиё изумление, изумившийся;
• для наречия - грамматические пометы на-реч., неизм. и формы сравнительной степени (при их наличии).
Толкования слов-омонимов или многозначных слов, имеющих различные орфоэпические и/или грамматические характеристики. Например: боа
(змея), нескл. м.р. Огромный боа; боа (шарф из меха или перьев), нескл., ср.р. Пушистое боа), а также толкования некоторых новых (преимущественно заимствованных) или устаревших слов. Например: ангстрем [рэ]. Единица длины; вечор (устар. поэт. вчера). В ряде случаев даются толкования приводимых в качестве иллюстраций фразеологизмов (с пометой фраз.), а также пословиц, поговорок, скороговорок, загадок. Например: замутить, замучу . замутит ... замутят и замутит ... замутят. Водыг не замутит (фраз.: о тихом, скромном человеке)
4. Пометы стилистического и функционального характера, например. устар.; в проф. речи, в художественной речи, разг., поэт. и т.п. Помета спец. сопровождается расшифровкой, указывающей на сферу применения слова (например, муз,. мед, геодез, лингв., биол., матем; у информатиков, в литературоведении и др.).
5. Иллюстративный материал, включающий:
• контексты, выявляющие особенности типового словоупотребления представленных в словаре единиц (например, приятный / приятная визави; ветряная мельница);
• контексты фразеологизированного характера (устойчивые словосочетания, фразеологизмы, пословицы, поговорки), которые способствуют запоминанию орфоэпической нормы в составе рече-
вой эталонной формулы (например, валом: валом валить; вали валом - после разберём (пословица); не упускать из виду и из вида; иметь в виду; не показать (не подать) виду и вида; терять из вида и из виду; быть на виду);
• контексты, имеющие лингвокультурную значимость: прецедентные высказывания (выражения, соотносительные с известными ситуациями, именами из области истории, мифологии, фольклора). Например, ахиллесова пята; валаамова ослица; Тайная вечеря; високосный год; Верхи не могут, а низыы не хотят жить по-старому - формула революционной ситуации;у берёзы покляпыя);
• цитаты из поэтических произведений (преимущественно школьной программы), ритм и рифма которых поддерживают (подсказывают) произношение слова, способствуя его лучшему запоминанию, и одновременно выявляют особенности произношения слова в поэтическом тексте: Ветры, ветры, о снежные ветры, заметите мою прошлую жизнь/Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (С. Есенин); Там лес и дол видений полны... (А.С. Пушкин); Примеры мне не новы, заметно, что вы желчь на всех излить готовы (А.С. Грибоедов);
• контексты, содержащие мнемонические приемы языковой игры с орфоэпемами: Любовь -опасный абсцесс по оси абсцисс... (В. Павлова); Удружил Аверкий, да всё исковеркал (поговорка); Астра, азбука , айва начинаются на А, и кончаются на А астра, азбука, айва (С. Сырицына); Ковал поп поплавок (палиндром: читается одинаково слева направо и справа налево);
• контексты, раскрывающие смысл слова, в составе которого находится орфоэпема (произношение понятного по смыслу слова, как известно, запоминается лучше): например, акростих [сьтих], акростиха и доп. акростих, акростиха; мн. акростихи, акростихов и доп. акростихи, акростихов. Стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют слово или фразу. Акростих-посвящение.
Система помет включает собственно орфоэпические пометы, грамматические пометы, стилистические пометы и что особенно ценно - пометы, устанавливающие нормативный статус орфоэпемы. Это пометы следующего порядка:
и - при равноправии орфоэпических вариантов факульт. - факультативно (по отношению к особенностям произношения какого-либо элемента в слове: например, аллегро [але; факульт. ро]). Помета означает, что безударное [ро] в слове аллегро может произноситься отчетливо, без редукции
доп. - допустимо (для существующих вариантов современной произносительной нормы, первый из которых является более предпочтительным)
возм. - возможно (по отношению к определенным стилям речи; например, возм. в разговорной речи)
малоуп. - малоупотребительное преимущ. - преимущественно (по отношению к определенной сфере употребления)
не рек. - не рекомендуется (для слов, произношение которых не соответствует современной литератур-
ной норме, устаревших или отражающих тенденции произношения слов в нестрого литературной речи)
! неправ. - неправильно (для указания на типичные ошибки в произношении)
! грубо неправ. - грубо неправильно (для указание на недопустимое произношение слова)
Материалы словаря, безусловно, будут полезны учителям, школьникам (в том числе при подготовке к ЕГЭ), а также всем, кто заинтересован в совершенствовании своей речевой культуры и кто привык «заглядывать в словарь» в поисках полезной справочной информации.