с
И Атанас Стойчев Орачев УДК 7 037 28
и к. ист. наук, председатель Ученого
§ совета Ассоциации «Черноморской Страндже»,
^ куратор музейной экспозиции «История Якоря» в Ахтополе
^ (ул. Нептун, д. 2, кв. 5, г. Ахтополь, Болгария, 8280)
^ aso_1953@abv.bg К
Щ Орфей во фракийских крестьянских
^ верованиях и обрядах
Имеющаяся база данных с фракийских земель позволяет нам понять, как возникли доисторические цивилизационные модели и как происходит кристаллизация принципов, посредством которых взаимодействуют две обособившиеся от них структуры — «село» и «город». Улавливать принципиальные различия в мировоззрении, выявлять отличия в повседневных стереотипах поведения и способах, которыми крестьяне и городские жители осмысливают, воспринимают и стараются организовать мир. Именно это иллюстрируется доступными письменными источниками и памятниками для одного из древнейших культурных героев Орфея, которого не следует связывать с постулатами «фракийского орфизма». Фактически для фракийской скотоводческо-земледельческой обрядности и верований были важны «изобретение земледелия», «очищение от нечестивых поступков», «лекарства от болезней» и «умилостивление гнева Божия», чтобы можно было «обеспечить» плодородие и стад, и пашен, и людей. В «Богомильских книгах и легендах», в болгарских апокрифических сочинениях и в фольклоре обнаруживается множество «орфических» представлений: о Добре и Зле и соответствующих гимнах-молитвах; данные о целительных средствах и заклинаниях; «средствах» очищения от грехов; гаданиях и наконец, но не на последнем месте по значению, о «молитвах» и «благословениях», выпрашивающих плодородие.
Ключевые слова: Орфей, Фракия, цивилизационные модели, дольмены, крестьянскте ритуалы, фольклор
o
A tanas Stoychev Örachev .
a
PhD in History, Chairman of the Academic Council C of the Black Sea Strandja Association, curator of C the museum exhibition History of the Anchor in Ahtopol (Neptune Street, No. 2, apt. 5, Ahtopol, Bulgaria, 8280) o
aso_1953@abv.bg e
t
►c
Orpheus in Thracian Rural Beliefs and Rites
The available database from the Thracian lands allows us to understand how the prehistoric civilizational models began and how the principles of interacting between their two main structures — the village and the city have crystalized. Nowhere else in Europe it is possible to trace better the peculiarities throughout thousands of past years and outline the essential differences between rural and urban culture. And to understand the fundamental differences in worldviews, to look at the differences in everyday stereotypes and the ways in which peasants and citizens conceive, perceive and strive to organize the world. This is also illustrated by the available written information and monuments about one of the most ancient cultural heroes — Orpheus, which should not be associated with the Thracian Orphism postulates in Thracology. In fact, for the Thracian cattle-breeding community, the invention of agriculture, the cleansing ofwicked deeds, the remedies for diseases and the redemption of God's wrath were most important in order to ensure fertility of flocks, fields and people. It is significant that in the Bogomil Books and Legends, in the Bulgarian apocryphal works and folklore there are many Orpheus notions: about Good and Evil and the corresponding anthem-prayers; data on medicines, divinations and prayers; substances for the remission of sins; fortune-telling; and last but not least, prayers and blessings for fertility.
Key words: Orpheus, Thrace, civilization models, dolmens, rural rituals, folklore
Тысячелетняя популярность одного из самых древних «культурных героев» Орфея (Орфеад, Orpheus) понятна: он околдовывал своей музыкой не только все живое на свете, но и неживое1. То есть и природа не могла устоять перед ним, что на протяжении всего времени оставалось особенно привлекательной и сильно эксплуатировавшейся темой и в искусстве, и в литературе2. С середины VI в. до Р. Х., когда лирик Ибик упоминает «именнославленого Орфея»3, о нем пишут многие авторы4, a Геродор к концу V в. до Р. Х.5 заявляет, что было два Орфея6. Существующие данные отмечают многоликий образ, «живший до времен Троянской войны»7:
2 Kern O. Orpheus. Eine religionsgeschichtliche Untersuchung. Berlin, 1920; Kern O. Art. Orphische Dichtung // RE 18.2.1942. Col. 1321-1427; Alderink L. J. Creation and Salvation in Ancient Orphism. American Classical Studies 8. 1981; Orphisme et Orphée. En l'honneur de J. Rudhardt. Recherches et Rencontres. Publications de la Faculté des Lettres de Genève 3 / Ed. P. Borgeaud. Genève, 1991; Friedman J. Orpheus in Middle Ages (Medieval Studies). New York, 2000; Элиаде М. Орфей, Пифагор и новая эсхатология // История веры и религиозных идей. Т. 2. М., 2002 // URL: https://religion.wikireading.ru/60909 (дата обращения: 27.08.2019); о педагогическом и научном значении см.: Шичалин Ю. Я. Статус науки в орфико-питагорейских кругах // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 13-43 // URL: http:// eb.arsu.kz:81/pdf/foreign/a26011583.pdf (дата обращения: 09.08.2019).
3 ^Ovo^aKÀuxov ^Opçnv у Ибика: Kern O. Orphicorum Fragmenta. Berlin, 1922. S. 1 (Diehls fr. 17 — 2a). Лебедев переводит «Славноименного Орфея», см.: Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Сост. и пер. А. В. Лебедев. М., 1989. C. 37.
4 Kern O. Orphicorum Fragmenta...; Poetae Epici Graeci. Pars II. Fasc. 1 Orphicorum et Orphicis similium testimonia et fragmenta (Bibliotheca Teubneriana) / Ed. A. Bernabe. München; Leipzig, 1924; см. переводы: на болгарский язык — Йорданова-Алексиева М. Елински орфически свидетелства. София, 2004; на английский язык — Orphica Bilingual Anthology; на русский язык — Фрагменты ранних греческих...
5 Mullerus C. Fragmenta Historicorum Graecorum. 2. P. 27 // URL: http:// www.dfhg-project.org (дата обращения: 10.08.2017).
6 Herodor. fr. 39 // Mullerus C. Fragmenta Historicorum...: 'HpoSapoç Sûo eivai 'Opçelç фГ|Ш"У... см. комментарии к этому фрагменту: Friedländer P. Studien zur antiken Literatur und Kunst. Berlin, 1969. S. 22.
7 Suid. Lex. s.v.: «Орфей: ... Родился за 11 поколений до Троянской войны и, как сообщают, был учеником Лина; прожил 9 поколений, а по словам других, 11...» (Suidae Lexicon / Ed. Immanuelis Bekkeri. Berlin, 1854 // URL: https://archive.org/details/suidaelexicongr01suid/page/n4
О m н
с
н ^
и О
л m О
к
л
н
Я «
S
s ч
H
л
■ создатель «орфических мистерий»10;
- древний фракийский певец и музыкант (игравший на лире
и гитаре)8; ф
- герой-заклинатель, участвовавший в походе Аргонавтов9; й
»10; и
11 °
- «автор» поэм и гимнов11; е
- медиатор, которому удается спуститься в Ад и выйти >
12 ^
оттуда12; к
- пророк (ц^ть;)13; с
к
(дата обращения: 26.08.2019)). В свою очередь «Гелланик в "Форониде" говорит, что Гесиод жил в [десятом поколении] после Орфея», а Геро- р дот (2.53) заявлял: «Я думаю, что Гесиод и Гомер старше меня по време- С ни на четыреста лет и никак не более» (перевод А. В. Лебедева). н
8 Böhme R. Orpheus: der Sänger und seine Zeit. Bern, 1970; Богданов Б. я Орфей и древната... С. 77-78. С
9 Karanika A. Inside Orpheus' Songs: Orpheus as an Argonaut in Apollonius к Rhodius Argonautica // Greek, Roman and Byzantine Studies 50. 2010. P. 391-410. X
10 Основатель Дионисийских, Элевсинских и Самофракийских и мистерий: Nilsson M. Early Orphism and kindred Religious Movements // р The Harvard Theological Review 28.3. 1935. P. 181-230; ср.: Рабаджиев К. О Елински мистерии в Тракия. София, 2002. С. 9-10. а
11 Орфею приписывается (Suidae Lexicon...): «"Триагмы" (их припи- ® сывают трагику Иону), куда входит так называемая "Поэма о священных я одеждах"; "Космические зоны"; "Храмострой"; "Священные сказания"
в 24 рапсодиях (их приписывают: одни — Теогнету Фессалийскому, дру- О гие — Керкопу-пифагорейцу); "Прорицания", которые приписывают и Ономакриту, "Посвящения в таинства" (их также приписывают Онома- я криту); <"O камнях">, куда входит поэма о резьбе по камню, озаглавлен- А ная "Восьмидесятикаменник"; "Благодарственные жертвоприношения х за спасение" (их приписывают Тимоклу из Сиракуз или Персину из Миле-та); "Кратеры" (приписывают Зопиру); "Возведения на престол Великой Матери" и "Вакхические обряды" (их приписывают Никию из Элей); "Нисхождение в Аид" (приписывают Геродику из Перинфа); "Покров" и "Сеть" (также Зопиру из Гераклей, а другие — Бротину); "Ономасти-кон" — 1200 стихов; "Теогонию" — 1200 стихов; "Астрономию", "Гадание на песке", "О жертвоприношениях", "О жертвоприношении яиц" или "Гадание по яйцам" эпическим размером, "О препоясании [священным поясом]", "Гимны", "О Корибантах" и "Физику", которую приписывают Бротину» (перевод А. В. Лебедева).
12 О катабазисе Орфея см.: Асоян А. А. Семиотика мифа об Орфее и Евридике. СПб, 2015; ср.: Рабаджиев К. Орфей в Хадес // Jubilaeus V. София, 2002. С. 348-354; Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 293-294.
13 Илиев Й. Антични извори за пророческите способности на Орфей // Докторански и постдокторантски четения 2012. София, 2014. С. 7-22; ср.: Johnston S. I. Ancient Greek Divination. New Jersey, 2008.
га - шаман (уо^с;)14;
о - царь-жрец15;
fcj - древний мудрец16;
О - герой-изобретатель17.
л Первое изображение играющего на природе Орфея обна-
о ружено на беотийской вазе, которая датирована около 600 г.
g до Р. Х.18 Образ был распространен и в последующие эпохи,
^ а доходит до вершины своей популярности во времена рим-
^ ской империи19: в ее провинциях найдено множество моза-
^ ик, фресок, солнечных часов, гемм и лампад с «орфическими
К
н -
Рч 14 Тема шаманизма была начата в: Meuli K. Scythica // Hermes 70. 1935.
S. 121-176. Ее развили: Dodds E. R. The Greeks and the Irrational. Berkeley, 1973. P. 146-148; Burkert W. Гог|;. Zum griechischen Schamanismus // Rheinisches Museum fur Philologie 105. 1962. S. 36-55. Продолжили данную тему: Богданов Б. Орфей и древната... C. 29-30; Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза / Пер. с англ. К. Богуцкого, В. Трилиса. Киев, 2000 // URL: http://volkstay.com/biblioteka/1/shamanism.pdf (дата обращения: 27.08.2019).
15 Легендарный базилеус одрюзов, бистонов, эдонов и македонян, откуда соответствующая царская династия была размещена в или около Фракийского Херсона, Маронии, Пиерии и Олимпа; ср.: Coman J. Zalmoxis et Orphee // Известия на археологическия институт 16. София, 1950. P. 177-184; Богданов Б. Орфей и древната... C. 73-74.
16 D. Laert 1.42: «Гиппобот в "Списке философов" [относит к семи мудрецам] Орфея, Лина, Солона, Периандра, Анахарсиса, Клеобула, Мисона, Фалеса, Бианта, Питтака, Эпихарма, Пифагора» (перевод А. В. Лебедева); однако в тексте «мудрецов» не «семь», а двенадцать: см. данные о вариации «семи мудрецов» в: Snell B. Leben und Meinungen der Sieben Weisen: Griechische und lateinische Quellen (Sammlung Tusculum). München, 1938.
17 Богданов Б. Орфей и древната... С. 101-102.
18 Орфей играет на гитаре с четырьмя струнами в окружении птиц, сидящих на ветвях, а у его ног косуля: Ziegler K. Art. Orpheus... // RE. Bd 18.1. 1939. Col. 1215; ср.: описание Филострата Младшего в переводе Шаранкова (Шаранков Н. Изображенията на Орфей от българските земи в светлината на литературната традиция // Известия по история на Катедра Българска история и Катедра Обща история. 1. ЮЗУ «Неофит Рилски» (In honorem prof. Margaritae Tacheva). Благоевград, 2003. С. 104-106.
19 Gruppe O. Orpheus // Roscher W. H. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd 3. Abt. 1. Leipzig, 1897-1902. S. 1058-1207 // URL: https://de.wikisource.org/wiki/Ausf%C3%Bchrliches_ Lexikon_der_griechischen_und_r%C3%B6mischen_Mythologie (дата обращения: 07.03.2019); Mass E. Orpheus. Untersuchungen zur griechischen, römischen, altchristlichen Jenseitsdichtung und Religion. München, 1895.
сценами»20. Орфей — именно тот античный образ, который
завоевал новую популярность и в христианском мире21. Уми- ф
ротворяющую песню фракийского певца уподобляют про- й
поведям Иисуса Христа, а сам его образ связывают с образом и
доброго Пастыря22. Известен и такой дискуссионный памят- ф
ник, как распятый на кресте «Орфей Бакхик»23. >
Популярная в античности сцена, однако, встречается к
»
довольно редко24. На эпиграфических памятниках имя Орфея §
х
,26-______________________________________________-____________ Ь
во Фракии только в период римского владычества, причем
ан сообщает о его статуе29, а жители Филиппополя чеканили 0 См. памятники в: Linforth I. The Arts of Orpheus. Berkeley; Los Ange-
можно наити лишь три раза — оно характерно, однако, для переселенцев из МалоИ Азии25. Отсутствуют данные о святилищах и культовых рельефах, свидетельствующих о его культе26. Исключением в этом отношении является Филиппополь, я где существовала филла «Орфеида»27. Она отмечала праздники с
и совершала религиозные обряды в честь своего эпонима28, Луки- s
и
о
les, 1941; Ziegler, K. Art. Orpheus... Col. 1200-1202. а
21 Mass E. Orpheus. Untersuchungen...; Eisler R. Orphisch-Dionysische щ mysterien-gedanken in der christlichen antike. Leipzig; Berlin, 1925. S
22 Eisler R. Orpheus — The Fisher. Comparative Studies in Orphic and Ear- х ly Christian Cult Symbolism. London, 1921. S
23 Об этом «пропавшем» во время ВтороИ мировой войны памятник О см.: Carotta F. Eickenberg A. Orpheos Bakkikos: Das verschollene Kreuz. 2009 // р URL: ttps://www.academia.edu/2552387/ (дата обращения: 26.08.2019). д
24 Рабаджиев К. Орфей в изобразителните паметници от Тракия // X Heros Hephaistos. Studia in honorem Liubae Ognenova-Marinova. Велико Търново, 2005. C. 72-79; Шаранков Н. Изображенията на Орфей...
C. 100-116.
25 Sharankov N. A dedicatory inscription from Odessos // ZPE 137. 2001. p. 174-178; Шаранков Н. Изображенията на Орфей... С. 107. Бел. 33.
26 Версии о святилище Орфея в Татуле (Венедиков И., Виходцевски Н. Две неизвестни гробници в земите на одрисите // Известия на Българ-ското историческо дружество 28. София, 1972. С. 5-24) и о гробнице «Орфея» возле Брацигово (Делев П., Божкова А., Ботева Д. Надгробни могили в землището на с. Исперихово, Пазарджишко // Rhodopica. 1-2. 2002. С. 123-138) не выдерживают критики.
27 Mihailov G. Inscriptiones graecae in Bulgaria repertae. Vol. 5.1: Inscrip-tiones novae, addenda et corrigenda. Serdicae, 1997. N 412.
28 Шаранков Н. Изображенията на Орфей... С. 109-111.
29 Sharankov N., Cherneva-Tilkiyan S. The Life of Ancient Philippo-polis in Lucian's Dialogue Runaways // Archaeologia Bulgarica. 6.3. 2002. P. 45-61.
га монеты с изображением «орфической сцены»30. Все это, одна-о ко, свидетельства более позднего периода и связано не с мест-tj ными крестьянскими, а с греко-римскими полисными практи-О ками.
л Еврипид, однако, извещает, что отсутствовало какое бы
о то ни было лекарство (<pap|aaKov) и во «фракийских табли-g цах» с «Орфическим словом»31. Какими были они, можно ^ догадаться из сведений, приводимых Гераклитом, которые 2 извлечены из схолиаста Еврипида32 и свидетельствуют о тру-^ дах Орфея, хранившихся в святилище Дионисия «в Хемусе»33. ^ Наличие таких памятников подтверждает и Платон, писав-^ ший о жрецах-странниках, которые приносили в Афины «книги Музея и Орфея» и «попрошайничающих» пред домами богачей34. Практика превращается в традицию: и средневековые монахи-таксидиоти носили с собой книги и собирали «милостыню» для своих святых обителей35.
Ни один из до сих пор ставших достояние «орфических текстов», однако, не может соответствовать этим «фракийским таблицам»: они в принципе представляют собой могильные находки и самая известная среди них — папирус из Дервени36.
30 Юрукова Й. Митът за Орфей в монетосеченето на тракийските градове // Нумизматика 16.3. 1982. C. 5-12.
31 Eur. Alc. 966-971: «Не нашел, ни какое-либо зелье / На фракийских дощечках, которые / Начертала Орфеева / Речь, ни те зелья, которые дал Асклепиадам Феб, / Накрошив их для многострадальных смертных» (перевод А. В. Лебедева).
32 Schol. Eur. Alc. 968 et Schol. Eur. Hec. 1267.
33 Об этой проблемной локализации см.: Ботева Д. Етрополският свети Атанас и прорицалището на бесите // Минало. 1996. Кн. 2. С. 18-28.
34 «[Бродячие жрецы и прорицатели]. Они держат наготове кучу книг Мусея и Орфея — потомков Селены и Муз, как они уверяют, — по которым они совершают жертвоприношения, убеждая не только частных лиц, но и целые города, что-де и для тех, кто еще жив, и для тех, кто уже умер, существуют избавления и очищения от прегрешений посредством жертвоприношений и радостных забав, которые они называют "посвящениями в таинства" (xeXexai), что избавляют нас от загробных страданий, а кто жертв не приносил — тех ожидают ужасы» (перевод А. В. Лебедева).
35 Из новогреч. Та^ьЪьытцс, (пътник); см.: Радев И. Таксидиоти и так-сидиотство по българските земи XVIII-XIX в. София, 1996.
36 Betegh G. The Derveni Papyrus: Cosmology, Theology and Interpretation. Cambridge, 2004.
Подобные свитки присутствуют и в ряде сцен, изображенных на керамических изделиях, но это тоже не «фракийские таблицы», так как они имеют отношение к культу мертвых: похороненный «нес» в левой руке свиток с напутствиями по «пути в Потусторонний мир». Похоронный
ф
характер несут в себе и тексты на золотых планках 1У-Ш вв. >
до Р. Х.37 В Олбии же в 1951 г. найдено пять костяных пластин §
»
эти пластины к «фракийскому орфизму», но все найденные §
х
с «орфическими записями» V в. до Р. Х.38 А. Фол причисляет
до сих пор памятники свидетельствуют о представлениях
в39. Вопреки археологической и эпиграфической скудости он выводит в качестве посту-
не фракийских, а полисных сообществ39. Вопреки археологиче- и
№
лата и соответствующую «царскую доктрину», «датируя» ее й
зарождение поздней бронзовой эпохой и провидя «Орфиче- с
скую Фракию»40. И доступные нам знания об «обессмерте- s
нии» (иммортализации), однако, не дают оснований согла- и
ситься с наличием какой бы то ни было «орфической царской р
доктрины» во фракийском обществе41. Фактически и боль- в
шинство знаковых сцен, представленных во фракийских кла- н
дах, являются не «мистериальными практиками» аристо- Я
кратической «царской доктрины» «фракийского орфизма», s
а преимущественно иллюстрацими повседневных скотовод- о
ческо-земледельческих обрядов42. я
__g
37 Bernabé A. Orphische Schriften // Philosophie der Kaiserzeit х und der Spätantike. Basel, 2018. S. 1176-1201; Graf F., Johnston S. I. Ritual Texts for the Afterlife. Orpheus and the Bacchic Gold Tablets. London; New York, 2007; Фрагменты ранних греческих... C. 43-45.
38 Русяева А. С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // ВДИ. 1978. № 1. C. 87-104; «ЖИЗНЬ СМЕРТЬ ЖИЗНЬ ИСТИНА / ДИО<НИСУ> ОРФИЧЕСКОМУ; МИР ВОЙНА ИСТИНА / ЛОЖЬ ДИОН<ИСУ>; ДИО<НИСУ> / ИСТИНА ЛОЖЬ / ДУША ТЕЛО» (перевод А. В. Лебедева); ср.: Vinogradov J. G. Zur sachlichen und geschichtlichen Deutung der Orphiker-Plättchen von Olbia // En l'honneur de J. Rudhardt. Recherches et Rencontres. Publications de la Faculté des Lettres de Genève 3. Droz. / Ed. P. Borgeaud. Genève, 1991. P. 77-86.
39 См.: Фол А. Orphica Magica. Т. 1. София, 2004.
40 Фол А. Тракийският орфизъм. София, 1986; см.: Попов Д. Тракий-ската религия. София, 2010. C. 7-8.
41 Попов Д. Проучвания върху тракийската религия. I. Обезсмъртя-ването // ГСУ, ИФ 75. 1982. C. 13-47.
42 Orachev A. Bulgaria the land of treasures. Sofia, 2017.
н
^^ * * * н
^ О различиях в мистериальных практиках пишет Диодор
О Сицилийский (Диодор 5.77.3): «Вот какие мифы рассказывают
л критяне о богах, которые якобы родились на их земле. Самым
о же значительным доказательством того, что почести, жертво-к
приношения и обряды мистерий были заимствованы другими ^ народами с Крита, считают следующее. Обряд, совершаемый ^ афинянами в Элевсине, который, пожалуй, является самым ^ торжественным, а также обряд на Самофракии и во Фракии ч в области киконов, откуда был и обучивший [этому обряду] ^ Орфей, передаются как мистерии, тогда как в Кноссе на Крите эти обряды передаются в соответствии с установленным обычаем открыто с древних времен, причем то, что в других местах передается как таинство, здесь совершенно не утаивают от желающих ознакомиться с ним»43.
Непосредственно в отношении Орфея самыми ценными выглядят данные, предоставленные Кононом, писавшем в I в. до Р. Х.44: «Орфей, сын Ойагыра из Калиопы... царствовал над македонами и над одрюской землей, а занимался музыкой и преимущественно пением в сопровождении лиры. И этим он дуже нравился народу, так как фракийцы и македоняне любят музыку. Он прославился тем, что спустился в Ад из любви к своей жене Эвридике и очаровал своими песнями Плутона и Персефону так, что они передали ему в дар жену. Но он не смог насладиться воскресшей красотой, так как забыл о наказе богов [не поворачиваться, чтобы посмотреть на нее]. А ему удавалось очаровывать и околдовывать своими песнями так, чтобы даже звери и хищные птицы, а и деревья, и камни следовали за ним с радостью. Он погиб, растерзанный фракийскими и македонскими женщинами, которым не позволял принимать участие в оргиях, а может, и по иным причинам.
43 Диодор Сицилийский. Греческая мифология / Пер. с древне-греч. О. П. Цыбенко. М., 2000 // URL: https://www.rulit.me/books/ istoricheskaya-biblioteka-grecheskaya-mifologiya-read-249029-1.html (дата обращения: 20.08.2019).
44 Conon Narr. 45 / FHG. Переводы, где не указан переводчик, сделаны автором.
Так как ему не посчастливилось с женой, он возненавидел весь женский пол. В определенные дни множество вооруженных фракийцев и македонян приходили в Либетру, где они собирались в большое и хорошо подготовленное для мистерий строение. Всегда входя туда, чтобы отпраздновать оргии,
и погубили всех, кто им попадался, Орфея же по кускам бро-
из-за того, что женщины не понесли наказания, они замолили богов освободить их от ужасной напасти и им было послано
они оставляли оружие. Женщины подстерегли их, захвати- >
ли оружие из злости от того, что им не оказывали уважения, s
»
сали в разные стороны в море. А когда страну опустошал голод s
х
провидение, что они смогут наити спасение от зла, если наи- т дут и похоронят голову Орфея. Женщины чудесным образом S нашли голову в дельте реки Мелет — в этом им помог мест- о ный рыбак. Голова продолжала петь, и море не причинило еИ s никакого вреда, на ней не было видно следов обезображива- и ния... Она была свежа и все еще, спустя столько времени, пол- р на живой крови. Итак, они взяли ее и похоронили под боль- в шим курганом, вокруг которого обустроили священный двор. к Некоторое время это место было Херооном, а позже стало чти- Я мым святилищем. Здесь воздают жертвоприношения и все то, S чем свидетельствуют свое преклонение перед богами, но для о женщин это место совершенно недоступно». g
Овидий специально воспевает судьбу головы Орфея, а доплывшей до острова Лесбос (Ovid. Met. 11.56-60): «На чуже- ^ дальнем песке змея на уста нападает, Дикая на власы, что струятся соленою влагой. Но появляется Феб и, готовую ранить укусом остановив, ей пасть раскрытую превращает в твердый камень. Как было оно, затвердело зияние зева»45. А Лукиан записал (Lucian 9.30.4-12): «Рассказывают, что его голова, выброшенная вместе с его лирой в Хеброс, была унесена течением в Черный залив. Она неслась на лире и пела грустную песню про Орфея, а лира напевала под порывами ветра, бьющимися о ее струны, и, очарованные этой грустной песней, они доплыли до берегов Лесбос. Жители этих мест подняли
45 Ср. с переводом С. В. Шервинского: Овидий. Метаморфозы / Пер. с лат. С. Шервинского. М., 1977 // URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t. htm?a=1303001011#50 (дата обращения: 26.08.2019).
га из воды голову и похоронили ее в месте, где сейчас находится о храм Бакха, а лиру принесли в дар Аполлону в его храм...». tj «Захоронение» «головы Орфея» должно было отвращать
О зло, а в древнем складе ума «голова» равнозначна «вставшего му фаллосу»: именно «итифаллически» вспахивают землю о и болгарские кукеры, зарывая «голову» в землю, чтобы она g была плодородной и чтобы «зло убегало прочь»46. Первые ^ «золотые головки», зарываемые в землю, датированы при-2 мерно серединой V тысячелетия до Р. Х. (обр. 1). Таким же ^ было, по-видимому, и предназначение двух «кенотафов», ^ найденных в Варненском энеолитном некрополе (обр. 2)47. ^ И часть позднеэнеолитных керамических головок представляют «поющую голову» (обр. 3). Они были популярны во Фракии и в I тысячелетии до Р. Х. и даже служили чем-то вроде «советников» в аппликациях на конской амуниции из Лет-ницы (обр. 4)48. Культ «Головы» (в том числе и «срубленной») характерен для ряда древних сообществ, но именно во Фракии обнаруживаются его европейские прототипы.
Сведение Овидия выясняет характер и «Марковых камней», которые и сегодня чтут в Болгарии (обр. 5)49, так как они, наверное, символизируют ту Змею-Дракона, которой бог
46 Orachev A. Bulgaria the land...
47 Дно символической могилы утрамбовано и в нижней его части смоделирована голова в «левом» профиле. В верхней части (в качестве своеобразной диадемы) положены золотые круглые пластины. Место глаза обозначено золотой проволокой, а вокруг уха положены кольца (снова из золотой проволоки). В области шеи восемь золотых пластин изображают ожерелье. У головы положен «топор-молот» (скипетр), а параллельно с ним — человеческая кость. Положение «глиняной маски» (типа «отрубленная голова») вместе с золотыми пластинами (типа «поющая голова») символизирует своеобразное энеолитное погребение «головы Орфея».
48 На трех левых аппликациях Всадника сопровождает «отрубленная голова». Это символ Орфея, сопровождающего Героя в качестве «советника» (в хеттских клинописных текстах таких «советников» всегда двое — по одному с левой и с правой стороны). На двух аппликациях у Орфея борода, и он направил взгляд вниз, в то время как на третьей, там, где Герой держит копье в левой (магической) руке и лицо у него бритое (как это принято и у именитых нартов), появляется другая «Голова-советник».
49 Это валун высотой 8 м, на вершине которого есть два отверстия. Местное населения считает, что дождевая вода в них обладает лечебными свойствами (от бесплодия и глазных болезней).
Аполлон «пасть превращает раскрытую в твердый камень». Преклонение перед этими «драконовыми» камнями — древняя традиция, а и сама голова Орфея превращается в Дракона. Версия, в которой голова Орфея превращается «Дракона», описана и Псевдо-Плутархом (Бе Аиу. 3): «... Женщины, разо-
Аполлона стала созвездием, а из пролившейся крови появи-
©
рвавшие Орфея, бросили его члены в реку Гебр. Голова смерт- >
ного по воле богов превратилась в дракона, лира по желанию к
»
лась трава, которая называется "кифара". Когда справляются §
х
Клитоним в третьей книге сочинения "О Фракии
Превращение «головы Орфея» в Дракона/Змея — часть с
фракийских представлений, перевоплощенных и в болгар- и
х
Летницы (обр. 6)51, может быть и трехголовым52. Из дошедших р
до наших дней фрагментов « Фракийских историй» Клитонима в
и фрагментов других подобных «историй» видно, что фракий- к
ские верования и представления, как правило, эллины запи- Я
сывали не как храмовые легенды, мифологические циклы или §
«царские доктрины», а как тот или иной вид местного фоль- о
клора. Это отчетливо видно у Павсания в «Описании Элла- ^
ды» (9.30.3-5)53: «Есть тут и статуя фракийского Орфея, рядом а --х
Дионисии, эта трава издает звуки кифары; местные же жители, одевшись в небриды и взяв тирсы, поют гимн: не размышляй, когда напрасны размышленья... Об этом рассказывает
ских волшебных сказках, в которых он так же, как и в кладе из
50 Перевод Торошилова «не размышляй, когда напрасны размыш-леньяне» неточен, надо читатъ: «Не размышляй, что быть мудрым напрасно!»
51 Фигура человека с длинными волосами (собранными на темени — боевая укладка волос типа «анасилос») стоит слева от трехголового дракона. В правой руке несет то «Зеркало» (какие делал Гефест), которым можно было «улавливать все живое». Оно повернуто в сторону Трехголового дракона — поймать «зеркалом» создание из Потустороннего мира в складе архаического мифологического сознания было равносильно лишению его сил. Сцена имеет параллели и в «Нартском эпосе», и в болгарском фольклоре, а яркая параллель — это и знаменитая аппликация из Хасанлу (начало I тысячелетия до Р. Х.), на которой Дракон, сплетенный вокруг женского тела, направил все свои три головы в сторону Героя.
52 Беновска-Събкова М. Змеят в българския фолклор. София, 1995.
53 Павсаний. Описание Эллады / Пер. и прим. С. П. Кондратьева. СПб., 1996 // URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1385000930 (дата обращения: 08.09.2019).
га с которым стоит Телетэ (Посвящение)54... Относительно о Орфея эллины верят многому, что является сущей неправдой, ^ между прочим тому, что Орфей был сыном музы Каллиопы, О а не дочери Пиера, что к нему собирались дикие звери, оча-л рованные прелестью звуков его песен; что он живым сходил о в Аид к подземным богам, прося вернуть ему жену. Как мне ^ кажется, Орфей превосходил красотой своих поэм всех быв-^ ших до него, но наибольший авторитет он заслужил тем, что 2 его считали знающим, как совершать таинства в честь богов, ^ как производить очищения за безбожные поступки, как врач чевать болезни и как отвращать гнев богов. Рассказывают, что ^ фракийские женщины уже давно задумали убить его за то, что, блуждая сам, он убедил их мужей следовать за ним повсюду, но из-за страха перед своими мужьями они не решались выполнить своего намерения. Но когда они как-то чересчур напились вина, они выполнили это преступное дело. С этого времени и у их мужчин установился обычай идти в битву пьяными. Есть, которые говорят, что Орфей нашел себе кончину, пораженный по воле бога молнией. А поражен он был молнией за те речи и откровения, которым, неслыханным прежде людьми, он учил в таинствах и обрядах. Но другие передают, что после преждевременной смерти своей жены он ходил из-за нее в Аорн в Феспротидской области; там издревле был оракул и практиковалось вызывание теней умерших. Он думал, что душа Эври-дики следует за ним; но когда, обернувшись, он увидал, что ошибся, то от горя он собственноручно лишил себя жизни... Македоняне, которые живут в местности под горой Пиерией и в городе Дие, говорят, что Орфей был убит женщинами именно здесь. Если идти из Дия в гору и пройти стадиев 20, то направо есть каменный столб, а на столбе стоит мраморная урна. Как говорят местные жители, в этой урне лежат кости Орфея. 4. Тут протекает река Геликон... Жители Дия говорят, что эта река прежде все время текла по поверхности земли, но когда женщины, убившие Орфея, захотели смыть в ней его кровь, то река ушла под землю с тем, чтобы ее воды не послужили
54 Здесь ТеХех^ можно перевести и как «Совершенство», поскольку хеХеха! означает и «посвящениями в таинства».
очищением от этого убийства. 5. Я слышал в Ларисе и другой рассказ: на склоне Олимпа, обращенном к Македонии, есть город Либефра, а недалеко от города есть могильный памятник Орфея. Как-то от Диониса во Фракии пришло жителям Либеф-ры предсказание, что, когда солнце увидит кости Орфея, тогда
такого дикого зверя, столь большого и сильного, чтобы взять
дующее: один пастух приблизительно около полудня прилег у могилы Орфея и заснул; во сне на него снизошло вдохновение, и он запел стихи Орфея сильным приятным голосом.
в ©
город у либефрийцев будет разрушен свиньею. Они не при- а
дали большого значения этому речению бога, считая, что нет к
»
их город. Но, по божьему соизволению, случилось с ними сле- к
х
Бывшие поблизости пастухи и земледельцы все бросили свою я работу, собрались к пастуху, чтобы послушать, как он поет о во сне. Толкаясь и споря друг с другом, чтобы стать поближе и к пастуху, они повалили колонну на могиле; стоящая на ней урна и
упала и разбилась, и солнце увидало кости Орфея, которые там р
в
горных потоков Олимпа есть и такая — устремилась на стены к либефрийцев, низвергая святилища богов и дома частных лиц; Я люди и все животные в городе потонули. Так как либефрийцы ^ уже погибли, то македоняне из Дия, по словам моего знакомо- о го из Ларисы, перевезли к себе кости Орфея. Кто занимался я вопросами поэзии, тот знает, что все гимны Орфея каждый а в отдельности очень коротки и что всех их очень немного...». ^
Мотивы павсаниевого рассказа и других преданий можно обнаружить в болгарской обрядности и в фольклоре, что дает возможность использовать болгарские песни, сказки и легенды при анализе фракийского наследия55. Здесь важная роль отведена и свинье (кабану), так как такая традиция видна в произведениях искусства не только во Фракии, но и в обрядах хеттов56.
еще остались. И тотчас в дождь, и река Сис (Свинья) — среди
55 См.: Теодоров Е. Древнотракийско наследство в българския фолк-лор. София, 1972.
56 Еще в XVIII в. до Р. Х. храмам преподносили в дар отдельно от «священных зверей» и жертвенных свиней. Так, например, «царь Кусары», столицы «страны Хати», преподнес в дар «семьдесят свиней»: Надпись Аниттаса // Иванов В. В. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. М., 1977 // URL: https://www.rulit.me/books/luna-
га В «орфической версии гимна к Деметре» это «черные сви-о ньи — культовые животные Артемиды и Афины»57. tj В свою очередь Платон (Plato. Charm. 156-157) описывает
О и одну из основных для любого общества практик — лечеб--q ных: «... этим заговором58. Научился же я ему... у некоего фра-о кийского врача из учеников Залмоксида: считается, что врачи g эти дают людям бессмертие. Так вот, фракиец этот говорил, ^ будто эллинские врачи правильно передают то, что я тебе сей-2 час поведал; но Залмоксид, сказал он, наш царь, будучи богом, ^ говорит: "Как не следует пытаться лечить глаза отдельно ^ от головы и голову — отдельно от тела, так не следует и лечить ^ тело, не леча душу, и у эллинских врачей именно тогда бывают неудачи при лечении многих болезней, когда они не признают необходимости заботиться о целом, а между тем если целое в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке.". Потому-то и надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова, и все остальное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу, дорогой мой, должно известными заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как верные речи...»59.
Об этом Залмоксиде известно и Геродоту: «94. Что касается веры гетов в бессмертие, то она состоит вот в чем. По их мнению, они не умирают, но покойник отходит к богу Салмок-сису... 95. Впрочем, как я слышал от эллинов, живущих на Геллеспонте и на Понте, этот Салмоксис был человеком, рабом на Самосе, а именно рабом Пифагора, сына Мнесарха. Потом, став свободным, приобрел великое богатство и с ним возвратился на родину. Фракийцы влачили тогда жалкое существо -вание и были несколько глуповаты. Салмоксис познакомился с ионийским образом жизни и обычаями, более утонченными, чем фракийские, так как ему пришлось общаться с величайшим эллинским мудрецом Пифагором. Салмоксис велел устроить
upavshaya-s-neba-drevnyaya-literatura-maloj-azii-download-free-239516 (дата обращения: 26.09.2019).
57 Фрагменты ранних греческих. С. 42: «черными» и сейчас являются дикие кабаны в болгарских горах.
58 «Этим заговором» (т^ елшб^) в данном случае соответствует болгарскому «баене».
59 Платон. Хармид 156-157 (перевод А. В. Лебедева).
©
H Sc
обеденный покой для мужчин, куда приглашал на угощение
знатнейших горожан. При этом он доказывал друзьям, что
ни сам он, ни они — его гости и даже их отдаленные потомки
никогда не умрут, но перейдут в такую обитель, где их ожи- в
дает вечная жизнь и блаженство. Между тем, устраивая упо- ©
мянутые угощения с такими речами, Салмоксис велел соору- а
к
дить для себя подземный покой. Когда этот покой был готов, Салмоксис исчез из среды фракийцев, спустился в подземелье и там жил три года. Фракийцы же страстно тосковали по нем К
х
и оплакивали как умершего. На четвертый год, однако, Салмоксис вновь явился фракийцам, и те, таким образом, уверовали в его учение. 96. Вот что совершил Салмоксис, по словам фракийцев. Что до меня, то я и не отвергаю рассказа о нем и о подземелье, но и не слишком-то в это верю. Все же я полагаю, что этот Салмоксис жил за много лет до Пифагора. Впрочем, был ли вообще Салмоксис человеком или каким-либо g местным божеством гетов, не будем больше говорить о нем»60. р
Главное в случае с Залмоксидом — это не спорная g «иммортализация»61, а подземное жилище: на Добруджан- H ском побережье62, в Восточных Балканских горах и в Родоп- я ских горах63 можно найти подобные «жилища», причисляемые ^ к скальным гробницам64. В Страндже и Восточных Родопах, 0 однако, эти подземные жилища имеют и форму дольменов65. р _ Й
60 Геродот 4.94-96 (Геродот. История в девяти книгах / Пер. и прим. х Г. А. Стратановского. М., 1999 // URL: http://www.vehi.net/istoriya/ grecia/gerodot/04.html (дата обращения: 21.08.2019)).
61 Попов Д. Проучвания върху тракийската религия. I. Обезсмъртя-ването // ГСУ, ИФ 75. 1982 С. 13-47; ср.: Sharankov N. How did the Getae «Immortalise»? // Хелис. 5. 2006. P. 491-501; и ср.: Рабаджиев К. Залмок-сис, гетите и безсмъртието // Acta Musei Varnaensis 8.1. Terra antiqua Balcanica et Mediterranea. Сборник в чест на Александър Минчев. Varna, 2007. C. 29-51, а также и умозрительные версии: Eliade М. Von Zalmoxis zu Dschingis-Khan. Religion und Volkskultur in Südosteuropa. Frankfurt, 1990.
62 См.: Шкорпил К. Старини в черноморската област. Част I: Мега-литни паметници и могилища. София, 1925; ср.: Мегалитите в Тракия. Част 2: Тракия Понтика. София, 1982.
63 Цонев Л. Мегалити в България. София, 2007.
64 Мегалитите в Тракия...
65 О мегалитической культуре см.: Özdogan M. Early Iron Age in Eastern Thrace and the Megalithic Monuments // Thracians and Phrygians.
Сами жители Странджи показательно называют дольмены «Драконовы дыры» (обр. 7)66, а Змей/Дракон в болгарском фольклоре — это именно реминисценции фракийских языческих верований67.
На территории Болгарии закладывается, по крайней мере, часть праисторических европейских моделей цивилизации и происходит кристаллизация принципов, посредством которых взаимодействуют две обособившиеся от них структуры — «село» и «город». Нигде больше в Европе нет такой возможности на протяжении тысячелетий последовательно прослеживать своеобразие и выявлять сущностные различия между сельской и городской культурами, улавливать принципиальные различия в мировоззрении, выявлять отличия в повседневных стереотипах поведения и способах, которыми крестьяне и городские жители осмысливают, воспринимают и стараются организовать мир.
Основные наблюдения
1. «Фракологи» начали выявлять в ряде сцен, запечатленных на «фракийских образах», иллюстрации «фракийских мистериальных практик», которые связывают с «фракийским орфизмом» и «царской идеологией». Подобные трактовки хитроумны, но они не выдерживают критики, поскольку «секрет» местных тайн был известен только «посвященным».
2. Принимать такие сцены, как «мистериальные практики», связанные с «иммортализацией» фракийской элиты, означает, что и мастера, сотворившие их, должны быть «посвящены в мистерии». Однако это абсурд, учитывая постулированный строго аристократический характер «мистериального фракийского орфизма»: ведь и мастера, и соответствующий заказчик нарушили бы «тайну», о соблюдении которой следует принести особую клятву68.
Problems of Parallelism. Ankara, 1998. P. 29-40; о документированных дольменах на болгарских землях см.: Цонев Л. Мегалити в България...
66 Орачев А. История на Синеморец. София, 2019. С. 33-34.
67 Беновска-Събкова М. Змеят в българския фолклор...
68 Рабаджиев К. Елински мистерии... С. 9-10.; ср.: Burkert W. Ancient Mystery Cults. Cambridge (Mass.); London, 1987.
О rn н
с
н ^
и О
л я О
к
л
н
Я «
S
S ч н л
3. Самые ранние «орфические» памятники во Фракии созданы во второй половине V тысячелетия до Р. Х., а фольклор- ф ное обособление «Драконовых домов» (дольменов) в Стран- й дже связано именно с фракийскими восприятиями Орфея. в
4. Эти праисторические представления сохранились под
в этом случае болгарский фольклор и параллели с Осетинским эпосом дают возможность уловит] ванных фракийских восприятиях мира.
5. Введение в обиход «божьих мистерий» представляет собой всего лишь часть свершений Орфея, при том главным
69 См.: Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 2007.
70 The Hymns of Orpheus / Trans. by T. Taylor // The Life and Theology
натиском времени, чтобы пережить «возрождение» в сце- >
нах, воссозданных в найденных фракийских кладах. Именно к
»
я
ским эпосом дают возможность уловить главное в унаследо- к
х
образом в эллинских городских представлениях о нем. Для я
фракийской скотоводческо-земледельческой обрядности о
и верований важны «изобретение земледелия», «очищение и
- х
от нечестивых поступков», «лекарства от болезней» и «уми- и
лостивление гнева божия», чтобы можно было «обеспечить» р
о
плодородие и стад, и пашен, и людей.
6. Наличные данные обозначают перспективную научную к задачу расслоить болгарские «Богомильские книги и леген- Я ды», которые не только и не настолько манихейские (сирий- ^
ские) или павликианские (армянские), сколько представляют о собой отголоски фракийских крестьянских представлений я о «Добре» и «Зле»69. а
7. Что касается орфических гимнов, принято, что они ^ являются набором доклассических композиций, а начиная
с Томаса Тейлора в них ведется поиск параллелей с Ригве-дой и данных о «праисторической европейской мифологии». Переводы, сделанные этим британским классическим филологом и неоплатоником, опубликованные с подробными ремарками, иллюстрирующими «философию» Тейлора, оказали влияние на всех оккультистов и особенно на теософов, в которого превратился после 1986 г. и Александр Фол70.
8. Во Фракии представления об Орфее порождаются, развиваются и продолжают жить именно благодаря тому, что
of Orpheus. London, 1792.
га являлись частью устойчивых скотоводческо-земледельческих
о верований и обрядных практик. Они были направлены на обе-
^ спечение плодородия не только скота и пашен, но в первую
О очередь и прежде всего — людей.
л 9. В «Богомильских книгах и легендах», и в болгарских
га
о апокрифических сочинениях71, и в фольклоре обнаруживается ся множество «орфических» представлений: о Добре и Зле ^ и соответствующих гимнах-молитвах; данные о целитель-2 ных средствах, заклинаниях и молитвах; «средствах» очище-
^ ния от грехов; гаданиях и наконец, но не на последнем месте К
^ по значению, о «молитвах» и «благословениях», выпрашива-
^ ющих плодородие72.
Источники И ЛИТЕРАТУРА
Асоян А. А. Семиотика мифа об Орфее и Эвридике. — СПб.: Алетейя, 2015. — 136 с.
Беновска-Събкова М. Змеят в българския фолклор. — София: Марин Дринов, 1995. — 168 с.
Богданов Б. Орфей и древната митология на Балканите. София: СУ «Климент Охридски», 1991 // URL: https://chitanka. info/text/39751-orfej-i-drevnata-mitologija-na-balkanite (дата обращения: 06.09.2017).
Ботева Д. Етрополският свети Атанас и прорицалището на бесите // Минало. 1996. Кн. 2. C. 18-28.
Венедиков И., Виходцевски Н. Две неизвестни гробници в земите на одрисите // Известия на Българското историческо дружество 28. София, 1972. С. 5-24.
Геродот. История в девяти книгах / Пер. и прим. Г. А. Страта-новского. М.: Ладомир, 1999. — 752 с. // URL: http://www.vehi.net/ istoriya/grecia/gerodot/04.html (дата обращения: 21.08.2019).
Делев П., Божкова А., Ботева Д. Надгробни могили в зем-лището на с. Исперихово, Пазарджишко // Rhodopica 1-2. 2002. С. 123-138.
Диодор Сицилийский. Греческая мифология / Пер. с древне-греч. О. П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2000. — 224 с. // URL:
71 См.: Петканова Д. Стара българска литeрaтура. Т. 1. Апокрифи. София, 1981 // URL: http://macedonia.kroraina.com/bg_ap/index.html (10.09.2019).
72 См.: Теодоров Е. Древнотракийско наследство...; ср.: Георгиева И. Българска народна митология. София, 1983.
https://www.rulit.me/books/istoricheskaya-biblioteka-grecheskaya-mifologiya-read-249029-1.html (дата обращения: р 20.08.2019). Е
Еврипид. Трагедии / Пер. И. Анненского, М. Л. Гаспарова, St В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Т. 1. — М.: Ладомир-Наука. 2006. — ° 656 с. ©
Иванов В. В. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой К Азии. — М.: Художественная литература, 1977. — 317 с. // URL: s
https://www.rulit.me/books/luna-upavshaya-s-neba-drevnyaya- ® literatura-maloj-azii-download-free-239516 (дата обращения: s 26.09.2019). Х
Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София: Захарий р Стоянов, 2007. — 440 с. // URL: http://macedonia.kroraina.com/ji/ с ji_1b_7.html (дата обращения: 19.08.2019). ь
Илиев Й. Антични извори за пророческите способности я на Орфей // Докторански и постдокторантски четения 2012. с ИФ — СУ «Климент Охридски». София: Издателство на Софий- S ския университет, 2014. С. 7-22. х
Йорданова-Алексиева М. Елински орфически свидетелства. Е София: Хеликон, 2004. — 305 с. ро Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом разви- А тии. — М.: Министерства просвещения РСФСР, 1957. — 620 с. н
Лукиан. Сочинения. В двух томах / Под ред. А. И. Зайцева. я Т. 1. СПб.: Алетейя, 2001. — 472 с.; Т. 2. СПб.: Алетейя, 2001. — 472 с. // URL: https://annales.info/ant_lit/lukian/index.htm (дата ° обращения: 25.09.2019). р
Орачев А. История на Синеморец. — София; Сдружение Чер- я номорска Странджа, 2019. — 164 с. А
Павсаний. Описание Эллады / Пер. и прим. С. П. Кондратьева. СПб.: Алетейя, 1996 // URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t. htm?a=1385000930 (дата обращения: 08.09.2019).
Петканова Д. Стара българска литeрaтура. Т. 1. Апокрифи. София: Български писател, 1981. — 432 с. // URL: http://macedonia. kroraina.com/bg_ap/index.html (дата обращения: 10.09.2019).
Попов Д. Проучвания върху тракийската религия. I. Обез-смъртяването // ГСУ, ИФ 75. 1982. C. 13-47.
Попов Д. Тракийската религия. — София: Изток-Запад, 2010. — 440 с.
Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Пер. с лат. С. Шервин-ского. — М.: Художественная литература, 1977. — 430 с.
Рабаджиев К. Елински мистерии в Тракия (опит за археологически прочит). — София: Св. Климент Охридски, 2002. — 212 с.
и Рабаджиев К. Залмоксис, гетите и безсмъртието // Acta Musei
о Varnaensis 8.1. Terra antiqua Balcanica et Mediterranea. Сборник ^ в чест на Александър Mинчев. Varna, 2007. С. 29-51. я Рабаджиев К. Орфей в изобразителните паметници от Tра-
кия // Heros Hephaistos. Studia in honorem Liubae Ognenova-£ Marinovа. Велико ^рново: Фабер, 2005. С. 72-79. ° Рабаджиев К. Орфей в Хадес // Jubilaeus V. Сборник в чест
g на проф. д.и.н. Mаргарита Tачева. София, 2002. С. 348-354. ^ Радев И. Tаксидиоти и таксидиотство по българските земи
öä XVIII-XIX в. — София: Абагар, 199б. — 334 с. X Русяева А. С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // Вестник
ES древней истории. 1978. № 1. С. 87-104.
н Юршилов Д. О. Античная мифография: мифы и единство
^ действия. СПб.: Алетейя, 1999. — 427 с. // URL: https://vk.com/ doc271202244_444813164 (дата обращения: 10.09.2019).
Фол А. Tракийският орфизъм. София: УИ Св. Климент Охрид-ски, 1986. — 243 с.
Фол А. Orphica Magica. T. 1. —София: Климент Охридски, 2004. — 263 с.
Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Сост. и пер. А. В. Лебедев. — M.: Наука, 1989. — 576 с. // URL: http://www. plato.spbu.ru/TEXTS/lebedev/1/orphaeus.htm (дата обращения: 16.08.2019).
Шичалин Ю. Я. Статус науки в орфико-питагорейских кругах // Философско-религиозные истоки науки / Отв. ред. П. П. Гайденко. M.: Mартис, 1997. С. 13-43 // URL:
http://eb.arsu.kz:81/pdf/foreign/a26011583.pdf (дата обращения: 09.08.2019).
Элиаде M. Орфей, Пифагор и новая эсхатология // История веры и религиозных идей. T. 2. M.: Критерион, 2002 // URL: https://religion.wikireading.ru/60909 (дата обращения: 27.08.2019).
Элиаде M. Шаманизм: архаические техники экстаза / Пер. с англ. К. Богуцкого, В. Tрилиса. — Киев: София, 2000. — 480 с. // URL: http://volkstay.com/biblioteka/1/shamanism.pdf (дата обращения: 27.08.2019).
Юрукова Й. Mrn^r за Орфей в монетосеченето на тракийски-те градове // Нумизматика 16.3. 1982. С. 5-12.
Alderink L. J. Creation and Salvation in Ancient Orphism. — Chico: Scholars Press, 1981. — 142 p.
Bernabé A. Orphische Schriften // Philosophie der Kaiserzeit und der Spätantike. Basel: Schwabe, 2018. S. 1176-1201.
Betegh G. The Derveni Papyrus: Cosmology, Theology and Interpretation. — Cambridge: University Press, 2004. — 456 p.
Böhme R. Orpheus: der Sänger und seine Zeit. — Bern: Francke, 1970. — 576 p. Ф
Burkert W. Ancient Mystery Cults. — Cambridge (Mass.); London: E Harvard University Press, 1987. — ix+181 p. St
Burkert W. Гог|д. Zum griechischen Schamanismus // Rheinisches ° Museum fur Philologie 105. 1962. P. 36-55 // URL: http://www.rhm. р uni-koeln.de/105/Burkert.pdf (дата обращения: 26.08.2019). К
Carotta F., Eickenberg A. Orpheos Bakkikos: Das verschollene s Kreuz. 2009 // URL: https://www.academia.edu/2552387/ (дата с обращения: 26.08.2019). и
Coman J. Zalmoxis et Orphee // Известия на археологическия и институт 16. 1950. С. 177-184. р
Delev P. La Thrace pontique et la culture megalitique thrace. — с Thracia Pontica 1 (1979). 1982. P. 125-129. ь
Diels H. Die fragmente der vorsocratiker / Greichisch und Deutsch я von H. Diels, Hrsg. von V. Kranz. Bd 1-3. Berlin, 1959-1960 // URL: С https://archive.org/details/diefragmenteder00krangoog (дата обра- И щения: 10.08.2010). х
Dodds E. R. The Greeks and the Irrational. Berkeley: University E of California Press, 1951 // URL: https://archive.org/details/E.R.Dod 0 dsTheGreeksAndTheIrrational (дата обращения: 26.08.2019). A
Eisler R. Orpheus — The Fisher. Comparative Studies in Orphic н and Early Christian Cult Symbolism. London: J. M. Watkins, 1921. — я 439 p. // URL: https://archive.org/details/MN40292ucmf_1/page/n3 (дата обращения: 26.08.2019). 0
Eisler R. Orphisch-Dionysische mysterien-gedanken in der christli- р chen antike. — Leipzig; Berlin: Teunber, 1925. — 424 s. я
Eliade М. Von Zalmoxis zu Dschingis-Khan. Religion A und Volkskultur in Südosteuropa. — Frankfurt: Insel, 1990. — 267 s.
Friedländer P. Studien zur antiken Literatur und Kunst. — Berlin: de Gruyter, 1969. — 711 s.
Friedman J. Orpheus in Middle Ages (Medieval Studies). — New York: Syracuse University Press, 2000. — 288 p.
Gahtrie W. K. С. Orpheus and Greek Religion. — New Jersey: Princeton University Press, 1993. — 296 p.
Graf F., Johnston S. I. Ritual Texts for the Afterlife. Orpheus and the Bacchic Gold Tablets. London; New York: Routledge, 2007. — 296 p. // URL: https://epdf.pub/queue/ritual-texts-for-the-afterlife-orpheus-and-the-bacchic-gold-tablets.html (дата обращения: 26.08.2019).
Gruppe O. Orpheus // Roscher Lex. Bd 3. Abt. 1. Leipzig, 19871902. S. 1058-1207.
Kern O. Orpheus. Eine religionsgeschichtliche Untersuchung. — Berlin: Weidmann, 1920. — 693 s. // URL: https://archive.org/details/ orpheuseinereli00strzgoog/page/n8 (дата обращения: 26.08.2019).
§ Kern O. Orphicorum Fragmenta. Berlin, 1922. — 407 p. // URL:
о https://archive.Org/details/orphicorumfragme00orphuoft/page/i ^ (дата обращения: 02.02.2018).
я Linforth I. The Arts of Orpheus. — Los Angeles: University of Cali-
co fornia Press, 1941. — 367 p.
Lukiani opera. Recc. Nilen et Jakobitz. — Lipsae, 1913-1921. ° Mass E. Orpheus. Untersuchungen zur griechischen, römischen,
g altchristlichen Jenseitsdichtung und Religion. — München: Beck, ^ 1895. — 353 s. // URL: https://archive.org/details/orpheusuntersuc-öj 00maasgoog (дата обращения: 26.08.2019). g Meuli K. Scythica // Hermes 70. 1935. S. 121-176.
S Mihailov G. Inscriptiones graecae in Bulgaria repertae. Vol. 5: Ins-
H criptiones novae, addenda et corrigenda. — Serdicae: Academia Litte-^ rarum Bulgare. 1997. — 498 p.
Mullerus C. Fragmenta Historicorum Graecorum. 2 // URL: http:// www.dfhg-project.org (дата обращения: 10.08.2017).
Nilsson M. Early Orphism and kindred Religious Movements // The Harvard Theological Review 28.3. 1935. P. 181-230.
Orachev A. Bulgaria the land of treasures (with 170 colour illustrations). — Sofia: Borina, 2017. — 111 p.
Orphica Bilingual Anthology // URL: https://www.ellopos.net/ elpenor/greek-texts/ancient-greece/orphica.asp (дата обращения: 02.04.2018).
Orphisme et Orphée. En l'honneur de J. Rudhardt. Recherches et Rencontres. Publications de la Faculté des Lettres de Genève 3. Droz. / Ed. P. Borgeaud. — Genève, 1991. — 293 p.
Ovid. The Metamorphoses: A comp. English translation and Mythological index. Book XI / Ed. by A. S. Kline. University of Virginia, 2000 // URL: https://ovid.lib.virginia.edu/trans/Metamorph11.htm (дата обращения: 26.08.2019).
Özdogan M. Early Iron Age in Eastern Thrace and the Megalithic Monuments // Thracians and Phrygians: Problems of Parallelism. Ankara, 1998. P. 29-40 // URL: https://www.academia.edu/32249296/ Early_Iron_Age_in_Eastern_Thrace_and_the_Megalithic_Monu-ments.pdf (дата обращения: 09.08.2018).
Platonis opera / Ed. by J. Burnet. Vol. 1-5. — Oxford: Clarendon Press, 1900 // URL: https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/index7.htm (дата обращения: 10.03.2019).
Poetae Epici Graeci. Pars II. Fasc. 1 Orphicorum et Orphicis similium testimonia et fragmenta (Bibliotheca Teubneriana) / Ed. A. Bernabe. — München; Leipzig: K. G. Saur, 2004. — 553 p.
P. Ovidus Naso. Metamorphoses. Liber 10-11 // URL: https:// www.thelatinlibrary.com/ovid.html (дата обращения: 06.07.2016).
Real-Encyclopädie der Classischen Altertumswissenschaft // URL: http://ancientworldonline.blogspot.com/2010/09/emerging-open-access-paulys.html (дата обращения: 07.03.2019).
Roscher W. H. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd 3. Abt. 1. — Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1987-1902. — 3472 s. // URL:
https://de.wikisource.org/wiki/Ausf%C3%Bchrliches_Lexikon_ der_griechischen_und_r%C3%B6mischen_Mythologie (дата обращения: 07.03.2019).
Sharankov N., Cherneva-Tilkiyan S. The Life of Ancient Philip-popolis in Lucian's Dialogue Runaways // Archaeologia Bulgarica. 6.3. 2002. P. 45-61.
Sharankov N. How did the Getae «Immortalise»? // Хелис. 5. 2006. P. 491-501.
Suidae Lexicon / Ed. I. Bekkeri. Berlin: G. Reimer, 1854 // URL: https://archive.org/details/suidaelexicongr01suid/page/n4 (дата обращения: 26.08.2019).
Uzdavinys A. Orpheus and the Roots of Platonism. — London: The Matheson Trust, 2011. — 118 p.
Vinogradov J. G. Zur sachlichen und geschichtlichen Deutung der Orphiker-Plättchen von Olbia // En l'honneur de J. Rudhardt. Recherches et Rencontres. Publications de la Faculté des Lettres de Genève 3. Droz. / Ed. P. Borgeaud. Genève, 1991. P. 77-86.
West M. L. The Orphic Poems. — Oxford: Clarendon Press, 1983. — 296 p.
Ziegler K. Art. Orpheus // RE. Bd 18.1. 1939. Col. 1200-1316.
Ziegler K. Art. Orphische Dichtung // RE. Bd 18.2. 1942. Col. 13211427.
References
Alderink L. J. (1981) Creation and Salvation in Ancient Orphism, American Classical Studies 8, Chico: Scholars Press, 142 p.
Asojan A. A. (2015) Semiotika mifa ob Orfee i Jevridike [The semiotics of the myth of Orpheus and Eurydice], Saint-Petersburg: Aletejja, 136 p. (in Russian)
Bekkeri I. (1854) Suidae Lexicon, Berlin: G. Reimer, URL: https:// archive.org/details/suidaelexicongr01suid/page/n4 (26.08.2019).
Benovska-Sabkova М. (1995) Zmejat v balgarskija folklor [Serpents in Bulgarian folklore], Sofia: Marin Drinov, 168 p. (in Bulgarian)
Bernabé A. (2018) Orphische Schriften, Philosophie der Kaiserzeit und der Spätantike, Basel: Schwabe, pp. 1176-1201.
©
H Sc M
о e
А
«
S
Sc
n «
s х к
H
n
H
№ я
S
n «
s
х M
H ►d О И
А S
5 я
х s о
и я
6
А х
m Bernabé A. (2004) Poetae Epici Graeci, p. II, fasc. 1 Orphicorum
o et Orphicis similium testimonia et fragmenta (Bibliotheca Teubneriana), ^ München; Leipzig: K. G. Saur, 553 p.
m Betegh G. (2004) The Derveni Papyrus: Cosmology, Theology
and Interpretation, Cambridge: University Press, 456 p.
Bogdanov B. (1991) Orfey i drevnata mitologija na Balkanite ° [Orpheus and the ancients mythology in the Balkans], Sofia: g SU «Kliment Ohridski», URL: https://chitanka.info/text/39751-orfej-^ i-drevnata-mitologija-na-balkanite (06.09.2017). (in Bulgarian) t^ Borgeaud P. (1991) Orphisme et Orphée, En l'honneur
X de J. Rudhardt. Recherches et Rencontres. Publications de la Faculté S des Lettres de Genève 3. Droz., Genève, 293 p.
w Boteva D. (1996) Etropolskijat sveti Atanas i proritsalishcheto
na besite [The Etropolean Saint Athanas and the prophetess of the Bessians], Minalo, book 2, pp. 18-28. (in Bulgarian)
Böhme R. (1970) Orpheus: der Sänger und seine Zeit, Bern: Francke, 576 p.
Burkert W. (1987) Ancient Mystery Cults, Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, ix+181 p.
Burkert W. (1962) Tor|ç. Zum griechischen Schamanismus, Rheinisches Museum fur Philologie 105, pp. 36-55, URL: http://www. rhm.uni-koeln.de/105/Burkert.pdf (26.08.2019).
Burnet J. (1900) Platonis opera, vol. 1-5, Oxford: Clarendon Press, URL: https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/index7.htm (10.03.2019).
Carotta F., Eickenberg A. (2009) Orpheos Bakkikos: Das verschollene Kreuz, URL: https://www.academia.edu/2552387/ (26.08.2019).
Coman J. (1950) Zalmoxis et Orphee, Izvestija na arheologicheskija institut 16, pp. 177-184.
Delev P., Bozhkova A., Boteva D. (2002) Nadgrobni mogili v zemlishcheto na s. Isperikhovo, Pazardzhishko [Tombstones in the land of Isperihovo village, Pazardzhik region], Rhodopica 1-2, pp. 123-138. (in Bulgarian)
Delev P. (1982) La Thrace pontique et la culture megalitique thrace, Thracia Pontica 1, pp. 125-129.
DielsH.,KranzV. (1959-1960) Diefragmente dervorsocratiker,vol. 1-3, Berlin, URL: https://archive.org/details/diefragmenteder00krangoog (10.08.2010).
Diodor Sicilijskij (2000) Grecheskaja mifologija [The Greek mythology] (Trans. O. P. Cybenko), Moscow: Labirint, 224 p., URL:
https://www.rulit.me/books/istoricheskaya-biblioteka-grecheskaya-mifologiya-read-249029-1.html (20.08.2019). (in Russian) Dodds E. R. (1951) The Greeks and the Irrational, Berkeley: University of California Press, URL: https://archive.org/details/E.R.DoddsT heGreeksAndThelrrational (26.08.2019).
Eisler R. (1921) Orpheus — The Fisher. Comparative Studies
in Orphic and Early Christian Cult Symbolism, London: J. M. Watkins, p
439 p., URL: https://archive.org/details/MN40292ucmf_1/page/n3 g
(26.08.2019). B
Eisler R. (1925) Orphisch-Dionysische mysterien-gedanken o
in der christlichen antike, Leipzig; Berlin: Teunber, 424 p. p
Eliade M. (2002) Orfej, Pifagor i novaja eshatologija [Orpheus, K
Pythagoras and the New Eschatology], Istorija very i religioznyh idej, s
vol. 2, Moscow: Kriterion, URL: https://religion.wikireading.ru/60909 C
(27.08.2019). (in Russian) s
Eliade M. (2000) Shamanizm: arhaicheskie tehniki ekstaza [Sha- x
manism: archaic techniques of ecstasy] (Trans. K. Boguckij, V. Tri- p
lis), Kiev: Sofija, 480 p., URL: http://volkstay.com/biblioteka/1/ c
shamanism.pdf (27.08.2019). (in Russian) h
Eliade M. (1990) Von Zalmoxis zu Dschingis-Khan. Religion §
und Volkskultur in Südosteuropa, Frankfurt: Insel, 267 p. C
Evripid, Jarho V. N. (2006) Tragedii [Tragedies] (Trans. I. Annenskij, S
M. L. Gasparov, V. N. Jarho), vol. 1, Moscow: Ladomir-Nauka, x
656 p. (in Russian) g
Fol A. (2004) Orphica Magica, vol. 1, Sofia: Kliment Ohridski, 0
263 p. (in Bulgarian) ®
Fol A. (1986) Trakijskijat orfizam [The Thracian Orphism], Sofia: H
UI Sv. Kliment Ohridski, 243 p. (in Bulgarian) §
Friedländer P. (1969) Studien zur antiken Literatur und Kunst, Ber- ^
lin: de Gruyter, 711 p. 0
Friedman J. (2000) Orpheus in Middle Ages (Medieval Studies), New p
York: Syracuse University Press, 288p. to
Gahtrie W. K. C. (1993) Orpheus and Greek Religion, New Jersey: > Princeton University Press, 296 p. ^
Gerodot, Stratanovskij G. A. (1999) Istorija v devjati knigah [History in nine books], Moscow: Ladomir, 752 p., URL: http://www.vehi. net/istoriya/grecia/gerodot/04.html (21.08.2019). (in Russian)
Graf F., Johnston S. I. (2007) Ritual Texts for the Afterlife. Orpheus and the Bacchic Gold Tablets, London; New York: Routledge, 296 p. URL: https://epdf.pub/queue/ritual-texts-for-the-afterlife-orpheus-and-the-bacchic-gold-tablets.html (26.08.2019).
Gruppe O. (1987-1902) Orpheus, Roscher Lex, vol. 3, p. 1, Leipzig, pp. 1058-1207.
Iliev J. (2014) Antichni izvori za prorocheskite sposobnosti na Orfej [Ancient sources for the prophetic abilities of Orpheus], Doktoranski ipostdoktorantski cheteniya 2012. IF — SU «Kliment Okhridski», Sofia: Izdatelstvo na Sofijskija universitet, pp. 7-22. (in Bulgarian)
и Ivanov J. (2007) Bogomilski knigi i legendi [Bogomil books
о and legends], Sofia: Zakharij Stojanov, 440 p., URL: http://macedonia. ^ kroraina.com/ji/ji_1b_7.html (19.08.2019). (in Bulgarian) я Ivanov V. V. (1977) Luna, upavshaja s neba. Drevnaja literaturaMaloj
Azii [The moon fallen from the sky. Ancient literature of Asia Minor], Moscow: Hudozhestvennaja literatura, 317 p., URL: ° https://www.rulit.me/books/luna-upavshaya-s-neba-drevnyaya-
g literatura-maloj-azii-download-free-239516 (26.09.2019). (in Russian) ^ Jordanova-Aleksieva М. (2004) Elinski orficheski svidetelstva [Hel-
lenic orphic testimonials], Sofia: Helokon, 305 p. (in Bulgarian) X Jurukova J. (1982) Mitat za Orfej v monetosecheneto na trakijskite
S gradove [The Myth for Orpheus in a coin cut in the Thracian city], h Numizmatika 16.3, pp. 5-12. (in Bulgarian)
Kern O. (1920) Orpheus. Eine religionsgeschichtliche Untersuchung, Berlin: Weidmann, 693 p., URL: https://archive.org/details/ orpheuseinereli00strzgoog/page/n8 (26.08.2019).
Kern O. (1922) Orphicorum Fragmenta, Berlin, 407 p., URL: https:// archive.org/details/orphicorumfragme00orphuoft/page/i (02.02.2018).
Lebedev A. V. (1989) Fragmenty rannih grecheskih filosofov. Chast 1. Ot epicheskih teokosmogonij do vozniknovenija atomistiki [Fragments of the early Greek philosophers. Part 1. From epic theocosmogonies to the emergence of atomism], Moscow: Nauka, 576 p., URL: http:// www.plato.spbu.ru/TEXTS/lebedev/1/orphaeus.htm (16.08.2019). (in Russian)
Linforth I. (1941) The Arts of Orpheus, Los Angeles: University of California Press, 367 p.
Losev А. F. (1957) Antichnaja mifologija v ee istoricheskom razvitii [Ancient mythology in its historical development], Moscow: Ministerstva prosveshcheniya RSFSR, 620 p. (in Russian)
Lukiani opera (1913-1921) Recc. Nilen et Jakobitz, Lipsae. Lukian, Zajcev A. I. (2001) Sochinenija. V dvuh tomah [Works. In two volumes], vol. 1, Saint-Petersburg: Aletejja, 472 p.; vol. 2, Saint-Petersburg: Aletejja, 472 p., URL: https://annales.info/ant_lit/lukian/ index.htm (25.09.2019). (in Russian)
Mass E. (1895) Orpheus. Untersuchungen zur griechischen, römischen, altchristlichenJenseitsdichtung und Religion, München: Beck, 353 p., URL: https://archive.org/details/orpheusuntersuc00maasgoog (26.08.2019) Meuli K. (1935) Scythica, Hermes 70, pp. 121-176. Mihailov G. (1997) Inscriptiones graecae in Bulgaria repertae, vol. 5: Inscriptiones novae, addenda et corrigendam, Serdicae: Academia Litte-rarum Bulgarica. — 498 p.
Mullerus C. Fragmenta Historicorum Graecorum. 2, URL: http:// www.dfhg-project.org (10.08.2017).
А. C. OPA^EB
Nilsson M. (1935) Early Orphism and kindred Religious Movements, The Harvard Theological Review 28.3, pp. 181-230. p
Orachev A. (2017) Bulgaria the land of treasures (with 170 colour illus- e trations), Sofia: Borina, 111 p. St
Orphica Bilingual Anthology, URL: https://www.ellopos.net/ ° elpenor/greek-texts/ancient-greece/orphica.asp (02.04.2018). p
Ovid, Kline A. S. (2000) The Metamorphoses: A comp. English K translation and Mythological index, book XI, University of Virginia, 2000, s URL: https://ovid.lib.virginia.edu/trans/Metamorph11.htm (26.08.2019). ® Ozdogan M. (1998) Early Iron Age in Eastern Thrace and the Mega- s lithic Monuments, Thracians and Phrygians: Problems of Parallelism, x Ankara, pp. 29-40, URL: https://www.academia.edu/32249296/Early_ p Iron_Age_in_Eastern_Thrace_and_the_Megalithic_Monuments.pdf c (09.08.2018). H
Pavsanij, Kondrat'ev S. P. (1996) OpisanieEllady [Description of Hel- s las], Saint-Petersburg: Aletejja, URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t. c htm?a=1385000930 (08.09.2019). (in Russian) s
Petkanova D. (1981) Stara balgarska literatura [Old Bulgarian x Literature], vol. 1, Apokrifi, Sofia: Balgarski pisatel, 432 p., URL: http:// e macedonia.kroraina.com/bg_ap/index.html (10.09.2019). (in Bulgarian) 0 Popov D. (1982) Prouchvanija varhu trakijskata religija. A I. Obezsmartjavaneto [Studies on Thracian religion. I. The Immortality], H GSU, IF 75, pp. 13-47. (in Bulgarian) g
Popov D. (2010) Trakijskata religija [The Thracian religion], Sofia: ^ Iztok-Zapad, 440 p. (in Bulgarian) 0
P. Ovidus Naso. Metamorphoses, book 10-11, URL: https://www. p thelatinlibrary.com/ovid.html (06.07.2016). g
Publij Ovidij Nazon, Shervinskij S. (1977) Metamorfozy, Moscow: A Hudozhestvennaja literatura, 430 p. (in Russian)
Rabadzhiev K. (2002) Elinski misterii v Trakija (opitza arheologicheski prochit) [Hellenic Mysteries in Thrace (attempt at archaeological reading)], Sofia: Sv. Kliment Ohridski, 212 p. (in Bulgarian)
Rabadzhiev K. (2005) Orfej v izobrazitelnite pametnitsi ot Trakija [Orpheus in the pictorial monuments from Thrace], Heros Hephaistos. Studia in honorem Liubae Ognenova-Marinova, Veliko Tarnovo: Faber, pp. 72-79. (in Bulgarian)
Rabadzhiev K. (2002) Orfej v Khades [Orpheus in Hades], Jubilaeus V. Sbornik v chest naprof. d.i.n. Margarita Tacheva, Sofia, pp. 348-354. (in Bulgarian)
Rabadzhiev K. (2007) Zalmoksis, getite i bezsmartieto [Zalmoxis, the ghetae and the immortality], Acta Musei Varnaensis 8.1. Terra antiqua Balcanica et Mediterranea. Sbornik v chest na Aleksander Minchev, Varna, pp. 29-51. (in Bulgarian)
и Radev I. (1996) Taksidioti i taksidiotstvo po balgarskite zemi XVIII-
o XIXv. [Taxidiotes and Taxidiosity in the Bulgarian Lands XVIII-XIX s.], ^ Sofia: Abagar, 334 p. (in Bulgarian)
я Real-Encyclopädie der Classischen Altertumswissenschaft, URL:
http://ancientworldonline.blogspot.com/2010/09/emerging-open-£ access-paulys.html (07.03.2019).
° Roscher W. H. (1987-1902) Ausführliches Lexikon der griechi-
g schen und römischen Mythologie, vol. 3, p. 1, Leipzig: Druck und Verlag ^ von B. G. Teubner, 3472 p., URL:
https://de.wikisource.org/wiki/Ausf%C3%Bchrliches_Lexikon_ g der_griechischen_und_r%C3%B6mischen_Mythologie (07.03.2019). S Rusjaeva A. S. (1978) Orfizm i kul't Dionisa v Ol'vii [Orphism
h and the cult of Dionysus in Olbia], Vestnik drevney istorii, n. 1, pp. 87-104. 1=4 (in Russian)
Sharankov N., Cherneva-Tilkiyan S. (2002) The Life of Ancient Philippopolis in Lucian's Dialogue Runaways, Archaeologia Bulgarica, 6.3, pp. 45-61.
Sharankov N. (2006) How did the Getae «Immortalise»?, Helis, 5, pp. 491-501.
Shichalin Ju. Ja. (1997) Status nauki v orfiko-pitagoreyskih krugah [The status of science in Orphico-Pitagorean circles], Filososofsko-rele-gioznye istoki nauki (Ed. P. P. Gajdenko), Moscow: Martis, pp. 13-43, URL: http://eb.arsu.kz:81/pdf/foreign/a26011583.pdf (: 09.08.2019). (in Russian)
Torshilov D. O. (1999) Antichnaja mifografija: mify i edinstvo dejstvija [Ancient mythography: myths and unity of action], Saint-Petersburg: Aletejja, 427 p., URL: https://vk.com/doc271202244_444813164 (10.09.2019). (in Russian)
Uzdavinys A. (2011) Orpheus and the Roots of Platonism, London: The Matheson Trust, 118 p.
Venedikov I., Vihodcevski N. (1972) Dve neizvestni grobnitsi v zem-ite na odrisite [Two unknown tombs in the Odrysses lands], Izvestiya na Balgarskoto istorichesko druzhestvo 28, Sofia, pp. 5-24. (in Bulgarian)
Vinogradov J. G. (1991) Zur sachlichen und geschichtlichen Deutung der Orphiker-Plättchen von Olbia, En l'honneur deJ. Rudhardt. Recherches et Rencontres. Publications de la Faculté des Lettres de Genève 3. Droz. (Ed. P. Borgeaud), Genève, pp. 77-86.
West M. L. (1983) The Orphic Poems, Oxford: Clarendon Press, 296 p. Ziegler K. (1939) Art. Orpheus, RE, vol. 18.1, col. 1200-1316. Ziegler K. (1942) Art. Orphische Dichtung, RE, vol. 18.2, col. 13211427.
Обр. 2 «Орфеев» кенотаф. Варненский энеолитный некрополь, могила № 4, 4400-4200 г. до Р. Х. Фотограф Антоний Ханджийски.
Обр. 3 Поющая керамическая энеолитная голова. Варнен-ский «золотой» энеолитный некрополь, 4400-4200 г. до Р. Х. Фотограф Антоний Ханджийски.
Обр. 4 Головы («советники») в составе Летнишского клада. Серебро с позолотой. До 360 г. до Р. Х.
о и н
с
н 3
и
с:
►а и О
к
л
н ^
ся к и
к
^
н л
Обр. 5 Марков камень в местности Корубата близ странджан-ского села Кирово (муниципалитет Средец).
Обр. 6 Трехголовый дракон. Аппликация на лошадиной сбруе. Серебро с позолотой. Клад, с. Летница. До 360 г. до Р. Х.
Обр. 7 «Дом Дракона». Фракийский двухкамерный дольмен с дромосом в местности Корубата близ странджанского села Кирово (муниципалитет Средец). Местное население называет его «Змеева дыра». Первая половина I тысячелетия до Р. Х.
О ^
ф
м
й в
о ф
> «
К
Кс
п «
к х к
и п н № я к
п «
и
х в
м о
63 >
н
к
я х
и о
я
>
х