УДК: 378 ББК: 74.58
Пудовкина Н.В.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА
Pudovkin N.V.
EXPERIMENTAL DETERMINATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM OF SOCIAL AND PROFESSIONAL INSTALLATION OF THE STUDENTS OF AGRICULTURAL UNIVERSITY
Ключевые слова: социально-профессиональная установка, социально-профессиональная компетентность, эффективность, реализация, экспериментальный срез.
Key words: socio-professional installation, socio-professional competence, efficiency, implementation, pilot slice.
Аннотация: в статье рассматривается опытно-экспериментальное определение эффективности реализации системы формирования социально-профессиональной установки будущих студентов агропромышленного комплекса.
Abstract: in the article the experimental determination of the effectiveness of the implementation of the system of socio-professional installation of the future students of agro-industrial complex.
Необходимость и значимость настоящей работы обусловлены новым этапом социально-экономического
развития России до 2020 года и требованиями Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года, определяющими
образовательную политику государства, направленную на повышение качества подготовки будущих специалистов.
Особую актуальность в развитии страны приобретает проблема повышения качества подготовки специалистов-аграриев, эффективности их общественной и профессиональной деятельности, закрепляемости в сельском социуме и сельскохозяйственном производстве.
В современном сельском хозяйстве востребован специалист со сложившимся творческим потенциалом, стремящийся непрерывно саморазвиваться в
профессиональной и социальной областях, отражающих специфику деятельности в агропромышленном комплексе.
Цель исследования: повышение качества подготовки будущих специалистов АПК к предстоящей профессиональной
деятельности в сельском социуме путем проектирования и реализации системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов.
Общая направленность опытно-экспериментальной работы в исследовании состояла в апробации спроектированной системы поэтапного формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов
агропромышленного комплекса (АПК) и выявления эффективности ее реализации (рисунок 1).
При организации опытно-экспериментальных исследований были учтены основные требования, предъявляемые к проведению педагогических
экспериментов1
Исходными подходами при проведении лонгитюдного опытно-эксперименталь-ного исследования явились: - ориентирование на личностные особенности студентов, на
1 Кустов, Ю.А. Социальная компетентность журналиста: монография / Ю.А. Кустов, О.Е. Козлова, С.В. Стацук. - Тольятти, 2010. - 54 с.
профессионально значимые качества современные проблемы
будущих специалистов сельского хозяйства, агропромышленного комплекса;
Общество
_*_
Новые социально-экономические условия и направления развития общества
Социальный заказ на социально и профессионально компетентного специалиста АПК Личные потребности, мотивы, интересы, установки студента сельскохозяйственного вуза
Социально-профессиональная установка как новый системообразующий элемент цели процесса
подготовки будущих специалистов сельского хозяйства
_*_
Научные основы разработки системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК на саморазвитие социально-профессиональной компетентности
1
1
1
к.
1
1
Систем Принцип Взаимодействие «Подстройка» Понятие Обеспечение
ный профессио принципа компонентов установки как становления
подход нальной профессиональ- педагогической готовности студентов как
целесооб- ной системы под личности к активных
разности целесообразно- требования самореализации субъектов
сти с другими системообразующего в социально- сельского
принципами фактора - принципа профессиональ- социума и
профессиональн профессиональной ной области производства
Педагогическая система подготовки специалистов сельскохозяйственной отрасли
Структурные компоненты
Цель
^' Содержание
Средства пед.
коммуникации
Педагоги
Студенты
Функциональные компоненты
«Подстройка» компонентов системы
под требования системообразующего целевого элемента -« формирование социально-профессиональной установки» и принципа профессиональной целесообраз
Проектировочный
Конструктивный
Коммуникативный
Организаторский
Гностический
Поэтапная реализация системы формирования социально-профессиональной установки студентов
Результат: выпускник сельскохозяйственного вуза со сформированной установкой на непрерывное творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности
Рисунок 1 - Пространственно-временная модель системы формирования установки
будущих специалистов АПК на творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности
- непрерывность и поэтапность формирования социально-профессиональной установки на саморазвитие социально-профессиональной компетенции будущих специалистов АПК;
- взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса в системе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов.
План проведения опытно-экспериментальных исследований по формированию социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза представлен в таблице 11.
Рассмотрим и проанализируем полученные результаты опытно-
эксперименталь-ных исследований.
Первый экспериментальный срез -определение динамики уровня
сформированности у студентов
когнитивного компонента социально-профессиональной установки. При проведении данного экспериментального среза исходили из частной гипотезы о том, что об уровне сформированности у студентов когнитивного компонента социально-профессиональной установки можно в определенной степени судить на основе анализа динамики их учебной активности.
В данном исследовании
характеристики учебной активности студентов сельскохозяйственного вуза представлены в субъективном и объективном плане. Для исследования субъективных характеристик обозначенного
феномена использовался учебной активности
отвечающий всем
требованиям надежности и также оценка студентами содержательности учебных
определении
проводился
документации.
«Вопросник студентов», необходимым валидности, а интереса и занятий. При показателей контент-анализ учебной В вопросе приняли участие
объективных
106 студентов первого курса. Результаты исследования представлены в таблице 2.
Анализ данных таблицы говорит о повышении общего уровня учебной активности (с 29,4 до 34,0 баллов) и результата активности (с 28,4 до 34,3 баллов) студентов в процессе опытно-экспериментальной работы.
Значительно возросли показатели учебной мотивации студентов (с 32,8 до 41,2 - то есть на 8,4 баллов). Отмечается увеличение потенциала учебной активности (с 33,3 до 39,4 - т.е. на 6,1 баллов) и результата активности (с 28,4 до 34,3 - т.е. на 5,9 баллов) будущих специалистов сельского хозяйства.
Заметно повышаются показатели, связанные с контролем, регуляцией, самооценкой учебной активности студентов (в среднем на 3 балла): обучаемость - с 33,7 до 37,6 - т.е. на 3,9 баллов, контроль действий в ситуациях учебных неудач - с 33,0 до 36,3 - т.е на 3,0 баллов, волевой контроль реализации учебных действий - с 23,5 до 26,3 - т.е. на 2,7 баллов, регуляция активности -
с 28,3 до 31,3 то есть на 3,0 баллов.
Исполнительская динамика
реализации и динамика реализации учебной активности возросли в среднем на 3,8 баллов (с 29,8 до 33,9 баллов и с 27,5 до 31,0 баллов соответственно).
При ответе на вопрос: «Какие формы учебной работы удовлетворяют Ваши познавательные интересы?», - студенты на первое место поставили лабораторные (91,8%) и семинарско-практические занятия (76,5%).
В целом, студенты высоко оценивают качество изложения по критериям «связь учебной дисциплины с будущей профессиональной деятельностью» (67,7%)
представлений о развития отрасли
Пудовкина, Н.В. Социально-профессиональная установка агрария: монография / Н.В. Пудовкина, Ю.А. Кустов. - Самара: СГСХА, 2013. -199 с.
и «формирование перспективах сельскохозяйственной производства» (54,6%).
Дополнительными и объективными показателями учебной активности будущих специалистов АПК явились уровень их
успеваемости и участия в научной работе.
Контент-анализ учебной
документации показывает, что в процессе опытно-экспериментальной работы
происходит рост успеваемости будущих
специалистов сельскохозяйственного
профиля, увеличивается количество студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично» (с 21,8 до 33,9% - то есть на 12,1%).
Таблица 1 - План проведения серий опытно-экспериментальных исследований
№ п/п Направление исследования Испытуемый контингент Метод исследования Кол-во чел.
1 Определение динамики уровня сформированности у студентов когнитивного компонента социально-профессиональной установки Студенты первого курса инженерного факультета, обучающиеся по направлению 110800.62 «Агроинженерия» (2007-2008 уч. гг.) Тест-вопросник учебной активности студентов. Контент-анализ учебной документации 106
2 Исследование формирования аффективного компонента социально- профессиональной установки Студенты второго курса инженерного факультета, обучающиеся по направлению 110800.62 «Агроинженерия» (2008-2009 уч. гг.) Психодиагностический метод: самоактуализационный тест (САТ), методика исследования самоотношения (МИС), методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО). Анализ внеаудиторной деятельности студентов 98
3 Выявление сформированности у студентов поведенческого компонента социально-профессио-нальной установки Студенты третьего курса инженерного факультета, обучающиеся по направлению 110800.62 «Агроинженерия» (2009-2010 уч. гг.) Метод проектов; Анкета «Студенты о профессиональной подготовке» 89
4 Экспериментальное установление сформированности личностного компонента социально-профессиональной установки будущих специалистов Студенты четвертого курса инженерного факультета, обучающиеся по направлению 110800.62 «Агроинженерия» (2010-2011 уч. гг.) Методика «Уровень субъективного контроля». Анализ трудоустройства выпускников инженерного факультета 83
5 Анализ результатов сформированности интегративной социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК Студенты четвертого курса инженерного факультета, обучающиеся по направлению 110800.62 «Агроинженерия» (2010-2012 уч. гг.) Обобщающий анализ результатов исследования. Опрос и самоанализ испытуемых 83
Данные исследования показывают, что студенческие научные общества (СНО) при 46% студентов принимают участие в кафедрах (49,6%), участие в предметных различных формах научной работы на олимпиадах (44,8%) и выступления на факультете и в академии. студенческих конференциях (43,2%).
Наиболее массовые из этих форм -Таблица 2 - Результаты исследования динамики когнитивного компонента социально-профессиональной установки (учебной активности) студентов
Показатели, баллы
Шкалы Характеристика шкал учебной активности до эксперим ента после эксперимен та
Учебная Внутренняя учебная мотивация студентов,
мотивация отношение к специальности обучения, к 32,8 41,2
(УМ) студенческой науке и в целом к научной деятельности
Обучаемость Самооценка обучаемости, легкости и 33,7 37,6
(ОБМ) скорости усвоения социокультурного опыта
Потенциал Проявления субъективной активности в
учебной сфере обучения, скрытая, потенциальная 33,3 39,4
активности (УА готовность к включению и реализации других
птц) структурных компонентов целостной учебной активности
Контроль Умение сохранять стабильность учебной
действий в активности и ситуации неудачи, способность 33,0 36,3
ситуациях эмоционально «не застревать» после ошибок
учебных неудач (КД ндч)
Волевой Способность длительное время произвольно
контроль контролировать внимание на учебных 23,5 26,2
реализации занятиях, стремление доводить начатую
учебных учебную работу до конца, несмотря на
действий возможные препятствия
(КД рлз)
Регуляция Индивидуальные особенности контроля
активности (УА рег) активности при ее реализации (волевой контроль) и при неудаче (контроль эмоций) 28,3 31,3
Исполнительска Скоростные характеристики непосредствен-
я динамика ной реализации учебной деятельности 29,8 33,9
реализации студента (лекции, подготовка к занятиям,
активности (Д исп) взаимодействия с преподавателями)
Динамика Творческая, авторская динамика учебной
видоизменения активности, стремление найти свой способ 25,3 28,2
учебной решения, сделать самостоятельно
активности
(Д взм)
Динамика Общий уровень непосредственно
реализации наблюдаемой динамики реализации учебной 27,5 31,0
учебной активности, ее воспроизведения,
активности развертывания и развития в учебной сфере
(УА дин)
Результат активности (УА рез) Самооценка обученности, а также эмоциональной удовлетворенности своей активностью в сфере обучения 28,4 34,3
Учебная активность (УА) Индекс выраженности общего уровня учебной активности 29,4 34,0
Уровень учебной активности студентов отражает также степень сформированности культуры умственного труда. Так, по данным исследований, до начала опытно-экспериментальной работы 26% студентов умели продуктивно работать с книгой. К концу этапа формирования когнитивного компонента социально-профессиональной установки их число возросло до 67% (рост на 41%).
До реализации спроектированной системы владели умением продуктивно пользоваться данными из разных источников информации 19,2% студентов. В процессе же опытно-экспериментальной работы их число увеличилось до 58% (рост на 38,8%). Значительно возросло количество студентов, работающих в процессе самостоятельной работы на компьютере с 18,8 до 32,4% - т.е. на 13,6%.
Таким образом, динамика данных первого экспериментального среза убедительно показывает повышение общего уровня сформированности когнитивного компонента социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК в процессе реализации спроектированной системы.
Вместе с тем, результаты проведенного исследования говорят о том, что резервы повышения уровня формирования
когнитивного компонента социально-профессиональной установки далеко еще не исчерпаны, а должны быть использованы и на последующих этапах опытно-
экспериментальной работы.
В частности возникла необходимость акцентировать внимание студентов на формировании способности к адекватной самооценке социально-профессиональной деятельности и волевому контролю собственных действий в условиях реализации учебно-профессио-нальной и предстоящей социально-профессио-нальной деятельности.
Второй экспериментальный срез -исследование формирования аффективного
компонента социально-профессиональной установки студентов. С этой целью были выявлены самоактуализационные параметры личности будущих специалистов
сельскохозяйственного профиля.
Исследование проводилось в три этапа:
- предварительное тестирование;
- изучение спецкурса «Основы социально-профессиональной установки личности», включающего тренинги (практического самопознания; целеполагания и реализации поставленных целей; моделирования будущей профессиональной деятельности);
- повторное тестирование.
Для исследования динамики
сформированности аффективного компонента социально-профессиональной установки
(самоактуализационного профиля) будущих специалистов АПК в процессе формирующего преподавания использовались
самоактуализационный тест (САТ)1, методика исследования самоотношения (МИС)2, методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО)3. Данный набор методик расширяет количество
самоактуализированных параметров личности. В исследовании приняли участие 98 студентов 2-го курса, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам и имели возможность самостоятельно
проанализировать полученные результаты.
Анализ самоактуализационного профиля студентов сельскохозяйственного вуза до преподавания спецкурса показал, что стремление к развитию, реализация своих способностей представлено у них на среднем
1 Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М.: Российское педагогическое агенство, 1995. - 44 с.
2 Муздыбаев, К. Психология ответственности. - Л., 1983. - 240 с.
3 Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. - 36 с.
уровне, показатели осмысленности жизни и позитивного самоотношения, потребности роста и развития выражены слабо, а среди потребностей доминируют общежитейские. Студенты слабо устанавливают связи между своими действиями и значимыми жизненными событиями, не считают себя способными в полной мере контролировать ход этих событий, полагают, что большая часть из них являются результатом случая или действий других людей. Помимо этого, у будущих специалистов-аграриев на низком уровне представлены интерес к получаемой профессии и желание совершенствоваться в ней.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы была подтверждена частная гипотеза о том, что система специально организованных занятий по спецкурсу «Основы социально-профессиональной
установки личности» способствует повышению уровня самоактуализации студентов и создает предпосылки для успешного творческого саморазвития социально-профессиональной компетенции. Результаты анализа заключительного тестирования показали, что у студентов наблюдается положительная динамика (увеличение показателей) по шкалам «Компетентность (ориентация во времени» -на 6,6 баллов, «Опора на себя или поддержка» - на 2,9 баллов, «Самоуважение» - на 4,3 баллов, «Самопринятие» - на 3,8 баллов, «Познавательные потребности» - на 2,6 баллов, «Креативность» - на 2,9 баллов.
Это свидетельствует о росте у студентов стремления переживать настоящие моменты своей деятельности во всей ее полноте, воспринимать жизнь в единстве «прошлое -настоящее - будущее». Вместе с тем, особенно актуальным оставалось дальнейшее формирование у студентов четкой уверенности в значимости собственного «Я» и самореализации посредством развития внутренней мотивации, стремления руководствоваться в жизни четкими целями, твердыми убеждениями и принципами. Необходимо было продолжить работу по развитию у будущих специалистов сельского хозяйства такого качества, как креативность, творческого подхода к решению социальных и профессиональных проблем, развивающего
установку на дальнейшее саморазвитие социально-профессиональной компетенции. Решение этой задачи достигалось совершенствованием внеурочной работы со студентами.
Как показали исследования, благодаря принятым в этом направлении мерам, к концу второго курса свыше 50% студентов повышают свою активность не только в учебной, но и во внеучебной деятельности. Это свидетельствует о том, что создание в вузе и широкое использование социальной и профессиональной культуронасыщенной образовательной среды, профессиональная направленность преподавания дисциплин всех циклов формирует у студентов активную жизненную позицию, корпоративную и организационную культуру, стремление к овладению не только профессиональными, но и социальными сторонами предстоящей трудовой деятельности.
Анализ данных показывает, что в процессе опытно-экспериментальной работы 100% студентов, принявших в ней участие, получили рабочую профессию (водителя, тракториста-машиниста, газоэлектросварщика и т.д.); 97% будущих специалистов сельского хозяйства принимали активное участие во встречах с ведущими специалистами и ветеранами сельскохозяйственной отрасли; 62% - в работе семинаров по актуальным проблемам АПК; 47% - в культурно-массовых и спортивных мероприятиях Самарской государственной сельскохозяйственной
академии.
Вместе с тем было установлено, что необходимо шире привлекать студентов к участию в олимпиадах и конкурсах по рабочей профессии, в общественных молодежных движениях, к сотрудничеству со средствами массовой информации вуза и региона.
Третий экспериментальный срез -выявление сформированности у студентов поведенческого компонента социально-профессио-нальной установки. Приоритетным компонентом социально-профессио-нальной установки, формированию которого уделяется особое внимание на третьем курсе подготовки будущих специалистов АПК является поведенческий. Динамика его
сформированности исследовалась в процессе выполнения студентами учебных проектов
при изучении дисциплин профессионального цикла «Сельскохозяйственные машины» и «Эксплуатация машинно-тракторного парка». Активная основа проектного обучения позволяет студентам продемонстрировать практическую значимость приобретаемых ими знаний, профессиональную самостоятельность и стремление к профессиональному мастерству.
Данный экспериментальный срез включал четыре этапа, каждый из которых завершался выполнением студентами проекта, связанного с изучением определенной темы содержания той или иной дисциплины. Одновременно в ходе выполнения проекта происходило развитие коммуникативных навыков, выявление творческих способностей в процессе поиска путей решения поставленной проблемы, а также совершенствование интеллектуальных умений будущих специалистов сельскохозяйственного профиля. Темы и содержание проектов были максимально приближены к будущей социально-профессиональной деятельности студентов.
За основу оценки выполнения проектов и соответственно сформированности поведенческого компонента социально-профессио-нальной установки будущих специалистов АПК были взяты пять широко принятых в методике исследования критериев: правильность, полнота, практическая направленность, логичность, грамотность1. В ходе опытно-экспериментальной работы был введен дополнительный критерий -презентация проекта в приложении Microsoft office Power Point, так как обсуждение результатов выполненной работы, оценка и создание презентации придает проекту интегрированный междисциплинарный
характер.
Степень выраженности каждого критерия оценивалась по четырем уровням: 5 - критерий выражен полностью; 4 -критерий выражен достаточно хорошо; 3 -критерий выражен с нарушениями; 2 -критерий не выражен. При обработке данных определялось среднее значение по каждому критерию в баллах (таблица 3).
1 Щедровицкий, Г.П. Избранные труды. - М.: Школа Культурной Политики, 1995.-800 с.
Таблица 3 - Сравнительные данные сформированности составляющих поведенческого компонента социально-профессиональной установки студентов в процессе выполнения учебных проектов_
Критерии Средние значения уровней по критериям, баллы
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Правильность 3,1 3,3 3,7 4,4
Полнота 3,5 3,8 4,2 4,6
Практическая направленность 3,7 3,9 4,3 4,5
Логичность 3,7 4,0 4,4 4,7
Грамотность 3,5 3,9 4,3 4,6
Презентация проекта 3,6 3,9 4,2 4,5
Из данных таблицы 3 следует, что в среднем разница значений уровней критериев до и после экспериментального обучения близка к единице. Благодаря экспериментальному обучению показатели по таким критериям, как правильность возросли на 1,3 балла, полнота, логичность, грамотность - на 1,1 балла, презентация проекта - на 0,9 балла, его практическая направленность - на 0,8 балла. Это означает, что в формировании поведенческого компонента социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза наблюдается положительная динамика, которая осознается и фиксируется в портфолио их достижений. Тем не менее было необходимо продолжать работу по установлению тесной взаимосвязи содержания выполняемых студентами проектов с их предстоящей социально-профессиональной деятельностью.
В ходе экспериментальных исследований было также установлено, что в процессе экспериментального обучения отмечается увеличение количества студентов, выражающих твердое намерение после окончания вуза работать по получаемой специальности (с 43 до 52%) -то есть на 9% и на 14% тех, кто, возможно, будет работать по получаемой профессии. Одновременно происходит снижение количества студентов, не определившихся и сомневающихся относительно
трудоустройства по получаемой в вузе сельскохозяйственной профессии - с 10 до 6%, то есть на 4%.
Четвертый экспериментальный срез - экспериментальное установление
сформированности личностного компонента социально-профессиональной установки будущих специалистов.
Как было указано ранее, личностный компонент социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК характеризуется рядом приоритетных профессионально значимых личностных качеств: патриотизм к будущей профессии, ответственность, трудолюбие,
инициативность, творческая активность.
Для комплексного и эффективного оценивания личных качеств личности в исследовании использовалась методика «Уровень субъективного контроля» (УСК)1.
Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, связанной с социальной зрелостью и самостоятельностью человека, показывающей, насколько он ответственен, активен и умеет владеть собой в различных социально- и профессионально значимых жизненных ситуациях.
В исследовании анализировалась степень и динамика сформированности профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов
сельскохозяйственного профиля по следующим шкалам УСК: шкала общей интернальности (Ио); шкала
интернальности в области достижений (Ид); шкала интернальности в области неудач (Ин); шкала интернальности в области производственных отношений (Ип); шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).
1 Муздыбаев, К. Психология ответственности. - Л., 1983. - 240 с.
В совокупности данные шкалы отражают, насколько человек считает свои действия важным фактором в организации собственной жизни, производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении.
Студентам четвертого курса в начале осеннего семестра и в конце весеннего семестра необходимо было ответить на поставленные вопросы, соглашаясь или опровергая утверждения в соответствии с их мнением о своих личностных качествах. Данное исследование позволило проанализировать динамику УСК будущих специалистов сельского хозяйства, в результате чего было установлено, что под влиянием созданных и реализованных в опытно-экспериментальной деятельности организационно- педагогических условий происходит повышение уровня общей интернальности испытуемых, то есть
Следует отметить, что большая часть студентов инженерного факультета Самарской ГСХА, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе,
трудоустроилась по полученной
специальности - 48,7%, из них - 24,6% работают в организациях АПК, 31,2% -трудоустроены в сельской местности.
Пятый экспериментальный срез -анализ результатов сформированности интегративной социально-
профессиональной установки будущих специалистов АПК.
Обобщающий результат эффективности реализации спроектированной системы был получен путем сравнения уровней сформированности целостной социально-
осуществляется процесс формирования и развития их профессионально значимых личностных качеств.
Так до экспериментального воздействия средний показатель общей интернальности студентов составил 6,2 стена (сырые баллы переведены в стандартное значение), в конце экспериментального воздействия этот показатель увеличился до 7,4 стен. Заметные изменения отмечаются по шкалам: Ид - от 6,9 до 7,8 стен; Ип - от 4,4 до 6,1 стен; Им - от 5,5 до 7,2 стен соответственно.
Об эффективности реализации спроектированной системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза и, в частности, личностного компонента этого феномена, можно в определенной степени судить по трудоустройству выпускников Самарской ГСХА (таблица 4).
профессиональной установки студентов в начале и в конце опытно-эксперименталь-ной работы. Показатели уровней фиксировались в процессе экспериментального воздействия после 1 и 4-го этапов формирования социально-профессиональной установки.
Данные исследования показывают, что профиль сформированности социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК после реализации спроектированной педагогической системы сместился в сторону высоких показателей. До экспериментального обучения у 31% студентов отмечался высокий уровень сформированности социально-
профессиональной установки.
После экспериментального обучения их
Таблица 4 - Данные трудоустройства выпускников инженерного факультета, 2011 г.
Место трудоустройства Количество человек, %
Работают по специальности 48,7
В т.ч. в организациях АПК 24,6
Трудоустроены не по специальности 12,9
Продолжают обучение 7,1
Призваны в ряды ВС Российской Федерации 18,0
Работают в образовательных учреждениях 10,1
Нет сведений 3,2
Итого 100
В т.ч. трудоустроены в сельской местности 31,2
количество составило 48%, то есть возросло на 17%. Одновременно снизилось количество студентов со средним (с 57 до 45%, то есть на 12%) и низким (с 12% до 7%, то есть на 5%) уровнями сформированности установки на творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности.
Таким образом, полученные
интегративные результаты также
свидетельствуют о высокой эффективности реализации разработанной педагогической системы.
Как было определено выше, социально-профессиональная установка представляет собой готовность студентов к саморазвитию социально-профессиональной компетенции. В связи с этим в заключении исследований была определена самооценка студентов (по 10-бальной шкале) степени значимости для них и проявления у них компонентов социального и профессионального блоков социально-профессиональной компетенции (таблица 5).
Наиболее значимыми и
сформированными компонентами
оказались: выполнение профессиональных функций (8,3 баллов), способность к саморазвитию и совершенствованию (8,1 баллов), к творческому решению социально-профессиональных задач (7,4 баллов), нахождение решений в нестандартных социальных и
профессиональных ситуациях (6,5 баллов), понимание и принятие ценностей культуры и социального взаимодействия,
общественной жизни (6,4 баллов). Высокая самооценка этих критериев свидетельствует о совпадении идеального и реального представлений студентов об уровне саморазвития социально-профессио-
нальной компетентности. Однако полученные данные говорят о необходимости дальнейшей актуализации мыследеятельности будущих специалистов на развитие компонентов социального блока социально-профессиональной компетенции.
Таблица 5 - Самооценка студентами критериев социального и профессионального блоков социально-профессиональной компетенции_
Критерии Значение по рангу Самооценка, баллы
Выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития (самосовершенствования) 1 8,1
Находить творческие решения социальных и профессиональных задач 2 7,4
Решать профессиональные задачи по специальности, предназначению 3 8,3
Находить решения в нестандартных ситуациях 4 6,5
Руководствоваться в своем поведении ценностями бытия (жизни), культуры, социального взаимодействия 5 6,4
Руководствоваться в общежитии правами и обязанностями гражданина 6 9,0
Сотрудничать, руководить людьми и подчиняться 7 6,2
Общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языках 8 7,9
Принимать, сохранять, обрабатывать, распространять и преобразовывать информацию 9 8,9
Интегрировать знания в процессе приобретения и использовать их в процессе решения социально-профессиональных задач 10 7,5
Организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимым представлением о здоровом образе жизни 11 7,3
Таким образом, результаты проведенных исследований показали достаточно высокую эффективность спроектированной системы формирования
социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства, позитивность педагогических действий всего профессорско-преподавательского
состава, направленность методики обучения на закрепление выбора и творческое саморазвитие студентов в области социально-профессиональной компетентности, что в значительной степени способствовало повышению качества их профессиональной подготовки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М.: Российское педагогическое агенство, 1995. - 44 с.
2. Кустов, Ю.А. Социальная компетентность журналиста: монография / Ю.А. Кустов, О.Е. Козлова, С.В. Стацук. - Тольятти, 2010. - 54 с.
3. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. -
36 с.
4. Муздыбаев, К. Психология ответственности. - Л., 1983. - 240 с.
5. Пудовкина, Н.В. Социально-профессиональная установка агрария: монография / Н.В. Пудовкина, Ю.А. Кустов. - Самара: СГСХА, 2013. - 199 с.
6. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды. - М.: Школа Культурной Политики, 1995. -
800 с.