УДК 378.147
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ У
СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Андрей Сергеевич Королев, преподаватель,
Владимир Васильевич Лобачев, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж
Аннотация
В статье представлен анализ опытно-экспериментальной работы по изучению сформиро-ванности социально-активной позиции у студентов - будущих учителей физической культуры. Успешность эксперимента проявилась в повышении у студентов экспериментальной группы ин-тернальности в оценке событий собственной жизни, активности в спортивной и общественной жизни вуза, реализации потребности в саморазвитии, развитии конструктивной стратегии взаимодействия с социумом.
Ключевые слова: социально-активная позиция, субъективный самоконтроль, саморазвитие.
ANALYSIS OF RESULTS OF THE PILOT AND EXPERIMENTAL STUDIES COVERING THE FORMATION OF THE SOCIALLY ACTIVE POSITION AT FUTURE STUDENTS -TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING
Andrey Sergeevich Korolev, the lecturer,
Vladimir Vasilyevich Lobachev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
The article presents the analysis of the pilot and experimental studies covering the formation of the social and active position among the students - the future teachers of physical culture. The success of the experiment has been shown in increase of the internality in assessment of the events of their own life among the students of the experimental group, including the activity in sports and public life of the higher education institution, implementation of the need in self-development, development of constructive strategy for the interaction with the society.
Keywords: social and active position, subjective self, self-development.
Первый этап исследования заключался в проведении констатирующего эксперимента с целью изучения сформированности социально-активной позиции студентов - будущих учителей физической культуры. В исследовании приняли участие 63 студента 2 курса факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Воронежского государственного педагогического университета. В начале эксперимента студентам было предложено в нескольких предложениях, тезисах письменно ответить, как они понимают, что такое «социально-активная позиция личности».
Результаты проведенного опроса показали, что значительная часть респондентов (29 человек - 46,0%) основным проявлением социально-активной позиции считают участие в общественных мероприятиях. 20 испытуемых (31,7%) в качестве важной характеристики социально-активной позиции личности отмечают небезразличное отношений к происходящему в социуме. Также 20 испытуемых (31,7%) ассоциируют социально-активную позицию личности с инициативностью, в частности, такими ее проявлениями, как организация общественно-значимых проектов, стремление изменить общественное мнение. 19,0% испытуемых (12 человек) социально-активную позицию видят в наличии собственного мнения и умении его отстаивать.
10 респондентов (15,9%) отождествляют исследуемое качество с общительностью. 6 студентов (9,52%) имеют достаточно узкое представление о социально-активной пози-
ции личности (нахождение в оппозиции, активный образ жизни в своем круге общения и т.п.), а 4 участника исследования (6,35%) затруднились дать ответ на поставленный вопрос.
Таким образом, проведенный опрос выявил, что в целом студенты-спортсмены осведомлены о том, что такое социально-активная позиция личности, однако эта осведомленность носит фрагментарный характер. Кроме того, только 32 респондента (50,8%) ответили, что считают себя социально-активной личностью.
Для оценки активности как критерия социально-активной позиции применялись тест-опросник для определения уровня субъективного контроля (УСК) (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), методика «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова), наблюдение и изучение документации.
По данным, полученным с помощью опросника УСК, большинство студентов характеризуется средним уровнем интернальности в исследуемых сферах жизнедеятельности (рисунок 1).
%
,90
70 60 50 40 30 20 10
П
Ж
Ио Ид Ин Ип Им Из Ис
| очень низкий 0 0 0 3,18 0 6,35 0
□низкий 6,35 6,35 3,18 31,75 12,7 22,22 9,52
□ средний 76,19 73,02 84,13 65,08 49,21 44,44 66,67
высокий 14,29 7,94 9,52 0 38,1 20,63 20,63
1—
В
Рисунок 1. Распределение испытуемых (в%) по уровню субъективного контроля на этапе констатирующего эксперимента (Ио - шкала общей интернальности, Ид - шкала интернальности в области достижений, Ин -шкала интернальности в области неудач, Ип - шкала интернальности в области производственных отношений, Им - шкала интернальности в области межличностных отношений, Из - шкала интернальности в отношении здоровья и болезни, Ис - шкала интернальности в семейных отношениях)
Рассмотрим полученные данные по отдельным шкалам методики.
По шкале общей интернальности 14,29% (9 человек) и 3,18% (2 человека) испытуемых характеризуются высоким и очень высоким, соответственно, уровнем интернально-сти. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Эти респонденты считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низким уровнем общей интернальности, согласно проведенному исследованию, обладают 6,35% испытуемых (4 человека). Эти студенты, вероятно, не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Остальные 76,19% респондентов (48 человек) продемонстрировали средний уровень общей интернальности, т. е. в целом они склонны брать контроль за события, происходящие в их жизни, но не исключают влияния на них внешних обстоятельств.
Таким образом, полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты обнаруживают необходимость формирования у студентов - будущих учителей физиче-
ской культуры интернального локуса субъективного контроля, особенно в области производственных отношений и в области здоровья и болезни.
Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» позволяет определить, насколько активно респондент реализует свои потребности в саморазвитии. Согласно данным констатирующего эксперимента, активно реализуют свою потребность в саморазвитии 71,43% испытуемых (45 человек). Эти студенты стремятся изучить себя, рефлексируют свою деятельность, выделяя для этого специальное время, получают удовольствие от освоения нового, верят в свои возможности.
У 28,57% опрошенных (18 человек) отсутствует сложившаяся система саморазвития, они не осознают, что управляют своим личностно-профессиональным развитием, не выделяют для этого специального времени, но отдельные шаги к саморазвитию делают.
Таким образом, студенты - будущие учителя физической культуры стремятся к саморазвитию, однако часть студентов нуждается в помощи по формированию системы саморазвития.
На этапе формирующего эксперимента нами была реализована совокупность педагогических условий формирования у студентов - будущих учителей физической культуры социально-активной позиции. В эксперименте использовалась межгрупповая схема. Независимой переменной в эксперименте выступала совокупность педагогических условий формирования социально-активной позиции студентов - будущих учителей физической культуры. Зависимой переменной в эксперименте являлась сформированность социально-активной позиции у студентов-спортсменов.
В экспериментальной группе осуществлялась реализация совокупности педагогических условий формирования социально-активной позиции студентов, в контрольных группах целенаправленная реализация выделенной совокупности условий не осуществлялась.
С целью определения динамики развития показателей социально-активной позиции личности студентов экспериментальной и контрольной групп по окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика. Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сопоставление показателей социально-активной позиции студентов - будущих учителей физической культуры на завершающем этапе формирующего эксперимента
(в %)
| КГ 1 ЭГ
Уровень субъективного контроля (шкала общей интернальности)
Очень низкий 0 0
Низкий 5,71 0
Средний 65,71 44,67
Высокий 25,71 53,33
Очень высокий 2,86 0
Участие в спортивных и общественных мероприятиях
Активное участие в спортивных и общественных делах вуза. Внутренняя мотивация, выраженный интерес к общественной деятельности, участие в организации общественных мероприятий 48,57 70
Неохотное участие в спортивных и общественных делах вуза, уклонение от них. Внешняя мотивация участия в общественной деятельности 51,43 30
Реализация потребностей в саморазвитии
Активная реализация потребности в саморазвитии 54,29 73,33
Отсутствует система саморазвития 45,71 26,67
Остановившееся саморазвитие 0 0
Стратегии самоутверждения личности
Стратегия самоподавления 48,57 30
Конструктивная стратегия 48,57 66,67
Агрессивная стратегия 2,85 3,33
Как следует из таблицы 1, положительные изменения произошли и в контрольной, и в экспериментальной группе. Для проверки статистической значимости данных изменений нами применялся критерий Фишера ф*. Согласно математико-статистической обработке данных, в контрольной группе произошедшие, согласно диагностическому срезу, изменения носят статистически незначимый характер. В то же время, в экспериментальной группе наблюдается статистически значимая динамика показателей социально-активной позиции личности.
В экспериментальной группе на завершающем этапе исследования значительно увеличилась доля испытуемых с высоким уровнем общей интернальности (ф* = 2,44, а < 0,01), при этом испытуемых с низким и очень высоким уровнем интернальности не зафиксировано. Это означает, что студенты в результате формирующего эксперимента стали в большей степени брать ответственность за происходящее с ними, более объективно оценивая ситуацию. Стоит отметить, что положительный сдвиг произошел по всем шкалам методики УСК.
В контрольной группе изменения по уровню субъективного контроля носят менее выраженный и статистически незначимый характер (а > 0,05).
После реализации программы студенты, входящие в экспериментальную группу, стали более активно включаться в спортивную и общественную жизнь вуза. Доля студентов с выраженным интересом к данным мероприятиям, самореализация у них выросла к завершению эксперимента с 43,33% до 70% (что соответствует высокому значению критерия Фишера - ф* = 2,113, а < 0,05). Однако по-прежнему остались студенты, незаинтересованные в общественных мероприятиях вуза, вероятно, они самореализуются в других сферах.
Некоторые изменения наблюдаются у студентов в сфере саморазвития. У студентов экспериментальной группы несколько увеличилась доля респондентов с активной реализацией потребности в саморазвитии за счет уменьшения количества студентов с отсутствием системы саморазвития. В контрольной группе изменения носят обратный характер. Однако произошедшие изменения в обеих группах незначительны и носят статистически незначимый характер.
К завершению формирующего эксперимента наблюдаются изменения в стратегиях самоутверждения личности. В экспериментальной группе значительно уменьшилась доля студентов со стратегией самоподавления (ф* = 1,851, а < 0,05), увеличилась доля студентов с конструктивной стратегией самоутверждения (ф* = 1,84, а < 0,05). В контрольной группе подобные изменения также наблюдаются, но они менее выражены и статистически незначимы.
Полученные данные позволяют утверждать, что в результате реализации разработанной модели (педагогических условий) компоненты социально-активной позиции личности студентов экспериментальной группы получили развитие. Уменьшилась доля студентов с непродуктивным уровнем развития компонентов социально-активной позиции, повысилась - с продуктивным уровнем.
В процессе нашей работы произошли положительные изменения в распределении уровней развития компонентов социально-активной позиции студентов, но если в контрольной группе они преимущественно незначительны, то в экспериментальной они носят существенный характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенный эксперимент подтвердил гипотезу нашего исследования о том, что в условиях реализации специальных педагогических условий у студентов - будущих учителей физической культуры происходит положительная динамика компонентов социально-активной позиции личности. Успешность эксперимента проявилась в повышении у студентов экспериментальной группы интер-нальности в оценке событий собственной жизни, активности в спортивной и общественной жизни вуза, реализации потребности в саморазвитии, развитии конструктивной стра-
тегии взаимодействия с социумом.
Основная цель исследования - реализация педагогических условий, способствующих успешному формированию у студентов - будущих учителей физической культуры социально-активной позиции, и проверка их эффективности - достигнута.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.07.2016
УДК 796.07
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОСМОДРОМОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Валерий Викторович Лапин, кандидат педагогических наук, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург, Дмитрий Евгеньевич Иващенко, кандидат педагогических наук, Военная академия связи им. С.М. Буденного, Санкт-Петербург, Гавриил Иванович Чаплыгин, соискатель, Курский государственный университет, Курск
Аннотация
Установлены факторы, определяющие необходимость использования профессионально-прикладной физической подготовки для военнослужащих космодромов Российской Федерации. К ним относятся: необходимость пополнения индивидуального фонда двигательных умений и навыков, способствующих освоению военно-профессиональной деятельности на космодромах; обусловленность достаточно многих видов военно-профессиональной деятельности физической дееспособностью военнослужащих космодромов; необходимость предупреждения негативных влияний определённых видов военно-профессиональной деятельности; необходимость постоянного совершенствования военнослужащими космодромов своих двигательных способностей. К менее значимым факторам относятся: зависимость времени на освоение воинской специальности от разнообразия, приобретённых военнослужащими, двигательных умений и навыков; необходимость быстрого развития у военнослужащих космодромов профессионально важных физических качеств и способностей; необходимость успешного выполнения общих задач, реализуемых в системе военно-профессиональной подготовки военнослужащих. Респонденты указали также на важность расширения функциональных резервов организма военнослужащих, необходимых для эффективной военно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: факторы; профессионально-прикладная физическая подготовка; военно-профессиональная деятельность; военнослужащие космодромов.
FACTORS DEFINING THE NEED IN USE THE PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING FOR THE MILITARY PERSONNEL OF THE SPACEPORTS
OF THE RUSSIAN FEDERATION
Valery Viktorovich Lapin, the candidate of pedagogical sciences, The Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg Dmitry Evgenyevich Ivashchenko, the candidate of pedagogical sciences, The Budyonny Military Academy of Communication, St. Petersburg Gabriel Ivanovich Chaplygin, the competitor, Kursk State University, Kursk
Annotation
The article established the factors determining the need in use the professionally applied physical training for the military personnel of the spaceports of the Russian Federation. The factors include: the need in replenishment of the individual fund of the motor skills promoting the development of the military professional activity at the spaceports; the conditionality of many types of the military professional activity by the physical capacity to act effectively as the military personnel of the spaceports; the need in the