DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-332-339
СНИЖЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Шукшина Л.В.\ Мизо нови О. В.1, Морозова Н.Н.1
^ЭУ имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация 2МГУ имени Н.П. Огарева, г. Саранск, Российская Федерация
В связи с распространением агрессии в подростковой среде возникает необходимость рассмотрения ее коррекции. Диагностическое исследование агрессии является неотъемлемым компонентом данной деятельности. В статье рассматриваются особенностей проявлений агрессивности у подростков, а также снижение агрессивности подростков в процессе психологического тренинга.
Ключевые слова: агрессивность; подростки; психологический тренинг; вид агрессии; коррекция; диагностика.
THE AGGRESSIVENESS OF THE TEENAGERS IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING
Shukshina L. V.1, Mizonova О. V2, Morozova N.N.2
1REU named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation 2Moscow State University named after N.P. Ogarev, Saransk, Russian Federation
In connection with the distribution of aggression in the teenage environment there is need to address its correction. A diagnostic study of aggression is an integral component of this activity. The article deals with peculiarities of manifestations of aggression in adolescents, as well as the aggressiveness of adolescents in the process ofpsychological training.
Keywords: aggression; adolescents; psychological training; a form of aggression; correction; diagnosis.
На сегодняшний день агрессивность изучается многими как западными (Л. Бендер, Л. Берковиц, Г.Э. Бреслав, К. Лоренц, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.), так и отечественными (И.Б. Бойко, С.Н. Ениколо-пов, Е.П. Ильин, Ю.Б. Можгинский, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов и др.) учеными. Под понятием агрессии понимаются определенные действия, направленные на причинение физического или психологического ущерба другому человеку. Однако это не означает, что агрессия является отрицательной характеристикой и должна отсутствовать в человеке в принципе. В гармонично развитой личности агрессия обуславливает стремление к самоутверждению и состязательности, а также активность во взаимодействии. Низкий уровень агрессии может обуславливать такие особенности личности, как уступчивость, неумение отстаивать свои интересы, неспособность преодолевать препятствия.
Среди причин агрессивности в подростковом возрасте можно выделить две основные: подростковый возраст является периодом активного полового созревания и является переломным этапом в переходе из детства во взрослую жизнь. Прежде всего, агрессивность в подростковом возрасте выражается в агрессивном поведении в школе, на улице, дома по отношению к находящимся рядом людям. Она может проявляться в виде физической агрессии, вербальной агрессии, а также в агрессии по отношению к неодушевленным предметам. Для подросткового возраста характерна смена форм проявления агрессивности в зависимости от возраста.
Наиболее действенным и часто встречаемым способом коррекции агрессивности поведения подростков является организация тренингов, направленных на обучение анализу конфликтных, фру-стрирующих ситуаций, анализу защитных искажений в оценке себя, значимого другого, выражение негативных эмоций и обучение приемам саморегуляции.
Психологический тренинг снижения агрессивности подростков состоит из пяти этапов и включает индивидуальную и групповую психологическую работу. Групповая работа позволяет подросткам наиболее эффективно осваивать нормы поведения в обществе, разрешать межличностные и внутриличностные проблемы, а также сформировать основные качества личности и характерологические черты.
Поэтому для работы с детьми данного возраста эффективно выбирать групповую форму - психологический тренинг.
К.К. Платонов отмечает, что психологический термин «тренинг» имеет английское происхождение и дословно обозначает - обучать, тренировать, дрессировать. Тренинг относится к методам групповой работы, который позволяет участникам в результате моделирования различных форм преодоления проблемных ситуаций сформировать у них новый значимый для них опыт. Тренинговая работа строится посредством создания игровой реальности, которая условно погружает участников в значимые для них ситуации, связанные с осмыслением и освоением своих связей с миром, другими людьми, самими собой [1, с. 195].
С точки зрения Л.А. Петровской тренинг представляет собой психологическое воздействие, где курс тренинга в целом и каждое отдельное его занятие направлены на активное внедрение в развитие группы и личностью с целью вызвать определенные изменения. Отсюда закономерным становится вопрос о субъекте и объекте воздействия. Здесь Л.А. Петровская отмечает, что целостная концепция тренинга выстраивается тренером, им определяются основные методы воздействия, следовательно парадигма тренинга находится в прямой зависимости от установок и взглядов ведущего [2, с. 66].
Тренинг является динамичной, увлекательной формой работы, которая, по мнению Р.В. Овчаровой может быть эффективно применена в работе, направленной на преодоление тревожности, конфликтности, неуверенности в себе, агрессивности, а также наиболее полно удовлетворяет потребности подростков в общении со сверстниками и самовыражении [3, с. 73].
Н.В. Перешенко утверждает, что основной целью тренинга, направленного на снижение агрессивности, является отбор альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей при взаимодействии с окружающими.
Тренинг, направленный на снижение агрессивности, включает в себя решение следующих задач: осознание собственных потребностей; выражение негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения; внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных стимулов, негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего [4, с. 33].
Н. В. Багулина указывает, что тренинги снижения агрессивности позволяет отработать коммуникативные умения, необходимые для организации бесконфликтного общения в процессе взаимодействия, а также способствует развитию позитивной «Я - концепции» [5, с. 99].
А. А. Гревцов считает, что тренинги и игровые упражнения снижения агрессивности применяются для того, чтобы снять агрессивные элементы в поведении, эти техники способствуют развитию позитивной «Я - концепции», рефлексивных способностей, формированию бесконфликтного общения в процессе взаимодействия. Коррекция агрессивного поведения достигается здесь благодаря тому, что идет отработка способов сотрудничества на основе знания правил и норм совместного общения [6, с. 72].
М. В. Шамардина указывает на эффективность использования тренинга для коррекции агрессивности. По словам автора, в результате проведения тренинга с агрессивными подростками обнаруживается тенденция к снижению агрессивного поведения у подростков и обучение их социально приемлемым формам и моделям поведения и общения [7, с. 123].
Таким образом, для работы с детьми подросткового возраста эффективно выбирать групповую форму - психологический тренинг.
В ходе тренинга подросток может обучиться методам совладания с агрессией, научиться лучше осознавать свои чувства, проводить анализ конфликтных, фрустрирующих ситуаций, анализ защитных искажений в оценке себя, значимого другого.
В исследовании приняли участие ученики 8 классов, которые составили экспериментальную группу и контрольную группу. В ходе исследования нами использовался комплекс методик: опросник Басса-Дарки «Агрессивность и враждебность», методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильина и П.А. Ковалева), опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.
Математическая обработка данных проводилась с использованием метода математической обработки - ср* критерий Фишера.
Рассмотрим результаты исследования агрессивности подростков по методике Басса-Дарки «Агрессивность и враждебность», которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты диагностики агрессивности у подростков, согласно методике Басса-Дарки «Агрессивность и враждебность»
Уровень агрессивности Экспериментальная группа Контрольная группа
абс. % абс. %
Высокий 4 20 13 65
Средний 11 55 6 30
Низкий 5 25 1 5
Сравнивая полученные результаты следует отметить, что после формирующего эксперимента количество подростков в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой с высоким уровнем агрессивности меньше на 45%; со средним - больше на 25%; а с низким - больше на 20%.
По показателю агрессивности у большинства подростков экспериментальной группы преобладал средний уровень. Подростки показали, что не испытывают чувство раздражения, злости. Они указывали на то, что неспособны использовать физическую силу против другого человека, считая, что в этом нет смысла.
Таблица 2.
Результаты диагностики агрессивности у подростков, согласно методике «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева
Уровень агрессивности Экспериментальная группа Контрольная группа
абс. % абс. %
Высокий 3 15 12 60
Средний 10 50 6 30
Низкий 7 35 2 10
Сравнивая полученные результаты следует отметить, что после формирующего эксперимента количество подростков в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой с высоким уровнем агрессивности меньше на 45%; со средним - больше на 20%; а с низким — больше на 25%.
По показателю агрессивности у большинства подростков экспериментальной группы преобладал средний уровень. Это значило, что подростки отмечали, что все можно решить «мирным путем», без споров, конфликтов, в проблемных ситуациях вели себя адекватно, готовы отстоять свою точку зрения.
Рассмотрим результаты исследования агрессивности подростков по методике «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты диагностики агрессивности у подростков, согласно методике «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка
Уровень агрессивности Экспериментальная группа Контрольная группа
абс. % абс. %
Высокий 4 20 14 70
Средний 9 45 4 20
Низкий 7 35 2 10
Сравнивая полученные результаты следует отметить, что после формирующего эксперимента количество подростков в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой с высоким уровнем агрессивности меньше на 50%; со средним - больше на 25%; а с низким — больше на 25%.
У большинства подростков экспериментальной группы преобладает средний уровень агрессивности. Подростки отмечали, что в споре вели себя сдержанно и не испытывали чувства раздражения, гнева к людям. Они указывали на то, что в решении конфликтов ведут себя конструктивно, обдумывают свои поступки.
В результате обобщения методик, диагностирующих агрессивность подростков, были получены следующие данные, отраженные в таблице 4.
Таблица 4.
Сводные результаты изучения агрессивности подростков,
по результатам контрольного эксперимента
Методика Полученные результаты
Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Басса-Дарки 4 20 11 55 5 25 13 65 6 30 1 5
Е.П. Ильина и П. А. Ковалева 3 15 10 50 7 35 12 60 6 30 2 10
Г. Айзенка 4 20 9 45 7 35 14 70 4 20 2 10
Среднее значение 4 20 10 50 6 30 13 65 5 25 2 10
Сравнивая полученные результаты следует отметить, что после формирующего эксперимента количество подростков в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой с высоким уровнем агрессивности меньше на 45%; со средним - больше на 25%; а с низким — больше на 20%.
Все это свидетельствует об эффективности разработанной программы социально-психологического тренинга в снижении агрессивности подростков.
Список литературы
1. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. 2-е изд. М.: Наука, 2000. 318 с.
2. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг / Л.А. Петровская // Избр. тр. М.: Смысл, 2007. 134 с.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога: метод, пособие / Р.В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 2004. 480 с.
4. Перешенко Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешенко, М.Н. Заостровцева. М.: ТЦ Сфера, 2006. 192 с.
5. Багулина Н.В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе / Н.В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. С. 99-102.
6. Гревцов А.А. Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание / А.А. Гревцов. СПб.: Питер, 2004. 294 с.
7. Шамардина М.В. Снижение агрессивного поведения подростков посредством тренинга сенситивности / М.В. Шамардина // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 123-125.