Научная статья на тему 'ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя трудовая миграция / экономика / рынок труда / государственное регулирование / безработица / трудовые ресурсы. / external labor migration / economy / labor market / state regulation / unemployment / labor resources.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаркулова Гульзана Аманкуловна, Кожирова Светлана Басиевна, Г Ж. Алыбаева

В статье рассматривается опыт зарубежных стран по регулировании внешней трудовой миграции с целью повышения экономического роста в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN REGULATING EXTERNAL LABOR MIGRATION TO ENHANCE ECONOMIC GROWTH

The article examines the experience of foreign countries in regulating external labor migration to enhance economic growth in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

УДК: 330:314.74:331.103.32 ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

НАЗАРКУЛОВА ГУЛЬЗАНА АМАНКУЛОВНА

PhD - докторант Дипломатической академии МИД КР им.К.Дикамбаева

КОЖИРОВА СВЕТЛАНА БАСИЕВНА

доктор политических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения

Научный руководитель - Г.Ж.АЛЫБАЕВА, к.э.н., доцент Бишкек, Кыргызстан

Аннотация: В статье рассматривается опыт зарубежных стран по регулировании внешней трудовой миграции с целью повышения экономического роста в современных условиях.

Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, экономика, рынок труда, государственное регулирование, безработица, трудовые ресурсы.

EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN REGULATING EXTERNAL LABOR MIGRATION TO ENHANCE ECONOMIC GROWTH

NAZARKULOVA GULZANA AMANKULOVNA

PhD Candidate, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Kyrgyz Republic named after K. Dikambaev

KOZHIROVA SVETLANA BASIEVNA

Doctor of Political Science

Scientific Supervisor - G. ZH. ALYBAEVA, PhD in Economics, Associate Professor

Bishkek, Kyrgyzstan

Annotation: The article examines the experience of foreign countries in regulating external labor migration to enhance economic growth in modern conditions.

Keywords: external labor migration, economy, labor market, state regulation, unemployment, labor resources.

Внешняя трудовая миграция является одним из ключевых социально-экономических феноменов, оказывающих значительное влияние на развитие Кыргызской Республики. В условиях глобализации и экономической нестабильности миграция рабочей силы становится важным источником доходов для национальной экономики, а также инструментом решения проблемы безработицы.

С момента приобретения независимости в республике произошли серьезные политические и экономические изменения, которые оказали драматическое влияние на рынки труда. Произошли значительные секторальные изменения в экономике страны. Сократились промышленные отрасли, появились новые секторы, в основном в сфере услуг. Большое количество людей остались без работы, что существенно сказалось на уровне экономической активности и занятости. Появился спрос на новые специальности, подготовка по которым просто отсутствовала, и многие специальности стали просто не нужны. В Кыргызстане многие люди, лишившись работы, перешли в теневую экономику и натуральное сельское хозяйство. Безработица привела также к интенсивной миграции как внутри страны (между регионами и

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

из села в город), так и из нее. По данным международных организаций, денежные переводы мигрантов составляют существенную часть ВВП Кыргызстана, что напрямую влияет на финансовую устойчивость и уровень жизни населения.

Социальные последствия миграции, включая разрыв семейных связей, нарушение структуры рынка труда и усиление региональных диспропорций, также требуют комплексного анализа и управления. Утечка рабочей силы, особенно квалифицированных кадров, приводит к дефициту трудовых ресурсов в ключевых секторах экономики. Трудовая миграция также сопряжена с рядом вызовов, включая ухудшение социального положения самих мигрантов. Большинство трудовых мигрантов сталкиваются с трудностями адаптации, дискриминацией, отсутствием доступа к социальным гарантиям и медицинскому обслуживанию в принимающих странах. Такие условия ведут к уязвимости и нарушению прав мигрантов, что, в свою очередь, снижает их социально-экономическую устойчивость и интеграцию.

Кроме того, изменяющиеся условия на международных рынках труда, ужесточение миграционной политики стран-доноров рабочих мест и возрастающая конкуренция за трудовые ресурсы требуют разработки долгосрочных стратегий управления миграцией. Влияние трудовой миграции на экономическое развитие Кыргызской Республики остается актуальным объектом научных исследований. Улучшение социально-экономического состояния мигрантов может стать важным инструментом устойчивого развития, способствуя укреплению человеческого капитала и созданию предпосылок для их возвращения и эффективной реинтеграции в экономику страны. Изучение динамики миграционных потоков, их экономических и социальных последствий позволяет выявить резервы для повышения экономической устойчивости страны, улучшения управления трудовыми ресурсами и формирования сбалансированной государственной миграционной политики.

Изучение влияния внешней трудовой миграции на экономическое развитие Кыргызстана, а также на улучшение социально-экономического положения мигрантов, представляет собой важный научно-практический интерес. Выборочное обследование населения по проблемам занятости является одним из основных методов сбора информации о рабочей силе в странах с рыночной экономикой. Это единственный источник информации, позволяющий осуществить одновременно измерение занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц в соответствии с критериями Международной организации труда и оценить реальные размеры уровня безработицы как в целом по республике, так и по каждому региону.

Внешняя трудовая миграция представляет собой процесс пересечения национальных границ людьми, стремящимися к новым возможностям трудоустройства. Этот феномен обусловлен множеством факторов, среди которых ключевыми являются экономические, социальные, демографические и политические условия. Он оказывает комплексное влияние на страны-экспортеры и страны-импортеры рабочей силы, способствуя перераспределению трудовых ресурсов и повышению эффективности занятости в глобальном масштабе.

К основным причинам трудовой миграции можно отнести: существенный разрыв в уровнях заработной платы между странами; высокий уровень безработицы в регионах исхода; дефицит квалифицированных специалистов в принимающих странах; экономические кризисы и нестабильная политическая ситуация.

В условиях современности миграция становится одной из центральных проблем, касающихся народонаселения. Однако, это не просто процесс перемещения людей, а сложный и многогранный общественный феномен, затрагивающий различные аспекты социальной и экономической жизни. Миграционные потоки сыграли ключевую роль в истории человечества, они не только способствовали заселению новых территорий, освоению земли и развитию производительных сил, но и влияли на формирование культур, языков, а также смешение народов. Миграция включает в себя разнообразные аспекты и имеет уникальные особенности, отражающие её структуру и динамику.

Миграционные потоки населения всегда играли ключевую роль в развитии обществ. Они являются важной формой адаптации людей к изменяющимся условиям жизни и оказывают значительное влияние на географию, структуру и динамику населения — от отдельных поселений до целых стран и континентов. С увеличением миграционных потоков и развитием миграционной политики, которая стала приоритетной для правительств по всему миру, восприятие мигрантов и отношение к ним начинают активно влиять на политические решения и существование самих мигрантов.

Сегодня, несмотря на признание того, какие возможности для экономического роста и стабильности открывает миграция как для стран-донорах, так и для стран-реципиентов, отношение общества к мигрантам порой не успевает за изменениями в политической сфере. На одном конце спектра массовая миграция, особенно если она происходит быстро и неожиданно для принимающего общества, неизбежно влияет на этнокультурные изменения и восприятие мира. На другом же конце — в поисках лучшей жизни и работы переселяются не абстрактные мигранты, а конкретные люди, с индивидуальными мотивациями, надеждами и страхами. Эти люди имеют разные профессии, уровни квалификации и образования, а также разнообразный жизненный опыт и находятся на разных культурных дистанциях от общества, которое их принимает.

США, как страна, которая была фактически основана мигрантами и продолжает принимать значительные миграционные потоки, стала примером для разработки миграционной политики, применяемой в других странах. В первые столетия своей истории США разработали две основные миграционные политики. Первая — это политика сегрегации и дискриминации, направленная против коренных народов и чернокожих рабов и их потомков. Вторая — политика ассимиляции, которая была альтернативой сегрегации, и заключалась в том, чтобы этнические меньшинства безоговорочно принимали культурные и поведенческие нормы большинства. Политика, предложенная в США, строилась на убеждении, что новая американская нация должна быть основана на общей системе ценностей и единой культурной традиции. Однако начиная с 1960-х годов, критика политики ассимиляции в американской политической и интеллектуальной среде становилась всё более значимой. Основное возражение заключалось в недемократичности подхода «американизации» для всех мигрантов, прибывающих в США. Приверженцы новой волны идей поднимали вопрос о том, что поддержка культурного разнообразия внутри сообществ, основанных на этничности и идентичности, не должна противоречить идее единства политической нации. В это время группа политических философов и интеллектуалов, представляющих коммунитаризм, предложила концепцию мультикультурализма. Эта идея обрела поддержку, так как признала как индивидуальные права, так и право этнических общностей сохранять свою культурную идентичность. Теоретики, такие как Чарльз Тэйлор и Уил Кимлика, подчеркивали важность диалектики культурного многообразия и формирования идентичности, предлагая модели организации совместного существования людей с различными этнокультурными ориентациями в рамках одной политической нации.

Западная Европа, в свою очередь, столкнулась с иной ситуацией. Здесь долгие века существовало оседлое население, отличающееся от современных мигрантов, которые в значительном числе прибывают в эти страны из различных уголков мира, включая страны с совершенно иной культурной традицией. В то же время в большинстве западноевропейских стран, за исключением, возможно, Франции и Германии, существовали «автохтонные» этнические меньшинства, которые к концу XX века успешно интегрировались в основные общества этих стран.

Франция часто рассматривается исследователями как пример страны, долгое время придерживавшейся модели политической ассимиляции мигрантов. В рамках этой модели важно создать условия для быстрого предоставления иммигрантам гражданства, что позволяет ускорить их интеграцию в общество. Ключевым моментом является то, что в данной модели гражданская идентичность мигрантов должна формироваться на основе общенациональных

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

политических принципов, а не на их этнических или религиозных корнях. В этой модели государство не признает специфических потребностей этнических меньшинств, игнорируя их в своей политике; вопросы этничности, культуры и религии считаются частным делом иммигрантов. Созданные в 1989 году правительственный комитет и Госсовет по интеграции практически не привлекали самих мигрантов к участию в своей деятельности.

В Италии процесс разработки миграционной политики имеет свою специфику. Основными особенностями являются две важные особенности. Во-первых, когда иммиграция начала оказывать значительное влияние на страну, Италия сталкивалась с высоким уровнем безработицы, сопровождавшимся заметным объемом теневой экономики. Во-вторых, Италия начала осознавать проблему иммиграции и предпринимать шаги по ее регулированию в тот момент, когда формировалась современная Европа. Поскольку Италия присоединилась к этому процессу позже, на её политику оказали значительное влияние опыт и требования североевропейских стран. Будучи на границах Европейского Союза и потенциальной транзитной страной для мигрантов, стремящихся попасть в Северную Европу, Италия не могла не перейти к более строгому подходу в регулировании иммиграции, несмотря на то, что её рынок труда предоставлял возможности для использования дешевой и гибкой рабочей силы.

В Италии широко распространился страх перед миграцией, воспринимаемой как стихийное бедствие. В обществе господствовало мнение, что иммиграция создает угрозы для общественного порядка. Взаимодействие этого восприятия с ограничительной миграционной политикой лишь усиливало друг друга. Чрезмерно строгие меры по легальной иммиграции в стране, которая славится либеральной политикой в отношении туристических виз и длинной береговой линией, трудной для охраны, приводили к увеличению числа нелегальных иммигрантов. Это, в свою очередь, порождало необходимость регулярных амнистий, что укрепляло восприятие мигрантов как чуждых элементом и усугубляло мнение о неспособности государства контролировать миграционные процессы, что в свою очередь усиливало моральную панику и негативное восприятие миграции как угрозы.

Закон об иммиграции, принятый итальянским парламентом в 1998 году, стал важным шагом в регулировании миграционных процессов в стране. Этот закон, состоящий из 7 разделов и 46 статей, охватывает широкий спектр вопросов, включая борьбу с нелегальной миграцией, контрабандой, введение годовых квот на иммиграцию и введение жестких санкций для организаторов незаконного въезда. Это была первая попытка государства всесторонне и систематически отреагировать на миграционную ситуацию.

Значительные изменения в законодательство были внесены в 2002 году, когда были сокращены сроки действия разрешений на работу с четырех до двух лет, а также увеличен срок проживания для получения разрешения на постоянное пребывание до шести лет для граждан стран, не входящих в ЕС. Внесены новшества, такие как введение процедуры немедленной депортации нелегальных иммигрантов и отмена возможности воссоединения с членами семьи третьей степени родства. Одним из ключевых аспектов нововведений стала ответственность работодателей за обеспечение социальных гарантий работников, включая создание условий для их проживания. На фоне волнений и политических перемен в Северной Африке итальянское общество стало проявлять обеспокоенность по поводу потока беженцев из стран, охваченных военными конфликтами, таких как Ливия, Сирия и другие. Эта ситуация вызвала тревогу не только среди граждан, но и среди властей. Глава министерства юстиции Италии, Анджела Канцелльери, выразила озабоченность: «Если приток иммигрантов из Ливии снова окажется значительным, мы окажемся в катастрофическом положении».

Миграционная политика Италии в последние годы претерпела значительные изменения, однако, как и прежде, нуждается в модернизации. Этот процесс должен быть гибким и оперативным, адекватно реагируя на актуальные вызовы и закладывая основы для позитивного развития в будущем. Аналогично, в Германии, где миграция также имеет ключевое значение для общественно-политического развития, миграционная политика

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

претерпела изменения после вступления в силу законов о гражданстве и миграции в 2000 и 2005 годах. С того времени Германия фактически стала страной мигрантов, и интеграция мигрантов стала важнейшим направлением государственной политики. В 2005 году правительственная коалиция под руководством канцлера Ангелы Меркель приняла решение оказать всестороннюю помощь в интеграции мигрантов и привлечении новых потоков мигрантов в страну. По мнению уполномоченной по делам иностранцев Марии Бёмер, основная цель федерального правительства - интеграция миллионов членов семей мигрантов в общественную и экономическую жизнь Германии.

В последние десятилетия Германия переживает значительный рост миграции. На рубеже веков страна стала свидетелем увеличения числа мигрантов, прибывающих на ее территорию. За последние 40 лет более 30 миллионов человек прибыли в Федеративную Республику. Особенно высокий миграционный поток был зафиксирован в начале 1990-х, когда в 1992 году в Германию прибыло 1,5 миллиона мигрантов. К 1993 году численность иностранцев в стране составила 6,5 миллиона, из которых примерно 25% были гражданами стран Европейского Союза. Среди крупнейших групп мигрантов можно выделить турок (1,8 миллиона), а также граждан бывшей Югославии (950 тысяч), Италии (560 тысяч), Греции (342 тысячи), Польши (279 тысяч) и Испании (135 тысяч). Особенно заметным был наплыв румын - в 1991 и 1992 годах в Германию прибыли 139 тысяч румын, а в 1990 году их было около 35 тысяч. Однако в конце 1990-х годов миграционный поток несколько уменьшился, поскольку трудовой рынок Европы оказался насыщен. В 1999 году в страну приехало 875 тысяч человек, но в последние годы, вследствие ужесточения миграционной политики, этот поток заметно сократился.

Причины, по которым мигранты выбирают Германию, разнообразны. Во-первых, это экономическое развитие страны, что делает ее привлекательной для людей, ищущих стабильную работу и лучшие условия жизни. Во-вторых, Германия предлагает относительно гибкую налоговую систему и простоту регистрации бизнеса, что привлекает предпринимателей. Немаловажным фактором является возможность получения бесплатного высшего образования, что делает страну привлекательной для студентов со всего мира. Существует несколько основных путей иммиграции в Германию. Один из них — это иммиграция с целью трудоустройства. Чтобы попасть в страну по этому пути, заявитель должен быть высококвалифицированным специалистом с большим опытом работы или ученым с ученой степенью, как минимум кандидатской. Важно, чтобы кандидат мог доказать, что в ЕС нет аналогичного специалиста.

Другим значимым каналом является возвращение этнических немцев. В этой категории иммигрантов учитывается, что хотя бы один из родителей заявителя должен был иметь гражданство Германии на момент его рождения, независимо от того, было ли это документально подтверждено. Для некоторых мигрантов существует путь через еврейскую прописку. Для этой группы заявителей необходимо, чтобы хотя бы один из родителей был евреем на момент рождения кандидата, что должно быть подтверждено либо в свидетельстве о рождении, либо в паспорте советских времен. Кроме того, бизнес-иммиграция предоставляет возможность для тех, кто готов инвестировать в экономику Германии. Для этого требуется вложить не менее 500 тысяч евро и создать минимум 5 рабочих мест. Еще один путь миграции — это воссоединение семей. Здесь заявитель должен состоять в браке или быть готовым вступить в брак с гражданином Германии.

Мигранты, как правило, неравномерно расселяются по территории страны. Более 80% всех иностранцев проживают в четырех крупных землях: Баден-Вюртемберг (18%), Бавария (21%), Гессен (15,8%) и Северный Рейн-Вестфалия (29,8%). Эти регионы предоставляют наибольшее количество рабочих мест и развивают значительные экономические центры, что и привлекает мигрантов.

Швеция на протяжении многих лет оставалась образцом толерантности, открытости и прогрессивной миграционной политики. На сегодняшний день в этой скандинавской стране проживает около 1,7 миллиона иммигрантов, при общем населении в 9,5 миллионов. Однако

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

даже в такой социально ориентированной стране растет недовольство по поводу миграции, а правый экстремизм начинает набирать популярность.

Последние данные Индекса политики миграционной интеграции подтверждают, что шведская законодательная база предоставляет иммигрантам одни из лучших условий для интеграции в общественную жизнь, опережая 26 стран Европейского Союза, а также Швейцарию, Норвегию, США и Канаду. В частности, шведские законы способствуют интеграции на рынке труда, содействуют воссоединению семей и борьбе с дискриминацией. Однако, несмотря на эти достижения, жилищные условия, образование для иммигрантов и процесс получения гражданства пока остаются слабыми звеньями в миграционной политике. Стратегический взгляд на будущее показывает, что Швеции в дальнейшем потребуется еще больше иммигрантов. Как выяснила недавняя правительственная комиссия, в долгосрочной перспективе стране следует ежегодно принимать на 30 тысяч мигрантов больше, чтобы компенсировать низкие темпы рождаемости и сохранить статус процветающего государства. Таким образом, до 2030 года в Швецию может приехать до 900 тысяч иммигрантов — почти 10% от нынешнего населения страны.

Геополитическое положение Казахстана, его открытые границы с соседними странами СНГ, благоприятный экономический климат и стабильная социально-политическая ситуация создают идеальные условия для миграции, в том числе и нелегальной. Казахстанская миграционная политика направлена на совершенствование механизмов управления миграционными процессами, снижение их негативных последствий и максимизацию выгоды для страны. В условиях растущей интеграции Казахстана в мировую экономику ключевым фактором конкурентоспособности становится качество человеческого капитала.

Важно помнить, что влияние миграции на страну не ограничивается только текущими результатами. Потенциальные долгосрочные выгоды могут значительно перевесить временные трудности. Например, хотя часто мигрантов воспринимают как угрозу для рынка труда и источника безработицы, на самом деле многие приезжие являются высококвалифицированными специалистами, что способствует улучшению качества рабочей силы. Кроме того, их присутствие стимулирует местное население к повышению квалификации, что в свою очередь способствует экономическому развитию.

Данные о миграции 2022 года в Кыргызской Республике показали, что 876,900 человек (80,1%) находились за пределами страны, из них 857,605 человек работали (трудящиеся мигранты) за рубежом, из них 853,849 трудящихся мигрантов в Российской Федерации. Однако, согласно данным МОМ выявляется рост числа возвращающихся мигрантов в Кыргызскую Республику из стран ближнего зарубежья, в основном из Российской Федерации. Согласно результатам опроса мигранты называют разные причины возвращения, но наиболее распространенной причиной возвращения были названы семейные дела (35.2%), 30,7% вернулись на прежнее место жительства, 11,6% нашли работу в Кыргызстане.

Последние данные о миграционных процессах в Кыргызской Республике привлекают внимание и необходимость в проведении оценки потенциальных рисков в определенных секторах социального-экономического развития.

Масштабы миграции и условия, при которых она происходит, неизбежно порождают целый ряд социальных и экономических проблем. Эти проблемы усугубляются, если учесть сложную социально-экономическую ситуацию в странах, откуда происходят мигранты. Возможности для их решения ограничены, что требует комплексного подхода и детального анализа ситуации, чтобы минимизировать риски и использовать миграцию как фактор устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Трещевский Ю. И. Государственное регулирование в период формирования рыночных отношений. Воронеж, 2018.

2. Андерсон К., Барбоне Л. Международный опыт в сфере защиты прав трудовых мигрантов и его применение в Кыргызстане. - Бишкек, 2020

Электронные ресурсы и другие источники:

3. Сайт Института политики развития // www.dpi.kg//

4. Сайт Минтруда, соцобеспечения и миграции КР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.