привлечения средств инвесторов. Финансирование всех этих затрат должно находиться под контролем и при непосредственном участии государства.
Также государство может влиять на развитие рынка сахара посредством поддержки сахарных заводов, проводя квотирование и лицензирование их деятельности, выделяя субсидии для повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, роста эффективности функционирования сырьевой зоны и сглаживания сезонности её предложения на рынке, предоставляя налоговые льготы в отношении суммы прибыли, выделенной на техническую модернизацию сахарных заводов и их сырьевых зон, поддерживая формирование вокруг сахарных заводов интегрированных объединений.
В ценовой политике большое значение имеют расчетные цены, которые устанавливаются государством для обоснования финансирования, кредитования, налогообложения, страхования сельскохозяйственных организаций, производящих сахарную свеклу.
Государственные органы управления проводят реструктуризацию хронически неплатежеспособных предприятий путем вовлечения их в интегрированные формирования через систему участия в акционерном капитале. Формирование вертикально интегрированных фирм, как на районном, так и ре-
гиональном уровне происходит при непосредственном, а точнее, преимущественном участии государственных органов управления. В этом состоит одна из главных особенностей развития интеграционных процессов в агропромышленном секторе, где в систему интегрированных формирований вовлекаются промышленные и торговые компании, выступающие инвесторами и интеграторами.
В результате поддержки и регулирования со стороны государства возможно выравнивание экономических условий функционирования свеклосеющих хозяйств с разными уровнями доходов, повышение эффективности использования ограниченных финансовых ресурсов и, в конечном итоге, повышению эффективности работы свеклосахарного подкомплекса.
В конечном итоге создание и функционирование интегрированных структур позволит:
- разработать систему производственноэкономических отношений между предприятиями свеклосахарного подкомплекса. В результате налаживания производственно-экономических отношений между предприятиями стабилизировать производство, улучшить качество продукции;
- в результате объединения ресурсов повысить уровень производительности труда.
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
(на примере Алтайского края)
А.Н. Лукьянов, к.э.н., глава админ. муниципального образования Кулундинского района Алтайского края
Алтайский край исторически является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Сибири и России. По индексу физического объема сельскохозяйственного производства край занимает 14 место среди регионов России (70,3 млрд руб. произведено продукции сельского хозяйства в регионе в 2008 г.). При этом индекс производства сельскохозяйственной продукции на Алтае выше, чем в среднем по России (108,5% против 103,3%). В расчете на душу населения производится больше, чем в среднем по стране, зерна - в 3,5 раза, картофеля - в 1,6 раза, молока - в 2,4 раза, мяса - в 1,7 раза. Производство сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения в крае в 1,6 раза превышает среднероссийский уровень. В 2007 г. Алтайский край вошел в пятерку субъектов Российской Федерации по валовому объему производства зерна (4,7 млн т) и поголовью крупного рогатого скота, занял первое место по
производству молока на душу населения и четвертое по валовому производству молока.
В сельской местности Алтайского края проживает 47% населения. А это значит, что регион имеет весьма ограниченные возможности в вопросах поддержки сельскохозяйственного производства и социальной сферы села.
Среди регионов Сибирского федерального округа Алтайский край занимает третье место по общей численности малых предприятий и пятое - по количеству малых предприятий в расчете на численность населения (табл. 1). Основной причиной медленного роста малого бизнеса в регионе продолжает оставаться чрезмерный административный прессинг, существующий на всех стадиях развития малого предприятия, отсутствие системного подхода и низкая эффективность мер поддержи, осуществляемых на местах.
Таблица 1. Численность малых предприятий в регионах Сибирского федерального округа в среднем
в 2004-2008 гг.
Субъект Федерации Численность населения в среднем в 2004-2008 гг. Кол-во малых предприятий в 2004-2008 гг. Численность населения в расчете на 1 малое предприятие Количество малых предприятий в расчете на численность населения
Томская область 1071800 12970 82,6 1,21
Новосибирская область 2751700 26914 102,2 0,98
Республика Алтай 203900 1476 138,1 0,72
Омская область 2178200 14831 146,9 0,68
Алтайский край 2664200 16246 164,0 0,61
Кемеровская область 3007700 18214 165,1 0,61
Красноярский край 3063300 15879 192,9 0,52
Республика Бурятия 1041100 4945 210,5 0,47
Иркутская область 2764100 11852 233,2 0,43
Республика Хакасия 583200 2379 245,1 0,41
Читинская область 1268600 4020 315,6 0,32
Республика Тыва 311200 748 416,0 0,24
* Расчеты авторов.
К 2007 г. в крае закончилась начатая в 2005 г. работа по формированию целостной региональной системы управления экономикой АПК, основанная на комплексной программно-целевой основе. Постановлением Администрации края от 28.12.2007 г. № 622 одобрена комплексная программа социально-
экономического развития Алтайского края, в которую входят: стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г.; долгосрочная программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 г., включая программу социально-экономического развития Алтайского края на 2008-2012 гг. В каждом муниципальном образовании края разработаны и утверждены комплексные программы развития до 2017 г.
Начиная с 2008 г., основные направления приоритетного национального проекта «Развитие АПК» получили продолжение в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», которая предусматривает значительно больше мероприятий государственной поддержки: устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов; регулирование сельскохозяйственных рынков сырья и продовольствия.
В 2008 г. принят закон Алтайского края «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» и ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы», включающая в себя финансирование всех направлений, предусмотренных Государственной программой. В рамках реализации мероприятий Гос-программы в растениеводстве предусмотрена поддержка элитного семеноводства, компенсация затрат на средства химизации, субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями и поддержку производства льна; в животноводстве - субсидии на поддержку племенного животноводства, овцеводства, табунного коневодства, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.
В феврале 2008 г. между Администрацией Алтайского края и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключено Соглашение о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., в рамках которого край принял ряд обязательств по увеличению валового производства продукции в среднем за год на 3,6%, в том числе: мяса - на 18%, молока - на 7,4% и ежегодного объема инвестиций в среднем - на 10,3%.
В 2008 г. Правительством РФ утвержден конкурсный проект Особо значимая аграрная территория «Комплексное развитие Алтайского Приобья».
Из федерального бюджета средства на поддержку АПК направляются в рамках реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» и федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы».
В регионе действует 7 краевых целевых программ поддержки жителей и товаропроизводителей на селе: «Технического перевооружения сельского хозяйства Алтайского края на 2006-2010 годы», государственной поддержки сельскохозяйственного производства в отдаленных горных районах, стабилизации и развития сельскохозяйственного производства Алтайского края, кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Алтайского края на 2006-2010 гг., развития племенной базы животноводства, субсидирования налога на имущество и адресная инвестиционная программа.
Краевая целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» реализуется в Алтайском крае с 2003 г. за счет средств федерального бюджета, бюджета Алтайского края, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников. Начиная с 2008 г. все направления программы включены в раздел «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. На возрождение и развитие социальной и производственной сфер села направлено 8 краевых целевых и 2 ведомственных целевых программы.
В связи с тем, что значительная доля сельскохозяйственной продукции производится в домашних и фермерских хозяйствах, в регионе повышенное внимание уделяется поддержке малого предпринимательства. Согласно закону Алтайского края «О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае» (действовал до
02.09.2008 г.) меры по реализации данного направления осуществлялись в соответствии с комплексными краевыми Программами.
Основными направлениями финансово-кредитной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в регионе являются: субсидирование (части банковской процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства; части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по выпуску и реализации продукции, предназначенной для экспорта; части затрат по техническому перевооружению К(Ф)Х) и использование средств Алтайского гарантийного фонда при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2007 г. Алтайский край стал победителем федеральных конкурсов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства по направлениям «Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов)», «Создание гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства» и «Техническое перевооружение крестьянских (фермерских)
хозяйств». Для их реализации в крае принята ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы».
Под руководством Алтайского бизнес-инкубатора и при непосредственном участии органов местного самоуправления и Общественных советов по развитию предпринимательства при главах муниципальных образований в сельских районах края создаются информационно-консультационные центры, ориентированные на поддержку малого предпринимательства. Наиболее эффективно осуществляется работа ИКЦ в Ребрихинском (396 услуг), Немецком (313 услуг), Родинском (240 услуг), Кулун-
динском (233 услуги) районах, городах Бийске (245 услуг) и Яровом (184 услуги). С 2009 г. началось формирование системы информационно-консультационных услуг для сельхозтоваропроизводителей, на которую выделено 15,5 млн руб. из федерального и регионального бюджетов.
За 2007-2008 гг. благодаря проекту «Техническое перевооружение крестьянских (фермерских) хозяйств» 28 субъектов малого предпринимательства обновили парк сельхозтехники. Ими приобретено 16 тракторов, 6 современных комбайнов, несколько посевных и кормоуборочных комплексов, что позволило увеличить площадь обрабатываемых земель на 32 тыс. га.
Создан Гарантийный фонд обеспечения залоговых поручительств субъектов малого предпринимательства перед кредитными организациями. Поручительство гарантийного фонда предоставляется на сумму не более 30% от размера выдаваемого кредита. Максимальный размер поручительства не может превышать 1,5 млн руб. для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), осуществляющих свою деятельность в сфере производства и оказания услуг, и 1 млн руб. в сфере торговли и общественного питания.
В 2000-2008 гг. в реальный сектор экономики края направлено в виде субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов более 11 млрд руб. государственной казны. Для осуществления данного вида поддержки из краевого бюджета было выделено более 800 млн руб., при этом в 2008 г. субсидирование осуществлялось по кредитам на общую сумму, превышающую 6,0 млрд руб. Таким образом, каждый рубль бюджетных средств стимулировал инвестирование 14,4 руб. заемных ресурсов. Для того чтобы получить государственную поддержку, предприятия края представили 852 инвестиционных проекта, 618 из которых соответствовали предъявляемым требованиям и были рассмотрены краевой инвестиционной комиссией. Поддержка предприятиям была оказана при реализации 547 проектов.
За 2007-2008 гг. инвестиции в основной капитал региона выросли почти в 1,6 раза (по России в 1,4 раза), более 14% из них вложено в развитие сельского хозяйства. Всего за 2007 г. на сельское хозяйство направлено более 4 млрд руб., что в 1,5 раза больше уровня 2006 г. Это позволило создать более 700 рабочих мест. Значительно увеличились налоговые поступления, заработная плата работников предприятий -участников проектов возросла на 17%.
В условиях ограниченности собственных оборотных средств эффективным инструментом государственной поддержки технического перевооружения является лизинг. С 2008 г. в схему работы краевого лизингового фонда внесены существенные изменения: применяются новые условия и схема функционирования фонда с участием нового лизингодателя по краевому лизингу - ООО «Краевая лизинговая компания». Объем средств лизингового фонда увеличился в 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 17%. Тенденция роста обусловлена увеличением возвратных платежей лизингополучателей. Большая часть сделок 2008 г. пришлась на лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования. За 9 месяцев 2008 г. с участием средств лизингового фонда оплачено 158 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства на сумму 310,9 млн руб.
Ввиду ежегодного расширения номенклатуры техники и оборудования, включенных в Реестр сельскохозяйственной техники и оборудования для реализации сельхозтоваропроизводителям на условиях лизинга через ОАО «Росагролизинг», начиная с 2008 г., за счет федеральных средств в край поставлено 50 тракторов белорусского производства.
Однако, как показали результаты мониторинга реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2008-2012 гг., основными проблемами при использовании лизинга являются высокие цены на приобретаемые ресурсы, высокий первоначальный взнос и малый срок возврата.
Одной из наиболее действенных форм преодоления административных барьеров, обеспечения законности и пресечения коррупции является система государственных заказов на производство продукции для государственных и муниципальных нужд. Для ее реализации Администрация Алтайского края разрабатывается региональный классификатор государственных заказчиков, отраслевым специализированным организациям передаются на конкурсной основе подряды на проведение экспертиз и контроль выполнения работ, создается орган, контролирующий исполнение контрактов, с участием членов общественного совета при Губернаторе Алтайского края, Общественной палаты Алтайского края, Алтайского союза предпринимателей. Для активного контроля за реализацией заказов привлечены и государственные органы, и общественные организации.
Для реализации названных выше направлений поддержки в регионе формируется ее инфраструктура, включающая, помимо государственных органов управления и банковской системы, общественные и некоммерческие объединения предпринимателей. Продолжается работа по формированию территориально-отраслевых ассоциаций хозяйствующих субъектов. В муниципальных образованиях функционирует 236 ассоциаций хозяйствующих субъектов, объединённых по профессиональноотраслевому или территориальному принципу.
В целях разработки комплексных программ социально-экономического развития в Алтайском крае созданы Экономические советы, организована системная работа Общественных советов по развитию предпринимательства. Деятельность Экономического совета Алтайского края ориентирована на содействие ускоренному развитию на территории края среднего и малого бизнеса, поиск оптимального баланса интересов власти и бизнеса, углубление взаимодействия при реализации конкретных программ и проектов, направленных на рост конкурентоспособности экономики и повышение качества жизни населения Алтайского края.
Для повышения эффективности взаимодействия органов власти и предпринимательского сообщества подписаны Соглашения между Администрацией Алтайского края и некоммерческим партнерством «Алтайский союз предпринимателей» и уполномоченным органом Администрации края в сфере развития малого и среднего предпринимательства и некоммерческим партнерством «Алтайский банковский союз».
В целом в регионе наблюдается все большая концентрация властных полномочий в руках государства в лице регионального управления экономики и инвестиций, постепенный отход от рыночных принципов регулирования отрасли и сосредоточение усилий
отраслевого органа управления преимущественно на финансовой стороне реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Многие проблемы связаны с пассивностью районных органов управления в решении экономических проблем возглавляемых ими территорий, самих сельхозтоваропроизводителей, опасающихся взять кредиты и не вернуть их, а также условиями получения кредитов, прежде всего, - необходимостью иметь для этого залоговую базу, которая есть далеко не у всех хозяйствующих субъектов в достаточном размере для получения необходимого кредита.
Сегодня в регионе все сильнее просматривается необходимость государственной поддержки при формировании рыночной инфраструктуры, укреплении взаимодействия между структурными подразделениями администрации региона при реализации аграрной политики и реализации единой региональной политики продвижения продукции АПК на внешние, относительно региона, рынки.
Источники
1. Реализация приоритетных национальных проектов в Алтайском крае в 2006-2007 годах // Аналитический сборник под общей редакцией Щетинина М.П.
2. Щетинин М.П. Механизм пространственного регулирования экономики региона на мезоуровне: определение и подход к изучению // Вестник Алтайского государственного университета. - 2009 г. - № 2.
3. Щетинин М.П. Предпосылки и ограничения анализа влияния региональных органов власти на экономику муниципальных образований // Вестник Алтайского государственного университета. - 2009. - № 3.
4. Экономика Алтайского края. - 2008. - № 4.
5. Экономическое поведение сельского населения в условиях сокращения занятости / Монография М. Л. Акишина [и др.]; под ред. А. М. Зубахина, В. А. Бородина. М-во сел. хоз-ва РФ, ФГОУ ВПО «АГАУ». Барнаул. Изд-во АГАУ (Азбука), 2007. - С. 136.
6. Этим гордится Алтай: Агропромышленный комплекс Алтая / Е.М. Ельникова, Н.Н. Чистяков, А.И. Овсиенко и др. Под общ. ред. д.т.н. проф. М.П. Щетинина, Барнаул, 2008. - С. 191.
7. http://www.gks.ru. Сайт Федеральной службы государственной статистики 179. http://www.agro.altai.ru - Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.
4.2. Формирование интегральных структур (агрофирмы, агрокластеры, агрохолдинги)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РОЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОХОЛДИНГОВ
Г.А. Наумова, к.э.н., ведущий науч. сотр., Б.С. Джабраилова, науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства
В СЗ ФО, особенно в Ленинградской области, в последние годы стали активизироваться процессы становления агрохолдингов. Доля сельскохозяйственных организаций (СХО), входящих в их состав, составляет свыше 40%, в том числе расположенных в близлежащих и среднеудаленных от Санкт-Петербурга районах, превышает 60%. В состав этих объединений, в отличие от многих других регионов, вошли, в основном, крупные, эффективно работающие предприятия. В связи с развитием этой формы интеграции назрела необходимость ее объективной оценки, в том числе влияния на эффективность функционирования интегрированных СХО. С учетом результатов исследований различных авторов по определению и обоснованию процессов восстановления и развития производственного потенциала СХО и анализу деятельности интегрированных формирований нами предлагается следующая схема оценки роли и эффективности функционирования агрохолдингов:
- выявление функционирующих в регионе агрохолдингов с учетом характеризующих их признаков (специализация; степень охвата процесса воспроизводства; уровень организации; состав участников; интеграторы; экономические взаимоотношения участников; инвестиционная деятельность);
- уровень интегрированности производства, роль агрохолдингов в производстве профильной сельскохозяйственной продукции;
- оценка эффективности функционирования агрохолдингов.
Методы определения эффективности функционирования агрохолдингов: сопоставление показателей деятельности СХО в составе агрохолдингов и неинтегрированных хозяйств, темпов их роста (снижения)
после организации объединений; показателей оценки социальной и экологической эффективности и качества продукции; статистические группировки; корреляционно-регрессионный анализ; рейтинговая оценка с установлением комплексных показателей.
Приводим пример оценки функционирования объединений холдингового типа Ленинградской области. Область является лидером в развитии молочного животноводства. 36 из 112 СХО области, производящих молоко, объединены в десять агрохолдингов, в 5 из них интеграторами являются предприятия, перерабатывающие молоко. Доля агрохолдингов в производстве молока СХО области достигла почти 40% (табл. 1).
Основные параметры СХО, входящих в состав агрохолдингов, превышают уровень неинтегрированных хозяйств.
Эффективность производства молока в СХО в составе агрохолдингов, в основном, выше среднего уровня по области (табл. 2).
Продуктивность коров в агрохолдингах превышает средний уровень по области на 4,4%, рентабельность - на 5,5 п.п., себестоимость 1 ц реализованного молока ниже на 6,8%.
Вместе с тем с учетом цен на молоко можно предположить, что не во всех агрохолдингах обеспечивается необходимый уровень качества молока, организации маркетинга и паритетности экономических взаимоотношений СХО с предприятиями - переработчиками.
В целом по агрохолдингам имеет место положительная динамика объемов производства молока, в то время как в среднем по хозяйствам области его роста почти не наблюдается (рис. 1).