ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 911.7:378.4
К. А. Морачевская, С. С. Лачининский, А. С. Зиновьев
ОПЫТ ВСТРАИВАНИЯ ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО1
Университеты России на протяжении 2000-х гг. развиваются в парадигме Болонского процесса. Одной из его основных целей является создание единого европейского образовательного пространства. В нём участвуют и российские вузы, однако результаты этой деятельности за более чем 10-летний период комплексно не изучены. В настоящей статье рассмотрены два университета с особым статусом — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, а также десять федеральных университетов. Авторами проанализированы ключевые индикаторы их международной деятельности, включая численность иностранных студентов, географию образовательных программ с европейским участием, уровень информационного обеспечения для иностранного абитуриента. Исследование показало, что ведущие университеты России проводят курс на интернационализацию образовательной деятельности, однако зарубежные связи во многом определяются фактором географического положения (для «окраинных» университетов — это ориентация на соседей, а для «внутренних» университетов — это многовекторные связи в пределах Евразии). В развитии международных образовательных программ с участием стран Европы характерен выбор «собственной ниши» на рынке каждым университетом. Так, МГУ имени М. В. Ломоносова большой упор делает на развитие аспирантских международных программ, Северо-Кавказский федеральный университет — билингвальных, а Северо-Восточный — сетевых международных программ.
Ключевые слова: европейское образовательное пространство, Россия, Болон-ский процесс, интернационализация образования.
Введение
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на встрече министров образования европейских стран в Берлине. С 1 сентября 2009 г. в России согласно ФЗ-№ 232 [1] должна повсеместно вводиться двухуровневая система образования.
Основной целью Болонского процесса было усиление европейской интеграции и повышение конкурентоспособности европейского высшего образования путём перестройки системы обучения на вузовском и послевузовском уровнях, обеспечение студенческой мобильности с использованием легко читаемых программ и сравнимых степеней.
Период 2003—2004 гг. примечателен тем, что Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и
1 Работа выполнена при поддержке гранта СПбГУ 18.39.1511.2016.
подтвердила своё намерение следовать основным принципам Болонской декларации. На фоне реализации базовых принципов Болонского процесса ведущие российские университеты стали активно встраиваться в систему европейских, а скорее, евразийских образовательных контактов.
Вместе с тем, традиции, характер соседства и ресурсы ведущих университетов России наложили заметный отпечаток на их позиционирование и политику по продвижению в европейское образовательное пространство. Например, СПбГУ традиционно ориентировался на контакты с университетами Германии и стран Балтийского региона. Сегодня его связи выходят далеко за пределы этого региона. В то же время МГУ имени М. В. Ломоносова в меньшей степени сконцентрирован на подобном продвижении.
В настоящем исследовании предпринята попытка обозначить и систематизировать направления встраивания двух университетов с особым статусом и 10 федеральных университетов России в европейское образовательное пространство и развития межвузовских контактов.
Обзор ранее выполненных исследований
В современных условиях ключевыми факторами развития государств и регионов являются т. н. факторы «второй природы» по П. Кругману, среди которых особо выделяется человеческий капитал (в т. ч. образование, мотивации, мобильность и адаптивность) и, как следствие, распространение инноваций [10].
Значимая роль в этом процессе в эпоху глобализации отводится научно-образовательным учреждениям [8]. Начиная с момента создания университета в Берлине в начале XIX в., многие университеты увязывают образование и научные исследования с национальными целями модернизации [11]. Американо-китайская группа авторов отмечает формирование феномена глобальной модели исследовательского университета в XXI в. (Emerging Global Model — EGM), который понимается как небольшая группа университетов из различных стран, находящихся на переднем крае глобализации. Они участвуют в глобальной конкуренции за студентов, преподавателей, учёных, менеджеров и финансирование. Они работают в среде, где традиционные политические, языковые и прочие ограничения становятся всё более проницаемыми. В восемь ключевых характеристик глобальной модели современного университета входит, в частности, адаптация стратегий всемирного подбора преподавательских кадров, студентов и управленцев, а также отмечается необходимость международной коллаборации для повышения студенческой и преподавательской мобильности, проведения совместных исследований и механизмы валидации высокого статуса университета [11].
Российское государство также предпринимает попытки по формированию национальной инновационной экономики: определены приоритетные направления науки, технологии и техники, функционирует несколько федеральных целевых программ и профильные государственные корпорации. Подготовлен целый ряд стратегических документов, например, «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.», которая предлагает меры по активизации международного, в т. ч. образовательного, сотрудничества: поддержка зарубежных стажировок российских исследователей, приглашение зарубежных исследователей в российские орга-
низации, разработка ведущими вузами совместных программ обучения. Роли образования в инновационной экономике посвящен целый ряд публикаций отечественных исследователей и администраторов [2; 4].
В работах зарубежных авторов представлены несколько вариантов определения «интернационализации высшего образования». Одно из них даётся Дж. Найтом и Г. Витом. Под интернационализацией высшего образования они подразумевают постоянный образовательный процесс, который возникает в международном контексте знания и практики, где национальности рассматриваются как составные части большого мира [5].
По мнению С. Керр, интернационализация включает четыре элемента — это обмены учёными, обмены студентами, потоки новых знаний, сближение содержания учебных планов [9].
Развитие академической мобильности как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества человеческого капитала рассматривается в работе Е. А. Карпухиной и М. В. Ларионовой. Авторы также пишут об угрозе низкой пространственной мобильности профессорско-преподавательского состава и, как следствие, эффекте «самоопыления» [3]. Интернационализацию высшей школы как важнейший вектор развития современного образования отмечают Т. Ю. Кузнецова и А. В. Рябиченко, называя высшие учебные заведения «локомотивами инновационного развития» [6]. Инновационный опыт и логика развития образовательных программ с двойным дипломом на примере Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и Университета Хильдесхайм (Германия) оценил в своей работе Д. М. Певзнер [7].
Настоящее исследование направлено на рассмотрение аналогичных аспектов международного сотрудничества ведущих университетов России в европейском образовательном пространстве.
Материалы и методика исследования
Ключевым источником данных для анализа международного образовательного сотрудничества федеральных университетов России и университетов с особым статусом являются официальные сайты вузов. Основная информация о международных контактах, обменах, иностранных студентах и т. д. представлена в разделе «Международная деятельность». Помимо этого, использовались отчёты о самообследовании учреждений, материалы образовательных выставок, результаты предыдущих исследований, рассмотренных выше.
План проведения настоящего исследования включает несколько стадий. На первом этапе анализируются количественные показатели — индикаторы места вуза в мировом образовательном пространстве (при наличии данных — отдельно в европейском пространстве). Рассматривается численность иностранных обучающихся образовательного учреждения и их доля в общей численности обучающихся; количество студентов, проходящих обучение по обмену, — как в зарубежных, так и в российских вузах. Вспомогательным количественным индикатором является также стоимость обучения по основным образовательным программам, характеризующая одну из составляющих конкурентоспособности при выборе абитуриентом.
На следующем этапе оценивается география европейских связей ведущих университетов России, оформленная договорными отношениями. Кроме этого, отдель-
ное внимание уделяется совместным, билингвальным и англоязычным образовательным программам.
Заключительный этап исследования состоит в качественной оценке уровня информационного обеспечения для иностранного абитуриента (подробность информации на сайте, наличие информации на английском или иных европейских языках), а также разнообразия дополнительных «сервисов» для иностранных обучающихся
— подготовительные программы, курсы русского языка и пр.
Результаты исследования
Федеральные университеты России и университеты с особым статусом имеют, по данным на 2015 г., общее число обучающихся около 293 тыс. чел. Число иностранцев при этом в них достигает 14,7 тыс. чел. или 5 %.
В табл. 1 обобщены сведения об общей численности обучающихся и численности иностранцев в вузах в 2015 г. Как можно увидеть, наиболее высокую долю студентов из-за рубежа имеет Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, что связано, однако, почти исключительно с обучающимися в данном вузе жителями Украины. Высокая доля иностранных обучающихся — более 8 % — характерна для Казанского федерального университета. Студенты в данном вузе в основном представляют страны СНГ, Китай, Йемен и Ирак. В университетах с особым статусом
— МГУ имени М. В. Ломоносова и СПбГУ — в структуре иностранцев, проходящих обучение, лидируют представители Китая. Наименьшие доли иностранных обучающихся имеют Сибирский и Северо-Восточный федеральные университеты.
Таблица 1
Общая численность обучающихся и численность иностранных обучающихся в
2015 г.*
№ п/п Численность обучающихся, чел. Численность иностранных обучающихся, Доля иностранных обучающихся в общей численности
чел. обучающихся, чел.
1 МГУ имени М. В. Ломоносова 34649 1964 5,7
2 СПбГУ 20000 861 4,3
С АФУ
3 имени М. В. Ломоносова 15000 300 2,0
4 Б ФУ имени И. Канта 7275 333 4,6
5 КФУ 29491 2437 8,3
6 ЮФУ 31188 1580 5,1
7 СКФУ 24000 1024 4,3
8 КФУ имени В. И. Вернадского 30568 3148 10,3
Окончание таблицы 1
9 Ур ФУ 34400 1779 5,2
10 СФУ 31647 457 1,4
11 СВФУ имени М. К. Аммосова 15510 296 1,9
12 ДВФУ 20000 491 2,5
* Составлено по [12—23].
Во многих рассматриваемых вузах подавляющее большинство иностранных обучающихся приезжают на обучение из стран постсоветского пространства, правда география представительства различна. Например, в Уральском федеральном университете большинство иностранцев представляет Казахстан (36 %), в Сибирском — Киргизию (более 50 %) и т. д.
За исключением европейских стран СНГ вузы России слабо представлены в европейском образовательном пространстве, хотя ряд университетов завоёвывает позиции на данном направлении (САФУ имени М. В. Ломоносова — Норвегия, БФУ имени И. Канта — Латвия и т. д.).
Индикатором включённости в мировое образовательное пространство, в т. ч. европейское, является участие в программах обмена. Во всех анализируемых вузах ежегодно ряд студентов отправляются на семестровое (как правило) обучение в зарубежный университет, и, напротив, российское образовательное учреждение принимает иностранных обучающихся. В большинстве вузов эти «потоки» примерно равны и невелики. Например, в Дальневосточном федеральном университете в 2015 г. 117 студентов выехали по обменным программам, и 116 студентов приехало по обмену. В Северо-Кавказском федеральном университете в этом же году ездили на учёбу в иностранные вузы 175 чел., а приезжало — 134 чел. В СПбГУ 568 чел. приехали по обмену в 2015 г., а 634 обучающихся выехало по обмену за рубеж. В Балтийском федеральном университете «входящий» поток студентов значительно превосходят «исходящий». В 2015/16 учебном году в БФУ прибыли более 300 студентов из Германии, Польши, Латвии, Финляндии, Эстонии, Литвы и других стран. Исходящая мобильность при этом составила около 100 чел. Аналогичная ситуация наблюдается в Казанском федеральном университете, где в 2015 г. 436 чел. стали участниками программ «входящей» мобильности и 197 — «исходящей». На противоположном полюсе находятся такие вузы, как Уральский и Северо-Восточный федеральный университет, где «исходящий» поток в два и более раз превосходит «входящий».
Существенно различается география выездов российских обучающихся. Студенты СПбГУ преимущественно выезжают в страны Европы (больше всего — в Германию (до 10 %), Францию, Финляндию) и Азии (Китай, Республика Корея, Япония). Доминирующие приоритеты имеет Казанский федеральный университет, где наиболее интенсивное сотрудничество развивается с вузами Германии, Китая и Республики Кореи. «Географических» лидеров имеет и исходящая мобильность студентов Южного федерального университета — Германия, Республика Корея и Испания. «Узко ориентированной» является академическая мобильность студентов Северного (Арктического) федерального университета, где 80 % выезжающих по обмену студентов направляются в Норвегию. Что касается географии въездных потоков студентов, то чётких закономерностей в ней не выявлено. В целом на европейском образо-
вательном пространстве по входящей академической мобильности в относительных показателях наиболее активно проявляется Балтийский федеральный университет.
Дополнительным индикатором привлекательности образовательных программ является стоимость обучения. Часть иностранных граждан не сталкивается с данной проблемой, зачисляясь в вузы по гослинии. Наиболее высокая стоимость обучения характерна для МГУ, СПбГУ и Крымского федерального университета. По остальным рассматриваемым университетам не выявлено сильных различий, и минимальная (в зависимости от образовательной программы) стоимость обучения везде колеблется на уровне 70—80 тыс. руб. в год. Эффективным инструментом привлечения иностранных абитуриентов является внедрение грантовой системы обучения иностранных граждан, которая действует в частности в Казанском федеральном университете.
Значимую и необходимую организационную роль в развитии международных межвузовских отношений играет наличие договоров или иных нормативно-правовых документов, регламентирующих сотрудничество. За исключением Крымского федерального университета, все рассматриваемые вузы имеют не менее 100 зарубежных партнёров. Что касается европейских контактов, ведущие вузы на данный момент имеют в среднем около 30 договоров с различными университетами. Например, КФУ сотрудничает с 35 университетами в 10 странах Европы, ЮФУ — с 56 университетами из 17 европейских государств и т. д. Для МГУ и СПбГУ характерно превосходство данных цифр в несколько раз. Для сравнения, в МГУ действует 429 договоров о сотрудничестве с зарубежными партнёрами в Европе.
Отдельно остановимся на рассмотрении международных образовательных программ (со странами Европы). Среди них выделяются программы двойных дипломов, сетевые программы, билингвальные программы, программы с обучением полностью на английском языке.
МГУ в отличие от всех других рассматриваемых вузов сконцентрирован на развитии совместных аспирантских программ, по окончании которых каждый партнёр выдает диплом собственного образца. Такое сотрудничество из европейских вузов развивается с Ульмским университетом (Германия), Университетом Антверпена (Бельгия), Техническим университетом Эйндховена (Нидерланды), Университетом Гронингена (Нидерланды), Университетом Восточной Финляндии и т. д.
В СПбГУ в 2015 г. реализовывались 9 образовательных программ (совместно с организациями-партнёрами), предусматривающих выдачу двух дипломов; 14 образовательных программ магистратуры на английском языке, 2 образовательные программы магистратуры на немецком языке, программа магистратуры на трёх языках — французском, испанском и итальянском. Программы созданы по экологии и природопользованию, менеджменту, экономике, международным отношениям, политологии, социологии, журналистике и лингвистике.
Около 50 % договорных отношений САФУ составляют взаимоотношения со стратегическими партнёрами из арктических стран (среди них университеты Норвегии, Финляндии и Швеции). Именно поэтому и основные партнёры в создании и реализации международных образовательных программ расположены в данных странах. В настоящее время в САФУ действует 6 программ такого рода — 2 по уровню бакалавриата и 4 по уровню магистратуры. Среди них программа «Сравнительная социальная работа», организованная в рамках Консорциума Баренцева трансграничного университета, «Информационные технологии в медицине и социальной сфере»
с партнёрами из Норвегии, «Менеджмент в сфере международного туризма» (Норвегия, Финляндия), «Бакалавр циркумполярных наук», созданная Консорциумом Университета Арктики, «Управление экологическими рисками в Арктике» с партнёрами из Норвегии. Единственная программа, действующая при участии вуза за пределами арктического региона, — «Литературная компаративистика: франко-русские литературные отношения» (Университет Верхнего Эльзаса (Франция)).
Приоритет БФУ имени И. Канта — сотрудничество с польскими и литовскими вузами, а также университетами Германии, Латвии, Беларуси, Финляндии, Дании, Австрии, Франции и т. д. На данный момент созданы две международные образовательные программы со странами Европы — «Международное и европейское право» совместно с Магдебургским университетом (Германия) и «Экономика и управление» совместно с Гренобльским Альпийским университетом (Франция). При этом в вузе 80 курсов читаются на иностранных языках (английском, немецком, польском).
КФУ реализует международные образовательные программы с бельгийскими университетами Лёвена (магистерская программа по международному праву) и Антверпена (программа совместной аспирантуры, физика), а также французскими университетами Париж 3 — Новая Сорбонна (двойной диплом по филологии) и Страс-бургским университетом (совместная магистерская программа «Хемоинформатика»).
В ЮФУ в настоящее время также существуют совместные образовательные программы с различными европейскими университетами. Среди них испанский Университет Кадиса («Испанская филология на испанском языке» и «Теория перевода и межкультурной коммуникации на испанском языке», магистратура), финский Технологический университет г. Лапеенранта («Компьютерная механика и биомеханика», магистратура; «Математика», аспирантура), норвежским Колледжем Остфолдского университета («Экономика и управление хозяйством», бакалавриат), итальянской Римской школой бизнеса («Мастер делового администрирования», MBA).
В СКФУ достаточно широко представлены билингвальные образовательные программы (9), включая программу двух дипломов по международному менеджменту с итальянским университетом. Программы бакалавриата «Нефтегазовое дело» и «Строительство» ведутся частично на английском языке. Любопытно отметить наличие уникальных для России тематик международных образовательных программ — «Технология молока и молочных продуктов», «Промышленное и гражданское строительство», «Всеобщая история».
КФУ имени В. И. Вернадского по очевидным причинам пока не имеет системы международных связей. Имеется, однако, договор с Базельским университетом (Швейцария) о сотрудничестве в исследовании древних артефактов полуострова. Образовательных программ с международными партнёрами в вузе нет.
В УрФУ представлено 12 магистерских программ на английском языке («Политическая философия», «IT-инновации в бизнесе», «Пищевая биотехнология», «Спорт высших достижений» и т. д.). Помимо этого, во многих образовательных программах есть модули, читаемые на английском языке. В УрФУ функционирует также программа двойного диплома Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ и Школы бизнес администрирования Университета Лилль-1 (Франция).
СФУ осуществляет программу двойных дипломов с немецким Университетом Пассау по направлению «Сравнительное право». В ближайшее время в рамках сетевой образовательной программы подготовки магистров «Экологический мониторинг» модуль будет реализовываться университетом Барселоны.
В СВФУ основным направлением работы выбрано создание программ с сетевой формой реализации. На данный момент из пяти международных программ две созданы с участием французских вузов (Университет Версаль-Сен-Кантэн-ан-Ивлин, Ницца-София Антиполис). Ведётся работа по расширению магистерских программ такого рода, в т. ч. с университетом Сержи Понтуаз (Франция), с Сельскохозяйственным университетом в Кракове (Польша), с Карловым университетом (Чехия), с Тартуским университетом (Эстония). В СВФУ реализуется 2 программы на английском языке — по направлениям «Лингвистика» и «Менеджмент».
Несмотря на наличие европейских партнёров у ДВФУ (Норвегия, Германия, Великобритания) международных образовательных программ со странами Европы на данный момент нет.
В заключение рассмотрим уровень информационного обеспечения для иностранного абитуриента и разнообразие дополнительных «сервисов» для иностранных студентов, представленных в ведущих вузах России. Помимо Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, все остальные рассматриваемые вузы имеют англоязычные версии сайта. Лишь для нескольких университетов при этом характерно полное дублирование архитектуры и содержания сайта по аналогии с русскоязычной версией. Университеты с особым статусом — МГУ и СПбГУ — не имеют полноценной версии сайта на английском языке, информация представлена избирательно. БФУ, ДВФУ, УрФУ характеризуются наиболее полной версией сайта на английском языке. Ряд вузов имеет также сайт на других иностранных языках: например, портал Казанского федерального университета работает, помимо русского, ещё на 8 языках (английский, китайский, немецкий, турецкий, испанский, арабский, французский и персидский).
Ведущие университеты организовывают в различных формах языковую (по русскому языку) подготовку для абитуриентов и студентов (языковые курсы, подготовительное отделение). Данное направление не представлено только в Крымском федеральном университете. В некоторых вузах функционируют специальные центры по поддержке и адаптации иностранных студентов, например, в Уральском федеральном университете.
Интересен опыт отдельных университетов по продвижению образовательных программ на международной арене, в т. ч. в Европе. Так, наиболее активно совершенствуют работу по представлению на международных образовательных порталах (например, masterstudies.com) САФУ и ДВФУ. БФУ имеет представительство в Риге (Латвия), которое создано с целью привлечения абитуриентов. Практически все вузы участвуют в образовательных ярмарках и выставках за рубежом.
Выводы
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о важности изучения опыта ведущих университетов России в позиционировании в европейском образовательном пространстве.
В статье обозначены направления и виды продвижения ведущих университетов России на рынке европейских образовательных программ. Подчеркнём, что глубина и скорость продвижения весьма отличается от университета к университету.
Численность иностранных обучающихся в вузах России всё ещё крайне невелика. Во многих рассматриваемых вузах подавляющее большинство иностранных
студентов приезжает на обучение из стран постсоветского пространства. Незначительны и входящие потоки академической мобильности, которые превосходят исходящие только в БФУ и КФУ.
Новым направлением продвижения ведущих российских университетов в европейское образовательное пространство стали международные образовательные программы, количество которых растёт. Среди лидеров данного процесса можно выделить СПбГУ, УрФУ, ЮФУ. Примечателен также выбор «собственной ниши» на рынке образовательных программ. Так, МГУ имени М. В. Ломоносова большой упор делает на развитие аспирантских международных программ, СКФУ — билингвальных, СВФУ — сетевых международных программ.
Постепенно повышается уровень информационного обеспечения для иностранного абитуриента и разнообразие дополнительных «сервисов» для иностранных студентов. Наибольшие успехи в данном направлении имеют БФУ имени И. Канта, УрФУ, ДВФУ.
В целом зарубежные связи ведущих вузов во многом определяются особенностями географического положения: для «окраинных» университетов — это ориентация на соседей (например, САФУ имени М. В. Ломоносова — Норвегия), а для «внутренних» и центральных университетов — это многовекторные связи в пределах Европы, с особой ролью постсоветских стран, Германии, стран Балтии, Франции.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 октября 2007 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».
2. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналитических докл. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. С. 19—46.
3. Карпухина Е. А., Ларионова М. В. Программа развития академической мобильности и повышение конкурентоспособности российской системы высшего образования // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналитических докл. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. С. 204—223.
4. Катровский А. П. Высшая школа как фактор инновационного регионального развития России // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2016. № 5. C. 248-254.
5. Коршунов Л., Хомутов О., Никонов Н., Никонова Е. Университетское международное сотрудничество: процесс интернационализации в мире и на региональном уровне. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. 240 с.
6. Кузнецова Т. Ю., Рябиченко А. В. Университеты Северо-Западного федерального округа в российско-шведском и российско-финском сотрудничестве // Балтийский регион № 3 (13). 2013. С. 161-168.
7. Певзнер Д. М. Конструирование международных образовательных программ: логика отбора и организации содержания // Человек и образование. 2013. № 3 (36). С. 72-76.
8. Huisman, J., Maassen, P. and Neave, G. (eds.) Higher Education and the Nation State: The International Dimension of Higher Education, Amsterdam: Pergamon, 2001.
9. Kerr C. Higher Education Cannot Escape History: Issues for the Twenty-First Century. Albany: State University of New York Press, 1994. 248 p.
10. Krugman P. R. First Nature, Second Nature, and Metropolitan Location // Journal of Regional Science. 1993. Vol. 33. P. 129-144.
11. Mohrmana K., Ma W., Baker D. The Research University in Transition: The Emerging Global Model // Higher Education Policy. 2008. № 21. P. 5-27.
12. Официальный сайт КФУ имени В. И. Вернадского. [Электронный ресурс]: URL: http://cfuv.ru
13. Официальный сайт КФУ. [Электронный ресурс]: URL: http://kpfu.ru//
14. Официальный сайт САФУ имени М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]: URL: http://narfu.ru
15. Официальный сайт ЮФУ. [Электронный ресурс]: URL: http://sfedu.ru
16. Официальный сайт СПбГУ. [Электронный ресурс]: URL: http://spbu.ru
17. Официальный сайт УрФУ. [Электронный ресурс]: URL: http://urfu.ru
18. Официальный сайт МГУ имени М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]: URL: http://www.msu.ru
19. Официальный сайт СКФУ. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ncfu.ru
20. Официальный сайт СФУ. [Электронный ресурс]: URL: http://www.sfu-kras.ru
21. Официальный сайт СВФУ имени М. К. Аммосова. [Электронный ресурс]: URL: http://www.s-vfu.ru
22. Официальный сайт ДФУ. [Электронный ресурс]: URL: https://www.dvfu.ru
23. Официальный сайт БФУ имени И. Канта. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kantiana.ru
Об авторах
Морачевская Кира Алексеевна — кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры экономической и социальной географии, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия. E-mail: k.morachevskaya@spbu .ru
Лачининский Станислав Сергеевич — кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия. E-mail: s .lachininsky@spbu .ru
Зиновьев Андрей Станиславович — старший преподаватель кафедры экономической и социальной географии, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
K. Morachevskaya, S. Lachininskii, A. Zinovyev
EXPERIENCE OF LEADING RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE INCORPORATION IN THE EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE
In the XXI century Russian universities are developing in the paradigm of the Bologna process. One of its main goals is to create a unifed European educational space. It also involves Russian universities, but the results of this activity for more than 10 years have not been studied comprehensively. This paper describes the two universities with special status — Lomonosov Moscow State University and St. Petersburg State University, as well as ten federal universities. The authors analyzed the key indicators of their international activities, including the number of foreign students, the geography of educational programs with European participation, the level of information support for foreign students. The study showed that leading Russian universities are carrying out a course on the internationalization of educational activities, however, foreign relations are largely determined by factor of geographical location (for the "marginal universities" focus is more on the neighbours, and for the "internal universities" — a multidirectional communication within Eurasia is more inherent). Development of international educational programs with the participation of European countries is characterized by the choice of "their own niche" in the market of each university. Thus, Lomonosov Moscow State
University emphasizes on the development of international postgraduate programs, the North-Caucasian Federal University — on bilingual programs and North-East Federal University — on the international network programs.
Key words: European educational space, Russia, the Bologna process, internationalization of education.
About the authors
Dr Kira Morachevskaya, Department of Economic and Social Geography, St. Petersburg State University, Russia. E-mail: k.morachevskaya@spbu .ru
Dr Stanislav Lachininskii. Department of Economic and Social Geography, St. Petersburg State University, Russia. E-mail: s .lachininsky@spbu .ru
Andrey Zinovyev, Senior lecturer, Department of Economic and Social Geography, St. Petersburg State University, Russia. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.12.2016 г.