Научная статья на тему 'Модели основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме'

Модели основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1745
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / МОДЕЛИ СЕТЕВЫХ ПРОГРАММ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / FEDERAL UNIVERSITY / NETWORK FORM OF ACADEMIC PROGRAMMES / MODELS OF NETWORK ACADEMIC PROGRAMMES / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичерина Наталья Васильевна, Бугаенко Оксана Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы проектирования основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме образовательными или научными организациями, имеющими лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Представлены модели сетевых программ, разработанные в сети федеральных университетов: «двойной диплом», «ресурсный центр», «партнерская сеть», «горизонтальное взаимодействие». Приведены примеры сетевых образовательных программ бакалавриата и магистратуры, разработанные и успешно реализуемые по модели «партнерская сеть».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чичерина Наталья Васильевна, Бугаенко Оксана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF HIGHER EDUCATION ACADEMIC PROGRAMMES REALIZED IN NETWORK FORM

The article considers the issues of the design of higher education academic programmes which are realized in network form by educational and research organizations with the license for educational activities in the corresponding fields. The models of network form of academic programmes developed by the network of federal universities "double degree", "resource center", "partnership network", "horizontal cooperation" are described. Three cases are provided as illustrations of successful realization of the model "partnership network" at the bachelor and master levels.

Текст научной работы на тему «Модели основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме»

МОДЕЛИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ

ЧИЧЕРИНА Наталья Васильевна - д-р пед. наук, доцент, советник ректора, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected] БУГАЕНКО Оксана Дмитриевна - начальник управления академического развития, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проектирования основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме образовательными или научными организациями, имеющими лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Представлены модели сетевых программ, разработанные в сети федеральных университетов: «двойной диплом», «ресурсный центр », «ппартнерская сеть », «ггоризонтальное взаимодействие ». Приведены примеры сетевых образовательных программ бакалавриата и магистратуры, разработанные и успешно реализуемые по модели «партнерская сеть».

Ключевые слова: федеральный университет, сетевая форма реализации образовательных программ, модели сетевых программ, академическая мобильность

Для цитирования',: Чичерина Н.В, Бугаенко О.Д. Модели основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 24-36.

Нормативно-правовое обеспечение сетевой формы образовательных программ

Современный этап реформирования и модернизации высшего образования в России характеризуется интенсивным развитием различных форм сетевого взаимодействия и сетевого сотрудничества по всем направлениям деятельности университетов. В первую очередь это относится к сфере образовательной политики и предполагает решение вопросов разработки основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме.

Многие университеты имеют значительный опыт организации обучения на основе сетевых программ, которые прежде обозначались как «совместные программы » и «программы двойных дипломов». Интенсивная работа по созданию совместных программ велась в рамках Болонского процесса. Нор-

мативно-правовая основа для реализации программ в сетевой форме в Российской Федерации появилась в 2012 г. после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». Статьей 15 закона было установлено, что под сетевой формой реализации образовательных программ (ОП) понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости - с использованием ресурсов иных организаций. Такая широкая трактовка, не ограничивающая перечень организаций, вовлеченных в сетевую форму реализации образовательных программ, открыла университетам новые возможности. Прежде всего это касается организации практико-ориентированного обучения на основе развития сотрудничества с научны-

ми, производственными и другими организациями, обладающими уникальными современными ресурсами для подготовки специалистов. Для университетской науки -это сотрудничество с ведущими научными центрами, внедрение инноваций в содержание образования, особенно на уровне подготовки научных кадров. С позиций экономики образования - это возможность снижения затрат на обновление материально-технической и исследовательской базы через коллективное использование ресурсов. Для студентов - это возможность приобретения уникальных компетенций, сближения теоретического обучения с практикой, выполнения практико-ориентированных проектов по заказам работодателей в период обучения.

Вместе с тем в такой широкой трактовке сетевой формы обнаружились некоторые подводные камни. Так, в той же статье 15 установлено, что реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, и определены пять обязательных позиций, которые должны быть указаны в таком договоре (вид, уровень и направленность образовательной программы; статус обучающихся, правила приема и порядок организации академической мобильности; условия и порядокосуществления образовательной деятельности партнерами; выдаваемые документы об образовании; срок действия договора, порядок его изменения и прекращения). В структуре любой образовательной программы есть различные виды практик или стажировок обучающихся, которые, как правило, организуются на предприятиях или в организациях, а значит - с использованием ресурсов иных организаций (материально-технических, кадровых и др.) и обязательно на основании соответствующего договора. Означает ли это, что фактически любая основная образовательная программа (кроме тех редких случаев, когда практики организованы на собственной базе образовательной организации) при

наличии договора с указанием вышеперечисленных позиций имеет статус программы, реализуемой в сетевой форме, даже если речь идет только об организации практик и стажировок? По сути, сегодня для этого нет никакихнормативно-правовых ограничений. Таким образом, широкое определение Федеральным законом сетевой формы реализации образовательных программ привело к размыванию границ между сетевыми и несетевыми программами, что, в свою очередь, потребовало осмысления и уточнения условий разработки сетевых образовательных программ и организации обучения по ним.

К решению проблемных вопросов по организации сетевой формы образовательных программ подключились исследователи высшей школы. В многочисленных публикациях российскими учеными анализируются модели сетевого взаимодействия образовательных организаций [1], в том числе практики взаимодействия образовательных организаций разных уровней [2], рассматриваются вопросы качества образования и проведения внешней экспертизы сетевых программ [3], поднимаются вопросы управления сетевыми программами [4]. Публикации по вопросам организации сетевого взаимодействия стали инструментом обмена лучшими практиками, что позволило университетам решить многие возникающие вопросы на институциональном и межинституциональном уровнях.

В 2015 г. Министерством образования и науки РФ были подготовлены «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ», очевидно, с учетом анализа лучших практик российских университетов, статистических данных о реализации сетевых программ, возможно, и зарубежного опыта. В «Методических рекомендациях» даны пояснения о нормативном регулировании разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме, определены основания для применения се-

тевой формыК сожалению, несмотря на достаточно длительный период подготовки и ожидания этого документа (появился спустя два с половиной года после вступления в силу Федерального закона), он вызвал в академической среде многочисленные вопросы, особенно в части рекомендаций по разработке и реализации программ в сетевой форме.

Основные вопросы касаются предлагаемых вариантов и моделей сетевой формы образовательных программ. «Методическими рекомендациями» обозначены два варианта сетевой формы образовательных программ: вариант интеграции образовательных программ (такие программы совместно разрабатываются и утверждаются двумя и более организациями, осуществляющими образовательную деятельность) и вариант использования ресурсов иных организаций (разрабатываются и реализуются образовательной организацией с использованием ресурсов иных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность). Для этих двух вариантов разработаны типовые договоры, в которых отражено: для первого варианта - наличие лицензии на ведение образовательной деятельности у всех образовательных организаций - участников сетевого взаимодействия, для второго варианта - наличие лицензии только у базовой образовательной организации. Возникает вопрос: значит ли это, что вариант сетевой формы с использованием ресурсов предполагает взаимодействие с иными организациями, а также с теми образовательными организациями, которые не имеют лицензии на ведение образовательной деятельности по данному направлению подготовки? Скорее всего, это не так, но в этом случае мы возвращаемся к первому варианту - интеграции образовательных программ в сетевом взаимодействии двух и более образователь-

ных организаций, только речь должна, очевидно, идти о разных уровнях интеграции (полной или частичной - на уровне согласования отдельных компонентов программы и т.д.). Это, однако, не предусмотрено условиями разработки сетевой формы первого варианта (интеграции). В соответствии с «Методическими рекомендациями» результатом интеграции должна стать совместная образовательная программа, которая определена в этом документе как единая программа двух образовательных организаций с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками и с четко прописанной ответственностью участников за предоставляемый ресурс на каждом из этапов ее реализации. Такой подход, возможно, необходим, хотя и не со стопроцентной степенью очевидности, для программ двойных дипломов. Что же касается сетевой формы образовательных программ, то такая жесткая регламентация противоречит как уже имеющейся практике реализации сетевых образовательных программ в ведущих университетах РФ, так и рекомендациям зарубежных образовательных организаций и фондов по разработке сетевых программ. Так, например, в практике федеральных университетов успешно реализуются сетевые программы различных уровней интеграции, где не всегда предусмотрена полная гармонизация и синхронизация учебных планов.

Показательным в этом смысле является зарубежный опыт, особенно в аспекте интернационализации образовательной деятельности посредством сетевых программ с зарубежными партнерами. В рекомендациях по разработке совместных (или сетевых) программ в рамках проектов Эразмус Мундус (Erazmus Mundus joint programmes) говорится о том, что совместные программы предлагаются совместно несколь-

1 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. №АК-2563/05 «О методических рекомендациях».

кими образовательными организациями, расположенными в одной или нескольких странах; они не обязательно завершаются получением совместного диплома [5]. В соответствии с достигнутыми в рамках Болон-ского процесса соглашениями совместные программы должны отвечать всем или хотя бы нескольким из нижеперечисленных требований:

• программы совместно разрабатываются и/ или утверждаются несколькими образовательными организациями;

• студенты из каждой образовательной организации осваивают часть образовательной программы в другой организации;

• периоды академической мобильности сопоставимы по длительности;

• периоды обучения и итоги промежуточной аттестации (экзамены и зачеты) автоматически перезачитываются;

• преподаватели программы привлекаются для преподавания в других образовательных организациях, совместно участвуют в составлении учебных планов, входят в состав совместных экзаменационных комиссий;

• выпускники программы получают национальные дипломы каждой образовательной организации или совместный диплом [5].

Таким образом, в зарубежной практике допускаются различные варианты разработки сетевых программ при комбинации некоторыхиз согласованных требований к таким программам. Такой гибкости и вариативности мы, к сожалению, не наблюдаем в аналогичных отечественных документах.

Отдельные вопросы возникают при рассмотрении представленных в «Методических рекомендациях» четырех моделей второго варианта сетевой формы - использования ресурсов. Не совсем понятны критерии выделения моделей: например, в модели «включение модулей » - это наличие в учебном плане модулей других образовательных организаций; в модели «индивиду-

альный выбор» - это формирование индивидуальной траектории за счет модулей вариативной части; а в двух других моделях («вуз - предприятие» и «базовая организация - академический институт - предприятие ») в качестве критериев, очевидно, используются типы организаций - участников сетевого взаимодействия. В связи с этим возникает необходимость в более системном подходе к описанию моделей сетевых форм с использованием единых критериев, определяющих отличительные черты каждой модели. Много вопросов можно задать по поводу сущностных характеристик самих моделей. Например, по поводу модели «индивидуальный выбор» сомнения вызывают сами основания для выделения данной модели - формирование индивидуальной траектории за счет модулей вариативной части. В соответствии с принципами личностно-ориентированного обучения возможность построения индивидуальной траектории должна быть предусмотрена во всех образовательных программах, поэтому такой критерий вряд ли может являться отличительной чертой модели.

В целом согласимся с тем, что развитие сетевой формы основных образовательных программ в российском образовательном пространстве все еще осуществляется «в условиях недостаточной правовой определенности» [3, с. 15]. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», определяя широкий перечень организаций - возможных участников сетевого взаимодействия по реализации образовательных программ, не ставит ограничений в отношении форматов и механизмов реализации сетевых программ, что, несомненно, является большим подспорьем для образовательных организаций. В этих условиях они могут самостоятельно оценивать степень достаточности собственных ресурсов, необходимость привлечения ресурсов других образовательных или иных организаций, целесообразность разработки сете-

вой формы образовательной программы; планировать мероприятия по регулированию сетевой формы на уровне образовательной организации и в рамках партнерской сети. Разумеется, созданная Федеральным законом рамка для разработки и реализации сетевой формы образовательных программ должна быть заполнена точными, четкими и понятными требованиями к разработке сетевой формы ОП, допускающими определенную долю вариативности в моделировании и реализации таких программ и не препятствующими процессам интернационализации.

Сотрудничество федеральных университетов по разработке сетевых образовательных программ

В условиях явной недостаточности нормативно-правового обеспечения процессов сетевого взаимодействия федеральные университеты одними из первых начали работу по моделированию сетевых программ, по разработке внутренней нормативной документации и собственно сетевых программ федеральных университетов на уровнях бакалавриата и магистратуры. В 2013 г. на встрече ректоров федеральных университетов кураторами проекта по разработке сетевых образовательных программ были определены Северный (Арктический) федеральный университет (разработка моделей и нормативно-методическое обеспечение сетевых образовательных программ), Балтийский федеральный университет (сетевые программы бакалавриата) и Северо-Кавказский федеральный университет (сетевые программы магистратуры). В качестве принципиальных положений, которыми руководствовались рабочие группы федеральных университетов при разработке сетевых программ, были определены следующие:

• создание возможностей для получения уникальных компетенций;

• объединение ресурсов участников сети;

• формирование ресурсных центров

подготовки кадров;

• обмен технологиями обучения;

• обеспечение внутрироссийской академической мобильности;

• отработка механизмов взаимного признания результатов обучения.

Работа над сетевыми программами началась с обсуждения, согласования и утверждения федеральными университетами моделей сетевых образовательных программ. На начальном этапе необходимо было определить уровни и механизмы сетевого взаимодействия, степень согласования основных компонентов образовательной программы (результатов обучения, учебных планов, методов и способов оценки результатов обучения и т.п.).

В результате этой деятельности рабочей группой Северного (Арктического) федерального университета в партнерстве с другими федеральными университетами были разработаны модели сетевых образовательных программ, на основе которых были запущены первые образовательные программы в сети федеральных университетов. Следует отметить, что процесс моделирования образовательных программ с самого начала носил динамичный характер: в ходе разработки и реализации сетевых программ, а также с учетом изменений нормативной базы в первоначально разработанные модели вносились уточнения и изменения, которые были согласованы в мае 2016 г. членами рабочей группы федеральных университетов по сетевым программам.

Еще одним важнейшим направлением работы по организации сетевых программ стала разработка, а затем и своевременная актуализация нормативно-методической документации для сети федеральных университетов. В результате этой деятельности при координации Северо-Кавказским федеральным университетом были совместно разработаны и утверждены следующие документы:

• Положение об организации сетевых

образовательных программ в федеральных университетах;

• Положение о совете сетевых образовательных программ в федеральных университетах;

• Порядокорганизации образовательного процесса по сетевым образовательным программам магистратуры в федеральных университетах;

• Проект типового договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

В настоящий момент ведется работа по разработке нормативной документации, регламентирующей академические обмены обучающимися федеральных университетов (Соглашение об академической мобильности сетевых образовательных программ в рамках взаимодействия федеральных университетов).

Проведенная работа оказалась весьма результативной и привела к созданию большого количества сетевых программ. Так, в 2015/ 2016 учебном году в сети федеральных университетов осуществлялось обучение по 16 сетевым программам магистратуры (12 направлений подготовки) и по двум программам бакалавриата (два направления подготовки). В каждую сеть по этим программам входят от двух до восьми университетов-партнеров.

Модели сетевых образовательных программ федеральных университетов

В целях регламентации процесса разработки и реализации сетевых программ федеральных университетов на первом этапе моделирования в Северном (Арктическом) федеральном университете было проведено уточнение и терминологическое разграничение двух типов программ, реализуемых в сетевой форме.

Первый тип программ был обозначен как собственно сетевые образовательные программы (далее - сетевые программы). К этому типу были отнесены основные образовательные программы, реализуемые в се-

тевой форме образовательными или научными организациями, имеющими лицензию на право осуществления образовательной деятельности по данному направлению подготовки, при условии заключения договора о реализации программы в сетевой форме.

Второй тип программ был обозначен как программы сетевого взаимодействия. К нему были отнесены образовательные программы, реализуемые в сетевой форме с использованием ресурсов иных организаций (образовательных, научных, производственных), не имеющих лицензии на право осуществления образовательной деятельности по данному направлению подготовки, но предоставляющих свои ресурсы на основании договора о реализации программы в сетевой форме.

Проведенное понятийное и терминологическое разграничение позволило, во-первых, сконцентрировать усилия на моделировании и разработке собственно сетевых образовательных программ как имеющих наибольший потенциал в развитии образовательной сети федеральных университетов в целом и в повышении возможностей обучающихся для формирования уникальных компетенций, построения индивидуальных образовательных траекторий и академической мобильности в рамках сети; во-вторых, в рамках разработанных моделей более четко определить ответственность каждого федерального университета - участника сети.

Для организации сетевых образовательных программ (программ первого типа), реализуемых в сети федеральных университетов, были разработаны четыре базовые модели: «Двойной диплом»; «Ресурсный центр»; «Партнерская сеть» (реализуется в двух вариантах - «Партнерская сеть 1» и «Партнерская сеть 2») и «Горизонтальное взаимодействие ». При разработке моделей были использованы пять критериев:

1) распределение ответственности между партнерами сети;

2) степень согласования компонентов образовательной программы;

3) возможности по выстраиванию индивидуальной траектории обучения с учетом академической мобильности;

4) выдаваемый документ об образовании;

5) поступление на программу.

В качестве инвариантных для проектирования и реализации сетевых программ по любой из моделей, были приняты следующие позиции.

• Формируется сеть федеральных университетов по конкретному направлению подготовки, при этом один из университетов выступает координатором сети и берет на себя ответственность за организацию совместной работы по проектированию и реализации программы.

• Студенты из каждого федерального университета - участника сети по направлению подготовки осваивают часть образовательной программы с использованием ресурсов других участников сети, как правило, в форматах реальной или виртуальной академической мобильности.

• Периоды академической мобильности сопоставимы по длительности, а периоды обучения и итоги промежуточной аттестации (экзамены и зачеты) в университетах-партнерах автоматически перезачитываются.

Основные характеристики моделей сетевых программ федеральных университетов приведены в Таблице 1.

Из описания моделей сетевых программ, представленных в таблице, очевидно следующее. Во-первых, каждая модель по своим характеристикам отличается от других по двум и более критериям, при этом один из них может выступать ведущим. Так, например, для модели «Партнерская сеть» - это критерий академической мобильности: с самостоятельным формированием индивидуальной траектории и выбором модулей вариативной части в университете-партнере для «Партнерской сети 1»

и с жесткой фиксацией последовательности изучения сетевых модулей в универси-тетах-партнерахдля «Партнерской сети 2». Этот критерий, в свою очередь, диктует необходимость согласования определенных компонентов образовательной программы. Для модели «Ресурсный центр» - это критерий распределения ответственности между партнерами. В данной модели университет, обладающий уникальными компетенциями и ресурсами, выступает ресурсным центром и принимает на себя ответственность за разработку и реализацию сетевых модулей, которые включаются в учебные планы всех участников сети. Во-вторых, данные модели оставляют университетам свободу в определении объемов ресурсного обмена в рамках сетевой программы и, соответственно, в необходимости согласования всех или отдельных компонентов образовательной программы, в составлении единого сетевого плана или собственного учебного плана сетевой программы, включающего сетевые модули партнеров. В-третьих, при условии участия в сети трех и более партнеров возможны комбинации, сочетающие характеристики различных моделей сетевых программ. В-четвертых, допустимо «развитие» сетевой программы в рамках разработанных моделей, переход программы на другую модель, например, из модели «Партнерская сеть 2» на модель «Двойной диплом » и т.д.

Практическая работа по созданию сетевых программ в сети федеральных университетов показала, что наибольшее количество сетевых программ было разработано и реализовано по модели «Партнерская сеть 1», несколько программ - по модели «Партнерская сеть 2». В настоящее время ведется работа по разработке сетевых программ по модели «Горизонтальное взаимодействие » с использованием ресурсов университетов на электронных платформах образования. Остальные модели в сети федеральных университетов пока не реализованы.

Таблица 1

Основные характеристики моделей сетевых программ федеральных университетов

Критерий выделения модели

Модель реализации образовательной программы в сетевой форме

Двойной диплом

Ресурсный центр

Партнерская сеть 1

Партнерская сеть 2

Горизонтальное взаимодействие

Распределение ответственности между партнерами сети

ОП разрабатывается и утверждается совместно университетами - участниками сети.

Университеты являются равноправными партнерами сетевой ОП.

ОП разрабатывается и утверждается совместно университетами -участниками сети.

Университет, обладающий уникальными компетенциями и ресурсами, выступает ресурсным центром и принимает на себя ответственность за разработку и реализацию сетевых модулей, которые включаются в учебные планы всех участников сети.

ОП разрабатывается базовым университетом и согласовывается университетами - участниками сети.

Университеты являются равноправными партнерами сетевой ОП.

ОП разрабатывается базовым университетом и согласовывается университетами - участниками сети.

Университеты являются равноправными партнерами сетевой ОП.

ОП разрабатывается и утверждается базовым университетом с учетом использования матери-ально-техничес-ких ресурсов/ готовых модулей университетов - участников сети.

Университет-партнер предоставляет матери-ально-техни-ческие ресурсы/ готовые модули (на условиях франчайзинга).

Степень согласования компонентов образовательной программы

Согласованы все компоненты ОП.

Университеты - участники сети создают единый сетевой учебный план, содержащий модули всех партнеров сети.

Согласованы сетевые модули вариативной и базовой части ОП, разработанные ресурсным центром: результаты обучения, трудоемкость, формы текущего и промежуточного контроля.

В каждом университете создается сетевой учебный план, содержащий модули ресурсного центра.

Согласованы сетевые модули вариативной части ОП: результаты обучения, трудоемкость, формы текущего и промежуточного контроля.

В каждом университете создается сетевой учебный план, содержащий модули партнеров.

Согласована вся вариативная часть ОП: результаты обучения, трудоемкость, формы текущего и промежуточного контроля, а также последовательность изучения сетевых модулей.

В каждом университете создается сетевой учебный план, содержащий модули партнеров.

Согласованы условия использования матери-ально-техниче-ских ресурсов / условия использования готовых модулей университета - участника сети (на условиях франчайзинга).

Индивидуальные траектории и академическая мобильность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предусмотрена обязательная реальная или виртуальная академическая

мобильность для изучения части ОП в университетах - участниках сети.

Предусмотрена обязательная реальная или виртуальная академическая мобильность для изучения части ОП в университете - ресурсном центре.

Предусмотрена обязательная реальная или виртуальная академическая мобильность для изучения части ОП в университетах-участниках сети.

ОП не предусматривает обязательной академической мобильности.

Обучающиеся самостоятельно формируют индивидуальные траектории обучения путем выбора сетевых модулей вариативной части учебного плана.

Последовательность изучения и номенклатура сетевых учебных модулей зафиксированы сетевым учебным планом.

Окончание таблицы 1

Выдаваемый Выпускникам Выпускникам вы- Выпускникам Выпускникам Выпускникам

документ выдаются: даются: выдаются: выдаются: выдается доку-

документы о - документ о выс- - документ о - документ о мент о высшем

высшем обра- шем образовании и высшем образо- высшем обра- образовании и о

зовании и о о квалификации вании и о квали- зовании и о квалификации

квалификации (базовым универ- фикации (базо- квалификации (базовым уни-

каждым из ситетом); вым университе- (базовым уни- верситетом).

университе- - сертификат или том); верситетом);

тов - участ- справка о результа- - сертификат - сертификат

ников сети. тах и/или периоде или справка о или справка о

обучения в универ- результатах и/или результатах

ситете-партнере. периоде обучения и/или периоде

в университете- обучения в

партнере. университете-

партнере.

Поступление на Абитуриент Абитуриент по результатам конкурсного отбора зачисляется в базовый

программу по результа- университет на образовательную программу, реализуемую в сетевой

там конкурс- форме.

ного отбора

зачисляется

одновременно

в универси-

теты - участ-

ники сети на

соответст-

вующие обра-

зовательные

программы,

реализуемые

в сетевой

форме.

В качестве иллюстрации применения различных моделей при проектировании и реализации сетевых программ приведем несколько кейсов.

Кейс 1. Модель «Партнерская сеть 1» (магистратура). Направление подготовки - 06.04.01 Биология. Магистерская программа «Физиология человека и животных».

Университеты - участники сети: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова - координатор сети, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Северо-Кавказский федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского.

Программа реализуется по модели «Партнерская сеть 1», то есть предполагает согласование партнерами сетевых моду-

лей вариативной части и обеспечивает студентам возможности академической мобильности с самостоятельным выбором модулей вариативной части в университете -участнике сети и формированием индивидуальной траектории обучения. Программа построена по модульному принципу и предусматривает реализацию сетевых модулей во 2-м и/ или 3-м семестре. Студент выбирает сетевой модуль трудоемкостью в 15 з.е. для освоения в университете-партнере. Для организации академической мобильности каждый семестр поделен на два такта. В Таблице 2 приведены сетевые модули, включенные в учебные планы университетов-партнеров по данной программе.

Программа реализуется с сентября 2014 г. В 2015/2016 учебном году (второй год реализации программы) была организована академическая мобильность обучающихся. Три студента магистратуры СКФУ обучались в САФУ по проектному модулю

Таблица 2

Сетевые модули магистерской программы «Физиология человека и животных»

2-й семестр

1-й такт 2-го семестра: Модуль В (15 з.е.) 2-й такт 2-го семестра: Модуль Г (15 з.е.)

Физиологические механизмы регуляции (САФУ, КПФУ, СКФУ, УрФУ) Физиологические и биофизические механизмы регуляции (КФУ) Психофизиология (САФУ) Механизмы межклеточной коммуникации (КПФУ) Экологическая физиология (САФУ) Физиология адаптационных процессов (КФУ) Физиология висцеральных систем (УрФУ)

3-й семестр

1-й такт 3-го семестра: Модуль Д (15 з.е.) 2-й такт 3-го семестра: Модуль Е (15 з.е.)

Экологическая физиология (САФУ) Частная физиология ЦНС (КПФУ) Психофизиология (СКФУ) Физиология целостного организма (УрФУ) Диагностика и коррекция функциональных состояний (КФУ) Возрастная физиология (САФУ) Частная психофизиология (КПФУ) Молекулярно-клеточная физиология (СКФУ) Прикладная физиология (УрФУ) Влияние факторов различной природы и интенсивности на организм (КФУ)

«Экологическая физиология». В мае -июне 2016 г. студенты КФУ и САФУ обучались в вузах-партнерах по модулю Г. Координаторы и преподаватели сетевой программы работают в тесном взаимодействии. Так, в апреле 2016 г. прошла очная встреча координаторов программы по вопросам дальнейшего продвижения и развития данной магистерской программы.

Кейс 2. Модель «Партнерская сеть 1» (бакалавриат). Направление подготовки - 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью ».

Университеты - участники сети: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова - координатор сети, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

Программа реализуется по модели «Партнерская сеть 1» (как и в первом кейсе), причем программы построены так, что студент может изучить сетевые модули в нескольких семестрах. В Таблице 3 приведены сетевые модули программы, включенные в учебные планы университетов-партнеров.

Таблица3

Сетевые модули программы бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

Сетевые модули Семестр Принимающий университет

• Геобрендинг в системе РИ 4, 6 БФУ

• Использование регионального искусства в создании рекламного продукта, • АРТ-технологии в продвижении территории, • Принципы создания и роль креативного городского пространства в продвижении территории 3, 5, 7 САФУ

• РИ в социальной сфере, • Реклама и РИ в социальных сетях • Связи с общественностью в социальной сфере 4, 6 СВФУ

В 2013/2014 учебном году были согласованы учебные планы и разработан план действий по реализации образовательной программы. Летом 2014 г. в рамках летней школы семь студентов САФУ изучали в Калининграде совместно со студентами Балтийского и Северо-Восточного федеральных университетов дисциплины общего модуля «Геобрендинг в системе PR ». К преподаванию этого модуля были привлечены не только преподаватели БФУ, но и сотрудники Европейского института PR (Париж), ученые из Высшей школы экономики и МГУ им. М.В. Ломоносова. В ноябре 2014 г. пять студентов БФУ совместно со студентами САФУ изучали модули «АРТ-технологии в продвижении территории», «Принципы создания и роль креативного городского пространства», «Использование искусства в создании рекламного продукта» в Архангельске. В ходе подготовки курсов использовались новые научные работы по социологии города, современные подходы к пониманию и исследованию креативности и креативного города, общественных пространств в городе, взаимовлиянию рекламы и искусства. При реализации модулей применялись технологии процессной педагогики и дизайн-мышления. К преподаванию были привлечены не только преподаватели САФУ, но и ведущие специалисты по креативным индустриям г. Архангельска. Учебные занятия проводились как в аудиториях университета, так и на базе креативных пространств города (рекламные агентства, отделы по рекламе крупных предприятий, мастерские, музеи и др.).

Во втором семестре 2014/2015 учебного года пять студентов САФУ изучали дисциплины «Социальная реклама», «Связи с общественностью в социальной сфере» в СВФУ. В первом семестре 2015/ 2016 учебного года пять студентов СВФУ изучали в САФУ модули: «Использование регионального искусства в создании рекламного продукта», «АРТ-технологии в продвижении

территории», «Принципысоздания и роль креативного городского пространства в продвижении территории». Во втором семестре 2015/ 2016 учебного года трое студентов САФУ изучали модуль «Связи с общественностью в социальной сфере» в СВФУ. В следующем учебном году состоится следующий этап академических обменов в рамках программы: осенью студенты САФУ и СВФУ будут изучать модули в БФУ, студенты БФУ и СВФУ - в САФУ, а весной студенты САФУ и БФУ будут изучать модули сетевого учебного плана в СВФУ.

Кейс 3. Модель «Партнерская сеть 2» (магистратура). Направление подготовки - 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Магистерская программа -«Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования».

Университеты - участники сети: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова - координатор сети, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

Программа реализуется по модели «Партнерская сеть 2», то есть предполагает согласование партнерами вариативной части образовательной программы и обеспечивает студентам возможность академической мобильности в соответствии с определенной последовательностью реализации сетевых модулей. Программа построена по модульному принципу и предусматривает реализацию сетевых модулей во 2-м семестре. Студент осваивает сетевые модули трудоемкостью 15 з.е. в соответствии с учебным планом. Для организации академической мобильности второй семестр первого года обучения также поделен на два такта. В Таблице 4 приведены сетевые модули, включенные в учебные планы университетов-партнеров.

Программа реализуется с сентября 2014 г. Весной 2015 г. восемь студентов магистратуры БФУ обучались в САФУ по про-

Таблица 4

Сетевые модули магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования»

2-й семестр

1-й такт 2-го семестра 2-й такт 2-го семестра

Проектирование и экспертиза образовательных систем (15 з.е., САФУ) Педагогика индивидуальности (15 з.е., БФУ)

ектному модулю «Проектирование и экспертиза образовательных систем». Обучение по модулю организовано по смешанному типу - очно и с применением дистанционных образовательных технологий. Студенты университетов-партнеров совместно выполняли научно-исследовательские проекты, завершение работы над которыми и защиты которых состоялись в Архангельске. Кроме того, студенты двух университетов приняли активное участие во Всероссийской весенней молодежной педагогической школе «Региональная образовательная среда » в САФУ.

В мае 2015 г. девять студентов САФУ прошли обучение в г. Калининграде по модулю «Педагогика индивидуальности», а также приняли участие в международной конференции «Современный университет как центр трансфера новых технологий.

В заключение представляется важным отметить, что модели сетевой формы образовательных программ, разработанные для развития образовательного партнерства федеральных университетов, носят универсальный характер и применимы для проектирования и реализации сетевых программ любых образовательных организаций высшего образования. Первый опыт реализации сетевых программ в сети федеральных университетов показывает, что такие образовательные партнерства имеют большое значение для развития образовательного

пространства высшей школы в целом, позволяя решать новые задачи по индивидуализации обучения,развитию внутренней академической мобильности, созданию уникальных образовательных программ.

Литература

1. Весна Е.Б, Гусева А.И. Модели взаимо-

действия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http:// www.science-education.ru/ ru/ article/ view?id=10934

2. Чучалин А.И, Петровская, Т.С, Чернова,

О.С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования при реализации программ прикладного бакалавриата // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 3 - 10.

3. Дождиков А.В. Государственная аккредита-

ция программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 11 - 19.

4. Клемешев А.П., Кукса И.Ю. Управление

образовательными программами как фактор модернизации университета // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 10-20.

5. Joint programmes from A to Z: A reference guide

for practitioners. URL: http://www.nuffic.nl/ en/library/joint-programmes-from-a-to-z-a-reference-guide-for-practitioners.pdf

Статья поступила в редакцию 01.08.16.

MODELS OF HIGHER EDUCATION ACADEMIC PROGRAMMES REALIZED

IN NETWORK FORM

CHICHERINA Natalya V. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., adviser to the rector, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia. E-mail: [email protected]

BUGAENKO Oksana D. - Head of the Department of Academic Development, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article considers the issues of the design of higher education academic programmes which are realized in network form by educational and research organizations with the license for educational activities in the corresponding fields. The models of network form of academic programmes developed by the network of federal universities - "double degree", "resource center", "partnership network", "horizontal cooperation" - are described. Three cases are provided as illustrations of successful realization of the model "partnership network" at the bachelor and master levels.

Keywords: federal university, network form of academic programmes, models of network academic programmes, academic mobility

Cite as: Chicherina, N.V., Bugaenko, O.D. (2016). [Models of Higher Education Academic Programmes Realized in Network Form]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 24-36. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Vesna, E.B., Guseva, A.I. (2013). [Interaction Model of Organizations for Implementation of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Interuniversity Educational Programs]. Sovremennyeproblemi nauki i obrazovaniya [Modern Issues of Science and Education]. No. 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=10934 (In Russ.)

2. Chuchalin, A.I., Petrovskaya, T.S., Chernova, O.S. (2013). [Net Interaction of Institutions of Higher Education and Vocational Education while Implementing Programmes of "Applied Baccalaureate"]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 3-10. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Dozhdikov, A.V. (2015). [The State Accreditation of Higher Education Programmes Realized in

Network Form]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 11-19. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Klemeshev, A.P., Kuksa, I.Yu. (2016). [Administration of Academic Programmes as a Factor of

University Modernization]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5 (201), pp. 10-20. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Joint Programmes from A to Z: A Reference Guide for Practitioners. URL: http://www.nufflc.nl/

en/library/joint-programmes-from-a-to-z-a-reference-guide-for-practitioners.pdf

The paper was submitted 01.08.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.