Научная статья на тему 'Адаптация международных стандартов аудита к условиям российской экономики'

Адаптация международных стандартов аудита к условиям российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / АУДИТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНДАРТЫ / ОТЧЕТНОСТЬ / УЧЕТ / УНИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аюбов Н. А.

В статье сформулированы основные направления адаптации международных стандартов к условиям России. Особое внимание уделено использованию международных стандартов и изучению их особенностей. Рассмотрены основные направления внедрения в российскую практику МСА и МСФО. Сформулированы предложения по дальнейшему сближению российской нормативной базы аудиторской деятельности с МСА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация международных стандартов аудита к условиям российской экономики»

Н.А. Аюбов

АДАПТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА К УСЛОВИЯМ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

ADAPTATION OF INTERNATIONAL STANDARDS OF AUDIT TO THE RUSSIAN ECONOMY

Аннотация: В статье сформулированы основные направления адаптации международных стандартов к условиям России. Особое внимание уделено использованию международных стандартов и изучению их особенностей. Рассмотрены основные направления внедрения в российскую практику МСА и МСФО. Сформулированы предложения по дальнейшему сближению российской нормативной базы аудиторской деятельности с МСА.

Ключевые слова: экономика, аудит, деятельность, стандарты, отчетность, учет, унификация.

Annotation: In this article the main directions of the adaptation of international standards to the conditions in Russia. Particular attention is paid to the use of international standards, and studying their characteristics. The main areas of implementation in the Russian practice of ISA and IFRS. Formulated proposals for the further rapprochement of the Russian regulatory audit activities with ISA.

Keywords: economics, auditing, operations, standards, reporting, accounting, unification.

В условиях инновационной модернизации экономики в России формирование активного рынка аудиторских услуг, направленного на признание мировым аудиторским сообществом, его организационно-правовой и теоретико-методологической базы, становится все более актуальным. Кроме этого, для России значимый интерес представляют экономические отношения, формирующиеся в формате международных стандартов.

Поэтому важность сравнения российских и международных учетно-отчетных и контрольных правил обусловлена как конвергенцией стандартов финансовой отчетности и аудиторской деятельности, так и стремлением со стороны государства к защите национальных экономических интересов. Все это способствует финансовой прозрачности российских экономических субъектов, функционирующих на мировых рынках, привлечению иностранных инвесторов, а также усилению позиции российских аудиторов в конкурентной борьбе на мировой арене.

Большое влияние на методику современного аудита в России оказывают проводимое реформирование бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к ряду организаций, которые составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО. При этом единые международные стандарты применяются не только при составлении бухгалтерских (финансовых) отчетов, но и при проведении их аудита.

Существующие в настоящее время разногласия в понимании практического применения международных стандартов аудита, отсутствие единого механизма их полноценного использования и значительный субъективизм привели к большим расхождениям и, как следствие, к различному пониманию аудита, проведенного в

соответствии со стандартами. Для контроля качества аудита необходимы не только законодательно утвержденное обязательное применение аудиторских стандартов, но и формирование механизма приведения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД) в соответствие с международными стандартами аудита.

Фундаментальные изменения в мировой экономике, связанные с ее глобализацией, возрастание роли международной интеграции потребовали унификации бухгалтерского учета, достижения единообразия и прозрачности при составлении финансовой отчетности, особенно, в части формирования и исчисления прибыли, учета и отражения инвестируемых средств. Учет, отчетность, аудит должны основываться на единых принципах и давать пользователям такую информацию об имущественном и

финансовом положении хозяйствующего субъекта, которая понятна, сравнима, значима, существенна и надежна, т.е. обладает полнотой и базируется на экономических подходах. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок в отрыве от международного нормально развиваться не сможет, поэтому процесс выработки единых мировых стандартов невозможно остановить. Также невозможно нашей стране остаться вне их рамок, потому что в основе международных стандартов лежит обобщение мировой практики в области учета, отчетности и аудита, простота восприятия финансовой информации, четкая экономическая логика. Международные стандарты нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации.

Вместе с тем переход на международные стандарты не должен быть самоцелью. В действительности ни одна промышленно развитая страна в мире не использует их полностью как национальные стандарты. Поэтому переход России на международные стандарты учета, отчетности и аудита следует рассматривать как отправную точку реформы и искать такие пути для адаптации международных стандартов к российской специфике, которые обеспечили бы общую сопоставимость финансовой отчетности российских и западных компаний.

МСА имеют своей целью обеспечить унификацию аудиторской деятельности и увеличить доверие к ее результатам. МСА определяют основополагающие методы аудита, призваны способствовать повышению качества аудиторской деятельности, обеспечению ее соответствия возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности, а также задают директивы по специальным вопросам аудита.

Следует отметить, что международная унификация аудиторской деятельности также является составной частью активно развивающихся в настоящее время процессов глобализации мировой экономики. МСА разрабатываются Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. МСА, предназначенные для применения при аудите финансовой отчетности, при их адаптации могут применяться и при аудите другой информации. МСА содержат основные принципы и процедуры, необходимые для проведения аудита, но в исключительных случаях (при наличии обоснования) аудитор может отступить от них. МСА не отменяют нормативные и методические документы, принятые в различных странах. Если национальные акты соответствуют МСА, то применяются национальные стандарты. Если национальные стандарты отличаются от МСА, то членам Международной федерации бухгалтеров необходимо придерживаться все-таки МСА. В условиях развития и интеграции мировых экономических отношений вопросы добросовестности экономических субъектов становятся все более актуальными, поэтому аудиторская деятельность признается все более необходимой. Несмотря на значительную историю становления аудиторской деятельности в мире и в России, единого определения данного понятия не существует. В своем исследовании мы определяем, что в общем виде под аудитом понимается определенный вид контроля, основанный на проверке бухгалтерских документов проверяемого субъекта с помощью присущих ему приемов и методов, который осуществляет независимый квалифицированный работник.

Современная трактовка аудита предполагает его деление по различным классификационным признакам, а именно по стадии развития (подтверждающий, системно-ориентированный аудит, аудит, базирующийся на риске), по характеру заказа (инициативный, обязательный), по сфере деятельности субъекта (общий, банковский, страховой аудит, аудит прочей деятельности), исходя из статуса аудитора (внешний, внутренний), по объекту проверки (операционный аудит, аудит на соответствие, аудит финансовой отчетности), по периодичности (первоначальный, периодический).

Развитие международных экономических отношений, интеграция и превращение аудиторских организаций в крупные международные группы повлияли на унификацию аудиторской деятельности в международном масштабе. Одним из основных показателей успешной деятельности экономического субъекта является его

способность реализовывать стратегические и тактические планы, привлекать капитал, генерировать денежные средства в течение неограниченного периода времени. Данные функции реализуются за счет предоставления на рынок качественного продукта, способного привлечь новых клиентов и позитивно повлиять на репутацию экономического субъекта.

Поскольку заинтересованные пользователи получают необходимую информацию из финансовой отчетности, то в настоящее время большое внимание уделяется ее достоверности и прозрачности. Чем более жесткий контроль претерпевает отдельно взятая финансовая информация и вообще отчетность экономического субъекта, тем больше доверия со стороны внешних и внутренних пользователей, а значит возможностей для стабильного функционирования и расширения деятельности. Поэтому большое внимание на современных динамично развивающихся экономических субъектах отводится аудиту как внешнему, так и внутреннему. В связи с этим встает проблема доверия к результатам аудиторской проверки. Использование МСФО при составлении финансовой отчетности с одной стороны, и МСА с другой стороны позволяет повысить значимость информации и расширить сферу деятельности экономического субъекта за счет привлечения иностранных партнеров.

Сравнение международных и российских стандартов аудита, необходимо как для понимания существенных аспектов порядка проведения аудита и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности, так и для формулировки направлений совершенствования действующего отечественного законодательства по аудиту. В связи с усилением интеграции международного капитала возрастает роль процесса гармонизации национальных систем бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО. При этом, несмотря на то, что национальные требования точнее и полнее охватывают специфику экономических отношений и большинство экономических субъектов не имеют экономических интересов за рубежом, развитие внешнеэкономических связей и международная интеграция экономик постоянно требуют разработки единых подходов к формированию финансовых показателей и результатов деятельности экономических субъектов.

При проведении аудиторской проверки в отношении субъектов, составляющих отчетность в соответствии с МСФО, возникает необходимость использования большинства международных стандартов аудита. Таким образом, качественное проведение внешнего аудита при использовании международных стандартов требует глубокого и точного изучения их особенностей, т.к. в настоящее время не вызывает сомнения необходимость внедрения в российскую практику МСА и МСФО.

Результаты, полученные посредством использования процедур, применяемых в ходе аудиторской проверки, могут быть использованы руководством для принятия эффективных управленческих решений. Данные решения распространяются как на перспективную деятельность экономического субъекта, так и на его текущую работу.

Стандарты по вводным положениям (ISA 100-199) выполняют функцию по определению общих условий МСА или рамок аудиторской деятельности (рамочная концепция). Они определяют логику развития МСА, являются основой для разработки новых стандартов, содержат список терминов, общие указания, как по аудиторской деятельности, так и по другим услугам, связанным с аудитом.

Стандарты, распределяющие обязанности в рамках аудиторской деятельности (ISA 200-299), определяют условия заказа на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг (в договоре должен быть обязательно предусмотрен неограниченный доступ аудиторов ко всей информации клиента, без каких-либо исключений, поскольку обоснованный результат проверки возможен только в этом случае), а также условия, при которых аудиторский риск (риск положительного аудиторского заключения вопреки существенным ошибкам в отчетности) должен быть снижен до приемлемого минимума.

Стандарты по планированию аудиторской деятельности (ISA 300-399) требуют, что при планировании аудиторской проверки следует четко определить круг проверяемых вопросов, состав сотрудников, которые будут участвовать в проверке.

Стандарты по использованию результатов внутреннего контроля (ISA 400-499) исходят из принципа необходимости оценки в рамках внешнего контроля эффективности внутреннего контроля. В ходе планирования аудиторской проверки обязательно следует изучить общее отношение, осведомленность и практические действия руководства предприятия по отношению к системе внутреннего контроля. Поскольку благоприятная среда внутреннего контроля является предпосылкой для работоспособной системы внутреннего контроля, оценка контрольной среды в серьезной степени влияет на выбор стратегии аудита. Эффективный внутренний контроль снижает контрольный риск. Изучив корпоративную культуру в отношении внутренней проверки, формализованный ход процесса внутреннего контроля и убедившись, что механизм внутреннего контроля действует эффективно и надежно, аудитор может скорректировать внешнюю проверку в сторону упрощения. Таким образом, эффективный внутренний контроль позволяет упростить контроль внешний, и, соответственно, снизить затраты на его проведение. После оценки риска ошибок аудитор должен определить стратегию аудита.

Стандарты, определяющие аудиторские доказательства (ISA 500-599), устанавливают, что аудитор должен получить достаточное количество соответствующих доказательств, позволяющих сделать обоснованное аудиторское заключение.

Стандарты, предусматривающие работу аудитора с информацией третьих лиц (ISA 600-699), регулируют вопросы использования информации других аудиторов, взаимодействие со службой внутреннего аудита, использования работы экспертов.

Стандарты, посвященные итоговым аудиторским заключениям и отчетности (ISA 700-799), устанавливают, что заключения могут быть безусловно положительными; условно положительными, отрицательными. МСА также предусматривают возможность отказа от составления аудиторского заключения.

Стандарты, регулирующие специальные вопросы (ISA 800-899), определяют вопросы проверки информации, ориентированной на будущее (финансовой информации, служащей основой для прогнозирования возможных событий в будущем).

Обобщение российской теории аудита говорит о том, что ученые и практики подтверждают необходимость перехода на использование МСА в целях приведения качества услуг российских аудиторов к требованиям международного уровня, обеспечения гармонизации стандартов финансовой отчетности и аудита.

Разработкой международных стандартов аудита занимаются различные организации, прямо или опосредованно влияющие на данный процесс, основным из них является Совет по международным стандартам аудита и гарантии достоверности -International Auditing and Assurance Standarts Board (IAASB) в составе МФБ.

Эта структура призвана защищать общественные интересы с помощью разработки высококачественных стандартов, регулирующих проведение аудита, контроля качества аудиторских услуг, обзоров, других сопутствующих услуг, а также содействовать ковергенции национальных и международных стандартов.

В последние годы продолжается деятельность МФБ по пересмотру имеющихся и разработке новых МСА и Положений о международной аудиторской практике с учетом опыта, приобретенного компаниями и специалистами за время, прошедшее с момента введения в действие первых версий этих документов. Следовательно, аудиторские стандарты являются гибким инструментом, способным адекватно реагировать на изменения в профессиональной среде и экономике.

С момента выхода первого (1999 г.) и второго (2002 г.) официального перевода МСА произошел кардинальный пересмотр состава документов, подготовленных IAASB и регулирующих различные стороны аудиторской деятельности. Ежегодно IAASB издает сборник актуальных документов (Handbook), сопровождая его предисловием, глоссарием, описанием структуры стандартов и положений, перечнем последних изменений [1].

Кроме того, введена в действие группа стандартов контроля качества, которые призваны гарантировать надлежащий характер оказания аудиторских услуг. Другой отличительной чертой пересмотренных стандартов стала их практическая ориентация,

включение конкретных пояснений. Однако процессу пересмотра документов 1ЛЛ8Б присущи и отдельные недостатки. Так, увеличение объема отдельных стандартов, повторы одних и тех же положений, не совсем оправданы, т. к. это затрудняет их изучение. Особенно сложно аналогичные версии российских стандартов воспринимаются представителями аудируемых лиц, хотя, согласно отечественному законодательству, положения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности обязательны и для исполнения руководителями аудируемых лиц, их главными бухгалтерами и другими лицами, несущими ответственность за подготовку, составление и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Национальные стандарты аудита (как и международные) [2; 3] определяют лишь общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако стандарты не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки. Они могут быть различными, и их рациональность определяется самим аудитором (аудиторской фирмой). Этой цели служат внутрифирменные стандарты аудита. Аудиторские услуги по традиции носят международный характер. Однако у национальных профессиональных аудиторских организаций существует стремление не допустить на внутренний рынок международные аудиторские организации. Следствием этого является установление различных барьеров на пути проникновения международных правил и требований к организации и проведению аудита.

Проблемами внедрения в российскую практику международных стандартов аудита являются следующие:

- невозможность использования в качестве российских регламентирующих документов перевод международных стандартов аудита в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский;

- контроль выполнения международных стандартов аудита аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Не в состоянии государство и ассигновать достаточные средства на рост штата государственных проверяющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля;

- российские аудиторы плохо представляют себе, что понимается под международными стандартами аудита; далеко не все российские аудиторы хорошо знакомы даже с отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

При этом в системе российского нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время сложилась ситуация, когда пересмотренные правила (стандарты), утвержденные в качестве федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, разрабатывались с учетом устаревших версий МСА и положений по международной аудиторской практике.

В основе отклонений российского аудита от МСА есть причины юридические, административные и экономические, хотя уже сегодня многие российские аудиторские фирмы имеют возможность работать и работают в близком соответствии с МСА.

Кроме того, аудиторские фирмы России вынуждены использовать МСА, что обеспечить свое участие в проектах Мирового Банка, Организации объединенных наций, ИБЛГО и т. п.

Дальнейшее сближение российской нормативной базы аудиторской деятельности с МСА возможно при выполнении следующих условий:

1. Установление зависимости нумерации федеральных ПСАД в соответствие от их содержания и назначения, классификация национальных стандартов по группам, а также включение в их содержание ссылок на документы, регулирующие бухгалтерский учет и порядок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Регулярный мониторинг изменений состава и содержания документов 1АЛ8Б и их своевременный учет при создании новых версий федеральных ПСАД.

3. Активное участие профессиональной общественности в обсуждении проектов документов 1ЛЛ8Б и федеральных ПСАД во избежание их излишнего усложнения и повышения действенности в обеспечении качества услуг аудиторов.

Литература

1. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита / Пер с англ., предисл. С.А.Стукова. М.: Финансы и статистика, ФНИТИ, 2010. - 240 с.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н (в ред. от 24.03.2000).

3. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 1 июля 2010 г., № 236-ФЗ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.