ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ
КУРНОСОВ Василий Викторович
доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новгородский филиал, Россия, г. Великий Новгород
ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ В ЧУДОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблемам контроля и эффективности закупок на уровне сельских поселений. Анализ опыта закупок сельскими поселениями показал отсутствие ожидаемых результатов. Автор предлагает шире использовать конкурентные закупки для нужд сельских поселений.
Ключевые слова: результаты контроля закупок, неэффективность закупок, конкурентные способы закупок.
В состав Чудовского муниципального района Новгородской области входят три сельских поселения: Грузинское, Трегубовское и Успенское.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ...» [1] реализуется в сельских поселениях Чудов-ского муниципального района почти 5 лет.
Согласно положениям статьи 1 федерального закона «О контрактной системе управления.» [1] сфера регулирования данного закона направлена на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности, обеспечения гласности и прозрачности закупок.
Таким образом, все вышесказанное о направленности регулирующего воздействия № 44-ФЗ, дает право назвать данный закон инструментом повышения эффективности работы органов власти, в том числе в целях социально-экономического развития территории.
За период 2015-2016 годы Контрольно-счетной палатой Чудовского муниципального района проведен ряд экспертно-аналитических мероприятий, в том числе проведен анализ ресурсного потенциала сельских
поселений Чудовского муниципального района, проведен анализ системы покупок в Трегу-бовском сельском поселении, проведен аудит закупок. Основные экспертные заключения, сделанные по результатам проведенных экс-пертно-аналитический мероприятий, содержат не столь однозначные положительные результаты деятельности администраций сельских поселений по внедрению данного федерального закона.
Контрольно-счетной палатой Чудовского муниципального района обобщена информация по исполнению 200 вида расходов «Закупка товаров, забот и услуг для муниципальных нужд» бюджетов сельских поселений.
Освоение денежных средств по данному виду расходов осуществлялось посредством размещения заказа. Из информации по 200 виду расходов сметы расходов следует, что на закупки использованы следующие суммы: Грузинское сельское поселения - 10173,4 тыс. руб., Трегубовское сельское поселение - 5801,6 тыс. руб. и Успенское сельское поселение -5910,2 тыс. руб.
В 2017 году расходы на таком же уровне.
Заказчик не использует конкурентную среду по ряду причин.
Прежде всего экономика сельских поселений - депрессивна, представлена преимуще-
ственно отраслью сельское хозяйство, которая характеризуется высокими ресурсными затратами, убыточностью, и отраслью торговля, которая представлена малым количеством индивидуальных предпринимателей.
Конкурентная среда сельского поселения -слабая. На территории поселений отсутствуют предприятия, способные выполнить и такие небольшие объемы работы.
Участия серьезных исполнителей требует гораздо больших затрат на транспортировку техники и подвоз строительных материалов.
Вторичным фактором, влияющим на осуществление закупок, является дотационный характер бюджета сельских поселений и мно-
Конкурентные способы осуществле
гоплановость полномочий. В действующих условиях формирования доходной части бюджета сельского поселения (в бюджеты сельских поселений поступает земельный налог, налог на имущество физических лиц, НДФЛ (норматив - 2%, при небольшой численности населения) бюджет сельского поселения является дотационным, а расходы бюджета разнонаправленные.
В таблице приведен анализ использования сельскими поселениями конкурентных процедур при заключении контрактов на основные работы, заказчиками которых являются поселения.
Таблица
закупок сельскими поселениями, тыс. руб.
Показатель Единственный поставщик Запрос котировок Аукцион
ГСП УСП ТСП ГСП УСП ТСП ГСП УСП ТСП
Количество закупок 19 70 38 2 - - 1 2 2
Сумма закупок 2 242,0 2 970, 1 4 249,0 785,0 - - 2 609,2 1 762,2 1 552,4
Полученная экономия X X X 0,9 - - - 125,7 -
Характер закупок Выполнение полномочий местной администрации (уличное освещение, окос травы и другие) Ремонт участков дороги, ремонт дворовых территорий Ремонт дорог местного значения
Примечание: ГСП - Грузинское сельское поселение, УСП - Успенское сельское поселение, ТСП - Трегубов-ское сельское поселение).
Из таблицы видно, что показатель экономии бюджетных средств в 2016 году в одном сельском поселении вообще отсутствовал, в двух других был очень скромный. Аналогичная тенденция и в 2017 году.
Анализ показал, что основным способом размещения заказа в 2016 году являлся неконкурентный способ размещения заказа - это закупка товаров, работ и услуг у единственного поставщика в соответствии со статьей 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Реализация федерального закона в целях минимизации рисков ответственности (а ответственность за нарушения данного закона грозит штрафами, превышающими размер среднемесячной оплаты труда не только специалиста поселения, но и высшего должностного лица) требует изучения практики контрольно-надзорных органов и судов по применению 44-ФЗ.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года
«О контрактной системе в сфере закупок...» [1] помимо затрат человеческого капитала влечет затраты на обучение, технологическое оборудование и многие другие.
Системность и целостность формирования контрактной системы на уровне сельских поселений нарушена, муниципальные нормативные правовые акты не «догоняют» изменения федерального и регионального уровня, формирование документации осуществляется с многочисленными недостатками и нарушениями по причине зарегулированности процесса и высоких ресурсных затрат, предъявляемых законодательством Российской Федерации (а не коррупционных составляющих).
Реализация 44-ФЗ в сельских поселениях характеризуется сложностью законодательного регулирования вопросов планирования и осуществления закупок, которое не соответствует ресурсному потенциалу сельских поселений.
Ресурсные затраты (человеческий капитал) на реализацию Федерального закона огромные. Показатели результативности реализации (экономия бюджетных средств) - очень низкие или вообще отсутствуют.
Любая закупка сельского поселения с позиции ресурсных затрат сельского поселения может быть признана «малоэффективной» или «неэффективной». Основная причина - неадекватность регулирования процесса закупок в сельских поселениях экономическим, территориальным и организационным условиям осуществления местного самоуправления.
В целях совершенствования контрактной системы сельских поселений необходимо изменение нормативно-правового регулирования контрактной системы сельских поселений.
Система закупок сельских поселений должна быть простой и доступной. Если объем закупок превышает 300 тыс.руб. по одному контракту, то появляется необходимость использования конкурентных норм контрактной системы со всеми процедурами, в том числе и проведению закупок на электронных площадках.
Литература
1.Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа к источнику: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения 25.10.2019).
KURNOSOV Vasily Viktorovich
associate Professor of Economics and Finance, PhD in economics, associate Professor, Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Novgorod branch, Russia, Veliky Novgorod
EXPERIENCE IN MUNICIPAL PROCUREMENT MANAGEMENT IN THE MOSCOW MUNICIPAL DISTRICT OF THE NOVGOROD REGION
Abstract. The article is devoted to the problems of control and efficiency of purchases at the level of rural settlements. The analysis of the experience of procurement by rural settlements showed the lack of expected results. The author suggests wider use of competitive procurement for the needs of rural settlements.
Keywords: the results of the monitoring of the procurement, inefficient procurement, competitive methods of procurement.