Опыт США в создании и функционировании свободных экономических зон*
РИ. Зименков
Доктор экономических наук, профессор (Институт США и Канады РАН)
Свободные экономические зоны (СЭЗ) занимают важное место в экономике СШ.^. Они создаются для решения как внешнеэкономических, так и общехозяйственных задач страны. Создание в СШ.^. СЭЗ различного типа вызвано серьезными изменениями, происшедшими за последние десятилетия как в американской, так и в мировой экономике.
Развитие международного разделения труда характеризуется ныне глубокими структурными сдвигами, вызванными современным этапом бурного научно-технического прогресса и ускоренной им интернационализацией производства, ростом взаимозависимости. вместе с тем, усиливается регионализация внутренних и международных экономических отношений, которая отражает стремление СШ^. и других стран, их внутренних регионов приспособиться к иным условиям, создавая особый, льготный режим внешнеэкономической и общехозяйственной деятельности с учетом своей национальной и региональной специфики, природных и геополитических условий, наделенности определенными производственными факторами. Щем самым регионы создают предпосылки для активного привлечения инвестиций и новых технологий, современного управленческого и другого опыта, стремятся интенсифицировать и диверсифицировать экономическое развитие. Одним из инструментов такой политики выступают свободные экономические зоны.
*
* *
В настоящее время по количеству созданных СЭЗ США занимают лидирующую позицию в мире. В стране действуют три типа зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки. Они вносят существенный вклад в развитие регионов страны и способствуют расширению и диверсификации ее внешней торговли. Рассмотрим механизм и основные направления деятельности этих зон.
Зоны внешней торговли
Хотя концепция свободной торговли хорошо известна с древних времен, свободные торговые зоны стали создаваться в мире только в XIX веке. Успех их в Северной Европе, особенно известность свободного порта в Гамбурге, оказали большое влияние на создание в США подобных зон в 30-е годы XX века. Они получили название зон внешней торговли
* Статья печатается при информационной поддержке журнала "Инвестиции в России”.
или зон с особым статусом для внешней торговли.
Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории страны, в пределах которых устанавливается льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Иными словами, это торговая или торгово-производственная зона, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения таможенного, бюджетно-налогового и финансового режима рассматривается как находящаяся за пределами государственной границы.
Современные зоны внешней торговли (ЗВТ) предоставляют широкий спектр услуг. В них завозимый товар не только складируется, сортируется и упаковывается. В зонах его можно заново переработать, осуществить сборку определенных видов продукции из компонентов местного или иностранного производства или даже создать отдельные виды производств на базе продукции, поступающей в зону или создаваемой в ней. Обычно предпосылками организации свободных торговых зон являются выгодное географическое положение (близость к международным транспортным артериям, крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли и т. д.) и наличие развитой инфраструктуры (подъездные пути, складские помещения, грузовые терминалы, разгрузочно-погрузочная техника, устойчивое электро-, водо- и теплоснабжение). Поэтому зоны внешней торговли обычно размещаются в портах и аэропортах или вблизи от них.
Первые ЗВТ стали создаваться в США на основе Закона о зонах внешней торговли от 1934 г. с целью глубже вовлечь страну в мировую торговлю путем расширения экономической активности зон (главный стимул - таможенные льготы), а также снизить уровень безработицы, масштаб которой в стране в период "великой депрессии” был чрезвычайно велик. В 1950 и 1991 гг. в закон были внесены существенные поправки и дополнения, направленные на расширение дея-
тельности этих зон и ее диверсификацию. В соответствии с законом 1934 г. в составе Министерства торговли США был создан комитет по зонам внешней торговли, который занимается рассмотрением и утверждением заявок об организации этих зон, а также регулирует деятельность администрации создаваемых зон. Деятельностью комитета руководит исполнительный секретарь, ежегодно представляющий конгрессу доклады о проводимой работе.
Деятельность ЗВТ отслеживается не только комитетом, но и Таможенной службой США. На местах в качестве представителя комитета по зонам внешней торговли выступает окружной директор таможни, который непосредственно контролирует допуск товаров в зону, операции с ними и их вывоз из зоны [1].
Согласно действующему законодательству США, зоны внешней торговли на территории страны подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны).
Зоны общего назначения находятся вне юрисдикции таможенной службы. Они располагаются, как правило, около портов или аэропортов. Сфера их деятельности включает в основном складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается незначительная обработка иностранных товаров с целью их дальнейшего экспорта. Таким образом, по своему функциональному назначению эти зоны представляют собой свободные таможенные зоны. Нередко они создаются с целью обеспечить образование специализированных зон.
Зоны общего назначения создаются на основе разрешения, которое выдается комитетом по зонам внешней торговли. Оно выдается различным организациям при правительстве штата и местных властях, например, администрации порта, комитету промышленного развития штата или графства, агентствам и корпорациям экономического развития и другим. Важным условием создания этих зон является вклад, который они должны вносить в хо-
зяйственное развитие штата или графства, в повышение уровня занятости, расширение торговли. Управляются зоны, как правило, частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракт.
Первые торговые зоны общего назначения были созданы в США в середине 30-х годов прошлого столетия и располагались в крупных портах - в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско (Окленде), Лос-Анджелесе и Сиэтле. Так, зона общего назначения в Нью-Йорке была создана 30 января 1936 г. по инициативе властей города. Разрешение на ее деятельность было выдано портовой администрации, однако ее управление осуществлялось на контрактной основе частной компанией. В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган), Мая-гуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штат Гавайи).
Однако наибольшее количество зон общего назначения было создано в 70 -80-е годы, что было связано с ростом внешней торговли США и усилением конкурентной борьбы на внутреннем рынке. В этот период зоны создавались не только в морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле. Такое явление объясняется рядом факторов, наиболее важные из которых - резко возросший объем торговли США, активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию новой торговой инфраструктуры в США. Так, в 1970 г. из 52 созданных зон общего назначения 24 зоны были расположены в городах, не имеющих выхода к океану или Великим озерам. Подобная ситуация наблюдалась в США и в 90-х годах.
Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах отдельных, обычно крупных, компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. Такие зоны создаются решением руководства зон общего на-
значения, утверждаемым комитетом по зонам внешней торговли, для формирования сборочных заводов или различных промышленных производств той или иной частной компании. Поэтому такие зоны нередко называют "частными”. Они создаются с целью развития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих производств. Специализированные зоны технически являются частью зон общего назначения, но территориально размещаются за их пределами, а иногда даже на большом расстоянии от них.
Первые специализированные зоны были созданы в 1952 г. после внесения в закон 1934 г. дополнения, разрешающего создавать в таких зонах промышленные, в том числе сборочные, производства. Однако в первых субзонах не было размещено никаких сборочных производств, в тот период они выступали как временные площадки для проведения торговых ярмарок. Первая специализированная зона, в которой были размещены производственные мощности, была утверждена комитетом по зонам внешней торговли в 1962 г. в г. Пенуэлос (Пуэрто-Рико). В ней компания "Юнион карбайд” построила нефтехимический завод. Руководство компании получило разрешение на закупку неквотированного объема сырой нефти для выпуска необходимой продукции.
К концу 1980 г. в США было создано семь специализированных зон, имевших различные льготы в производстве и торговых операциях с сырой нефтью, транспортным и конторским оборудованием, текстилем и стальными трубами. В середине 80-х годов в этих зонах было также разрешено создавать предприятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной техники, средств телекоммуникаций, холодильных установок и автомобилей. Именно льготы, получаемые автомобильными компаниями в этой сфере бизнеса, способствовали дальнейшему росту числа специализированных зон.
Торговые зоны общего назначения обычно создаются на небольших по площади территориях, насчитывающих несколько сот акров (1 акр равен 0,4 га).
Даже крупнейшая по занимаемой территории торговая зона в г. Брэдфорде (штат Флорида) занимает площадь в 4,1 тыс. акров. Зоны общего назначения в большинстве случаев компактно располагаются на одном участке. Однако в силу производственной необходимости они нередко расширяются и занимают несколько земельных участков, находящихся в одном районе, но на определенном расстоянии друг от друга. Так, зона общего назначения в г. Анкоридже (штат Аляска) занимает семь участков, которые расположены в морском порту, международном аэропорте, международном торговом центре, на железнодорожной перевалочной станции и вблизи ряда промышленных объектов около города. Большинство зон общего назначения имеет в своем составе одну или две специализированные зоны. В последние годы в составе этих зон создается по три или четыре субзоны, а в зоне общего назначения, расположенной в Канзас-Сити (штат Миссури), действует шесть специализированных зон.
Практика показывает, что большинство создаваемых зон функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объективных и субъективных причин не смогла выполнить поставленные перед ними задачи. По этой причине часть зон была закрыта (за 1955 -1992 гг. - 13 зон), деятельность отдельных зон была приостановлена (за 1939 - 1981 гг.
- 5 зон), права отдельных зон были переданы другим (за 1988 - 1990 гг. - 3 зоны). Несмотря на отдельные неудачи, за последние 25 лет наблюдается быстрый рост количества указанных зон. За период 1975 - 1992 гг. число зон общего назначения в США увеличилось с 17 до 190, а специализированных зон - с 2 до 259. Кроме того, сейчас на рассмотрении комитета по зонам внешней торговли находятся заявки на открытие еще около 70 зон.
К настоящему времени зоны внешней торговли, количество которых превысило 220, охватили практически всю территорию страны - они созданы в 48 штатах. Географическое размещение этих зон свидетельствует о том, что наибольшая их
концентрация отмечается в штатах, либо имеющих выход к морю или океану, либо располагающих крупными промышленными комплексами и, как правило, не имеющих выхода к водным артериям. В первом случае зоны внешней торговли, созданные в более ранние годы, сконцентрированы в таких штатах, как Техас (26 зон), Нью-Йорк (13), Флорида (12), Калифорния (7 зон). Во втором случае зоны, организованные в более позднее время, сосредоточены в штатах Огайо (8 зон), Индиана и Иллинойс (по 6 зон), Аризона и Мичиган (по 5 зон), Северная Каролина (4 зоны) [4]. В то же время следует подчеркнуть, что в каждом конкретном случае создание зоны внешней торговли объясняется не только удобным географическим положением, но и целым комплексом экономических, производственных и социальных факторов, оптимальный баланс которых призван обеспечить эффективное функционирование той или иной зоны.
Широкому распространению свободных экономических зон способствуют в первую очередь различные льготы, которые предоставляются компаниям, как местным, так и иностранным, действующим на их территории. Основные льготы следующие:
- таможенная пошлина и внутренние налоги США, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары перевозятся из зоны внешней торговли на территорию таможни для внутреннего потребления;
- товары, находящиеся в зоне
внешней торговли, не облагаются таможенной пошлиной и с них не собирается акцизный сбор; частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся на территории зоны, освобождается от взимания федерального и местного налогов;
- товары, которые экспортируются из зоны в третьи страны, не облага-
ются таможенной пошлиной, внутренними налогами и не подлежат квотированию;
- товары, экспортируемые из
зоны внешней торговли, благодаря хорошо отлаженной системе охраны на терри-
тории зоны требуют незначительной страховки;
- таможенная процедура при экспорте товаров из зоны внешней торговли сведена к минимуму;
- товары, которые запрещены для импорта в США, не ввозятся на территорию зоны, однако они могут ввозиться на территорию ЗВТ для последующего импорта в США, если пройдут соответствующую переработку в зоне согласно требованиям американской таможенной службы;
- импорт товаров из ЗВТ на территорию США осуществляется в соответствии с процедурой, позволяющей импортеру уплачивать таможенную пошлину либо на товар, поступивший в ЗВТ, либо на иностранные компоненты, использованные в результате переработки этого товара; тем самым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину;
- импортеры продукции, которая относится к таким отраслям промышленности, как судостроение, автомобилестроение, производство конторского и промышленного оборудования, нефтепродуктов, и которая собирается или производится в ЗВТ, при импорте в США освобождаются от уплаты так называемого инверсионного, или обратного, тарифа. Механизм последнего устанавливает более высокую пошлину на узлы и отдельные блоки, нежели на готовую продукцию долей добавленной стоимости.
Освобождение от такого тарифа позволяет, например, автомобильным компаниям США, которые осуществляют в ЗВТ сборку различных автомобильных узлов и блоков из деталей внутреннего и импортного производства, при их импорте в США уплачивать пошлину в размере 2,5% "ад валорем” (ставка, которая применяется при импорте готовых автомобилей), а не обычную в 4 - 11% (ставка на импорт комплектующих деталей) [6]. В начале текущего столетия около 90% экономической активности ЗВТ было связано с деятельностью фирм обрабатывающей промышленности, которые пытались избежать оплаты высокой пошлины при им-
порте товаров из ЗВТ для обеспечения работы своих предприятий на территории США, что давало им существенную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Для многих компаний крайне важна также отсрочка уплаты импортной пошлины на период нахождения иностранных товаров в пределах ЗВТ (до момента их выпуска на таможенную территорию США), а также не взимание пошлины в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. Несмотря на, как правило, существующий запрет розничной торговли в зонах, компании розничной торговли, располагающие на этой территории свои склады, также выигрывают от отсрочки уплаты импортной пошлины.
О масштабе и основных направлениях деятельности зон внешней торговли США свидетельствуют следующие данные. В 1992 г. общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в ЗВТ, достигла 93,8 млрд долл. (по сравнению со 102 млн долл. в 1970 г.), в том числе в зонах общего назначения - 10,7 млрд долл. и в специализированных зонах -83,1 млрд долл., а в 2003 г. этот показатель составил 154 млрд долл.
Расширение хозяйственной деятельности ЗВТ происходит главным образом благодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции на базе использования как местных, так и зарубежных материалов (среди последних
- компоненты и узлы автомобилей, сырая нефть, оборудование для производства аудиотехники, оптическое оборудование, компоненты и узлы для телевизоров и электронной техники). Основные пользователи субзоны - заводы по сборке автомобилей (в начале текущего столетия их было свыше 40), на них приходится свыше 60% всего объема выполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составляют 75% общего объема завозимых в ЗВТ товаров (в субзонах эта доля еще больше - свыше 80%). В настоящее время в зонах внешней торговли действует около 3 тыс. фирм, главным образом американских, а число занятых превышает 320 тыс. человек.
Таким образом, зоны внешней торговли, глубоко интегрированные в экономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие. Их деятельность стимулирует американские компании производить, используя льготный налоговый режим, в самих США различные виды готовой продукции, более конкурентоспособной по сравнению с иностранной продукцией, продаваемой на американском рынке. Деятельность ЗВТ также благотворно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействует тенденции сокращения числа рабочих мест в национальной экономике, способствует росту внешней торговли (через них проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны). Возрастает роль этих зон и для обеспечения потребностей внутреннего рынка. В начале текущего столетия более 85% продукции, создаваемой и перерабатываемой в зонах, было реализовано на внутреннем рынке.
В последние годы США прилагают большие усилия, чтобы повысить эффективность ЗВТ и сориентировать их на выполнение основной задачи: содействовать процветанию американской экономики путем расширения экспорта и транзитной торговли. С этой целью в начале 90-х годов на федеральном уровне была разработана специальная программа, направленная на повышение эффективности зон и постепенную переориентацию их деятельности с импортных на экспортные операции. В соответствии с этой программой были приняты меры, направленные на оказание поддержки американских фирм, действующих в зонах внешней торговли, в тех отраслях, где существует жесткая конкуренция со стороны иностранных компаний. В числе таких мер - изменение практики и процедуры выдачи экспортных лицензий.
Предпринимательские зоны
К этой группе свободных экономических зон относятся те, которые непосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли. Исходное понятие свободной зоны здесь размывается, так как
таможенные льготы отходят на второй план или вообще отсутствуют, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы.
Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождение неоконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным образом в городских, путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Идея создания ПЗ была заимствована администрацией США у Великобритании, которая еще в 70-е годы предприняла попытку воплотить на практике научные разработки своих экономистов.
По юридическому статусу ПЗ в США подразделяются на три типа - федеральные, на уровне штата и местные. Они создаются решением правительственных органов на федеральном уровне, на уровне штата и на местном уровне. Власти, обращающиеся за разрешением на создание подобных зон к вышестоящим государственным органам, должны четко обозначить свои обязательства по отношению к этим образованиям. Так, власти штата, обращающиеся за подобным разрешением в Министерство жилищного строительства и городского развития, должны указать, какие льготы (налоговые, административные и др.) на уровне штата предоставляются создаваемой зоне.
Обычно предпринимательские зоны расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площадью от 2,5 до 5 км2, но в некоторых случаях их площадь достигает 13 км2, не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний.
Предпринимательские зоны всех типов образуются и действуют на основе правительственных программ, принимаемых исполнительной властью США на различном уровне. Так, в соответствии с программой развития предпринимательских
зон на уровне штатов, принятой в 1980 г., подобные зоны созданы в 36 штатах [2]. Однако, каждый штат в силу своих социально-экономических особенностей имеет собственное законодательство, регулирующее создание и функционирование зон. Первая ПЗ, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флориде в 1 980 г.
Государственная программа федеральных предпринимательских зон была принята в 1987 г. на основе Закона о жилищном строительстве. В соответствии с этой программой было создано 100 федеральных ПЗ, величина которых варьировалась от одного городского квартала до целого округа [7]. Жизнь вскоре потребовала внесения существенных корректив в действующую программу, что привело к принятию конгрессом США в 1993 г. закона, направленного на повышение эффективности создаваемых зон и их организацию не только в городских, но и в сельских районах страны.
Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важны из которых следующие:
- более 70% жителей района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны;
- уровень безработицы в районе должен значительно превышать таковой по всему городу или всей стране [7].
Основное ограничение, применяемое при организации предпринимательских зон всех типов управления, касается срока их функционирования. В большинстве штатов он составляет 10 - 20 лет, в некоторых - меньше: в Коннектикуте - 6 лет, в Кентукки - 7. Федеральные ПЗ создаются на 20 лет, и в дальнейшем решением исполнительной власти срок этот может быть продлен.
На федеральном уровне ПЗ организуются и курируются Министерством жилищного строительства и городского развития после получения и утверждения заявки от правительства штата или мест-
ных властей о создании такой зоны. На местном уровне ПЗ управляются муниципальными органами.
Всего свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней действуют в 700 городах и пригородных районах США. Быстрое распространение этих зон объясняется экономическими и другими льготами, которые предоставляются американским компаниям, действующим на их территории. Так как развитие производства и сокращение безработицы являются двумя основными целями государственных программ создания ПЗ всех уровней, федеральные, региональные и местные власти оказывают всяческое содействие этим зонам в достижении поставленных задач. Экономические стимулы и льготы, предоставляемые предпринимательским зонам на федеральном уровне, включают в себя 5-процентную скидку на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговую скидку предприятию за каждого дополнительно принятого на работу человека (до 2 тыс. долл. на одного человека), отмену налога на увеличение капитала компании. Значительные льготы предоставляются компаниям, действующим в этих зонах, на уровне различных штатов: 50-процентная скидка на доходы предприятия - в Коннектикуте, 100-процентная скидка с налога на продажу оборудования - в Луизиане, на продажу строительных материалов - в Канзасе и на основной капитал в - Виргинии. Более 70% всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают новые рабочие места в предпринимательских зонах.
Помимо экономических стимулов на предпринимателей, действующих в зонах, распространяется ряд других льгот, в частности упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности. Законодательные органы в штатах Калифорния, Иллинойс и Кентукки требуют приватизации всей собственности в ведении штата и муниципальной собственности на территории ПЗ. Правительства некоторых штатов предоставляют зонам прямую поддержку. Так, в Коннектикуте создан специальный фонд в
размере 1 млн долл. для финансирования деятельности предприятий, действующих в зонах штата.
Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику организации ПЗ и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременем на бюджеты всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессивных районах страны и снижает уровень безработицы. За 12 лет осуществления федеральной программы (1983 - 1995) уровень безработицы в ПЗ снизился на 38% [5]. Благодаря распространению этих зон в США в 1987 г. было создано или сохранено 80 тыс. рабочих мест, в 1991 г. - около 95 тыс., а к концу 90-х - около 140 тыс. Деятельность ПЗ также способствует сокращению бюджетных ассигнований на осуществление различных социальных программ для жителей этих зон и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых.
Следует также отметить, что предпринимательские зоны ориентированы в основном на решение внутриэкономичес-ких задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу.
Технологические парки
Технологические парки (техниковнедренческие зоны) заявили о себе как
о новой эффективной форме интеграции науки и производства, как о месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей.
В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон, создание технологического парка обычно не требует разрешения того или иного правительственного органа. Эти парки возникают в определенной среде, определяемой наличием географических, экономических, научных и социальных факторов. В последние годы некоторые штаты, используя различные стимулы, пытаются искусственно создавать подобную среду, в которой и располагается технологический парк. Хотя нельзя сказать, что такие парки были созданы для решения тех или иных задач государства, тем не менее, они играют важную роль в повышении конкурентоспособности США на мировом рынке и в развитии национальной базы для высокотехнологических производств. Подавляющая часть технологических парков не получает какие-либо привилегии от государственных организаций. Режим их работы такой же, как и фирм, действующих в высокотехнологических производствах по всей стране. В 50 - 60-е годы эти фирмы, как и технологические парки, имели определенные преимущества по сравнению с компаниями, действовавшими в традиционных отраслях экономики. В соответствии с федеральным законодательством США, эти льготы включали в себя снижение налога на ускоренную амортизацию капитала, а также скидку с налога на инвестиции, предназначенные на исследование и развитие высокотехнологической продукции. Однако эти льготы были отменены в 70-е годы.
Определенные преимущества имеют фирмы, которые действуют в высокотехнологических отраслях национальной экономики, получая крупные доходы от выполнения федеральных контрактов (в основном в области оборонной промышленности). При заключении подобных контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологической продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях, сконцентри-
рованы в технологических парках, последние, соответственно, оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако основным побудительным мотивом для фирм, занятых в высокотехнологических производствах, размещать свои предприятия в технологических парках служит тот синергетический эффект от многочисленных факторов, который характеризует каждый технологический парк и благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологических и наукоемких производств.
В США существуют два типа технопарков - те, что возникли спонтанно, по инициативе отдельных личностей или частных организаций, и те, что создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако наиболее известные и эффективно действующие технопарки относятся к первому типу. Наиболее известные среди них - технопарк "Силиконовая долина” в г. Санта-Клара (Калифорния), неподалеку от Стэн-фордского университета; технопарк "Бостонская дорога 128”, находящийся около Массачусетского технологического института и Гарвардского университета; а также "Парк-треугольник” в Северной Каролине, созданный в центре района, где располагаются три университета: университет Дюка, университет Северной Каролины и университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделью для создания подобных центров не только в других районах США, но и за границей.
Так, технопарк "Бостонская дорога 128” начал создаваться в конце 40-х годов прошлого столетия. Основным стимулом к его образованию послужили Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт, образующие широко известный в мире Кембриджский научный центр, в котором наряду с подготовкой кадров проводились фундаментальные и прикладные исследования. Промышленные компании Бостона и близлежащих городов, стремясь повысить конку-
рентоспособность производимой продукции, активно прибегали к помощи этих двух крупнейших научно-технических центров, используя их научные идеи и разработки и комплектуя свои исследовательские лаборатории кадрами этих высших учебных заведений. При этом промышленные фирмы размещали свои научноисследовательские организации и производственные мощности по обеим сторонам окружной дороги 128, которая образовывала полукруг вокруг Бостона в радиусе 10 миль от центра города, оба ее конца упирались в берега Массачусетского залива. Подобное размещение мотивировалось тем, что местные строительные фирмы и компании по операциям с недвижимостью возвели вдоль дороги в открытой местности с хорошим природным ландшафтом одноэтажные здания для последующей сдачи в аренду как многоцелевые комплексы или по отдельности самым разнообразным покупателям. Таким образом, промышленные фирмы сконцентрировали в своих научных центрах интеллектуальную элиту США, щедро финансировали исследования, обустраивали лаборатории.
Руководство Гарвардского университета и Массачусетского технологического института поощряло участие своих профессоров и аспирантов в работе научно-исследовательских отделов и центров промышленных компаний. Кроме того, многие сотрудники и выпускники этих двух крупнейших вузов сами создавали небольшие научно-исследовательские фирмы и размещали их в районах, прилегающих к дороге 128, которые были удобно расположены и имели развитую инфраструктуру. Финансирование научных исследований в "Бостонской дороге 128” осуществлялось как промышленными фирмами, так и частными благотворительными фондами Форда, братьев Рокфеллеров, Карнеги и др. Процесс формирования технопарка продолжался более 20 лет.
В настоящее время технопарк "Бостонская дорога 128”, представляющий собой место соединения университетской науки с производством, превратился в один из крупнейших научно-производ-
ственных центров США. Здесь действуют более 350 промышленных фирм, около трети которых - филиалы крупнейших американских ТНК, и более тысячи научноисследовательских лабораторий и организаций. Основные научно-исследовательские разработки технопарка, которые затем превращаются в товарную продукцию, связаны с развитием электронной, ракетно-космической промышленности, с созданием новых конструкционных материалов, с генной инженерией. Проводятся также различные социальные исследования. Деятельность этого крупного технопарка способствует укреплению научно-технического потенциала США, занятию страной лидирующей позиции в производстве и экспорте различных видов наукоемкой продукции.
На сегодняшний день в США насчитывается 1 50 технопарков (более 30% общего числа технопарков в мире). Форма их организации и управления в каждом отдельном случае может быть различной. Эти парки являются, как правило, собственностью на долевых началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Некоторые парки функционируют на основе получения прибыли, другие являются бесприбыльными организациями. Их финансирование осуществляется из разных источников: из средств фондов, учреждаемых университетами или благотворительными организациями, из средств местных муниципалитетов, федеральных ведомств и министерств, промышленных фирм, а также самих технопарков.
Несмотря на разнообразие форм управления и источников финансирования, всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и технологий. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования, оказание консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивиду-
альных изобретений, составление бизнес-плана создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса и т. д.
Значительную экономию средств для венчурных фирм, входящих в состав технопарка, дает также пользование его централизованными службами: секретарскими услугами, компьютерной техникой и программным обеспечением, копировальной техникой, библиотекой и справочнобиблиографической службой. Если подопечные технопарков пользуются этими услугами на льготных условиях, то вновь возникающей венчурной фирме, не входящей в состав технопарка, приобретение вспомогательных услуг обходится в среднем в 20 - 25 тыс. долл. в год [3].
Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка к входящим в его состав венчурным фирмам, состоит в том, чтобы они вели научные исследования и разработки в области высокотехнологических производств, а также чтобы специализация парка соответствовала приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм.
Еще одна характерная черта деятельности технопарков - их сотрудничество с промышленными компаниями. Основным преимуществом технологического парка для промышленных компаний является доступ к университетским ресурсам, возможность привлекать к работе преподавательский состав и наиболее способных студентов и аспирантов, пользоваться библиотекой и т. д. Для технопарка, и в частности для университета как основного подразделения парка, подобное сотрудничество предоставляет возможность непосредственно участвовать в практической реализации идей и результатов исследований, использовать специалистов из промышленности в качестве лекторов и адъюнкт-профессоров, работать на более современном исследовательском оборудовании, обеспечивать
дополнительным заработком сотрудников университета.
Нередко на территории технопарка создается и промышленное производство, правда, в большинстве случаев при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партий продукции, для сборки высокотехнологических изделий, которые стали непосредственным результатом исследований и разработок, выполненных в парке венчурными фирмами.
Несмотря на увеличивающееся число технологических парков, не все они оказываются эффективными. Причины неэффективной работы ряда технопарков разные, но главная, как показывает практика, заключается в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. К особенностям этих организаций следует отнести и продолжительный период становления. Например, прежде чем технологический парк "Силиконовая долина” добился успеха и признания, прошло около 35 лет, технологический "Парк-треугольник” Северной Каролины совершенствовался в течение 30 лет, а технологический парк университета Юты - около 20 лет.
В последние годы процесс создания технологических парков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых парков, сколько активизация деятельности существующих, повышение их активности. Ряд технопарков улучшил систему управления, разработал более четкую специализацию, углубил сотрудничество с промышленными фирмами, организовал широкую рекламную кампанию. Крупные частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодым венчурным фирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих технологических парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производством, возрастанию наукоемкости последнего. О роли, которую играют технологические парки в экономике США, свидетельствует тот факт, что "Силиконовая долина”, которая считается центром высоко-
технологической индустрии, обеспечивает 1/5 мирового производства компьютерной и вычислительной техники. Для лучшего понимания работы технико-внедренческих зон рассмотрим механизм и основные направления деятельности Массачусетской корпорации центров лидерства. Этот технопарк, объединяющий Массачусетский технологический институт, промышленные фирмы и государственные ведомства, ставит целью развитие новых и расширение использования существующих технологий. В рамках парка создано пять центров: биотехнологии, морских исследований, изучения полимеров, фотогальваники и прикладных промышленных технологий.
В Массачусетской корпорации центров лидерства осуществляется двухуровневое управление: совет корпорации и технологические советы. Совет корпорации состоит из девяти человек: по три от Массачусетского технологического института, частнопромышленных и государственных организаций. Он разрабатывает стратегию технопарка и решает вопросы финансирования. Составленные по аналогичному принципу технологические советы занимаются разработкой и реализацией стоящих перед парком целей. Для ускорения разработки промышленных технологий и передачи научных результатов в промышленность Массачусетской корпорацией в 1987 г. был создан центр прикладной технологии. На льготных условиях он предоставляет мелким и средним венчурным фирмам, действующим в технопарке, доступ к исследовательским, технологическим и информационным ресурсам, которыми в состоянии себя обеспечить лишь крупные фирмы.
С момента своего создания центр был сразу сориентирован на металлообрабатывающую промышленность штата Массачусетс, где действуют более 1400 фирм. Его основные усилия концентрировались на разработке новых технологий, используемых как в самом производстве, так и в системах управления производственными процессами. По мере своего становления центр расширил поле дея-
тельности, уделяя большое внимание другим отраслям промышленности, развитым в штате (швейная, текстильная, электронная).
Другое направление деятельности центра - координация работы с отдельными государственными организациями штата, в частности, с отделом трудоустройства. В результате центр также стал связующим звеном между государственными учреждениями штата, высшей школой и промышленностью.
Хотя центр и ориентирован на металлообрабатывающие фирмы, тем не менее многие мелкие и средние компании других отраслей используют те же самые технологии, в частности САП/САПР, системы контроля качества, маркировку деталей и др. Таким образом, исследовательские проекты, осуществляемые в центре, оказываются полезными для широкого круга фирм.
Наконец, центр прикладных технологий проводит семинары для сотрудников университета, управляющих компаниями, руководителей местных профсоюзов, рабочих, где проходит совместное обсуждение конкретных работ, предстоящих конкретным отраслям. Стратегия центра состоит в том, чтобы вкладывать капитал в людей, от которых в конечном итоге зависит успех разработки и внедрения новой технологии. Тем самым технопарки активно способствуют повышению наукоемко-сти американских товаров, что увеличивает конкурентоспособность продукции США на мировом рынке.
Таким образом, в США накоплен богатый, насчитывающий многие десяти-
летия опыт организации и функционирования свободных экономических зон различного типа. Выполняя соответствующие задачи, стоящие перед ними в тот или иной период развития, СЭЗ вносят вклад в развитие экономики страны, способствуют подъему отдельных ее регионов, сокращают безработицу, обеспечивают более глубокое вхождение экономики Соединенных Штатов Америки в международное разделение труда и мировое хозяйство.
Литература:
1 . “Внешнеэкономический бюллетень”, № 1, 2002. С. 35.
2. Государственная экономическая политика США: современные тенденции. - М.: Наука, 2002. С. 173.
3. Государство и рынок: американская модель. - М.: АНКИЛ, 1999. C. 265.
4. 54-th annual report of Free-
trade zones board to the Congress of the United States. 1992. Sept., 30. -
Washington D. C., 1992. P. 3.
5. Empowering our nation’s low-income communities. Hearing before the Committee on small business. House of representatives, 105-th congress, 1-st session. - Wash., 1997. P. 59.
6. Foreign trade zones. Customs procedures and requirements. - Wash., 1992. Nov. P. 2.
7. The challenge of free economic zones to Central and Eastern Europe. - N. Y., 1991. P. 416.