ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
УДК 338
ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ Н.Н. Голубь, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected]
Воронежский государственный технический университет
В статье раскрываются понятие оперативного управления производством и его роль в обеспечении эффективности производственных процессов. При всем разнообразии методов и средств оперативного управления производством необходимо понимать, что если на этапе проектирования производства были допущены существенные недостатки, то оперативное управление производства может способствовать снижению отрицательного воздействия просчетов в организации производства, но не сможет свести их воздействие к нулю. Также в данной статье представлен опыт по совершенствованию оперативного управления производством на примере окрасочного участка промышленного предприятия с мелкосерийным типом производства, выпускающего продукцию небольшой номенклатуры под заказ. Для разработки рекомендаций по совершенствованию оперативного управления и планирования производства работа велась по следующим основным этапам: выявление проблем в производстве, формулировка рабочей гипотезы, выявление основных ограничений на участке окраски, разработка стандарт-плана работы окрасочной линии с учетом выявленных ограничений, проверка работоспособности стандарт-плана в реальных условиях функционирования участка и его последующая корректировка
Ключевые слова: планирование производства, оперативное управление производством, совершенствование оперативного управления производством
EXPERIENCE IN IMPROVING OPERATIONS MANAGEMENT N.N. Golub, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor
e-mail: [email protected]
Voronezh State Technical University
The article reveals the concept of operational management of production and its role in ensuring the efficiency of production processes. With all the variety of methods and means of operational management of production, it is necessary to understand that if at the design stage of production there were significant shortcomings, then the operational management of production can help reduce the negative impact of miscalculation in the organization of production, but will not reduce their impact to zero. This article also presents the experience of improving the operational management ofproduction on the example of the painting site of an industrial enterprise with a small-scale type ofproduction, which produces products of a small range under the order. To develop recommendations for improving operational management and production planning, the work was carried out in the following main stages: identifying problems in production, formulating a working hypothesis, identifying the main restrictions on the painting site, developing a standard work plan for the painting line taking into account the identified restrictions in real conditions of the site and its subsequent adjustment
Key words: production planning, operational management ofproduction, improvement of operational management ofproduc-
tion
Оперативное управление производством - - методы планирования производства.
это осуществление управляющих воздействий на Отметим, что оперативное управление про-
производственный процесс в краткосрочном изводством реализуется посредством следующих временном периоде. Сегодня теория и практика функций: выработала большое разнообразие методов и - организация;
средств оперативного управления производ- - планирование производства;
ством, ключевыми из которых являются: - контроль и регулирование (диспетчирова-
- система оперативного планирования про- ние производства); изводства; - мотивация персонала.
--Наиболее значимой функцией является оперативное планирование производства. Она явля-© Голубь Н.Н., 2019 ется наиболее сложной в исполнении и от точно-
сти ее исполнения зависит функционирование всего производства в рамках планового периода.
Используемая на предприятии система оперативного планирования производства представляет собой совокупность методов организации плановых расчетов на предприятии. Выбор данной системы зависит, прежде всего, от типа производства. Традиционно в практике управления производством используются три группы систем оперативного планирования:
- подетальные системы для массового и крупносерийного производства;
- комплектные системы для серийного производства;
- позаказные системы для единичного и мелкосерийного производства.
Основное различие систем - используемая планово-учетная единица (деталь, комплект или заказ соответственно) и перечень рассчитываемых календарно-плановых нормативов.
Основными методами разработки оперативных планов являются:
- объемный метод планирования;
- календарный метод планирования;
- объемно-календарный метод планирования;
- динамический метод планирования.
При всем разнообразии методов и средств оперативного управления производством, необходимо понимать, что если на этапе проектирования производства были допущены существенные недостатки, то оперативное управление производства может способствовать снижению отрицательного воздействия просчет в организации производства, но не сможет свести их воздействие к нулю.
Рассмотрим опыт по совершенствованию оперативного управления производством на примере окрасочного участка промышленного предприятия с мелкосерийным типом производства, выпускающего продукцию небольшой номенклатуры под заказ. Для разработки рекомендаций по совершенствованию оперативного управления и планирования производства работа велась по следующим основным этапам, представленным на рисунке.
1 Выявление проблем в производстве
4
2 Формулировка рабочей гипотезы
4
3 Выявление основных ограничений на участке окраски
4 Разработка стандарт-плана работы окрасочной линии с
учетом выявленных ограничений *
5 Проверка работоспособности стандарт-плана в реальных условиях функционирования участка
6 Последующая корректировка стандарт-плана
Этапы совершенствования оперативного управления и планирования производства
Выявление проблем в производстве. Предприятие систематически нарушало сроки поставок продукции. Производство организовано по принципу «под одной крышей» и имеет четыре стадии: заготовительную, механообрабатываю-щую, окрасочную и сборочную. Визуальный контроль показал, что перед участком окраски скапливаются детали и деталесборочные единицы (ДСЕ), а участок сборки простаивает в ожидание поступления деталей и ДСЕ с окрасочной линии. Окрасочная линия при этом работает непрерывно, но завесочные траверсы имеют разную степень заполняемости. На окрасочной линии постоянно имеются «аварийные» ДСЕ (то есть ДСЕ, которые не были окрашены своевременно и задерживают начало сборочных работ).
Формулировка рабочей гипотезы. Участок окраски является узким местом в данном производстве и выступает основной причиной в нарушении сроков сдачи готовой продукции потребителям. Под узким местом в данном случае нами понимается участок, имеющий более низкую пропускную способность, чем предыдущие и последующие стадии производства.
Выявление основных ограничений на участке окраски. Было установлено, что окрасочная линия имеет ряд ограничений и особенностей:
- максимальная завеса траверсы не должна превышать 500 килограмм, согласно информации в ее паспорте;
- перемещение траверс осуществляется автоматически, после запуска оператором на одно место;
- самая продолжительная и постоянная во времени операция окрасочной линии - сушка, именно она и лимитирует пропускную способность линии;
- завеса траверс должна осуществляться таким образом, чтобы время окрашивания не превышало времени сушки;
- время мойки, дробеструйки и грунтования меньше времени окраски;
- камеры мойки и дробеструйки расположены параллельно, а грунтования, окраски и сушки последовательно;
- время перемещения траверс постоянно и составляет 4 минуты, 20 секунд;
- операции мойки, дробеструйки, грунтования и окраски осуществляются в камерах рабочими окрасочной линии;
- завеса траверс деталями и ДСЕ осуществляется двумя рабочими;
- до начала мойки или дробеструйки могут быть завешены сразу четыре траверсы и ожидать начала операций;
- детали машин окрашиваются в три цвета и на одной траверсе должны быть сгруппированы детали только одного цвета;
- детали и ДСЕ, окрашиваемые в темные цвета требуют нанесения более тонкого слоя грунта, чем детали, окрашиваемые в светлый цвет;
- большая часть деталей закрепляется на траверсе вертикально, но мелкие детали укладываются горизонтально, что сокращает объем их размещения, при этом во время грунтования и окраски рабочие их переворачивают.
Разработка стандарт-плана работы окрасочной линии с учетом выявленных ограничений. На данном этапе первоначально нами был разработан алгоритм завеса траверс, а также установлены принципы завеса, учитывающие ранее выявленные ограничения.
Анализ выпускаемой продукции показал, что предприятие в течении года выпускает однотипную продукцию, что создает объективные предпосылки для стандартизации правил завеса траверс автоматизированной транспортной линии окрасочного производства.
Завес траверс рекомендуется осуществлять согласно следующему алгоритму:
1 - анализ структуры изделия, подлежащего окрашиванию, и порядка проведения сборочных работ;
2 - деление ДСЕ на группы согласно цвету окраски;
3 - составление стандартного завеса траверс для изделия исходя из того, что время сушки после окраски на данный момент времени составляет 35 минут, время работы маляра должно быть не менее 30 минут на 1 траверсу;
4 - в ходе текущей работы завес траверс уточняется и оптимизируется.
Нами были установлены в последующем реализованы следующие основные принципы завеса траверс:
- детали, окрашиваемые в «редкий» цвет (например, желтый, кремовый и т.д.) выносятся на отдельную траверсу при этом одновременно может быть размещены детали для нескольких
машин (далее - несколько машинокомплектов, комплектов);
- далее ДСЕ распределяются по траверсам в соответствии с последовательностью сборки, при этом некоторые траверсы могут содержать ДСЕ для нескольких машинокомплектов;
- проверяется время окрашивания 1 траверсы согласно модели, представленной выше;
- исходя из правила кратности может быть установлена партия окрашиваемых непрерывно ДСЕ для одного вида изделия.
Например, по изделию 11-25 начальник окрасочного производства распределил изделие на 7 траверс со следующей комплектностью:
- траверса №1 - 2 комплекта;
- траверса №2 - 3 комплекта;
- траверса №3 - 1 комплект;
- траверса №4 - 1 комплект;
- траверса №5 - 1 комплект;
- траверса №6 - 2 комплекта;
- траверса №7 - 1 комплект.
Исходя из представленной комплектности размер партии - 6 изделий 11-25, при этом партия будет состоять из:
- стандартно завешенная траверса № 1 -3 штуки;
- стандартно завешенная траверса № 2 -
2 штуки;
- стандартно завешенная траверса № 3 -6 штук;
- стандартно завешенная траверса № 4 -6 штук;
- стандартно завешенная траверса № 5 -6 штук;
- стандартно завешенная траверса № 6 -
3 штуки;
- стандартно завешенная траверса № 7 -6 штук.
Итого партия в 6 изделий размещается на 32 траверсах. Ключевое время на окрасочной линии
- «сушка» после малярных работ, время которой составляет 35 минут и около 5 минут - операция
- перемещение (4 минуты 20 секунд), т.е. ритм движения составляет 40 минут. Длительность смены 8 часов или 480 минут или 12 траверс могут пройти через 1 камеру, за три смены - 36. С учетом времени завеса, мойки или дробеструйки партия в 6 изделий 11 -25 может быть окрашена за 3 смены.
После проверки времени окрашивания траверс по нормам времени оказалось, что траверсы
3 и 4 не могут быть окрашены за 35 минут. Было проведено перераспределили завес траверс с учетом времени окрашивания и был получен следующий результат:
- траверса №1 - 2 комплекта;
- траверса №2 - 2 комплекта;
- траверса №3 - 1 комплект;
- траверса №4 - 1 комплект;
- траверса №5 - 1 комплект;
- траверса №6 - 1 комплект;
- траверса №7 - 1 комплект;
- траверса №8 - 1 комплект;
- траверса №9 - 1 комплект.
Исходя из представленной комплектности размер партии - 2 изделия 11-25, при этом партия будет состоять из:
- стандартно завешенная траверса № 1 -1 штука;
- стандартно завешенная траверса № 2 -
1 штука;
- стандартно завешенная траверса № 3 -
2 штуки;
- стандартно завешенная траверса № 4 -2 штуки;
- стандартно завешенная траверса № 5 -2 штуки;
- стандартно завешенная траверса № 6 -2 штуки;
- стандартно завешенная траверса № 7 -2 штуки;
- стандартно завешенная траверса № 8 -2 штуки;
- стандартно завешенная траверса № 9 -2 штуки.
Итого партия в 2 изделия размещается на 16 траверсах.
Что касается последовательности запуска траверс в окраску, то траверсы редкого цвета могут быть запущены в окраску подряд (в целях экономии краски), а остальные - могут в интересах сборки чередоваться.
Такой подход позволит с достаточной степенью достоверности определить пропускную способность окрасочной линии для различных изделий и при планировании оценивать реальные возможности окрасочного производства по изготовлению запланированного объема изделий.
Отметим, что в ходе проведенных работ первоначальная гипотеза - участок окраски является узким местом в данном производстве и выступает основной причиной в нарушении сроков
сдачи готовой продукции потребителям - не подтвердилась. Было выявлено, что узким местом является для данного производства механо-обрабатывающая стадия, именно с нее ДСЕ поставляются неравномерно, с отклонениями от плана.
В целях совершенствования функции мотивации было рекомендовано разрабатывать научно обоснованные нормы труда. С учетом разработанных научно обоснованных норм труда, т.е. повышения качества нормирования работ и потребности в росте производительности труда может быть рекомендована бригадная форма организации труда на окрасочном производстве при сдельной форме оплаты труда маляров и грунтовщиков, что позволит повысить мотивацию работников окрасочного производства и создаст условия для роста производительности труда.
Заработная плата маляров и грунтовщиков будет зависеть от трудоёмкости окраски поверхности и тарифной ставки соответствующего разряда работ.
В заключении были разработаны рекомендации по оптимизации входящего материального потока в окрасочном производстве: в целях оптимизации входящего материального потока в окрасочном производстве может быть рекомендовано создание участка комплектования или склада комплектования до (непосредственно перед) участка окраски, что вызовет появление дополнительной функции - комплектования, но позволит вывести из аварийного режима работы сборочные участки. В условиях ограниченной номенклатуры выпуска, достаточно простой структуры изделий и короткого цикла изготовления изделий в позаказную систему оперативного планирования производства можно внедрять элементы машинокомплектной системы планирования.
Работа по совершенствованию оперативного планирования производства, проводимая по следующим этапам: выявление проблем в производстве, формулировка рабочей гипотезы, выявление основных ограничений на участке окраски, разработка стандарт-плана работы окрасочной линии с учетом выявленных ограничений, про-
верка работоспособности стандарт-плана в реальных условиях функционирования участка и его последующая корректировка, позволила:
- выявить реальное узкое место в производстве;
- оптимизировать работу окрасочного участка.
Разработанный алгоритм по стандартизации функционирования окрасочной линии позволит с достаточной степенью достоверности определить пропускную способность окрасочной линии для различных изделий и при планировании оценивать реальные возможности окрасочного производства по изготовлению запланированного объема изделий.
Таким образом, оперативное управление производством позволяет:
- сократить длительность цикла изготовления изделия и его отдельных узлов;
- снизить отрицательное воздействие ошибок, допущенных на стадии проектирования производства;
- повысить стабильность и предсказуемость производственных процессов.
Литература
1. Голубь Н.Н. Особенности организации производства сложной наукоемкой продукции / Н.Н. Голубь // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012.-№2.-С.9-11.
2. Грачева Н.В. Совершенствование управления наукоемким производством промышленных предприятий / Н.В. Грачева, В.В. Одиночен-ков // Менеджмент в России и за рубежом. -
2015. - №5. - С. 23-26.
3. Туровец О.Г. О некоторых проблемах обеспечения эффективной организации высокотехнологичного производства / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова // Организатор производства. -
2016. - №1. - С 15 - 18.
4. Щербаков Д.В. Концепция управления наукоемким производством / Д.В. Щербаков // Организатор производства. - 2016. - № 1. - С. 7885.