Научная статья на тему 'Опыт сотрудничества медицинского колледжа и детской клинической больницы в формировании профессиональных компетенций в профилактической деятельности'

Опыт сотрудничества медицинского колледжа и детской клинической больницы в формировании профессиональных компетенций в профилактической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
417
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РROFESSIONAL COMPETENCE / CHILDREN''S HOSPITAL / MEDICAL COLLEGE / COOPERATION / PREVENTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смирнов Владимир Павлович, Краснова Антонина Константиновна, Монова Оксана Алексеевна, Мельгунова Ирина Анатольевна, Лазарева Людмила Георгиевна

На современном этапе развития отечественного здравоохранения возрастает необходимость модульно-компетентностных подходов к подготовке специалистов сестринского дела, при которых образовательным результатом обучения в медицинском колледже становится компетенция. Формирование профессиональных и общих компетенций по профессиональному модулю начинается при обучении студентов в кабинетах доклинической практики образовательного учреждения и продолжается на производственной практике в базовых лечебных учреждениях. В данной статье представлен опыт сотрудничества Нижегородского медицинского базового колледжа и детской клинической больницы № 27 «Айболит» в формировании о будущих специалистов сестринского дела профессиональных компетенций в профилактической деятельности на профессиональном модуле «Проведение профилактических мероприятий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смирнов Владимир Павлович, Краснова Антонина Константиновна, Монова Оксана Алексеевна, Мельгунова Ирина Анатольевна, Лазарева Людмила Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the cooperation of medical college and children's clinical hospital in the formation of professional skills in the prophylactic activities

At the present stage of development of domestic health care need of modular and competence-based approaches to training of specialists of nurse business at which competence becomes educational result of training in medical college increases. Formation of professional and general competences on the professional module begins when training students in offices of preclinical practice of educational institution and proceeds on work practice in basic medical institutions. Experience of cooperation of the Nizhny Novgorod medical basic college and children's clinical hospital No. 27 "Aybolit" is presented in this article information about future experts of nurse business of professional competences of preventive activity on the professional module "Carrying Out Preventive Actions".

Текст научной работы на тему «Опыт сотрудничества медицинского колледжа и детской клинической больницы в формировании профессиональных компетенций в профилактической деятельности»

УДК 377.5:614.21-053.2-084

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА И ДЕТСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.П. Смирнов1, А.К. Краснова1,О.А. Монова1, И.А. Мельгунова1, Л.Г. Лазарева2, В.А. Проскурякова2,

1ГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский базовый колледж»,

2ГБУЗ НО «Детская городская клиническая больница № 27 «Айболит», г. Н. Новгород

Смирнов Владимир Павлович - e-mail: [email protected]

На современном этапе развития отечественного здравоохранения возрастает необходимость модульно-компетентностных подходов к подготовке специалистов сестринского дела, при которых образовательным результатом обучения в медицинском колледже становится компетенция. Формирование профессиональных и общих компетенций по профессиональному модулю начинается при обучении студентов в кабинетах доклинической практики образовательного учреждения и продолжается на производственной практике в базовых лечебных учреждениях. В данной статье представлен опыт сотрудничества Нижегородского медицинского базового колледжа и детской клинической больницы № 27 «Айболит» в формировании у будущих специалистов сестринского дела профессиональных компетенций в профилактической деятельности на профессиональном модуле «Проведение профилактических мероприятий».

Ключевые слова: профессиональная компетенция, медицинский колледж, детская больница, сотрудничество, профилактическая деятельность.

At the present stage of development of domestic health care need of modular and competence-based approaches to training of specialists of nurse business at which competence becomes educational result of training in medical college increases. Formation of professional and general competences on the professional module begins when training students in offices of preclinical practice of educational institution and proceeds on work practice in basic medical institutions. Experience of cooperation of the Nizhny Novgorod medical basic college and children's clinical hospital No. 27 "Aybolit" is presented in this article information about future experts of nurse business of professional competences of preventive activity on the professional module "Carrying Out Preventive Actions".

Key words: рrofessional competence, medical college, children's hospital, cooperation, preventive activity.

На современном этапе развития отечественного здравоохранения возрастает необходимость модульно-компетентностных подходов к подготовке специалистов

сестринского дела. Это стало ведущей особенностью Федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения для ССУЗов [1]. Профессиональная

компетенция - образовательный результат, выражающийся в способности действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности. Наряду с этим, в новом ФГОС среднего профессионального образования по специальности 060501 «Сестринское дело» большое внимание уделено подготовке медицинских сестёр к профилактической дея-

тельности, в том числе в области педиатрии. Это совпадает с глобальной концепцией Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. и с одним из главных направлений Программы развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. [2, 3].

Вышеизложенное предполагает дальнейшее совершенствование взаимодействия средних медицинских образовательных организаций и лечебных учреждений педиатрического профиля, особенно на этапе производственной практики. Производственная практика по специальности профессионального модуля ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» организована в нашем медицинском колледже

Современное

медицинское образование

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

впервые, в соответствии с ФГОС и подготовленной преподавателями колледжа рабочей программой.

Целью производственной практики является подготовка будущих медицинских сестер к самостоятельной трудовой деятельности по проведению профилактических мероприятий. Она проводится после цикла теоретических и практических занятий междисциплинарных комплексов (МДК) «Здоровый человек и его окружение», «Основы профилактики», «Сестринское дело в системе первичной медикосанитарной помощи населению» в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденных в качестве баз практики. Педиатрическая часть практики осуществляется в поликлинических отделениях детских лечебно-профилактических учреждений, которые являются основным звеном в службе охраны здоровья ребёнка. Одним из таких отделений является детская поликлиника ГБУЗ НО ДГКБ № 27 «Айболит».

Общее руководство работой студентов во время производственной практики по профилю специальности (ППС) в лечебно-профилактическом учреждении осуществляется главной медицинской сестрой, непосредственное - старшей медицинской сестрой поликлинического отделения ГБУЗ НО ДГКБ № 27. Однако в этом процессе принимает участие весь средний медицинский персонал данного подразделения.

В соответствии с программой ППС в течение 6 дней студенты работают с участковой службой педиатрического отделения, в прививочном кабинете, в кабинете «Здорового ребёнка», в регистратуре. Студенты в качестве помощника участковой медицинской сестры педиатрического отделения во время приёма педиатра проводят антропометрию детей, определяют группы здоровья, выявляют факторы риска развития заболеваний, участвуют в сестринском оформлении медицинской документации, необходимой для осуществления профилактической работы и диспансеризации на территориальном участке детской поликлиники. Обязателен патронаж к здоровому ребёнку первого года жизни. Всё это является необходимым условием освоения видов работ, отражающих профилактическую деятельность участковой медицинской сестры в соответствии с «Квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения» Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [4].

По итогам ежедневной работы под консультативным контролем участковых медицинских сестёр практиканты заполняют дневник практики, готовят учебные карты сестринского профилактического осмотра пациента педиатрического профиля. В этих картах представлены данные сестринского обследования здорового ребёнка с выявленными актуальными или потенциальными проблемами, связанными с его здоровьем, и план ухода за маленьким пациентом с учётом выявленных проблем, включающий индивидуальные мероприятия по неспецифической и специфической профилактике. Приобретение знаний и умений, формирование практического опыта по специфической профилактике инфекционных заболеваний продолжаются во время работы студентов в качестве помощника медицинской сестры прививочного кабинета.

В кабинете «Здорового ребёнка» студенты знакомятся с функциональными обязанностями медицинской сестры

этого кабинета, его оснащением и документацией, готовят памятки и презентации для обучения родителей принципам

здорового образа жизни ребёнка и его семьи, что отражает современную парадигму профилактической педиатрии в

нашей стране. В регистратуре в качестве помощника медицинского регистратора практиканты продолжают освоение ведения и хранения медицинской документации детской поликлиники.

Следует отметить благоприятные, максимально приближенные к практической действительности условия, создаваемые персоналом этой детской поликлиники для формирования у студентов практического опыта проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода за здоровыми детьми.

Во время производственной практики по профилю специальности происходит дальнейшее формирование 13-14 общих компетенций и трёх профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Степень освоения студентами общих и профессиональных компетенций оценивается сотрудниками детской поликлиники и методическим руководителем ППС - преподавателем колледжа по непосредственному выполнению ими профессиональных видов деятельности, по ведению дневника практики, по участию практикантов в жизни производственного коллектива и отражается в характеристике, выдаваемой каждому студенту в конце производственной практики. Окончательная оценка уровня освоения компетенций на всех этапах модуля происходит на дифференцированном зачете по ППС, где демонстрируются итоги проделанной на ППС работы, и на междисциплинарном комплексном экзамене, проводимом в колледже. Анализ результатов этих видов аттестации, полученных студентами после ППС на базе практики, свидетельствует о достаточно высоком уровне освоения профессиональных компетенций.

Таким образом, совместная работа коллектива нижегородского медицинского базового колледжа и персонала поликлинического отделения детской клинической больницы № 27 «Айболит» способствует формированию профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущих специалистов сестринского дела, что является одним из важных факторов становления медицинских работников, способных оказывать качественную профилактическую помощь детям. ^

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060501 «Сестринское дело». 2009. 59 с.

2. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы.

3. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.