Ольга БЫЗОВА
ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ 1990-Х ГГ.
(на примере г. Москвы)
В статье рассмотрены формы и опыт взаимодействия Государственной Думы с местными органами управления образовательными учреждениями в 1990-е гг. на примере г. Москвы.
The article considers the forms and experience of coopération of the State Duma with the local authorities of educational institutions in 1990s on the example of Moscow.
Ключевые слова:
образование, Государственная Дума, депутат, реформирование, модернизация, закон, законопроект; education, State Duma, deputy, reform, modernization, law, draft law.
Основной задачей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с момента избрания первого созыва депутатов 12 декабря 1993 г. стало создание законодательной базы для функционирования и поступательного развития всех сфер жизнедеятельности. В 1990-х гг. в России происходила смена модели общественного развития, что потребовало кардинального реформирования экономики и социально-политической системы, в т.ч. и образования. Вопросы, связанные с образовательной сферой, касаются каждого гражданина, поэтому реформированию российского образования в 1990-х гг. депутаты Госдумы уделяли самое пристальное внимание.
Деятельность Госдумы по модернизации системы образования включает: принятие законов, обсуждение актуальных проблем образовательной сферы с представителями правительства РФ в рамках «Правительственного часа», организацию и проведение парламентских слушаний, работу соответствующего комитета Госдумы по подготовке законопроектов в области образования, депутатские запросы по конкретным проблемам образования, организацию круглых столов, семинаров, конференций, проведение выездных заседаний комитетов и комиссий Госдумы в субъектах РФ, контакты с избирателями, взаимодействие с органами управления образованием на местах.
Анализ исторического опыта сотрудничества Госдумы с региональным органом управления образованием г. Москвы в 1990-х гг. может быть полезен и на современном этапе общественного развития.
Сотрудничество законодателей с представителями региональных органов управления образованием стало устанавливаться с начала деятельности Государственной Думы. Рассмотрим формы и опыт такого сотрудничества на примере г. Москвы. Прежде всего следует отметить, что депутаты Госдумы активно привлекали сотрудников Московского департамента образования для конкретной работы по подготовке законопроектов, касающихся образовательной сферы. Так, в декабре 1994 г. Комитет Госдумы по безопасности
БЫЗОВА
Ольга
Михайловна — к.и.н., доцент кафедры истории и культурологии Московского госуЛарствсиного строитеиьного университета [email protected]
разрабатывал проект закона «О государственной поддержке и деятельности детско-подростковых клубов и центров». Депутат Т. И. Булгакова от имени комитета обратилась к мэру г. Москвы с просьбой рассмотреть вопрос о гарантированном закреплении за детскими клубами и центрами используемых ими помещений, финансировании их деятельности через создаваемые окружные управления Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы либо соответствующие управления Департамента образования, Комитета по культуре. В ответе Московского департамента образования была выражена готовность к сотрудничеству в сфере реализации программ по защите и поддержке детей и представлены предложения, которые были учтены депутатами Госдумы при доработке законопроекта1. В январе 1995 г. в план законодательной работы комитета Госдумы по образованию, культуре и науке был внесен проект закона «О развитии системы негосударственного образования», создана и утверждена рабочая группа под руководством депутата Л.В. Бабух.
В феврале 1995 г. состоялось расширенное заседание Комитета Госдумы по образованию, культуре и науке под руководством его председателя Л.П. Рожковой для обсуждения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании”». В нем приняли участие председатель Московского департамента образования Л.П. Кезина и заместитель председателя Л.Е. Курнешова2.
Одной из форм активного сотрудничества депутатов Госдумы с региональными органами управления образованием стало приглашение их представителей для участия в парламентских слушаниях. Так, 23 апреля 1997 г. на парламентских слушаниях, организованных Комитетом Госдумы по делам национальностей под председательством депутата В.Ю. Зорина, на тему: «Национальный вопрос в Российской Федерации: поиски, иллюзии, возможности» с докладом «О развитии национального образования в Москве» выступила начальник отдела международных, межрегиональных связей и национального образования Московского департа-
1 Центральный архив города Москвы (ЦАГМ), ф. 528, оп. 1, д. 4707, л. 53-54.
2 Там же, д. 4706, л. 1-48.
мента образования В.Г. Ушакова. 21 октября 1997 г. состоялись парламентские слушания «О положении русского языка, культуры и образования в государствах
— участниках СНГ и государствах Балтии и мерах по их поддержке со стороны государственных органов и общественности Российской Федерации». По приглашению Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками и его председателя депутата Г. И. Тихонова на слушаниях с докладом выступил заместитель председателя Департамента образования г. Москвы Г.Д. Кузнецов3. 3 ноября 1998 г. Комитетом Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи во главе с председателем
А.В. Апариной были организованы парламентские слушания на тему: «Наркомания в России среди детей и молодежи», в которых приняла участие группа сотрудников Московского департамента образования.
Важным направлением деятельности депутатов Госдумы по выработке концепции реформирования российского образования стала подготовка и проведение ряда мероприятий с участием представителей педагогического сообщества, на которых обсуждались правовые, социально-психологические, нравственные задачи образования и воспитания детей и подростков. Так, были организованы: конференция «Негосударственное образование в России» в рамках подготовки соответствующего законопроекта; круглый стол «Светское и религиозное образование: проблемы синтеза» в рамках соблюдения закона РФ «О свободе вероисповеданий», принципа светскости государственной системы образования и воспитания; научно-практическая конференция «Методологическая педагогика: формирование и развитие» и др.4 11 октября 1997 г. председатель Московского департамента образования Л.П. Кезина получила от депутата Госдумы М.И. Глущенко для ознакомления и анализа предложения по подготовке кадров и повышению качества управления регионами, министерствами, ведомствами и учреждениями на основе перспективной Концепции общественной безопасности России. В ответном письме от 5 ноября 1997 г. говорилось, что Московский департамент образова-
3 Там же, д. 4808, л. 8—187.
4 Там же, д. 4706, л. 74—76.
46
ВЛАСТЬ
2011 '1 0
ния рассмотрел проект Концепции. Идея совершенствования безопасности России на базе обновления системы образования была названа своевременной и заслуживающей внимания. Все документы и материалы было рекомендовано представить в Правительственную комиссию по реформированию национального образования. 23 декабря 1997 г. заместитель председателя Московского департамента образования Л.Е. Курнешова по приглашению профильного комитета Госдумы, подписанному заместителем председателя комитета депутатом О.Н. Смолиным, приняла участие в заседании Общественного совета по образованию при Комитете Госдумы по образованию и науке и представила предложения по вопросу «О концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации»1.
Действенной формой взаимодействия депутатов Госдумы с местными органами управления образованием стал депутатский запрос, который составляется, как правило, на основе обращений избирателей или публикаций в средствах массовой информации. Депутаты Госдумы систематически обращались в органы управления образованием на местах и, в частности, в Московский департамент образования, в правительство Москвы с предложениями об организации сотрудничества по проведению патриотического, нравственного воспитания молодежи, мероприятий к знаменательным и памятным датам, восстановлению и созданию в школах музеев славы, приведению в порядок воинских захоронений и др.2
Значительное место в работе депутатов занимала переписка с Московским департаментом образования по вопросам аренды помещений тем или иным учреждением образования, открытия новых учебных заведений, приобретения оборудования и учебных пособий, возможности использования и экспертизы методик обу-
1 Там же, д. 4808, л. 202—253.
2 Там же, д. 4706, л. 43—45.
чения, приема школьников в общеобразовательные учреждения и др.
Таким образом, за время работы Госдумы в 1990-х гг. в переписке с органом управления образованием г. Москвы по различным вопросам обучения и воспитания учащихся, подготовки законопроектов в области образования приняли участие депутаты А.В. Апарина, Н.П. Астафьев, Л.В. Бабух, В.В. Борщев, А.П. Брагинский, Т.И. Булгакова, А.И. Генералов, М.К. Глубоковский, М.И. Глущенко, Ю.С. Гусман, К.Ф. Затулин, В.Ю. Зорин,
В.В. Игрунов, Г.И. Климантова, Е.Ф Лахова., М.Я.Лемешев,
Т.И. Лета, В.Н. Лотков, В.Н. Лысенко, И.И. Мельников, А.А.Осовцов, Т.В. Плетнева,Л.П. Рожкова,О.Н. Смолин, Г.И. Тихонов, Т.П. Токарева, Г.А. Томчин, А.В. Федулова, И.М. Хакамада, Е.Е. Чепурных.
Проведенный анализ показал, что к сложившимся и подтвердившим свою эффективность формам сотрудничества Госдумы с местными органами управления образованием можно отнести:
— привлечение их представителей к участию в подготовке законопроектов в составе рабочих групп;
— приглашение к обсуждению концептуальных основ реформирования образования и вопросов молодежной политики в рамках парламентских слушаний;
— организацию и проведение совместных конференций, круглых столов по актуальным проблемам развития образования;
— депутатские запросы;
— переписку в связи с обращениями избирателей.
Накопленный опыт создания устойчивой обратной связи Госдумы с органом управления образованием г. Москвы в условиях масштабных реформ 1990-х гг. может быть использован в ходе современного этапа модернизации образовательной сферы при обсуждении и принятии нового закона «Об образовании в Российской Федерации», призванного заменить действующие законы.