ОПЫТ СОДРУЖЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОЛИСИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА
Васильева Г.В., Гребенева Г.Н., Швецова Н.В., Стафеев В.Ф., Полищук И.Я.
Лицей № 13, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия»,
Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
Работа строится на основе договора о сотрудничестве между Роспотребнадзором, ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», медицинским факультетом Петрозаводского государственного университета и Кукковским полисистемным образовательным округом. Подобное направление работы вписывается в задачи, которые были сформулированы Главным государственным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко на Х Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей. В частности, обращено внимание на негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Много упреков высказано в адрес современной школы. Отмечены увеличение суммарной учебной нагрузки, широкая компьютеризация обучения. Центром гигиены было проведено исследование компьютерных классов. Установлено, что напряжение электромагнитного поля, плотность магнитного потока на рабочих местах учащихся, напряженность электростатического поля на экранах видеомониторов в компьютерных классах соответствуют гигиеническим требованиям. Уровень же искусственного освещения на отдельных рабочих местах несколько ниже требуемой величины. Одновременно в учебных комнатах определялась концентрация формальдегида, которая была на момент обследования в пределах допустимого уровня. Оценка бактериального состава воздуха показала превышение допустимых уровней к 4-5 урокам. Проблемой остается соблюдение гигиенических требований при работе на ПК в домашних условиях. По нашим данным, у 96% учащихся дома имеются персональные компьютеры, в том числе у 90% они находятся в личном пользовании. На наличие гигиенического сертификата на них указали только 12% опрошенных. Только 40% учащихся знакомы в полной мере с гигиеническими требованиями при работе на компьютере. Общая продолжительность работы на компьютере дома составляла 4-8 часов у 28% учащихся в будние дни и 60% в выходные, и только небольшая часть времени (16,0%) посвящалась учебе. Таким образом, деятельность по обеспечению максимального нивелирования влияния факторов компьютера планируется как важное направление совместной работы. Наряду с оценкой качества работы школьной столовой Республиканским Центром гигиены и эпидемиологии, медицинским факультетом периодически проводится анкетный опрос, изучение уровня алиментарно-зависимых заболеваний и оценка пищевого статуса. За последние годы уровень теоретических знаний о связи питания с состоянием здоровья значительно возрос. Так, 99,9% опрошенных отметили связь питания и состояния желудочно-кишечного тракта. Больше половины опрошенных (62,5%) указали на влияние полноценного питания на самочувствие и работоспособность. Таких учащихся за последние три года увеличилось почти на 10%. Однако, только 52,5% опрошенных отметили, что они относительно регулярно употребляют фрукты. Подавляющее большинство (82,5%) удовлетворены ассортиментом и качеством блюд в школьной столовой. Примерно на том же уровне остался показатель частоты приема завтрака дома. К тем, кто принимает завтрак дома «всегда» или «как правило» относится 72,5% учащихся. Ежедневно завтракают в школьной столовой 50,0% мальчиков и 30 % девочек. К сожалению, в рейтинге блюд завтрака, первое место как дома, так и в школьной столовой занимают чай и бутерброды. Отрадно отметить, что в составе домашнего завтрака чаще используются молочные продукты и каши. Остается небольшой процент учащихся, которые регулярно употребляют мясные и рыбные блюда. Несмотря на то, что 92,5% опрошенных считают, что они достаточно информированы в вопросах полноценного питания, значительный процент опрошенных по-прежнему руководствуются при выборе блюд вкусовыми пристрастиями. Особенно этим грешат девочки - 80% опрошенных. В системе социально-гигиенического мониторинга совместная работа по здоровье-сбережению в ближайшем времени будет проводиться в плане обеспечения гигиенического сопровождения учебного процесса и создания безопасной образовательной среды как для учащихся, так и для учителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва