Научная статья на тему 'Опыт синтеза реального и виртуального в жанре AR-оперы «Любовь к трем цукербринам» Константина Комольцева'

Опыт синтеза реального и виртуального в жанре AR-оперы «Любовь к трем цукербринам» Константина Комольцева Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AR-опера / Комольцев / Исаакян / компьютерные технологии / реальный / виртуальный / сценический мир. / AR-opera / Komoltsev / Isahakyan / computer technology / the real / the virtual / stage

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Артемова Евгения Георгиевна

Статья посвящена исследованию AR-оперы Константина Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина. Опера с ироничным названием, в котором соединены имена создателей Facebook, Марка Цукерберга, и Google, Сергея Брина, представляет пример обновления жанра путем внедрения в него передовых компьютерных технологий: традиционные средства живого театра соединены с новыми компьютерными и визуальными системами — это технологии добавленной (AR) и виртуальной (VR) реальности, динамические голограммы, компьютерно-синтезированный звук. Родившаяся из идеи создания футуристической сценической трилогии «Я, робот» о взаимоотношениях человека и искусственного интеллекта, опера стала первой частью этой трилогии, во вторую и третью вошли балет «Двухсотлетний человек» по роману Айзека Азимова и компьютерная драма «О-Н-А» по фильму Спайка Джонза. Метод музыкально-теоретического анализа сочинения показал, что язык оперы, продиктованный ее идеей, эклектичен и интертекстуален: в музыкально-стилистическом миксте преобладает медитативная, сонорная и конкретная музыка, в которую проникают хорал и рэп, спектрализм и радиоджинглы. Сюжет, разворачивающийся в 11 картинах, складывается словно из «пикселей» привычного и компьютерного мира, между которыми практически невозможно провести границу. Сценический язык, ставший неотъемлемой частью этого сочинения, неординарен и технологичен. Версия трансформированной многоплановой реальности, созданная Георгием Исаакяном, связывает воедино обрывки линейной истории отдельных людей и фрагменты захватившего их сознание виртуального мира, который можно рассмотреть только с помощью специальных планшетов. Эпизоды этой множественной реальности переключаются в клиповом режиме, в котором появляются жрецы и мифологические существа, герои известных компьютерных игр и реальные люди. Сделан вывод, что «Любовь к трем цукербринам» — первый опыт в жанре AR-оперы, в которой реальные персонажи взаимодействуют с виртуальными, а компьютерные технологии не только являются средством создания сценического образа, но проникают в суть оперной драматургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of synthesizing the real and the virtual in the genre of the AR-opera “The Love for the Three Zuckerbrins” by Konstantin Komoltsev

The article studies the AR-opera “Love for the Three Zuckerbrins” by Konstantina Komoltse-va based on the novel by Victor Pelevin. The opera with an ironic title, which combines the names of the creators of Facebook, Mark Zuckerberg, and the one of Google, Sergey Brin, is an example of a renewal of the genre. (VR) reality, dynamic holograms, computer-synthesized sound. Traditional means of live theater are combined here with new computer and visual systems, namely, augmented (AR) and virtual (VR) reality technologies, dynamic holograms, and computer-synthesized sound. Born from the idea of creating a futuristic stage trilogy “Me, the robot” about the prohibi-tions of man and artificial intelligence, the opera became the first part of this trilogy; the second and third included the ballet “Bicentennial Man” based on the novel by Isaac Asimov and the com-puter drama “O-N-A” (‘her’). based on the film by Spike Jonze. The method of musical theoretical analysis of the work showed that the language of the opera, dictated by its ideas, is eclectic and intertextual: the musical-stylistic mix is dominated by medita-tive, sonorous and concrete music, into which chorale and rap, spectralism and radio jingles pene-trate. The plot, unfolding in 11 films, consists of “pixels” of the familiar and computer worlds, be-tween which it is almost impossible to draw a boundary. The stage language that became the con-sole part of this work is extraordinary and technological. The version of transformed multidimen-sional reality, created by Georgy Isaakyan, connects single fragments of the linear history of indi-vidual people and fragments of the virtual world that has captured their consciousness, which can only be configured using special tablets. Episodes of this multiple reality are switched in clip mode, in which priests and mythological creatures, heroes of famous computer games and real people are created. It is concluded that “The Love for the Three Zuckerbrins” is the first experience in the AR-opera genre, in which real characters interact with virtual ones, and computer technology not only creates a stage image, but also penetrates into the essence of operatic dramaturgy.

Текст научной работы на тему «Опыт синтеза реального и виртуального в жанре AR-оперы «Любовь к трем цукербринам» Константина Комольцева»

Музыкальное, хореографическое и театральное искусство

DOI 10.24412/2411-0795-2025-1-155-168 УДК 782 ББК 85.3

ОПЫТ СИНТЕЗА РЕАЛЬНОГО И ВИРТУАЛЬНОГО В ЖАНРЕ AR-ОПЕРЫ «ЛЮБОВЬ К ТРЕМ ЦУКЕРБРИНАМ» КОНСТАНТИНА КОМОЛЬЦЕВА

Е.Г. АРТЕМОВА

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226 г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1, Россия E-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию AR-оперы Константина Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина. Опера с ироничным названием, в котором соединены имена создателей Facebook, Марка Цукерберга, и Google, Сергея Брина, представляет пример обновления жанра путем внедрения в него передовых компьютерных технологий: традиционные средства живого театра соединены с новыми компьютерными и визуальными системами — это технологии добавленной (AR) и виртуальной (VR) реальности, динамические голограммы, компьютерно-синтезированный звук.

Родившаяся из идеи создания футуристической сценической трилогии «Я, робот» о взаимоотношениях человека и искусственного интеллекта, опера стала первой частью этой трилогии, во вторую и третью вошли балет «Двухсотлетний человек» по роману Айзека Азимова и компьютерная драма «О-Н-А» по фильму Спайка Джонза.

Метод музыкально-теоретического анализа сочинения показал, что язык оперы, продиктованный ее идеей, эклектичен и интертекстуален: в музыкально-стилистическом миксте преобладает медитативная, сонорная и конкретная музыка, в которую проникают хорал и рэп, спектрализм и ра-диоджинглы.

Сюжет, разворачивающийся в 11 картинах, складывается словно из «пикселей» привычного и компьютерного мира, между которыми практически невозможно провести границу. Сценический язык, ставший неотъемлемой частью этого сочинения, неординарен и технологичен. Версия трансформированной многоплановой реальности, созданная Георгием Иса-акяном, связывает воедино обрывки линейной истории отдельных людей и фрагменты захватившего их сознание виртуального мира, который можно рассмотреть только с помощью специальных планшетов. Эпизоды этой множественной реальности переключаются в клиповом режиме, в котором появляются жрецы и мифологические существа, герои известных компьютерных игр и реальные люди.

Сделан вывод, что «Любовь к трем цукербринам» — первый опыт в жанре AR-оперы, в которой реальные персонажи взаимодействуют с виртуальными, а компьютерные технологии не только являются средством создания сценического образа, но проникают в суть оперной драматургии.

Ключевые слова: AR-опера, Комольцев, Исаакян, компьютерные технологии, реальный, виртуальный, сценический мир.

EXPERIENCE OF SYNTHESIZING THE REAL AND THE VIRTUAL IN THE GENRE OF THE AR-OPERA "THE LOVE FOR THE THREE ZUCKERBRINS" BY KONSTANTIN KOMOLTSEV

E.G. ARTEMOVA

State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Moscow City Pedagogical University" 129226 Moscow, 2nd Selskokhozyaystvenny proezd, 4, bldg. 1, Russia

The article studies the AR-opera "Love for the Three Zuckerbrins" by Konstantina Komoltse-va based on the novel by Victor Pelevin. The opera with an ironic title, which combines the names of the creators of Facebook, Mark Zuckerberg, and the one of Google, Sergey Brin, is an example of a renewal of the genre. (VR) reality, dynamic holograms, computer-synthesized sound. Traditional means of live theater are combined here with new computer and visual systems, namely, augmented (AR) and virtual (VR) reality technologies, dynamic holograms, and computer-synthesized sound.

Born from the idea of creating a futuristic stage trilogy "Me, the robot" about the prohibi-tions of man and artificial intelligence, the opera became the first part of this trilogy; the second and third included the ballet "Bicentennial Man" based on the novel by Isaac Asimov and the com-puter drama "O-N-A" ('her'). based on the film by Spike Jonze.

The method of musical theoretical analysis of the work showed that the language of the opera, dictated by its ideas, is eclectic and intertextual: the musical-stylistic mix is dominated by medita-tive, sonorous and concrete music, into which chorale and rap, spectralism and radio jingles pene-trate.

The plot, unfolding in 11 films, consists of "pixels" of the familiar and computer worlds, be-tween which it is almost impossible to draw a boundary. The stage language that became the con-sole part of this work is extraordinary and technological. The version of transformed multidimensional reality, created by Georgy Isaakyan, connects single fragments of the linear history of indi-vidual people and fragments of the virtual world that has captured their consciousness, which can only be configured using special tablets. Episodes of this multiple reality are switched in clip mode, in which priests and mythological creatures, heroes of famous computer games and real people are created.

It is concluded that "The Love for the Three Zuckerbrins" is the first experience in the AR-opera genre, in which real characters interact with virtual ones, and computer technology not only creates a stage image, but also penetrates into the essence of operatic dramaturgy.

Keywords: AR-opera, Komoltsev, Isahakyan, computer technology, the real, the virtual, stage

Опера сегодня — жанр, испытывающий серьезные метаморфозы. Композиторская практика в этом жанре чрезвычайно разнообразна, и можно постоянно наблюдать за появлением новых форматов жанра. В новейшем исследовании Г.В. Заднепров-ской, посвященном изучению структуры и функционированию современной оперы, автор предпринимает попытку ее типологии, вводя понятие альтернативной оперы — им обозначены «сочинения, не обнаруживающие типовых признаков жанра (или обнаруживающие их отчасти), однако при этом названные самими авторами "оперой" или позиционируемые в этом качестве» [3, с. 41]. К образцу альтернативной оперы можно отнести AR-оперу «Любовь к трем цукербринам» екатеринбургского композитора Константина Комольцева по одноименному роману Виктора Пелевина (2014), представляющей образец радикально нового формата оперы.

Опера создавалась в 2021-2022 гг. специально по заказу художественного руководителя ДМТ им. Н.И. Сац Г.Г. Исаакяна, инициировававшего постановку на сцене своего театра оперы

по роману-антиутопии. Это первый опыт перенесения сюжетов Пелевина в музыкальный театр.

Работа над оперой шла от начала до конца в сотворчестве с драматургом-либреттистом и режиссером. Имя либреттиста закодировано в аббревиатуре М.Д. и по сей день не разглашается (это своеобразная часть интриги в пелевинском духе). Композитором был приглашен Константин Комольцев, в биографии которого это первый опыт написания оперы.

Процесс создания сочинения как заказа театра для особого рода постановки обусловил специфику музыкальной партитуры и драматургии в синтезе со сценическим замыслом, в котором передана основная проблемная идея романа Пелевина. Это идея, волнующая сегодня многие умы, — о взаимоотношении человека и искусственного интеллекта. Она не только легла в основу оперы Комольцева, но нашла отражение в целой футуристической сценической трилогии «Я, робот», задуманной Г. Исаакяном, на постановку которой театр получил эксклюзивное право на 8 лет. В трилогию вошли также компьютерная драма «О-Н-А» по фильму Спайка Джонза и балет-голограмма «Двухсотлетний человек» по роману Айзека Азимова (на музыку Габриэля Прокофьева).

Сочинение оперы «Любовь к трем цукербринам» заняло около полутора лет, премьера на Малой сцене Детского музыкального театра им. Н.И. Сац состоялась в июне 2022 г.

Поскольку одним из «персонажей» оперы является собирательный образ искусственного интеллекта, то режиссерский замысел был направлен на то, чтобы передать это в музыке и в сценическом действии, что вызвало к жизни нетрадиционные музыкальные средства и привело к трансформации привычной сценической реальности оперы с помощью компьютерных технологий. Сегодня компьютерные технологии на оперной сцене нередки, но в опере Комольцева они играют особенную роль, не только становясь частью создания художественного образа, а проникая в самую суть оперной драматургии, поскольку реальные герои взаимодействуют с виртуальными, и грань между ними, как и между реальным и виртуальным мирами, весьма

условна. Учитывая эти особенности создания оперы, ее важно рассматривать именно в синтезе со сценической версией, которая была задумана изначально и повлияла на характер музыки.

В самом названии оперы, как и в названии романа Пелевина, содержится ироничное зерно: в главном объекте любви — цукербринах — соединены имена двух гигантов современной web-индустрии — создателей Facebook, Марка Цукерберга, и Google, Сергея Брина. Очевидна также аллюзия на известную фьябу Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», написанную по канонам commedia dell'arte со свойственной ей эстетикой масок, которая также заметна и в романе Пелевина, — эта пародийная театральная сказка послужила в свое время источником вдохновения для С. Прокофьева, написавшего одноименную оперу. В романе В. Пелевина и опере К. Комольцева в центре внимания — та же идея зависимости основного героя, только не от апельсинов, а от цукербринов, появляющихся в сценическом пространстве оперы Комольцева и постановки Исаакяна в виде тактильно неосязаемых, блестящих анимированных фиолетовых шаров (рисунок 1), которые можно разглядеть только с помощью специальной AR-технологии, т. е. дополненной реальности (augmented reality), представляющей анимированное SD-пространство сцены. Для «вхождения» в это анимированное пространство с цукербринами и подобными им фигурами на сцену необходимо навести планшет, который выдается зрителям вместе с инструкцией по пользованию перед входом в зал. На сцене появляется команда «Включите дополненную реальность», которая дублируется голосом Little sister — системы помощи, аналогичной Алисе, — и, наведя на сцену планшет, зритель может наблюдать возникающие трехмерные объекты — парящие голограммы и цифровых анимационных персонажей (рисунок 2), говорящих с реальными героями и имеющих свои оперные партии.

Если в начале экспозиции цукербринов они представлены подобно трем солнцам, сияющим в закатном небе, то в процессе развертывания сюжета выявляется, что это призрачные эманации сущностей из других миров, которые постепенно захватили чело-

веческий мир, чтобы отвлекать Человека от некой Цели, к которой тот двигался с древних времен, и в конечном счете взорвать этот мир через людей, потерявших себя в виртуальной реальности. Эту функцию — взрывать мир — выполняет трижды в опере персонаж по имени Бату Караев, маскирующийся в начале под разносчика еды из Яндекса, а затем под виртуальную жену Мерилин основного героя — системного администратора Кеши.

Рисунок 1 — Три цукербрина

Рисунок 2 — Анимированный персонаж Мэрилин и реальный

персонаж Кеша

Сюжеты Пелевина в целом отличает причудливо-искаженное и порой фантастическое сплетение сознательного и бессознательного, их стилистика близка сюрреализму в его постмодернистской версии, в которой соединяется несоединимое. В новом музыкально-театральном опусе стилистика тоже отвечает идеям постмодерна, и также в нем соединяется все, что на первый взгляд не может визуально соседствовать и звучать рядом: клубная музыка и хип-хоп, медитативная музыка и радиоджинглы, хорал и интеллектуальный рэп, сонористика и приемы гранулярного синтеза, дающие новые звукотембровые эффекты.

В основе сюжета романа и оперы — неординарная трактовка бытия, в которой сплетаются древний миф и уловки креа-тивщиков, реальность и виртуальность. Что есть Человек? Часть целевой аудитории или личность? Что есть мир? Рекламный ролик в планшете или великое живое чудо? Что есть мысль? Пинг-понговый мячик, которым играют маркетологи, или проявление свободной воли? Основные идеи оперы следуют сюжету первоисточника, поднимая вопросы интернет-зависимости, культа потребления, информационного рабства и терроризма.

Либретто передает основные тематические идеи и пласты романа, сгруппированные в 11 картинах в виде своеобразного краткого «сценария», который не отражает детальное содержание романа и укладывается в музыкальное действие общей продолжительностью 1 ч 25 мин.:

1. картина «Я Киклоп»

2. картина «Солдат на войне»

3. картина «Птица тройка»

4. картина «Взрыв»

5. картина «Великое таинство»

6. картина «Мир цукербринов»

7. картина без названия

8. картина «Подлинная реальность»

9. картина «Прощальная записка»

10. картина «Еще один взорванный мир»

11. картина «Наставления Киклопа»

Основа сюжета — антиутопичное будущее, где реалистичный персонаж, системный администратор Кеша большую часть времени пребывает в виртуальной реальности.

И в романе, и в опере основным приемом повествования является пародия, но если в романе больше сарказма и гротеска, то в опере и в спектакле больше легкого юмора и комизма. Сам композитор называет оперный сюжет «доброй сказкой», «доброй версией матрицы», относя свою оперу к жанру комической1. А с фильмом «Матрица» братьев Вачовски в этом сюжете возникают недвусмысленные параллели: в центре стоит та же дилемма: что лучше — жить в комфортной виртуальной иллюзии или в мрачной безрадостной реальности? Только вместо демонических машин, питающихся энергией человеческих тел, антагонистом и дьяволом-искусителем выступают соцсети.

Сюжет сложнее, чем линейная история про одного героя. Для неподготовленного слушателя, незнакомого с романом Пелевина и современными звуковыми технологиями, сочинение требует декодирования и осмысления. В трансформированной многоплановой реальности, картинки которой переключаются в привычном современнику клиповом режиме, участвуют и жрецы в одеждах монахов, и мифологические существа, напоминающее птиц, и герои известных компьютерных игр, и анимиро-ванные компьютерные персонажи, и реальные люди, живущие с виду привычной жизнью: системный администратор Кеша, радиоведущий Веня, три феминистки из радиопрограммы и народ.

Кеша начинает свой путь с иллюзии управления миром через компьютер, без которого он не мыслит своего существования, затем погружается в виртуальную реальность, в которой сознание уже сливается с героями из его компьютерного бытия, и анимационной помощник Ян Гузка вменяет ему в обязанности общение с такой же анимированный женой Мэрилин и посещение общественной фазы сна LUCID, которая отвечает за новости, встречи и

1 Материал с высказываниями композитора здесь и далее взят из личного интервью с ним автора статьи.

социальную жизнь. Но когда загрузка жены сбоит, а в LUCID ему становится скучно, управление виртуальной реальностью выходит из-под контроля — возникший вирус переключает из ожидаемого и желанного комфорта в ужас гибридной отравленной реальности, которую Кеша пытается исправить. А мелькнувшее на короткие миг блаженство вновь оказывается обманом.

Над всем этим создатели помещают высшую реальность, которая возникает в начале, середине и конце сюжета, имеющего арочную структуру. Именно из безграничных космических просторов высшей реальности появляется основная реальность оперы, и именно в них она растворяется в финале. Здесь же возникает главный рассказчик этой истории — некто Киклоп (по роману «технический спасатель мира») который «видит и слышит все». По либретто, это «человек с глазом на лбу, который висит в воздухе над сценой, паря в позе лотоса, и видит все варианты развития будущего одновременно. Он видит сразу во всех направлениях. Он слышит миллионы голосов одновременно, и когда он, как дирижер, заставляет некоторые голоса звучать потише, а некоторые становиться громкими, — возникает Мелодия, которая в данном случае то же самое, что и История» [4]. Из уст Киклопа звучат умозаключения, основанные на буддистских истинах: чтобы не погибать, достаточно «не отдавать игре иллюзий душу», быть здесь и сейчас, не отвлекаться «от великой цели» [Там же].

В романе Пелевина три мира. Первый — свиньи, которые охраняют Бога (постановщики оперы заменили этот образ на монахов); второй — птицы, являющиеся антагонистами первому миру. Первые два мира воюют между собой, делят мир. Третий мир — это люди, представляющие своеобразную разменную монету между первыми двумя мирами, подобно тому, как в фильме «Матрица» люди служат источником энергии для машин.

Композитор дал радикально отличные музыкальные характеристики этим трем мирам: монахи представлены одним аскетичным звуком «Оммм» — это своеобразная горизонталь партитуры, у птиц — сонористичный звуковой кластер (вертикаль). В этой музыкальной графике также выражено проти-

востояние двух миров. Миру людей композитор дает два типа характеристик: главный герой Кеша — условный Воццек, постромантический и потерянный персонаж, — умный, талантливый, неприкаянный молодой человек, не находящий себе в мире места. Он характеризован атональностью (рисунок 3).

Рисунок 3 — Фрагмент партии Кеши (картина 3)

В партитуру также введен собирательный персонаж — народ, наделенный классическим, гармоническим языком либо полиструктурными наложениями в изображении отдельных лиц. Пример последнего — одна из интереснейших сцен — сцена с феминистками в третьей картине: в ней все трое говорят свой, не связанный друг с другом текст, и в ансамбле образуется общая мелодия.

По замыслу режиссера и композитора, все анимирован-ные 3D-персонажи звучат в записи. В их создании также немало интересных и новаторских приемов. Партия электронного помощника Кеши Яна Гузки складывается из записи тенора, исполнившего отдельные звуки, из которых композитор создал электронную, кварто-квинтово-хроматическую партию, и основана на искусственно выведенном звуке без вибрато, как у робота (рисунок 4).

Гуз-ка Ян Гуз-ка из среп-кн пос-то-пен-по я прев-ра-тз- ся в не-за-ме-нн - мо-го по - ыощ-н)|-ка

Рисунок 4 — Фрагмент партии Яна Гузки (картина 6)

Еще один из самобытных фрагментов партитуры — дуэт Кеши и Бату в 9-й картине, где Бату признается, что он скры-

вался под маской Мерилин. Это драматургически узловой момент, в котором текст Бату раскрывает одну из ключевых интриг сюжета: «Святые Цукербрины нас захватили, войны идея принадлежит не мне. Я — лишь орудие, я пущенный в людей снаряд, борьба иллюзий внушена нам сверху, чтобы отвлечь всех нас от цели, для которой создан Вселенной человек. И не желая быть марионеткой неведомых нам сил, оружие сложил, войну оставил и скрылся под маской пышногрудой девы. И это знание — супружеский подарок на прощанье. Оставь иллюзии. Ведь в тот момент, когда ты даришь любовь пустому мельтешенью экранных электронов, ты забываешь о предназначенье, мой милый друг» [4]. В этом дуэте, где электронному тексту Бату отвечают «живые» короткие фразы Кеши, композитор применил новый прием гранулярного синтеза, созданный в ау-диоредакторе, где прописаны преобразования, в которых голос делился на микрогранулы (рисунок 5).

Рисунок 5 — Преобразование звука в микрогранулы в аудиоредакторе

Несколько звуковых гранул наслаиваются друг на друга и могут воспроизводиться с разной скоростью, фазой, громкостью и частотой — звук образуется в результате быстрого взаимодействия частоты повторения и частотных составляющих

гранул. Когда поет Кеша, голос Бату замирает и вытягивается, а его звуковысотность заполняется фрагментами живого голоса, приобретая высоту, переходя из речи в пение и словно бы немного «очеловечиваясь». Композитор поясняет: «Звук становится пластичным — его можно вытягивать, сжимать — в нем то больше рокота, то больше плавности».

Визуальная сценическая часть оперы весьма самобытно раскрывает идеи постановщиков: светящееся в полумраке большое экранное панно — центральный элемент сценографии, притягивающий к себе галогенные световые нити, — состоит из множества компьютерных экранов, на которых постоянно транслируется возникающая новая реальность, символично разбитая на массу мелких фрагментов (рисунок 6).

Рисунок 6 — Центральный элемент сценографии (сцена из спектакля, художник Денис Сезонов, фото Елены Лапиной)

AR-опера «Любовь к трем цукербринам» — это, несомненно, веха в музыкально-театральном мире. В результате этого уникального эксперимента возникнет новая театральная вселенная, где разные виды искусства — театр, литература, музыка — в сочетании друг с другом, новейшими технологиями, последними достижениями науки и 1Т-сектора дают некий маги-

ческий четвертый результат, в котором и содержатся ответы на важнейшие вопросы современности.

Опера стала спектаклем открытия Седьмого фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» и лауреатом Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «События. Дети». Спектакль производит сильный эффект новизной музыкального материала и сценического формата. Эффект со знаком «Плюс» или со знаком «минус» — решать зрителю, но такой спектакль заставляет задуматься о гуманистической и философской составляющих взаимодействия человека и компьютера, которое становится все плотнее и грозит все более непредсказуемыми последствиями.

Композитор и режиссер дают свою версию идей романа Пелевина, которая вполне соотносится с главным философским посылом антиутопии: «Кажется, сейчас исчезнет не только сон, но и тот, кто его видит. Но если его не будет, для кого тогда все кончится? Пробуждение было просто гипотезой, предполагавшей, что у происходящего может и должен быть счастливый конец, который обязательно будет началом для чего-то еще. Раньше оно, впрочем, так и случалось...» [5, с. 246].

Список литературы

1. Артемова Е.Г. Оперная постановка в Москве на современном этапе (обзор новых спектаклей сезона 2021/2022) // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2022. № 3 (42). С. 7-16.

2. Бояринцева А. Оперные постановки XXI века: игры на спорной территории. URL: https://www.operanews.ru/12110403.html (дата обращения 06.06.2024).

3. Заднепровская Г.В. Отечественный музыкальный театр рубежа XX-XXI вв.: в поисках обновления оперного жанра: дис. ... докт. искусствоведения: 5.10.3.

4. Любовь к трем цукербринам. Либретто к опере. Рукопись. Архив МДМТ имени Н.И. Сац. 2022.

5. Пелевин В. Любовь к трем цукербринам. М.: Эксмо, 2022.

448 с.

6. Цодоков Е. Визуализация оперы или типология оперной режиссуры. URL: https://www.operanews.ru/history55.html (дата обращения 05.06.2024).

7. Чепинога А. Проблемы интерпретации в режиссуре оперного спектакля на рубеже XX-XXI веков в России: специальность 17.00.01 «Театральное искусство»: дис. ... докт. искусствоведения. ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства — ГИТИС», 2018. 365 с.

References

1. Artemova Ye.G. Opernaya postanovka v Moskve na sovremen-nom etape (obzor novykh spektakley sezona 2021/2022). [Opera production in Moscow at the present stage (review of new performances for the 2021/2022 season)] // Uchenyye zapiski RAM imeni Gnesinykh. 2022. No. 3 (42). P. 7-16.

2. Boyarintseva A. Opernyye postanovki XXI veka: igry na spor-noy territorii [Opera productions of the 21st century: games in the disputed territory]. URL: https://www.operanews.ru/12110403.html (data obrashcheniya 06.06.2019).

3. Zadneprovskaya G.V. Otechestvennyy muzykal'nyy teatr rubezha XX-XXI vv.: v poiskakh obnovleniya opernogo zhanra [Domestic musical theater at the turn ofthe 20th — 21st centuries.: in search of updating the opera genre]: dis. ... dokt. iskusstvovedeniya: 5.10.3.

4. Lyubov' k trem tsukerbrinam [Love for three Zuckerbrins]. Libretto k opere. Rukopis'. Arkhiv MDMT imeni N.I. Sats. 2022.

5. Pelevin V. Lyubov' k trem tsukerbrinam [Love for three Zuckerbrins]. M.: Eksmo, 2022. 448 p.

6. Tsodokov Ye. Vizualizatsiya opery ili tipologiya opernoy rezhis-sury [Opera Visualization or Opera Directing Typology]. URL: https:// www.operanews.ru/history55.html (data obrashcheniya 05.06.2019).

7. Chepinoga A. V. Problemy interpretatsii a rezhissure opernogo spektaklya na rubezhe XX-XXI vekov v Rossii [Problems of Interpretation in Directing an Opera Performance at the Turn of the 20th — 21st Centuries in Russia]: special'nost' 17.00.01 «Teatral'noe iskusstvo»: dis. ... dokt. iskusstvovedeniya. FGBOU VO «Rossiyskiy institut te-atral'nogo iskusstva — GITIS», 2018. 365 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.