АГРАРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ОПЫТ РЕШЕНИЯ АГРАРНЫХ ПРОБЛЕМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КИТАЯ
А. Е. Шамин, ректор НГИЭИ, д.э.н., профессор;
Н. Г. Вождаева, к.э.н., зав. кафедрой «Организация и менеджмент» НГИЭИ
Аннотация. Китай - самая крупная аграрная страна в мире, где на селе проживает более 60 % населения. За 30-летний период аграрных реформ Китай значительно увеличил производство сельскохозяйственной продукции, повысил жизненный уровень населения и вышел на 4-е место в мире по экономической мощи. Опыт решения аграрных проблем в Китае имеет чрезвычайно важное значение для России, поскольку обе страны решают схожие задачи. В статье рассмотрены общие проблемы развития сельского хозяйства, положения стратегии перехода к рынку, виды государственного регулирования, предложены направления стимулирования развития конкурентоспособного производства в России.
Ключевые слова: эффективность, устойчивость, продовольственная безопасность, конкурентоспособность, инфраструктура, подрядное хозяйство.
Для России весьма полезно изучение опыта решения аграрных проблем и методологические уроки на примере Китая, поскольку обе страны фактически решают схожие задачи развития сельского хозяйства при переходе от административно-командной системы к рыночной. Несмотря на разные природно-климатические и демографи-
ческие условия, Россия и Китай имеют много общих проблем:
- необходимость резкого повышения экономической эффективности производства и конкурентоспособности аграрной продукции;
- обеспечения продовольственной безопасности
страны;
- преодоления глубоких диспропорций в темпах экономического роста промышленности и сельского хозяйства;
- сокращения разрыва в уровне доходов и качестве жизни городского и сельского населения;
- подъема и устойчивого развития аграрной экономики.
Китай - самая крупная аграрная страна в мире, где из 1,32 млрд. человек 800 млн. или более 60 % проживает на селе, и сельское хозяйство является основным источником их существования. Общественное и экономическое состояние Китая определяют два основных макроэкономических показателя: самое большое население в мире и недостаток пахотной земли. При доле населения 22 % от мирового она обладает всего лишь 7 % мировой пашни. Посевные площади Китая составляют около 130 млн. га, в среднем на одного жителя Китая приходится лишь 10 соток посевных площадей (3). В пригородах крупных городов на одного человека приходится 0,067 га пашни, а в некоторых провинциях - 0,04 га, что ниже критического уровня, определенного ФАО ООН в 0,053 га. Для сравнения, в России на одного занятого приходится от 15 до 40 га пахотной площади в зависимости от региона [1].
Как и в СССР, деревня в Китае длительный период отдавала значительную часть прибавочного продукта на общегосударственные цели, участвуя в создании мощного экономического потенциала страны. За 30-летний период
реформ, которые начались с аграрного сектора, Китай по экономической мощи вышел на 4-е место в мире; среднедушевой размер ВВП в целом по стране вырос почти в 10 раз и составил в 2007 г. 2360 долл. [1]. Уже в начале 2000 года страна достигла продовольственной самообеспеченности по основным группам продовольствия. По сравнению со средними показателями сельскохозяйственного производства за 1989-1991 годы индекс производства продовольствия в Китае в 2000 году составил 170,2 %, в то время как аналогичный показатель в США был равен 124 %. В России этот показатель составлял 60 %. Несмотря на высокий аграрный потенциал в России, уже в 1998 году производство пшеницы в Китае в 4 раза превышало таковое в РФ, производство мяса - почти в 12 раз [3]. В Китае была выбрана своеобразная тактика перехода к рыночным реформам: «переходить реку, нащупывая камни», которая предполагала использование преобразований, созиданий, развития при соблюдении осторожности и постепенности перехода. Разработанная и утвержденная на 3-м пленуме ЦК КПК в 1978 г. стратегия перехода к рынку состояла из следующих положений:
- семейное подрядное хозяйство - основная форма производственной деятельности в сельском хозяйстве на длительное время. Оно составляет первую, главную ступень двухступенчатой структуры коллективного хозяйства, увязывающей индивидуальное и коллективное хозяйствование;
- развитие многих типов и способов экономической деятельности при сохранении ведущей роли общественной (коллективной) собственности на основные средства производства;
- сохранение принципа оплаты по труду как основной формы распределения доходов, допущение других источников доходов;
- развитие многоотраслевой структуры сельской экономики;
- развитие товарного производства и обращения, последовательное расширение сферы рыночного регулирования, оптимальное сочетание плана и рынка;
- признание необходимости и неизбежности дифференциации доходов в условиях развития товарного производства;
- политика помощи бедным районам;
- политика открытости внешнему миру;
- макрорегулирование - неотъемлемая составная часть системы рыночной экономики.
Эти положения новой экономической политики в китайской деревне были положены в основу стратегии сельской реформы и в основном все воплощены в жизнь. Положительная динамика Китая в развитии сельскохозяйственного производства обусловлена:
- разработкой эффективной стратегии обеспечения продовольственной безопасности и развития сельского хозяйства на основе государственного регулирования;
- внедрением в производство достижений мировой и отечественной науки, передовых технологий;
- введением для сельхозтоваропроизводителей налоговых и кредитных льгот, свободных экономических зон для иностранных инвестиций;
- введением гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию;
- привлечением для финансирования сельской экономики сбережений крестьян, выпуска государственных займов, создание Банка развития сельского хозяйства;
- разработкой мероприятий, направленных на сохранение сельскохозяйственных угодий, увеличение площади орошаемых земель, строительство гидротехнических сооружений;
- созданием в сельской местности социальноэкономических условий, развитие сельской инфраструктуры, борьба с бедностью.
Реализация этих мероприятий на основе грамотного государственного регулирования сельскохозяйственного производства коренным образом изменила ситуацию в сельском хозяйстве страны. В первую очередь усилия были направлены на увеличение производства зерна, как главной продовольственной культуры. Уже в 1997 году степень самообеспеченности по зерну составляла на уровне 94 %, а запас зерна находился в пределах 36 % от годового производства. В 2001 году по сравнению с 1950 годом урожайность зерновых выросла с 11,6 до 48,2 ц/га [3]. Для сравнения отметим, что в России урожайность зерновых в 2 раза ниже, только последние 2 года она превысила 20 ц, а в предыдущие 5 лет составляла чуть более 18 ц/га.
Особая роль в увеличении производства сельскохозяйственной продукции принадлежит государственному регулированию ценообразования на основные виды продовольствия. Для товаропроизводителей установлены гарантированные цены, которые значительно превышали уровень среднемировых. За годы реформ резко увеличилось финансирование сельской экономики Китая. За пятилетку 1998-2002 гг. бюджетные ассигнования составили около 408 млрд. юаней, что в два раза больше предыдущего пятилетия (3). Особая поддержка выделялась на расширение и строительство инфраструктуры села, которая осуществлялась за счет выпуска государственных займов. Большие объемы выполнены по реконструкции и строительству электросетей, государственных зернохранилищ, водоохранных объектов.
Для проведения политического курса государства в Китае в 1984 году созданы три основных «политических» банка, одним из которых является «Китайский банк разви-
тия сельского хозяйства» (КБРС). Он проводил строгую политику в области закупок зерна, хлопка и масличных, что позволило упорядочить управление финансовыми средствами фондов по закупке сельскохозяйственной продукции и создать системы резервов зерна и хлопка. За 1998-2003 гг. банк предоставил кредитов на сумму 918,7 млрд. юаней. Ставка возврата кредитов на закупку зерна, хлопка и масличных культур колебалась по годам на уровне 93-94 %. За семилетний период объем расходов на закупку сельскохозяйственной продукции вырос в 2,2 раза (табл.1) [1].
Таблица 1
Расходы на закупку сельскохозяйственной продукции
2000 2002 2003 2004 2005 2006
Объем расходов на закупку сельскохозяйственной продукции млрд. руб. 712,6 834,0 1048,3 1305,9 1489,8 1599,7
Составной частью аграрной политики Китая является сокращение разрыва в соотношении средних душевых доходов городского и сельского населения, которое остается еще довольно значительным. Однако динамика доходов показывает, что у крестьян в 2008 году по отношению к 2001 году среднедушевой чистый доход увеличился почти вдвое, а коэффициент Энгеля (доля продовольствия в потребительских расходах) снизился соответственно с 47,7 до 42,9 %, что говорит о повышении экономической доступности продовольствия для населения и, следовательно, о росте уровня продовольственной безопасности Китая в целом (табл.2) [1].
Таблица 2
Среднедушевой чистый доход крестьян, юани
2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Чистый среднедушевой доход, юани 2366 2622 2936 3255 3587 4140 4600
Коэффициент Энгеля 47,7 45,6 47,2 45,5 43,0 43,1 42,9
С 2004 года крестьянам стали выдавать прямые дотации на покупку сортовых семян, сельскохозяйственной техники и инвентаря. Отмена сельскохозяйственного налога и налога на специфическую продукцию облегчило налоговое бремя крестьян более чем на 70 млрд. ю.
Увеличение доходов крестьян позволило существенно улучшить их жилищные условия. Среднедушевая обеспеченность жилой площадью в 2006 году по сравнению с 1980 выросла с 8,1 кв.м. до 30,7 или в 3,8 раза, а объем жилищного строительства увеличился в 6,8 раза [1]. Проблемным вопросом для Китая является обеспечение населенных пунктов доброкачественной питьевой водой, ежегодно на эти мероприятия выделяются бюджетные средства, только в 2007 году дополнительно 32 млн. крестьян получили доступ к ней. Активно ведется строительство сельских автомобильных дорог, к 2020 году запланировано проложить 300 тыс. км.
В последние годы много сделано для повышения образовательного уровня сельской молодежи, число неграмотных среди молодежи и лиц среднего возраста снизилось с 20 % в 1990 году до 5 % в начале 21 века [3].
В 2008 году бюджетные ассигнования на поддержку сельского хозяйства и улучшение социальных условий жизни на селе составили в Китае 50 млрд. долл. США. Почти две пятых этой суммы выделено на переход
сельских школ к девятиклассному образованию. Чрезвычайно важной проблемой для Китая - страны с самым крупным населением в мире, является охрана пахотной площади.
Важная роль в законодательном обеспечении охраны земельных ресурсов в Китае принадлежит Закону КНР об управлении землей, который был принят в июне 1986 г., три раза пересматривался и с 2004 г. действует четвертый исправленный вариант этого Закона. Этот документ предусматривает охрану пахотных ресурсов страны, их классификацию, виды использования, а также меры наказания вплоть до уголовного за несоблюдение положений закона об охране земли и причинение ей ущерба.
Функции защиты основных сельскохозяйственных земель государство взяло на себя. Однако принятые меры не сразу дали положительные результаты, в начале XXI века в стране наблюдался процесс постоянного сокращения площади пашни, что представляло большую угрозу для будущего страны. Значительные площади изымались под строительство, для решения экологических проблем, в результате стихийных бедствий и др. Начиная с 1999 по 2007 год общая величина сокращения пашни составила около 11 млн. га, особенно большие площади пашни изъяты в 2000 г. - 1,6 млн. га, 2002 - 2,0, 2003 - 2,9, 2004 -1,1 млн. га.
Первым и основным источником увеличения пахотных угодий является освоение целинных земель, площадь которых составляла 108 млн. га. За период 1999-2007 гг. было освоение более 2,5 млн. га этих земель. За год вводилось от 195,8 тыс. га в 2007 до 367 тыс. га - в 2006,
0,6 млн. га освоено за счет структурного упорядочения. В результате, чистое сокращение пашни удалось уменьшить с 2,5 млн. га в 2003 году до 40,7 тыс. га - в 2007 году [1]. В целях сохранения пахотных земель и всестороннего
выяснения их количественных характеристик в 2008 году в Китае приняты «Правила обследования земель», которые призваны организовать их рациональное использование, эффективную охрану, макроэкономический контроль для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Обследования земель проводятся каждые 10 лет по следующим направлениям: текущее изменение в землепользовании, изменение местоположения, площади и размещения, видов земель; принадлежность земель и изменения в области прав собственности и пользования землей; оценка природных качественных характеристик земель и их использование.
На решение земельных вопросов из центрального и местных бюджетов выделяются значительные средства. В Китае установлена директивная планка - 120 млн. га пахотных земель, которую ни при каких обстоятельствах не допустимо снижать. Наряду с мерами по защите своих пахотных угодий в 2008 году министерством сельского хозяйства принята программа, в которой предусмотрено увеличение производства продовольствия за счет скупки и аренды земли в других государствах. Подобные мероприятия уже осуществляются на Кубе и в Мексике, планируется развернуть эти работы в странах Латинской Америки и Африки, а также рассматривается в качестве потенциального арендодателя и Россия.
Ведущие китайские ученые считают, что сельское хозяйство Китая в перспективе не сможет обеспечить потребности населения в полном объеме продуктами питания, поэтому страна будет вынуждена искать дополнительные площади за границей, которые, скорее всего, будут обрабатываться китайскими сельхозрабочими.
Опыт обеспечения продовольственной безопасности Китая необходимо использовать в стратегии обеспечения продовольственной безопасности России. Их успех
обусловлен: наличием политической воли руководства страны, выбором соответствующего пути развития, искусством управления, опорой на науку при разработке концепций, программ и планов; использованием экспериментов, которые предшествовали широкому развертыванию реформ; соответствием выбранного пути интересам производителей. По мнению российского ученого-обществоведа Л. В. Никифорова, ИЭ РАН, причины разных результатов рыночных реформ в двух странах таковы:
«Социально-экономический прогресс в мире означает движение к общественным устройствам нового интеграционного типа, приходящим на смену предшествовавшим разновидностям капиталистических и огосударствленных систем. В целом в соответствии с этим определяющим вектором современного общественного развития идут трансформационные процессы в Китае. В России стратегия радикал-либералов, игнорировавшая происходящие перемены в содержании общественного развития и направленная на реанимацию в стране капитализма, породила новый глобальный общественный кризис, многие аспекты которого не преодолены до сих пор. В этом заложены основы различий в итогах развития двух стран в конце
XX - начале XXI в.» [1].
Китаю удалось относительно безболезненно, без резких спадов производства и уровня жизни миллиардного населения, осуществить переход к новой экономической системе, обеспечив последовательное наращивание экономического потенциала и повышение жизненного уровня населения, в том числе в деревне.
В последние годы мировая экономическая наука и финансовые круги Запада меняют представление о «свободном» рынке как механизме, наилучшим образом распределяющим ресурсы в процессе общественного производства. Многие известные экономисты считают, что пе-
риод существования так называемой «неолиберальной экономики» прошел, а ее базовые принципы, опирающиеся на «свободный рынок» и связанную с ним политику нерегулируемой экономики, себя не оправдали, требуют пересмотра и должны уступить место новой модели развития, исходящей из необходимости повышения роли государства в экономике страны; более того, роль правительства и роль рынка должны дополнять друга (1). Многолетний опыт реформ Китая и России полностью подтверждает этот вывод. Развитие сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности в Китае по-прежнему является приоритетным направлением национальной политики. В 2009 году, выступая на открытии второй сессии ВСНП 11 созыва с Докладом о работе правительства, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао сформулировал основные направления деятельности правительства в сфере развития сельского хозяйства, сельских территорий и повышения уровня жизни крестьян на 2009 и последующие годы. Основными действиями Китая по достижению поставленных целей являются:
- увеличение государственной поддержки сельского хозяйства, села и крестьянства. В 2009 году планируется выделить из центрального бюджета на эти нужды 716 млрд. юаней, что на 120,6 млрд. юаней, или на 20 % больше, чем в 2008 году;
- рост дотаций в сельском хозяйстве. Дотации из центрального бюджета страны составят 123 млрд. юаней, что на 20 млрд. юаней больше, чем в 2008 году. Продолжится рост прямых дотаций крестьянам-зернопроизво-дителям, увеличатся субсидии на покупку элитных семян. Кроме того, дотации на покупку сельхозмашин и инвентаря вырастут в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 9 млрд. юаней и составят 13 млрд. юаней;
- увеличение доходов крестьян посредством развития современных агрохозяйств, поддержания развития глубокой переработки сельхозпродукции, ее сбыта;
- дальнейшее развитие получит политика поддержки бедного населения. Более 40 млн. наиболее бедных крестьян получат государственную помощь;
- увеличение минимальных закупочных цены на зерно и сохранение рационального уровня цен на всю сельхозпродукцию в целом, что позволит повысить активность крестьян в развитии зернопроизводства;
- возрастут вложения в аграрную науку и технику, в распространение достижений научно-технического прогресса, инноваций в области сельского хозяйства, будет увеличен сервисный потенциал;
- урегулирование структуры производства в сельском хозяйстве с ориентиром на рыночный спрос. Поддержка производства наиболее важных и дефицитных видов сельхозпродукции. Упор на повышение качества, экономической эффективности и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в целом;
- улучшение благоустройства села посредством развития социальной и агропромышленной инфраструктуры. Ускорение строительства малых городов, наращивание мощи уездной экономики.
Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности в Китае с началом проведения реформ было выдвинуто на первый план. В короткие сроки удалось значительно нарастить объемы производства основных продуктов питания и обезопасить страну от угроз в продовольственной сфере. Это было достигнуто в первую очередь благодаря умелому государственному регулированию продовольственного рынка, значительной финансовой поддержке со стороны государства, широкомасштабному
внедрению в сельскохозяйственное производство передовых технологий, развитию сельской инфраструктуры, улучшению социально-экономических условий в сельской местности.
Государственная аграрная политика России, принимая во внимание опыт обеспечения продовольственной безопасности Китая, должна выстраиваться с учётом того, что страна отстаёт практически по всем показателям эффективности производства. Например, удой на одну корову в России более чем в 2 раза ниже, чем в Канаде, и почти в 2,5 раза ниже, чем в США, эффективность производства свинины в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Урожайность пшеницы в среднем по России также удручающе мала - приблизительно в полтора раза ниже, чем в Канаде, и в 4 раза ниже, чем в Г ермании. Стимулирование развития конкурентоспособного производства должно стать ведущим направлением деятельности государства в области поддержки АПК. Опыт Китая наглядно демонстрирует, как повышение эффективности производства способно повысить уровень продовольственной безопасности. Низкий уровень эффективности производства, техническая и технологическая отсталость отрасли делают продукцию более дорогой, что, в конце концов, отражается на конечном потребителе - населении страны, и ставит под угрозу экономическую доступность продовольствия, а значит, и обеспечение продовольственной безопасности страны в целом.
Стимулирование развития конкурентоспособного производства должно стать ведущим направлением деятельности государства в области поддержки АПК. Одним из вариантов поддержки может стать развитие аграрного консалтинга в России - создание консалтинговых центров в сфере внедрения передовых технологий аграрного бизнеса, исследовательских центров, которые будут заниматься поиском новых решений в области сельского хозяйства,
внедрением современных отечественных и зарубежных разработок в российское сельскохозяйственное производство. Чтобы данные услуги были востребованы на российском рынке, необходимо разработать и внедрить механизм субсидирования оплаты консалтинговых услуг, которые оказываются сельхозпроизводителям. Это поможет в короткие сроки значительно повысить эффективность производства, а значит, снизить себестоимость сельхозпродукции и сделать продукты питания отечественного производства более доступными для населения. Государственное субсидирование оплаты консалтинговых услуг, в свою очередь, привлечет в сферу аграрного консалтинга инвесторов и специалистов. Внедрение же системы эффективного аграрного консалтинга в России на первом этапе потребует привлечения зарубежных экспертов, специализирующихся в данной сфере, создания учебных центров для подготовки отечественных специалистов.
Литература
1. Аграрная проблема Китая (конец ХХ - начало
ХХ1 века) / Отв. ред. Л. Д. Бони [и др.]. - М.: ИДВ РАН, 2009. - 304 с.
2. Милосердов, В. В. Вот бы нам китайских реформаторов / В. В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. -№ 10. - С.2.
3. Плугов, А. Г. Опыт Китая в области обеспечения продовольственной безопасности и его возможное использование в России / А. Г. Плугов // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - № 5. - С. 82-85.
EXPERIENCE OF THE DECISION OF AGRARIAN PROBLEMS IN AN AGRICULTURE OF CHINA
A. E Shamin, the doctor of economic science, the professor;
N. G. Vozhdaeva, the docent of the chair «Ograniza-tion and management»
Annotation. China - the largest agrarian country in the world where on village lives more than 60 % of the population.
For thirty years period of agrarian reforms China significantly has increased manufacture of agricultural production, has raised a standard of life of the population and has left on 4 seat in the world on economic power. Experience of the decision of agrarian problems in China has extremely great value for Russia as both countries solve similar problems.
In article the general problems of progress of agriculture, position of strategy of transition to the market, types of state regulation are considered, directions of stimulation of progress of competitive manufacture in Russia are offered.
The keywords: efficiency, stability, food security, competitiveness, infrastructure, contract facilities.
СУЩНОСТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
М. Е. Голышев, к.э.н., докторант НГИЭИ
Аннотация. В статье дается оценка современной социально-экономической, экологической и демографической ситуации на селе. Рассмотрен опыт развития проблемных сельских территорий в развитых странах, основанный на инновационной стратегии развития. Предложены основные принципы управления инновационным развитием сельскохозяйственной территории, которые будут