УДК 338.43.02
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ
ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ3
И. В. Мищенко, А. В. Боровиков Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Рассмотрены некоторые итоги развития сельского хозяйства в Китае в контексте повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса Алтайского края. Россия и Китай имели примерно равные стартовые возможности. Сегодня опыт Китая является во многом показательным. Правительство проводит комплексную агарную политику, направленную на создание благоприятных условий для агропромышленных предприятий и инвесторов. Рассмотренные меры могут быть применены в России с целью повышения эффективности сельхозпроизводства.
Ключевые слова: сельское хозяйство, торговля, развитие, опыт, производство, эффективность, Китай.
AGRICULTURAL POLICY OF CHINA AND THE POSSIBILITIES OF ITS APPLICATION IN RUSSIA
I. V. Mishchenko, A. V. Borovikov
Altai State University (Barnaul, Russia)
This article examines the direction of China's agrarian policy. Despite the fact that Russia and China had roughly equal starting opportunities, today China's experience is largely indicative. The government is carrying out a comprehensive agrarian policy aimed at creating favorable conditions for agro-industrial enterprises and investors. The measures considered can be applied in Russia with the aim of increasing the efficiency of agricultural production
Keywords: agriculture, trade, development, experience, production, efficiency, China.
Сегодня Китай является самой крупной аграрной страной в мире с большой долей сельского населения (более 60% населения Китая). За 30-летний период аграрных реформ Китай значительно увеличил производство сельскохозяйственной продукции, повысил жизненный уровень населения и вышел на 4-е место в мире по экономической мощи. Опыт решения аграрных проблем в Китае имеет чрезвычайно важное значение для России, поскольку обе страны решают схожие задачи [1, с. 5]. Он является крупнейшим экспортером мира и находится на 2-м месте после США по объемам импортируемой продукции.3
3 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (грант № 17-12-22010 а (р) «Эффекты развития приграничных регионов в условиях интеграции экономик стран ЕвразЭС»).
Если оценивать Китай, в первую очередь на себя обращают внимание темпы роста ВВП, которые из года в год на протяжении 30 лет составляют не менее 9-10% годовых. В этом отношении Китай является современным рекордсменом: по сегодняшней статистике нет такой страны, которая на протяжении 20-30 лет достигла средневзвешенного темпа реального роста свыше 10%. На рисунке представлен рост ВВП страны фактически, а также по прогнозам аналитиков на период до 2019 года [2].
Опыт Китая в аграрной сфере.
Китай — аграрно-индустриальная страна. Значительную долю поступлений в ее федеральный бюджет составляет доход от сельского хозяйства [3]. Основная часть сельского хозяйства Китая сосредоточена в растениеводстве, а именно — в выращивании зерновых культур. Так, в Китае выращивается рис, который занимает около 20% всех посевных площадей, пшеница, кукуруза и просо [4].
ВВП Китая в динамике с 2009 по 2019 г., млрд долл.
Об эффективности сельского хозяйства еще говорит и тот факт, что при доле населения 22 % от мирового страна обладает всего лишь 7% мировой пашни. Посевные площади Китая составляют около 130 млн га, в среднем на одного жителя Китая приходится лишь 10 соток посевных площадей [5, с. 83].
Практика рассмотрения аграрных вопросов Китая наиболее актуальна для применения на территории России, так как обе державы нацелены на решение схожих экономических задач, а также вопросов в области сельского хозяйства. Так, основными проблемами, объединяющими Китай и РФ, являются:
1) важность повышения эффективности производства, а также создания конкурентоспособных условий для реализации продукции аграрного происхождения;
2) создание продовольственного резерва страны;
3) сокращение темпов экономического роста промышленности и сельского хозяйства;
4) преодоление различий между уровнем доходов и уровнем жизни населения;
5) создание условий для повышения эффективности аграрной экономики в целом, а также ее стабилизации [6, с 36].
В Китае был проведен осторожный переход к рыночным реформам, который основывался на тщательной подготовке и анализе всех допустимых последствий. Основной акцент был сделан именно на рыночных, а не на политических рефор-
мах. Правительство Китая сохранило авторитарную политическую систему во избежание политического риска.
На данный момент прослеживается тенденция дальнейшего повышения эффективности в области аграрного производства, благодаря следующим направлениям:
• повышение влияния органов власти на развитие сельского хозяйства;
• применения новейших технологий в аграрном производстве;
• установление фиксированных цен на сельскохозяйственную продукцию;
• финансирование в аграрное производство, привлечение внешних займов для данной сферы;
• повышение производительности почвы путем строительства вспомогательных сооружений, обработкой почвы.
Указанные мероприятия эффективно изменили сельскохозяйственную ситуацию Китая. Были увеличены объемы производства зерна, а также установлена фиксированная цена для производителей, уровень которых превышал уровень среднемировых.
Также в рамках программы были разработаны и с 2002 года запущены 19 новых проектов, которые направлены на создание и внедрение новых технологий при выращивании агрикультур [4, с 95].
В целом, уровень эффективности научных достижений в данной области возрос до 42% к настоящему времени против 20%, учитываемых в конце
XX века. Наибольших успехов Китай достиг в биоинженерии и растениеводстве.
В дальнейшем увеличилось финансирование данной сферы, а также были созданы политические банки — специализированная структура для осуществления контроля над деятельностью в области сельского хозяйства.
Один из таких банков проводил строгую политику в области контроля сельского хозяйства, а именно — в области закупок сельскохозяйственной продукции. Для большей наглядности данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Расходы на закупку сельскохозяйственной продукции, млрд руб.
2009 2010 2012 2013 2014 2015 2016
Расходы на закупку сельскохозяйственной продукции 712,8 834,2 1050,4 1306,1 1490,0 1600,3 1821,6
Таким образом, объем расходов на закупку сельскохозяйственной продукции значительно возрос на 2016 г. — в процентном соотношении показатель превысил данные 2009 года на155 %.
Среднедушевой чисть
Одним из основных направлений стратегии Китая является сокращение различий между до-ходностями сельского и городского населения. Для рассмотрения данного вопроса данные сведены в таблицу 2 [7].
Таблица 2
й доход крестьян, юани
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Чистый среднедушевой доход 2366 2622 2936 3255 4140 4600
Коэффициент Энгеля 47,7 45,6 47,2 45,5 43,1 42,9
Так, согласно данным таблицы, среднедушевой доход к 2016 году увеличивается практически вдвое. Также в таблице представлен коэффициент Энгеля, который означает долю продовольствия в потребительских расходах. Указанный коэффициент снижен до 42,9%, что является показателем повышения уровня экономической доступности и о повышении уровня продовольственной безопасности Китая.
Примечательно и то, что правительство Китая проводит по отношению к налогоплательщикам гибкую стимулирующую налоговую политику. «Предприятия, работающие в низкорентабельных отраслях, находящиеся в отстающих, отдаленных провинциях, получают налоговые льготы в виде 15-30% снижения на 10 лет. Иностранцам, реинвестирующим в стране прибыль на срок не менее 5 лет, возвращается 40% уплаченного налога. Фирмы, занимающиеся экспортом, получают 20% дотаций. Таким способом обеспечивается рост производства и расширяется налогооблагаемая база. Сельскохозяйственные предприятия страны освобождают от налогов на 15 лет. В КНР нет частной собственности на землю, возможна только аренда земли сроком до 50 лет» [8].
Ключевым моментом в сельском хозяйстве Китая является охрана пахотных земель [7]. Согласно нормам законодательства, за охрану земель отве-
чает непосредственно государство; однако изначально проблема была достаточно масштабной, существовала тенденция сокращения земель, предусмотренных под пашни. В дальнейшем, с освоением целинных земель, данный вопрос стабилизировался — к 2007 году было освоено около 2,5 млн га таких земель. Также каждые 10 лет в Китае проводится обследование пашен, оценка ее продуктивности и при необходимости принятие мер. Такой результат после проведения реформ может повлиять на экономику любого другого региона при создании аналогичных условий [9, с. 64].
В случае проведения указанных мероприятий расширятся возможности для взаимной внешней торговли, а также освободятся ниши для местных сельскохозяйственных производителей на российском рынке.
В целях развития конкурентоспособности отечественного аграрного сектора, импортозамеще-ния на внутреннем рынке, укрепления продовольственной безопасности Российской Федерации потребуется привлечение в отрасль АПК значительного объема дополнительных инвестиций [10].
В условиях введенного эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции и продовольствия из ряда зарубежных стран приоритетной задачей в сфере устойчивого развития сельского хозяйства края является обеспечение ускоренного импор-
тозамещения путем создания условий для опережающего роста объемов производства продукции агропромышленного комплекса. Для успешного развития отрасли, в первую очередь, важно количественное соотношение поступающих в нее инвестиций, в том числе и иностранных. Так, в 2016 г. был создан Российско-Китайский фонд агропромышленного развития (РКФАР). Это стратегически важный проект, который позволит привлечь огромный азиатский капитал и реализовать неординарные возможности в развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке. Капитал РКФАР составит до 10 млрд долл., на первом этапе — 13 млрд руб. На всех этапах 90% капитала фонда формируют китайские инвесторы, 10% — российские [11].
Таким образом, благодаря целенаправленной политике по реформированию аграрной сферы со стороны руководства Китая, стране удалось в короткие сроки значительно увеличить объемы производства, что в свою очередь позволило избежать угроз в области продовольственной сферы. К тому же последующая положительная тенденция к повышению эффективности сельского хозяйства во многом обусловлена значительным финансированием в аграрную науку и технику, внедрением передовых технологий в производство.
Аграрная политика России должна быть выстроена с учетом того, что показатели эффектив-
ности производства являются достаточно низкими. Основной целью предполагаемой стратегии должна стать деятельность по созданию конкурентоспособных условий для аграрной продукции. Продовольственная безопасность страны может находиться в нестабильном состоянии именно благодаря технологической отсталости отрасли, а также неэффективности производства.
С увеличением затрат на производство значительно возрастает цена продукции, что в дальнейшем сказывается на населении, потребляющем такой товар. Именно поэтому необходимо привлекать финансирование в область сельского хозяйства, повышать значимость данного направления, создать условия для развития аграрной науки и дальнейшего внедрения нововведений в производство.
Одним из вариантов решения может стать создание специализированной структуры для внедрения технологий в аграрное производство, детальное изучение существующей экономической ситуации. Такие структуры могут стать востребованными в случае внедрения механизма субсидирования; данная мера позволит в максимально короткие сроки повысить объемы производства продукции, что повлечет за собой снижение цен на такую продукцию и, как следствие — повышение благосостояния населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шамин А. Е., Вождаева Н. Г. Опыт решения аграрных проблем в сельском хозяйстве Китая // Вестник НГИЭИ. 2011. Вып. 2 (3). С. 5-18.
2. ВВП Китая в текущих ценах. URL: http://worldsupplier.ru/news/vvp-kitaya-v-tekushchikh-tsenakh-s-2009-po-2019-gg-v-mlrd-doll-ssha/
3. Развитие сельского хозяйства в Китае. URL: http://www.chinamodern.ru/?p = 15538
4. Семенов В. Экономика: по китайскому лекалу. М., 2015. 147 с.
5. Плугов А. Г. Опыт Китая в области обеспечения продовольственной безопасности и его возможное использование в России // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 5. С. 82-85.
6. Кива А. Россия и Китай: сходное прошлое, но разное настоящее. — М., 2016. 80 с.
7. Чжихуа Ч. Становление рынка труда в Китае. URL: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-rynka-truda-v-kitae#ixzz2P6DUWCri
8. Доклад о работе правительства КНР. URL: http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2015-3/17/.
9. Илларионов А. Секреты китайского экономического «чуда». Вопросы экономики. М., 2017. 102 с.
10. Торгово-экономическое сотрудничество Алтайского края со странами Азиатско-тихоокеанского региона. URL: http://www.altairegion22.ru/public_reception/on-line-topics/10858/
11. Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ). URL: www.rcif.com
REFERENCES
1. Shamin A. E., Vozhdaeva N. G. (2011) Opyt resheniya agrarnyh problem v sel'skom hozyajstve Kitaya. Vestnik NGIEHI. Vol. 2 (3). P. 5-18 (in Russian).
2. VVP Kitaya v tekushchih cenah. URL: http://worldsupplier.ru/news/vvp-kitaya-v-tekushchikh-tsenakh-s-2009-po-2019-gg-v-mlrd-doll-ssha/ (in Russian).
3. Razvitie sel'skogo hozyajstva v Kitae. URL: http://www.chinamodern.ru/?p = 15538 (in Russian).
4. Semenov V. (2015) Ekonomika: po kitajskomu lekalu. Moscow. 147 p. (in Russian).
5. Plugov A. G. (2009) Opyt Kitaya v oblasti obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti i ego vozmozhnoe ispol'zovanie v Rossii/Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. № 5. P. 82-85 (in Russian).
6. Kiva A. (2016) Rossiya i Kitaj: skhodnoe proshloe, no raznoe nastoyashchee. Moscow: Sociologicheskie issledovaniya. 80 p. (in Russian).
7. Chzhihua Ch. Stanovlenie rynka truda v Kitae. URL: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-rynka-truda-v-kitae#ixzz2P6DUWCri (in Russian).
8. Doklad o rabote pravitel'stva KNR. URL: http://russian.china.org.cn/ exclusive / txt /2015-3 / 17 / . [accessed date: 06.07.2016] (in Russian).
9. Illarionov A. (2017) Sekrety kitajskogo ehkonomicheskogo "chuda". Voprosy ehkonomiki. Moscow. 102 p.10. Torgovo-ehkonomicheskoe sotrudnichestvo Altajskogo kraya so stranami Aziatsko-tihookeanskogo regiona. URL: http://www.altairegion22.ru/public_reception/on-line-topics/10858/(in Russian).
11. Rossijsko-kitajskij investicionnyj fond (RKIF). URL: www.rcif.com.