УДК 339, 332.1 Анджей ГАБАРТА
ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности региональной интеграции и сотрудничества между странами Центрально-Восточной Европы, дана типология стран Центрально-Восточной Европы. Описаны характерные черты социально-экономического развития стран региона. Автор статьи особое внимание уделяет следующим аспектам: двусторонним торговым отношениям, инвестиционному сотрудничеству, приграничной и трансграничной кооперации.
Ключевые слова: страны Центрально-Восточной Европы, Вишеградская группа, региональная интеграция, региональное сотрудничество, трансграничное сотрудничество, инвестиционное сотрудничество, внешнеэкономические связи.
В современном научном сообществе существует несколько подходов к определению сути и содержания термина "Центрально-Восточная Европа". После падения "железного занавеса" появилось множество попыток концептуализации идеи "Центрально-Восточной Европы". Большой вклад в определение данного термина внесли венгерские, польские, словацкие и чешские учёные, в трудах которых можно проследить эволюцию восприятия этого понятия. Для решения столь непростой задачи они использовали, с одной стороны, экономические и политические подходы, а с другой - исторические и культурные.
Так, известный венгерский учёный Эмиль Нидерхаузер под термином "Центрально-Восточная Европа" понимал "ту часть Восточной Европы, которая всегда мечтала принадлежать к Западной Европе, но в той или иной форме всегда оставалась частью Восточной Европы" [Шишелина, 2010]. Его соотечественник, историк Дьердь Дьярмати, связал понятие Центрально-Восточной Европы "с регионом, освоенным преимущественно германской и славянской расами, где так и не сложились чёткие государственно-этнические границы, окончательно не оформилась национальная идентичность - ни у славян, ни у немцев" [Шишелина, 2010].
Британский учёный Эрик Хобсбаум считал, что "культурное и лингвистическое единство региона действительно существовало и основывалось на немецкоязычной
© Габарта Анджей Артурович - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики МГИМО МИД России, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. Адрес: 125009, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: andrzej_habarta@yahoo. com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620157688
культуре", схожей точки зрения в определении идентичности региона придерживался и немецкий публицист Ханс-Петер Бурмайстер [Шишелина, 2010].
Автору предлагаемого исследования более импонирует идея венгерского историка Петера Ханака, который утверждал, что "Центрально-Восточная Европа может находиться не только между Западом и Востоком, но и между Севером и Югом". При таком подходе он распространял этот термин - ЦВЕ - исключительно на Венгрию, Чехословакию и Польшу, т.е. сегодня, после распада Чехословакии -уже на четыре страны: Венгрию, Польшу, Чехию и Словакию. Помимо их географической близости, схожей, взаимно переплетенной, а местами сложной истории, культурного родства, государства данного региона также имеют целый ряд похожих тенденций в социально-экономическом развитии, что позволяет автору объединить их в один регион - Центральную Европу. В настоящее время в научном обиходе во избежание путаницы в интерпретации термина Центральная Европа или Центрально-Восточная Европа, упомянутые страны называют ещё Вишеградской Европой1 или Вишеградской группой.
15 февраля 1991 г. в венгерском городе Вишеград лидеры Венгрии, Чехословакии и Польши подписали декларацию о создании "Европейской тройки" (Вишеградской группы). Основными целями, объявленными в декларации, были региональная интеграция, объединение совместных усилий для интеграции этих стран в западные структуры: НАТО и ЕС. Также они договорились сотрудничать в области экономики, транспорта, защиты окружающей среды и в научной области. Одним из первых значимых достижений участников Вишеградской группы было заключение Центральноевропейского соглашения о свободной торговле (ЦЕФТА) с целью снятия барьеров во взаимных торговых связях и создание зоны свободной торговли.
Лидерами стран была найдена "своя легенда... для логического и культурологического обоснования выделения Венгрии, Чехословакии и Польши в региональный союз, объединивший часть Восточной Европы. Легенда гласит, что в 1335 г. в Вишеград. съехались короли Венгрии, Богемии и Польши, чтобы, говоря современным языком, решить "вопрос региональной безопасности". "Вишеградский саммит" стал важной вехой в установлении новых мирных дипломатических принципов и в ограничении военных конфликтов в регионе. Встречи этого уровня с тех пор стали периодически повторяться, что часто преподносится как свидетельство установления регионального диалога на длительную перспективу" [Шишелина, 2010].
Вишеградская группа является объединением, лишённым институциональной базы. Сотрудничество основывается на принципе ротационного председательство-вания стран-участниц.
На протяжении 1990-2000 гг. страны Вишеградской группы были катализатором перемен в своём регионе. За довольно короткий промежуток времени они совершили трансформацию своих политических систем и социально-экономических моделей. Благодаря грамотной экономической политике им удалось в относительно сжатые сроки перейти от командно-административной экономики к эффективному рыночному хозяйству. Кульминацией их экономических преобразований условно можно считать их вступление в ЕС в 2004 г. Другим судьбоносным решением для них стало присоединение к военному блоку НАТО, определившее тем самым окончательно вектор их внешней политики и интегрировавшее их в евроатлантические
1 В российской научной и публицистической литературе этот термин был введён Л.Н. Ши-шелиной [Шишелина, 2010].
структуры. Помимо успехов в экономической трансформации, также заслуживает внимания опыт Вишеградской группы в модернизации социальных институтов.
В период "народной демократии" сотрудничество между странами Центрально-Восточной Европы основывалось на их участии в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ), который был "интеграционной группировкой не рыночного, а планово-распределительного, командно-административного типа" [Ливенцев, 2006]. Характерной чертой СЭВ было создание в каком-то смысле режима коллективной изоляции от рыночного хозяйства. В нём внешняя торговля сводилась к "натуральному обмену, развивавшемуся в режиме балансирования встречных поставок товаров на двусторонней основе. Пропорции этого обмена определялись не рынком, соотношением спроса и предложения, а административно-распределительными методами, согласованием планов, нередко игнорирующих критерии издержек производства и рыночные механизмы, исходя из политических и идеологических интересов" [Ливенцев, 2006].
В данной работе предпринята попытка проанализировать основу и принципы сотрудничества стран региона в рамках участия в ЕС на современном этапе, а также определить их характерные черты и особенности в экономической плоскости.
По размеру экономики упомянутые страны занимают очень скромное место, их доля в создании мирового ВВП чуть более 1%. Самым большим хозяйством в регионе обладает Польша, которая создает более половины (55%) регионального ВВП в рамках Вишеградской группы [World Bank, 11.08.2015].
Отличительной особенностью социально-экономической модели стран Више-градской Европы является ориентация на внешние источники экономического роста, переориентация промышленного производства с внутреннего рынка на внешний, высокий уровень открытости экономики и её вовлечённость в мировое хозяйство, интеграция промышленного сектора стран группы в производственные звенья, прежде всего европейских ТНК. Другой особенной чертой социально-экономической модели является возрастающая зависимость развития от конъюнктуры мировой экономики и экономических циклов партнёров по интеграционному объединению ЕС, что особенно заметно в периоды экономических кризисов и финансовой нестабильности стран еврозоны.
Вступление стран Вишеградской группы в ЕС означало окончание процесса трансформации социально-экономической модели и установление рыночной экономики. Несмотря на формальное перемещение в группу развитых государств, экономикам стран группы присущ ряд проблем, среди которых низкий уровень доходов, относительно высокий уровень безработицы, а также наличие диспропорций в структуре занятости по сравнению со "старыми странами ЕС" (ЕС-15). Так как подготовка странами Вишеградской группы к вступлению в ЕС началась задолго до 2004 г., будет уместным называть 2000-2010 гг. "интеграционным десятилетием" (integration decade) для них [Габарта, 2013].
Социально-экономическое развитие стран Вишеградской группы в 1991-2014 гг., несмотря на наличие общих черт с другими развивающимися странами, имеет целый ряд отличий, которые позволяют выделить их в отдельную группу [Габарта, 2013].
Структура их экономик отличается от показателей развитых стран. Доля сельского хозяйства у большинства из них выше, чем в развитых странах - около 3%, причём самый высокий показатель в Венгрии - 4,3%, а самый низкий в Чехии -2,6%. Удельный вес сферы услуг в формировании ВВП также достаточно мал по сравнению со странами ЕС-15 и в среднем составляет 63%. Высокая доля промышленности (около 33%) свидетельствует о незавершенности стадии перехода их эко-
номик к постиндустриальному обществу [World Bank, 11.08.2015]. С другой стороны, в условиях, когда в странах ЕС всё чаще раздаются голоса о необходимости реиндустриализации европейского интеграционного объединения, позиция стран Вишеградской группы на этом фоне выглядит в радужном свете. Еврокомиссия поставила задачу довести долю промышленного сектора в ВВП стран ЕС с сегодняшних 16 до 20% к 2020 г. [Зарицкий, 2014].
Структура занятости в странах Вишеградской группы также отличается от стран ЕС-15. Средний её показатель в сельском хозяйстве по группе - около 6% занятого населения, причём самый высокий показатель в Польше - 12,6%. В промышленности трудится около 34% населения, больше всего в Чехии - 38%. В сфере услуг занято 60%, в Венгрии даже - 65% [World Bank, 11.08.2015]. Диспропорции между вкладом отдельных отраслей экономики в создание ВВП и уровнем занятости в них говорят о недостаточной эффективности экономик стран Вишеградской группы.
Слабой их стороной является относительно низкий уровень доходов населения, который почти в два раза меньше, чем средний показатель для стран ЕС-28. В 2004 г. ВВП на душу населения, посчитанный по валютному курсу в странах региона составлял около 42% от общеевропейского показателя - около 12 тыс. долл. США. К 2014 г. странам Вишеградской группы удалось незначительно сократить разрыв. Подушевой ВВП у них составлял 56% от общеевропейского показателя - более 14,5 тыс. долл. США. Если сравнивать доходы граждан Вишеградской группы с ЕС-15, то картина выглядит более мрачно, в 2014 г. ВВП на душу составлял около 41% от уровня "старых членов" ЕС [World Bank, 11.08.2015].
При этом стоить отметить, что средние темпы экономического роста стран ви-шеградского региона после смены социально-экономической парадигмы в начале 1990-х гг. были выше, чем в целом у стран ЕС-15. В 1992-2014 гг. объём ВВП по группе удвоился, в то время как у стран ЕС-15 он вырос на 57%. И это благодаря темпам роста ВВП в данный период - около 3% и 2% соответственно. Единственной страной в ЕС и одной из немногих в мире, у которой на протяжении последних 22 лет наблюдался непрерывный рост экономики была Польша. Даже в кризисный 2009 г. польский ВВП вырос на 2,6% [World Bank, 11.08.2015].
Если сравнивать страны Вишеградской группы с ЕС-15 по показателю открытости экономики, который отражает степень вовлеченности страны в международное разделение труда через участие в международной торговле, то он изначально (2004 г.) был на высоком уровне - 112%, спустя 10 лет он вырос до 147% [World Bank, 11.08.2015].
Одним из основных драйверов экономического роста и социально-экономических преобразований после вступления стран Вишеградской группы в ЕС стал приток к ним прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Средний объём притока ПИИ в 1993-2013 гг. составлял около 6,6 млрд долл. США в год, причём самые высокие показатели в группе были у Польши - 9,7 млрд и Венгрии - 9,4 млрд [World Bank, 11.08.2015]. В 1993-2013 гг. среднегодовой объём притока в страну ПИИ составлял около 5% ВВП, для Венгрии больше - 8,9%. Приведённая статистика подчёркивает значимость иностранного капитала для развития их национальных хозяйств.
Страны Вишеградской группы являются регионом с очень высоким уровнем человеческого развития, средний показатель ИЧР для региона составляет - 0,84. Если проанализировать составляющие элементы этого индекса, то средняя величина ожидаемой продолжительности жизни в странах региона составляет 76 лет, совокупный показатель ожидаемой продолжительности обучения - 11,8 лет, средняя
величина ВНД на душу населения по ППС - 23,1 тыс. долл. США. Из упомянутых показателей у стран Вишеградской группы "хромает" только последний - уровень доходов населения [ПРООН, 2015]. Уровень расслоения общества у них не очень большой, средняя величина коэффициента Джини составляет 0,3 [ПРООН, 2015].
В рейтинге лёгкости ведения бизнеса Doing Business 2014, публикуемого Всемирным банком, страны Вишеградской четвёрки расположились в первой половине рейтинга и занимают относительно скромные места: Польша - 45, Словакия - 49, Венгрия - 54, Чехия - 75. Такое положение дел свидетельствует о высокой степени зрелости и конкурентоспособности их экономик.
Согласно методологии, изложенной в докладе "Глобальная конкурентоспособность", публикуемым Всемирным экономическим форумом, страны Вишеградской группы находятся на этапе перехода от стадии экономики, движимой эффективностью, к стадии, движимой инновациями. Это означает, что для увеличения конкурентоспособности национальных экономик странам региона уже недостаточно достигнутых ими высоких показателей в системе высшего образования, наличия эффективного товарного рынка, рынка труда, развитого финансового рынка. Дальнейший рост конкурентоспособности может быть достигнут только за счёт развития инноваций и новых технологий и их внедрения в национальные хозяйства. В последние два десятилетия в большинстве стран региона основой экономического роста было промышленное производство. Приток иностранного капитала в реальные сектора экономики в сочетании с дешёвой и квалифицированной рабочей силой способствовали росту эффективности и производительности промышленных производств. Но в долгосрочной перспективе использование "ценовой конкуренции" в сочетании с низким налоговым бременем как фактора экономического роста не является возможным. Страны Вишеградской группы уже достигли своего предельного уровня. Дальнейшее развитие экономики и её рост представляется возможным только при условии перехода к экономике, основанной на знаниях, росте доли наукоёмких производств в структуре промышленности. Согласно докладу "Глобальная конкурентоспособность", только Чехии удалось перейти к стадии экономики, движимой инновациями.
Расходы на НИОКР в странах Вишеградской группы составляют около 1,2% ВВП [World Bank, 11.08.2015], что в два раза меньше чем средний показатель в ЕС. По индексу экономики знаний (Knowledge Economy Index - KEI), который демонстрирует эффективность использования страной знаний в целях её экономического и общественного развития, страны Вишеградской группы занимают 20-е и 30-е места, а их индексы варьируются от 7,1 до 8,1 пункта. Лидером среди стран группы является Чехия, у которой упомянутый показатель составляет 8,14 (28-е место в рейтинге) [World Bank, 11.08.2015]. Слабой стороной стран Вишеградской группы является недостаточный уровень развития национальных инновационных систем, в рамках которых происходит восприятие и адаптация глобальных знаний для нужд национальных экономик, а также создание новых знаний и основанных на них новых технологий. Другим недостатком у стран региона, который уменьшает величину их индекса экономики знаний является не очень высокий уровень развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, который способствует эффективному распространению и переработке информации.
Характерная черта структуры экспорта стран Вишеградской группы - высокая доля промышленных товаров, на которые приходится в среднем более 80% экспорта, но при этом доля высокотехнологичных товаров в среднем составляет чуть более 12% объёма экспорта. Самый низкий показатель у Польши - 7,7% [World Bank, 11.08.2015].
Другая отличительная их черта высокий уровень макроэкономической стабильности, предсказуемость экономической политики, развитый финансовый сектор, наличие квалифицированной рабочей силы, относительно большой и ёмкий внутренний рынок.
К негативным явлениям стоит отнести увеличивающийся разрыв в социально-экономическом развитии региона, а также недостаточно развитую транспортную инфраструктуру по сравнению со странами ЕС-15.
Одним из основных факторов ускоренных темпов экономического роста было вступление стран Вишеградской группы в ЕС. Приведение законодательства в соответствие с нормами законодательства ЕС, реформа системы государственной администрации, а также приток капитала из структурных фондов ЕС, ПИИ, денежные трансферты от граждан, эмигрировавших в другие страны ЕС с целью заработка, способствовали экономическому росту. Особо следует отметить, что основной движущей силой роста ВВП стран региона в последние годы является увеличение объёмов их экспорта.
Сильная сторона рынка труда Вишеградской группы состоит в большом количестве молодых образованных и опытных сотрудников. Движущей силой экономик этих государств являются малые и средние предприятия, которые создают более половины ВВП. В меньшей степени источником экономического роста выступает внутренний спрос, обусловленный подъёмом благосостояния домашних хозяйств в течение последних двух десятилетий.
Одна из характерных черт региона - достаточно высокий уровень концентрации банковской системы. На долю пяти самых крупных банков приходится 50-60% активов банковского сектора. Самой крупной банковской системой по размеру активов и количеству финансовых институтов в регионе является польская.
Банковскую систему Вишеградской группы отличает доминирование в ней финансовых организаций с преобладанием иностранного капитала. Доля нерезидентов в общем капитале банковских систем стран региона в среднем составляет более 80% [CEE Banking Sector, 2015].
Другая значимая черта стран Вишеградской группы - дефицитный характер их государственных бюджетов и как следствие наличие относительно высокой величины государственного долга, который превышает 56% ВВП, а в Венгрии этот показатель приближается к 80% ВВП [CEE Banking Sector, 2015].
К особенностям стран Вишеградской группы можно отнести и высокий уровень налоговой нагрузки, который составляет более 33% ВВП. Среди стран региона самое высокое налоговое бремя наблюдается в Венгрии - более 38% ВПП, а самое низкое в Словакии - около 29% ВВП [OECD, 11.08.2015].
Структура взимаемых налогов в странах Вишеградской группы значительно отличается от стран ЕС-15. В странах группы в этой структуре доминируют косвенные налоги - 12% ВВП, доля прямых налогов в два раза меньше, чем в странах ЕС и составляет чуть более 6% ВВП [OECD, 11.08.2015].
Одним из основных показателей глубины региональной интеграции и кооперации стран Вишеградской группы является их взаимная торговля и инвестиционное сотрудничество.
После крушения социалистической системы страны Вишеградской группы взяли курс на реинтеграцию в мировую экономику. Перед ними встала сложная задача - заново выстроить свои международные экономические отношения как со своими традиционными торговыми партнёрами, используя преимущества международного разделения труда, так и вести поиск новых торговых партнёров. В торгово-экономической политике страны Вишеградской группы приняли решение восполь-
зоваться преимуществом своего географического положения и переориентировать свои товарные потоки на один из крупнейших мировых рынков - ЕС.
Для того чтобы успешно конкурировать как в рамках ЕС, так и на внешних рынках, успешно противостоять вызовам глобализации, они задействуют свой потенциал региональной интеграции. Характерными чертами развития стало сращивание их национальных экономик как в рамках ЕС, так и в рамках Вишеградской группы. Устранение ограничений в перемещении товаров, услуг, капиталов и людских ресурсов способствует сближению и взаимодополняемости их экономик, взаимопроникновению и переплетению их производственных процессов, развитию специализации и кооперации в различных областях. Интенсификация экономических контактов в рамках Вишеградской группы, проявляется в углублении торгово-экономических контактов кампаний стран региона. Их основу формирует географическая близость и исторически сложившиеся экономические отношения, что позволяет говорить о формировании субрегионального очага интеграции в рамках ЕС.
Доля объёма товарооборота стран Вишеградской группы в рамках ЕС невелика, но она непрерывно растёт. В 2004-2014 гг. их товарооборот вырос более чем в два раза и составил 802,7 млрд евро. Соответственно выросла и доля товарооборота стран Вишеградской группы в рамках ЕС - с 6,2 до 9,3% [EUROSTAT, l2.08.20l5]. Основными торговыми партнёрами для стран Вишеградской группы стали страны ЕС, на экспорт в рамках данного интеграционного объединения поставляется более 78% товаров. Там же приобретается более двух третей импорта [WTO, 12.08.2015]. В рамках самой Вишеградской группы почти 40% товарооборота формируется в Польше (38,7% экспорта и 40% импорта) [EUROSTAT, 12.08.2015]. Польша является одним из основных торговых партнёров для стран Вишеградской группы, а для Чехии и Словакии входит в тройку по объёму товарооборота.
Так как самой крупной экономикой в регионе является польская, автор считает уместным проанализировать торгово-инвестиционное сотрудничество стран Више-градской группы сквозь призму экономических отношений Польши со странами группы.
В 2014 г. товарооборот Польши составил 328,7 млрд евро, из них экспорт -163,1 млрд евро, импорт - 165,6 млрд евро [POLSKA, Handel zagraniczny 2014]. Характерной чертой динамики польского экспорта в 2000-2014 гг. является уменьшение доли стран ЕС с 81,5% до 77,1%. Основными рынками сбыта польских товаров в 2014 г. были Германия (26,1%), Великобритания (6,4%), Чехия (6,3%), Франция (5,6%), Италия (4,5%) и Россия (4,3%). Доля остальных партнёров по Вишеградской группе более скромная и составляла: Венгрия (2,7%), Словакия (2,5%). В целом около 11,5% (18,8 млрд евро) экспорта направлялось в страны Вишеградской группы [Glowny Urz^d Statystyczny, 14.08.2015].
Основу польского экспорта в страны Вишеградской группы составляют машины, оборудование и транспортные средства - 32,77%, металлы и изделия из них -16,65%, продукция химической промышленности, каучук - 14,34%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 13,63%, минеральные продукты -6,87%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 3,68%, текстиль, текстильные изделия и обувь - 3,28% [Glowny Urz^d Statystyczny, 14.08.2015].
Основными партнёрами по импорту в 2014 г. были Германия (26,9%), Россия (10,8%), Китай (5,9%), Голландия (5,6%), Италия (5,2%). Доля стран Вишеградской группы в польском импорте была небольшой и составляла 8,4% (13,9 млрд евро): Чехия - 4%, Словакия - 2,7%, Венгрия - 1,7% [Glowny Urz^d Statystyczny, 14.08.2015].
Из стран Вишеградской группы Польша импортирует: машины, оборудование и транспортные средства - 40,02%, продукцию химической промышленности, каучук - 16,65%, металлы и изделия из них - 15,10%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 7,44%, минеральные продукты - 4,80%, текстиль, текстильные изделия и обувь - 4,15%.
Польша является третьим торговым партнёром для Чехии как по объёму экспорта - 5,9%, так и импорта - 7,7%. Величина чешского экспорта в Польшу в 2014 г. составила 7,782 млрд евро. Основными экспортными товарами являлись легковые автомобили (8%), запчасти к ним (4,7%), оборудование для автоматической обработки данных (2,6%), оборудование систем связи (2,5%), рапсовое масло (1,9%), циклические углеводороды (1,6%), каменный уголь (1,5%), женские и детские гигиенические одноразовые товары (1,4%), провода изолированные, кабели (1,4%), велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах (1,3%). Упомянутые товары составляют около трети чешского экспорта в Польшу [Biuletyn Informacyjny Nr 2/2015].
В 2014 г. объём чешского импорта из Польши был 8,802 млрд евро. В его основе: автозапчасти и аксессуары для легковых автомобилей (7,3%), двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием (4,8%) проволока медная (3,4%), провода изолированные, кабели (2,4%), каменный уголь (2,3%), диваны (2,3%), обработанные нефтяные масла (2,0%), поршневые двигатели внутреннего сгорания (1,5%), телефонное оборудование (1,4%), отходы и лом чёрных металлов (1,1%). Названные товары составляют около трети чешского импорта из Польши [Biuletyn Informacyjny Nr 2/2015].
Другой значимой группой товаров в чешском импорте из Польши являются продукты питания. Объём их экспорта в 2014 г. составил 946 млн евро (более 10%). Основные импортируемые продукты питания: мясо и изделия из него (24,1%), молочная продукция и яйца (17,6%), зерно злаков и мучная продукция (12,7%), кофе, чай, какао, приправы (12,1%), овощи и фрукты (11,6%) [Biuletyn Informacyjny Nr 2/2015].
Для Словакии Польша является третьим торговым партнёром после Германии и Чехии. В 2014 г. доля товарооборота Польши в словацкой торговле составила более 6% (8,1 млрд евро) [bratyslawa.msz.gov.pl, 12.08.2015]. Словацкий импорт из Польши составил 2,86 млрд евро (6-е место среди импортёров в Словакию - 4,8%), а экспорт в Польшу - 5,2 млрд евро (3-е место среди рынков сбыта словацкой продукции -4,8%) [bratyslawa.msz.gov.pl, 12.08.2015].
Основу польского экспорта в Словакию составляют машины, оборудование и транспортные средства - 25,8%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 16,7%, продукция химической промышленности, каучук - 16,4%, металлы и изделия из них - 16,2%, минеральные продукты - 6,8%, текстиль, текстильные изделия и обувь - 4,1% [bratyslawa.msz.gov.pl, 12.08.2015]. По данным Главного статистического управления Польши, Словакия занимает 10-е место в польском экспорте (2,5%).
Основные товары, которые импортируются в Польшу из Словакии: машины, оборудование и транспортные средства - 33,5%, продукция химической промышленности, каучук - 12,9%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 8,7%, минеральные продукты - 8,6%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 5,6% [bratyslawa.msz.gov.pl, 12.08.2015]. Словакия занимает 13 место среди главных импортёров в Польшу - 1,9%.
Для Венгрии Польша является шестым торговым партнёром после Германии, Австрии, России, Словакии и Италии. В 2014 г. доля Польши в венгерском товаро-
обороте составляла более 4% (около 6,9 млрд евро). Венгерский импорт из Польши составил 4,32 млрд евро (8-е место среди импортёров в Венгрию - 5,5%), а экспорт в Польшу - 2,6 млрд евро (6-е место среди рынков сбыта венгерской продукции -3%). Основа венгерского экспорта в Польшу: машины, оборудование и транспортные средства - 36% продукция химической промышленности, каучук - 30%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 11%. В основном Венгрия импортирует из Польши машины, оборудование и транспортные средства - 44%, продукция химической промышленности, каучук - 14%, металлы и изделия из них - 14%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 13% ^^ОЯУ, ¡пйэгшада о 8у1;иас)1 gospodarczej 1 81о8ипкаеЬ gospodarczych z Ро^к^, 2015].
Инвестиционное сотрудничество между странами Вишеградской группы находится на достаточно низком уровне. Одной из причин такого положения дел является структура экономики этих стран. Основу национальных хозяйств составляют малые и средние предприятия, инвестиционная активность которых ниже чем у европейских ТНК. Другой причиной небольшого объёма взаимных инвестиций, которые фиксируют местные статистические службы, является особенность ведения бизнеса. После осуществления первой инвестиции, инвесторы из стран Вишеградской группы создают филиал в стране применения капитала и дальнейшие перемещения капитала уже не считается статистическими службами как иностранные инвестиции.
Согласно данным Национального банка Чехии, в 2012 г. в Чехию поступило около 96 млн евро польских ПИИ. В 2013 г. был отмечен отток польского капитала. По состоянию на конец 2013 г. объём накопленных польских ПИИ в чешской экономике составлял 1,6 млрд евро. Несмотря на то, что удельный вес польских инвестиций во всех поступивших в чешскую экономику ПИИ составляет около 1,6%, эта величина сопоставима с долей поступивших ПИИ из Великобритании, Японии, Южной Кореи ^ериЬПка Czeska - Przewodnik po гупки, 2014].
По данным агентства Bisnode-CZ, по состоянию на начало 2014 г. в Чехии было зарегистрировано около 1,4 тыс. организаций, в уставном капитале которых, доля польского капитала превышала 25%, 115 компаний, где доля польского капитала составляла 51-99%. Компаний со 100% польским капиталом насчитывалось около 1,1 тыс. Общий объём польских инвестиций, внесенных в уставный капитал, оценивается на 0,85 млрд евро. В географическом распределении, больше всего компаний с польским капиталом зарегистрировано в четырёх городах: Праге - 498, Остраве -283, Брно - 119 и Ческом-Тешине - 92 [ЯериЬНка Czeska - Przewodnik po гупки, 2014].
В Чехии с каждым годом возрастает количество компаний, создаваемых с участием польского капитала. В 2007-2013 г. их количество выросло с 78 до 268 компаний в год ^ериЬПка Czeska - Przewodшk ро гупки, 2014]. Данная статистика подтверждает большую привлекательность чешского рынка для польских предпринимателей. В основном создаются общества с ограниченной ответственностью, так как для их создания требуется минимальное количество финансовых средств.
Согласно данным Национального банка Чехии, приток чешских ПИИ в Польшу в 2013 г. составил 84,4 млн евро. Объём накопленных чешских ПИИ в Польше по состоянию на конец 2013г. составлял 195,7 млн евро.
Словацкие компании проявляют прежде всего интерес к польским топливно-энергетическим и строительным отраслям. Для польских предприятий интересен словацкий сектор оптовой и розничной торговли.
Польские инвестиции в Словакию поступают в основном в отрасли, производящие потребительские товары, а также связанные с автомобилестроением.
По данным Национального банка Словакии, в 2012 г. объём накопленных словацких инвестиций в польскую экономику составлял 123 млн евро. В географическом распределении словацких ПИИ Польша занимала шестое место.
По данным Национального банка Словакии, в 2013 г. польские ПИИ в Словакию составили 83,8 млн евро. Словацкие ПИИ в Польшу - 40,1 млн евро. В 2013 г Польша стала самым крупным рынком для применения словацких ПИИ.
Согласно данным Национального банка Польши, в 2013 г. в Польшу поступило 23 млн венгерских ПИИ. Объём накопленных венгерских ПИИ по состоянию на конец 2013 г. составил 503,7 млн евро. Венгерский капитал в Польше присутствует в следующих отраслях: химической, фармацевтической и пищевой.
В 2013 г. приток польских ПИИ в венгерскую экономику был 52,3 млн евро. По состоянию на конец 2013 г., объём накопленных польских ПИИ в Венгрии составил 351,1 млн евро. Польские компании в основном осуществляют инвестиции в пищевую промышленность, отрасль IT-услуг и в фармацевтические производства. В связи со сложной экономической ситуацией в Венгрии в последние годы, интерес польских инвесторов к этой стране уменьшился.
Другой плоскостью кооперации между странами Вишеградской группы является энергетическое сотрудничество. Ввиду высокой зависимости стран региона от внешних поставок энергоресурсов, они во имя обеспечения своей энергетической безопасности стремятся диверсифицировать поставщиков газа. В настоящий момент все существующие газопроводы идут с востока на запад, что не позволяет этим странам осуществлять трансграничную торговлю углеводородами. Согласно договоренностям, достигнутым в рамках энергетического саммита V4+ в феврале 2010 г. в Будапеште, страны региона к 2020 г. построят газопровод "Север-Юг", нитка которого пройдёт от польского терминала сжиженного газа в порту Свино-уйсьце до хорватского терминала на острове Крк. Европейская комиссия внесла данную инициативу в перечень приоритетных энергетических проектов. В рамках проекта "Север-Юг", планируется также построить несколько газопроводов-интерконнекторов между странами региона, а также газохранилища. Страны Више-градской группы связывают большие надежды с реализацией этого проекта. По их мнению, он позволит им диверсифицировать поставки газа, а также создать в регионе единый рынок газа. Сами по себе рынки стран Вишеградской группы слишком малы ввиду малого спроса, предъявляемого на природный газ. Но в случае реализации проекта и их объединения общий энергетический рынок стран региона станет очень привлекательным для основных поставщиков голубого топлива. Кроме того, правительства стран Вишеградской группы считают, что действующие долгосрочные газовые контракты, с привязкой к котировкам нефти, не отвечают интересам стран региона. Целью создания единого газового рынка является приобретение сжиженного природного газа, например, в австрийском терминале Баум-гартен по спотовым ценам. Единственной проблемой на пути реализации данного проекта являются вопросы его финансирования. Другим значимым решением энергетического саммита V4+ 2010 г., "стала поддержка идеи использования ядерной энергетики всеми участниками группы. В начале 2010-х гг. в Венгрии на атомной электростанции генерировалось 40% производимой в стране электроэнергии. В Словакии - 50%, в Чехии - 30%. Эти доли в будущем будут только возрастать. Премьер-министр Польши также высказался на совещании в пользу атомной энергетики, поскольку, по его мнению, её развитие положительно влияет на всю ситуацию в энергетическом секторе Европы" [news.rambler.ru, 12.08.2015].
Важным элементом экономических связей в рамках Вишеградской группы является региональное и трансграничное сотрудничество. В его основе лежит созда-
ние на приграничных территориях еврорегионов. Их основная цель - стимулирование культурного и экономического развития приграничных районов. Благодаря совместным усилиям по поддержке приграничного движения, туризма, охране окружающей среды, пространственного планирования территорий, развития приграничной инфраструктуры, интенсификации культурного обмена дан дополнительный толчок к социально-экономическому развитию приграничных территорий и повышению уровня жизни местного населения. Сотрудничество местных органов самоуправления в рамках Вишеградской группы нацелено на взаимное инвестиционное сотрудничество и проведение совместных программ для повышения уровня занятости, совместного преодоления последствий техногенных факторов, катастроф, природных катаклизмов. Необходимо упомянуть, что сотрудничество в рамках еврорегионов финансируется из средств ЕС - Европейского фонда регионального развития.
Региональное сотрудничество в масштабе Вишеградской группы также реализуется на уровне местных органов самоуправления. В настоящий момент действует множество соглашений о партнёрстве между регионами данных стран. Региональное сотрудничество органов местного самоуправления лучше всего развито в приграничных районах. Углублению сотрудничества способствует культурная, языковая близость, а также обоюдное стремление к устойчивому и сбалансированному развитию приграничных районов. Каждый год проходят совместные двусторонние экономические форумы, конференции, главной целью которых, является экономическое развитие приграничных территорий, а также поддержка и развитие малых и средних предприятий.
Трансграничные связи между странами Вишеградской группы происходят и на двухсторонней основе, примером могут служить договора о трансграничном сотрудничестве между Польшей и Чехией, Польшей и Словакией, в рамках которых, регулярно проходят встречи двухсторонних межправительственных комиссий.
Основными достижениям стран Вишеградской группы до вступления в ЕС было совместное преодоление трудностей, выработка совместных механизмов взаимодействия с целью противостояния глобальным вызовам, которые имеют место по сей день. Несмотря на достижение основных своих целей странами Вишеградской группы вступление в НАТО и ЕС, данное объединение тем не менее продолжает существовать. Ввиду общности интересов как во внешней, так и экономической политике страны Вишеградской группы стараются выступать единым фронтом в рамках ЕС. На современном этапе они сотрудничают по важным вопросам европейской политики. Им "трудно в одиночку отстаивать свои интересы в европейских наднациональных органах... поэтому они выступают единым блоком, активно лоббируя свои интересы, и не дают взять верх странам "старой Европы" в общеевропейской политике" [eurasian-defence.ru, 14.08.2015] и экономических вопросах. Примером этого может служить взаимодействие во внешней политике по отношению к странам бывшего СССР и Югославии. Для стран, граничащих с РФ, Белоруссией и Украиной, принципиальное значение имеет политика, проводимая ЕС по отношению к этому региону. Также страны Вишеградской Европы пытаются влиять на формирование общей европейской политики по отношению к балканским государствам.
Если первое время после смены политического режима в странах Вишеградской группы усилия правительств данных государств, главным образом, были сконцентрированы на внутренних проблемах и выстраивании отношений с основными центрами мировой экономики, то после их присоединения к ЕС в 2004 г. акцент их внешнеполитического внимания стал смещаться на аспекты регионального сотрудничества в рамках Вишеградской группы.
Список литературы
Банников А. Ю. (2014) Европейские группировки территориального сотрудничества как инструмент региональной политики ЕС // Концепт. Современные научные исследования. Выпуск 2. - ART 54576. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/54576.htm. - ISSN 2304-120X. (дата обращения: 14.08.2015).
Габарта А.А. (2013) Влияние участия стран Вышеградской группы в ЕС на структуру национального хозяйства/ А. Габарта // Восточная Европа. Перспективы. №1-2 (январь-июнь). - стр. 78.
Зарицкий Е.Б. (2014) Европа: реиндустриализация vs. Деиндустриализация//Мировая экономика и международные экономические отношения 8(117)2014, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecsn.ru/files/pdf/201408/201408_169.pdf , (дата обращения:10.08.2015).
Шишелина Л.Н. (2010) Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии"// под ред. Л.Н. Шишелиной, издательство Весь Мир, М. с. 19.
Ливенцев Н.Н. (2006) Международная экономическая интеграция// под. Ред. Н.Н. Ливенцева, изд. Экономистъ, М., с. 321.
Официальный сайт "Всемирная торговая организация", [Электронный ресурс] Режим доступа: http://stat.wto.org/Home/WSDBHome.aspx?Language=E , (дата обращения: 12.08.2015).
Официальный сайт "Всемирный Банк", [Электронный ресурс] Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/, (дата обращения: 11.08.2015).
Официальный сайт "Евростат", [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/data/ , (дата обращения: 12.08.2015).
Официальный сайт "Информационное агентство России ТАСС". [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1047308, (дата обращения: 14.08.2015).
Официальный сайт "Новостной портал Рамблер", [Электронный ресурс] Режим доступа: http://news.rambler.ru/europe/21663251/, (дата обращения: 12.08.2015).
Официальный сайт "Организация экономического сотрудничества и развития", [Электронный ресурс] Режим доступа: http://stats.oecd.org/ , (дата обращения: 11.08.2015).
Официальный сайт "Польская статистическая служба", [Электронный ресурс] Режим доступа: http://swaid.stat.gov.pl/SitePages/StronaGlownaDBW.aspx, (дата обращения 14.08.2015).
Официальный сайт "Посольство Республики Польша в Словацкой Республике", [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.bratyslawa.msz.gov.pl/pl/wspolpraca_dwustronna/wspolpraca_gospodarcza/dwustronna_wspolpr aca_gospodarcza_polska_slowacja_2014_r_, (дата обращения: 12.08.2015).
Официальный сайт "Программа развития ООН (ПРООН)", [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/content/table-1-human-development-index-and-its-components/, (дата обращения: 11.08.2015).
Официальный сайт "Центр военно-политических исследований". [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eurasian-defence.ru/?q=node/23360, (дата обращения: 14.08.2015).
Biuletyn Informacyjny Nr 2/2015, Wydzial Promocji Handlu i Inwestycji Ambasady RP w Pradze, p. 8, [Электронный ресурс] Режим доступа: https://praha.trade.gov.pl/pl/BiuletynWPHI, (дата обращения 13.08.2015).
CEE Banking Sector: 2015 as a transition year, Raiffeisen bank [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rbb.bg/en/news-and-media-center/news/2015/cee-banking-sector-2015-transition-year/ , (дата обращения: 12.08.2015).
POLSKA, Handel zagraniczny 2014, Departament Analiz Strategicznych, Ministerstwo Gospodarki RP, [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.mg.gov.pl/files/upload/8437/Prezentacja%20HZ%202014.pdf , (дата обращения 13.08.2015).
Republika Czeska - Przewodnik po rynku, Wydzial Promocji Handlu i Inwestycji Ambasady RP w Pradze, Grudzien 2014, стр. 30.
W^GRY, Informacja o sytuacji gospodarczej i stosunkach gospodarczych z Polskq, Departament Analiz Strategicznych, Ministerstwo Gospodarki RP, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mg.gov.pl/Analizy+i+prognozy/Analizy+z+obszaru+handlu+zagranicznego, (дата обращения: 14.08.2015).
References
Bannikov A. YU. (2014) Evropejskie gruppirovki territorialnogo sotrudnichestva kak instrument regionalnoj politiki ES // Koncept. Sovremennye nauchnye issledovaniya. Volume 2. - ART 54576. Available at: http://e-koncept.ru/2014/54576.htm. - ISSN 2304-120X. (Accessed14.08.2015).
Habarta А. (2013) Vliyanie uchastiya stran Vyshegradskoj gruppy v ES na strukturu nacionalnogo hozyajstva/ A. Habarta // Vostochnaya Evropa. Perspektivy. №1-2 (January-june). р. 78.
Zarickij E.B. (2014) Evropa: reindustrializaciya vs. Deindustrializaciya//Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye ehkonomicheskie otnosheniya 8(117)2014, Available at: http://ecsn.ru/files/pdf/201408/201408_169.pdf , (Accessed 10.08.2015).
Shishelina L.N. (2010) Vishegradskaya Evropa: otkuda i kuda? Dva desyatiletiya po puti reform v Vengrii, Polshe, Slovakii i Chekhii"// pod red. L.N. Shishelinoj, izdatelstvo Ves Mir, M., р. 19.
Livencev N.N. (2006) Mezhdunarodnaya ehkonomicheskaya integraciya// pod. red. N.N. Livenceva, izd. Ekonomist, M., р. 321.
Official website "World Trade Ogranization", Available at:
http://stat.wto.org/Home/WSDBHome.aspx?Language=E , (Accessed 12.08.2015).
Official website "World Bank", Available at: http://data.worldbank.org/indicator/, (Accessed 11.08.2015).
Official website "Eurostat", Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/data/ , (Accessed 12.08.2015).
Official website "Russian News Agency TASS". Available at: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1047308, (Accessed 14.08.2015)
Official website "News Portal Rambler", Available at: http://news.rambler.ru/europe/21663251/, (Accessed 12.08.2015).
Official website "Organisation for Economic Co-operation and Development", Available at: http://stats.oecd.org/ , (Accessed 11.08.2015).
Official website "Central Statistic Office of Poland", Available at: http://swaid.stat.gov.pl/SitePages/StronaGlownaDBW.aspx, (Accessed 14.08.2015).
Official website "Embassy of the Republic of Poland in Bratislava", Available at: http://www.bratyslawa.msz.gov.pl/pl/wspolpraca_dwustronna/wspolpraca_gospodarcza/dwustronna_wspolpr aca_gospodarcza_polska_slowacja_2014_r_, (Accessed 12.08.2015).
Official website "United Nations Development Programme (UNDP)", Available at: http://hdr.undp.org/en/content/table-1-human-development-index-and-its-components/, (Accessed
11.08.2015).
Official website "Center for Military and Political Studies". Available at: http://eurasian-defence.ru/?q=node/23360, (Accessed 14.08.2015).
Biuletyn Informacyjny Nr 2/2015, Wydzial Promocji Handlu i Inwestycji Ambasady RP w Pradze, p. 8, Available at: https://praha.trade.gov.pl/pl/BiuletynWPHI, (Accessed 13.08.2015).
CEE Banking Sector: 2015 as a transition year, Raiffeisen bank Available at: http://www.rbb.bg/en/news-and-media-center/news/2015/cee-banking-sector-2015-transition-year/, (Accessed 12.08.2015).
POLSKA, Handel zagraniczny 2014, Departament Analiz Strategicznych, Ministerstwo Gospodarki RP, Available at: http://www.mg.gov.pl/files/upload/8437/Prezentacja%20HZ%202014.pdf, (Accessed 13.08.2015).
Republika Czeska - Przewodnik po rynku, Wydzial Promocji Handlu i Inwestycji Ambasady RP w Pradze, Grudzien 2014, стр. 30.
W^GRY, Informacja o sytuacji gospodarczej i stosunkach gospodarczych z Polskq, Departament Analiz Strategicznych, Ministerstwo Gospodarki RP, Available at:
http://www.mg.gov.pl/Analizy+i+prognozy/Analizy+z+obszaru+handlu+zagranicznego, (Accessed
14.08.2015).
EXPERIENCE OF REGIONAL INTEGRATION AND COOPERATION IN VISEGRAD GROUP
Author. Habarta, Andrzej. PhD (Economics), Associate Professor, World Economy Department, MGIMO-University; Leading Research Fellow, Institute of Europe RAS. E-mail: [email protected]
Abstract: The article focuses on issues of regional integration and cooperation between the countries of Central and Eastern Europe. The author suggests a typology of the countries in the region and describes special features of the socio-economic development of the region. Special attention is given to the following aspects: bilateral trade, investment cooperation, cross-border and transboundary cooperation.
Key words: Central and Eastern Europe countries, the Visegrad Group, regional integration, regional cooperation, cross-border cooperation, investment cooperation, foreign economic relations.