ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ НЕМЕЦКИХ
ШКОЛ В ТУРКЕСТАНЕ Иноятова Д.М. Email: Inoyatova6120@scientifictext.ru
Иноятова Диларам Манглиевна - доктор исторических наук, доцент, и.о. профессора, кафедра новейшей истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье на примере школьного образования немецкого населения Туркестана рассматриваются предпосылки возникновения и развития школ в Туркестане. История школьного образования немцев прослеживается от истоков образования до 1917-х годов ХХ века. Рассматривается уровень грамотности немецкого населения в сравнении с местными и другими европейскими переселенцами в Туркестан. В статье отмечено, что опыт традиционных народных немецких школ, был привнесен еще из Германии, и был распространен во всех местах компактного проживания немцев в России, а затем Туркестана.
Ключевые слова: Туркестан, школьное образование немцев, Евангелическо-лютеранская церковь, лютеране, католики, православные, меннониты.
EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF TRADITIONAL FOLK GERMAN SCHOOLS IN TURKESTAN Inoyatova D.M.
Inoyatova Dilaram Manglievna - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Acting
Professor,
DEPARTMENT OF CONTEMPORARY HISTORY OF UZBEKISTAN, FACULTY OF HISTORY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER M. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article examines the prerequisites for the emergence and development of schools in Turkestan using the example of the school education of the German population of Turkestan. The history of German school education can be traced from the origins of education to the 1917s of the twentieth century. The level of literacy of the German population in comparison with local and other European settlers in Turkestan is considered. The article notes that the experience of traditional German folk schools was brought back from Germany and was distributed in all places of compact residence of Germans in Russia, and then in Turkestan.
Keywords: Turkestan, German schooling, Evangelical Lutheran Church, Lutherans, Catholics, Orthodox Christians, Mennonites.
УДК 930.1
Начало школьному делу в русском Ташкенте положено в 1866 г. по инициативе тогдашней небольшой русской колонии, которая при содействии военного губернатора Дмитрия Ильича Романовского и с помощью частных пожертвований, открыла русскую школу для совместного обучения мальчиков и девочек. Серьезное внимание школьному образованию кроме первого Туркестанского генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана, уделяли А.Л. Кун и Н.П. Остроумов [1].
В данной статье на примере школьного образования немцев Туркестана рассматриваем политические, социально-экономические, духовные предпосылки возникновения и развития школ в Туркестане.
Первой группой немцев, селившихся в крае по мере его завоевания царскими войсками в 60-х годах XIX столетия были преимущественно выходцы из балтийских (остзейских) провинций - поданные России, многочисленные военные, чиновники и их семьи. Почти тогда же появляются и немцы, выходцы непосредственно из Германии, Австрии, Швейцарии, Дании, которые частью перешли в российское подданство. Так в 1869 году в Ташкенте было три прусских поданных и один саксонский [2], а в 1877 году - 17 поданных германских государств, 5 прусских, два саксонских и пять австрийских [3]. Другую группу составляли крестьяне-переселенцы из немецких колоний юга России и Поволжья, основавшие отдельные сельские поселения и занимавшиеся земледелием и скотоводством.
Почти во всех немецких селах имелись сельские школы, аналогичные тем, которые имелись в русских и украинских селах Туркестана. Сельский учитель -шульмейстер (s hulmeister), зачастую выполнял и функции кистера (kbster), вел воскресную службу и прочее. Он давал детям уроки Закона Божьего, основы лютеранского (меннонитского, католического) вероучения и нередко играл среди сельчан роль духовного авторитета. Почти в каждом селении был молитвенный дом, библиотека и хорошо оборудованная школа. Так, в Сырдарьинской области в немецком селе Константиновке Ташкентского уезда в 1912 г. в школе обучалось 137 детей. В Аулиеатинском уезде в 1917 г. в селе Николайполь в школе обучалось 39 человек, в селе Орловское в школе было 88 учеников, в селе Владимировке - 28, в селе Гогендорф - 11, в селе Андреевка - 25 и т.д. На территории Хивинского ханства в менонитском поселке Ак-Мечеть тоже имелась школа, в которой в начале XX века обучалось 15 детей [4]. Здание школы было построено прочно, комнаты расположены удобно. Здесь же помещение и для учителя.
Дети немцев, проживавших сравнительно небольшими группами в новых частях городов Туркестана, обучались в обычных русских начальных, профессиональных и средних школах вместе с учениками русской и других европейских национальностей. Дети наиболее состоятельных родителей-немцев обучались в гимназиях. Небольшое число детей немецкой национальности обучалось и в частных немецких школах.
Городских национальных школ имелось по всему Туркестану, только одна. Она была открыта в городе Ташкенте в 1902 г. при Евангелическо-лютеранской церкви, хотя разрешение на ее открытие последовало только в 1904 г. Первоначально школа размещалась в квартире пастора, который был и преподавателем. В 1906 г. приглашена преподавательница, а за тем две помощницы, из которой одна преподавала русский язык. В школе обучалось 40-45 детей обоего пола. Лютеранское общество давало на содержание школы до 1500 рублей в год. Затем школа помещалась в собственном здании при Евангелическо-лютеранской церкви, что причиняло прихожанам и пастору определенные неудобства. Большую роль в изыскании средств на постройку отдельного школьного здания сыграло Ташкентское евангелистско-лютеранское дамское благотворительное общество. 1 октября 1909 г. состоялось открытие нового школьного здания, состоящего из двух комнат для занятий, зала заседаний и двухкомнатной квартиры для преподавателя. Общие затраты составили 6.556 рублей, из которых 3.832 предоставило дамское благотворительное общество. В 1910 г. она причислена к Ш разряду частных школ [5]. Чистота и порядок школы, образцовые. Число учащихся возросло до 67, с которыми занимались учительница и две ее помощницы. Занятия велись по программе начальных церковно-приходских училищ прибалтийских провинций [6]. Находясь рядом с кирхой, она была своеобразным культурным центром. Она имела достаточно вместительный зал и сцену. По воскресеньям утром немцы-лютеране шли на службу, а вечером, если это было зимнее время, собирались в школе, где ставились спектакли, устраивались концерты, и проводились праздники [7].
Как отмечал, А.М. Матвеев, обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в начале XX века из-за недостатка мест в школе не все родители русских детей в
городах могли устроить своих детей в начальные, профессиональные, средние или другие городские школы. Зато в русских школах в сельской местности Туркестана всегда имелись свободные места. Родители почти всех немецких детей (в том числе и в городах), не смотря на трудности, добивались устройства своих детей в школы. Во всяком случае, в среднем у немцев в городах и в сельской местности была самая высокая грамотность по сравнению со всеми остальными европейцами, включая и русских.
Как отмечает В. Кригер перепись 1897 г. показала высокую грамотность немецкого населения в Туркестане. В Закаспийской области общий уровень грамотности всего составил 7,2%, а у немецкого 63,3%. У сельского населения показатели были соответственно ниже: 2,6% и 59,5%. В Теджинском уезде, где подавляющее большинство немецкого населения проживало в пос. Крестовом, насчитывалось 193 грамотных немца, из которых 143 человека были грамотны по-русски. Аналогичная ситуация складывалась в Сырдарьинской области. Здесь наибольшей грамотностью отличались протестанты, большинство из которых немецкого происхождения. Примечательно, что если у них практически не было разницы между мужчинами и женщинами в уровне грамотности, то у других народов наблюдались сильные различия. Например, если у немцев 70,4% мужчин и 67,4% женщин владели грамотою, у русских эти показатели составляли 59,2% и 34,3% соответственно, у евреев - 55,0 и 23,4%, у узбеков - 4,2 и 0,3%, у казахов - 2,4 и 0,1%, и так далее. Немецкого аграрного населения насчитывалось в области 1.196 человек, в том числе 540 грамотных по-русски и 262 - на других языках (видимо, на немецком). Некоторые чиновники не признавали полноценным образование, полученное в национальной школе. Из справки о положении колонистов села Степного: «Грамотность же в селении невысока - хорошо грамотных всего имеется более 25%, большая же часть или малограмотны, или же грамотны только по-немецки. Совершенно неграмотных насчитывается до 10 %» [8].
Таким образом, необходимо отметить, что, несмотря на высокий уровень грамотности среди немецкого населения, первые школы были школами чтения, в них не было профессиональных учителей, но сам факт появления даже такой упрощенной школы свидетельствует о стремлении сохранить устоявшуюся традицию обязательного обучения детей. Более того организация первых немецких школ происходили без участия государства. Учебные заведения содержали сами общины, они же заботились об учителях, контролировали посещения занятий детьми. Это были традиционные немецкие школы, опыт которых был привнесен еще из Германии, они получили распространение во всех местах компактного проживания немцев в России, а затем Туркестана.
Список литературы /References
1. Богод А. Просветительная работа среди национальных меньшинств. // Наука и Просвещение, журнал Народного комиссариата просвещения Туркреспублики, 1922. № 2; Добросмыслов. Ташкент в прошлом и настоящем. Ташкент, 1912; Флыгин Ю. Мой просвещенный друг Остроумов. Восток свыше. Духовное и литературно-историческое издание. Вып^Ш. Ташкент, 2004.
2. НА Уз. Ф.И-36, оп..1, д. 497.
3. НА Уз. Ф.И-36, оп..1, д. 1343.
4. Матвеев А.М.. К вопросу о выходцах из Германии в Средней Азии в конце XIX-начале ХХ века. Науч. труды ТашГУ, вып. 392. Ташкент, 1970.
5. Кнауэр Н.Х. Евангелическо-лютеранская церковь в Туркестане. К истории христианства в Средней Азии. Ташкент, 1998.
6. Rechenschaftsbericht des Kirchenrates der evangelisch- lutherischen Gemeinde zu Taschkent ür das Jahr 1909. Taschkent, 1910. S. 4-5.
7. НА Уз. Ф.34, оп.1, д.1288.
8. Кригер В. Рейн-Волга-Иртыш: из истории немцев Центральной Азии. Алматы: Дайк-Пресс, 2006.
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ УЗБЕКИСТАНА
Саипова К.Д. Email: Saipova6120@scientifictext.ru
Саипова Камола Давляталиевна - доктор исторических наук, доцент, кафедра новейшей истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье автор анализирует степень изученности вопроса истории национальных меньшинств Узбекистана. В статье собраны серьезные научные результаты исследований, проведенных не только в республике, но и в ведущих научных центрах и в высших учебных заведениях мира. Сегодня вопрос о национальных меньшинствах вызывает некий резонанс в обществе. Наша задача заключается в том, чтобы показать значимость данного исследования, так как сегодня миграционные процессы связаны тем или иным образом с национальными меньшинствами.
Ключевые слова: миграция, национальные меньшинства, научные исследования, научные центры, глобализация.
HISTORICAL REVIEW OF THE STUDY OF THE HISTORY OF NATIONAL SACRIFICES IN UZBEKISTAN Saipova K.D.
Saipova Kamola Davlyatalievna - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF CONTEMPORARY HISTORY OF UZBEKISTAN, FACULTY OF HISTORY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER MIRZO ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article, the author analyzes the degree of study of the issue of the history of national minorities in Uzbekistan. The article contains serious scientific results, carried out not only in the republic, but also in leading research centers and higher educational institutions of the world. Today the issue of national minorities causes a certain resonance in society. Our task is to show the significance of this study, since today migration processes are associated in one way or another with national minorities.
Keywords: migration, national minorities, scientific research, scientific centers, globalization.
УДК 37.035.6:39(575.1)
Происходящий в мире процесс глобализации ставит вопросы, связанные с национальным разнообразием, национальными меньшинствами, диаспорами в социально-духовной жизни стран мира, в ряд актуальных вопросов повестки дня. Широкие масштабы миграционных процессов, протекающих в настоящее время во всем мире, выдвигают в центр внимания проблемы, связанные с малочисленными группами национальных меньшинств в разных странах. Эти проблемы, проявляясь в той или иной степени в различных регионах мира, становятся причинами определенных конфессиональных, этнических, расовых, территориальных и другого