ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Study demographic and ethnic of the structure of the population of Turkestan Republic Saipova K.
Изучение демографической и этнической структуры населения Туркестанской АССР Саипова К. Д.
Саипова Камола Давляталиевна /Saipova Kamola - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется вопрос изучения демографической картины населения Туркестана в 1918-1924 годы. На основе архивных и письменных источников приведены богатые статистические материалы по данной проблеме.
Abstract: the article analyzes the question of the study of the demographic picture of the population in Turkestan 1918-1924 years. On base archive and written sources are brought a lot of statistical material on given that problem.
Ключевые слова: народ, демография, Туркестан, статистика, территория. Keywords: folk, demography, Turkestan, statistics, area.
Комплексное исследование социально-экономической, политической и культурной жизни народов Туркестана было немыслимо без восстановления объективной картины демографического и этнического развития среднеазиатского общества, что, в свою очередь, предполагало проведение системного анализа данных демографической статистики, определение особенностей и характерных черт ее развития в 1917-1924 гг.
Территория тогдашнего Туркестана и Степного края (нынешнего Казахстана), входящих в состав Российской империи, стала ареной мощного и своеобразного столкновения и взаимодействия идей и массовых движений, политических инноваций и традиций, а между тем не были выявлены даже базовые этнодемографические характеристики региона [1].
В этих условиях народы Средней Азии первоначально самоопределились в Туркестанскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР, провозглашенную в апреле 1918 года. Туркестанская АССР стала первой формой государственного самоопределения всех коренных народов Средней Азии - узбеков, туркмен, таджиков, казахов, киргизов и каракалпаков. Сближение и слияние наций в годы советской власти означало на практике поглощение русскими более мелких национальностей, средство насильственной русификации и ликвидации национальных культур [2].
Таблица 1. Население Туркестанской АССР в 1897 и 1911 гг. [3]
Области Пространство в кв. км Население по переписи 1897 г. Население к 1911 г.
Сырдарьинская 429890 1478398 1816500
Ферганская 125470 1572214 20420000
Самаркандская 76940 860021 960500
Семиреченская 335250 987863 1201500
Закаспийская 525540 382487 472500
итого 1493090 5280983 24871000
В республике проживали представители более 20 наций и народностей. По национальному составу преобладали узбеки, затем казахи, киргизы, таджики, туркмены, каракалпаки [4].
Крупной обособленной группой населения - 540,7 тыс. человек (9,5 % населения края) -являлись русские, преимущественно украинцы - переселенцы из Украины, Европейской России и Сибири; 202 тыс. русских жили в Ташкенте, Самарканде, Пишпеке, в городской области - и одна треть - 167,1 тыс. - в Сырдарьинской, остальные - в пределах Аулие-Атинского уезда, в долине рек Терс-Ассы и Талас; в Чимкентском уезде русские и украинцы составляли 8 % сельских
жителей на р. Арысь, в Мирзачуле. В целом на 1922 г. насчитывалось 4160 000 душ обоего пола, т. е. приблизительно 4/5 всего населения Туркестана [5].
Киргизы занимали Каракольский (Пржевальский), Пишпекский, Нарынский уезды Семиреченской области, часть Аулие-Атинского уезда Сырдарьинской области и некоторые районы Ферганской области (Ошский уезд, Джалал-Абадская волость Андижанского уезда) [6].
По данным той же переписи их численность составляла 634,8 тыс. человек, в том числе в Пишпекском уезде в 161,1 тыс.; Андижанском - 102,4; Аулиеатинском - 65,5, Пржевальском - 14,5 [7].
В 1917-1918 гг. киргизы испытывали на себе варварское отношение, «кулаки сжигали киргиз живыми, чтобы захватить их земли в Семиречье». Киргизы являлись типичными кочевниками, и, несмотря на развитие земледелия на окраинах киргизской степи, скотоводство оставалось главнейшим, но и почти исключительным занятием киргизского народа. В 1920 г. большая часть киргизского населения являлись безземельными и лишенными скота [8].
К 1918 г. в Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской, Семиреченской, Закаспийской областях Туркестанского края проживало не менее 100 тыс. татар. По Туркестану общее число татар достигало 37 тыс. чел. Не меньше их было и в областях Степного края. Заниженность официальных данных связана с тем, что татары часто выдавали себя за представителей других народностей. Следовательно, татары составляли не менее 1 % численности населения Туркестана.
Большинство проживавших в Туркестане татар переселилось из приволжских губерний и в целом из восточной России. В результате голода в 1921-1922 гг. татары в поисках защиты были вынуждены переселиться на территорию Туркестанской АССР. Так, например, за сентябрь-октябрь месяцы 1921 г. прибыло 50 тыс. душ взрослого населения.
Весной и летом голодного 1921 г. реформы землеустройства фактически проводились под лозунгом борьбы «с кулацким шовинизмом» и «ликвидации неправовых отношений между пришлым европейским и коренным населением, состоялось выселение точных русских крестьян - казаков из Семиречья. Последние расселились в Смеречинской, Ферганской и Самаркандской областях сравнительно недавно в 1906-1912 гг., в ходе столыпинских реформ аграрной реформы, когда в Туркестан было передано 438 тыс. семей. В Семиречье они основали около 300 крестьянских и казачьих поселков» [9].
Основным источником при исчислении населения Туркестанской Республики являлись итоги переписи населения 1920 г., охватившей все области, кроме Ферганской, так как из-за национально-освободительных движений регистраторы совершенно не могли проникнуть в сельские местности, а из городов целиком были описаны только Скобелев (Фергана) и Наманган. Остальные уездные города были переписаны только частично и обследованы не полностью [10].
Так, например, безудельный город Чуст совершенно не был описан, в Джетысуйской области перепись населения не производилась в двух кочевых волостях Лепсинского уезда Алакульского и Пограничной, на территории которых происходили в это время военные действия. В Сырдарьинской перепись не коснулась четырех пограничных с Ферганой волостей Ташкентского уезда, расположенных в долине реки Ангрена (притока Сырдарьи), где активно выступали борцы за независимость. В Самаркандской области не были описаны по той же причине три горных волости Самаркандского уезда и десять волостей Ходжентского уезда; в Туркменской - несколько селений Полторацкого уезда и почти все селения Красноводского (кроме тех, которые расположены вблизи уездного города и на островах Каспийского моря). В Амударьинской области перепись не производилась из-за противодействия населения в части Кунградской волости Чимбайского уезда, подвергшейся во время переписи нападению туркмен-иомудов, в двух киргизских и казахских волостях Шура-Ханского уезда, кочевавших в Кызылкумах, ввиду их отдаленности и необходимости организовать для их обследования специальную экспедицию, на что не хватало средств и людей, и на островах Аральского моря, для обследования которых также требовалась специальная экспедиция.
Особенное увеличение наблюдалось в Амударьинской области, где число жителей в Турт-Куле (единственном городе, бывшем в Амударьинском отделе в 1897 г.) возросло в две с половиной раза -на 165 %. В Туркменской области наблюдался неравномерный рост отдельных городов: в Мерве население увеличилось на 174 %, в Теджене - 160 %, в Полторацке - 88 %, только в Красноводске прирост составил - всего 4 % [11].
Мелкие посёлки с населением менее 100 душ составляли 16 % всех оседлых населений. Большинство их располагались в Андижанском уезде и Памирском районе. Численно преобладали средние по размерам кишлаки с населением от 101 до 500 душ (43 %) и от 501 до 1000 душ (23 %). Обращали на себя внимание большое число крупных кишлаков, где насчитывались свыше 1000 жителей (18 %). Особенно много последних было в Ферганском уезде - 27 %, затем в Наманганском - 23 %.
Уезды На одно селение приходилось жителей
В местных селениях В европейских поселках В среднем
Андижанский 714 84 632
Кокандский 732 208 617
Наманганский 939 595 937
Ошский 754 358 731
Памирский район 125 - 125
Ферганский 884 844 855
в среднем по области 694 162 672
По сравнению с остальными областями средние размеры кишлаков, населенных местными национальностями, очень были велики. Европейские поселки были незначительны по размерам.
Распределение оседлых населений по национальности жителей: в сельскохозяйственных переписях регистрировался не язык, а национальность домохозяев. В большинстве селений Ферганской области преобладали узбеки и родственные им народности, почти ассимилировавшиеся с ними: кашгарцы, кураминцы, кипчаки и каракалпаки.
Таблица 3. Распределение населения по национальности (1920 г.) [12]
Преобладающая национальность Число селений в уездах (по уездам)
Андижанский Кокандский Наманганский Ошский Памирский район Ферганский Всего
узбеки 229 582 184 38 1 232 1266
кипчаки 52 2 27 - - 3 84
кашгарцы 16 - 1 4 - 20 41
каракалпаки 15 2 4 - - 1 22
тюрки - - 1 4 - 12 17
курама 1 - 1 - - - 2
киргизы 157 21 52 138 - 135* 503
таджики 1 50 34 1 153 34 273
русские 68 6 2 12 - 3 91
эстонцы 3 - - - - - 3
смешанные 4 - - 4 - - 8
всего 546 663 276 201 154 440 2310
Как видно из таблицы, кишлаки, где преобладали узбеки, кашгарцы, курама и кипчаки, по типу ничем не отличались друг от друга. В Кокандском уезде они подавляли своей численностью все остальные селения, несмотря на значительное количество таджикских поселков. В Ошском уезде, напротив, преобладали киргизские поселки, а на Памирах - исключительно таджикские. В остальных трех уездах наблюдалась пестрота различных диаспор.
Литература
1. ИноятовХ. Ш. Октябрьская революция в Узбекистане. Ташкент: Госполитлитер., 1958. С. 305.
2. ТурсуновХ. Т. Образование Узбекской Советской Социалистической Республики. Ташкент, 1957.С. 32.
3. Статистический ежедневник. 1917-1923 гг., ЦСУ Туркестанской Республики. Ташкент, 1924. Т. I. С. 42, 44-47.
* Вместе с Алтайскими сельскими обществами Найманской волости.
4. Отчет о деятельности СНК и Экономического Совета Туркестанской Республики. Ташкент: ТЭС, 1922. С. 53.
5. Киргизы // Жизнь национальностей. Москва, 1919. № 13 (21). С. 77.
6. ЦГА РУз., Ф.Р.86, оп. 1, д. 3332, лл. 24-25. Согласно переписи за 1926/1927 гг.
7. СафаровГ. Национальный вопрос и пролетариат. М.: Петроград, 1922. С. 187.
8. Киргизы. Хозяйственный быт степей // Жизнь национальностей. Москва, 1919. № 13 (21). С. 119; Туркестанские проблемы // Жизнь национальностей. Москва, 1920. № 22 (79). С. 223.
9. Зарубин И. И. Список народностей Туркестанского края. Л., 1925. С. 13.
10. Литвинов П. П. Антитатарская политика царизма в Средней Азии и Казахстане // Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995. С. 378.
11. Расулов А. Такдир та;озаси билан Туркистонга келиб долган татарлар // Жамият ва бош;арув. Тошкент, 2003. № 4. С. 73.
12. Полян П. Не по своей воле. История и география миграций в СССР. М.: ОГИ-Мемориал, 2001. С. 54.
13. Перепись населения в Туркестанской Республике. Материалы всероссийских переписей. Вып. 4. Ташкент: Издание ЦСУ Туркреспублики, 1924. С. 22.
History of the development tolerates relations to invalid on base study written sources of the east thinkers of Central Asia Halikulova H.
История развития толерантного отношения к инвалидам на основе изучения письменных источников восточных мыслителей Средней Азии
Халикулова Х. Ю.
Халикулова Хулкар Юлдашевна /Halikulova Hulkar - старший научный сотрудник, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: это статья о толерантном отношении людей к инвалидам. С древних времен люди на востоке относились к инвалидам с толерантностью и заботились о них. Эти отношения формировались на основе религиозных верований. Именно Авеста является фундаментом формирования толерантности по отношению к инвалидам. В ней отражены слова «Добрая мысль, доброе слово, доброе дело». В статье доказывается, что в Авесте уделяется особое внимание не лечению, а предотвращению инвалидности. Священная книга Авеста также взывает всех к заботливости по отношению к людям с ограниченными возможностями и бедным. Abstract: this article about a tolerant attitude of the people to invalids. It is carried out in the Avesta meaning in relation to persons with disabilities. Since ancient times, people in the east were treated with tolerance. The nature of attitudes towards disability and life of every nation is based on the mentality and religious relations that nation. Especially, in Central Asia in ancient times, human life was determined on the basis of religious beliefs. For example the pre-Islamic religion Zorastrism religion was existed. In it there are the words «good thoughts, good words, good work». This is proof of the tolerant attitude to the disabled. The holy book of Zorastrism in the Avesta also called all for tolerance towards people with disabilities and the poor.
Ключевые слова: Авеста, виндедат, бедное, слепое, немое, простое общество, отношение, земля. Keywords: Avesto, vendidat, poor, blind, dumb, primitive community, relationship, land.
Каждое суверенное государство разрабатывает и осуществляет собственную политику в самых разнообразных сферах своей деятельности и общественной жизни. В общегосударственной, национальной политике формируется сложная система самостоятельных, взаимосвязанных между собой разделов, политик.
Одно из важнейших задач государственной политики современного Узбекистана является сохранение в стране обстановки мира и спокойствия с целью обеспечения благоприятных условий для успешного политического и социально-экономического развития страны в целом и для реализации прав и свобод каждого человека. Мощным фактором при этом выступают толерантность, мир и согласие в узбекском обществе.
Толерантность представляет собой весьма важную общественную ценность, которая способствует формированию в обществе атмосферы взаимопонимания и недопущения конфронтации.