Научная статья на тему 'ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «БОЛЬШОЙ АЛТАЙ»'

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «БОЛЬШОЙ АЛТАЙ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная программа / сетевое взаимодействие / программы двойных дипломов / модель междисциплинарной магистерской программы / educational program / networking / double degree programs / interdisciplinary master’s program model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Жданова, О М. Крайник

В статье представлен опыт разработки и реализации основных профессиональных образовательных программ уровня магистратуры с использованием сетевой формы, при которой партнером при реализации образовательной деятельности выступает зарубежный вуз. Представленная модель Кейса магистерских программ основана на разработке совместного учебного плана, позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся и дает возможность получения двух дипломов по смежным образовательным программам. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе. В статье также описан опыт работы профессиональных сообществ и проектных групп, отражающий специфику моделирования индивидуально-образовательного маршрута. Представленный материал позволяет сделать вывод, что предложенная модель Кейса магистерских программ позволяет формировать особое образовательное пространство для обучающихся двух и более вузов-партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE NETWORK FORM OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTER “BOLSHOI ALTAI”

The article presents experience of developing and implementing the main professional educational programs of the master’s level using a network form, in which a foreign university acts as a partner in the implementation of educational activities. The presented case model of master’s programs is based on the development of a joint curriculum, allows forming individual educational trajectories of students and makes it possible to obtain two diplomas in related educational programs. The developed model is implemented in a specific educational process. The article also describes the experience of professional communities and project groups, reflecting the specifics of modeling an individual educational route. The presented material allows us to conclude that the proposed case model of master’s programs allows forming a special educational space for students of two or more partner universities.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «БОЛЬШОЙ АЛТАЙ»»

- постановка и принятие цели действия;

- выработка критериев достижения цели;

- поиск возможных путей решения и их средств.

Наиболее важными задачами в формировании готовности к коммуникативному взаимодействию в проектной деятельности являются следующие [8]:

- задачи на анализ наличной (образовательной) ситуации, на выбор и обоснование проектных решений из обусловленных заранее вариантов, на прогнозирование последствий предлагаемых решений и др.;

- задачи на формулировку замысла проекта (идей преобразования), на постановку обобщенной цели проекта, на разработку модели проектного продукта и др.;

- на построение коммуникации в проекте, на поиск и планирование коммуникативных ресурсов, на определение вариантов взаимодействия с заинтересованными сторонами проекта;

- на подготовку презентации проектного (образовательного) продукта;

Библиографический список

- на управление временем, ресурсами, командой и качеством проекта, собой в конкретной ситуации, в том числе на формирование команды проекта и распределение ролей и др.;

- а также задачи по экспертизе и оценке проектного продукта с последующей рефлексией коммуникаций и взаимодействием в проектной работе.

В дальнейшем планируется более подробная проработка данной проблемы для развития методической базы образовательного пространства, что позволит выделить конкретные формы и приемы педагогического взаимодействия в совместных проектах.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что процесс решения всех проектных задач предполагает активное коммуникативное взаимодействие между участниками проекта, эффективность которого будет зависеть от применяемых в ходе этого взаимодействия форм и методов педагогической работы, от учета поставленных задач и последовательности их решения.

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г N 608н. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1511/

2. Асадуллин РМ., Кирьякова А.В., Фролов О.В. Аксиологический квартет культуры профессиональной деятельности современного учителя. Педагогика. 2018; № 8: 20 - 28.

3. Kazikin A.V., Lesher O.V., Tulupova O.V. Development of communicative creativity in masters of technical universitety. Methodological aspect Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017; Т. 7, № 9: 29 - 40.

4. Лешер О.В., Копанева О.В. Коммуникативная готовность педагогов к инновационной деятельности. Сборник статей III (VIII) Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием в рамках Петербургского международного образовательного форума Международной очно-заочной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ЧУ ДПО «Академия Востоковедения», 2020.

5. Дуранов Е.М., Лешер О.В., Наумов В.П. Управленческое общение и его педагогическая адаптация. Челябинск, Факел, 1996.

6. Kiryakova A.V., Olkhovaya T.A., Myasnikova T.I. Axiological self-determination of university students in the contemporary media landscape. Middle East Journal of Scientific Research. 2013; Т. 17, № 2: 182 - 186.

7. Лешер О.В., Сафиуллина Л.М. О поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009; № 11: 76 - 83.

8. Кирьякова А.В. Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете. Педагогический журнал Башкортостана. 2017; № 3 (70): 11 - 19.

9. Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании. Санкт-Петербург: Питер, 2011.

10. Kopaneva O.V., Lesher O.V. Interpersonal conversation of students in the context of intercultural communication. Colloquium-journal. 2020.

11. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. Москва: «Когито-Центр», 2006.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2018.

References

1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. N 608n. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

2. Asadullin R.M., Kir'yakova A.V., Frolov O.V. Aksiologicheskij kvartet kul'tury professional'noj deyatel'nosti sovremennogo uchitelya. Pedagogika. 2018; № 8: 20 - 28.

3. Kazikin A.V., Lesher O.V., Tulupova O.V. Development of communicative creativity in masters of technical universitety. Methodological aspect Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017; T. 7, № 9: 29 - 40.

4. Lesher O.V., Kopaneva O.V. Kommunikativnaya gotovnost' pedagogov k innovacionnoj deyatel'nosti. SbornikstatejIII (VIII) Vserossijskojochno-zaochnojnauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem v ramkah Peterburgskogo mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo foruma Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: ChU DPO «Akademiya Vostokovedeniya», 2020.

5. Duranov E.M., Lesher O.V., Naumov V.P. Upravlencheskoe obschenie i ego pedagogicheskaya adaptaciya. Chelyabinsk, Fakel, 1996.

6. Kiryakova A.V., Olkhovaya T.A., Myasnikova T.I. Axiological self-determination of university students in the contemporary media landscape. Middle East Journal of Scientific Research. 2013; T. 17, № 2: 182 - 186.

7. Lesher O.V., Safiullina L.M. O polikul'turnoj napravlennosti obrazovaniya studentov vuza v processe izucheniya inostrannogo yazyka. VestnikChelyabinskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; № 11: 76 - 83.

8. Kir'yakova A.V. Aksiologicheskie dominanty podgotovki pedagogov v universitete. Pedagogicheskijzhurnal Bashkortostana. 2017; № 3 (70): 11 - 19.

9. Funtov V.N. Osnovy upravleniya proektami v kompanii. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.

10. Kopaneva O.V., Lesher O.V. Interpersonal conversation of students in the context of intercultural communication. Solloquium-journal. 2020.

11. Lomov B.F. Psihicheskaya regulyaciya deyatel'nosti. Izbrannye trudy. Moskva: «Kogito-Centr», 2006.

12. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: MOD'EK, 2018.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Zhdanova E.A., Cand of Sciences (Engineering), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Kraynik O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE NETWORK FORM OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTER "BOLSHOI ALTAI". The article presents experience of developing and implementing the main professional educational programs of the master's level using a network form, in which a foreign university acts as a partner in the implementation of educational activities. The presented case model of master's programs is based on the development of a joint curriculum, allows forming individual educational trajectories of students and makes it possible to obtain two diplomas in related educational programs. The developed model is implemented in a specific educational process. The article also describes the experience of professional communities and project groups, reflecting the specifics of modeling an individual educational route. The presented material allows us to conclude that the proposed case model of master's programs allows forming a special educational space for students of two or more partner universities.

Key words: educational program, networking, double degree programs, interdisciplinary master's program model.

Е.А. Жданова, канд. техн. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

О.М. Крайник, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «БОЛЬШОЙ АЛТАЙ»

В статье представлен опыт разработки и реализации основных профессиональных образовательных программ уровня магистратуры с использованием сетевой формы, при которой партнером при реализации образовательной деятельности выступает зарубежный вуз. Представленная модель Кейса магистерских программ основана на разработке совместного учебного плана, позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся и дает возможность получения двух дипломов по смежным образовательным программам. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе. В статье также описан опыт работы профессиональных сообществ и проектных групп, отражающий специфику моделирования индивидуально-образовательного маршрута. Представленный материал позволяет сделать вывод, что предложенная модель Кейса магистерских программ позволяет формировать особое образовательное пространство для обучающихся двух и более вузов-партнеров.

Ключевые слова: образовательная программа, сетевое взаимодействие, программы двойных дипломов, модель междисциплинарной магистерской программы.

В современном образовательном пространстве получение образования, которое было бы абсолютно доступным для всех категорий социума (в том числе и представителей иностранных государств) и отвечало инновационным требованиям развития экономики, а также наиболее актуальным потребностям общества и каждого человека - одна из основных целей в области высшего образования. Наряду с действующими законодательными актами и нормативными документами [1; 2; 3] в 2020 году в Российской Федерации произошли важные законодательные изменения в области высшего образования [4; 5], которые позволяют расширить возможности сетевого взаимодействия образовательных и научных организаций, индустриальных партнеров при разработке и реализации образовательных программ, включая обеспечение персонализированного обучения и его прикладной направленности, что обусловливает актуальность рассматриваемого в статье подхода.

Использование международного партнерства обеспечивает интернационализацию образовательных программ, являющуюся ключевым фактором повышения конкурентоспособности образования в современном мире. В этом плане основная задача исследования и его практическая значимость - описание опыта разработки и реализации модели междисциплинарных магистерских двудипломных программ с использованием сетевой формы с вузами-партнерами стран Большого Алтая и Центральной Азии. При этом к преимуществам реализуемых в сетевой формеобразовательных программ,пстенциальноводущимк повышению качества образования, относятся задействование высококвалифицированного кадрового совтавы,псвользсвание новейшего инновацпоннтгосТо-рудования, применение (в том числе на безвозмездной основе) материально-технического и инфраструктурного кенснечнним об^повырельной деакешвтосниза счет объединения ресурнов онгайм^г^н^нХ^с^м^'^Д^Ркнпоть^1кмнквар^йКбн^нойни и индивидуализация образовательных траекторий и др. При таком подходе университеты сохраняют за тгНой сеьевнхкнзат-модействия, которая позволяет увеличить ресурсы талантов и инфраструктуры, обеспечить широту охватеман^вланнй кcтжщнхциноинapншьть oЛтнзтрмыeвlх-ных программ.

Стратегия опережающего развития международного интеграционного центра образования, науки, академических обменов и межкультурного взаимодействия со странами Большого Алтая и Центральной Азии - приоритетное направление развития АлтГУ в рамках проекта Приоритет 2030, предусматривающее повышение конкурентоспособности университета через расширение экспорта образования и научно-образовательных проектов на основе сетевого взаимодействия с вузами стран Большого Алтая и Центральной Азии.

Всего в университете обучается 2 776 зарубежных студентов из 25 стран мира; реализуются 43 международные программы двойных дипломов по разным направлениям подготовки, уровней обучения; 23 образовательные программы с вузами-партнерами стран Центральной Азии и 5 междисциплинарных международных магистерских программ двойных дипломов в рамках Научно-образовательного центра «Большой Алтай»; 11 сетевых программ с вузами Центральной Азии через включенное обучение. Происходит регулярный обмен преподавателями и студентами, за год численность приглашенных в АлтГУ НПР достигла 70 чел., входящая академическая мобильность студентов - 353 чел./год, исходящая 462 чел./год. Всего на программах магистратуры из вузов стран Большого Алтая параллельно обучаются более 100 студентов.

Многолетний дружественный диалог с вузами-партнерами стран Центральной Азии позволил создать устойчивый пул университетов, с которыми реали-зултсuпpщроaомнl днщTныx диппюмтн. НазЩблоeобкeшный опыт реализации таких программ - с Евразийским национальным университетом им Л.Н. Гуми-л-^ Канахсьим нргвoвaлркнщyкннeрситтмноимeви Аль-Фараби, Северо-восточным университетом, Шэньян (КНР), Восточно-Казахстанским университетом нм. С.^инжлыжна.Каьаысккм пермгогическим университетом

им. Аблр, Kнlхгыттнимрaщйeхжлзнымбнинeтшнтeтк>шим. Ж. Баласагына.

Модель разработки и реализации в АлтГУ образовательных программ жпомнз lнaгвттpлeооы, нмеющьх мепцнсвинлтварный характер и дающих возможность одновременного обучения в двух вузах (один из которых иностран-ьыь) в, рooмвмтмтвeнвш, нoоyнонРйднyушвлмoмoв,нтммках реализации проекта «Тюркский мир Большого Алтая»: единство и многообразие в истории и совре-

Модельразработки и реализации Кейсамагистерскихпрограмм

Ммждмшжм<вoшым пм<вмктшым группы ведущих специалистов т (вЫв-нта щнмeмшщы жвтжщнтщкщй тюмкщвщдщщй мщшдщвщлмoмшщы нн вузов-экспертов и вузов-партнеров стр-п Рщннщщй Кжнжхнтжпж н Кырдынст-пж + пул заказчиков магистерских программ

основные аспекты формирования образовательного Кейса

базовые сквозные и специализированные профессиональные компетенции

Технологии мжнмжЫщткщ н нщнoжшщы ОП, методики пммпщoжлжшщЫй щштмдмщмщлжшшым м нжпмщнжмщ пщтммЫщтмвмм н шжмeшымщ щннвмoщлжшщымщ

срок обучения V АлтГУ+1/2 вуз партнер

проектный портфель по заказу вузов партнеров и заказчиков

Согласованная ммждм лмнжмщ-пжмтшммжмщ пмщдмжммж мждщнтмжтммы oлщмшых 0щпвщмщл пж щншщлм индивидуального трека и проектного щЫмeмшщы + включенность мтмoмштщл т ммшмшщм научных задач т щЫвжнтщ ммвртщoщнцщпвщшжмшых алтаистических щннвмoщлжшщм т щштмммнжх ммдщщшщл

Бщвршщдщ Автжы

ЗАЩИТА ВКР АЛТГУ

ДИПЛОМ

ЗАЩИТА ВКР ВУЗ-ПАРТНЕР

I

ДИПЛОМ

Трудоустройство

менности» получила довольно высокую оценку и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и региональных органов исполнительной власти Алтайского края. Кейс магистерских программ в рамках реализуемого университетом проекта привлек внимание ведущих вузов Казахстана и Кыргызстана в плане подготовки будущих специалистов для тюркологии, алтаистики и иных востребованных отраслей экономики регионоведческой направленности.

Для реализации указанной модели созданы 5 международных проектных групп, в состав которых вошли ведущие специалисты в области изучения алтаи-стики, тюркологии и монголоведения из вузов-экспертов и вузов-партнеров стран России, Казахстана и Кыргызстана. В рамках экспертных обсуждений по основным содержательным и организационным вопросам образовательного проекта, прошедших совместно с вузами-экспертами и вузами-партнерами, скоординированы основные аспекты формирования Кейса образовательных программ.

Практикоориентированность создаваемых основных профессиональных образовательных программ уровня магистратуры обусловила необходимость формирования пула заказчиков, куда вошли следующие представители:

- национально-культурных автономных центров и общественных организаций стран Большого Алтая и Центральной Азии;

- российско-азиатских совместных предприятий;

- органов государственной власти России и Центральной Азии;

- учреждений профессионального образования России и Центральной

Азии;

- Ассоциации азиатских университетов.

Профильная направленность разработанных и реализуемых магистерских программ сформирована, прежде всего, с учетом фундаментальных научных исследований в рамках научно-образовательного проекта, а также на основе анализа потребностей рынка труда (акцент - трансграничность территорий) и запросов на компетенции. Данные положения легли в основу формируемых базовых сквозных и специализированных профессиональных компетенций, связанных с этнокультурными и этносоциальными аспектами развития стран Большого Алтая.

Созданные международные проектные группы на совместных обсуждениях определили технологии разработки и создания основных профессиональных образовательных программ уровня магистратуры, а также современные, инновационные технологии и методики преподавания, интегрированные с запросами работодателей, заинтересованных экспертных сообществ, потребителей этих стран и проводимыми научными исследованиями. Так, в структуру и содержание основных профессиональных образовательных программ включены модули, ориентированные на осознание и воплощение в будущей профессиональной деятельности идей общих культурных и цивилизационных ценностей, взаимосвязи исторических корней, наиболее эффективных хозяйственно-экономических связей, востребованной в современном обществе культуры цифрового взаимодействия, а также не менее важного сегодня аспекта, связанного с предупреждением угроз безопасности (проявление национального экстремизма, религиозного преследования, распространение идей пантюркизма, а также искаженных трактовок наиболее значимых для народов России и стран Большого Алтая и Центральной Азии событий общей истории).

Кроме того, результатом проведенных онлайн- и офлайн-встреч стали официальные соглашения между вузами-партнерами о реализации магистерских двудипломных программ, обеспечивающих подготовку специалистов нового формата. Прежде всего, такие специалисты ориентированы на мировую конкуренцию выпускников, поскольку в основе образовательных программ - индивидуализация обучения через построение индивидуальных образовательных траекторий, проектное обучение, предполагающее разработки реальных проектов по заказу работодателей, а также постоянная включенность студентов в решение научных задач в области мультидисциплинарных алтаистических исследований в интересах регионов БА.

Безусловно, получение образования по описанной выше модели имеет очевидные преимущества:

- формирование наиболее востребованных в современном цифровом обществе компетенций как универсальной, так и профессиональной направленности лучшими специалистами - преподавателями двух (и, возможно, более) стран;

- реальная возможность обменных академических стажировок обучающихся в научных центрах вузов-партнеров;

- прохождение практики, в том числе в форме стажировок, на базе представителей заказчиков;

- получение двух дипломов за один период обучения, имеющих законный статус в двух государствах, и гарантированное трудоустройство.

Результатом профессиональной работы экспертов, руководителей программ со стороны АлтГУ и вузов партнеров, российских и зарубежных заказчиков явились 5 междисциплинарных программ магистратуры по трем направлениям: социально-экономическому, гуманитарному и естественно-научному - Кейс международных междисциплинарных проектно- и практико-ориентированных магистерских программ с возможностью получения двух дипломов по следующим направлениям подготовки:

- естественнонаучный профиль: 09.04.03 Прикладная информатика: «Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Се-

верной и Центральной Азии»; 05.04.01 География: «Пространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии»;

- социально-экономический профиль: 38.04.01 Экономика: «Трансграничная торговля в центральной Азии: менеджмент и маркетинг»;

- гуманитарный профиль: 41.04.01 Зарубежное регионоведение: «Этни-ка тюрко-монгольского мира в современных арт-практиках»; 42.04.01 Реклама и связи с общественностью: «Социальная безопасность медиапространства Большого Алтая».

Реализуемые с 1 сентября 2021 года основные профессиональные образовательные программы уровня магистратуры в большей степени ориентированы на иностранных граждан, но на 1 курс в этом году поступили и выпускники российских университетов.

Целостность и практикоориентированность Кейса образовательных программ обусловливает его уникальность для образовательной парадигмы: разработанные образовательные программы уровня магистратуры полностью коррелируют с научными направлениями, представленными в проекте по тюркологии, а у обучающихся-магистрантов есть реальная возможность погрузиться в деятельность представленных научных школ и продолжить обучение в аспирантуре вузов-партнеров.

Помимо разработки и реализации обозначенных выше инновационных практико- и проектно-ориентированных образовательных программ магистратуры, основными направлениями деятельности в рамках образовательного блока проекта стали следующие:

- создание платформы «Цифровой Большой Алтай», основной целью которой является интеграция научного, образовательного и просветительского контентов, включение онлайн-курсов для программ магистратуры, в том числе отдельных модулей на английском языке;

- организация и сопровождение программ ДПО для сети базовых школ, колледжей и учреждений ДПО в странах тюрко-монгольского мира, в содержание обучения которых интегрируется образовательный контент научного проекта «Тюркский мир ''Большого Алтая"»;

- разработка методических рекомендаций в помощь преподавателям для реализации дисциплин регионоведческой направленности.

В современном образовательном пространстве у вузов Российской Федерации, реализующих программы двойных дипломов с университетами стран Центральной Азии, к сожалению, имеется множество актуальных серьезных проблем, что обусловливает необходимость регулярной поддержки эффективности разработки и реализации таких программ с обеих сторон.

Нормы в сфере образования в странах Большого Алтая и Центральной Азии расходятся достаточно существенно, порой сложно находить возможности, во-первых, для согласования таких программ на уровне разных стран с учетом разных образовательных подходов, во-вторых, для их реализации в соответствии с законодательством конкретной страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, образовательные стандарты наших стран, в рамках которых разрабатываются и реализуются образовательные программы, обладают своей национальной ориентированностью, тем не менее процессы глобализации, происходящие в современном социуме, диктуют необходимость находить общие точки соприкосновения в разнице подходов к формированию программ.

Обозначим наиболее существенные проблемы:

- сроки проведения приемной кампании, зачисления, выдачи документов об образовании разные, при этом существуют и различия в подходах выделения бюджетных мест в странах-партнерах;

- различные сроки обучения;

- различие в названии и кодах укрупненных групп направлений / специальностей и их обязательных составных частей;

- достаточно длительное согласование учебных планов, обусловленное различными подходами образовательных стандартов к количеству зачетных единиц, наполнению обязательными дисциплинами и т.п.;

- односторонняя мобильность обучающихся;

- различия в статистической и иной отчетности образовательных организаций высшего образования разных стран.

Прорывным документом, в котором закреплено понятие «сетевая образовательная программа» и разъяснена ее организация, стал совместный Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства Просвещения РФ №882/391 от 05.08.20 «Об организации и осуществлении образования при сетевой форме реализации образовательных программ». Однако данный документ не регламентировал некоторые аспекты: так, необходима доработка процедур для совместной реализации программ с иностранными вузами. В настоящее время на законодательном уровне с учетом анализа образовательных траекторий разных стран активно рассматриваются возможности унификации перечней реализуемых направлений подготовки, специальностей, а также национальных классификаторов. В этом плане механизмы сближения присваиваемых квалификаций имеют особое значение при реализации образовательных программ с использованием сетевой формы. Пока эти задачи не решены, в первую очередь необходимо усиление администрирования собственных процессов организации сетевого взаимодействия; создание локальных нормативных актов для их регулирования; совершенствование процессов маркетинга и набора для привлечения абитуриентов на программы двойных дипломов.

Безусловно, стремление вузов-партнеров к эффективному взаимодействию, развитие взаимовыгодного сотрудничества в сфере образования на интернациональном уровне возможно и применимо на практике только при соблюдении всеми сторонами условий гарантии качества образования. И уже сегодня совместно нужно решать задачи по повышению квалификации преподавательского и управленческого состава наших вузов, постоянно внедрять инновационные подходы, новые формы образовательных технологий в учебный процесс, сохраняя собственные традиции университетов наших стран.

Наше общее с зарубежными вузами будущее видится, прежде всего, в расширении пула уникальных магистерских программ двойных дипломов с использованием сквозной проектной работы как в профессиональных, так и в научных областях. Использование высокотехнологичного оборудования и передовых кадровых ресурсов обеспечит индивидуализацию и практикоориентированность обучения.

В приемную кампанию 2022 г АлтГУ и зарубежные вузы-партнеры стран Большого Алтая и Центральной Азии презентовали совместную разработку и реализацию новых международных междисциплинарных магистерских программ:

Библиографический список

- 41.04.01 Зарубежное регионоведение, профиль «Политика и экономика регионов Азии»;

- 41.04.01 Зарубежное регионоведение, профиль «Тюркология»;

- 40.04.01 Юриспруденция, профиль «Правовые системы тюркских государств: обеспечение интеграционных процессов»;

- 01.04.02 Прикладная математика и информатика, профиль «Наука о данных и компьютерные технологии в биологии и медицине»;

- 50.04.03 История искусств, профиль «Этнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии».

Таким образом, реализация образовательных программ с использованием сетевой формы сегодня имеет широкие перспективы, дает целый ряд преимуществ, позволяющих повысить эффективность использования интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов организаций-партнеров, обеспечить вариативность и индивидуализацию образовательных траекторий, интернационализацию образования, что в широком смысле способствует повышению качества образования.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3. Avialable at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

2. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).

3. Об определении направления подготовки (специальности) иностранного образования. Письмо Рособрнадзора от 14.04.2017 № АБ-3766/06-1086. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342968/

4. Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110027

5. Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30.07.2020. Available at:

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ. Avialable at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

2. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 28.08.2015 № AK-2563/05 «O metodicheskih rekomendaciyah» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaciyami po organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti s ispol'zovaniem setevyh form realizacii obrazovatel'nyh programm»).

3. Ob opredeleniinapravleniya podgotovki (special'nosti) inostrannogo obrazovaniya. Pis'mo Rosobrnadzora ot 14.04.2017 № AB-3766/06-1086. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_342968/

4. Ob organizacii i osuschestvlenii obrazovatel'noj deyatel'nosti pri setevoj forme realizacii obrazovatel'nyh programm. Prikaz Minobrnauki Rossii № 882, Minprosvescheniya Rossii № 391 ot 05.08.2020. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110027

5. Ob utverzhdenii Poryadka zacheta organizaciej, osuschestvlyayuschej obrazovatel'nuyu deyatel'nost', rezul'tatov osvoeniya obuchayuschimisya uchebnyh predmetov, kursov, disciplin (modulej), praktiki, dopolnitel'nyh obrazovatel'nyh programm v drugih organizaciyah, osuschestvlyayuschih obrazovatel'nuyu deyatel'nost. Prikaz Minobrnauki Rossii № 845, Minprosvescheniya Rossii № 369 ot 30.07.2020. Available at:

Статья поступила в редакцию 30.11.21

УДК 378

Sagdy Ch.T, Doctor of Sciences (Biology), Professor, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuva State University (Tyva, Russia), E-mail: [email protected]

Khuren-ool S.Kh, Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuva State University (Tyva, Russia),

E-mail: [email protected].

Damba I.N., senior teacher, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Tuva State University (Tyva, Russia),

E-mail: [email protected]

PROJECT ACTIVITIES WHEN FORMING A DEVELOPING SUBJECT-SPACE ENVIRONMENT IN PRESCHOOL INSTITUTIONS. The article discusses experience of organizing project activities in developing a subject-spatial environment in preschool educational institutions. The aim of the study is project activity in the formation of a developing subject-spatial environment in preschool educational institutions. Currently, the project method is being actively introduced and widely used in preschool education. Examples of their implementation by preschool teachers in the Republic of Tyva are presented. The above projects are practically implemented in many kindergartens in the regions of the republic. The work contains some fragments of a master class on the topic "Yurt as a symbol of beauty of the surrounding horizon", conducted by teachers of Chechek kindergarten at Kyzyl-Mazhalyk Village of Barun-Khemchik Region of the Tyva Republic.

Key words: preschool organization, developing subject-spatial environment, project, implementation, preschool teachers.

Ч.Т. Сагды, д-р биол. наук, проф., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

С.Х. Хурен-оол, канд. ист. наук, доц., Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected]

И.Н. Дамба, ст. преп., Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассмотрен опыт организации проектной деятельности при формировании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях. Целью исследования является проектная деятельность при формировании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время проектный метод активно внедряется и широко используется в дошкольном образовании. Представлены примеры его реализации педагогами дошкольного образования в условиях Республики Тыва. Приведенные проекты нашли применение во многих детских садах районов республики. В работе приведены некоторые фрагменты мастер-класса "Дээр уктуг делгем еем, улу уктаан-уран-чараш еем". - «Юрта - символ красоты окружающего горизонта», проведенного воспитателями детского сада «Чечек» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва.

Ключевые слова: дошкольная организация, развивающая предметно-пространственная среда, проект, реализация, педагоги дошкольной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.