ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МАГИСТРАТУРА УНИВЕРСИТЕТА ШОС
Научный интерес к данной теме обусловлен активизацией процессов интернационализации и интеграции в сфере образования. Интернационализация позиционируется как важная часть образовательной политики стран современного мира и предполагает не только индивидуальную академическую мобильность преподавателей и студентов, интеграцию международного измерения в образовательные программы, но и институциональное партнерство. В статье представлен анализ опыта партнерства, накопленный в рамках деятельности Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС). В процессе исследования осуществлялся сравнительный анализ современных нормативно-правовых и программных документов, регламентирующих реализацию образовательных программ УШОС, обобщение опыта вузов-партнеров, анкетирование и интервьюирование студентов, обучающихся в РУДН по направлению «Педагогика» в рамках УШОС. В статье акцентируется внимание на направлении подготовки «Педагогика»; совместные магистерские программы по педагогике рассматриваются как частное проявление тенденции интернационализации педагогического образования, подчеркивается их вклад в подготовку педагогов, способных осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной среде, проводить научные исследования и профессионально развиваться
Г. П. Иванова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, руководитель магистерской программы по направлению «Педагогика» УШОС, Российский университет дружбы народов, г. Москва
E-mail: [email protected] Galina P. Ivanova DSc (Education), Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Head of the "Pedagogy" Master Program, Shanghai Cooperation Organization University, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow
Как цитировать статью: Иванова Г. П., Логвинова О. К. Интернационализация педагогического образования: магистратура университета ШОС // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 4 (41). С. 115-123.
О. К. Логвинова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, г. Москва
E-mail: [email protected] Olga K. Logvinova PhD (Education), Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow
в международном контексте. Выявляются современные проблемы реализации совместной магистерской программы по направлению «Педагогика» в вузах-партнерах. Обосновывается актуальность сравнительно-педагогических исследований, востребованность анализа национальной специфики и приоритетных направлений развития образования в странах-партнерах, необходимость поиска эффективных путей совместного решения значимых проблем.
Ключевые слова: интернационализация, высшее образование, педагогика, единое образовательное пространство, Университет ШОС.
Введение. В современном мире одним из ключевых факторов развития систем высшего образования становится процесс интернационализации. Сложность, многокомпонентность данного процесса обусловливают существование различных подходов к его определению [17]. Традиционно интернационализация рассматривается в контексте интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в задачи, функции и методы обучения в сфере высшего образования [5; 13; 15]. В настоящее время многие отечественные и зарубежные исследователи разделяют идею о том, что интернационализация должна выступать инструментом повышения качества высшего образования, обеспечивать доступ к международному образованию для всех обучающихся [9; 11; 14; 16].
Интернационализацию высшего образования необходимо рассматривать как стремительно меняющуюся парадигму. Она позиционируется как важная часть образовательной политики стран современного мира и предполагает не только индивидуальную академическую мобильность преподавателей и студентов, интеграцию международного измерения в образовательные программы, но и институциональное партнерство.
Яркий пример такого партнерства и уникальный проект евразийского образовательного пространства — Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), который функционирует как сеть уже существующих университетов в государствах — членах ШОС, а также в странах — наблюдателях и партнерах по диалогу [10].
История становления Университета ШОС, его структура, перспективы развития являются сегодня предметом многочисленных исследований [2; 7; 12]. Значительное внимание уделяется анализу опыта участия в проекте отдельных вузов [4; 8], проблемам реализации совместных магистерских программ по ряду приоритетных направлений [3].
Открытие в 2014 году направления подготовки «Педагогика» при-
дало новый импульс сотрудничеству в сфере образования и развитию единого евразийского образовательного пространства, актуализировало включение российского педагогического образования в международный контекст. Однако его реализация в рамках Университета ШОС требует научного осмысления, поиска научно-обоснованных подходов к решению постоянно возникающих нестандартных проблем в условиях поликультурной образовательной среды.
Цель статьи. В данной статье направление подготовки «Педагогика» в рамках Университета ШОС рассматривается в контексте интернационализации высшего образования, анализируется опыт головного (базового) вуза, выявляются актуальные проблемы и перспективы реализации совместных магистерских программ.
Методология и методы исследования. В процессе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: осуществлялся сравнительный анализ современных нормативно-правовых и программных документов, регламентирующих реализацию образовательных программ УШОС, обобщение опыта вузов-партнеров, анкетирование и интервьюирование студентов, обучающихся в РУДН по направлению «Педагогика» в рамках УШОС.
Результаты исследования.
В настоящее время Университет ШОС объединяет 82 ведущих университета государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. Основная миссия УШОС — осуществление скоординированной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям / направлениям подготовки, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств — членов Шанхайской организации сотрудничества [1, с. 5]. Изначально в 2010 году в УШОС было введено пять взаимосогласованных направлений подготовки: регионоведение, экология, энергетика, 1Т-технологии, нанотехноло-гии. В 2013 году на заседании Совета ректоров базовых вузов УШОС было принято решение о введении новых направлений — «Экономика» и «Педагогика». В рамках VII Недели образования государств — членов ШОС «Образование без границ», проходившей 21-22 мая 2014 года на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, состоялся круглый стол «Модернизация процесса подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Евразийского
пространства». На заседании были представлены презентации потенциальных магистерских программ по направлению «Педагогика», участники утвердили перечень модулей основной образовательной магистерской программы по направлению «Педагогика» УШОС, рекомендовали тематику магистерских исследований, а также определили приоритетные направления совместных научных исследований в области педагогики. В перечень согласованных приоритетных направлений исследований были включены такие актуальные проблемы, как теория и практика интернационализации в условиях образовательного пространства УШОС, социализация студенчества в вузах — партнерах УШОС, теория и практика электронной дидактики в системе инновационного евразийского образования, генезис гуманистических идей национального образования в пространстве УШОС и др.
В рамках VIII Недели образования государств — членов ШОС «Образование без границ» и V Совещания министров образования государств — членов ШОС, проходивших 6-9 октября 2014 года на базе Алтайского государственного университета, были подписаны соглашения о совместной подготовке магистров по двум новым направлениям -«Экономика» и «Педагогика». Первоначально к направлению «Педагогика» присоединились 19 университетов ШОС. Головным (базовым) вузом по реализации данного направления является Российский университет дружбы народов. Для Московского педагогического государственного университета, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы и Таразского государственного университета им. М. Х. Дулати данное направление стало приоритетным [10].
Открытие направления «Педагогика» рассматривается сегодня в качестве одного из определяющих социально-педагогических условий успешной реализации Концепции УШОС. Как отмечает Р. М. Асадуллин, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, «именно в рамках направления «Педагогика» возможно дальнейшее развитие педагогических идей в евразийском контексте, модернизация процесса подготовки профессиональных кадров для многоуровневой модели педагогического образования, реализация модели преподавателя вуза нового типа, способного обеспечивать условия для учебно-научного проектного взаимодействия субъектов образовательного процесса в сетевом формате» [2, с. 11].
В настоящее время в рамках направления «Педагогика» открыты следу-
ющие магистерские программы: «Педагогика и психология», «Педагогика и психология высшего образования», «Социальная педагогика».
В Российском университете дружбы народов магистерская программа «Педагогика и психология» по направлению «Педагогика» в рамках Университета ШОС начала реализовываться в 2015 / 2016 учебном году. Обучение осуществляется на основе утвержденного Совместного рабочего учебного плана и Стабильного учебного плана.
В 2015 / 2016 учебном году РУДН подписал двухсторонние соглашения о реализации магистерских программ с тремя вузами-партнерами: Евразийским национальным университетом им. Л. Н. Гумилева (Казахстан), Казахским национальным университетом имени аль-Фараби (Казахстан) и Северо-Восточным педагогическим университетом (КНР).
За два учебных года в рамках магистерской программы «Педагогика и психология», в соответствии с государственными квотами, прошли обучение 10 иностранных студентов, из них — 3 студента из КНР и 7 студентов из Казахстана.
Обучение по магистерской программе «Педагогика и психология» предполагает теоретическую подготовку с акцентом на технологический контекст педагогической деятельности, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в таких видах профессиональной деятельности, как преподавание в системе профессионального образования, научно-исследовательская деятельность и организационно-управленческая деятельность. Содержание магистерской программы включает в себя систему дисциплин, направленных на изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области теории и практики высшего образования, основных концепций профессиональной педагогики, особенностей индивидуально-личностного развития студентов, современных методик и технологий обучения в системе вузовского образования.
В соответствии со Стабильным учебным планом значительное количество кредитов (6 ЗЕТ) отводится на дисциплину «Сравнительная педагогика». Ее основная цель — формирование у обучающихся открытого педагогического мышления, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития образования в современном мире. В процессе изучения дисциплины у магистрантов развиваются умения самостоятельно осуществлять сравнительный анализ систем дошкольного, общего, высшего, дополнительного образования в России
и за рубежом, при этом приоритет отдается бинарным компаративным исследованиям «Россия — Казахстан», «Россия — Китай», а также выявлению и анализу проблем современного евразийского образовательного пространства. Аудиторные занятия сочетаются с регулярными полевыми исследованиями.
Опрос магистрантов позволяет сделать вывод о позитивной оценке и высокой степени удовлетворенности программой. Все студенты подчеркивают тот факт, что они получают уникальную возможность проведения магистерского исследования в рамках двух научных школ, на базе двух ведущих университетов. Научное руководство магистерскими диссертациями осуществляется параллельно учеными вузов-партнеров, что существенно расширяет границы исследования. Тематика магистерских исследований разрабатывается с учетом специфики образовательной среды РУДН — международно-ориентированного вуза, где обучаются представители 154 стран мира,— и охватывает широкий спектр проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в поликультурной среде вуза, воспитанием патриотизма в условиях поликультурного общества, этнокультурным и поликультурным образованием.
Обучение для студентов из Казахстана завершается получением двух дипломов государственного образца: российского и казахстанского, а также сертификата УШОС. Студенты из Китая в настоящее время получают диплом своего университета и сертификат УШОС, поскольку их обучение в РУДН пока ограничивается полугодовой стажировкой.
Несмотря на определенный положительный опыт, анализ сложившейся практики реализации данной программы позволяет выделить комплекс актуальных, требующих своевременного решения проблем:
- урегулирование процедуры согласования образовательных программ, методик обучения и оценки качества знаний, уровня сфор-мированности компетенций обучающихся с учетом национальных особенностей систем образования;
- повышение профессиональной компетентности преподавателей и сотрудников вузов-партнеров, их готовности осуществлять педагогическую и научно-исследовательскую деятельность в международном контексте;
- развитие академической мобильности преподавателей вузов-партнеров как одной из форм интернационализации высшего
профессионального образования;
- организация социально-педагогического сопровождения обучающихся в инокультурной среде, их академическая и социокультурная адаптация.
Заключение. Магистерские программы по направлению подготовки «Педагогика» в рамках Университета ШОС являются частным проявлением современной тенденции интернационализации высшего образования и вносят вклад в подготовку педагогов, способных осуществлять профессиональную деятельности в поликультурной среде, проводить научные исследования и профессионально развиваться в международном контексте. Эффективность реализации данного проекта зависит в числе прочего от знания его участниками специфики систем образования стран-партнеров, готовности преподавателей вузов-партнеров организовывать процесс обучения с учетом этнокультурных особенностей обучающихся, исторически сложившихся национальных образовательных традиций.
Реализация совместных программ обучения в области педагогического образования актуализирует сравнительно-педагогические исследования. Первостепенное значение приобретает выявление общих тенденций и национальной специфики, анализ приоритетных направлений развития образования в странах-партнерах, поиск эффективных путей совместного решения значимых проблем.
В связи с этим большой интерес представляют результаты компаративных исследований, осуществляемые научными коллективами Института стратегии развития образования РАО [6], в частности результаты проекта «Образование на постсоветском пространстве: двадцать лет спустя», исследования, посвященные анализу актуальных интеграционных тенденций в сфере образования в современном мире.
Литература
1. Аналитический доклад. Университет ШОС как инструмент интеграции образовательных систем государств — членов ШОС // Алтайский государственный университет: [сайт]. URL: http://www.asu.ru/files/documents/00009828.pdf (дата обращения: 30.03.2017).
2. Асадуллин Р. М. Многоуровневая интеграция как основа сетевого взаимодействия вузов-партнеров // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2014. № 19. С. 7-12.
3. Белукова Е. С. Сотрудничество государств-членов ШОС в сфере высшего образования: Университет ШОС как успешная модель партнерства // Вестник МГЛУ 2013. № 8. С. 142-147.
4. Буркова Т. А. Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмул-
лы в составе УШОС // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2016. № 1 (81). С. 53-58.
5. Джуринский А. Н. Интернационализация высшего образования в современном мире // Педагогика. 2004. № 3. С. 83-92.
6. Иванова С. В. Организационно-деятельностные формы развития компаративных исследований образовательного пространства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 5 (32). С. 68-74.
7. Исламова З. И., Семенова Г. Е., Саитова Л. Р. Идеи Евразийского проекта в образовательном пространстве УШОС // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 3. С. 67-72.
8. ОмурбековаМ. Международное сотрудничество в развитии высшей школы Кыргызстана // Государственная служба. 2015. № 6. С. 79-81.
9. Стенина Т. Л., Чамчиян А. О. Анализ содержания понятия «интернационализация высшего образования» в контексте педагогики // Наука и школа. 2016. № 2. С. 69-75.
10. Университет Шанхайской организации сотрудничества: [сайт]. URL: http://uni-sco.ru (дата обращения: 30.03.2017).
11. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 3 (15). С. 203-211.
12. Филиппов В., Юйхуа С. Роль Университета ШОС в сопряжении образовательных пространств Евразии // Государственная служба. 2015. № 6. С. 15-17.
13. Altbach P. G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // The NEA 2006 Almanac of Higher Education: [сайт]. URL: http://www.nea.org/assets/img/ PubAlmanac/ALM_06_03.pdf (дата обращения: 30.03.2017).
14. Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in global higher education: Tracking an academic revolution. Paris: UNESCO. 2009. 22 p.
15. Coelen R. Why Internationalize Education? // International Higher Education. 2015. № 83. P. 4-5.
16. DeWitH. Internationalization of Higher Education in the United States of America and Europe: A Historical, Comparative, and Conceptual Analysis. Westport: Greenwood Press, 2002. 288 p.
17. Knight J. Internationalization Remodeled Definition, Approaches, and Rationales // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8. № 1. P. 5-31.
References
• Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in global higher education: Tracking an academic revolution. Paris: UNESCO. 2009. 22 p.
• Altbach, P. G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // The NEA 2006 Almanac of Higher Education. Available online: http://www.nea.org/assets/img/ PubAlmanac/ALM_06_03.pdf (accessed on: 30.03.2017).
• Analiticheskiy doklad. Universitet SHOS kak instrument integratsii obrazovatel'nyh system gosudarstv-chlenov SHOS. Available online: http://www.asu.ru/files/documents/00009828.pdf (accessed on: 30.03.2017) [In Rus].
• Asadullin R. M. Mnogourovnevaya integratsiya kak osnova setevogo vzaimodeistviya vuzov-partnerov // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. 19. 7-12 [In Rus].
• Belukova E. S. Sotrudnichestvo gosudarstv-chlenov SHOS v sfere vysshego obrazovaniya: Universitet SHOS kak uspeshnaya model' partnerstva // Vestnik MGLU. 2013. 8. 142-147 [In Rus].
• Burkova T. A. Bashkirskiy gosudarstvennyi pedagogicheskiy universitet imeni M. Akmully v sostave USHOS // Vestnik Akademii nauk Respubliki Bashkortostan. 2016. 1(81). 53-58 [In Rus].
• Coelen R. Why Internationalize Education? // International Higher Education. 2015. № 83. Pp. 4-5.
• DeWit H. Internationalization of Higher Education in the United States of America and Europe: A Historical, Comparative, and Conceptual Analysis. Westport: Greenwood Press, 2002. 288 p.
• Dzhurinskiy A. N. Internetsionalizatsiya vysshego obrazovaniya v sovremennom mire // Pedagogika. 2004. 3. 83-92 [In Rus].
• Filippov V., Yuihua S. Rol' universiteta SHOS v sopryazhenii obrazovatel'nyh prostranstv Evrazii // Gosudarstvennaya sluzhba. 2015. 6. 15-17 [In Rus].
• Filippov V. M. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya: osnovnie tendentsii, problemy iperspektivy // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnie otnosheniya. 2015. 3(15). 203-211[In Rus].
• Islamova Z. I., Semenova G. E., Saitova L. R. Idei Evraziyskogo proekta v obrazovatel'nom prostranstve USHOS // Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana. 2015. 3. 67-72 [In Rus].
• Ivanova S. V. Organizatsionno-deyatel'nostnye formy razvitiya komparativnyh issledovaniy obrazovatel'nogo prostranstva // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. 5 (32). 68-74 [In Rus].
• Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8. № 1. Pp. 5-31
• Omurbekova M. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v razvitii vysshei shkoly Kyrgyzstana // Gosudarstvennaya sluzhba. 2015. 6. 79-81 [In Rus].
• Stenina T. L., Chamchiyan A. O. Analiz soderzhaniya ponyatiya "internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya" v kontekste pedagogiki // Nauka I shkola. 2016. 2. 69-75 [In Rus].
• Universitet Shanhaiskoy Organizatsii Sotrudnichestva. Available online: http://uni-sco.ru/ (accessed on: 30.03.2017).