Научная статья на тему 'Опыт разработки и реализации демографической политики в Республике Саха (Якутия)'

Опыт разработки и реализации демографической политики в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пахомов Александр Алексеевич, Мостахова Татьяна Семеновна

Для решения демографической проблемы, которая сегодня названа в числе фундаментальных проблем развития государства и гражданского общества, в Республике Саха (Якутия) еще в 1999 году была принята Концепция демографической политики. Ее реализация позволила несколько стабилизировать демографическую ситуацию. Республика занимает 14-е место по индикатору развития человеческого потенциала среди регионов России. С учетом новых социально-экономических условий принята Концепция семейной и демографической политики в PC (Я) до 2015 г., комплексно объединившая меры по улучшению положения семьи и по оптимизации демографических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и реализации демографической политики в Республике Саха (Якутия)»

Над чем работают ученые

УДК 314(57.56)

Опыт разработки и реализации демографической политики в Республике Саха (Якутия)

А.А. Пахомов, Т. С. Мостахова

Для решения демографической проблемы, которая сегодня названа в числе фундаментальных проблем развития государства и гражданского общества, в Республике Саха (Якутия) еще в 1999 году была принята Концепция демографической политики. Ее реализа11ия позволила несколько стабилизировать демографическую ситуацию. Республика занимает 14-е место по индикатору развития человеческого потенциала среди регионов России. С учетом новых социально-экономических условий принята Концепция семейной и демографической политики в PC (Я) до 2015 г., комплексно объединившая меры по улучшению положения семьи и по оптимизации демографических процессов.

То solve the demographic problem currently recognized among the fundamental problems of state and civil society development, the Concept of the Demographic policy was adopted in the Sakha Republic in 1999. Its implementation allowed us to stabilize the demographic situation. The republic holds the 14-th place by the index of human potential development among Russia?s regions. Regarding the new social and economic conditions, the Concept of the Family and Demographic policy in the Sakha Republic (Yakutia) up to 2015 was adopted, it comprises the measures on family living condition improvement and optimization of demographic processes.

Демографическая ситуация в Республике Саха (Якутия) характеризуется как положительными тенденциями, так и присутствием многих нерешенных проблем, которые требуют принятия дальнейших мер по улучшению процессов воспроизводства населения.

Актуальность семейной и демографической политики была особенно подчеркнута в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, где он назвал демографическую проблему в числе фундаментальных проблем развития государства и гражданского общества. Президент Российской Федерации указал на необходимость «мер по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности...». Низкая рождаемость была названа президентом как «общенациональная проблема». Он подчеркнул: «В стране все больше семей, имеющих только одного ребенка. Нам необходимо повысить престиж материнства и отцовства, создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей».

Такая озабоченность вопросами развития семьи и демографического потенциала объективно обус-

ПАХОМОВ Александр Алексеевич, Постоянный представитель РС (Я) при Президенте РФ, д.э.н.;

МОСТАХОВА Татьяна Семеновна, зам. начальника отдела семьи, детства и демографической политики Комитета по делам семьи и детства при Президенте РС (Я), к.э.н.

ловлена проблемами, которые присущи сейчас семье и демографическим процессам.

Учитывая необходимость государственного регулирования демографических процессов как одного из элементов национальной безопасности, в 1999 году в республике была принята Концепция демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2005 года.

Целью демографической политики в Республике Саха (Якутия) является создание условий для устойчивого и качественного развития населения региона.

Для реализации Концепции был принят План первоочередных действий по улучшению демографической ситуации на 2002-2003 гг.

Отдельные меры по регулированию демографических процессов вошли отдельным блоком в Программу семейной политики в РС (Я) на 1997-98 гг., Программу стабилизации и повышения уровня жизни населения РС (Я) и другие программные документы. До этого также предпринимались определенные меры для улучшения демографической ситуации. В частности, в 1993 году по указу президента всем женщинам, впервые ставшим матерями, было выдано по 100 тыс. руб. (в ценах того года). Кроме того, по указу президента были введены кредит-пособия молодоженам и единовременные пособия на рождение ребенка.

С целью улучшения демографической ситуации и поддержки семей с детьми приняты Указ Президента РС (Я) «Об открытии лицевых счетов детям,

родившимся в 2000 году» и Указ от 05.01.2001 г. №1300 «О государственной поддержке семьи в Республике Саха (Якутия)». Согласно Указу Президента № 1300 «О государственной поддержке семьи в Республике Саха (Якутия)», всем детям, родившимся 3-м и более по порядку рождения, открывались лицевые счета в размере 10 тысяч рублей.

Также, согласно этому указу, в качестве поддержки молодых семей лицевые накопительные счета по 25 000 руб. также открываются семьям выпускников дневных отделений вузов и ССУЗов, направляющихся на работу в сельскую местность республики, и по 10 000 руб. сиротам, вступившим в брак в возрасте до 30 лет. Таким образом, мерами данного указа предполагается закрепить достигнутые успехи по стабилизации рождаемости.

Решение этой задачи предполагалось также Указом Президента РС (Я) «О новом этапе индивидуального жилищного строительства на селе в РС (Я)». В частности, в нем указывается, что сумма кредита, полученного на строительство жилья, будет частично погашена при рождении детей (при рождении 3-х детей на 75%, при обзаведении подсобным хозяйством - еще на 25%, т.е. в итоге кредит будет погашен полностью). Мерами данного указа также будут решаться задачи стабилизации в области рождаемости [1].

Кроме того, в республике, как и в других регионах России, действует система оказания государственной поддержки семей с детьми, предусмот-

ренная Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

С1998 года на основании указа Президента РС (Я) одинокие матери получают повышенное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 2,5 лет.

В столице республики г.Якутске в 2000 году было введено столичное пособие многодетным семьям. Пособие назначается многодетным семьям с детьми в возрасте до 10 лет в размере 150 рублей на каждого ребенка ежемесячно.

В целях регулирования миграции были разработаны Республиканская миграционная программа и Программа о мерах по обеспечению выезда граждан за пределы республики, рассчитанные до 2000 года.

Реализация демографической политики позволила несколько стабилизировать демографическую сипуацию.

Наиболее значимой тенденцией демографического развития республики в последнее время было сокращение абсолютной численности населения [2]. Впервые за послевоенный период в республике с 1991 г. стала наблюдаться убыль населения. По сравнению с переписью населения 1989 года число жителей республики сократилось на 146тыс. чел., в том числе по городской местности-на 123,1 тыс.чел., по сельской местности - на 22,9 тыс. чел.

Иная динамика численности населения возникла с 2003 года. Число жителей республики за 2003-2005 гг. возросло с 948,6 (данные, уточненные по результатам переписи населения 2002 года) до 951,1 тыс., т.е. на 2,5 тыс. человек (рис. 1). Это весьма неплохой резулыапгос-ле более 10-летнеш уменьшения численности населения.

600,0

200,0

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003* ?004* 2005" В Все население ■ Городское население □ Сельское население

Рис. 1. Динамика численности населения РС (Я) за 1990-2005 гг.

Сокращение числа жителей республики происходило в большинстве улусов (районов) республики. Наиболее заметное сокращение численности наблюдалось в северных районах промышленного освоения. Интенсивный миграционный отток, повлиявший на снижение численности, был связан именно с сокращением объемов производства в промышленности и переселением из неперспективных поселений.

Сокращение сельского населения было не столь значительно, поскольку сельская местность, где основную часть жителей составляет коренное население, традиционно отличалась высокой рождаемостью и соответственно многодетностью. Существенную роль играла и менее значительная миграционная подвижность сельчан.

А фактом, ставшим «катализатором» столь пристального общественного внимания, можно назвать сокращение абсолютной численности населения.

Рассуждая о динамике численности населения, следует упомянуть, что проблемы в развитии народонаселения в том или ином масштабе, в скрытом или явном виде присутствовали на протяжении ряда лет, но не были удостоены внимания, пока не «грянул гром» - т.е. пока число россиян не стало неумолимо сокращаться, угрожая демографической безопасности страны.

Следует согласиться с Н.М.Римашевской, что «потеря людских ресурсов, независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношении становится не только внутриполитической, но и геополитической проблемой» [3].

Действительно, численность населения—это немаловажный фактор межбюд- 25000 жетных отношений, на кото-

20000 -|

рыи ориентируются многие ^ экономические расчеты и нор- § 15000 " мативы [4]. Численность -это р Ю000 -и фактор экономического благополучия, «веса» страны в мировой табели о рангах.

Естественный прирост в целом по республике пока сохраняется. По сравнению с остальными регионами Яку-

тия даже выделяется высокими его показателями. Однако совершенно новой чертой в формировании населения стало не просто общее снижение, которое происходит за счет миграционного оттока, но и естественная убыль населения, которая была отмечена впервые в 1993 в Алданском и в 1995 г. в Усть-Майском улусах. В 2002 г. депопуляция (превышение смертности над рождаемостью) была характерна для 6 улусов. Если в 2003 году депопуляция была характерна для 4 улусов республики (Алданский, Оймяконский, Олекминский и Усть-Май-ский), то в 2004 г. - для 7 улусов (районов). В Олек-минском улусе депопуляция не повторилась, а к предыдущим улусам добавились Аллаиховский, Верхнеколымский, Нижнеколымский и Усть-Янс-кий. В основном это промышленные районы, относящиеся к старопромышленному типу освоения, для которого свойственна относительно «старая» возрастная структура населения.

Республика Саха (Якутия) характеризуется относительно высоким уровнем рождаемости по сравнению со средним российским уровнем (табл. 1) и многими другими российскими субъектами.

Таблица 1

Общие коэффициенты рождаемости за 1990 -2004 гг. ( %о )

Годы РФ РС(Я) Годы РФ РС(Я)

1990 13,4 19.6 1998 8,8 13,7

1991 12,1 18.0 1999 8,3 13,0

1992 10,7 16.4 2000 8,7 13,5

1993 9,4 15.7 2001 9,1 13,6

1994 9,6 15.7 2002 9,8 14,3

1995 9,3 15.0 2003 10,2 15,0

1996 8,9 14,3 2004 10,4 15,5

1997 8,6 13,8

С 90-х годов происходило снижение рождаемости как в относительных, так и в абсолютных показателях. Это снижение было свойственно и городскому, и сельскому населению (рис. 2).

I все население ■ городское население

I сельское население

Рис. 2. Динамика числа родившихся

За последние годы в динамике рождаемости стали отмечаться позитивные изменения - рост абсолютного числа родившихся и общего коэффициента рождаемости. Благодаря активной политике в области рождаемости начиная с 1995 г. снижение рождаемости замедлилось. По итогам 2000 -2004 гг. даже отмечен рост рождаемости - как абсолютный, так и относительный.

Одним из существенных моментов является рост внебрачной рождаемости. Внебрачная рождаемость - это тот показатель текущей демографической статистики, который косвенно показывает распространение новых, неофициальных форм брака (сожительство, гражданский брак, кон-сенсуальный брак и т.п.).

Статистические данные свидетельствуют, что внебрачная рождаемость у женщин растет (табл. 2). В отдельных улусах доля «внебрачных» детей доходит до 60%.

На динамику числа родившихся значительное влияние оказывают структурный фактор, а именно состав и численность женщин репродуктивно-

го возраста. Согласно данным Государственного комитета по статистике РС (Я), численность женщин фертильного возраста уменьшилась с 299,9 тыс. чел. в 1990 году до 277,2 тыс. в начале 2004 года. Существенно снизилась численность средних возрастных групп (25-39 лет). Более всего увеличилась численность женщин 40-44 и 45-49 лет.

Хотя в последние годы намечается некоторая стабилизация рождаемости, она происходит на низком уровне, который не может обеспечить даже простого воспроизводства населения. Несмотря на общие достаточно негативные тенденции динамики рождаемости за долгосрочный период, практика последних лет показывает, что есть вполне определенные возможности влияния на процессы рождаемости через меры демографической политики.

В области смертности населения в последние годы в Якутии отмечается стабилизация (табл. 3). Коэффициент смертности ниже, чем в целом по РФ.

Постепенный рост коэффициентов смертности происходил как среди городского, так и среди сельского населения (рис. 3).

Таблица 2

Удельный вес детей, рожденных вне зарегистрированного брака в Республике Саха (Якутия) за 1990-2003 гг.

1990 1995 1999 2000 2002 2003 2004

Всего родилось детей, чел. 21662 15731 12724 13147 13887 14224 14854

В т.ч. у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке(%) 17,9 23,0 32,2 32,7 33,8 35,0 35,9

Таблица 3

Динамика общего коэффициента смертности, %о

Годы РС(Я) РФ Годы РС(Я) РФ

1990 6,8 11,2 1998 8,9 13,6

1991 6,9 11,4 1999 9,6 14,7

1992 8,0 12,2 2000 9,6 15,4

1993 8,8 14,5 2001 9,6 15,6

1994 9,9 15,7 2002 10,0 16,3

1995 9,8 15,0 2003 10,2 16,4

1996 9,3 14,3 2004 10,2 16,0

1997 9,0 13,8

102 _

Наука и образование, № 1(41), 2006

1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004

годы

□ Город И Село

Рис. 3. Динамика общего коэффициента смертности городского и сельского населения РС (Я)

Особую социальную значимость имеет младенческая смертность. В целом за 1990-2004 гг. младенческая смертность значительно снизилась (табл. 4). Если в 1990 году умерло 436 детей, не дожив до 1 года, то в 2003 году этот показатель снизился до 194. Однако предварительные итоги 2004 года вновь отметили некоторый рост числа детей, умерших в возрасте до 1 года.

По сравнению с 1990 годом произошло уменьшение коэффициента младенческой смертности с

19,9 до 13,5%о, в том числе среди городских жителей с 19,1 до 12,8%о и в сельской местности с 21,1 до 14,6%0.

Если по городской местности снижение младенческой смертности продолжилось, то в сельской местности за 2004 год произошло некоторое увеличение этого показателя - с 12,7 до 14%о.

В результате неблагоприятной обстановки со смертностью продолжительность жизни в республике все еще остается ниже, чем в России (табл. 5).

Таблица 4

Младенческая смертность в Республике Саха (Якутия), %о

Годы РС(Я) РФ Годы РС(Я) РФ

1990 19,9 17,4 2000 17,6 15.3

1995 19,5 18,1 2001 17,5 14,6

1996 19,4 17,4 2002 15,2 13,3

1997 19,3 17,2 2003 13,2 12,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1998 19,7 16,5 2004 13,5 11,6

1999 18,9 16,9

Таблица 5

Ожидаемая продолжительность жизни населения в Республике Саха (Якутия), число лет

1990-91 1995-96 2000 2001 2002 2003 2004

Республика Саха (Якутия)

Оба пола 66,6 62,7 64,6 64,4 64,8 64,0 64,2

Мужчины 62,0 57,0 58,9 58,4 58,9 58,1 58,5

Женщины 71,3 69,5 71,2 71,4 71,7 70,6 70,7

Российская Федерация

Оба пола 69,0 64,6* 65,3 65,3 64,8 65,1 65,3

Мужчины 63,5 58,3* 59,0 59,0 58,5 58,8 58,9

Женщины 74,3 71,7* 72,2 72,3 72,0 72,0 72,3

Таким образом, ситуацию в области смертности населения Республики Саха (Якутия) в настоящее время нельзя оценить как благоприятную, но тем не менее появились некоторые обнадеживающие тенденции. Несмотря на снижение общего показателя и абсолютного числа умерших наблюдается рост коэффициентов смертности в отдельных возрастных группах, высокой остается смертность трудоспособного населения. Сохраняется значительный разрыв между этими показателями у мужчин и женщин. В структуре причин смерти продолжают преобладать причины экзогенного характера. Ожидаемая продолжительность жизни остается низкой по сравнению со среднероссийскими показателями. Уровень в 70 лет, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения, едва достигнут только по женскому населению.

Таким образом, демографическая ситуация в Республике Саха (Якутия) имеет достаточно благоприятную картину по сравнению с Российской Федерацией в целом. По индикатору человеческого развития Якутия занимает 14-е место среди регионов России [5]. Однако и в ней присутствует достаточное число проблем, требующих решения через реализацию мер демографической политики.

В настоящее время активно происходит процесс трансформации семьи, изменяется иерархия жизненных ценностей, в которой не всегда семья и дети занимают первые позиции. Соответственно политика в отношении семьи и населения, для того, чтобы быть эффективной, должна адекватно отражать сегодняшние реалии.

Исходя из этого в Республике Саха (Якутия) постановлением Правительства РС (Я) №230 от 22.04.2005 г. принята Концепция семейной и демографической политики до 2015 года.

Демографические процессы - рождаемость и смертность, брачность и разводимость - главным образом осуществляются в семье, и соответственно меры по воздействию на них также могут осуществляться через семью. Именно поэтому в но-

вой концепции объединены два направления политики - семейная и демографическая.

Целью является обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной и жизнеохранитель-ной функций; создание условий для устойчивого и качественного развития демографического потенциала региона; повышение качества жизни населения, определяющего позитивное социальное развитие семьи, личности, общества, через создание соответствующих институциональных механизмов.

Принятие новой Концепции семейной и демографической политики придаст новый импульс государственной политике, позволит значительно улучшить положение семей с детьми, сделает семью способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие, а через развитие семьи будет способствовать улучшению демографической ситуации.

Литература

1. Пахомов A.A. Доклад на Международном конгрессе «Российская семья» И Судьба семьи - судьба России: Материалы Международного конгресса «Российская семья», посвященного 10-летию Международного года семьи в России. М.: Изд-во РГСУ, 2005. С. 49.

2. Mocmaxoea Т.С. Региональная демографическая политика. Якутск, 2001. С. 46.

3. Ргшашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. М.: РИЦИСЭПН, 2003. С. 43.

4. Пахомов A.A. Современные медико-демографические особенности развития народонаселения (на примере Республики Саха (Якутия) // Вестник НГУ. 2004. Том 2. Выпуск 3. Серия: Биология, клиническая медицина. С. 37.

5. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002-2003 годы (Роль государства в экономическом росте и социально-экономических реформах). М., 2003. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.