Научная статья на тему 'Опыт работы Станции юных натуралистов по дополнительному экологическому образованию в Славянском районе'

Опыт работы Станции юных натуралистов по дополнительному экологическому образованию в Славянском районе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слюсарева Елена Павловна

В статье представлены основные направления и формы работы Станции юных натуралистов в области экологического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы Станции юных натуралистов по дополнительному экологическому образованию в Славянском районе»

Опыт работы Станции юных натуралистов по дополнительному экологическому образованию в Славянском районе

Слюсарева Елена Павловна

Опыт работы Станции юных натуралистов по дополнительному экологическому образованию в Славянском районе

В статье представлены основные направления и формы работы Станции юных натуралистов в области экологического образования.

Дополнительное экологическое образование имеет ряд преимуществ перед школьным: оно предоставляет ребенку более широкий выбор видов деятельности, в том числе создает оптимальные условия для проектной и исследовательской работы. В основе обучения лежит исключительно личный интерес ребенка: школьник свободен не только в выборе области знания, темы и предмета собственного образования, но и формах его получения. Но, несмотря на явные преимущества системы дополнительного образования, в ряде случаев эффективность такой работы невысока. К объективным причинам низкой результативности относятся следующие:

1) круг школьников, получающих дополнительное образование по экологии,довольно узок;

2) при отсутствии жестко регламентированных требований к программам и стандартам высока вариативность и специализация экологических курсов;

3) сложно обеспечить непрерывность экологического образования каждого ребенка в отдельности.

В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным, поэтому его содержание должно отличаться от содержания основного общего. Таким образом, основное общее и дополнительное экологическое образование являются взаимодополняющими системами и образовательная практика предполагает объединение их усилий.

Наше Муниципальное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов г. Славянска-на-Кубани» активно сотрудничает с различными образовательными учреждениями. Это позволяет расширить круг обучающихся, привлечь к экологической работе сотрудников вузов и школ, повысить качество экологического образования благодаря системной исследовательской работе.

Научное общество Станции существует уже более 20 лет и имеет свои традиции, накопленный опыт, квалифицированную педагогическую поддержку. Мы смогли достичь высоких образовательных результатов: об этом свидетельствует то, что

Слюсарева

Елена Павловна,

директор Станции юных натуралистов, города Славянск-на-Кубани Краснодарского края

-1

Практика организации исследовательской деятельности

Региональный опыт: Краснодарский край

многие наши выпускники связали свою жизнь с экологией, биологией, медициной, наукой, стали преподавателями вузов или педагогами станции.

Станцией осуществляется не только образовательный процесс: педагогическим коллективом проводится целый ряд проектов и мероприятий экологической направленности, в которых участвуют и дети, и взрослые всего района. Кружками экологической направленности в нашем районе заняты более 600 учащихся в возрасте от 6 до 17 лет. Обучение по программам эколого-биологической направленности («Юный эколог», «Юный натуралист», «Юные любители зеленой архитектуры» и др.) проходит как на базе станции, так и на базах общеобразовательных учреждений.

Практически ни одно очное мероприятие в нашем районе не проводится без привлечения студентов и преподавателей Славянского-на-Кубани государственного педагогического института, организовано активное сотрудничество с факультетом биологии и химии. Администрацией МУ ДОД СЮН и СГПИ заключаются договоры о совместной деятельности, что расширяет перспективы работы: учащиеся получают возможность познакомиться с системой высшего образования и использовать материальную базу вуза.

Такие мероприятия, как слеты, школы юных экологов-исследователей, летние загородные лагеря, научно-практические конференции, давно уже проводятся совместно. В районных Школах экологов дети участвуют с особым удовольствием, причем опытные юннаты, не один год занимающиеся в кружках, выступают на этих мероприятиях в роли инструкторов, стажеров, консультантов, участвуют в проведении обучающих занятий, практикумов. А материальная база факультета биологии и химии - химическая лаборатория, эколого-краеведческий музей (заведующая И.И. Сербина) - отличное подспорье при изучении эколого-биологических дисциплин и безусловное преимущество при проведении таких мероприятий.

Подобные проекты, объединяющие высшую школу и среднее звено и ставящие одной из основных целей интеграцию как можно большего числа эколого-образовательных учреждений, предоставляют широкие возможности для самореализации школьников. Дети включаются в специфическую коммуникацию на основе изучения и охраны родной природы, что является фактором развития экологического образования в целом.

С каждым годом растет число школьников-участников конкурсов исследовательских работ, улучшается их качество. Немалая роль в этой прогрессивной динамике отводится совместной работе над научными проектами учащихся педагогов СЮН и преподавателей СГПИ. Кроме того, ежегодно школьники участвуют в работе студенческой научно-практической конференции в рамках Недели науки. Важную роль в повышении мотива-

Опыт работы Станции юных натуралистов по дополнительному экологическому образованию в Славянском районе

Слюсарева Елена Павловна

7?

ции к занятиям исследовательской работой играет публикация научных работ учащихся в вузовских периодических изданиях.

Совместная работа по поддержке и формированию одаренности детей обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования, осуществляет раннюю профориентацию учащихся, создает условия для воспитания и обучения высоконравственной и интеллектуальной личности. Кроме того, решаются такие задачи, как привитие учащимся навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышение мотивации на получение образования и обеспечения качественного образования, что соответствует стратегической политике в сфере образования.

При выборе направления работы с детьми учитываются их интересы и желания и возможности. Выполнение учащимися исследовательских работ позволяет им индивидуально общаться с преподавателями, знакомиться с экспериментальными методами работы, расширять кругозор за счет работы с научной литературой, формировать стойкий познавательный интерес к предмету; кроме того, работа по определенной теме в течение продолжительного времени (год и более) способствует развитию у учащихся таких качеств, как внимание, усидчивость, работоспособность, аккуратность, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, наблюдать, прогнозировать. А подготовка к защите и сами выступления на научно-практических конференциях различного уровня развивают ораторское искусство, умение отвечать на проблемные вопросы, общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения.

Индивидуальная работа оказывается плодотворной и ежегодно учащиеся занимают призовые места в олимпиадах, слетах и научно-практических конференциях: краевых конференциях Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани, краевых олимпиадах по природному краеведению, краевых и всероссийских конкурсах научных работ «К тайнам природы», «Шаг в будущее» и т.д.

Важным элементом работы структуры районного экологического образовательного пространства являются экологические экскурсии, походы по Краснодарскому краю (Сочи, Лаго-Наки и т.д.). Это осуществляется в рамках сотрудничества с краевой станцией юных туристов (директор В.Н. Ковешни-ков) и самостоятельно. Познание природы края, несомненно, способствует нравственному воспитанию и является мощным стимулом для научных исследований в области экологии.

Вовлечение воспитанников в исследовательскую деятельность требует высокого профессионализма от педагогов, навыков исследовательской работы и большого количества времени. Организация исследовательской деятельности с одаренными детьми в рамках дополнительного образования - важное звено в их обучении и развитии. щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.