Научная статья на тему 'Экологическое образование и воспитание в учреждении дополнительного образования'

Экологическое образование и воспитание в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1112
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование и воспитание в учреждении дополнительного образования»

№2, 2000

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В

УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В.Алшева, методист по экологии Мордовской республиканской

станции юных натуралистов

В. С. Севастьянов, зав. отделом Морловской республиканской станции

юных натуралистов

Как показывает практика, возможности экологического образования существенно шире, чем это принято считать, и выходят за рамки целей общеобразовательной школы. Экологическое образование не может быть сведено к преподаванию одного предмета. Никакая учебная

111

сциплина не может решить задачи, стоящие перед экологическим образованием и включающие в себя формирование новой системы ценностей, ориентированной на окружающую среду. Экологическое

образование формирует и укрепляет межпредметные связи, а также связь между семьей, школой и системой дополнительного образования. Только при таком союзе возможно формирование экологической культуры и экологической ответственности личности.

В целом вся работа в учреждении дополнительного образования, каковым является Мордовская республиканская стан-I юннатов, направлена на разностороннюю экологическую по тающего поколения, которое

основе полученных знании, практических навыков, приобретенного опыта сможет компетентно решать экологические проблемы как глобального, так и локального уровня. Экологическое образовав питание на республиканской станций юных натуралистов осуществляется по специальным программам с учетом интересов учащихся. Элементы экологического образования присутствуют в кружках всех направлений, начиная с кружков в детских садах и начальных классах (“Юный друг природы”, “Юный натуралист” и т. д.).

На занятиях дети осваивают правила поведения в природе, учатся бережному отношению к окружающей среде. Для этого используются возможности природного окружения станции и уголок живой природы. 6 живом уголке представлено более 30 видов животных (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); на территории станции произрастает более 200 сосудистых растений, гнездится более 10 видов птиц. Со школьниками среднего и старшего звена регулярно проводятся выездные экскурсии, экспедиции. С 1993 г. на станции работает “Школа дикой прирост” Как правило, четыре раза в год организуются конференции с выездом на охраняемые территории (Темниковский заповедник, Атяшевский заказник, Национальный парк “Смольный” и др.). Поездка в такую экспедицию для детей — награда.

Берут в нее только самых активных и знающих, чаще всего победителей различ-

смотров, кон-

ных проводимых на станция курсов, состязаний.

Станция юннатов тесно сотрудничает

с общественными организациями экологического профиля, среди которых — республиканский общественно-образовательный центр при лицее № 7, центр экологии при гимназии № 20. Совместно с ними проводятся экологические мероприятия: работа по проекту “Дерево земли, на которой я живу”, сборы, конференции, выезды на природу.

Одной из форм массовой природоохранной деятельности школьников являются школьные лесничества. Их функция раньше сводилась к уходу за лесом, охране его от вредителей и болезней, работе в питомниках. Сегодня юные лесоводы, кроме того, занимаются и исследовательской

© О.В.Алиева, В.С.Севастьянов, 2000

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

деятельностью. В 1999 г. две ученические исследовательские работы, участвовавшие во всероссийском конкурсе “Подрост”, вышли в финал. Участвовал в финале Фестиваля юношеских экологических фильмов в г. Москве и фильм “Речка?!” (номинация “популярный фильм по экологии”).

Одно из новых направлений работы станции — флористика. Работы, сделанные детьми, пронизаны любовью к природе, трепетным к ней отношением. Некоторые из них стали победителями всероссийского конкурса “Зеркало природы” в 1998 и 1999 гг.

Стало доброй традицией проведение массовых мероприятий экологического содержания, в которых участвуют учащиеся (иногда вместе с родителями) школ г. Саранска, приезжают делегации с районных станций. В мае 1994 г. был проведен 1-й республиканский слет-конкурс юных экологов, в 2000 г. планируется проведение 2-го слета. Его отличие от 1-го, в большем внимании к практической работе школьников в полевых условиях, к знанию методик Экологических исследований.

Важной формой экологического воспитания является учебно-опытный участок (УОУ). Из 780 общеобразовательных школ республики 605 имеют УОУ. В этом направлении нами проводятся семинары с

учителями, как в Саранске, так и в районах республики, школам оказывается теоретическая и практическая помощь. Ежегодно подводятся итоги работы на УОУ по республике с вручением призов. Работа городских школьников на УОУ станции дает им практические навыки по агротехнике возделывания различных культур, знакомит с разнообразием культурных растений. На УОУ станции заложен экологический отдел. В нем есть подотделы, реализующие познавательные интересы детей (родина растений; цветочные часы; растения, способствующие выведению радионуклидов из организма человека; растения, устойчивые к атмосферному загрязнению), и подотделы, в которых проводятся наблюдения за ростом и развитием растений (растения — индикаторы различных загрязнителей; растения — очистители воздуха). В 2000 г. планируется закладка опытов по изучению биоценотических связей. Материал для создания этих подотделов собирался совместно с детьми, поэтому им интересна и работа на этом участке, и ее результат.

В своей дальнейшей работе экологического направления станция юннатов будет поддерживать и укреплять связи с общественностью, различными организациями с целью пропаганды экологических знаний, развития экологической культуры.

ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

♦ «*

М. А.Доронина, учитель начальных классов экологического лицея № 7 г. Саранска

Исследования ученых. показывают, что 82 % учащихся 6 — 11-х классов рас-

зают природу как ресурс, 12 — как источник жизни, 6 % — как источник наслаждения.

Как сделать так, чтобы ребенок залюбовался пушистой лапкой вербы и не сломал ее, засмотрелся на мохнатого шмеля и не поймал его? Как научить ребенка видеть и слышать красоту природы? Ответы на эти и многие другие вопросы дают программы факультативного курса для начальной школы “Игровая экология”, разработанные Т.В.Шпотовой при участии

Л. П. Старых, и учебник “Окружающий мир” Л.В.Тарасова На каждом занятии, в каждом задании учащимся, предоставляется возможность проявить фантазию, поощряется отход от шаблона. Дети совершают путешествия в мир жуков, трав, солнца... Они пытаются почувствовать себя деревом, снежинкой, капелькой воды, учатся думать, чувствовать, сопереживать.

Первое занятие по теме “Моря” я начинаю с инсценировки отрывка из сказки АС.Пушкина о золотой рыбке. Задаю ученикам вопросы:

© МА. Доронина, 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.