Опыт работы специализированной школы-интерната по реабилитации детей с заболеваниями органов пищеварения
М.А.Татарникова, Е.П.Усанова, Т.В.Приходченко, В.А.Скатова
Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии Министерства здравоохранения РФ;
Специализированная школа-интернат №5, Нижний Новгород
В статье представлен опыт организации специализированного образовательного учреждения для детей с патологией желудочно-кишечного тракта. Приведена оценка эффективности восстановительного лечения у 95 учащихся. За весь трехлетний период наблюдения положительная динамика отмечена у 90% детей, что дает основание считать этот период времени оптимальным сроком для реабилитации детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения. Ключевые слова: болезни органов пищеварения, реабилитация, дети
Experience of work of a boarding school on rehabilitation of children with diseases of the digestive apparatus
M.A.Tatarnikova, E.P.Usanova, T.V.Prihodchenko, V.A.Skatova
Scientific Research institute of Children’s Gastroenterology of Ministry of Health of the Russian Federation, Nizhnii Novgorod; Specializied Boarding-School N5, Nizhnii Novgorod
Authors present the results of their experience in organization of a specialized school tor children with gastrointestinal pathology. They also estimate efficacy of rehabilitation in 95 schoolchildren. During a three-year observation period positive effect has been revealed in 90% of schoolchildren; this fact enables authors to consider this period as an optimal term for rehabilitation of children with chronic gastrointestinal diseases.
Key words: gastrointestinal diseases, rehabilitation, children
За последние 30 лет, по данным различных авторов, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения у детей увеличилась на 16-30% [1-7]. Изменился в сторону утяжеления характер течения заболеваний, возросло число детей-инвалидов с этой патологией. Частота и прогрессирующий рост числа хронических заболеваний системы пищеварения приводит к снижению качества жизни детей, ограничению свойственной их возрасту жизнедеятельности и возможности выбора профессии [8Г10].
С целью повышения эффективности реабилитационной помощи учащимся с патологией органов пищеварения в 1991 году общеобразовательная школа-интернат №5 г. Нижнего Новгорода была специализирована для их обучения и оздоровления.
На базе школы-интерната создана модель специализированного образовательного учреждения для гастроэнтерологических больных. В штатное расписание школы-интерната
Для корреспонденции:
Татарникова Марина Анатольевна, кандидат медицинских наук, научный сотрудник научно-организационного отдела профилактики и реабилитации Нижегородского НИИ детской гастроэнтерологии Министерства здравоохранения РФ
Адрес: 603950, Нижний Новгород, ул. Семашко, 22 Телефон: (8312) 36-60-91
Статья поступила 15.04.2002 г., принята к печати 05.08.2003 г.
введены должности заместителя директора по лечебно-оздоровительной помощи, врача-гастроэнтеролога, врача-сто-матолога, инструктора лечебной физкультуры, медицинских сестер по диетическому питанию, физиотерапевтического кабинета, процедурного кабинета, а также психолога и социального педагога. Дополнительно открыты и оборудованы кабинеты лечебной физкультуры, рефлексотерапии, тренажерный зал.
В ходе организационной деятельности в течение 3-х лет определили задачи такого учреждения: отбор медико-пси-холого-педагогической комиссией детей для обучения и оздоровления по разработанным показаниям; коррекция учебно-воспитательного процесса; взаимодействие режима учебной деятельности и оздоровительной работы; структура и содержание оздоровительного процесса. Под динамическое наблюдение было взято 202 ребенка. Комплексы лечебно-оздоровительных мероприятий заносили в специально разработанную «Карту реабилитации школьника». Оценку эффективности восстановительного лечения провели у 95 детей (7-15 лет) в течение трех лет на основе динамики клинико-лабораторных показателей и группам диспансерного учета.
Опыт работы школы-интерната как реабилитационного учреждения гастроэнтерологического профиля позволил
обосновать следующие медицинские показания для зачисления детей в учреждение данного профиля: болезни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, в том числе язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - неосложненные формы в стадии клинико-эндоскопической ремиссии, болезни печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, в том числе хронический гепатит с малой степенью активности, болезни поджелудочной железы с нерезко выраженными нарушениями функции, болезни кишечника. Преимущество при зачислении имели дети с сочетанной патологией желудочно-кишечного тракта и из социально неблагополучных семей, опекаемые дети. Задача такого учреждения - дать больному ребенку полноценное образование, соответствующее государственному стандарту, и при этом повысить качество его здоровья, провести социальную и психолого-педагогическую реабилитацию.
Построение учебно-воспитательной и оздоровительной программ базировалось на комплексном заключении о состоянии здоровья ребенка, его реабилитационных возможностях и предусматривало координацию лечебно-профилактических, социально-реабилитационных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Учебный процесс в школе-интернате был ориентирован на сниженную нагрузку с сохранением базисного учебного плана и предусматривал соблюдение санитарно-гигиенических норм, оптимальное расписание режима дня и учебных занятий, проведение уроков, с соблюдением принципов лечебной педагогики (бесконфликтное общение с учащимися, предупреждение психотравмирующих ситуаций, профилактика умственного и физического переутомления). Учителя и воспитатели школы использовали различные прогрессивные методы преподавания для облегчения восприятия учебного материала на фоне сниженной нервно-психической и физической нагрузки, работали над активацией внимания, памяти, мышления, развития речи с применением методов арт-педагогики (игры, чтение, музыка, театр). Сенсомоторное развитие ребенка достигалось за счет занятий моделированием и рисованием.
Параллельно с обучением непрерывно в течение всего учебного года выполнялся комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов заболевания, нормализацию функционального состояния органов пищеварения и повышение общего уровня здоровья школьников.
Ведущую роль в реабилитации детей с заболеваниями органов пищеварения занимала организация рационального, сбалансированного лечебного питания с учетом кратности приема пищи, технологии приготовления блюд в зависимости от нозологической формы заболевания, его стадии и течения. Были пересмотрены нормы питания детей для учреждений интернатного типа применительно к специфике школы, разработано 2-недельное меню для первого, пятого, пятнадцатого диетических столов с включением продуктов лечебного питания, повышающих защитные механизмы системы пищеварения [11-13]. Дети получали травы в виде отваров, напиток «Витан», кислородные коктейли. Курсы приема минеральной воды проводили два раза в год в течение месяца. Питьевой режим назначался с учетом кислотообразо-вания, периода заболевания и возраста ребенка, использовались воды слабой и средней минерализации (Славянов-ская, Смирновская, Ессентуки-4, Боржоми, Арзни) [14].
По показаниям проводили медикаментозную терапию, направленную на нормализацию моторной и секреторной деятельности желудочно-кишечного тракта, улучшение процессов репарации слизистой. Сроки и кратность проведения медикаментозной терапии у каждого ребенка были индивидуальными.
Расширение двигательного режима школьника способствовало повышению общего тонуса, улучшению кровообращения органов брюшной полости. В комплексе физкультурно-оздоровительных мероприятий наибольшее значение придавали массажу и лечебной физкультуре [15]. Под влиянием непродолжительных мышечных нагрузок малой и средней интенсивности увеличивалась двигательно-эвакуа-торная функция желудочно-кишечного тракта, стимулировалось ферментообразование, улучшалось всасывание. Исходя из этого, были разработаны комплексы лечебной физкультуры для групповых и индивидуальных занятий по нозологическим формам заболеваний.
Медицинские мероприятия гармонично вливались в учебный и воспитательный режим школы-интерната. Для этого составляли график посещения классами медицинского блока, на каждый класс в школьном расписании выделялось ежедневно время одного урока реабилитации. Класс делился на две группы, из которых одна в начале урока занималась лечебной физкультурой, другая - получала физиопроцедуры (кислородный коктейль), проходила санацию полости рта, затем группы менялись. Во время перемен организовывали раздачу лекарственных препаратов, прием минеральной воды, отвара трав, на первой большой перемене -второй завтрак с использованием продуктов лечебного питания. Во второй половине дня проводилась индивидуальная работа с детьми: массаж, занятия в тренажерном зале, рефлексотерапия, физиолечение, санация зубов.
Тяжелая и сочетанная патология желудочно-кишечного тракта нередко протекала на фоне выраженных отклонений и заболеваний нервной системы, которые имели 72,7% детей. Поэтому в комплексе мероприятий по профилактике сезонных обострений хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта была предусмотрена нормализация состояния нервной системы, особенно ее вегетативного отдела, с использованием рефлексотерапии, растительных адаптоге-нов, физиотерапевтических процедур, массажа, а также приемов малой психотерапии.
По нашему мнению, а также по данным литературных источников [16-18], роль психологической службы в реабилитации детей с заболеваниями органов пищеварения заслуживает особого внимания. Многие дети с хронической патологией имеют высокую тревожность, конфликтность, депрессив-ность, трудности в общении, низкую самооценку. Поэтому задача психолога состояла в том, чтобы социально адаптировать детей, предотвратить невротическое поведение, снизить уровень тревожности, создать оптимальный психологический микроклимат, обеспечить дифференцированное обучение с учетом состояния здоровья. Это достигалось за счет проведения медико-психолого-педагогического консультирования учащихся с разработкой индивидуальных программ развития и оздоровления, проводилась работа с родителями воспитанников и учителями с целью коррекции семейного воспитания, создания оптимальных условий обучения. Кроме
того, дети получали тренинги по развитию внимания, памяти, мышления, сеансы группового социотренинга.
Работа психологов осуществлялась в тесной взаимосвязи с социальными педагогами, и была направлена на нормализацию отношений ребенка со сверстниками в классе, эмо-ционально-нравственную атмосферу в семье, формирование мотивации к здоровому образу жизни, а также своевременную профориентацию учащихся. Психолог и социальный педагог начинали работать с будущими первоклассниками за три месяца до их поступления в школу. Проводилось тестирование ребенка, изучались внутрисемейные отношения, родителям выдавались рекомендации по подготовке ребенка к школе, повышению адаптационных возможностей, снижению уровня тревожности. Такой же объем работы проводился среди воспитанников при переходе в среднюю школу и с выпускниками, у которых можно ожидать рецидивы заболевания в связи со стрессовой ситуацией.
Эффективность лечебно-оздоровительных мероприятий оценивалась по исчезновению клинических симптомов заболевания и динамике движения детей по группам диспансерного учета [19]. Как показал анализ, эффективность ме-дико-психолого-педагогических мероприятий зависела от длительности пребывания детей в специализированной школе-интернате. Удельный вес больных в различных группах учета рассчитывался на начало и конец учебного года. Определялся показатель эффективности по соотношению детей с положительной динамикой к общему числу наблюдаемых больных, выраженный в процентах.
За первый год наблюдения снизилось с 75% до 60% число детей в стадии реконвалесценции (III группа учета) за счет увеличения с 25% до 39% доли детей в стадии ремиссии (II группа учета). Отсутствовали дети со стойкой ремиссией (I группа учета), показатель эффективности не превышал 14%.
В течение второго года проведения реабилитационных мероприятий существенно уменьшилось число детей III группы учета (с 60% до 18%) за счет перевода их во II группу, сформировалась группа детей со стойкой ремиссией (6,5%), показатель эффективности составил 38%.
К концу третьего года оздоровления лишь 9,5% детей оставались в III группе учета, остальные перешли во II и I группы учета, показатель эффективности увеличился до 40%.
За весь трехлетний период наблюдения положительная динамика отмечена у 90% детей, у большинства воспитанников повысились адаптационные возможности, улучшилось физическое развитие, отмечались положительные сдвиги психофизиологических показателей, умственной работоспособности. Это дает основание считать, что оптимальный срок реабилитации детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения в условиях специализированной школы-интерната составляет 3 года.
Таким образом практическая работа школы-интерната, где осуществлялась реабилитация детей, может служить моделью организации специализированного учреждения гастроэнтерологического профиля.
Литература
1. Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние и проблемы). М.; 1999; 66-99.
2. Волков А.И., Усанова Е.П. Региональные особенности, эпидемиология и пути
снижения гастроэнтерологической заболеваемости у детей Российский педиатрический журнал 2000; 2: 61-3.
3. Бережков Л.Ф., Сердюковская Г.Н. Распространенность неинфекционных хронических заболеваний у школьников с 1 по 10 класс, факторы ее определяющие, профилактика Тезисы докладов научно-практичекой конференции «Актуальные вопросы профилактики неинфекционных заболеваний» 1993; 184.
4. Турчина В.Н., Бердюгина Н.Н. Распространенность заболеваний желудочно-кишечного тракта среди учащихся крупного промышленного города Материалы научно-практической конференции «Заболевания органов пищеварения у детей» Под ред. А.М. Запруднова и А.С. Эйбермана. Саратов; 1993; 34.
5. Климанская Е.В., Возжаева Ф.С., Новикова А.В. и др. Клинико-эпидемиологическое наблюдение при хроническом гастродуодените у детей, проживающих в условиях мегаполиса Современные проблемы педиатрии Материалы VIII съезда Педиатров России М.; 1998; 18.
6. Смирнов В.Ф., Запруднов А.М., Егоренков А.М., Распространенность гастродуоденальной патологии у детей, проживающих в Москве Материалы II Конгресса Педиатров России. «Болезни органов пищеварения у детей. Питание здорового и больного ребенка» Москва - Нижний Новгород; 1996; 39.
7. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Маматкулов Б. и соавт. К вопросу об эпидемиологии болезней органов пищеварения детского населения Материалы VII Конгресса Педиатров России. Детская гастроэнтерология: настоящее и будущее М., 2002; 214-5.
8. Зелинская Д. И. Детская инвалидность (медико-социальное исследование). Автореф. дис.... на соискание ученой степени доктора медицинских наук М.; 1998; 53.
9. Детская инвалидность (проблемы и пути решения) Под ред. Камаева И,А., Поздняковой М.А. Нижний Новгород; 1999; 155.
10. Щеплягина Л.Ф., Римарчук Г.В., Круглова И.В. Инвалидность и гастроэнтерологическая патология у детей из индустриального города Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии: Материалы 3-й гастроэнтерологической недели 1997; 5: 210.
11. Продукты лечебного питания в терапии и профилактике заболеваний, связанных с антигенной перегрузкой организма, организация их применения на различных этапах педиатрической службы Методические рекомендации Нижний Новгород 1992; 26.
12. Беюл Е.А., Будаговская В.Н., Высоцкий А.А. и соавт. Справочник по диетологии Под редакцией Самсонова М.А., Покровского А.А. М.: Медицина: 1992; 464.
13. Яковлев О.Г., Курочкин Е.И., Спирина П.В. Дието- и фитотерапия при болезнях органов пищеварения. Самара: Самарск. Дом печати; 1994; 80.
14. Справочник по детской гастроэнтерологии Под ред. проф. Запруднова А.М., Волкова. А.И. М., 1995; 340.
15. Епифанов В.А., Машков В.Н., Ануфьева Р.И. и др. Лечебная физкультура: Справочник Под ред. Епифанова В.А. М.: Медицина; 1998: 528.
16. Кузнецов В.Н. Охрана здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях Российской Федерации (деятельность педагога, психолога, врача) Образование в области здоровья и укрепления здоровья среди детей, подростков и молодежи России Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья Под ред. А.К. Демина и И.А. Деминой М.; 1999; 112-3.
17. Заболевания вегетативной нервной системы: руководство для врачей Под ред. проф. Вейна А.М. М.: Медицина; 1991; 508^}8.
18. Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте: Лекция. СПб.: 1994; 80.
19. Оптимизированная система диспансеризации детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения в современных экологических условиях Пособие для врачей Нижний Новгород: 2001; 55.