Для достижения поставленной цели очень важно грамотно выстроить региональную миграционную политику, рассматривать миграцию как важный фактор социально-экономического развития области. Благодаря миграционному притоку квалифицированной рабочей силы может быть обеспечена устойчивая работа секторов экономики в городах и районах (строительство, транспорт, сельское хозяйство и др.). Частично за счет миграции поддерживается на приемлемом уровне состояние демографической ситуации.
Необходимо законодательное обеспечение региональной миграционной политики. В частности, можно было бы учесть предложения опрошенных мигрантов в паспортно-визовой службе, касающие необходимости упрощения процесса принятия гражданства РФ и прописки, сокращения сроков рассмотрения документов, избавления от бюрократизма; оказания помощи в трудоустройстве, бесплатном медицинском обслуживании, предоставления жилья, - а также учесть предложения опрошенных переселенцев в миграционной службе по поводу получения жилья, выделения ссуды на его приобретение и упрощения процедуры ее получения.
Однако по целому ряду составляющих миграция, особенно незаконная, несет в условиях непростого состояния рынка труда серьезную угрозу экономической, социальной, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности области. В результате массового притока в область избыточной неконтролируемой рабочей силы нарушается регулирование рынка труда, понижается мотивация работодателей к применению трудосберегающих технологий.
Серьезный характер угроз, исходящих от миграционных процессов в их значительной нелегальной составляющей, ставят правительство области перед необходимостью принятия дополнительных мер, направленных на регулирование численности и улучшение структуры мигрантов.
Л. П. Шушарин
ОПЫТ РАБОТЫ ОБЛАСТНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ С СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
Челябинская областная служба занятости действует в условиях крупного промышленного региона. Последние годы характеризовались определенной стабилизацией социально-экономической ситуации в нашей области, наметившимся ростом объемов производства в промышленности, электроэнергетике, на транспорте, в связи, строительстве, ряде других отраслей народного хозяйства.
Это способствовало некоторому увеличению численности занятых работников. В то же время проблемы занятости населения продолжают иметь место, и безработица все более становится структурной. В этой связи особую актуальность обретает формирование единой отлаженной системы профессиональной ориентации, переобучения и трудоустройства незанятых и безработных граждан. И прежде всего категорий, наименее защищенных на рынке труда.
За прошедшие годы в области в основном сложилась целостная система содействия трудоустройству названных категорий, включающая следующие элементы:
29
1. Региональную нормативно-правовую базу, основывающуюся на федеральных законах и постановлениях Правительства РФ. В нее вошли Постановления Губернатора и Законодательного собрания, региональное соглашение между Правительством, Федерацией профсоюзов и Ассоциацией промышленных предприятий и банков, комплект соглашений и договоров о совместной деятельности Департамента ФГСЗН с областными управлениями социальной защиты населения, образования и науки, военным комиссариатом, МСЭ, региональным центром образования инвалидов при ЧелГУ, областным УИН.
Указанными документами определены:
- меры по обеспечению занятости инвалидов, участников вооруженных конфликтов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- порядок квотирования рабочих мест для инвалидов;
- мероприятия по занятости детей в каникулярное время.
2. Органы управления системой содействия трудоустройству социально слабо защищенных категорий населения: постоянно действующие областной координационный комитет содействия занятости населения, областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, межведомственные комиссии по координации деятельности в сфере социальной защиты инвалидов и ветеранов, по профориентации и психологической поддержке населения. Возглавляет все эти структуры первый заместитель губернатора области А.Н. Косилов. В городах и районах области действуют координационные комитеты содействия занятости населения.
4. Методическую и учебно-материальную базу для оказания профреабилита-ционных и образовательных услуг указанному контингенту, которая включает в себя городские и районные ЦЗН, УМЦ и его филиалы, ЦПНПИ, Бизнес-центр при Департаменте занятости, профессиональные училища № 1 и 2 управления социальной защиты, специализирующийся на обучении инвалидов региональный Центр образования инвалидов при Челябинском государственном университете.
Из всех категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите на рынке труда, 44,6% от числа обратившихся в службу занятости в поиске работы в 2001 г. составляли молодежь, инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы и уволенные с военной службы и члены их семей (соответственно 40,6; 1,4; 1,0; 1,6%).
Работа Департамента ФГСЗН и его структур по профессиональной реабилитации указанных групп населения строится на основе программно-целевых методов путем реализации областных Программ содействия занятости населения1 и, начиная с 1995 г., целевых региональных межведомственных программ содействия занятости подростков и молодежи, инвалидов, женщин, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Занятость молодежи и подростков на рынке труда
Молодежная политика в сфере занятости направлена на выполнение целевой «Программы содействия занятости молодежи и подростков Челябинской области на 2001 - 2003 гг.», утвержденной 09.07.2001 г.
1 Программа содействия занятости населения Челябинской области на 2001 - 2003 годы утверждена Постановлением Законодательного Собрания области 29.03.2001г. № 77.
30
Доля молодежи среди обращающихся в службу занятости традиционно высока и составляла в 1998 - 2001 гг. более 40 %. Кроме того, ежегодно организуется временная занятость до 50 тыс. и более подростков. Поэтому молодежь является важным объектом профреабилитационных услуг службы занятости. Формы работы разнообразны.
Целенаправленная работа проводится с подростками и молодежью, впервые ищущими работу и не имеющими профессии. Специалисты-профориентаторы ориентируют эту категорию клиентов СЗН на получение профессионального образования до начала трудовой деятельности за счет средств госбюджета в государственных образовательных учреждениях .
В территориальных центрах занятости ежегодно проводится анализ возможного трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений области с целью прогнозирования их выхода на рынок труда, согласование объемов и профилей подготовки кадров с администрациями городов и районов области и руководителями учебных заведений.
Адекватное профориентационное сопровождение и психологическая поддержка молодежи повышают ее адаптационный потенциал в социально трудовой сфере. Уровень трудоустройства молодежи в 2001 г. составил 77,7%. В течение 1999 -2001 гг. возросли показатели трудоустройства на квотированные рабочие места молодежи с 69,8 до 77,7 %. За последние три года обучено и трудоустроено 15,2 тыс. чел. безработной молодежи, в том числе после обучения в УМЦ и его филиалах - 5,3 тыс. чел.
Одним из путей снижения остроты проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений было, начиная с 1994 г., сотрудничество с работодателями на договорных условиях по программе «Молодежная практика». В 2001 г. в названной программе приняли участие 1 699 чел., из которых 1 420 чел. (83,6%) по окончании практики получили постоянное место работы.
Профессиональная адаптация и содействие занятости инвалидов
В соответствии со специализированной «Программой профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов Челябинской области на 2001 - 2003 годы» основной формой работы ЦЗН области с инвалидами остается индивидуальное консультирование, направленное на формирование положительной трудовой мотивации, определение потенциальных профессиональных возможностей, подбор реальных вариантов трудоустройства, соответствующих их возможностям.
Все инвалиды, обращающиеся в СЗ в поиске работы, имеют на руках индивидуальные программы реабилитации, разрабатываемые органами МСЭ во взаимодействии со службой занятости.
Постоянную помощь инвалидам и лицам с ограниченной трудоспособностью оказывают специалисты отдела профреабилитации ЦПНПИ. Работает Отделение выбора профессии (ОВП), созданное на его базе в 1998 г. совместно с Главным управлением социальной защиты и пенсионного обеспечения населения Челябинской области в рамках Российско-Германского проекта. За 3 года услуги специалистов отделения получили 329 человек, 56 % клиентов трудоустроились или прошли переобучение.
31
На основе отработанной технологии сотрудничества с Областным комплексом реабилитации для подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата, ДЦП, специалистами ЦПНПИ с 1997 г. для учащихся 9, 10, 11-х классов проводятся циклы занятий в рамках профориентационной программы «Профессия и здоровье». Для выпускников детских домов г. Челябинска и области организованы спецкурсы «Твоя профессиональная карьера» и «Поведение на рынке труда», предусматривающие развитие навыков эффективной коммуникации, обучение рациональным методам самостоятельного поиска работы с учетом состояния здоровья. Занятия проводятся в форме бесед, групповых и индивидуальных консультаций, социально-психологических тренингов.
УМЦ в течение трех лет осуществляет превентивное профессиональное обучение по специально разработанным программам учащихся-инвалидов, достигших 16 лет, школы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Обучено и трудоустроено 44 чел.
Только в 2000 г. было создано 68 и сохранено 427 рабочих мест для инвалидов, в том числе соответственно 51 и 141 рабочее место - за счет средств работодателей, не выполнивших установленную квоту 3 %. На квотируемые места было трудоустроено 722 инвалида. В результате проводимых мер трудоустройство инвалидов за три года на квотированные рабочие места возросло почти в 3 раза.
К сожалению, в прошедшем 2001 г. в связи с ликвидацией фонда занятости и нерешенностью вопроса по сбору и использованию взносов предприятий, не выполняющих квоту по трудоустройству инвалидов, эти позиции были утрачены. За год на квотированные места было трудоустроено только 655 инвалидов.
Надеемся, что внесение поправки в Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и создание механизма по сбору и использованию взносов предприятий на уровне субъектов федерации восстановит утерянные возможности.
Профессиональная адаптация и содействие занятости граждан, уволенных с военной службы
Практическая деятельность областной службы занятости, осуществляемая в соответствии с целевой региональной «Программой содействия занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 2001 - 2003 годы» совместно с Управлением по делам военнослужащих и казачества администрации области, облвоенкоматом и региональной организацией «Защитник отечества», включает в себя комплекс мероприятий по социальной адаптации на рынке труда, психологической поддержке, профориентации, профессиональной переподготовке, содействию предпринимательской деятельности граждан, уволенных с военной службы, и их приоритетному трудоустройству.
Заметную роль в этой работе играет областной Центр социальной адаптации и трудоустройства военнослужащих при Департаменте ФГСЗН.
Повышенное внимание специалисты областной службы занятости уделяют трудоустройству и профессиональному обучению граждан, принимавших участие в вооруженных конфликтах. Данная работа осуществляется СЗН в рамках реализации областной межведомственной программы «О социальной реабилитации учас-
32
тников вооруженных конфликтов на период 2000 - 2003 годы», утвержденной постановлением Законодательного Собрания области от 29.06.2000 г. № 897, в кото -рой также принимает участие Департамент ФГСЗН.
Из 6 478 граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обратившихся в 1999 - 2001 гг в органы службы занятости области, трудоустроено 6 120 чел. Проводимая комплексная работа позволила повысить уровень трудоустройства с 82,5 % в 1999 г. до 92,8 % в 2001 г от числа обратившихся.
Департамент ФГСЗН активно участвовал и в реализации Всероссийской целевой программы обучения военнослужащих (приказ Минтруда России от 31.08.2000 г. № 216), в соответствии с которой в I полугодии 2001 г обучено и трудоустроено 83 человека.
Профессиональная адаптация и содействие занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы
В соответствии с целевыми программами содействия занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы (с 1994 г.), и в рамках Договора о сотрудничестве с ГУИН Челябинской области налажена система взаимного информирования о предстоящем освобождении граждан, отбывающих наказание, и возможности их трудоустройства, выработан механизм взаимодействия СЗ и администрации учреждений ИН по социальной, профессионально-трудовой реабилитации освобождающихся. В большинстве УИН области организованы справочно-консультационные пункты, уголки СЗ.
В 2000 г. по решению областного координационного комитета содействия занятости Департаментом ФГСЗН совместно с ГУИН и Главным управлением образования и науки был проведен эксперимент по опережающему профессиональному обучению молодых людей, готовящихся к освобождению и не имеющих профессии. В ходе эксперимента прошли обучение 238 человек. Эта работа интересна тем, что менее затратна, чем при обучении этих лиц после освобождения, хорошо организована, облегчает задачу трудоустройства молодых людей после их освобождения.
Системный и комплексный подход в работе с данной категорией лиц обеспечил положительные результаты. Уровень их трудоустройства вьгрос с 54,0% в 1999 г до 67,9 % в 2001 г (За 1999 - 2001 гт обратилось 3 493 чел., трудоустроены 2 619 чел.).
Это лишь часть той работы, которая проводится специалистами службы занятости области совместно с социальными партнерами по организации продуктивной занятости слабо защищенных на рынке труда категорий населения. Однако для ее дальнейшего совершенствования необходимо, на наш взгляд, решение ряда проблем на федеральном уровне.
Во-первых, с ликвидацией Фонда занятости и переходом на бюджетно-казна-чейскую систему финансирование программ занятости потеряло свою гибкость. Это особенно чувствительно при финансировании мероприятий по содействию занятости социально незащищенных групп населения. Точную численность их участников рассчитать невозможно. Имеет смысл вернуться к страховому принципу финансирования мероприятий по содействию занятости населения, как это делается в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.
33
Во-вторых, для улучшения содействия трудоустройству инвалидов считаем необходимым:
- выделение в рамках государственной целевой программы бюджетных средств на создание специализированных рабочих мест для инвалидов на предприятиях различной формы собственности;
- распространение действия федерального законодательства на предприятия всех форм собственности, в частности, на права МСЭ на дачу рекомендаций по оборудованию рабочих мест и созданию необходимых условий труда для инвалидов.
В-третьих, требуют правового решения вопросы экономической заинтересованности работодателей и социальной защиты при приёме на работу не только инвалидов, но и других социально незащищенных категорий граждан.
В-четвертых, в целях повышения эффективности трудоустройства лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, необходимо решить вопросы обеспечения их превентивной профессиональной ориентации на рынок труда с обязательным участием служб занятости.
В-пятых, в условиях нарастания социального иждивенчества населения необходимо в ближайшие время разработать и принять федеральную государственную программу воспитания мотивации к труду у подрастающего поколения.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Н.М. Рязанов
КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Вынесенная в заголовок научная проблема, как мне представляется, имеет комплексный и междисциплинарный характер. Более того, изучение проблематики политических технологий как «технологий реализации власти» [1, с. 124] способно дать взвешенный ответ на вопрос о качестве влияния регулятивных действий государственных и муниципальных органов власти на глубину, скорость и эффективность реформ во всех сферах жизни. Очевидно, что политическими технологиями не исчерпывается динамика становления российских региональных систем, поскольку существуют наряду с ними социальные, экономические, правовые, организационные технологии в рамках социальной, промышленной и культурной политики региональной власти. Термин «политическая технология» обозначает здесь, что в деятельности политических институтов регионального сообщества четко проявляется «система жестко скоординированных элементов: цели - процедуры (правила) - технические средства - операции (действия) - мотивы (стимулы)» [2, с. 376]. Поэтому мы определяем конструктивные или деструктивные технологии политического влияния как систему мер воздействия институтов власти на социум.
Укорененная в России большевистская идея о праве и способности «каждой кухарки управлять государством» инициировала в конце 1980-х гг. в условиях мо-
34