ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №4(22)
УДК 378.2
ОЦЕНКА КРЕДИТНОЙ СТОИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ
© Г.У.Матушанский, А.Р.Сулейманова
В данной статье рассмотрены вопросы зарубежной нострификации российской ученой степени кандидата наук, организация кредитной стоимости компонентов российской аспирантуры и до-подготовка кандидатов наук с помощью системы накопительных кредитов.
Ключевые слова: система зачетных единиц/система кредитов, европейская переводная и накопительная система кредитов, трудоемкость.
Европейская система взаимного признания зачетных единиц (European Credit Transfer System ECTS) была разработана Европейской комиссией в 1997 году. Она имеет следующие достоинства: облегченное признание сроков обучения за границей; большую степень прозрачности студенческой нагрузки; большую частность в определении индивидуальных программ обучения. Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, ECTS требует подсчета не просто учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также информации
о содержании, методологии, методах оценки обучения и т.д. [1].
Основной идеей создания кредитной системы ECTS было предоставление университетам европейских стран возможности использовать некоторую унифицированную систему относительных единиц для измерения образовательных программ подготовки специалистов с целью сближения национальных образовательных систем и содействия интернационализации высшего образования в Европе. ECTS должна была обеспечить способ измерения и сравнения результатов обучения при переходе от одного вуза в другой. Она должна была помочь сотрудничеству вузов в облегчении доступа к зарубежным учебным планам и обеспечении академического признания. Эта система могла быть использована в рамках одного вуза (при переходе с одного факультета на другой), между вузами одной страны и между вузами разных стран. Распространение ECTS дало возможность разным странам оценивать учебные программы своих вузов по общей шкале, что в конечном итоге должно помочь сблизить национальные образовательные системы [2].
В настоящее время кредитная система ECTS является ресурсно-ориентированной. Один кредит представляет собой оценку учебной нагрузки
студента, которая позволяет ему освоить некоторую часть программы. Кредит отражает определенный объем всей деятельности студента, включая лекции, лабораторные, практические и семинарские занятия, а также самостоятельную работу. В системе ЕСТ8 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости), 30 кредитов - полугоду обучения (семестру), 20 кредитов - триместру обучения. Студент получает зачет кредитов по учебному курсу, только выполнив все требования по принятой для данного курса системе оценивания (зачет, экзамен, другие формы).
Система кредитов не отменяет оценок (так называемых грейдов), кредиты отражают объем выполненной работы, а грейды - качество полученных знаний и навыков. Количество кредитов за дисциплину должно быть кратным целому числу кредитов (как исключение - кратному 0,5 кредитов). Годовая трудоемкость студента дневной формы равна примерно 1500-1800 часов. В этом случае один академический кредит будет составлять 25-30 часов, однако в разных странах он имеет разную стоимость. Например, один кредит равен 10-12 часам аудиторных занятий в университете Гренобля (Франция), 12-15 аудиторным занятиям в университете экономики Кракова (Польша), 20-24 часам аудиторных занятий в университете Ла Салиенда (Рим, Италия). Это зависит от традиций, методов преподавания, объема практических занятий, соотношения аудиторной и самостоятельной работы [1].
Количество начисляемых кредитов не зависит от оценки. Посещаемость аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза. При начислении кредитов в трудоемкость зачисляется:
1 - аудиторная нагрузка, 2 -самостоятельная работа, 3 - рефераты, 4 - эссе, 5 - курсовые и дипломные работы, 6 - написание магистерской и докторской диссертации, 7 - практика, 8 - стажировка, 9 - подготовка к экзаменам, 10 - сдача экзаменов и т.п. Шкала ЕСТ8 организована по
статистическому принципу: студенты ранжируются от 10% самых сильных с наилучшими результатами до 10% самых слабых с наихудшими, но еще проходными баллами. Вузам - участникам Болонского процесса - рекомендуется пользоваться единой европейской семибалльной системой (см. табл.1) [1].
Таблица 1
Единая семибалльная система оценивания
В феврале 1999 года Европейская комиссия образовала рабочую группу для изучения возможности перехода от системы "трансферта -передачи" кредитов ECTS к системе "накопления" кредитов - European Credit Accumulation (ECA). Это объясняется тем, что в последнее десятилетие практически все страны, входящие в Совет Европы, ввели свои собственные системы, основанные на образовательных кредитах. Система кредитов стала в Болонской декларации центральным элементом процесса гармонизации структуры высшего образования. Она способствует реформе учебных программ и предлагает на всех уровнях высшего образования (включая систему непрерывного образования) наилучшую форму прозрачности и сравнимости подготовок и дипломов. Кредитная система ECTS в настоящее
время модифицируется. Создана рабочая группа Европейской Комиссии, которая имеет целью сделать европейскую кредитную систему более логичной и "прозрачной", совместимой с национальными кредитными системами других стран, применимой к различным формам обучения в высшей школе (очная, заочная, открытая), а также в системе непрерывного образования в течение всей жизни [2].
В России кредитная терминология не устоялась, в качестве синонимов используются определения академические кредиты, зачетные единицы, кредиты БСТ8 и кредитные баллы. Первоначально кредитная система (система зачетных единиц) в Российских вузах использовалась для решения вопросов академической мобильности и признания результатов обучения в рамках межвузовских обменов с университетами других стран. Затем перед вузами встала задача использования кредитной системы как одного из средств для введения нелинейной (асинхронной) организации учебного процесса, перехода к системам непрерывного образования. Количество кредитов, которое может получить студент после изучения той или иной учебной дисциплины (модуля учебной дисциплины) и аттестации по ней, определяется с учетом рекомендаций, изложенных в информационном письме МО РФ от 28.11.02 г. №14-52-988 ИН/13. Общее количество кредитов, выделяемое на все учебные дисциплины в базовом учебном плане, устанавливается равным 30 за учебный семестр [3].
В настоящее время стоит актуальная задача введения трансфертных и накопительных кредитов в российскую высшую школу. Присоединение России к Болонскому процессу подталкивает ее к безоговорочному принятию европейского варианта системы кредитов. К настоящему времени в отечественной высшей школе в ряде ведущих вузах созданы экспериментальные площадки по внедрению образовательных кредитов в практику учебных заведений. Ведущей экспериментальной площадкой является Российский университет дружбы народов (РУДН).
В РУДН введена и успешно применяется на практике система зачетных единиц (ЗЕ), основанная на европейской системе трансфертных кредитов БСТ8. При использовании ЗЕ в качестве выполненного объекта работы измеряют только общую нагрузку. Одна ЗЕ в отечественной высшей школе равна 36 часам общей нагрузки студента. По результатам итоговой аттестации студенту выставляются зачет в количестве ЗЕ, характеризующих трудоемкость освоенной дисциплины, и дифференцированная оценка, характеризующая качество освоения студентом зна-
по шкале ECTS кредитов
ECTS шкала Значение оценки Определение Уд. вес студентов
А Отлично (excellent) Необыкновенно успешно с незначительными ошибками 10
В Очень хорошо (very good) Выше среднего, но с некоторыми ошибками 25
С Хорошо (good) В целом приемлемо с рядом существенных ошибок З0
D Удовлетворительно (sates factory) Приемлемо, но с серьезными недостатками 25
Е Посредственно (sufficient) Соответствует шт критериям 10
Fx Неудовлетворительно с пересдачей в сессию (face) Необходимы некоторые дополнительные работы для выставления кредита -
F Плохо с пересдачей в следующую сессию (face) Необходима значительная дополнительная работа -
ний в рамках данной дисциплины. Положительными оценками являются оценки А, В, С, Б и Е. Ниже приведена таблица соответствия традиционных оценок отечественной высшей школы, оценок 100-балльной БРС и семибалльной оценки ЕСТ8 для признания в европейских странах, принятая в РУДН (табл.2) [4].
Таблица 2 Соответствие систем оценивания по традиционной шкале, 100-балльной
шкале Б *С и шкале ECTS
Баллы БРС Традици- онные оценки Баллы для перевода оценок Оценки Оценки ECTS
86-100 5 95-100 86-94 5+ 5 A B
69-85 4 69-85 4 C
51-68 3 61-68 51-60 3+ 3 D E
0-50 2 31-50 0-30 2+ 2 Fx F
Академические кредиты применяются также в зарубежной докторантуре при подготовке к ученой степени доктора философии (PhD), когда встает вопрос о взаимозачете курсов. В докторантуре много образовательных учебных курсов и результатов научно-исследовательской работы, за которые докторант должен отчитаться, поэтому целесообразно использовать систему единых кредитов для оценки выполненной учебной и научной работы. В соответствии с Болонской декларацией учеба в докторантуре представляет собой третью ступень образования, которая предполагает его самый высокий уровень. Это образование ориентировано на получение современных научных знаний и особенно на собственный вклад обучаемого, который является результатом его научного исследования и самостоятельного творческого труда. Завершившие курс обучения в докторантуре получают академическое звание Doctor of Philosophy (PhD).
Нами проведен сравнительный анализ образовательных программ подготовки доктора философии по педагогике (PhD in Education) в зарубежных университетах. В качестве примера рассмотрена подготовка докторов философии по педагогике (PhD in Education) в Братиславском техническом университете, Казахском национальном педагогическом университете им.Абая, Евразийском национальном университете
им.Л.Н.Гумилева (Казахстан), Всемирном Информационно-распределенном университете
(Швейцария), университете Уолдена (США) и Масонском университете Джорджии (США). Проведенный сравнительный анализ образова-
тельных программ подготовки доктора философии (РЬБ) по педагогике позволил сделать ряд выводов [5]:
1. Аттестационные требования содержат выполнение образовательной и исследовательской составляющих, подготовку и защиту докторской диссертации. Организация обучения в докторантуре основана на системе кредитов.
2. Учебно-образовательная часть программ, как правило, имеет длительность одного (первого) года обучения и составляет 60 кредитов в Братиславском техническом университете, 30 кредитов в Казахском национальном педагогическом университете им.Абая и Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилева, 3045 кредитов во Всемирном Информационно-распределенном университете, 92 кредита в университете Уолдена и 32 кредита в Масонском университете Джорджии.
3. Научная компонента программ подготовки
доктора философии по педагогике формируется из научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации. Она в разных университетах оценивается разным количеством кредитов: в Братиславском техническом университете - 120 кредитов, в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая - 33 кредита, в Евразийском национальном университете им.Л.Н.Гумилева - 20 кредитов, во Всемирном Информационно-распределенном
университете - 10-75 кредитов, в университете Уолдена - 30 кредитов и Масонском университете Джорджии - 15 кредитов.
4. Во всех рассмотренных выше университетах подготовка доктора философии (РЬБ) по педагогике содержит различные варианты педагогической практики и стажировки. В Братиславском техническом университете эта часть образовательной программы называется педагогической деятельностью. Она составляет, как правило, 4 часа в неделю и охватывает кураторство (научное руководство) двух проектов бакалавров за учебный год в течение второго и третьего курсов. В рассматриваемых Казахстанских университетах это педагогическая и профессиональная практика, содержащая в Казахском национальном педагогическом университете 6 кредитов и в Евразийском национальном университете - 10 кредитов. В университете штата Джорджия эта часть образовательной программы называется "интернатурой в педагогике" и составляет 3 кредита.
Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная программа подготовки докторов философии (РЬБ) по педагогике содержит учеб-
но-образовательную и научную компоненты, а также педагогическую практику (стажировку). Длительность этих компонентов отличается друг от друга и зависит от географического расположения учебного заведения.
Интеграция российской высшей школы в Болонский процесс приведет к реорганизации деятельности отечественной аспирантуры. При этом нам следует ориентироваться на европейские высшие учебные заведения, которые в нашем обзоре представляет Братиславский технический университет. В Российской аспирантуре ее цели, квалификационные характеристики выпускника, требования к уровню подготовки, необходимые для освоения основной образовательной программы, сроки ее освоения устанавливаются в соответствии с Временными требованиями [6].
Прием в Российскую аспирантуру производится с академических уровней специалиста и магистра. Вступительные испытания проводятся на конкурсной основе, которые включают себя экзамен по специальности, иностранному языку и экзамен по истории и философии науки. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения составляет 3 года, при заочной форме обучения - 4 года. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения составляет 156 недель: учебно-образовательная программа подготовки - 20 недель (1080 часов) из расчета 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы; программа научно -исследовательской подготовки, включая оформление и представление диссертации на соискание ученой степени кандидата наук - 120 недель (6480 часов); каникулы - не менее 16 недель.
Основная образовательная программа подготовки аспиранта состоит из следующих компонентов: образовательно-профессиональные дисциплины; факультативные дисциплины; педагогическая практика; научно-исследовательская работа аспиранта; итоговая аттестация аспиранта; подготовка диссертационной работы и представление ее в Диссертационный совет по присуждению ученой степени кандидата наук.
Как и прежде, в индивидуальный учебный план работы аспиранта входит сдача кандидатских экзаменов по философии и истории соответствующей отрасли наук, иностранному языку и специальности, а также выделяется время на начальную (в объеме ассистентского минимума) подготовку к педагогической деятельности в высшей школе. При этом программы первых двух экзаменов должны быть ориентированы на группу родственных специальностей, а возмож-
но, и на более широкую образовательную область науки и техники. Что касается программы по специальности, то ее освоение должно было бы сопровождаться несколькими экзаменами, включая дисциплины не только научной специальности, но и научной отрасли.
Функционирование Российской аспирантуры можно рассмотреть на примере подготовки кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" на кафедре педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета. Учебно-образовательная программа содержит общеобразовательно-профессиональные дисциплины, завершающиеся кандидатскими экзаменами: история и философия науки, иностранный язык, теория и методика профессионального образования. Эти три дисциплины имеют суммарный объем 300 часов, что может быть эквивалентно 8 кредитам. Следующий раздел - специальные дисциплины по выбору аспиранта, имеющие суммарный объем 180 часов (5 кредитов). В нашем случае это "Методология и методы научных исследований" и "Методы статистической обработки результатов научных исследований".
Отдельный раздел учебно-образовательные программы - факультативные дисциплины по решению Ученых Советов Университетов объемом 500 часов (14 кредитов). Как правило (и в нашем примере), это программа по направлению "Преподаватель высшей школы", имеющая свои Государственные требования и завершающаяся дипломом о профессиональной подготовке с правом ведения преподавательской деятельности в высшей школе. В программу входят дисциплины "Психология человека", "Педагогика", "Организационные основы высшего образования", "Информационные технологии в науке и образовании", "Педагогическое проектирование", "Пси-холого-педагогический тренинг" и другие по выбору конкретного университета. Обучение по данному разделу заканчивается, как правило, аттестационной работой. К данному разделу примыкает педагогическая практика аспиранта объемом 100 часов (3 кредита). Всего учебнообразовательная составляющая аспирантской подготовки оказывается равна 30 кредитным единицам ECTS.
Научно-исследовательская составляющая образовательной программы российской аспирантуры содержит 112 недель объемом 6048 учебных часов, из которых непосредственно на научно-исследовательскую работу отводится 60 недель и на подготовку диссертации - 52 недели.
На саму процедуру прохождения рассмотрения и защиты диссертации отводится 8 недель. Таким образом, на всю научно-исследовательскую составляющую образовательной программы (включая защиту диссертации) отводится 120 недель объемом 6480 учебных часов. Эта составляющая не имеет пока кредитного накопления. Попробуем оценить ее в кредитной стоимости.
Среднестатистическая отечественная кандидатская диссертация имеет порядка 160 страниц и содержит введение, несколько глав (4-6 параграфов, раскрывающих объект, предмет, инструментарий и экспериментальную часть исследования), заключение, список литературы и приложения. Автореферат диссертации содержит краткое содержание выполненной диссертации и авторские публикации. Последние, как правило, состоят из 1-2 статей из реестра высшей аттестационной комиссии (ВАК) России, 3-4 статей в периодических научных журналах, 3-5 публикаций материалов международных, всероссийских и региональных конференций и 1-2 учебных пособий или методических разработок - всего в среднем около 8-13 публикаций.
В европейской докторантуре (PhD) приведены сведения о кредитной стоимости в системе ECTS научных публикаций, презентаций, подготовки и защиты докторской диссертации. Например, по аналогии с кредитной стоимостью результатов научно-исследовательской работы в докторантуре Братиславского технического университета [7] попробуем оценить стоимость публикации статьи в журнале из реестра высшей аттестационной комиссии - 14 ЗЕ, в других периодических журналах - 12 ЗЕ, материалах конференций - 8 ЗЕ, методические материалы - 6 ЗЕ, презентации на международной конференции - 6 ЗЕ, презентации на отечественной конференции
- 4 ЗЕ, написание и защиту кандидатской диссертации - 12 ЗЕ. В итоге для среднестатистической отечественной кандидатской диссертации получим оценку от 90 ЗЕ до 140 ЗЕ.
В заключении сделаем некоторые выводы. Во-первых, следует согласиться с тем, что кредитная оценка трудоемкости научно-исследовательской части программы проведена произвольно. Однако, по нашему мнению, можно доверять полученному интервалу затраченной трудоемкости на подготовку, оформление и защиту кандидатской диссертации. Во-вторых, есть основание считать, что ученая степень кандидата наук в России как по затраченной трудоемкости научно-исследовательской составляющей, так и по уровню заявленной квалификации (требованиям к выполнению работы) соответствует европейской ученой степени доктора философии
(PhD). В-третьих, следует отметить, что учебнообразовательная часть подготовки кандидата наук в российской аспирантуре нуждается в усилении, ориентировочно, на 30 ЗЕ. Так как, по нашему мнению, оценка трудоемкости научноисследовательской части программы в среднем не превышает 120 ЗЕ, то это не приведет к увеличению общей трудоемкости обучения в аспирантуре. Все это позволит гармонизировать программы подготовки кандидата наук и доктора философии и привести их учебно-образовательные и научно-исследовательские составляющие к величинам в 60 плюс 120 кредитных единиц ECTS.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что европейская докторантура и российская аспирантура являются третьей ступенью непрерывного постмагистерского образования, выполняют параллельные, идентичные функции, имеют сравнимые сроки подготовки и аналогичные друг другу компоненты подготовки и квалификационные требования. Учебно-образовательная часть европейской докторантуры имеет большую кредитную стоимость по сравнению с Российской аспирантурой. В аспирантуре более широкий спектр изучаемых дисциплин, каждая из которых имеет небольшую кредитную нагрузку. Научно-исследовательские компоненты обеих институциональных форм почти полностью идентичны, более детальному сравнению подлежит уровень квалификационных требований к ученым степеням. Следует отметить, что ученая степень доктора философии PhD нострифициру-ется в России на ученую степень кандидата наук, однако обратная нострификация в европейских странах почти отсутствует (за исключением Франции).
В связи с этим возникает вопрос либо о зарубежной нострификации российской ученой степени кандидата наук, либо об организации кредитной стоимости компонентов российской аспирантуры и доподготовки кандидатов наук с помощью системы накопительных кредитов на базе European Credit Accumulation.
1. Клементовичус Я.Я., Бурова Н.В., Покровская Н.Н. Модернизация системы обучения в СПбГУЭФ: учебно-методич. пособие / под ред. И.И.Егоровой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. -Вып.6: Академическая мобильность в рамках Болонского процесса. - 78 с.
2. ECTS, зачетные единицы, кредиты, кредитные системы, система накопления, система перевода (передачи) кредитов // Отчет по программе "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования". - М.:
Государственное учреждение "Центр сравнительной образовательной политики Министерства образования РФ". - 2003. - Кн.1. - 98 с.
3. Корпоративное управление вузом: учеб. пособ. / под ред. А.И.Чучалина. - Томск: Изд-во Томск. политехнич. ун-та, 2008. - 416 с.
4. Баум В.В., Чистохвалов В.Н., Филиппов В.Н. Система зачетных единиц (кредитов) как один из инструментов признания квалификаций: учеб. пособ. - М.: РУДН, 2008. - 166 с.
5. Матушанский Г.У., Сулейманова А.Р. Образовательные программы подготовки доктора филосо-
фии по педагогике (PhD in Education) за рубежом. // Вестник Казанск. гос. энергетическ. ун-та. -2010. - №1. - С.147-157.
6. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования. - М., 2002.
7. Турек И., Хрмо Р. Обучение в докторантуре по специальности "Инженерная педагогика" в республике Словакия // IGIP "Report". - 2007. - №36.
- С.22-28.
ESTIMATION OF CREDIT COST OF EDUCATIONAL PROGRAMME OF THE RUSSIAN POSTGRADUATE STUDY SYSTEM
G.U.Matushanskiy, A.R.Suleimanova
In the given article the authors raise the questions of nostrification of the Russian academic degree (PhD) abroad, the organization of credit cost of components of the Russian postgraduate study system and the extra-training for the PhDs by means of the system of memory credits.
Key words: credit system, ECTS (European Credit Transfer and Accumulating System), workload.
Матушанский Григорий Ушерович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета.
E-mail: [email protected]
Сулейманова Алсу Расиховна - аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 11.10.2010